Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыРабочая программа по психологическому сопровождению

Рабочая программа по психологическому сопровождению

Скачать материал

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Воронежская кадетская школа имени А.В.Суворова»

 

 

 

 

Рабочая программа психологического сопровождения  учащихся, родителей и педагогов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                           Составила

                                                                                                                           Педагог-психолог ВКК           

                                                                                                                                          А.И.Мальцева

 

 

 

 

 

 

г.Воронеж

 

 

 

Рабочая программа психологического сопровождения  учащихся, родителей и педагогов.

 

  «Педагогика слепа без психологии,
а психология мертва без педагогики»
 
Евгений Александрович Ямбург

«…всякий  учитель  должен  строить  свою  работу  на   психологии»
Г. Мюнстенберг

Пояснительная записка

     С введением новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой.

      Психологическое сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, офицеров-воспитателей  и преподавателей  школы направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения, воспитания  и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

      Психологическое сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.     Взрослый внимательно наблюдает и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг.

     Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор своего пути — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком, оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным — это большая удача.

     Именно в таком психологическом сопровождении ребенка на всех этапах его обучения и видится основная цель психологической службы, администрации и всего педагогического коллектива школы.

     Деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной среды. Однако в этих рамках у него могут быть определены собственные цели и задачи.

 

Правовые аспекты психологического сопровождения

·         Конвенция о правах ребенка; 

  • Закон РФ "Об образовании"; 
  • Семейный кодекс РФ; 
  • Письмо Минобразования РФ от 27.06.2003 № 28-51-513/16  "О методических рекомендациях по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе"; 
  • Федеральный закон "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (ФЗ № 120  от 24.06.1999 в редакции от 03.12.2011  № 378-ФЗ); 
  • Закон РФ "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" № 124-Ф (в ред.  от 03.12.2011). 

 

 

 

Цели:

1.Создание оптимальных условий для обучения, развития и реализации личностного потенциала каждого учащегося.

2.Психологическое  обеспечение уровня подготовки учащихся,  соответствующего требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

3.Психолого-педагогическое сопровождение кадет на всех этапах обучения и воспитания.

4.Создание благоприятного психологического климата в коллективе, формирование продуктивных моделей поведения у всех участников образовательного процесса.

5.Профильное определение, профессиональная ориентация и профессиональное самоопределение кадет, построение индивидуального образовательного маршрута.

 

Задачи:

 1.Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса кадета и динамики его развития.

2.Оказание помощи в личностном, интеллектуальном и профессиональном развитии учащихся, умению  конструктивно решать неизбежные конфликты, осваивать наиболее индивидуально значимые и ценные методы познания, общения, понимания себя и других.

3.Обеспечение индивидуального подхода к каждому учащемуся.

4.Профилактика и коррекция отклонений в личностном  и социальном развитии.

5.Коррекционная и профилактическая работа с детьми, находящимися в психотравмирующей ситуации, и детьми-сиротами.

6.Профилактика эмоционального выгорания педагогов и воспитателей.

7.Повышение психологической компетентности родителей, коррекция детско-родительских отношений.

8.Пропаганда здорового образа жизни, профилактика употребления психоактивных веществ.

 

Особенности сопровождения на разных ступенях:
Основная   школа  -  сопровождение  перехода учащихся  из разных школ города в кадетскую  школу.  Адаптации  к  новым  условиям  обучения,  поддержка  в  решении  задач личностного  и  ценностно-смыслового  самоопределения  и саморазвития, помощь   в   решении   личностных   проблем  и  проблем  социализации, формирование   жизненных  навыков,  профилактика  неврозов,  помощь  в построении  конструктивных  отношений  с  родителями  и  сверстниками, профилактика девиантного поведения, наркозависимости.
 
Старшая школа - помощь в профильной ориентации и профессиональном самоопределении,   поддержка   в   решении   экзистенциальных  проблем (самопознание,  поиск  смысла  жизни, достижение личной идентичности), развитие  временной перспективы, способности к целеполаганию, развитие психосоциальной  компетентности,  профилактика  девиантного поведения, наркозависимости.
 
Особенности сопровождения на разных уровнях:
Адаптация кадет - это сложный процесс. Адаптация бывает психофизиологической, социальной, психологической и социально-психологической.
Социально-психологическая адаптация подразумевает процесс взаимодействия кадета и окружения. Кадет считается адаптированным в том случае, когда он, находясь среди других кадет, не конфликтует с ними, доволен своей деятельностью и собой, идет навстречу ожиданиям группы, самоутверждается и свободно выражает свои творческие способности. В свою очередь социальное окружение способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию индивидуальности кадета.
 
Уровень  взвода.  На  данном уровне ведущую роль играют учителя    и   классный   руководитель,   обеспечивающие   необходимую педагогическую  поддержку ребенку в решении задач обучения, воспитания и развития. Основная цель их деятельности - развитие самостоятельности в  решении  проблемных  ситуаций, предотвращение дезадаптации ребенка, возникновения острых проблемных ситуаций.
 
Уровень    учреждения.    На   данном   уровне   работа   ведется педагогом-психологом,  заместителями директора по УВР, ВР, ВП, старшем офицером воспитателем, офицерами-воспитателями,  врачом и медицинской сестрой,  выявляющими  проблемы в развитии кадет, воспитанников и оказывающими первичную помощь в  преодолении  трудностей  в  обучении,  взаимодействии  с учителями, родителями,   сверстниками.   На   данном   уровне  также  реализуются профилактические программы, охватывающие значительные группы учащихся, осуществляется  экспертная, консультативная, просветительская работа вместе с администрацией и учителями.

 

На первом году обучения у кадет и их родителей возникает ряд трудностей, обусловленных личностными особенностями, несоответствием представлений о реальных условиях и воспитания, высокими учебными и дисциплинарными требованиями.

Специфичными для кадетского класса являются следующие особенности жизнедеятельности:

  •  жесткая регламентация распорядка дня;
  • преобладание групповых видов деятельности;
  • подчинение и субординация;
  • совмещение учебной деятельности с выполнением обязанностей, связанных с бытом, с получением дополнительного образования, служебных.

              Стоят взрослые задачи:

·         1. Принять нормы, правила и традиции кадет.

·         2. Быть дисциплинированным и ответственным за свои поступки, сознательно относиться к своим обязанностям.

·         3. Иметь и развивать способности к самостоятельному и качественному усвоению учебного материала.

·         4. Занять достойное место в коллективе, выработать адекватный стиль общения и взаимодействия с кадетами, воспитателями и учителями.

·         5. Выработать навыки и потребности в самообразовании, саморазвитии и личностном росте.

·         6. Серьёзно подойти к вопросу профессионального самоопределения.

 

      Деятельность психолога с кадетским классом  направлена на выявление и коррекцию личностных качеств подростка, затрудняющих адаптацию. Снижению уровня социально-психологической адаптации приводят такие личностные особенности, как низкий уровень принятия других и себя, неумение строить свое поведение в соответствии с общепринятыми нормами, стремление к уходу от проблем, внутренняя напряженность, замкнутость, подозрительность, недовольство ситуацией. Поэтому при поступлении в кадетский класс психолог, прежде всего, обращает внимание на интеллектуальные, эмоционально-волевые, коммуникативные и мотивационные особенности и способности подростка.

 

Система работы:

·         Анализ образовательной  среды с точки зрения изучения возможностей для адаптации, обучения, воспитания и развития кадет, и тех требований, которые она предъявляет к их психологическим возможностям и уровню развития.

·         Определение психологических критериев эффективности обучения и развития школьников, уровня сформированности учебных навыков.

·         Разработка и внедрение методик, способствующих успешному обучению, воспитанию и развитию каждого учащегося.

·         Поэтапный анализ результатов, позволяющий скорректировать формы работы.

 

Основные  направления деятельности психологической службы:

 •Психологическая диагностика.

• Психологическая профилактика и поддержка в трудных жизненных ситуациях.

• Работа над мотивационной сферой.

• Психологическое консультирование кадет, родителей и педагогов.

• Психологическое просвещение кадет,  родителей и педагогов.

• Профессиональное ориентирование и самоопределение.

•Психологическая помощь и поддержка при сдаче ГИА и ЕГЭ.

• Организационно-методическая деятельность.

 

Дидактический и методический материал:

Адаптация:

·         Анкета «Закончи предложение».

·         Анкета Психологическая типология личности (К.Г.Юнг).

·         Анкета «Удовлетворенность собственной жизнью».

·         Экспресс-диагностика уровня самооценки.

·         Упражнение «Формула темперамента» автор  Г.Резапкина.  

·         Диагностика социально-психологической адаптации (авторы  К.Роджерс, Р.Даймонд).

·         Методика изучения самооценки личности старшеклассника.

·         Методика А.Ассингера (по проявлению учащимися уровня агрессивности).

·         Методика исследования эгоцентризма.

·         Методика для изучения социализированности личности учащегося   М.И. Рожкова.

·         «Диагностика структуры учебной мотивации школьника».

·         Диагностика уровня школьной тревожности по Филлипсу.

          В работе психолог использует конспекты тренинговых занятий

из книги «Психологическая поддержка учащихся»  авторы  Е.Д.Шваб, Н.П.Пудикова

 

   Психологический климат классного коллектива:

     Анкета «Классный руководитель глазами воспитанников».  

     Наш классный  руководитель (О.И.Мотков).

         Факторы стиля педагогического руководства.

        Методика «Анализ личности учащегося» глазами кадета.

        Социально – психологическая характеристика классного коллектива.

        Психологический климат классного коллектива.

        Диагностика процесса реализации системы права, принятой в школе.  

         Методика изучения удовлетворенности учащихся  собственной жизнью (А.Андреев).

        Беседы на тему: «Как воспитывать толерантного человека».

                 В работе психолог использует статьи     из журнала «Школьный психолог»,

                     из  книги «Психологический комфорт в школе и как его достичь» (Е.Картушина,

                     Т. Романенко»

                      Программа «Формирование толерантности у подростков»

 

Диагностика познавательных процессов:

·         Определение типа мышления (модификация методики Г.С. Никифорова).

·         Определение особенностей развития памяти, внимания.

·         Анкетирование по выявлению ведущей репрезентативной деятельности учащихся.

·         Диагностика личностной креативности (Е.Е.Туник).

·         Диагностика «эмоционального интеллекта» (Н. Холл).

·         «Знаете ли Вы юношескую психологию?»

В работе психолог использует «Тесты для подростков» (О.Потёмкина, Е.Потёмкина)

     

Профессиональное самоопределение:

·         Профессиональные интересы и склонности. Методика «или – или» ( Г.Резапкина).

·         Тест «Командовать или подчиняться».

·         Анкета «Качество вашего темперамента».

·         Тест «Определение направленности личности».

·         Тест «Характерологические особенности личности» ( Айзенок).

·         Тест Д. Холланда  по определению типа личности.

·          Личностный опросник  Басса – Дарки.

·         Опросник профессиональных склонностей (методика  Л. Йовайши)     

·         Методика «Профиль»

·         Тест на самооценку стрессоустойчивости  личности (сост. Н.В.Киршева, Н.В. Рябчикова)

·         Тест «Чёртова дюжина».

·         Активизирующая профориентационная методика (Н.Пряжников)

·         Тест военной направленности.

·         Профессиональные интересы и склонности.

·         Анкета по профориентации «Планы на будущее».

       В работе психолог использует

·         программу «Трудно быть собой»,

·         конспекты элективного курса «Психология и выбор профессии» Г. Резапкиной.

·         книгу «На пути к выбору профессии» Е.Е.Смирновой.

·         книгу «Твоя будущая профессия» Н.В.Тутубалиной и др.

·         программу «Психолого-педагогической  поддержки профессионального самоопределения  учащихся».

 

Здоровый образ жизни:

·         Анкета «Ценностные ориентации» М.Рокича.

·         Тест «Шкала тревоги Спилберга».

·         Методика «Диагностика потребности в поисках ощущений». 

·         Тест опросник «Уровень субъективного контроля» Методи­ка УСК

·          «Карта наблюдения Стотта». 

·         Тест «Определение склонности к отклоняющемуся поведению» автор А.Н.Орел.

В работе психолог использует конспекты тренинговых занятий

            из книги «Азбука здоровья, профилактика вредных привычек» (Матвеева Е.М.),

            из журнала «Школьный психолог» (по профилактике курения, алкоголизации, наркотизации, суицида и пр.),

            из книги «Я и другие» автор В.Родионов…,

            из книги «Я и все, все, все….» автор В.Родионов…

            из учебно-методического пособия «Психолого – педагогическая профилактика наркомании среди учащихся» г.Воронеж 2009 г. и др.

Программу «Профилактика употребление ПАВ среди подростков»

 

Психологическая помощь и поддержка при сдаче ОГЭ и ЕГЭ

проводится по книге «Как удвоить свои способности. Секреты психологической подготовки к экзаменам» автор И.И. Власенко -  по выработке уверенности в своих силах и преодолению стресса во время сдачи экзаменов;

«Снятие стресса», «Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под редакцией М.Р.Битяновой  и другие.           

 

Индивидуальная коррекционная работа

            В работе психолог использует конспекты тренинговых занятий

          из книги «Психологическое сопровождение школьников» авторы Э.М. Александровская,               Н.И.Кокуркина, Н.В. Куренкова,

          из книги «Психологические основы педагогического общения» В.М.Целуйко

          из книги «Научись общаться» Н.Н.Ежова

          из книги «Я и целый мир» М.А.Одинцова

          из книги«Практикум по психологическим играм с детьми и подростками» под редакцией М.Р.Битяновой         

          элементы программы “Веревочного курса» и другие.   

       

      Психологическое сопровождение  учителей  позволяет педагогам преодолевать психологические барьеры, связанные с готовностью к нововведениям, развивать стилевые характеристики общения, позитивные взаимоотношения друг с другом, администрацией, родителями, детьми. ПС учителей имеет психопрофилактическую направленность, связанную с приобретением учителями навыков психической саморегуляции.

 

 

      В процессе непрерывного психологического сопровождения  родителей психолог имеет возможность обсуждать и развивать родительское отношение к воспитанию и обучению детей, к особенностям работы учителей, администрации, что позволит сблизить индивидуальные смысловые контексты обучающихся с целью поиска вариантов разрешения конфликтов в образовательных ситуациях.

  

    В просветительской работе среди родителей и учителей психолог обращает внимание на развитие личности и здоровья учащихся, повышение самооценки, оказания помощи в изучении отдельных предметов, даёт рекомендации по решению возникающих психологических проблем, о повышении уровня учебной мотивации, о методике развития устной речи детей с дефектами речи.

      Итогом ПС может быть мониторинг удовлетворенности родителей образовательным процессом в школе.

 

Формируемые знания и умения. 

В ходе реализации программы воспитанники и кадеты  овладеют следующими знаниями:

·         о формах, приемах и методах релаксации, саморегуляции, снятии напряжения, дезактуализации негативных переживаний, повышении концентрации внимания, выработки позитивной поведенческой стратегии и т.д.

·         о значимости ведения здорового образа жизни для гармонично развитой личности;

·         об индивидуальных психофизиологических особенностях личности;

·         значение профессионального самоопределения в жизни человека;

·         понятие об интересах, мотивах и ценностях профессионального труда, а также психофизиологических и психологических ресурсах личности в связи с выбором профессии;

 

умениями:

·         применять на практике навыки саморегуляции, самоконтроля, релаксации;

·         соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями выбираемой профессии;

·         использовать приемы самосовершенствования в учебной, трудовой и профессиональной деятельности, инициировать индивидуальные способности, основанные на собственных задатках и склонностях;

·         выработать устойчивую положительную мотивацию в необходимости сохранения, укрепления своего здоровья и ведения здорового образа жизни;

·         применять навыки социально-психологической адаптации в современном социуме.

 

  Предполагаемые результаты:

для воспитанников и кадет:

  • успешная адаптация кадет 8-го класса  в средней школе

( мониторинг психологических показателей); 

  • соответствие уровня успеваемости возможностям кадет; 
  • успешное профессиональное самоопределение выпускников; 
  • создание благоприятного психологического климата и

комфортных условий для кадет и педагогического коллектива; 

  • разумное распределение ответственности за обучение и  воспитание между родителями, воспитателями и учителями; 
  • снижение количества курящих кадет и отсутствие случаев употребления спиртных напитков, осознание воспитанниками ценности здоровья (контроль в форме анкетирования, просветительская работа ); 
  • отсутствие конфликтных и психотравмирующих ситуаций.

 

 

для родителей, педагогов, сотрудников:

  • Повышение интереса к кадетской жизни у участников образовательного процесса (подростков, педагогов, офицеров -  воспитателей, сотрудников, родителей (законных представителей));
  • Формирование позитивного “Образа Я” у подростков;
  • Активизация  интереса  у участников образовательного процесса (подростков, педагогов, офицеров - воспитателей, сотрудников, родителей (законных представителей)) к проблемам адаптации в нашей школе.

 

 

 

Советы психолога родителям:

·         Не унижайте достоинство ребёнка. Можно выражать недовольство отдельными действиями, но не ребёнком в целом.

·         Можно осуждать поступки, но не чувства, какими бы нежелательными они ни были. Если чувства возникли, значит, на то были основания.

·         Не требуйте от ребёнка невозможного или невыполнимого. Особенно того, что не соответствует возрастным возможностям.

·         Выражение недовольства учеником не может быть систематическим, иначе оно перестаёт восприниматься.

·         Позвольте ребёнку ощутить отрицательные последствия своих действий или своего бездействия. Только тогда он захочет осознанно что-то исправить.

·         Не вымогайте обещаний. Помогите ребёнку самому проанализировать ситуацию и увидеть варианты её исправления.

 

 

 

Помните:     

·         Если ребёнка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

·         Если ребёнок живёт во вражде, он учится агрессивности.

·         Если ребёнка высмеивают, он становится замкнутым.

·         Если ребёнка часто упрекают, он учится жить с чувством вины.

·         Если ребёнок растёт в терпимости, он учится понимать других.

·         Если ребёнка подбадривают, он учится верить в себя.

·         Если ребёнка хвалят за хорошие поступки, он учится быть благородным.

·         Если ребёнок живёт в честности, он учится быть справедливым.

·         Если ребёнок живёт в безопасности, он учится верить в людей.

·         Если начинания ребёнка поддерживают, он учится верить в себя

                                                    

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Рабочая программа по психологическому сопровождению"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Специалист по автотранспорту

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

С введением новых образовательных стандартов, деятельность школьного психолога, как полноценного участника образовательного процесса, становится обязательной, конкретной и измеримой.

      Психологическое сопровождение — это система профессиональной деятельности психолога, офицеров-воспитателей  и преподавателей  школы направленной на создание социально-психологических условий для успешного обучения, воспитания  и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия.

      Психологическое сопровождение ребенка по его жизненному пути — это движение вместе с ним, рядом с ним, иногда — чуть впереди, если надо объяснить возможные пути.     Взрослый внимательно наблюдает и прислушивается к своему юному спутнику, его желаниям, потребностям, фиксирует достижения и возникающие трудности, помогает советами и собственным примером ориентироваться в окружающем мире, понимать и принимать себя. Но при этом не пытается контролировать, навязывать свои пути и ориентиры. И лишь когда ребенок потеряется или попросит о помощи, помогает ему вновь вернуться на свой путь. Ни сам ребенок, ни его умудренный опытом спутник не могут существенно влиять на то, что происходит вокруг.

     Взрослый также не в состоянии указать ребенку путь, по которому непременно нужно идти. Выбор своего пути — право и обязанность каждой личности, но если на перекрестках и развилках с ребенком, оказывается тот, кто способен облегчить процесс выбора, сделать его более осознанным — это большая удача.

     Именно в таком психологическом сопровождении ребенка на всех этапах его обучения и видится основная цель психологической службы, администрации и всего педагогического коллектива школы.

 

     Деятельность психолога во многом задается той социальной, семейной и педагогической системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно ограничена рамками школьной среды. Однако в этих рамках у него могут быть определены собственные цели и задачи.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 252 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 654
    • DOCX 62.4 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Мальцева Александра Ильинична. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Мальцева Александра Ильинична
    Мальцева Александра Ильинична
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 3493
    • Всего материалов: 6

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Расстройство пищевого поведения у детей разного возраста

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 28 человек из 18 регионов
  • Этот курс уже прошли 73 человека

Курс повышения квалификации

Психологическое развитие эмоционального интеллекта у детей

36/72/108 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 107 человек из 41 региона
  • Этот курс уже прошли 226 человек

Курс повышения квалификации

Основы психолого-педагогической работы с детьми и подростками группы риска

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 243 человека из 60 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 168 человек

Мини-курс

Преодоление внутренних барьеров: убеждения, зависимости, и самооценка

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 185 человек из 47 регионов
  • Этот курс уже прошли 34 человека

Мини-курс

Продвижение экспертной деятельности: от личного сайта до личного помощника

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Анализ межпредметных связей: связь педагогики с научными дисциплинами

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе