Государственное автономное образовательное
учреждение среднего профессионального образования
«Чистопольский политехнический колледж»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
100116
Парикмахерское искусство
2012г.
Программа учебной дисциплины разработана
и составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта
(далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее
- СПО)
Дисциплина: Экологические основы природопользования
100116
Парикмахерское искусство
Организация-разработчик: ГFОУ СПО «Чистопольский политехнический колледж»
Разработчики:
Милицкова Н.Е.- преподаватель химии/биологии__
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность
СОДЕРЖАНИЕ
|
стр.
|
1.
ПАСПОРТ
ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
4
|
2.
СТРУКТУРА
и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
|
5
|
3.
условия
реализации учебной дисциплины
|
10
|
4. Контроль и оценка результатов
Освоения учебной дисциплины (вопросы для самоконтроля, зачета, итоговой
контольной работы)
|
11-16
|
1. паспорт ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Экологические основы природопользования
1.1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является
частью примерной основной профессиональной образовательной программы в
соответствии с ФГОС по специальности СПО
100116 Парикмахерское искусство
Программа учебной дисциплины может быть
использована в дополнительном профессиональном образовании и
профессиональной подготовке работников при наличии среднего (полного) общего
образования. Опыт работы не требуется.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре
основной профессиональной образовательной программы: входит в цикл естественно - научных дисциплин.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к
результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
Ø
осознавать взаимосвязь организмов
и среды обитания;
Ø
определять условия
устойчивого состояния экосистем и причины возникновения экологического кризиса;
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
Ø
правовые вопросы
экологической безопасности;
Ø
об экологических принципах
рационального природопользования;
Ø задачи и цели природоохранных органов управления и
надзора
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной
программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 54 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 34
часов;
самостоятельной работы обучающегося 20
часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной
работы
Вид учебной работы
|
Объем часов
|
Максимальная
учебная нагрузка (всего)
|
54
|
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
|
34
|
в том числе:
|
|
лабораторные работы
|
0
|
практические занятия
|
2
|
контрольные работы
|
3
|
курсовая работа (проект)
|
0
|
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
|
20
|
в том числе:
|
|
Внеаудиторная самостоятельная работа
Реферат по заданной тематике
(реферат, расчетно-графическая работа, и т.п.).
|
8
12
|
Итоговая
аттестация в форме дифференцированный зачет
|
2.2.
Тематический план и
содержание учебной дисциплины
Экологические основы природопользования
№
|
Наименование разделов и тем
|
Содержание учебного материала, лабораторные
работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая
работа (проект) (если
предусмотрены)
|
Объем часов
|
Уровень освоения
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
|
Раздел 1
|
Экология и природопользование.
|
14+5с/р
|
|
1
|
Тема 1.1. Современное состояние окружающей
среды в России.
|
Что
изучат предмет. Понятие экология. Среда обитания. Глобальные экологические
проблемы. Экологически неблагополучные регионы России, причины. Карта
загрязнения региона.
|
2
|
2
|
Загрязнение среда по региону.
|
1
|
3
|
Тема 1.2. Антропогенное
воздействие на природу.
|
Хозяйственная деятельность человека и ее воздействие на природу.
Понятие «охрана природы» и его составляющие. Локальные, региональные и
глобальные проблемы экологии.
Роль человеческого фактора в решении проблем экологии.
Научно-технический прогресс и природа в современную эпоху.
Определение
экологического кризиса. Основные причины экологического кризиса.
Прогнозирование.
Определение экологической катастрофы. Причины и виды катастроф.
|
2
|
2
|
4
|
Экологические кризисы и катастрофы.
|
5
|
Тема 1.3.
Природные ресурсы.
|
Природные
ресурсы и их классификация.
Проблемы
использования и воспроизводства природных ресурсов, их взаимосвязь с
размещением производства.
Пищевые
ресурсы человечества. Проблемы питания и производства сельскохозяйственной
продукции.
Проблемы
сохранения человеческих ресурсов.
|
2
|
2
|
6
|
Рациональное природопользование природных
ресурсов.
|
7
|
Тема 1.4.
Принципы рационального
природопользования окружающей среды.
|
Определение
понятия «Природопользование». Основные аспекты охраны природы.
Принципы
и правила охраны природы.
Ресурсные
циклы. Система управления отходами.
Практическая
работа (Решение задач)
|
2
|
2
|
8
|
Охраны окружающей среды.
|
9
|
Тема 1.5.
Мониторинг окружающей среды.
|
Определение понятия «Мониторинг окружающей среды».
Виды мониторинга. Мониторинг качества и степени загрязнения атмосферы,
гидросферы и земельных ресурсов.
Основные задачи мониторинга окружающей среды: наблюдение за факторами,
воздействующими на окружающую среду; оценка и прогнозирование состояния
окружающей среды.
|
2
|
2
|
10
|
Задачи мониторинга окружающей среды
|
11
|
Тема 1.6.
Источники загрязнения, основные
группы.
|
Источники
загрязнений, виды; естественные и антропогенные источники загрязнений
атмосферы, гидросферы и земельных степени загрязнения.
Степень загрязнения. Классификация загрязняющих
веществ.
|
2
|
2
|
12
|
Загрязнение в природных
средах.
|
13
|
Тема 1.7.
Виды загрязнений
|
Радиоактивное
загрязнение. Шумовое, электромагнитное, тепловое, световое, радиоактивное
загрязнение окружающей среды. Способы ликвидации последствий заражения
токсичными и радиоактивными веществами окружающей среды. Понятие
экологического риска. Тестовая работа.
|
2
|
2
|
14
|
Физическое загрязнение.
|
|
|
Самостоятельная
работа: выполнение домашних заданий по разделу 1.
Примерная
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Воздействие негативных экологических факторов
на человека, проживающего в нашем регионе, их прогнозирование и
предотвращение.
Утилизация бытовых и промышленных отходов в
нашем регионе
|
5 час.
|
|
|
Раздел 2.
|
Охрана
окружающей среды.
|
8+10с/р
|
|
15
|
Тема 2.1.
Рациональное использование атмосферы
|
Строение и газовый состав атмосферы. Баланс газов в
атмосфере. Последствие загрязнение и нарушения газового баланса атмосферы.
Химические и фотохимические превращения вредных веществ в атмосфере.
Защита и меры по предотвращению загрязнения и охране атмосферного
воздуха: очистные фильтры, безотходные технологии, защита от выхлопных газов
автомобилей, озеленение городов и промышленных центров.
|
2
|
2
|
16
|
Охрана атмосферы.
|
17
|
Тема 2.2.
Рациональное использование водных ресурсов
|
Природная вода и ее распространение. Истощение и
загрязнение водных ресурсов. Рациональное использование водных ресурсов, меры
по предотвращению их истощения и загрязнения. Рациональное использование
подземных вод.
Очистные сооружения и оборотные системы водоснабжения.
Экологические проблемы химии гидросферы.
|
2
|
2
|
18
|
Охрана водных ресурсов.
|
19
|
Тема 2.3.
Рациональное использование недр.
|
Полезные ископаемые и их распространение. Распределение и
запасы минерального сырья в мире. Минерально-сырьевые ресурсы России.
Использование недр человеком. Исчерпаемость минеральных ресурсов.
Охрана мин. ресурсов. Основные направления по
использованию и охране недр. Охрана природных комплексов при разработке
минеральных ресурсов. Рекультивация и восстановление земель.
|
2
|
2
|
20
|
Охрана недр.
|
21
|
Тема 2.4. Рациональное
использование земельных ресурсов.
|
Почва, ее состав и строение. Роль почвы в круговороте
веществ в природе. Хозяйственное значение почв. Эрозия и охрана почв. Естественная
и ускоренная эрозия почв. Система мероприятий по защите земель от эрозии.
Результаты антропогенного воздействия на почвы и меры по ее охране.
Практическая работа ( Решение задач)
|
2
|
2
|
22
|
Охрана земельных ресурсов.
|
|
|
Самостоятельная
работа: выполнение домашних заданий по разделу 2.
Примерная
тематика внеаудиторной самостоятельной работы
Пищевые ресурсы человечества.
Проблемы сохранения человеческих ресурсов.
Примерная
тематика рефератов.
Молочные продукты – в любом возрасте.
Генетически модифицированные продукты.
Добавки в пищевых продуктах.
Соя, и ее польза для здоровья.
Экология и здоровье человека.
Пища Франкенштейна.
|
10час
|
|
Раздел 3.
|
Мероприятия по защите планеты.
|
10+5с/р.
|
|
23
|
Охрана ландшафтов.
|
Охрана ландшафтов. Их классификация. Особо охраняемые территории.
Антропогенные формы ландшафтов, их охрана.
|
2
|
1
|
24
|
Антропогенные ландшафтов
|
25
|
Государственные мероприятия по охране
окружающей среды.
|
История международного природоохранного движения.
Международные организации. Экологическая общественная экспертиза.
Паспортизация промышленных предприятий. Федеральные органы власти, отвечающие
за рациональное природопользование.
|
2
|
2
|
26
|
Общественные мероприятия по охране
окружающей среды.
|
27
|
Правовые основы защиты среды
обитания.
|
Государственная экологическая экспертиза предприятий и
территорий. Социальные вопросы экологического воспитания и образования
подрастающего поколения. Рациональное природоохранное просвещение и
экологические права населения
|
2
|
2
|
28
|
Социальные вопросы защиты среды
обитания.
|
29
|
Международное сотрудничество в области
рационального природопользования
|
Правовые основы охраны атмосферы, гидросферы, недр,
земель. Природоохранные конвенции и межгосударственные соглашения. Роль
организаций в охране природы
|
2
|
2
|
30
|
Сотрудничество в области охраны
окружающей среды.
|
Природоохранное просвещение населения. Экологические
проблемы. Состояние окружающей среды своего региона.
|
31-32
|
Международные движения.
|
История
возникновения международных охранных движений. Организации- партия зеленных,
др.Экологические акции.
|
2
|
|
|
Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 3.
Примерная тематика внеаудиторной
самостоятельной работы Участие России в деятельности
международных природоохранных организаций.
Новые эколого-экономические подходы к
природоохранной деятельности.
Описать подробно тематику соглашений,
конвенций, принятые законы.
|
5 час.
|
|
33-34
|
Контрольная работа
|
Обобщение. Тестовая
работа. по пройденному курсу «Экологические основы природопользования»
|
2
|
|
|
|
Диф. зачет.
|
|
|
|
Всего:
|
34 + 20c/р
|
54
|
|
|
|
|
|
|
|
Для характеристики
уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. –
ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный
(выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный
(планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных
задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому
обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по
экологии;
Оборудование учебного кабинета:
l посадочные места по
количеству обучающихся;
l рабочее место преподавателя,
оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным
обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet
и средствами вывода звуковой информации;
l комплект учебно-наглядных
пособий «Экологические основы природопользования».
l сканер;
l принтер.
Технические средства обучения:
l мультимедиапроектор или
мультимедийная доска;
l фото или/и видео камера; web-камера.
3.2.
Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий,
Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
1.
Константинов В.М.
Экологические основы природопользования. – М.; Академия, НМЦ СПО, 2009.
2.
Вильчинская О.В. ,
Воробьев А.Е. , Дьяченко В.В. , Корчагина А.В. Основы природопользования:
экологические, экономические и правовые аспекты. 2-е изд. М.: Феникс, 2007.
3.
Козачек А.В. Экологические
основы природопользования.-М.: Феникс,2008.
Дополнительные источники:
1.
Экология и
охрана биосферы при химическом загрязнении. Д.С. Орлов. Высшая школа, 2002.
2.
Экология. Л.И.
Цветкова , М.И. Алексеев , Ученик для вузов , М. 1999.
3.
Защита экологических
прав: Пособие для граждан и общественных организаций. -М., 1996
4.
Рубан Э. Д.,
Крымская И. Г. Гигиена и основы экологии человека.-М.: Феникс ,2009.
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ,
тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов,
исследований.
Результаты
обучения
(освоенные
умения, усвоенные знания)
|
Формы
и методы контроля и оценки результатов обучения
|
уметь:
Ø осознавать взаимосвязь организмов и среды обитания;
Ø определять условия устойчивого состояния экосистем и
причины возникновения экологического кризиса;
знать:
Ø правовые вопросы экологической безопасности;
Ø об экологических принципах рационального
природопользования;
задачи и цели природоохранных органов управления и надзора
|
Текущий контроль:
- рейтинговая оценка знаний студентов по
дисциплине (ежемесячно).
Промежуточный контроль:
-Рубежный тестовый контроль по темам разделов 1, 2, 3.
Реферативная работа студентов по
предлагаемой тематике;
Итоговый контроль:
- аудиторная контрольная работа.
|
Разработчики:
_ГАОУ СПО ЧПК_ преподаватель химии/биологии_
_Милицкова Н.Е.____
(место
работы) (занимаемая должность) (инициалы,
фамилия)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.