Главная / Музыка / Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы музыкально-творческой деятельности"

Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы музыкально-творческой деятельности"

Раб. прогр.

Теор. основы муз.-творч. деят. шк.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Глазовский государственный педагогический институт

им. В.Г.Короленко»


Педагогического и художественного образования



Утверждена

на заседании кафедры _________________________

«___»___________ 2013 г., протокол № __________


Заведующий кафедрой_____________ / __________





Рабочая программа дисциплины


ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МУЗЫКАЛЬНО-ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ



Уровень основной образовательной программы

Бакалавриат

Учебный план по направлению подготовки

050100 Педагогическое образование*

Профиль ……………………………..

Музыкальное образование

Форма обучения …………………………………….

очная

Кафедра……………………………………………….

Музыкального образования

Семестр(ы)……………………………………………

5







Автор-разработчик программы: д.п.н., профессор / Тутолмин А.В.

















Глазов 2013

1. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы по семестрам

Зачетные единицы

Часы

Общая трудоемкость

(2)

72

Семестр 5

Трудоемкость

1

36

Аудиторные занятия (всего)

1

36

В том числе:

Лекции


14

Лабораторные работы


Практические занятия / Семинары


14

КСР


8

Другие виды аудиторной работы



Самостоятельная работа (всего)

1

36

В том числе:

Работа с рабочими тетрадями


10

Подготовка к коллоквиуму


6

Подготовка к «круглым столам»


6

Работа над презентационными проектами по курсу


14

Вид аттестации – экзамен



2. Структура и содержание дисциплины по модулям, разделам и темам


п/п

Разделы и

темы дисциплины

1

2

3

4

5

6

7

8

Экзамен

Код компетенций1

Всего

ауд

Лекц

пр.(сем)

лаб

КСР

СРС

Кон-сультации


Семестр 5

72

36

14

14


8

36




Модуль 1. ТВОРЧЕСТВО И ТВОРЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

1

Раздел 1. Творчество


4

2

1

1



2





Тема 1. Природа творчества

2

1

1




1



ОК 1


Тема 2. Психологические основы творчества


2

1


1



1



ОК 3


Раздел 2. Творческая деятельность


4

2

1

1



2





Тема 3. Творческое мышление и творческие задачи. Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).

2

1

1




1



ОК 3

5

Тема 4. Основные виды музыкально-творческой деятельности: пение, слушание

музыки, музицирование, импровизации, сочинение, музыкально-

ритмические движения

2

1


1



1



ПК 1

3

Раздел 3. Креативность

10

5

2

2


1

5





Тема 5. Креативность как личностная способность к творчеству

4

2

1



1

2



ПК 1


Тема 6. Креативность и творческая фантазия.

4

2

1

1



2





Тема 7. Творческая компетенция


2

1


1



1



ПК 6


Модуль 2. ПЕДАГОГИКА ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

6

Раздел 4. Методы творческой деятельности

18

9

4

4


1

9




7

Тема 8. Метод проб и ошибок   

4

2

1

1



2



ПК 6


Тема 9. Анализ научной литературы

4

2

1

1



2



ПК 6


Тема 10. Компьютерное моделирование

4

2

1

1



2



ПК 6


Тема 11. Методы активизации мышления 

6

3

1

1


1

3



ПК 6


Раздел 5. Технологии творческой деятельности

18

9

4

4


1

9





Тема 12. Технологии конструирования и проектирования

4

2

1

1



2



ПК 8


Тема 13. Технология исследования

4

2

1

1



2



ПК 8


Тема 14. Технология научных открытий

4

2

1

1



2



ПК 8


Тема 15. Технология прогнозирования

6

3

1

1


1

3



ПК 8

6

Раздел 6. Программа развития музыкально-творческой деятельности

10

5

2

2


1

5





Тема 16. Музыкальный калейдоскоп


2

1

1




1



ПК 8


Тема 17. Певческая азбука


2

1


1



1



ПК 8


Тема 18. Наш оркестр,


2

1

1




1



ПК 8


Тема 19. Преобразим мир музыкой


4

2


1


1

2



ПК 8


Итого по дисциплине

72

36

14

14


8

36





3. Технологии интерактивного обучения при разных формах занятий

(в часах)

Формы

Методы

Лекции

(час)

Практические/

семинарские

занятия (час)

СРС (час)

Всего

Метод «круглый стол»



4

4

Мастер – классы

4

6


10

Педагогические дебаты

4


4

8

Коллективные тренинги;


4

6

10

Итого интерактивных занятий (часов / % )

8

10

14

20 %



В интерактивном обучении могут быть использованы следующие методы:

  1. Работа в команде при выполнении конкретного задания, как во время аудиторного занятия, так и в рамках самостоятельной работы;

  2. Метод «круглый стол»;

  3. Метод «педагогических дебатов»;

  4. Проектный метод.


  1. Планы к практическим занятиям (представлены в папке «Учебно-методические материалы, п. 5.2)


  1. Материалы к текущему контролю успеваемости и промежуточной аттестации


Оценка знаний студентов осуществляется по следующим видам и формам контроля:

  1. Текущий контроль: 1 семестр - устный ответ на практическом занятии (1-13 недели), проверочный тест (13 неделя), письменные контрольные работы (8 и 12 недели).

  2. Промежуточная аттестация: 5 семестр – экзамен.

Текущий контроль

Устный ответ на практическом занятии

(задания к практическим занятиям см. раздел 4.)


Критерии оценки устного ответа на практическом занятии


п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, умение анализировать педагогическую информацию по теме занятия, правильно определяет основные понятия педагогической науки, понимает суть закономерностей, принципов, форм, средств, методов и педагогических технологий; владеет культурой учебно-педагогической деятельности

5

2

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме в полном объеме, правильно анализирует педагогическую информацию по теме занятия, допускает неточности в определении основных понятий педагогической науки, затрудняется в определении ведущих закономерностей, принципов, форм, средств, методов и педагогических технологий; не в полной мере владеет культурой учебно-педагогической деятельности

4

3

При ответе студент демонстрирует теоретические знания по теме не в полном объеме, допускает ошибки в определении в определении основных понятий педагогической науки, затрудняется в определении ведущих закономерностей, принципов, форм, средств, методов и педагогических технологий; не в полной мере владеет культурой учебно-педагогической деятельности

3

4

При ответе студент демонстрирует частичные теоретические знания по теме, не может дать определение основным понятиям педагогической науки, путается в определении ведущих закономерностей, принципов, форм, средств, методов и педагогических технологий; культурой учебно-педагогической деятельности; не владеет методами анализа музыкального

2

5

Студент не подготовил задание по неуважительной причине

0


Критерии оценки проверочного теста


№ п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

Все ответы теста даны правильно (25 из 25)

5

2

Допущены ошибки (21 из 25)

4

3

Допущены ошибки (19 из 25)

3

4

Допущены ошибки (15 из 25)

2

5

Студент не принимал участие в тестировании по неуважительной причине

0


Критерии оценки контрольной работы


п/п

Критерий

Оценка в баллах

1

Все задания выполнены верно

5

2

Все задания выполнены верно, с неточностями

4

3

В ответах на задания допущены ошибки (20%)

3

4

В ответах на задания допущены значительные ошибки

2

5

Студент не выполнил контрольную работу по неуважительной причине

0



Тематика коллоквиумов с методическими материалами к ним. Не предусмотрено.



Тематика рефератов с методическими материалами.


Рефераты и курсовые работы по данной дисциплине не предусмотрены.

Примерный перечень вопросов к экзамену по всему курсу


  1. Основы творческого процесса.

  2. Специфика профессионального обучения творчески одаренных детей.

  3. Особенности ранней профессионализации.

  4. Развитие творческого мышления.

  5. Импровизация.

  6. Снятие эмоционального напряжения и мышечных зажимов, тревожности и напряжения.

  7. Психологическая подготовка к выступлениям на сцене.

  8. Психогигиена, приемы саморегуляции.

  9. Развитие психических процессов: восприятие, внимание, память (зрительная, слуховая, двигательная).

  10. Социально-психологические основы формирования творческого коллектива.

  11. Основные направления научных исследований в теории и методики педагогического процесса.

  12. Общедидактические принципы в методическом руководстве творческим коллективом.

  13. Проблема развития самосознания, самооценки, самореализации участников учащихся.

  14. Основные направления в учебно-творческой работе.

  15. Цели, задачи, содержание, формы учебно-творческих занятий.

  16. Методы, приемы, средства воспитания в творческом коллективе.

  17. Сущность комплексного подхода к воспитанию.

  18. Коллектив и его отличие от малой группы.

  19. Основные характеристики коллектива на его стадиях развития.

  20. Типы взаимоотношений личности и коллектива.

  21. Особенности профессиональной деятельности педагога бального танца.

  22. Личностные качества и профессиональные обязанности педагога-музыканта.

  23. Личность как субъект общения.

  24. Основные характеристики (направленность, структура, виды, формы) общения в творческом коллективе.

  25. Типология стиля общения педагога-музыканта.

  26. Проблемы педагогического такта в профессиональном общении.



  1. Методические рекомендации для студентов по освоению дисциплины


  • Советы по планированию и организации времени, необходимого на изучение дисциплины. Чтобы в изучении дисциплины не возникало напряжения, следует регулярно выполнять домашние задания, не допуская накапливания долгов.

  • Алгоритм освоения любой темы дисциплины следующий: просмотреть электронную версию лекций, изучить предлагаемую по теме литературу, уточнить основные понятия по глоссарию (см. раздел 8); выполнить указанные к практическому занятию задания, подобрать примеры по теме из школьной жизни и художественной литературы.

  • Рекомендации по использованию материалов УМК (учебно-методического комплекса). УМК содержит электронный вариант лекций, перечень заданий и вопросов по всем темам на практических занятиях, список литературы, перечень вопросов к зачету, глоссарий основных терминов и понятий по дисциплине.

  • При подготовке к проверочному тесту следует повторить и уточнить основные термины и понятия, изучаемые по дисциплине.


Содержание рекомендаций по самостоятельной работе студентов (СРС) может включать:

  • Рекомендации по работе со словарем (с ведущими понятиями курса). Если при работе с литературой встретились незнакомые понятия и термины, не входящие в глоссарий, необходимо включить их в свой персональный вариант глоссария.

  • Рекомендации по подготовке домашних заданий. Алгоритм работы с учебной и научной литературой.


Работа с текстами:

Прочитайте текст и ответьте на вопросы после него.

Первая задача при чтении состоит в том, чтобы уяснить и усвоить прочитанный материал, вторая - продумать прочитанное, третья- сделать из прочитанного необходимые для памяти выписки и, наконец, четвертая - дать себе отчет, чему новому научила тебя прочитанная книга. Эти советы можно представить в виде четкого предписания алгоритмического типа. В такой форме они легко запоминаются и становятся своего рода руководством к действию. Алгоритм подобного типа создает определенную стратегическую установку на чтение. 

7. Учебно-методические и иные дидактические материалы по освоению дисциплины


7.1. Лекционные материалы, (аннотации к лекциям представлены в папке 4 УМКД).


7.2. Практикум

практикума семинарских занятий не предусмотрен.

лабораторного практикума не предусмотрен.


7.3. Структурно-логические схемы и опорные сигналы/ плакаты/ (представлены в папке 5)


7.4. Хрестоматии и рабочие тетради - не предусмотрено.


7.5. Деловые/ролевые игры и тренинги - не предусмотрено.


7.6. Групповые и индивидуальные задания/ проекты - не предусмотрено.


7.7. Практические (деловые) ситуации (кейсы) - не предусмотрено


7.8. Электронные дидактические материалы (например, обучающие презентации, электронные учебники и т. п.).


*Презентации по темам лекций, электронные методические рекомендации (Тутолмин А.В. . Креативная компетентность будущего учителя. – http://festival. 1september.ru)







9. Рейтинг-план оценки успеваемости студентов

Дисциплина

Семестр

Специ-альность

Преподаватель

Объем аудит. работы

Виды текущей аттестационной аудиторной и внеаудиторной работы

Максимальное

(норматив)

количество баллов

Поощрения

Штрафы

Итоговая

форма отчета

(мин. балл)

лк

сем

КСР


Основы творческой деятельности/ 5/ Профиль «Начальное образование»/

Тутолмин А.В.

















20


20


14

1. Контроль посещаемости лекций

2. Контроль посещаемости семинарских занятий

3. Работа на семинарских занятиях

Контрольные мероприятия

  1. Анализ учебной, научно-педагогической , научно-популярной литературы

2. Разработка педагогического глоссария

3. Контрольная работа.


Компенсационные мероприятия

1. Подготовка методического материала по темам.

2. Написание научной статьи.

3 Электронная презентация темы.



20


24

60 (12*5)



5



5

5

/ 15




5

5

5

/15

+ 1 балл за дополнение


+ 5 баллов за подготовку методического материала

-1 балл непосеще

ние

акад. часа по

неуважи

тельной

причине


- 3 балла неготов

ность


- 3 балла за

Невыполне

ние задания

в установ

ленные сроки

экзамен



допуск к экзамену- 71 б. (60%)


«автомат» -

107 б. (90 %)




10. Список основной и дополнительной литературы по дисциплине


1. Рекомендуемая литература (основная)

  1. Артемьева Т. И. Методологический аспект проблемы способностей. – М.: Наука, 1977.

  2. Асмолов А. Г. Психология индивидуальности. Методические основы развития личности в историко-эволюционном процессе. – М., 1986.

  3. Библер B. C. Мышление как творчество. – М.: Политиздат, 1975.

  4. Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. – Ростов-на-Дону: Изд-воРТУ, 1983.

  5. Бурно М. Е. Терапия творческим самовыражением. – Екатеринбург, 1999.

  6. Венгер Л. А. Педагогика способностей. – М., 1973.

  7. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М.,1991.

  8. Выготский Л. С. Психология искусства. Ростов-на-Дону: Феникс, 1998.

  9. Голубева Э. А. Способности и индивидуальность. – М., 1993.

  10. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – СПб.: Питер,2002.

  11. Калмыкова З. И. Продуктивность мышления как основы обучаемости. – М., 1981.

  12. Кан-Калик В.А., Никандров В. Д. Педагогическое творчество. – М. 1990.

  13. Колошина И.П. Структура и механизмы творческой деятельности. – М., 1983.

  14. Понамарев Я. Л. Психология творчества и педагогика. – М. Педагогика, 1976.

  15. Пономарев Я. Л. Психология творчества. – М., 1976.

  16. Проблемы способностей. / Под ред. В. Н. Мясищева. – Л., 1962.

  17. Симонов В. П. Диагностика личности и профессионального мастерства преподавателя. – М., 1995.

  18. Тарасова К.В Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1981.

  19. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация – М., 1992.

  20. Холодная М. А. Психология интеллекта. – М., 2002.

  21. Яковлева Е. Л. Психология развития творческого потенциала личности. – М., 1997.

  22. Ярошевский М. Г. История психологии. – М., 1985.



2. Рекомендуемая литература (дополнительная)

  1. Айзенк Г.Ю. Проверьте свои способности. – М., 1972.

  2. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. – М., 1974.

  3. Васильев И. А., Пошгужный В. Л., Тихомиров О. К. Эмоции и мышление – М.: Изд-во МГУ, 1980.

  4. Верттеймер М. Продуктивное мышление. – М.: Прогресс, 1987.

  5. Гиппиус С. В. Гимнастика чувств: Тренинг творческой психотехники // Уч.- метод.пособие к урокам актерского мастерства. – Л.-М.: Искусство, 1967.

  6. Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения – М.: Просвещение, 1987.

  7. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления. – М: Совершенство, 1997.

  8. Зинкевич - Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии. – СПб., 2003.

  1. Мелибруда Е. Я-Ты-Мы: Психологические возможности улучшения общения. – М.: Прогресс. 1986.

  2. Рубинштейн С. Л. Бытие и сознание. – М.: Изд-во АН СССР, 1957.

  3. Ситников А. П. Акмеологический тренинг: теория, методика, психотехнологии. – М., 1996.



1 В разделе коды компетенций указываются коды компетенций из общего списка компетенций ФГОС, которые формируются в рамках изучения данной темы.

1


Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы музыкально-творческой деятельности"
  • Музыка
Описание:

Рабочая программа учебной дисциплины "Теоретические основы музыкально-творческой деятельности" составлена в полном соответствии с требованиями ФГОС ВПО.

Цель формирование целостного представления у студентов о творческой деятельности, становление их креативной компетенции, развитие творчески значимых личностных качеств.

 

Задачи: 1. обеспечить подготовку студентов к профессионально-творческой деятельности. 2. Дать студентам систематизированные знания в области теории и практики креативного саморазвития. 3. Обучить основам методики креативного поведения и деятельности.

Автор тутолмин Александр Викторович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 321
Номер материала 34260
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓