Главная / Начальные классы / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ И ТАНЦУ

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ И ТАНЦУ




















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Ритмика и танец »

2-4 классы



НА 2013 – 2014 УЧЕБНЫЙ ГОД



Разработчик: педагог - организатор Загородникова С.Н.



Одинцово 2013г.









Пояснительная записка

Данная программа «Ритмика и танец» для 2-4 классов составлена на основе авторской программу «Солнечный мир танца», которая объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования, что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Хореография обладает огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребёнка, для его гармоничного духовного и физического развития.

Занятия танцем формируют правильную осанку, прививают основы этикета и грамотной манеры поведения в обществе, дают представление об актёрском мастерстве.

Танец имеет огромное значение как средство воспитания национального самосознания. Получение сведений о танцах разных народов и различных эпох необходимо, т.к. каждый народ имеет свои, только ему присущие танцы, в которых отражены его душа, его история, его обычаи и характер.

Программа «Ритмика и танец» предназначена для преподавания основ хореографического искусства со второго по четвертый класс в режиме учебных занятий. Программа является основой занятий на уроке. Она предусматривает систематическое и последовательное обучение. Однако, учитель, придерживаясь содержания программы, может творчески подходить к проведению занятий. Это зависит от уровня общего и музыкального развития детей, мастерства педагога, условий работы.

Данная программа сориентирована на работу с детьми, независимо от наличия у них специальных физических данных, на воспитание хореографической культуры и привитие начальных навыков в искусстве танца. Программа предполагает освоение азов ритмики, азбуки классического танца, изучение танцевальных элементов, исполнение детских бальных и народных танцев и воспитание способности к танцевально-музыкальной импровизации.

В программу ритмики включены упражнения и движения классического, народного и бального танцев, доступные детям 7-10 летнего возраста, обеспечивающие формирование осанки учащихся, правильную постановку корпуса, ног, рук, головы, развивающие физические данные, координацию движений, тренирующие дыхание, воспитывающие эмоции, вырабатывающие навык ориентации в пространстве.

Цели и задачи обучения.

Образовательная цель программы: приобщение детей ко всем видам танцевального искусства: от историко-бытового до современного танца, от детской пляски до балетного спектакля.

Развивающая цель программы: воспитание единого комплекса физических и духовных качеств: гармоническое телосложение, хорошее здоровье и выносливость, артистизм и благородство;

Воспитательная цель программы: профессиональная ориентация и самоопределение ребёнка.

Задачи:

  • дать всем детям первоначальную хореографическую подготовку, выявить их склонности и способности;

  • способствовать эстетическому развитию и самоопределению ребёнка;

  • привитие интереса к занятиям, любовь к танцам;

  • гармоническое развитие танцевальных и музыкальных способностей, памяти и внимания;

  • дать представление о танцевальном образе;

  • развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений;

  • воспитание культуры поведения и общения;

  • развитие творческих способностей;

  • воспитание умений работать в коллективе;

  • развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;

  • организация здорового и содержательного досуга.

Организация образовательного процесса.

Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.

Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально-ритмические упражнения и игры, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания. Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами, беседы о хореографическом искусстве.

Организация игровых ситуаций помогает усвоению программного содержания, приобретению опыта взаимодействия, принятию решений.

Беседы, проводимые на занятиях, соответствуют возрасту и степени развития детей. На начальном этапе беседы краткие. С детьми 3 и 4 классов проводятся беседы — диалоги, обсуждения, которые помогают развитию способности логически мыслить. На этих занятиях дети получают информацию о хореографическом искусстве, его истории развития и традициях.

Программа «Ритмика и танец» ведется в рамках школьного компонента и не предусматривает оценивание учащихся.

Принципы обучения.

Процесс обучения в курсе хореографии в основном построен на peaлизацию дидактических принципов.

Принципы сознательности и активности предусматривает сознательность в отношении занятий, формирование интереса в овладении танцевальными движениями и осмысленного отношения к ним, воспитание способности к самооценке своих действий и к соответствующему их анализу.

Принцип наглядности помогает создать представление о темпе, ритме, амплитуде движений; повышает интерес к более глубокому и прочному усвоению танцевальных движений.

Принцип доступности требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их силам, постепенного повышения трудности осваиваемого учебного материала по дидактическому правилу: от известного к неизвестному, от легкого к трудному, от простого к сложному.

Принцип систематичности предусматривает непрерывность процесса формирования танцевальных навыков, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности учащихся, определенную последовательность решения танцевально-творческих заданий.

Принцип гуманности в воспитательной работе выражает:

  • безусловную веру в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка;

  • глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей;

  • создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения;

Принцип демократизма основывается на признании равных прав и обязанностей взрослых и ребенка, на создании эмоционально-комфортного климата в социальной среде.

Методы и методические приемы обучения.

В курсе обучения хореографии применяются традиционные методы обучения: использования слов, наглядного восприятия и практические методы.

Метод использования слова — универсальный метод обучения. с его помощью решаются различные задачи: раскрывается содержание музыкальных произведений, объясняются элементарные основы музыкальной грамоты, описывается техника движений в связи с музыкой и др. Это определяет разнообразие методических приёмов использования слова в обучении:

  • рассказ,

  • беседа,

  • обсуждение,

  • объяснение,

  • словесное сопровождение движений под музыку и т.д.

Методы наглядного восприятия способствуют более быстрому, глубокому и прочному усвоению учащимися программы курса обучения, повышения интереса к изучаемым упражнениям. К этим методам можно отнести: показ упражнений, демонстрацию плакатов, рисунков, видеозаписей, прослушивание ритма и темпа движений, музыки, которая помогает закреплять мышечное чувство и запоминать движения в связи со звучанием музыкальных отрывков. Всё это способствует воспитанию музыкальной памяти, формированию двигательного навыка, закрепляет привычку двигаться ритмично.

Практические методы основаны на активной деятельности самих учащихся. Этот метод целостного освоения упражнений, метод обучения (путём) ступенчатый и игровой метод.

Метод целостного освоения упражнений и движений объясняется относительной доступностью упражнений. Однако, использование данного метода подразумевает наличие двигательной базы, полученной ранее. В эту базу входят двигательные элементы и связки, позволяющие на их основе осваивать в дальнейшем более сложные движения.

Ступенчатый метод широко используется для освоения самых разных упражнений и танцевальных движений. Практически каждое упражнение можно приостановить для уточнения двигательного движения, улучшение выразительности движения и т.п. Этот метод может также применяться при изучении сложных движений.

Игровой метод используется при проведении музыкально — ритмических игр. Этот метод основан на элементах соперничества учащихся между собой и повышении ответственности каждого за достижение определённого результата. Такие условия повышают эмоциональность обучения.

Названные методы обучения на практике могут быть дополнены различными приёмами педагогического воздействия на учащихся.



Учебно-тематический план.

раздела

Тема занятия

Классы

2

3

4

1

Раздел «Ритмика, элементы музыкальной грамоты»

  1. Элементы музыкальной грамоты.

  2. Музыкально — ритмические упражнения, гимнастика.

  3. Построения и перестроения.

  4. Слушание музыки.

  5. Гимнастика.

10

10

10

2

Раздел «Танцевальная азбука»

  1. Элементы Классического танца.

  2. Элементы Народно — сценического танца.

4

4

4

3

Раздел «Танец»

  1. Детские бальные и народные танцы.

  2. Образные танцы (игровые).

  3. Постановка танцевальной композиции.

10

10

10

4

Раздел «Беседы по хореографическому искусству»

  1. Танцы народов РФ.

  2. «История создания танцев народов мира»

2

2

2

5

Раздел «Творческая деятельность»

  1. Игровые этюды.

  2. Музыкально — танцевальные игры.

8

8

8


Итого:

34

34

34

Содержание работы.

Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.

Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.

Материал программы включает следующие разделы:

  1. Ритмика, элементы музыкальной грамоты.

  2. Танцевальная азбука (тренаж).

  3. Танец (народный, историко-бытовой, бальный, современный).

  4. Беседы по хореографическому искусству.

  5. Творческая деятельность.

Теоретическая часть каждого раздела содержит перечень знаний, получаемых в процессе обучения: знания по выразительному языку танца, знания о характерных чертах и истории танца различных эпох и народов, знания по музыкальному этикету. В практическую часть входит перечень умений и навыков: упражнений, движений, танцев.

Раздел «Ритмика и элементы музыкальной грамоты».

С первых уроков дети, приобретают опыт музыкального восприятия. Главная задача педагога создать у детей эмоциональный настрой во время занятий. Отсюда вытекают требования к музыкальному оформлению занятий:

  • правильный подбор музыкального произведения в соответствии с исполненным движением;

  • художественное и выразительное исполнение музыки, которое является главным методическим приёмом преподавания.

Музыкально-ритмическая деятельность включает ритмические упражнения, построения и перестроения, музыкальные игры для , слушание и разбор танцевальной музыки . Упражнения этого раздела способствует развитию музыкальности: формировать восприятие музыки, развития чувства ритма и лада, обогащение музыкально — слуховых представлений, развитие умений координировать движений с музыкой.

Раздел «Танцевальная азбука».

Этот раздел включает изучение основных позиций и движений классического, народно — характерного и бального танца.

Упражнения способствуют гармоничному развитию тела, технического мастерства, культуры движений, воспитывают осанку, развивают гибкость и координацию движений, помогают усвоить правила хореографии.

Занятиям по классическому танцу придаётся особое значение, т.к. классический танец является основой хореографической подготовки обучающихся.

Главная задача педагога при изучении движений, положения или позы необходимо разложить их на простейшие составные части, а затем в совокупности этих частей воссоздать образ движения и добиваться от детей грамотного и чёткого их выполнения. Здесь используется подражательный вид деятельности учащихся.

Раздел «Танец».

Этот раздел включает изучение народных плясок, исторических и современных бальных танцев. Наиболее подходящий материал по возможности выбирается в зависимости от конкретных условий. В процессе разучивания танца педагог добивается, чтобы учащиеся исполняли выученные танцы музыкально, выразительно, осмысленно, сохраняя стиль эпохи и национальный характер танца.

Занятия историко-бытовым и бальным танцем органически связано с усвоением норм этики, выработки высокой культуры, общения между людьми.

В программный материал по изучению историко-бытового танца входит:

  • усвоение тренировочных упражнений на середине зала,

  • ритмические упражнения,

  • разучивание танцевальных композиций.

В начале учащиеся знакомятся с происхождением танца, с его отличительными особенностями, композиционным построением, манерой исполнения и характером музыкального сопровождения. В танцах определённой композиции отмечается количество фигур, частей и количество тактов. Далее идёт усвоение учащимися необходимых специфических движений по степени сложности. После этого разученные элементы собираются в единую композицию.

Народно — сценический танец изучается на протяжении всего курса обучения и имеет важное значение для развития художественного творчества и танцевальной техники у учащихся. На первом этапе дети изучают простейшие элементы русского танца, упражнения по народно — сценическому танцу, изучаются в небольшом объёме и включаются в раздел «танцевальная азбука». Занятия по народному танцу включают в себя: тренировочные упражнения, сценические движения на середине зала и по диагонали, танцевальные композиции.

Также дети изучают элементы современной пластики. В комплекс упражнений входит:

  • партерная гимнастика;

  • тренаж на середине зала;

  • танцевальные движения;

  • композиции различной координационной сложности.

Раздел «Беседы по хореографическому искусству».

Беседы по хореографическому искусству проводятся систематически в течении всего курса обучения; включает в себя лекции по истории русского балета, истории мирового балета, общие сведения об искусстве хореографии, её специфике и особенностях. Цель занятий состоит в том, чтобы помочь учащимся ясно представить себе исторический путь развития хореографического искусства, его борьбу за прогрессивную направленность, самобытность и реализм, его связь с другими видами искусства.

Беседы проводятся отдельным занятием 1 раз в четверть и дополняются наглядными пособиями, прослушиванием или просмотром записей фрагментов из балетов, творческих концертов и т.д.

Раздел «Творческая деятельность».

Организация творческой деятельности учащихся позволяет педагогу увидеть характер ребёнка, найти индивидуальный подход к нему с учётом пола, возраста, темперамента, его интересов и потребности в данном роде деятельности, выявить и развить его творческий потенциал.

В играх детям предоставляется возможность «побыть» животными, актёрами, хореографами, исследователями, наблюдая при этом, насколько больше становятся их творческие возможности, богаче фантазия.

При создании творческих ситуаций используется метод моделирования детьми «взрослых отношений», например: «Я — учитель танцев», «Я- художник по костюмам» и др.

Одно из направлений творческой деятельности: танцевальная импровизация — сочинение танцевальных движений, комбинаций в процессе исполнения заданий на предложенную тему.

Кроме этого в содержание раздела входят задания по развитию ритмо-пластики, упражнения танцевального тренинга, инсценирование песен, пословиц, сказок и т.д.; этюды для развития выразительности движений.

Творческие задания включаются в занятия в небольшом объёме, или проводятся отдельными уроками по темам.

Ожидаемые результаты.

В конце 2 года обучения учащиеся должны закрепить знания 1 года обучения, чувствовать и ценить красоту, стать социально-активной личностью, должны

знать:

  • названия классических движений нового экзерсиса;

  • значение слов «легато», «стокато», ритм, акцент, темп.

уметь:

  • грамотно исполнять движения экзерсиса и хореографических постановок;

  • определять темп, ритм, характер в предлагаемой мелодии;

  • самостоятельно придумывать движения, фигуры во время игр.

В конце 3 года обучения учащиеся должны развить художественно-эстетический вкус, умение держаться на сцене, должны

знать:

  • новые направления, виды хореографии и музыки;

  • классические термины;

  • жанры музыкальных произведений.

уметь:

  • выразительно и грамотно исполнять танцевальные композиции;

  • контролировать и координировать своё тело;

  • сопереживать и чувствовать музыку.

В конце 4 года обучения учащиеся должны сформироваться, как всесторонне развитая личность с художественно-эстетическим вкусом, раскрыть свои потенциальные способности и укрепить своё здоровье, а также должны

знать:

  • виды и жанры хореографии;

  • историю создания танцев народов мира;

  • классические термины;

  • лучшие образы хореографического, музыкального искусства.

уметь:

  • выразительно и ритмично двигаться в соответствии с образом танца;

  • выражать свои собственные ощущения, используя язык хореографии, литературы, изобразительного искусства;

  • сопереживать, осуществлять взаимовыручку и взаимоподдержку.

Материально- техническая база:

Для успешной реализации программы будут использованы:

  • Интернет-ресурсы, разработки внеклассных мероприятий.

  • Презентации.

  • Видеоролики.

  • Мультфильмы о здоровом образе жизни.

  • Музыкальная аппаратура.

  • Коврики для занятий на полу.

  • СД – диски.

  • Флешь носитель с музыкальными произведениями и т.п.

Используемая литература.

  1. Барышникова Т. «Азбука хореографии» (-М.: Айрис Пресс, 1999)

  2. Бабенкова Е.А., Федоровская О.М. «Игры, которые лечат». (-М.: ТЦ Сфера, 2009)

  3. Бекина С.И. «Музыка и движение» (Просвещение 1984)

  4. Васильева Т. К. «Секрет танца» (-С.-П.: Диамант, 1997)

  5. Степанова Л. «Танцы» (Москва, 1962)

  6. Радынова О.П. «Песня, танец, марш». (-М.:ТЦ 2010)

  7. Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «СА-ФИ-ДАНСЕ» танцевально-игровая гимнастика для детей (С-П.: Детство-пресс 2010)

  8. Конорова Е.В., Светинская В.Н, «Танцевальные кружки» (Москва 1958)

  9. Фирилева Ж.Е., Рябчиков А.И. «Ритмика в школе»(Р-на-Д.: Феникс 2014)





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РИТМИКЕ И ТАНЦУ
  • Начальные классы
Описание:

Данная программа «Ритмика и танец» для 2-4 классов  составлена на основе  авторской программу «Солнечный мир танца», которая объединяет, интегрирует в единое целое хореографическое, театральное, изобразительное искусства, музыку и художественное слово.

Содержание программы разработано в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования, а также основной образовательной программой начального общего образования,  что делает возможным выстроить индивидуальный маршрут развития каждого обучающегося, с учетом возрастных и психологических особенностей младшего школьника, который будет пронизывать самые разнообразные образовательные области.

Автор Загородникова Светлана Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1421
Номер материала 33007
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓