Главная / Биология / Рабочая программа по "Экологические основы природопользования", для спо (по фгос)

Рабочая программа по "Экологические основы природопользования", для спо (по фгос)

Государственное автономное образовательное учреждение среднего профессионального образования

«Чистопольский политехнический колледж»











ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


Экологические основы природопользования



100116 Парикмахерское искусство





























2012г.

Программа учебной дисциплины разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее - СПО)


Дисциплина: Экологические основы природопользования


100116 Парикмахерское искусство



Организация-разработчик: ГFОУ СПО «Чистопольский политехнический колледж»


Разработчики:


Милицкова Н.Е.- преподаватель химии/биологии__

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность





СОДЕРЖАНИЕ


стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. условия реализации учебной дисциплины

10

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины (вопросы для самоконтроля, зачета, итоговой контольной работы)

11-16



1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Экологические основы природопользования


1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО


100116 Парикмахерское искусство


Программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.


1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл естественно - научных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;

  • определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;


В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • правовые вопросы экологической безопасности;

  • об экологических принципах рационального природопользования;

  • задачи и цели природоохранных органов управления и надзора

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34 часов;

самостоятельной работы обучающегося 20 часов.












2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

54

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

34

в том числе:


лабораторные работы

0

практические занятия

2

контрольные работы

3

курсовая работа (проект)

0

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

20

в том числе:


Внеаудиторная самостоятельная работа

Реферат по заданной тематике

(реферат, расчетно-графическая работа, и т.п.).

8

12

Итоговая аттестация в форме дифференцированный зачет


    1. Тематический план и содержание учебной дисциплины

Экологические основы природопользования

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения


1

2

3

4


Раздел 1

Экология и природопользование.

14+5с/р


1

Тема 1.1. Современное состояние окружающей среды в России.


Что изучат предмет. Понятие экология. Среда обитания. Глобальные экологические проблемы. Экологически неблагополучные регионы России, причины. Карта загрязнения региона.

2

2

Загрязнение среда по региону.

1

3


Тема 1.2. Антропогенное воздействие на природу.



Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу. Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и глобальные проблемы экологии.

Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.

Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.

Определение экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса.

Прогнозирование. Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.

2

2












4

Экологические кризисы и катастрофы.

5


Тема 1.3.

Природные ресурсы.

Природные ресурсы и их классификация.

Проблемы использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с размещением производства.

Пищевые ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной продукции.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

2

2

6

Рациональное природопользование природных ресурсов.

7


Тема 1.4.

Принципы рационального природопользования окружающей среды.

Определение понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.

Принципы и правила охраны природы.

Ресурсные циклы. Система управления отходами.




Практическая работа (Решение задач)

2

2

8

Охраны окружающей среды.

9

Тема 1.5.

Мониторинг окружающей среды.


Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».

Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы, гидросферы и земельных ресурсов.

Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами, воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния окружающей среды.

2

2

10

Задачи мониторинга окружающей среды

11

Тема 1.6.

Источники загрязнения, основные группы.

Источники загрязнений, виды; естественные и антропогенные источники загрязнений атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения.

Степень загрязнения. Классификация загрязняющих веществ.


2

2

12

Загрязнение в природных средах.

13

Тема 1.7.

Виды загрязнений

Радиоактивное загрязнение. Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие экологического риска. Тестовая работа.

2

2

14

Физическое загрязнение.



Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Воздействие негативных экологических факторов на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и предотвращение.

Утилизация бытовых и промышленных отходов в нашем регионе

5 час.



Раздел 2.

Охрана окружающей среды.

8+10с/р


15

Тема 2.1.

Рациональное использование атмосферы

Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения газового баланса атмосферы. Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере.

Защита и меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов автомобилей, озеленение городов и промышленных центров.

2

2

16

Охрана атмосферы.

17

Тема 2.2.

Рациональное использование водных ресурсов


Природная вода и ее распространение. Истощение и загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование подземных вод.

Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения. Экологические проблемы химии гидросферы.

2

2

18

Охрана водных ресурсов.

19

Тема 2.3.

Рациональное использование недр.

Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы России. Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов.

Охрана мин. ресурсов. Основные направления по использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель.


2

2

20

Охрана недр.

21

Тема 2.4. Рациональное использование земельных ресурсов.


Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Эрозия и охрана почв. Естественная и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии. Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.

Практическая работа ( Решение задач)

2

2

22

Охрана земельных ресурсов.



Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Пищевые ресурсы человечества.

Проблемы сохранения человеческих ресурсов.

Примерная тематика рефератов.

Молочные продукты – в любом возрасте.

Генетически модифицированные продукты.

Добавки в пищевых продуктах.

Соя, и ее польза для здоровья.

Экология и здоровье человека.

Пища Франкенштейна.



10час




Раздел 3.


Мероприятия по защите планеты.

10+5с/р.


23

Охрана ландшафтов.

Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории.

Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.


2

1

24

Антропогенные ландшафтов

25

Государственные мероприятия по охране окружающей среды.

История международного природоохранного движения. Международные организации. Экологическая общественная экспертиза. Паспортизация промышленных предприятий. Федеральные органы власти, отвечающие за рациональное природопользование.


2

2

26

Общественные мероприятия по охране окружающей среды.

27

Правовые основы защиты среды обитания.

Государственная экологическая экспертиза предприятий и территорий. Социальные вопросы экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Рациональное природоохранное просвещение и экологические права населения

2

2

28

Социальные вопросы защиты среды обитания.


29


Международное сотрудничество в области рационального природопользования

Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр, земель. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль организаций в охране природы


2

2

30

Сотрудничество в области охраны окружающей среды.

Природоохранное просвещение населения. Экологические проблемы. Состояние окружающей среды своего региона.

31-32

Международные движения.

История возникновения международных охранных движений. Организации- партия зеленных, др.Экологические акции.


2



Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы Участие России в деятельности международных природоохранных организаций.

Новые эколого-экономические подходы к природоохранной деятельности.

Описать подробно тематику соглашений, конвенций, принятые законы.

5 час.


33-34

Контрольная работа

Обобщение. Тестовая работа. по пройденному курсу «Экологические основы природопользования»

2




Диф. зачет.




Всего:

34 + 20c

54




Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии;

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;

  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

  • комплект учебно-наглядных пособий «Экологические основы природопользования».

  • сканер;

  • принтер.

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска;

  • фото или/и видео камера; web-камера.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Константинов В.М. Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.

  2. Вильчинская О.В. , Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования: экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.

  3. Козачек А.В. Экологические основы природопользования.-М.: Феникс,2008.

Дополнительные источники:

  1. Экология и охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.

  2. Экология. Л.И. Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999.

  3. Защита экологических прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 1996

  4. Рубан Э. Д., Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.


4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.


Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

уметь:

  • осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;

  • определять условия устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;

знать:

  • правовые вопросы экологической безопасности;

  • об экологических принципах рационального природопользования;

задачи и цели природоохранных органов управления и надзора

Текущий контроль:

- рейтинговая оценка знаний студентов по дисциплине (ежемесячно).

Промежуточный контроль:

-Рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2, 3.

Реферативная работа студентов по предлагаемой тематике;

Итоговый контроль:

- аудиторная контрольная работа.






Разработчики:

_ГАОУ СПО ЧПК_ преподаватель химии/биологии_ _Милицкова Н.Е.____

(место работы) (занимаемая должность) (инициалы, фамилия)

















5


Рабочая программа по "Экологические основы природопользования", для спо (по фгос)
  • Биология
Описание:

Программа учебной дисциплины разработана и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности  260807 "Технология продукции общественного питания"

 

Дисциплина:  Экологические основы природопользования

 

                          100116   Парикмахерское искусство

 

 максимальной учебной нагрузки обучающегося  - 54  часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 34 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 20 часов.

Автор Милицкова Нина Егоровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2420
Номер материала 36397
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓