Главная / Начальные классы / Рабочая программа по русскому языку

Рабочая программа по русскому языку

hello_html_4477cdaa.gifПояснительная записка

Данная рабочая программа составлена на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской, Р.И. Никольской, Г.И. Сорокиной. «Детская риторика» Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.,

Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ МОиН №373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю) для младших школьников- иностранцев на основе авторской программы (программа автора предусматривает 34 часа для старшего дошкольного возраста, что соответствует часам отведенным авторами программы для русского языка как родного) .


Программа составлялась как дополнительная для учащихся-иностранцев:

- с учётом особенностей класса;

- особенностей авторской программы;

- с целью сохранения требований к знаниям , умениям и навыкам учащихся , предполагаемым федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.


Программа обеспечена следующим учебно-методическим комплектом:

  • Учебник-тетрадь, 1,2ч. Т.А. Ладыженская и др. Москва, Изд. «Баласс» 2011г.

  • Методические рекомендации. Детская риторика. 2класс. Т.А. Ладыженская. Москва, Изд. «Баласс» 2011г.


Время реализации программы – 2012-2013 учебный год.

Начальная школа - 2класс.

Учитель - Дзюба Надежда Митрофановна.




Цель риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников-иностранцев эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь.

Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального <…> состава российского общества»1.

Особенности построения курса «Риторика».

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику-иностранцу познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.

В структуре курса риторики можно выделить два смысловых блока:

Первый блок – «Общение» даёт представление о

сущности того взаимодействия между людьми, которое называется общением; речевой (коммуникативной) ситуации;

компонентах коммуникативной ситуации: кто, кому, зачем, что, как, где, когда говорит (пишет).

Сведения этого блока развивают умения школьников ориентироваться в ситуации общения, определять речевую задачу, оценивать степень её успешной реализации в общении.

Второй блок – «Речевые жанры» – даёт сведения о

тексте как продукте речевой (коммуникативной) деятельности, его признаках и особенностях;

типологии текстов (повествовании, описании, рассуждении);

речевых жанрах как разновидностях текста, то есть текстах определённой коммуникативной направленности. В детской риторике изучаются не жанры художественной литературы, а те жанры, которые существуют в реальной речевой практике: жанр просьбы, пересказа, вежливой оценки, сравнительного высказывания, объявления и т.д.

Риторика основана на деятельностном подходе как основном способе получения знаний и развития коммуникативных умений – школьники-иностранцы анализируют примеры общения, реализуют свои высказывания в соответствии с изученными правилами.

В курсе программы осуществляются тесные межпредметные связи

- с литературой, так как широко используются художественные произведения для иллюстрации языковых фактов, в составлении устных и письменных рассказов о героях литературных произведений, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование);

- с уроками русского языка: умение анализировать риторические задачи, первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй);

- с уроками музыки, изобразительного искусства: использование репродукции картин известных художников, фонограмм учитель опирается на те знания, которые получены учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки, что способствует эстетическому воспитанию учащихся, выявлять основной замысел произведения, понимать язык этих видов искусств. При этом школьники учатся находить словесный эквивалент зрительным образам, цветовой гамме изображаемого.


Содержание учебного предмета


Общение. Чему учит риторика. Что такое успешное общение.

Речевая (коммуникативная) ситуация. Кто (адресант) говорит (пишет) – кому (адресат) – чтос какой целью. Речевые роли (в семье, школе и т.д.).

Виды общения. Общение в быту (обыденное – повседневное); общение личное: один – один (два – три).

Речевая деятельность. Четыре вида речевой деятельности. Говорить – слушать, их взаимосвязь. Писать – читать, их взаимосвязь.

Слушание. Приёмы слушания: фиксация темы (заголовка) высказывания и непонятных слов.

Говорение. Основной тон, смысловое ударение, темп, громкость высказывания; их соответствие речевой задаче.

Чтение. Изучающее чтение. Приёмы чтения учебного текста: постановка вопроса к заголовку и от заголовка, выделение ключевых слов (в связи с пересказом).

Письменная речь. Способы правки текста. Вычеркивание ненужного (лишнего), замена слов (словосочетаний и т.д.), вставка необходимого и т.д.

Правильная и хорошая эффективная речь. Речь правильная и неправильная (с нарушением норм литературного языка). Речь хорошая (успешная, эффективная).

Текст. Речевые жанры. Тематическое единство как признак текста. Типы заголовков. Основная мысль текста. Структурно-смысловые части в разных текстах.

Типы текстов.

Рассуждения с целью объяснения или доказательства. Основная мысль (тезис) в рассуждении. Смысловые части рассуждения. Пример и правило в рассуждении.

Описание в учебной речи, его цель, основные части. Описание в объявлении. Описание-загадка.

Невыдуманный рассказ (о себе).

Вторичные тексты.

Понятие о пересказе. Подробный пересказ (устный). Краткий пересказ (устный). Способы сжатия текста. Отзыв-отклик (экспромт) о книге, фильме, телепередаче.

Речевой этикет. Способы выражения вежливой речи. Этикетные средства в устной и письменной речи.

Этикетные речевые жанры. Просьба. Скрытая просьба. Приглашение. Согласие. Вежливый отказ.



Планируемые результаты по предмету «Риторика».

Личностными результатами изучения курса риторики во 2-м классе является формирование следующих умений:

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;

оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

анализировать тактичность речевого поведения в семье;

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.


Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих учебных действий:

формулировать задачу, выбирать вид чтения (ознакомительное, изучающее);

пользоваться приёмами чтения учебного текста: ставить вопрос к заголовку и от заголовка, выделять ключевые слова;

отличать подробный пересказ от краткого;

знать два основных приёма сжатия (компрессии) текста для реализации краткого пересказа;

пользоваться приёмами сжатия текста для продуцирования сжатого пересказа;

пользоваться приёмами слушания: фиксировать тему (заголовок), ключевые слова;

реализовывать устные и письменные рассуждения по тексту определённой структуры, определять цель рассуждения (доказать, объяснить),

-формулировать тезис (то, что доказывается или объясняется) и приводить в качестве доказательства ссылку на правило, закон;

реализовывать устные и письменные высказывания – описания хорошо знакомых предметов, животных, подчиняя описание его основной мысли, анализировать и учитывать особенности описания в учебно-научной речи;

при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

делать выводы и обобщения в результате совместной работы класса.


Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

характеризовать речь (как успешную или неуспешную) с точки зрения решения поставленной коммуникативной задачи;

определять вид речевой деятельности, характеризовать её особенности;

планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

осознавать значение тона, смыслового ударения как несловесных средств устного общения;

уместно пользоваться изученными свойствами устной речи для реализации задачи своего высказывания;

оценивать правильность речи с точки зрения (известных ученикам) орфоэпических, грамматических, лексических норм, обращаться к нормативным словарям за справкой;

анализировать уместность, эффективность реализации речевых жанров просьбы, вежливого отказа на просьбу в различных ситуациях общения;

продуцировать уместные, эффективные жанры просьбы и вежливого отказа, применительно к разным ситуациям общения;

определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста (начало, основную часть, концовку);

подбирать заголовки к готовым и продуцируемым текстам (в соответствии с темой, основной мыслью и т.д.);

анализировать и продуцировать невыдуманные рассказы, соотносить речевое содержание рассказа с задачей рассказчика;

разыгрывать диалоги, пользуясь риторическими заданиями учебника;

сочинять продолжение диалогов разных персонажей, сказочных историй;

давать оценку невежливому речевому поведению.



Формы контроля и оценки планируемых результатов.

В основу изучения курса «Риторика» положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами. Воспитательные результаты оцениваются по трём уровням.

Первый уровень результатовприобретение школьником социальных знаний общества, в котором ему жить (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в нашем (иностранном) обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

Второй уровень результатов — получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям нашего (иностранного) общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной про-социальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний другого народа, начинает их ценить (или отвергает).

Третий уровень результатов — получение школьником-иностранцем, опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным в данном обществе человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то чувство, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина в другом гражданском обществе

.

Динамика развития учащихся фиксируется учителем (внутренняя система оценки) на основе диагностик.

Для отслеживания результатов предусматриваются в следующие формы контроля:

Стартовый, позволяющий определить исходный уровень развития учащихся (результаты фиксируются в зачетном листе учителя);

Текущий:

-прогностический, то есть проигрывание всех операций учебного действия до начала его реального выполнения;

- пооперационный, то есть контроль за правильностью, полнотой и последовательностью выполнения операций, входящих в состав действия;

-рефлексивный, контроль, обращенный на ориентировочную основу, «план» действия и опирающийся на понимание принципов его построения;

-контроль по результату, который проводится после осуществления учебного действия методом сравнения фактических результатов или выполненных операций с образцом.


Итоговый контроль в формах:

-публичные выступления ребёнка;

-участие в театрализованных представлениях, сценках, диалогах;

-иллюстрирование, выразительное чтение;

-сочинение стихотворений, загадок, сказок, рассказов и т.д.

-решение риторических задач;

-знание норм поведения в социуме и умение их соблюдать (через наблюдения учителя во внеурочное время)

Содержательный контроль и оценка результатов учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения ребёнком языка и не допускает сравнения его с другими детьми.

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя.

(В рамках накопительной системы, создание портфолио)

















Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

Учебно-методический комплект по программе Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской.

п/п

Название пособия

Класс

Год издания

Издательство

Автор

1.

Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование

1-4

2011

М.: Баласс, 2011. - 192с.

Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна.

2.

Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебные тетради для 2-го класса. В 2-х ч.

2

2012

М.: Баласс

Ладыженская Т.А. и др.

3.

Детская риторика в рассказах и рисунках 2 класс. Методические рекомендации

2

2012

М.: Баласс

. Под ред. Т. А. Ладыженской.

4

Обучение успешному общению. Речевые жанры. Книга для учителя / Под ред. Т. А. Ладыженской.

2

2012

М.: Баласс

Ладыженская Т.А. и др.


Оснащение образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением



Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


В наличии

Примечания

1.

Учебно-методические комплекты по риторике (учебники, рабочие тетради, дидактические материалы)

Программно-методические материалы: Программы по риторике; методические пособия (рекомендации к проведению уроков риторики).

Стандарт начального общего образования по образовательной области «Риторика».



Учебно-наглядные пособия.

частично

В первую очередь утвержденные

МОН РФ


Печатные пособия



2.

Таблицы

нет

комплекты

(в перспективе)




Информационно-коммуникативные средства




3.

Мультимедийные обучающие программы.

Игровые компьютерные программы

Материал на информационном носителе

(флэш-карта)


частично

спецкурс

(в перспективе)



Технические средства обучения



4.

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц.

Магнитная доска.

Интерактивная доска.

Персональный компьютер.

Мультимедийный проектор.

Ксерокс.

Цифровая камера (по возможности)














полностью





















Тематическое планирование дополнительных занятий риторикой

для школьников-иностранцев во 2 классе русской школы.

Наименование раздела

К-во часов по разделу

Устная речь + письменная речь

План

(вторник,

четверг)

Факт

ОБЩЕНИЕ.

(1 часть)



34

17 +17(письмо)



1. Что такое успешное общение. Речь как средство воздействия на мысли, чувства.



4



2+2



2.Чему учит риторика.

6

3+3



3. Как мы говорим.

16

8+8



4. Вежливое общение.

4

2+2



5. Учусь читать, понимать и писать.

4

2+2



ТЕКСТ. (2 часть)

34

16+16(письмо)



1.Тема и основная мысль.

6

3+3



2. Пересказ.

6

3+3



3. Правильное нахождение, выделение смыслового содержания текста .



4

2+2



4. Типы текстов.

2

1+1



5. Рассуждение.

6

3+3



6. Описание.

4

2+2



7. Невыдуманный рассказ.

4

2+2



ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ.

2

1+1(задание на лето)



Итого

68

68







Согласовано Протокол заседания методического объединения учителей _____________________цикла от 28 августа 2012 года №1



Согласовано Зам. директора по УВР _____ Е. Ю. Бакланова 29 августа 2012года





МБОУ КРАСНОЗНАМЕНСКАЯ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

ПОС. КРАСНОЗНАМЕНСКИЙ ЩМР МО



 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

дополнительных занятий

с учащимися-иностранцами

во__2_ классе

на 2012-2013 учебный год

 

  







Составитель: Дзюба Надежда Митрофановна

учитель начальных классов

второй квалификационной категории







2012





1 Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Вестник образования России. – 2009. – № 2. – С. 47.


Рабочая программа по русскому языку
  • Начальные классы
Описание:

Программа составлялась как дополнительная для учащихся-иностранцев:

"BsN ;mso-ansi-language:RU;mso-fareast-language:RU;mso-bidi-language: AR-SA'>программы

Данная рабочая  программа  составлена на основе авторской программы Т.А. Ладыженской, Н.В. Ладыженской, Р.И. Никольской, Г.И. Сорокиной. «Детская риторика» Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Книга 2. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д .И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.,

 

Федерального государственного стандарта начального общего образования (приказ МОиН №373 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию»;

Рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю) для младших школьников- иностранцев на основе авторской программы (программа автора предусматривает 34 часа для старшего дошкольного возраста, что соответствует часам отведенным авторами программы для русского языка как родного) .

 

Программа составлялась как дополнительная для учащихся-иностранцев:

-  с учётом  особенностей класса;

-  особенностей авторской программы;

 

- с целью сохранения требований к знаниям , умениям и навыкам учащихся , предполагаемым  федеральными государственными стандартами образования на ступени начального общего образования.

Автор Дзюба Надежда Митрофановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 271
Номер материала 34828
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓