Главная / Начальные классы / Рабочая программа по проектной деятельности 2 класс (пояснительная записка и календарно - тематическое планирование)

Рабочая программа по проектной деятельности 2 класс (пояснительная записка и календарно - тематическое планирование)

Название документа КТП проектная деятельность.docx

п/п

Наименование изучаемой темы

Основное содержание по теме

Характеристика основных видов деятельности

(на уровне учебных действий)


Дата

Тема урока, тип урока


Кол-во часов

Элемент содержания


Требования к результатам (предметным и метапредметным*)

Контрольно-оценочная деятельность

Информационное сопровождение, цифровые и электронные образовательные ресурсы**

Д.З.*






Учащийся научится

Учащийся сможет научиться

Вид

Форма



1


I. Теоретическая часть - 16 часов

1.1


Круг твоих интересов. Хобби. Увлечение.

1

Формировать умение работать с информацией

работать с информацией

работать с информацией из разных источников

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.2


Выбор темы твоего проекта. Ты – проектант. Твое знакомство с понятиями «словарь», «проект», «тема»

1

Формировать умение находить информацию в словарях и справочниках

Понимать шутливо-жизненые тексты

Понимать шутливо-жизненые тексты, выделяя в них существенное по отношению к предстоящей задаче

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.3


Знакомство с понятием «формулировка». Работа со словарями.

1

Работа с разными видами словарей, находить нужную информацию

Умение работать с текстом

Находить нужную информацию

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.4


Выбор помощников в работе над проектом

1

Раскрытие понятия «помощник»

Работать в команде

Правильно выбрать «помощников»

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.5


Этапы работы над проектом. Ваше знакомство с понятием «этап»

1

Учиться планировать работу

Планировать работу

Составлять план своей работы

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.6


Актуальность темы проекта. Твое знакомство с понятием «актуальность»

1

Формировать умение находить важные, существенные признаки в любом процессе

находить важные, существенные признаки в любом процессе


текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.7


Проблема. Решение проблемы.

1

Работа над понятием «проблема»

Видеть проблему

Добывать недостающие знания

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.8


Выработка гипотезы – предположения. Твое знакомство с понятиями «выработка», «гипотеза», «предположение»

1

Работа над понятием «гипотеза»

Высказывать предположения о неизвестном, предположения способа проверки своих гипотез

Инсценировать поиск и пробу известных и неизвестных способов действий.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.9


Цель проекта.

1

Работа над понятием «цель»

Ставить цель в конкретной сюжетной ситуации


текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.10


Задачи проекта

1

Работа над понятием «задача»

Находить способы решения проблемы


текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.11


Сбор информации для проекта. Твое знакомство с понятиями «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы».

1

Работа над понятиями «сбор», «информация», «энциклопедия», «Интернет», «книги, газеты, журналы».

Интерпретировать и обобщать информацию

Выбирать способы получения информации

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.12


Знакомство с интересными людьми. Интервью.

1

Работа над понятиями «интервью», «интервьюер».

Брать интервью, вести и участвовать в дискуссии

Коммуникативной компетентности

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.13


Обработка информации. Отбор значимой информации. Твое знакомство с понятиями «обработка информации», «отбор».

1

Работа над понятиями «обработка информации», «отбор».

Отсеивать лишние данные, выделять нужную информацию

Информационной компетентности. Видеть дефицит данных

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.14


Создание продукта проекта? Твое знакомство с понятиями «макет», «поделка».

1

Работа над понятием «продукт проекта»

Воплощать собственный замысел


текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



1.15


Играем в ученных. Это интересно. Тест.

1

Проверка понимания учащимися изучаемых понятий.

Применять знания на практике.

Правильно использовать изученные проектные понятия в процессе самостоятельной работы.

тестирование




1.16


Отбор информации для семиминутного выступления (мини-сообщение)

1

Работа над понятием «выступление».

Презентовать свои достижения

Эмоционально держаться при выступлении

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



2


II. Практическая часть - 18 часов

2.1


Творческая работа. Презентация. Твое знакомство с понятиями «презентация».

1

Составление презентации на бумаге.

Составлять презентацию на бумаге


текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



2.2


Значимость компьютера в создании проектов. Презентация.

1

Знакомство с составлением презентации на компьютере



текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



2.3


Первые шаги составления презентации на компьютере.

1

Ознакомление с программой MPPMicrosoft PowerPoint/

Создавать презентации на компьютере.


текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



2.4


Первые шаги составления презентации на компьютере.

1

Ознакомление с кнопками клавиатуры.

Значение кнопок клавиатуры

Выучить расположение букв русского алфавита на клавиатуре

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



2.5


Совмещение текста выступления с показом презентации.

1

Отработка навыка выступления, опираясь на собственную презентацию


Коммуникативной компетентности

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



2.6


Пробное выступление перед знакомой и незнакомой аудитории

1

Пробные выступления


«держать» аудиторию в поле зрения.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



2.7


Подготовка ответов на предполагаемые вопросы «зала» по теме проекта

1

Учиться отстаивать свою точку зрения

Быть находчивым, уверенным в себе.

Быть раскованным, не бояться вопросов.

текущий

Самоконтроль

Тест



2.8


Тест «Добрые советы проектанту от Мудрого Дельфина»

1

Выявление накопленных знаний во время проектной деятельности



тестирование




2.9

2.10


Изготовление визитки. Правильное составление титульного листа визитки.

2

Работа над понятием «визитка», «буклет».

Создавать собственные творческие замыслы

Воплощать замыслы в творческом продукте

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



2.11


Самоанализ. Работа над понятием «самоанализ».

1

Работа над понятием «самоанализ».

находить ошибки в своей работе

Исправлять ошибки в собственной работе

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



2.12


Играем в ученных. Это интересно.

1

Проведение опытов

Делать выводы

Придумывать собственные опыты

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



2.13


Различные конкурсы проектно-исследовательской деятельности

1




итоговый

Самоконтроль




2.14


Памятка жюри конкурса.

1

Знакомство с различными конкурсами

Оценивать свою работу

Оценивать свою работу по выработанным критериям.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



2.15


Пробное выступление перед незнакомой аудиторией

1

Пробные выступления


«держать» аудиторию в поле зрения.

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



2.16


Самоанализ - рефлексия после твоего выступления перед незнакомой аудиторией.

1

Работа над понятием «рефлексия».

Оценивать свою работу

Видеть ошибкоопасные места

текущий

Самоконтроль/взаимоконтроль

УО



2.17


Защита проектов

1

Защита детских проектов

Защищать свой продукт деятельности


контролирующий

Взаимоконтроль

УО



2.18


Благодарственные рисунки-открытки помощникам твоего проекта. Пожелания будущим проектантам. Советы на лето от Мудрого Дельфина.

1

Выставка рисунков-открыток

Высказывать слова благодарности членам команды, своим помощникам


текущий

Самоконтроль/





Название документа пояснительная записка.docx

Пояснительная записка

Рабочая программа по проектной деятельности составлена на основе концепции государственного стандарта общего образования, примерной основной образовательной программы, базисного учебного плана и авторской программы обучающего и развивающего курса для младших школьников Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект». Развитие познавательных способностей  /Наша новая школа. Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём./.

Рабочая программа ориентирована на использование УМК «Школа России».

Учусь создавать проект: Методическое пособие для 2 класса / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2012, -119 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-52-2.

Учусь создавать проект: рабочая тетрадь в 2-х частях. для 2 кл. нач. шк. / Р.И. Сизова, Р.Ф. Селимова - М.: Издательство РОСТ, 2012, -119 с.: ил. – (Юным умникам и умницам. Учусь создавать проекты) ISBN 978-5-905279-52-2.

Программа рассчитана на 34 ч. в год ( 1 часа в неделю), с резервными часами (2 часа).

Курс «Учусь создавать проект» – это предмет, связанный, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.

Для развития интеллектуального и творческого потенциала каждого ребёнка нужно использовать новые образовательные педагогические и информационные технологии, тем самым вовлекая каждого ученика в активный познавательный процесс. К таким технологиям относится проектная технология. Рабочие тетради для младших школьников, занимающихся проектной деятельностью созданы авторами курса Р.И.Сизовой и Р.Ф.Селимовой «Учусь создавать проект» и одобрены Грантом Правительства Москвы в сфере образования в 2009 году. Они способствуют развитию творческих способностей и активности учащихся, формированию проектного мировоззрения и мышления и разностороннему развитию личности, а также - это инновационные пособия, которые помогают решить задачу формирования самостоятельности ребёнка, способности к самообразованию и саморазвитию. Они помогут ребёнку научиться видеть мини-проблемы, правильно находить источники информации и формировать навыки делового общения в процессе работы над проектом.  

Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?

В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта.

Каждое занятие подчинено определенной структуре, в которой имеются следующие рубрики:

1. Рубрика «Минутка знакомства» позволяет начинающим проектантам узнать о сверстнике, который уже создавал свой проект ранее. Эти минутки поучительны и интересны. Чаще всего именно эти «минутки» вдохновляют ребёнка на начало своего исследования.

2. Практические занятия «Играем в учёных» переносят детей в мир опытов и знакомят с первыми шагами в науке. Начиная работать над каким-либо опытом или занятием, дети пытаются внести в него свои размышления, а часто и дополнительные решения.

3. Рубрика «Добрый совет Дельфина» помогает в решении сложившихся проблем у ребёнка на данном этапе и является ненавязчивой подсказкой.

4. Тесты и самоанализ помогут будущему проектанту овладеть элементами рефлексии, которые будут способствовать формированию самоуважения и позитивной самооценки автора проекта.

5. Рубрика «Переменка» помогает развивать внимание и логику, творческое мышление и любознательность, память и способность к восприятию.

Данные тетради станут хорошим помощником, как начинающим, так и имеющим опыт работы над проектом педагогам начального звена, так как они позволяют ученикам создавать проекты с удовольствием, а учителям учить этому без принуждения и продуктивно.

Приоритетной целью образования в современной школе становится развитие личности, готовой к правильному взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию.

Цель  курса: развитие личности и создание основ творческого потенциала учащихся.

 Задачи курса:

1. Формирование позитивной самооценки, самоуважения.

2. Формирование коммуникативной компетентности в сотрудничестве:

умение вести диалог, координировать свои действия с действиями партнеров по совместной деятельности;

способности доброжелательно и чутко относиться к людям, сопереживать;

формирование социально адекватных способов поведения.

3. Формирование способности к организации деятельности и управлению ею:

воспитание целеустремленности и настойчивости;

формирование навыков организации рабочего пространства и рационального использования рабочего времени;

формирование умения самостоятельно и совместно планировать деятельность и сотрудничество;

формирование умения самостоятельно и совместно принимать решения.

4. Формирование умения решать творческие задачи.

5. Формирование умения работать с информацией (сбор, систематизация, хранение, использование).

Актуальность проектной деятельности сегодня осознается всеми. ФГОС нового поколения требует использования в образовательном процессе технологий деятельностного типа, методы проектно-исследовательской деятельности определены как одно из условий реализации основной образовательной программы начального общего образования. Современные развивающие программы начального образования включают проектную деятельность в содержание различных курсов  и внеурочной деятельности.

Актуальность программы также обусловлена ее методологической значимостью. Знания и умения, необходимые для организации проектной и исследовательской деятельности, в будущем станут основой для организации научно-исследовательской деятельности в вузах, колледжах, техникумах и т.д.

        Программа позволяет реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно  ориентированный,  деятельностный подходы.  

Особенностью данной программы является реализация педагогической идеи формирования у младших школьников умения учиться – самостоятельно добывать и систематизировать новые знания. В этом качестве программа обеспечивает реализацию следующих принципов:

  • непрерывность дополнительного образования как механизма полноты и целостности образования в целом;

  • развития индивидуальности каждого ребенка в процессе социального самоопределения в системе внеурочной деятельности;

  • системность организации учебно-воспитательного процесса;

  • раскрытие способностей и поддержка одаренности детей.


Учебно-тематический план.

п/п

Тема

Количество часов

Контрольные работы


1

Теоретическая часть

16


2

Практическая часть

18

1


Всего:

34

1


Планируемые результаты

Ученик получит возможность научиться: 

  • видеть проблемы;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить эксперименты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • готовить тексты собственных докладов;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.

В ходе решения системы проектных задач у младших школьников могут быть сформированы следующие способности:

  • Рефлексировать (видеть проблему; анализировать сделанное – почему получилось, почему не получилось, видеть трудности, ошибки);

  • Целеполагать (ставить и удерживать цели);

  • Планировать (составлять план своей деятельности);

  • Моделировать (представлять способ действия в виде модели-схемы, выделяя все существенное и главное);

  • Проявлять инициативу при поиске способа (способов) решения задачи;

  • Вступать в коммуникацию (взаимодействовать при решении задачи, отстаивать свою позицию, принимать или аргументировано отклонять точки зрения других).

Личностные универсальные учебные действия

У ребенка формируются:

  • учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;

  • ориентация на понимание причин успеха во внеучебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи;

  • способность к самооценке на основе критериев успешности внеучебной деятельности;

  • основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие, осознание своей этнической принадлежности;

  • чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой.

Программа предусматривает достижение 3 уровней результатов:

Первый уровень результатов

(1 класс)

Второй уровень результатов 

(2-3 класс)

Третий уровень результатов

(4 класс)

предполагает приобретение первоклассниками новых знаний, опыта решения проектных задач по различным направлениям.  Результат выражается в понимании детьми сути проектной деятельности, умении поэтапно решать проектные задачи.

предполагает позитивное отношение детей к базовым ценностям общества, в частности к образованию и самообразованию.  Результат проявляется в активном использовании школьниками метода проектов, самостоятельном выборе тем (подтем) проекта, приобретении опыта самостоятельного поиска, систематизации и оформлении интересующей информации.

предполагает получение школьниками самостоятельного социального опыта. Проявляется в участии школьников в реализации социальных проектов по самостоятельно выбранному направлению.

Итоги реализации программы могут быть представлены через презентации проектов, участие в конкурсах и олимпиадах по разным направлениям, выставки, конференции, фестивали, чемпионаты и пр.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 Для учителяР. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Методическое пособие для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для учителя:

1.     Григорьев Д. В., Степанов П. В.. Стандарты второго поколения: Внеурочная деятельность школьников [Текст]: Методический конструктор. Москва: «Просвещение», 2010. – 321с.

2.     Зиновьева Е.Е. Проектная деятельность в начальной школе [Текст]: /Зиновьева Е.Е., 2010, - 5с.

3.     Савенков А.И. Методика исследовательского обучения младших школьников [Текст]: / Савенков А.И – Самара: Учебная литература, 2008 – 119с.          

4.   Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя/[А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.]; под ред. А.Г. Асмолова, 2-ое изд. – М.: Просвещение, 2100. – 152с.

5.   Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. – М.: «Народное образование». - 2000, №7

Для обучающихся: 

Р. Ф. Сизова, Р. Ф. Селимова «Учусь создавать проект»: Рабочие тетради  для  2 класса.  – М.: Издательство РОСТ, 2012. – 119 с. /Юным умникам и умницам. Исследуем, доказываем, проектируем, создаём/

Дополнительная литература для обучающихся:

1.     Большая Детская энциклопедия. Русский язык . Учебное пособие: «Бизнессофт» / «Хорошая погода», 2007.- 159с.

2.     Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия. 2010/ 2010 / RUS / PC

    Электронные ресурсы: 

1.     Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)

2.     Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс]http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)

3.     Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)

4.   «Внеурочная деятельность школьников» авторов Д.В.Григорьева, П.В. Степанова [Электронный ресурс]http://standart.edu.ru/ (09.03.11)


Рабочая программа по проектной деятельности 2 класс (пояснительная записка и календарно - тематическое планирование)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по проектной деятельности - пояснительная записка и календарно-тематическое планирование для 2 класса, составлена в соответствии с требованиями ФГОС.

Каковы особенности занятий по рабочим тетрадям «Учусь создавать проект»?

В данные пособия вошли занятия, разработанные на основе работы на протяжении последних лет с проектантами, ставшими победителями, лауреатами, призерами и дипломантами окружных, городских Всесоюзных конкурсов проектно-исследовательской деятельности.

Каждое занятие данных пособий поможет детям шагать по ступенькам создания собственного проекта, познакомит с проектной технологией, с алгоритмом построения проекта и с правилами публичного выступления перед незнакомой аудиторией.

 

Тетради помогут расширить кругозор и обогатить их словарный запас новыми понятиями из мира проекта. 

Автор Миронова Ирина Александровна
Дата добавления 24.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2377
Номер материала 11842
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓