Пояснительная
записка
Рабочая
программа по проектной деятельности составлена на основе федерального
компонента государственного стандарта основного общего образования.
Преподавание в
соответствии с ОБУП осуществляется в полном соответствии с требованиями
следующих документов:
нормативно-правовых
документов федерального уровня:
·
Закон «Об образовании» (ст. 9,
13, 14, 15, 32);
·
СанПиН, 2.4.2..2821-10
«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организация
обучения в образовательных учреждениях» (Постановление Главного
государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 г. №
02-600 (Зарегистрирован Минюстом России 03.03.2011 г. № 19993).
·
Федеральный компонент
государственного образовательного стандарта начального общего, основного
общего и среднего (полного) общего образования ( Приказ Министерства
образования и науки Российской Федерации от 5 марта 2004 г № 1089 с
изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской
Федерации от 3 июня 2008 г № 164, от 31 августа 2009 г № 320, от 19 октября
2009 г № 427, от 10 ноября 2011 г № 2643 и от 24 января 2012 г № 39)
·
«Концепция модернизации
российского образования на период до 2010 г» (приказ Министерства
образования РФ от 18.07.2003 г № 2783)
·
«Об утверждении федерального
компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и
среднего (полного) общего образования» (приказ Министерства образования РФ от
05.03.2004 г № 1089)
·
Окружная долгосрочная целевая
программа «Развитие системы образования Ямало-ненецкого автономного округа на
2011-2015 г.г.» (Постановление Правительства ЯНАО от 27.12.2010 г. №526-П)
нормативных документов
Министерства образования и науки:
·
О недопустимости перегрузок
обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
·
Контроль и оценка результатов
обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);
·
Рекомендации по использованию
компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья
детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);
·
Учебного плана.
Рабочая программа
ориентирована на использование УМК «Школа России».
Учусь создавать
проект: Методическое пособие для 4 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.:
Издательство РОСТ, - 117 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать
проекты) ISBN 978-5-905685-34-7.
Учусь создавать
проект: рабочие тетради для 4 класса: В 2-х частях / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова
- М.: Издательство РОСТ, 2013, - 1-ая часть - 48 с.: ил. – (Юным умникам и
умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-86-6, - 2-ая часть - 40 с.: ил. – (Юным умникам и умницам.
Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-87-3.
Программа
рассчитана на 34 ч. в год (1 часа в неделю), с резервными часами
(1 час).
Курс
«Учусь создавать проект» – это предмет, связанный, прежде всего, с
удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и
склонностей каждого школьника.
Для
развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно
использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии,
тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким
технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших
школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой
и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства
Москвы в сфере образования в 2009 году. Они способствуют развитию творческих
способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и
мышления и разностороннему развитию личности, а также - это инновационные
пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка,
способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться
видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать
навыки делового общения в процессе работы над проектом.
Каковы особенности занятий
по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?
В данные пособия вошли
занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с
проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами
окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской
деятельности.
Каждое занятие данных
пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта,
познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с
правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.
Тетради помогут расширить
кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.
Каждое занятие подчинено
определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:
1. Рубрика «Минутка
знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике,
который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны.
Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего
исследования.
2. Практические
занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и
знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или
занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные
решения.
3. Рубрика «Добрый
совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на
данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.
4. Тесты и самоанализ
помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут
способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора
проекта.
5. Рубрика «Переменка» помогает
развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и
способность к восприятию.
Данные тетради станут
хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом
педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с
удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.
Приоритетной целью
образования в современной школе
становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим
миром, к самообразованию и саморазвитию.
Цель курса: развитие личности и
создание основ творческого потенциала учащихся.
Задачи курса:
1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.
2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:
·
умение вести диалог,
координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;
·
способности доброжелательно и
чутко относиться к людям, сопереживать;
·
формирование социально
адекватных способов поведения.
3. Формирование способности к организации деятельности и
управлению ею:
·
воспитание целеустремленности
и настойчивости;
·
формирование навыков
организации рабочего пространства и рационального использования рабочего
времени;
·
формирование умения
самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;
·
формирование умения
самостоятельно и совместно принимать решения.
4. Формирование умения решать творческие задачи.
5. Формирование умения работать с информацией (сбор,
систематизация, хранение, использование).
Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового
поколения требует использования в образовательном процессе технологий
деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены
как одно из условий реализации основной образовательной программы начального
общего образования. Современные развивающие программы начального образования
включают проектную деятельность в содержание различных курсов и
внеурочной деятельности.
Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью.
Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской
деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской
деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.
Программа позволяет
реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно
ориентированный, деятельностный подходы.
Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи
формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и
систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает
реализацию следующих принципов:
·
непрерывность дополнительного
образования как механизма полноты и целостности образования в целом;
·
развития индивидуальности
каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной
деятельности;
·
системность организации
учебно-воспитательного процесса;
·
раскрытие способностей и поддержка
одаренности детей.
Учебно-тематический
план.
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
Контрольные работы
|
|
1
|
Теоретическая часть
|
25
|
|
2
|
Практическая часть
|
9
|
1-
защита проекта
|
|
Всего:
|
34
|
|
Планируемые
результаты
Ученик получит возможность научиться:
·
видеть проблемы;
·
ставить вопросы;
·
выдвигать гипотезы;
·
давать определение понятиям;
·
классифицировать;
·
наблюдать;
·
проводить эксперименты;
·
делать умозаключения и выводы;
·
структурировать материал;
·
готовить тексты собственных
докладов;
·
объяснять, доказывать и защищать
свои идеи.
·
отвечать на вопросы по теме
проекта
·
защищать свой проект
·
различать виды проектов
·
работать с таблицами и
графиками
·
различать виды презентаций
·
составлять публичное
выступление
·
составлять список используемой
литературы
·
выполнять практические работы
в программе МРР
·
использовать ресурсы Интернет
при подготовке презентации
·
работать в программе Microsoft
Office Word.
·
подводить итоги в работе над
проектом
·
уметь высказывать слова
благодарности
В ходе решения системы проектных задач у младших
школьников могут быть сформированы следующие способности:
·
Рефлексировать (видеть
проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось,
видеть трудности, ошибки);
·
Целеполагать (ставить и
удерживать цели);
·
Планировать (составлять план
своей деятельности);
·
Моделировать (представлять
способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);
·
Проявлять инициативу при
поиске способа (способов) решения задачи;
·
Вступать в коммуникацию
(взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или
аргументировано отклонять точки зрения других).
·
Видеть типичные ошибки
проектантов и не допускать свои
·
Критерии итогового оценивания
проектной деятельности учащихся
·
Выполнять тестирование,
самоанализ, рефлексию
·
Делать выводы, умозаключения в
виде советов и пожеланий будущим проектантам
·
Прислушиваться к чужим советам
Личностные универсальные
учебные действия
У ребенка формируются:
·
учебно-познавательный интерес
к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
·
ориентация на понимание причин
успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль
результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;
·
способность к самооценке на
основе критериев успешности внеучебной деятельности;
·
основы гражданской
идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства
сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание
ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической
принадлежности;
·
чувство прекрасного и эстетические
чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной
культурой.
Программа предусматривает
достижение 3 уровней результатов:
Первый уровень результатов
(1 класс)
|
Второй уровень результатов
(2-3 класс)
|
Третий уровень результатов
(4 класс)
|
предполагает приобретение
первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным
направлениям. Результат выражается в понимании детьми сути проектной
деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.
|
предполагает позитивное отношение детей
к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.
Результат проявляется в активном использовании школьниками метода
проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта
самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.
|
предполагает получение школьниками
самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в
реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.
Итоги реализации программы могут быть представлены через
презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным
направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.
|
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ
Для учителя:
·
Учусь
создавать проект: Методическое пособие для 4 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф.
Селимова - М.: Издательство РОСТ, - 117 с.: ил. – (Юным умникам и умницам.
Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-34-7.
Дополнительная литература для учителя:
·
Григорьев Д. В., Степанов П.
В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]:
Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.
·
Зиновьева Е.Е. Проектная
деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.
·
Савенков А.И. Методика
исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И –
Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.
·
Как проектировать
универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие
для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред.
А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.
·
Проектные технологии на уроках
и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7
Для
обучающихся:
·
Учусь
создавать проект: рабочие тетради для 4 класса: В 2-х частях / Р.И. Сизова,
Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2013, - 1-ая часть - 48 с.: ил. – (Юным
умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-86-6, - 2-ая часть - 40 с.: ил. – (Юным умникам и умницам.
Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905685-87-3.
Дополнительная литература
для обучающихся:
·
Большая Детская энциклопедия.
Русский язык. Учебное пособие: «Бизнессофт»/ «Хорошая погода», 2007.- 159с.
·
Детская энциклопедия Кирилла и
Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC
Электронные ресурсы:
·
Большая детская энциклопедия
(6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
·
Почему и потому. Детская
энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/
(09.03.11)
·
Внеурочная деятельность в
начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может
ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
·
«Внеурочная деятельность
школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]
http://standart.edu.ru/ (09.03.11)
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.