Главная / Другое / Рабочая программа по профориентации

Рабочая программа по профориентации

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 20 г. Вяземского

Вяземского муниципального района Хабаровского края



Согласовано: Утверждаю:

Зам. директора по УЧ Директор МБОУ СОШ №20

Митина Е.М. _______ Белошниченко Г.А.________

«____»__________2014г. «___»___________2014г.






Информационная работа и профильное обучение.



Программа предпрофильной подготовки.

9 класс



(34 часа)








Автор-составитель программы:

Жигалина О.С. педагог-психолог




г. Вяземский

2014 г.

Пояснительная записка

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения. Программа разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Большинство методик дано в авторской модификации. Все они адаптированы с учетом психофизиологических особенностей современных подростков и прошли апробацию в образовательных учреждениях Москвы и Московской области.

Эффективное преподавание программы предполагает осознание учителем целей урока и его места в учебном процессе, поддержку интереса и активности учащихся, опору на знания и жизненный опыт учащихся, контроль их деятельности. Для учащихся девятых классов выбор профессии - главный вопрос образовательного развития. Им важно сориентироваться в перспективности выбора дальнейших путей получения образования, определиться с будущей сферой профессиональной деятельности.

Содержание предполагает побудить старшеклассников к активному самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей, а также должно помочь им сориентироваться в планах на будущую жизнь. 


Программа разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы (утв. Правительством РФ распор. №1756-р от 29.10.01), Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом МО РФ от 18.07.02 №2783 с использованием авторской разработки «Выбор профессии» Г.Резапкиной

Цель программы – дать учащимся знания о самих себе, на основе которых научить делать осознанный выбор. Занятия нацеливают детей на обдумывание возможных изменений, то есть постановку целей.


Задачи реализации элективного курса состоят в том, чтобы учащиеся:

- составили целостное представление о мире профессий, освоили понятия, характеризую щие профессиональную деятельность;

- исследовали собственные познавательные интересы, склонности, способности;

- определили пути и способы развития своих познавательных и личностных возможностей в системе профильной образовательной подготовки.


Методы ведения занятий выбирались, исходя из их выраженной практической направленности. Перечень методов учебной работы на занятиях включает, кроме информирования, применение диагностических методик, групповую дискуссию, ролевое проигрывание, беседу, психотехнические приемы.


Объем программы составляет 34 урока  из расчета 1 ч в неделю, продолжительность занятий – 45 минут. Выполнение нагрузки по программе занимает один год обучения.


Учащиеся должны уметь: ориентироваться в мире профессий, определять и соотносить с требованиями будущей профессии: тип темперамента, тип мышления, способности, учитывать особенности внимания и памяти при выборе направления .


Знать: Что такое профпригодность, ошибки при выборе профессии, цели, условия, предмет и средства труда, какие типы профессий существуют, какие есть ограничения выбора с позиции здоровья.


Критерии эффективности программы:

- диагностический мониторинг;

- активное участие в семинарах, практических занятиях, в ролевых и деловых играх;

- определение и коррекция личностных проблем в профессиональном самоопределении.









Учебно-тематический план


п

Наименование разделов и тем

Общее кол-во учебных часов

В том числе:

теоретических

практических

1.

Что я знаю о своих возможностях

8

4

4

1.1.

Самооценка и уровень притязаний.

1

0,5

0,5

1.2.

Темперамент и профессия. Определение темперамента

1

0,5

0,5

1.3

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1

0,5

0,5

1.4

Стресс и тревожность.

1

0,5

0,5

1.5

Определение типа мышления

1

0,5

0,5

1.6

Внимание и память

1

0,5

0,5

1.7

Уровень внутренней свободы

1

0,5

0,5

1.8

Обобщающий

1

0,5

0,5

2.

Что я знаю о профессиях

8

4

4

2.1

Классификация профессий. Признаки профессий.

1

0,5

0,5

2.2

Определение типа будущей профессии

1

0,5

0,5

2.3

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

1

0,5

0,5

2.4

Интересы и склонности в выборе профессии.

1

0,5

0,5

2.5

Определение профессионального типа личности.

1

0,5

0,5

2.6

Профессионально важные качества

1

0,5

0,5

2.7

Профессия и здоровье

1

0,5

0,5

2.8

Обобщающий

1

0,5

0,5

3.

Способности и профессиональная пригодность

8

4

4

3.1

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

1

0,5

0,5

3.2

Способности к интеллектуальным видам деятельности

1

0,5

0,5

3.3

Способности к профессиям социального типа

1

0,5

0,5

3.4

Способности к офисным видам деятельности

1

0,5

0,5

3.5

Способности к предпринимательской деятельности

1

0,5

0,5

3.6

Артистические способности

1

0,5

0,5

3.7

Уровни профессиональной пригодности

1

0,5

0,5

3.8

Обобщающий

1

0,5

0,5

4

Планирование профессиональной карьеры

10

5

5

4.1

Мотивы и потребности

1

0,5

0.5

4.2

Ошибки в выборе профессии

1

0,5

0,5

4.3

Современный рынок труда

1

0,5

0,5

4.4

Пути получения профессии

1

0,5

0,5

4.5

Навыки самопрезентации

1

0,5

0,5

4.6

Стратегия выбора профессии

1

0,5

0,5

4.7

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».

2

1

1

4.8

Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».

2

1

1

Итого часов

33

16,5

16,5


Содержание программы


Раздел 1. Что я знаю о своих возможностях - 9ч.

Урок 1. Самооценка и уровень притязаний – 1ч.

Цели и задачи курса. Содержание, специфика занятий по выбору профессий. Составление личного профессионального плана и защита проекта «Моя будущая профессия» как итог работы. Самопрезентация, самооценка в профессиональной деятельности. Формула самооценки, уровень притязаний, успех.

Диагностические процедуры. Самооценка индивидуальных качеств по методикам «Кто Я?», «Какой Я?».


Урок 2. Темперамент и профессия. Определение темперамента- 1ч.

Темперамент и свойства нервной системы. Стабильность - чувствительность, интроверсия - экстраверсия. Общее представление о темпераменте. Психологическая характеристика основных типов темперамента, особенности проявления в профессиональной деятельности.

Практическая работа. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация личностного опросника Г. Айзенка «Определение темперамента».


Урок 3. Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций-1ч.

Чувства и эмоции, их роль в профессиональной деятельности. Способы выражения. Регуляция эмоционального состояния.

Практическая работа. Самоанализ эмоциональных состояний.

Диагностические процедуры. Модификация теста Басса-Дарки «Тест эмоций».

Урок 4. Стресс и тревожность- 1ч.

Тревожность. Эустресс и дистресс. Реакция на стресс. Связь с темпераментом, личностными качествами, самооценкой, уровнем притязаний, самочувствием.

Практическая работа. Анализ качеств характера, провоцирующих конфликты, препятствующих возникновению конфликтов.

Диагностические процедуры. Методика «Определение уровня тревожности». Тест «Оценка школьных ситуаций».


Урок 5. Определение типа мышления - 1ч.

Мышление как средство познания. Продуктивность, оригинальность, любознательность, мужество. Ведущий тип мышления как индивидуальный способ преобразования информации. Типы мышления: предметно-действенное, абстрактно-символическое, словесно-логическое, наглядно-образное. Тип мышления и успешность в определенных видах профессиональной деятельности. Креативность.

Практическая работа. Анализ основных характеристик мышления. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Определение ведущего типа мышления».


Урок 6. Внимание и память - 1ч.

Общее представление о внимании и памяти. Основные свойства внимания: устойчивость, объем, переключаемость, распределение, концентрация. Основные функции памяти. Слуховая, зрительная, моторная, эмоциональная, логическая память. Условия развития внимания и памяти. Роль в профессиональной деятельности.

Практическая работа. Упражнения «Двойной счет», «Муха». Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры: Методика «Воспроизведение рядов цифр», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».


Урок 7. Уровень внутренней свободы - 1ч.

Уровень внутренней свободы как субъективное ощущение человека. Влияние на отношение к событиям своей жизни и принятие решений. Зависимость от внешних от обстоятельств, мнения окружающих, средств массовой информации.

Практическая работа. Анализ ситуаций.

Диагностические процедуры: методика «Уровень внутренней свободы».

Урок 8. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о своих возможностях» - 1ч.

Психологический портрет и психологические особенности. Соответствие представлениям о себе.

Практическая работа. Самоанализ по результатам тестов «Мой психологический портрет», работа с психологическим кроссвордом.

Урок 9. Семинар "Влияние психологических характеристик на выбор профессии" – 1 ч.

Практическая деятельность учащихся:

Выступление участников, обсуждение темы семинара.


Раздел 2. Что я знаю о профессиях - 8ч.

Урок 10. Классификации профессий. Признаки профессии-1ч.

Четырехуровневая классификация профессий Е.А. Климова. Предмет, цели, средства, условия труда. Профессии типа «человек-человек», «человек-техника», «человек-природа» «человек - знаковая система» «человек-художественный образ».

Практическая работа. Упражнения «По горячим следам», «Назови профессию». Работа со «словарем профессий».


Урок 11. Определение типа будущей профессии - 1ч.

Характеристика профессий по признакам профессиональной деятельности.

Практическая работа. Игры «Аукцион», «По горячим следам». Работа со словарем профессий.

Диагностические процедуры. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии».


Урок 12. Профессия, специальность, должность. Формула профессий - 1ч.

Виды трудовой деятельности. Отличия профессии от других видов трудовой деятельности. Профессия, специальность, должность. Формула профессий. Понятие о профессиограмме.

Практическая работа. Упражнения «Найди профессии», «По горячим следам». Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация методики Н.С. Пряжникова «Формула профессии».


Урок 13. Интересы и склонности в выборе профессии - 1ч.

Склонности, желания, интересы личности. Содержание, глубина, длительность интересов. Формирование интересов и склонностей. Связь интересов с особенностями темперамента.

Практическая работа. Анализ возможных направлений профессиональной деятельности.

Диагностические процедуры. Модификация методики А. Голомштока «Карта интересов».


Урок 14. Определение профессионального типа личности - 1ч.

Связь между психологическим типом человека и его профессией. Типы личности (по Дж. Голланду): реалистический, интеллектуальный, социальный, офисный, предпринимательский, артистический. Приспособленность различных типов к профессиональным областям.

Практическая работа. Анализ профессионального типа личности. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности».


Урок 15. Профессионально важные качества личности - 1ч.

Качества личности, необходимые для успешности профессиональной деятельности. Требования профессии к человеку. Черты характера, отличающие успешного специалиста в любой области.

Практическая работа. Анализ профессиональных типов личности и черт характера, особенностей мышления, свойств нервной системы. Игра «Профессионально важные качества».

Урок 16. Профессия и здоровье - 1ч.

Учет состояния здоровья при выборе профессии. Типы профессий по медицинским противопоказаниям. Требования к здоровью человека. Укрепление здоровья в соответствии с требованиями профессии. Условия и режим труда.

Практическая работа. Анализ медицинских ограничений профессиональной пригодности. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Мое здоровье» (опросник «Вегетативная лабильность»).


Урок 17. Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях» - 1ч.

Модель будущей профессии. Самоанализ.

Практическая работа. Анализ профессий, соответствующих интересам и склонностям, состоянию здоровья. Работа с психологическим кроссвордом.


Урок 18. Семинар «Профессиональное самоопределение личности» – 1 ч.

Практическая деятельность учащихся:

Выступление участников, обсуждение темы семинара.


Раздел 3. Способности и профессиональная пригодность- 8ч.

Урок 19. Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности. - 1ч.

Задатки, общие и специальные способности. Условия развития способностей. Способности к практическим видам деятельности: к зрительному, слуховому и осязательному восприятию информации, формированию двигательных навыков.

Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета).


Урок 20. Способности к интеллектуальным видам деятельности - 1ч.

Уровень общего умственного развития как условие успешной профессиональной деятельности. Условия развития интеллектуальной активности.

Практическая работа. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г. Резапкиной).


Урок 21. Способности к профессиям социального типа - 1ч.

Личностные особенности человека, обеспечивающие успешность профессий социального типа: эмоциональная устойчивость, умение общаться, тип темперамента, поведение в конфликтных ситуациях. Взаимодействие в профессиях социального типа. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях.

Практическая работа. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Особенности поведения в конфликтных ситуациях».


Урок 22. Способности к офисным видам деятельности - 1ч.

Интеллектуальные и личностные особенности, определяющие успешность профессиональной деятельности людей, относящихся к офисному типу. Профессионально важные качества: аккуратность, потребность систематизировать и классифицировать информацию.

Практическая работа. Работа со словарем профессий. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Интеллектуальная лабильность» (авторская модификация).


Урок 23. Способности к предпринимательской деятельности - 1ч.

Профессионально важные качества руководителя и предпринимателя: интеллект, общительность, ответственность, организаторские способности, настойчивость.

Практическая работа. Анализ профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, степени развития этих качеств. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Стратегия разрешения конфликтных ситуаций».


Урок 24. Эстетические способности - 1ч.

Специальные способности: артистические, литературные, музыкальные, способности к изобразительному искусству. Функциональная асимметрия.

Практическая работа. Анализ принадлежности к «мыслителям» или «художникам», определение активности и доминирования правого или левого полушария. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Мыслитель или художник».


Урок 25. Уровни профессиональной пригодности - 1ч.

Степени профессиональной пригодности человека: профессиональная непригодность к конкретной профессии, профессиональная пригодность к конкретной профессии или группе профессий, соответствие конкретной профессиональной деятельности, призвание. Призвание - высший уровень профессиональной пригодности. Истоки отношения человека к труду. Классификация типов личности Э. Фромма: рецептивный, эксплуататорский, стяжательский, рыночный, творческий.

Практическая работа. Анализ продуктивности типов личности (по Э. Фромму).


Урок 26. Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность - 1ч.

Степень сформированности способностей к практической работе, к интеллектуальной работе, к профессиям социального типа, к офисной работе, к предпринимательству, эстетических способностей.

Практическая работа. Самоанализ «Мои способности», работа с психологическим кроссвордом.


Урок 27. Семинар «Профессиональное самоопределение личности» – 1 ч.

Практическая работа. Выступление участников, обсуждение темы семинара.


Раздел 4. Планирование профессиональной карьеры - 8ч.

Урок 28. Мотивы и потребности - 1ч.

Мотивы трудовой деятельности. Уровень профессионализма, мотивация, система ценностей человека. Мотивация как важнейшее условие профессиональной самореализации личности. Пирамида человеческих потребностей Маслоу.

Практическая работа. Анализ профессиональной и внепрофессиональной мотивации, анализ жизненно важных ценностей.

Диагностические процедуры. Методика Головахи «Определение мотивации».


Урок 29. Ошибки в выборе профессии - 1ч.

Основные ошибки в выборе профессии: выбор из соображений «престижа», выбор профессии «за компанию», отождествление интереса к преподавателю и его предмету со своей будущей профессией, влияние других лиц. Причины ошибок в выборе профессии.

Практическая работа. Анализ возможных причин ошибок выбора профессии, анализ достоинств и недостатков профессий, работа со словарем профессий, игра «Оптимисты» и «Скептики».


Урок 30. Современный рынок труда - 1ч.

Рынок труда как система социально-экономических взаимоотношений. Закон спроса и предложения. Трудовое соглашение или контракт. Заработная плата и квалификация специалиста, уровень профессиональной подготовки, опыт работы, личностные и профессионально важные качества человека.

Практическая работа. Анализ современного рынка труда и потребности в специалистах, анализ «мышеловок» (вариантов заманчивых предложений), работа со «словарем профессий».


Урок 31. Пути получения профессии - 1ч.

Способы получения профессии. Среднее специальное образование. Система высшего профессионального образования. Очная и заочная форма обучения, дистанционная форма обучения, экстернат. «Горизонтальная» и «вертикальная» карьера.

Практическая работа. Анализ направлений и специальностей (работа с «Матрицей профессионального выбора»). Работа со «словарем профессий».


Урок 32. Навыки самопрезентации - 1ч.

Самопрезентация. Структура «Образа – Я» как система представлений о себе: знание о себе, оценка себя, умение управлять собой. Внутреннее состояние человека и его внешние проявления. Внешний вид, грамотная речь.

Практическая работа. Упражнения «Личное пространство», «Работа над ошибками», «Резюме», «Анкета кандидата на должность».


Урок 33. Стратегия выбора профессии - 1ч.

Правильный выбор профессии: «хочу» - склонности, желания, интересы личности; «могу» - человеческие возможности, ресурсы личности; «надо» - потребности рынка труда в кадрах. Целеполагание в профессиональной деятельности. Условия достижения целей.

Практическая работа. Анализ профессионального будущего, составление личного профессионального плана. Упражнение «Машина времени».


Урок 34. Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры» - 1 ч.

Обобщение и анализ полученной информации для планирования профессиональной карьеры. Достоинства и недостатки, возможности и препятствия в профессиональной карьере.

Практическая работа. Упражнение «За» и «Против», анализ сильных и слабых качеств личности.


Ожидаемым результатом проведения учебного курса для старшеклассников станет формулировка индивидуальной задачи по выбору профессий. Этот выбор будет произведен с учетом имеющихся психологических ресурсов молодого человека в соответствии со сформированным личным профессио нальным планом.





































Календарно-тематическое планирование

п/п

Наименование разделов, тем

Кол-во часов

Дата

Характеристика основных видов деятельности учащихся

Планируемые результаты

(УДД)

Формы

контроля

1.

Что я знаю о своих возможностях

9



Знание своих психологических и психофизических особенностей


Семинар –обобщение на тему: "Влияние психологических характеристик на выбор профессии"

1.1.

Самооценка и уровень притязаний.

1


Диагностические процедуры. Самооценка индивидуальных качеств по методикам «Кто Я?», «Какой Я?».

1.2.

Темперамент и профессия. Определение темперамента

1


Практическая работа. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация личностного опросника Г. Айзенка «Определение темперамента».

1.3

Чувства и эмоции. Тест эмоций. Истоки негативных эмоций.

1


Практическая работа. Самоанализ эмоциональных состояний.

Диагностические процедуры. Модификация теста Басса-Дарки «Тест эмоций».

1.4

Стресс и тревожность.

1


Практическая работа. Анализ качеств характера, провоцирующих конфликты, препятствующих возникновению конфликтов.

Диагностические процедуры. Методика «Определение уровня тревожности». Тест «Оценка школьных ситуаций».

1.5

Определение типа мышления

1


Практическая работа. Анализ основных характеристик мышления. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Определение ведущего типа мышления».

1.6

Внимание и память

1


Практическая работа. Упражнения «Двойной счет», «Муха». Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры: Методика «Воспроизведение рядов цифр», «Отыскание чисел», «Корректурная проба».

1.7

Уровень внутренней свободы

1


Практическая работа. Анализ ситуаций.

Диагностические процедуры: методика «Уровень внутренней свободы».

1.8

Обобщающий по теме «Что я знаю о своих возможностях»

1


Практическая работа. Работа с психологическим кроссвордом.

Самоанализ по результатам тестов «Мой психологический портрет».

1.9

"Влияние психологических характеристик на выбор профессии"

1


Практическая деятельность учащихся:

Выступление участников, обсуждение темы семинара.

2.

Что я знаю о профессиях

9



Учащиеся могут соотносить свои индивидуальные психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии

Семинар «Профессиональное самоопределение личности»

2.1

Классификация профессий. Признаки профессий.

1


Практическая работа. Упражнения «По горячим следам», «Назови профессию». Работа со «словарем профессий».

2.2

Определение типа будущей профессии

1


Практическая работа. Игры «Аукцион», «По горячим следам». Работа со словарем профессий.

Диагностические процедуры. Методика Е.А. Климова «Определение типа будущей профессии».

2.3

Профессия, специальность, должность. Формула профессии.

1


Практическая работа. Упражнения «Найди профессии», «По горячим следам». Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация методики Н.С. Пряжникова «Формула профессии».

2.4

Интересы и склонности в выборе профессии.

1


Практическая работа. Анализ возможных направлений профессиональной деятельности.

Диагностические процедуры. Модификация методики А. Голомштока «Карта интересов».

2.5

Определение профессионального типа личности.

1


Практическая работа. Анализ профессионального типа личности. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Модификация методики Дж. Голланда «Определение профессионального типа личности».

2.6

Профессионально важные качества

1


Практическая работа. Анализ профессиональных типов личности и черт характера, особенностей мышления, свойств нервной системы. Игра «Профессионально важные качества».

2.7

Профессия и здоровье

1


Практическая работа. Анализ медицинских ограничений профессиональной пригодности. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Мое здоровье» (опросник «Вегетативная лабильность»).

2.8

Обобщающий урок по теме «Что я знаю о профессиях»

1


Практическая работа. Анализ профессий, соответствующих интересам и склонностям, состоянию здоровья. Работа с психологическим кроссвордом.

2.9

«Профессиональное самоопределение личности»

1


Практическая деятельность учащихся:

Выступление участников, обсуждение темы семинара.

3.

Способности и профессиональная пригодность

8



Осознанное профессиональное самоопределение учащихся

Семинар «Профессиональное самоопределение личности»

3.1

Способности общие и специальные. Способности к практическим видам деятельности.

1


Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Определение технических способностей» (фрагмент Теста механической понятливости Бенета).

3.2

Способности к интеллектуальным видам деятельности

1


Практическая работа. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Тест умственного развития» (Школьный Тест Умственного Развития в модификации Г. Резапкиной).

3.3

Способности к профессиям социального типа

1


Практическая работа. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Особенности поведения в конфликтных ситуациях».

3.4

Способности к офисным видам деятельности

1


Практическая работа. Работа со словарем профессий. Анализ предрасположенности к конфликтному поведению, ролевая игра «Конфликт». Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Интеллектуальная лабильность» (авторская модификация).

3.5

Способности к предпринимательской деятельности

1


Практическая работа. Анализ профессионально важные качества руководителя и предпринимателя, степени развития этих качеств. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Стратегия разрешения конфликтных ситуаций».

3.6

Эстетические способности

1


Практическая работа. Анализ принадлежности к «мыслителям» или «художникам», определение активности и доминирования правого или левого полушария. Практическая работа. Анализ ситуаций. Работа со «словарем профессий».

Диагностические процедуры. Методика «Мыслитель или художник».

3.7

Уровни профессиональной пригодности

1


Практическая работа. Анализ продуктивности типов личности (по Э. Фромму).

3.8

Обобщающий урок по теме «Способности и профессиональная пригодность»

1


Практическая работа. Самоанализ «Мои способности», работа с психологическим кроссвордом.

3.9

«Профессиональное самоопределение личности»

1


Практическая деятельность учащихся:Выступление участников, обсуждение темы семинара.

4

Планирование профессиональной карьеры

10



Умение решать личные и профессиональные проблемы, возникающие в жизни.

Развитие навыков самопрезентации


Проект «Моя будущая профессия»

4.1

Мотивы и потребности

1


Практическая работа. Анализ профессиональной и внепрофессиональной мотивации, анализ жизненно важных ценностей.

Диагностические процедуры. Методика Головахи «Определение мотивации».

4.2

Ошибки в выборе профессии

1


Практическая работа. Анализ возможных причин ошибок выбора профессии, анализ достоинств и недостатков профессий, работа со словарем профессий, игра «Оптимисты» и «Скептики».

4.3

Современный рынок труда

1


Практическая работа. Анализ современного рынка труда и потребности в специалистах, анализ «мышеловок» (вариантов заманчивых предложений), работа со «словарем профессий».

4.4

Пути получения профессии

1


Практическая работа. Анализ направлений и специальностей (работа с «Матрицей профессионального выбора»). Работа со «словарем профессий».

4.5

Навыки самопрезентации

1


Практическая работа. Упражнения «Личное пространство», «Работа над ошибками», «Резюме», «Анкета кандидата на должность».

4.6

Стратегия выбора профессии

1


Практическая работа. Анализ профессионального будущего, составление личного профессионального плана. Упражнение «Машина времени».

4.7

Обобщающий урок по теме «Планирование профессиональной карьеры».

1


Практическая работа. Упражнение «За» и «Против», анализ сильных и слабых качеств личности.

4.8

Заключительный урок-конференция «Моя будущая профессия».

1


Защита проектов

Итого часов


35





Планируемые результаты изучения учебного предмета, курса:

 

            Учащиеся должны знать:

  • Значение профессионального самоопределения, правила выбора профессии

  • Психологические и психофизиологические ресурсы личности   и влияние их на выбор профессии

  • Понятия: темперамент, память, внимание.

  • Значение творческого потенциала личности, планирование своей карьеры

 

                     Учащиеся должны уметь:

  • Соотносить свои индивидуально-психологические и физиологические особенности с требованиями конкретной профессии

  • Составлять свой личный профессиональный план быстро его менять

  • Пользоваться сведениями о путях получения профессионального  образования













Методическое обеспечение:

1. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии.

Учебно-методическое пособие для психологов и педагогов,

Москва 2005 год.


2. Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии.

Рабочая тетрадь для учащихся


3. «Психология» Программа и метод.пособие. Г.М. Бахаева, Казань,2006г


4. сайт:www.psychologia.edu.ru/article.php


5. «Я и профессия» метод.пособие Г.В.Резапкина Казань, 2008г






Рабочая программа по профориентации
  • Другое
Описание:

В соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы предусматривается профильное обучение, задача которого — создание в старших классах общеобразовательной школы системы специализированной подготовки, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся с учетом реальных потребностей рынка труда. Профильное обучение в старших классах предваряет предпрофильная подготовка — система педагогической, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, включающая мероприятия по профильной ориентации и психолого-педагогической диагностике учащихся, их анкетирование, консультирование, организацию «пробы сил» и т. п. Профильная ориентация помогает школьникам осознанно выбрать профиль обучения, активизирует процесс профессионального и личностного самоопределения. Программа  разработана с учетом целей и задач, поставленных в Концепции профильного обучения. Программа рассчитана на один год при одном уроке в неделю. Каждая тема укладывается в один урок. В программе использованы различные типы уроков, в состав которых входит профессиональная диагностика с использованием надежных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности, контрольные задания. Большинство методик дано в авторской модификации. Все они адаптированы с учетом психофизиологических особенностей современных подростков и прошли апробацию в образовательных учреждениях Москвы и Московской области. Программа разработана в соответствии с Концепцией модернизации российского образования на старшей ступени общеобразовательного школы (утв. Правительством РФ распор. №1756-р от 29.10.01), Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования (утв. Приказом МО РФ от 18.07.02 №2783 с использованием авторской разработки «Выбор профессии» Г.Резапкиной

 

 

Автор Жигалина Ольга Сергеевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 1101
Номер материала 37574
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓