Главная / Начальные классы / Рабочая программа по русскому языку ПНШ (2 класс)

Рабочая программа по русскому языку ПНШ (2 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по русскому языку составлена Касмыниной Г.В. и Ждановой Е.Ф. на основе авторской программы «Русский язык» М.Л. Коленчук, Н.А. Чураковой. Программа соответствует ФГОС второго поколения 2009 г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой.

Программа предназначена для учащихся 2 класса общеобразовательной школы и рассчитана: 170 часов – 5 уроков в неделю. В авторскую программу изменения не внесены.

Актуальность и педагогическая целесообразность рабочей программы.

Рабочая программа соответствует виду, целям и особенностям МОУ СОШ №22 Начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.

Цели курса: Познавательная цель предполагает ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия, логического мышления и воображения учащихся.

Социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативных компетенций учащихся как показателя общей культуры человека, развитие устной и письменной речи.

Для достижения поставленных целей изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

- развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с особенностями и условиями общения;

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;

- овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты -описания и тексты-повествования небольшого объема;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь. В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют результаты обучения школьника по другим школьным предметам, а также обеспечивают успешность его «проживания» в детском обществе.

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первый этап системы лингвистического образования учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с первоначальным литературным образованием.

Наряду с формированием основ элементарного навыка чтения развиваются речевые умения детей, обогащается и активизируется словарь, совершенствуется фонематический слух, осуществляется грамматико-орфографическая пропедевтика.

Систематический курс русского языка представлен в начальной школе совокупностью понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой, и имеет познавательно-коммуникативную направленность. Это предполагает развитие коммуникативной мотивации, пристальное внимание к значению и функциям всех языковых единиц.

Во 2-ом классе продолжают решаться задачи совершенствования графического навыка при соблюдении гигиенических требований к данному виду учебной работы.

Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются параллельно со знакомством учащихся с различными принципами русского правописания (с частичным введением терминологии).

Ценностными ориентирами данного курса являются:

1) формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

2) понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

3) сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

4) овладение первоначальными представлениями о нормах русского литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

5)овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.










Содержание курса «Русский язык» 2 класс (170 ч)


Фонетика и орфография (52 ч.)


Чередования звуков, не отражаемые на письме (фонетические чередования): чередования ударных и безударных гласных (в[о]ды - в[а]да); парных глухих и звонких согласных на конце слова и в корне перед шумным согласным (подру[г]а — дру[к], ло[ж]ечка — ло[ш]ка); согласных с нулевым звуком (мес[т]о — ме[сн]ый). Общее правило обозначения этих чередований на письме: чередующиеся в одном и том же корне звуки обозначаются на письме одинаково, в соответствии с проверкой. Различные способы проверок подобных написаний.

Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу.

Правописание сочетаний чк, чн, нч.

Написание ы или и после ц в разных частях слова.

Написание частицы не со словами, называющими действия.

Разграничение на письме приставок и предлогов.

Написание разделительных ь и ъ.

Написание слов-названий предметов с основой на шипящий звук.


Морфемика и словообразование (50ч.)


Понятие об окончании слова и его основе. Окончания слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Разграничение слов, имеющих окончания (изменяемых) и не имеющих окончания (неизменяемых). Окончания, выраженные звуками, и нулевые.

Корень слова. Понятие о родственных словах.

Как делаются слова (элементарные представления о словообразовании).

Образование слов с помощью суффиксов. Образование слов с помощью приставок.

Образование слов с помощью приставки и суффикса одновременно. Сложные слова с соединительными гласными.

Понятие о составе слова. Основные морфемы русского языка, их функции и способы вычленения.

Чередования звуков, видимые на письме (исторические чередования). Системность подобных чередований при словообразовании и словоизменении.


Морфология и лексика (27 ч.)


Слово и его значение. Понятие о слове как основной номинативной единице языка. Многозначность слова. Понятие об омонимах (без введения термина).

Способы разграничения многозначных и омонимичных слов. Синонимы. Отличия однокоренных слов от синонимов и омонимов.

Понятие о происхождении слов. Слова и их дальние родственники. Использование сведений о происхождении слова при решении орфографических задач.

Разграничение разных слов и разных форм одного и того же слова (словообразование и словоизменение).

Понятие о начальной форме слова. Начальная форма слов-названий предметов, слов-названий признаков и слов-названий действий.

Изменение слов-названий предметов по числам и по команде вопросов (по падежам, без введения термина). Род слов-названий предметов.

Изменение слов-названий признаков по числу, по команде вопросов (по падежам) и по родам.


Синтаксис и пунктуация (11ч.)


Понятие о словосочетании. Различие между грамматической связью слов в словосочетании и слов, входящих в основу предложения.

Понятие о предложении. Типы предложения по цели высказывания: повествовательные, вопросительные и побудительные. Типы предложений по эмоциональной окраске: восклицательные и невосклицательные.

Понятие о главных и неглавных членах предложения. Формирование умения ставить вопросы к разным членам предложения.

Понятие об обращении и способах его оформления на письме.


Лексикография (изучается во всех разделах в течение года)


Знакомство с учебными словарями: толковым, орфографическим (словарь «Пиши правильно»), обратным, орфоэпическим (словарь «Произноси правильно»), этимологическим (словарь происхождения слов). Создание учебных ситуаций, требующих обращения к словарям различных типов; формирование представлений об информации, которую можно извлечь из разных словарей; элементарные представления об устройстве словарных статей в разных словарях.


Развитие речи (30 ч.)


Признаки текста. Построение текста. Выделение в тексте смысловых частей.

Абзац. Оформление записи следующей части текста с помощью нового абзаца.

Текст-описание и текст-повествование.

Тема и основная мысль (основное переживание) текста. Составление плана текста. Изложение как жанр письменной речи. Использование плана для написания сочинения и для устного рассказа. Определение темы и основной мысли живописного произведения.

Сравнительный анализ разных текстов, посвященных одной теме (сравнение основной мысли и переживания); сравнительный анализ разных текстов, посвященных разным темам (сравнение основной мысли или переживания). Сравнение научно-популярных и художественных текстов.

«Азбука вежливости»: закрепление основных формул речевого этикета, адекватных ситуации речи (в беседе со школьниками или со взрослыми); освоение жанра письма и поздравительной открытки с точки зрения композиции и выбора языковых средств в зависимости от адресата и содержания.

Правила употребления приставок на- и о- в словах надеть, надевать, одеть, одевать.


Словарь

Арбуз, берёза, билет, быстро, вдруг, весело, воробей, ворона¸ газета, город, группа, девочка, деревня, директор, до свидания, завод, заяц, здравствуй, иней, капуста, класс, корова, лисица, лопата, магазин, машина, медведь, молоко, морковь, мороз, Москва, народ, одежда, посуда, работа, ребята, Родина, Россия, русский, сирень, скоро, собака, сорока, спасибо, столица, суббота, тетрадь, товарищ, урожай,. Ученик, учитель, фамилия, хорошо, ягода, язык (55 слов).


























Планируемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения


Содержательная линия «Система языка»


Раздел «Фонетика и графика»


Обучающиеся научатся:

Определять в слове количество слогов, находить ударные и безударные слоги;

Соотносить количество и порядок расположения букв и звуков, давать характеристику отдельных согласных и гласных звуков.


Раздел «Орфоэпия»


Обучающиеся получат возможность научиться:

Правильно употреблять приставки на- и о- в словах: надеть, надевать, одеть, одевать;

Правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в этом классе.


Раздел «Состав слова (морфемика)»


Обучающиеся научатся:

Различать изменяемые и неизменяемые слова;

Различать родственные слова и формы слова;

Находить значимые части слова;

Выделять в слове окончание и основу; противопоставлять слова, имеющие окончания, словам без окончаний;

Выделять в слове корень, подбирая однокоренные слова;

Сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, указывая способ словообразования;

Мотивированно выполнять разбор слова по составу на основе словообразовательного анализа;

Обнаруживать регулярные исторические чередования, видимые на письме;

Разграничивать разные слова и разные формы одного слова.


Раздел «Лексика»


Обучающиеся научатся:

Выявлять слова, значение которых требует уточнения;

Определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

Раздел «Морфология»


Обучающиеся научатся:

Определять начальную форму существительных, прилагательных, глаголов;

Изменять слова-названия предметов по числам и команде вопросов; определять их род;

Изменять слова-названия признаков по числам, команде вопросов и родам.


Раздел «Синтаксис»


Обучающиеся научатся:

Различать предложение, словосочетание и слово;

Находить в составе предложения все словосочетания; в словосочетании находить главное слово и зависимое и ставить от первого ко второму вопрос;

Определять тип предложения по цели высказывания и эмоциональной окраске;

Находить в предложении основу и неглавные члены;

Задавать вопросы к разным членам предложения.


Содержательная линия «Орфография и пунктуация»


Обучающиеся научатся:

Проверять сомнительные написания (безударные гласные в корне, парные по глухости-звонкости согласные, непроизносимые согласные); жи-ши, ча-ща, чу-щу в разных частях слова;

Выбирать букву и или ы в позиции после ц в разных частях слова;

Писать словарные слова в соответствии с заложенным в программе минимумом;

Определять (уточнять) написание слова по орфографическому словарю учебника;

Различать на письме предлоги и приставки;

Употреблять разделительные ь и ъ знаки;

Находить в тексте обращения и выделять их пунктуационно.


Содержательная линия «Развитие речи»


Обучающиеся научатся:

Определять тему и основную мысль текста, составлять план текста и использовать его при устном и письменном изложении;

Членить текст на абзацы, оформляя это членение на письме;

Грамотно написать и оформить письмо элементарного содержания;

Владеть нормами речевого этикета в типизированных речевых ситуациях;

Соблюдать орфоэпические нормы речи;

Устному повседневному общению со сверстниками и взрослыми с соблюдением норм речевого этикета;

Писать записки, письма, поздравительные открытки с соблюдением норм речевого этикета.


Ожидаемые результаты освоения учебной программы

по курсу «Русский язык» к концу 2-го года обучения

В области познавательных УУД (общеучебных)


Обучающиеся научатся:

инструментально освоить алфавит для свободной ориентации в корпусе учебных словарей: быстрого поиска нужной группы слов или словарной статьи;

ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст упражнения, правило или таблицу; находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте;

работать с несколькими источниками информации (двумя частями учебной книги и "Рабочей тетрадью"; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту)


В области коммуникативных УУД


Обучающиеся получат возможность научиться:

В рамках инициативного сотрудничества:

работать с соседом по парте (распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы);

выполнять работу по цепочке;


В рамках коммуникации как взаимодействия:

видеть разницу двух заявленных точек зрения, двух позиций и мотивированно присоединяться к одной из них;

использовать правила, таблицы, модели для подтверждения своей позиции или высказанных героями точек зрения.


В области регулятивных УУД (контроль и самоконтроль учебных действий)


Обучающиеся научатся:

понимать, что можно апеллировать к правилу для подтверждения своего ответа или того решения, с которым он соглашается;

проверять выполненную работу, используя правила и словари, а также самостоятельно выполнять работу над ошибками.


Учебно-тематическое планирование по русскому языку

Класс: 2 «В»

Учитель: Жданова Е.Ф.

На изучение русского языка отводится 170 часов в учебный год (5 часов в неделю);

в том числе:

- на написание контрольных диктантов – 8 ч.

Интегрированная проверочная работа – 1 (см. Приложение № 2)


Планирование составлено на основе авторской программы «Русский язык» М.Л. Каленчук, Н.А. Чураковой, которая является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой. (см. Приложение № 1).


Программно-методическое обеспечение учебного процесса.

Учебно-методический комплекс:

Программа и учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

учителя

ученика

Программа по русскому языку. /М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова // Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспекивная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011


Н.А.Чуракова, М.Л.Каленчук «Русский язык» (учебник в 3-х частях), М.: Академкнига/Учебник, 2012



1. Чуракова Н.А., Гольфман Е.Р. Русский язык. 2 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/ Учебник, 2012

2. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы [Текст]: Методическое пособие: Н.М. Лаврова – 2-езд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009. – 326 с.

3.http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=84

4. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.

1. Т.А.Байкова «Русский язык» (тетрадь для самостоятельных работ в 2-х частях), М.: Академкнига/Учебник, 2012






Материально-техническое обеспечение:

Начальная школа. Уроки Кирилла и Мефодия. 2 класс Компакт-диск для компьютера: Математика. Русский язык. Чтение. Окружающий мир.

http://www.openclass.ru

http://files.school-collection.edu.ru

http://www.rusedu.ru

http://viki.rdf.ru

http://pedsovet.org

http://www.prosv.ru

http://festival.1september.ru

http://www.4stupeni.ru

http://numi.ru


Технические средства обучения:

Компьютер

Принтер

Проектор

Сканер

Интерактивная доска

Документ-камера

Цифровой микроскоп

Модульная система экспериментов

Система контроля и мониторинга качества знаний






















Литература


- Арефьева Л. П. Русский язык. 1-4 классы: развитие творческих способностей учащихся. – Волгоград: Учитель, 2011

- Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады)/ авт.-сост. Касаткина Н. А. – Волгоград: Учитель, 2009

- Крылова О.Н. «Контрольные работы по русскому языку» в 2-х частях (второе поколение стандарта), М.: Издательство «Экзамен», 2012

- Крылова О.Н. «Русский язык» (итоговая аттестация для 2 класса), М.: Издательство «Экзамен», 2012

- Кузнецова М.И. «Подготовка к изучению темы «Падежи и падежные окончания». Самостоятельные работы для 2-го класса», М.: Издательство «Экзамен», 2012

- Кузнецова М.И. «Русский язык. Самостоятельные работы» (второе поколение стандарта), М.: Издательство «Экзамен», 2011

- Мишакина Т.Л., Алдошина Н.Е. , Гладкова С.А. «Обучение написанию изложений» (тренажёр для учащихся 2 – 4 классов), М.: Издательство «Ювента», 2010

- Мишакина Т.Л., Митрофанова Г.И. «Комплексный тренажёр по литературному чтению и русскому языку), М.: Издательство «Ювента», 2011

- Нянковская Н.Н. , Танько М.А. «Русский язык. Тематические тестовые задания в формате экзамена для 2-го класса», Ярославль, Академия развития, 2010

- Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл. в 2 ч./ Сост. Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 – Ч. 1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

- Ракитина С.В. Русский язык. 1-4 классы: занимательные материалы, задания, упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009

- Русский язык. 1-4 кл. Работа со словарными словами на уроках/ авт.-сост. Росланова О. В. – Влогоград: Учитель, 2006

- Синякова В.А. «Русский язык. Контрольно-измерительные материалы» (второе поколение стандарта), М.: ВАКО, 2012

- Т.Л.Мишакина, С.Б.Чижикова, В.В.Ванина «Формирование универсальных учебных действий» (тренажёр для учащихся 2 класса), М.: Издательство «Ювента», 2010

- Учим играя. 1-2 классы: занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку и математике /авт.-сост. Лазуренко Л. В. – Волгоград: Учитель, 2007






Корректировка программы

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12


Рабочая программа по русскому языку ПНШ (2 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по русскому языку составлена  Ждановой Е.Ф. на основе   авторской программы «Русский язык» М.Л. Коленчук, Н.А. Чураковой. Программа соответствует ФГОС второго поколения 2009 г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы  «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой.

 

        Программа предназначена для учащихся 2 класса общеобразовательной школы и рассчитана: 170 часов – 5 уроков в неделю.   В авторскую программу изменения не внесены.

Автор Жданова Екатерина Федоровна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1644
Номер материала 20232
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓