Государственное автономное образовательное
учреждение среднего профессионального образования
«Чистопольский политехнический колледж»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
260502
Технология продукции общественного питания
2012г.
Программа учебной дисциплины разработана
и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
(далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального
образования (далее - СПО)
Дисциплина: Экологические основы природопользования
260502 Технология
продукции общественного питания
Организация-разработчик: ГFОУ СПО «Чистопольский политехнический колледж»
Разработчики:
Милицкова Н.Е.- преподаватель химии/биологии__
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
1.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
2.
СТРУКТУРА
и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5
|
3.
условия
реализации учебной дисциплины
|
10
|
4. Контроль и оценка результатов
Освоения учебной дисциплины (вопросы для самоконтроля, зачета, итоговой
контольной работы)
|
11-16
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является
частью примерной основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО
260502 Технология
продукции общественного питания
Программа учебной дисциплины может быть
использована в дополнительном профессиональном образовании и
профессиональной подготовке работников при наличии среднего (полного) общего
образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре
основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл естественно - научных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к
результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Ø
осознавать взаимосвязь
организмов и среды обитания;
Ø
определять условия
устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Ø
правовые вопросы
экологической безопасности;
Ø
об экологических принципах
рационального природопользования;
Ø задачи и цели природоохранных органов управления и
надзора
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной
программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 87 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 58
часов;
самостоятельной работы обучающегося 29 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной
работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная
учебная нагрузка (всего)
|
87
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
58
|
в том числе:
|
|
лабораторные работы
|
0
|
практические занятия
|
18
|
контрольные работы
|
4
|
курсовая работа (проект)
|
0
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
29
|
в том числе:
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа
Реферат по заданной тематике
(реферат, расчетно-графическая работа, и т.п.).
|
10
19
|
Итоговая
аттестация в форме дифференцированный зачет
|
2.2. Тематический план и содержание учебной
дисциплиныЭкологические основы
природопользования (гр.228)
№
|
Наименование
разделов и тем
|
Содержание учебного
материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа
обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
РАЗДЕЛ
1
|
Экология и
природопользование.
|
22 +с/р10
|
/
|
1
|
Современное состояние окружающей среды в
России. Загрязнение среды по региону.
|
1. Что изучат предмет. Понятие экология. Среда
обитания.
2. Глобальные экологические проблемы. Экологически
неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения региона. Практическая
работа (№1) 1 час.
|
2
|
2
|
Антропогенное воздействие на при роду.
|
3. Хозяйственная
деятельность человека и ее воздействие на природу. 4.
Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и
глобальные проблемы экологии.
|
2
|
2
|
3
|
Экологические кризисы и катастрофы.
|
5. Определение экологического кризиса. Роль
человеческого фактора в решении проблем экологии. Научно-технический
прогресс и природа в современную эпоху. Основные причины экологического
кризиса. Прогнозирование.
6. Определение экологической катастрофы. Причины и виды
катастроф.
|
2
|
4
|
Природные ресурсы.
|
7. Природные ресурсы и их классификация.
8. Проблемы использования и воспроизводства
природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.
|
2
|
2
|
5
|
Рациональное природопользование
природных ресурсов.
|
9. Пищевые ресурсы человечества. 10-11.
Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции. 12.
Проблемы сохранения здоровья.
|
4
|
6-7
|
Принципы рационального природо-
пользования .Охраны окружающей среды.
|
13.
Определение понятия
«Природопользование».
14. Основные аспекты охраны
природы.
15. Принципы и правила охраны
природы. 16.
Ресурсные
циклы.
17. Система управления
отходами.
18. Практическая работа(№2) (Решение задач) (1 час)
|
6
|
2
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1. История
охраны природы. 2. Глобальные экологические проблемы. 3. Виды природных
ресурсов. 4. Пищевые ресурсы. 5. Утилизация бытовых, промышленных отходов.
|
10 час
|
|
8
|
Мониторинг окружающей среды.
|
19. Определение
понятия «Мониторинг окружающей
среды». 20. Виды
мониторинга.
21-22.Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за
факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование
состояния окружающей среды. Контрольная работа.
|
4
|
2
|
|
РАЗДЕЛ
2
|
Организация
рациональное природопользование.
|
24 +с/р10
|
|
9
|
Рациональное использование
атмосферы
|
23.Строение и газовый
состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Химические и фотохимические
превращения вредных веществ в атмосфере.
|
2
|
2
|
10
|
Охрана атмосферы.
|
24. Источники
загрязнения и нарушения газового баланса атмосферы. Меры по предотвращению
загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные
технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и
промышленных центров. Практическая работа (№3) 1 час.
|
11
|
Рациональное использование
водных ресурсов
|
25.Природная вода и ее распространение. Истощение и
загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры
по предотвращению их Jистощения и загрязнения.
26.Рациональное использование подземных вод. Очистные
сооружения и оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии
гидросферы. Практическая работа(№4) 1 час.
|
2
|
2
|
12
|
Охрана водных ресурсов.
|
13
|
Рациональное использование недр.
|
27.Полезные ископаемые и их
распространение.
28. Распределение и запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые
ресурсы России. Использование недр Практическая работа (№5) 1 час. 29. Охрана природных ресурсов
30. Восстановление земель при добыче минеральных ресурсов.
|
4
|
2
|
14
|
Рациональное
использование почв.
|
31.Почва,
состав, свойства, строение. Практическая
работа(№6) 1 час.
32.
Хозяйственное значение почв.
33. Эрозия почв.
|
3
|
2
|
15
|
Рациональное использование
растительных ресурсов
|
34. Биологические ресурсы
35. Лес
36. Рациональное использование
37. Правовая основа. Практическая работа (№7) 1 час.
|
4
|
2
|
16
|
Рациональное
использование животных ресурсов.
|
38. Животные роль в круговороте
веществ. Практическая работа (№8) 1 час.
39. Причины вымирание.
Промысловые животные
40. Охрана редких
41-42
.Правовая основа. Практическая работа (№9) 1 час.
|
5
|
2
|
17.
|
Охрана ландшафтов.
|
43. Охрана ландшафтов. Их
классификация. Практическая работа (№10) 1 час.
44. Особо охраняемые территории. Практическая работа (№11) 1 час.
45.-46 Антропогенные формы ландшафтов, их
охрана. Контрольная
работа.
|
4
|
|
Самостоятельная
работа: выполнение
домашних заданий по разделу 2.
История охраны природы. 2. Глобальные экологические проблемы. 3. Виды
природных ресурсов. 4. Пищевые ресурсы. 5. Утилизация бытовых, промышленных
отходов. 6.Современные методы очистки
сточных вод. 7. Современные методы очистки воздуха.
|
10 час
|
|
РАЗДЕЛ 3
|
Правовая
основа и международное сотрудничество в области охраны природы.
|
12+с/р 9
|
|
18.
|
Международное
сотрудничество в области рационального природопользования
|
43-44. История международного
природоохранного движения. Практическая
работа (№12) 1 час.
45-46. Природоохранные конвенции и
межгосударственные соглашения.. Практическая
работа (№13) 1 час.
47-48. Роль международных организаций
в охране природы. Практическая работа(№14) 1 час.
49-50. Международные экологические
движения. Экологическое образование. Практическая
работа 1 час
|
8
|
1
|
19.
|
Государственные
мероприятия по охране окружающей среды.
|
51.Государственная
экологическая экспертиза предприятий и территорий. Экологическая
общественная экспертиза.. Практическая работа (№16) 1 час.
52. Экологическая паспортизация промышленных
предприятий. Практическая работа(№17) 1 ч.
53 Контроль
и регулирование рационального использования природных ресурсов и окружающей
среды.
54 . Федеральные
органы власти, отвечающие за рациональное природопользование. Организация
рационального природопользования в России.. Практическая работа (№18) 1 час.
|
4
|
1
|
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по
разделу 3. Примерная тематика внеаудиторной
самостоятельной работы 1.Участие России в деятельности международных природоохранных
организаций. 2. Новые эколого-экономические
подходы к природоохранной деятельности. 3. Описать подробно тематику соглашений,
конвенций, принятые законы.
|
|
|
|
|
55-56. Контрольная работа по пройденному курсу
«Экологические основы природопользования».
57-58. Диф. зачет.
|
4
|
|
|
Всего:
|
58 (теория) + 29(сам. работа)
|
87
|
|
Для характеристики
уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный
(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный
(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по
экологии;
Оборудование учебного кабинета:
l посадочные места по
количеству обучающихся;
l рабочее место преподавателя,
оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным
обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet
и средствами вывода звуковой информации;
l комплект учебно-наглядных
пособий «Экологические основы природопользования».
l сканер;
l принтер.
Технические средства обучения:
l мультимедиапроектор или
мультимедийная доска;
l фото или/и видео камера; web-камера.
3.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Константинов В.М.
Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
2.
Вильчинская О.В. ,
Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования:
экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.
3.
Козачек А.В. Экологические
основы природопользования.-М.: Феникс,2008.
Дополнительные источники:
1.
Экология и
охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.
2.
Экология. Л.И.
Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999.
3.
Защита
экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 1996
4.
Рубан Э. Д.,
Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты
обучения
(освоенные
умения, усвоенные знания)
|
Формы
и методы контроля и оценки результатов обучения
|
уметь:
Ø осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;
Ø определять условия устойчивого состояния экосистем и
причины возникновения экологического кризиса;
знать:
Ø правовые вопросы экологической безопасности;
Ø об экологических принципах рационального
природопользования;
задачи и цели природоохранных органов управления и надзора
|
Текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний студентов по
дисциплине (ежемесячно).
Промежуточный контроль:
-Рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2,
3. Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике;
Итоговый контроль:
- аудиторная контрольная работа.
|
Разработчики:
_ГАОУ СПО ЧПК_ преподаватель химии/биологии_
_Милицкова Н.Е.____
(место
работы) (занимаемая должность) (инициалы,
фамилия)
Эксперты:
____________________
___________________ _________________________
(место работы) (занимаемая
должность) (инициалы, фамилия)
____________________
___________________ _________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.