Главная / Начальные классы / Рабочая программа по риторике для 4 класса Т.А. Ладыженская , Н.В. Ладыженская

Рабочая программа по риторике для 4 класса Т.А. Ладыженская , Н.В. Ладыженская


СОДЕРЖАНИЕ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


1.

Пояснительная записка…………………………………………………………….

3

2.

Учебно-тематический план………………………………………………………..

5

3.

Критерии оценки…………………………………………………………………...

6

4.

Планируемые результаты обучения учащихся…………….……………………..

7

5.

Календарно-тематическое планирование ………………………………………..

9

6.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение рабочей программы……………………………………………………….………………….


15

7.

Лист корректировки рабочей программы...............................................................

16







































ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по риторике для 4 класса составлена на основании следующих нормативно-правовых документов:

  1. Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования по Алтайскому краю, утвержденного приказом Минобразования России от 5.03.2004 г. № 1089.

  2. Закона Российской Федерации «Об образовании». Статья 14. Общие требования к содержанию образования (п. 5); Статья 32. Компетенция и ответственность образовательного учреждения (пп. 2 (части 5,6,7,16,20,23), 3 (часть 2).

  3. Типового положения об общеобразовательном учреждении. Постановление правительства РФ от 19.03.2001 г. №196 с изменениями от 10.03.2009 г. №216 ст. 41.

  4. Приказа О внесении изменений в ФГОС начального общего образования, утверждённый Министерством образования и науки РФ от 06.10.2009 г. №373

  5. Санитарные правила и нормы. (СанПиН 2.42. – 2821 10).

  6. Учебного плана МБОУ «СОШ № 15» на 2014-2015 учебный год.

7. Примерной программы начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторской программы начального общего образования Т.А. Ладыженская , Н.В. Ладыженская Детская риторика в рассказах и рисунках : 4 класс М.: Баласс, , 2011г.

Предмет вводится за счёт часов, выделенных на школьный компонент 34 часа в год, 1 час в неделю.


Обоснование выбора УМК для реализации рабочей учебной программы:

  • для обучающихся (слушателей) образовательная программа обеспечивает реализацию их права на информацию об образовательных услугах, права на выбор образовательных услуг и права на гарантию качества получаемых услуг;

  • для педагогических работников МБОУ «СОШ № 15» программа определяет приоритеты в содержании начального образования и способствует интеграции и координации деятельности по реализации общего образования;

  • для администрации МБОУ «СОШ № 15» программа является основанием для определения качества реализации общего начального образования.

  • Тип программы: программа начального общего образования.

  • Сроки освоения программы: 1 год.

  • Объем учебного времени: 34 часа.

  • Форма обучения: очная .

  • Режим занятий: 1час в неделю.


Цель риторики как предмета филологического цикланаучить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности, «отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального состава российского общества».

Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность младшему школьнику познакомиться с закономерностями мира общения, особенностями коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни.











































УЧЕБНО-Тематический план


№ п\п

Название раздела

Количество часов

1

Общение

10ч.

2

Текст

11ч.

3

Речевые жанры

4

Обобщение

4


Всего

34ч.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

ОБЩЕНИЕ.

Разнообразие речевых ситуаций. Важность учёта речевой (коммуникативной) ситуации для успешного общения. (Повторение и обобщение.)

Виды общения. Общение для контакта и общение для получения информации.

Особенности употребления несловесных средств.

Речевая деятельность. Основные виды речевой деятельности. Их связь.

Слушание. Опорный конспект как кодирование услышанного и прочитанного с использованием рисунков, символов.

Говорение. Особенности неподготовленной (спонтанной) речи.

Письменная речь. Редактирование и взаиморедактирование.

Речь правильная и хорошая (успешная, эффективная). Толковый словарь. Словарь синонимов. Словарь языка писателей. Словарь эпитетов и др.

Речевой этикет. Вежливая речь (повторение). Речевые привычки. Способы выражения вежливой оценки, утешения.


ТЕКСТ. РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ.

Основные признаки текста. Смысловая цельность и связность текста.

Сжатый пересказ сказанного собеседником в процессе обсуждения (темы, проблемы).

Этикетные речевые жанры. Вежливая оценка. Утешение.

Типы текстов.

Рассуждение: тезис и вывод. Вступление и заключение, их роль. Доказательства: факты (научные, житейские), ссылка на авторитеты. Несколько доказательств в рассуждении.

Описание деловое (научное); описание в разговорном стиле с элементами художественного стиля.

Словарные статьи в толковом и в других словарях. Особенности словарных статей как разновидностей текста.

Рассказ как речевой жанр, его структура, особенности. Рассказ о памятных событиях своей жизни.

Газетные информационные жанры.

Хроника. Фотография в газетном тексте, подпись к фотографии.

Информационная заметка.










КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

Формы контроля:

- самостоятельные работы;

- тестовые работы;

- контрольные работы.

Самостоятельная работа - небольшая по времени письменная проверка знаний, умений и навыков по небольшой (еще не пройденной до конца) теме курса.

Различают полную самостоятельную работу (15-20 минут), динамическую самостоятельную (5-10 минут) работы.

Если самостоятельная работа проводится на начальном этапе становления умения и навыка то она не оценивается отметкой (либо только положительной отметкой), если умение находится на стадии закрепления, автоматизации, то самостоятельная работа может оцениваться отметкой.

Контрольная работа - используется при фронтальном текущем и итоговом контроле с целью проверки знаний, умений школьников по достаточно крупной и до конца изученной теме программы. Проводится в течение всего года и преимущественно по тем предметам, для которых важное значение имеют умения и навыки, связанные с письменным оформлением работы и графическими навыками (русский язык, математика), а также требующие умения излагать мысли, применять правила языка и письменной речи (русский язык, окружающий мир). Контрольная работа оценивается отметкой.

К стандартизированным методикам проверки успеваемости относятся тестовые задания. Они позволяют проверить сформированность предметных умений и навыков, давая точную количественную характеристику по каждому предмету. Кроме того, тестовые работы помогают также выявить уровень общего развития: умения применять знания в нестандартной ситуации, находить способ построения учебной задачи, осуществлять контроль за выполнением и т. д. Тестовые работы, выявляющие уровень общего развития ученика, используются в виде педагогической диагностики (2-3 раза в год), которая не подлежит балльному оцениванию. Тестовые работы, позволяющие проверить сформированность предметных умений и навыков, оцениваются отметкой.

Оценка есть определение качества достигнутых школьником результатов обучения. На современном этапе развития начальной школы, когда приоритетной целью обучения является развитие личности школьника, определяются следующие параметры оценочной деятельности учителя:

-качество усвоения ключевых компетенций, их соответствие требованиям государственного стандарта начального образования;

-степень сформированности деятельности младшего школьника (коммуникативной, читательской, трудовой, художественной);

-степень развития основных качеств умственной деятельности младшего школьника (умения наблюдать, анализировать, сравнивать, классифицировать, обобщать, связно излагать мысли, творчески решать учебную задачу и др.);

-уровень развития познавательной активности и отношения к учебной деятельности;

-степень прилежания и старания.

Первый параметр оценивается отметкой за результат обучения, остальные словесными суждениями (характеристиками ученика).







ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

Личностными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– объяснять значение эффективного общения, взаимопонимания в жизни человека, общества;

– осознавать важность соблюдения правил речевого этикета как выражения доброго, уважительного отношения в семье и к посторонним людям;

– отличать истинную вежливость от показной;

– адаптироваться применительно к ситуации общения, строить своё высказывание в зависимости от условий взаимодействия;

– учитывать интересы коммуникантов при общении, проявлять эмоциональную отзывчивость и доброжелательность в спорных ситуациях;

– осознавать ответственность за своё речевое поведение дома, в школе и других общественных местах;

– анализировать свои речевые привычки, избавляться от плохих привычек;

– поддерживать нуждающихся в помощи не только словом, но и делом.

Метапредметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих универсальных учебных действий:

– формулировать задачу урока после предварительного обсуждения;

– оценивать выполнение своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;

– анализировать и оценивать свои и чужие успехи и неуспехи в общении;

– осознанно строить речевое высказывание (в устной и письменной форме) в соответствии с задачами коммуникации, соблюдая нормы этики и этикета;

– анализировать рассуждение, в структуре которого представлены несколько аргументов, оценивать их значимость, достоверность фактов;

– классифицировать различные типы аргументов: научные и ненаучные (житейские), обобщённые и конкретные;

– реализовывать рассуждение (устное и письменное), которое включает в себя тезис, убедительные аргументы (иногда также вступление и заключение), соблюдая нормы информационной избирательности;

– признавать возможность существования разных точек зрения и права каждого иметь свою;

– различать описания разных стилей – делового и художественного;

– продуцировать описания разных стилей в зависимости от коммуникативной задачи;

– анализировать словарные статьи;

– реализовывать словарные статьи к новым словам;

– осуществлять информационную переработку научно-учебного текста: составлять опорный конспект прочитанного или услышанного;

– воспроизводить по опорному конспекту прочитанное или услышанное;

– анализировать газетные информационные жанры, выделять логическую и эмоциональную составляющие;

– слушать собеседника, кратко излагать сказанное им в процессе обсуждения темы, проблемы;

– редактировать текст с недочётами.

Предметными результатами изучения курса «Риторика» является формирование следующих умений:

– различать общение для контакта и для получения информации;

– учитывать особенности коммуникативной ситуации при реализации высказывания;

– уместно использовать изученные несловесные средства при общении;

– определять виды речевой деятельности, осознавать их взаимосвязь;

– называть основные признаки текста, приводить их примеры;

– называть изученные разновидности текстов – жанры, реализуемые людьми для решения коммуникативных задач;

– продуцировать этикетные жанры вежливая оценка, утешение;

– вести этикетный диалог, используя сведения об этикетных жанрах, изученных в начальной школе;

– анализировать типичную структуру рассказа;

– рассказывать (устно и письменно) о памятных событиях жизни;

– знать особенности газетных жанров: хроники, информационной заметки;

– продуцировать простые информационные жанры (типа что–где–когда и как произошло) в соответствии с задачами коммуникации;

– объяснять значение фотографии в газетном тексте;

– реализовывать подписи под фотографиями семьи, класса с учётом коммуникативной ситуации.




КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Наименование разделов и тем

Кол-во часов

Планируемые результаты

Оборудование


Дата

Предметные

УУД

По плану (неделя)

Факт



1


Раздел 1. Общение (10 часов)

Вспоминаем: говорение и слушание, чтение и письменная речь

1

Учить определять вид общения по его основной задаче: сооб-щить, запросить информацию, обменяться информацией; поддержать контакт и т.д.

Объяснение значения улыбки

как средства поддержания

контакта. Демонстриро-

вание уместного использования

улыбки в разных ситуациях.

Учить определять уместность употребления несловесных средств при устном общении. Объяснять роль пауз, логических ударений.

Личностными

осознавать разнообразие речевых ситуаций в жизни человека, условий общения;

- оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

осознавать свои речевые роли в различных коммуникативных ситуациях;


Познавательные

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- планировать адекватный для данной ситуации вид речевой деятельности;

- самостоятельно работать с некоторыми заданиями учебника, осознавать недостаток информации, использовать школьные толковые словари;

Регулятивные:

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

Коммуникативные :

- ориентироваться в своей системе знаний: приводить примеры удачного и неудачного общения в своей жизни и жизни окружающих.

- слушать и понимать речь других;

Учебник-тетрадь.





2

Общение устное

и письменное. Пять вещей должны все знать

1


Учебник-тетрадь.





3

Улыбайся чаще. Когда мы вместе

1

Учебник-тетрадь.




4

Улыбка в жизни помогает

1

Учебник-тетрадь.




5


Словесные и несловесные средства общения. Быстрые стихи

1

Объяснение значения улыбки как средства поддержания контакта.

Демонстрирование уместного использования улыбки в разных ситуациях.

Называние словесных и несловесных средства устной речи.

Объяснять роль пауз, логических ударений.

Называть этикетные формы утешения. Определять ситуации, необходимость и возможности утешения не только словом, но и делом.

Учебник-тетрадь.




6

Речевые отрезки

и паузы

1

Учебник-тетрадь.




7

Выделяем важные слова. Стихи, скороговорки и заклички

1

Учебник-тетрадь, памятка.




8

Утешить – помочь, утешить – поддержать

1

Учебник-тетрадь.




9

О чем мне сказала анкета. Оцениваем слушателя

1

Учебник-тетрадь.




10

Какой я читатель? Моя библиотека. Книга в жизни человека

1

Уметь объяснять роль книги в жизни человека, рассуждать по теме

-учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя);

- учиться договариваться о распределении ролей в игре, работы в совместной деятельности;


Учебник-тетрадь.




11

Раздел 2. текст (11 часов)

Яркие признаки текста. Тексты аргументированные

и неаргументированные

1

Называние признаков текста.

Подбор завершающих предложений (абзацы) к незавершенным текстам.


Предметные:

- Знать задачи науки риторики и её значение в жизни людей.

- Уметь анализировать свою и чужую речь,различать подготовленную и неподготовленную речь, оценивать похвалу с точки зрения её правдивости и отобранных средств выражения , анализировать свою и чужую степень вежливости (вежливо–невежливо–грубо) в разных



Личностными

объяснять правила вежливого поведения, опирающиеся на учёт особенностей разных коммуникантов.

- Контроль результатов деятельности

-оценивать свои и чужие высказывания с точки зрения их эффективности, соответствия речевой роли в данной ситуации;

- Способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.

Регулятивные:

- давать оценку невежливому речевому поведению.

-определять, формулироватьучебную задачу на уроке в диалоге с учителем, одноклассниками и самостоятельно.

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации.

-учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем.

Познавательные

при выполнении некоторых заданий учебника осознавать недостаток информации, использовать дополнительные сведения из словарей;

- Использовать знаково-символические средства для решения задач.

-определять тему, основную мысль несложного текста;

определять структурно-смысловые части текста.

- Находить основы смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов.

Коммуникативные :

- соблюдать некоторые правила вежливого общения в урочной и внеурочной деятельности;

- Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуациях столкновения интересов.

-Адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание.


Учебник- тетрадь



12

Абзацные отступы. Вступительный, основной, завершающий абзацы

1

Учебник-тетрадь.



13

Завершающие абзацы

1

Анализировать роль различных выделений в учебных текстах.

Перерабатывать прочитанный учебный текст, определяя его тему, основную мысль, составляя план.

Объяснять, зачем нужно исправлять текст.

Называть некоторые приёмы редактирования (вставка; замена слова, словосочетания и т.д.; исключение ненужного и т.д.).

Вносить правку в свой и чужой текст, пользуясь изученными приёмами.


Учебник-тетрадь.



14

Что такое запрет. Строгий и мягкий запреты. Запре-

щаю – предостерегаю

1

Учебник-тетрадь.



15

Какие знаки ты знаешь? Символы

и знаки – копии

1

Учебник-тетрадь.



16

Опорные конспекты

1

Уметь определять виды описания – деловое и художественное

Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче

Учебник-тетрадь.






17

Деловое и художественное описание. Мы пишем описания

1

Учебник-тетрадь.






18

Что такое вежливая оценка. Убедительная оценка

1

Уметь определять виды описания – деловое и художественное

Уметь анализировать высказывания, оценивать свое речевое поведение с точки зрения его соответствия речевой задаче

Уметь анализировать текст с точки зрения наличия / отсутствия аргументов






Анализ типичной структуры рассказа












Рассказывание (устное и письменное)

о памятных событиях жизни.



Определение информации о самом событии и отношение автора к событию.


















Анализ информационных жанров, их соответствие речевой задачи

Учебник-тетрадь.




19

Основные части рассуждения

1

Учебник-тетрадь.




20

Аргументы. Структура аргументов

1

Учебник-тетрадь, орфографические словари.




21

Во-первых, во-вторых, в-третьих. Вступление и заключение

1

Учебник-тетрадь, орфоэпический словарь.




22

Раздел 3. речевые жанры (9 часов)


Словарная статья

1

Учебник-тетрадь, памятка со словами.




23

Что такое рассказ, его части

1

Учебник-тетрадь.




24

Сочиняем рассказ

1

Учебник-тетрадь.




25

Что такое информация. Кто и о чем пишет в газете

1

Учебник-тетрадь, карточки с примерами цитат известных людей.




26

Газетная информация. Факты, события и отношение

к ним

1


Учебник-тетрадь, выставка различных книг.




27

Информационные жанры

1

Уметь различать информационные жанры


Учебник-тетрадь, карточки с поздравлениями




28

Хроника

1


Учебник-тетрадь, поздравительные открытки.



29

Информационная заметка

1

Уметь составить заметку в школьную стенгазету Уметь выполнять подпись под фотографией


Учебник-тетрадь.




30

Подпись под фотографией

1


Учебник-тетрадь.




31

Раздел 4. обобщение (4 часа)


Говорю, пишу, читаю, слушаю. Слово. Речевые жанры

1

Анализировать сравнительные описания, их структуру.

Называть правила сравнения.

Реализовывать сравнительные описания сходных предметов, понятий с учётом задачи сравнения.



Учебник-тетрадь.




32

Этикетные жанры и слова вежливости. Этикетные диалоги

1


Учебник-тетрадь.




33

Речевые привычки

1


Учебник-тетрадь.




34

Учись красноречию. Майская га-

зета

1









УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


УМК (авторская программа, учебник, рабочая тетрадь, тетрадь для контрольных работ, атлас, контурная карта, и др. согласно перечню учебников, утвержденных приказом Минобрнауки РФ)

1.

Примерная программа начального общего образования («Просвещение», 2010 г.) и авторская программа начального общего образования Т.А. Ладыженская , Н.В. Ладыженская


2.

Детская риторика в рассказах и рисунках. Учебные тетради для 3-го класса. В 2-х ч. Ладыженская Т.А. и др. М.: Баласс 2011

Методическая литература для учителя

1.

Детская риторика 3 класс. Методические рекомендации Ладыженская Т.А. и др.

М.: Баласс 2011

Интернет-ресурсы и другие цифровые образовательные источники

1.

www.nachalka.info

Оборудование и приборы

1.

Компьютер, интерактивная доска. ИКТ-презентации




























ЛИСТ КОРРЕКТИРОВКИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ


Дата проведения, класс

Содержание корректировки

(тема урока)

Причины корректировки

Основание

Подпись заместителя директора по УВР
























































































































































1


Рабочая программа по риторике для 4 класса Т.А. Ладыженская , Н.В. Ладыженская
  • Начальные классы
Описание:

Цель  риторики как предмета филологического цикла – научить речи, развивать коммуникативные умения, научить младших школьников эффективно общаться в разных ситуациях, решать различные коммуникативные задачи, которые ставит перед учениками сама жизнь. Ни один из традиционных школьных предметов российского образования специально не учит речи. Риторика как учебный предмет восполняет очень важную область школьного образования, её отсутствие приводит к тому, что многие ученики, хотя в целом владеют лингвистическими понятиями, грамотны, затрудняются общаться в разных ситуациях (в школе и вне школы).

В основе всякого обучения лежит коммуникация, общение, поэтому риторика как инновационный, практико-ориентированный предмет помогает решать задачи формирования универсальных действий на межпредметном уровне, этот предмет способствует развитию качеств личности

Автор Селиванова Светлана Иосифовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1425
Номер материала 43411
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓