Главная / Другое / Рабочая программа по природоведению в 5 класе

Рабочая программа по природоведению в 5 класе





















Рабочая программа педагога

по природоведению

5а, 5б класс

2014-2015 учебный год








Составитель:

учитель первой

квалификационной

категории

Ефимова И.И.











2014


Содержание

Стр.

  1. Пояснительная записка 3-6

  2. Основные требования к знаниям и умениям учащихся 6

  3. Календарно – тематическое планирование 7-18

  4. Обеспечение 19-20




































Природоведение.

Пояснительная записка


На изучение курса природоведения в 5 классе отведено 2 часа в неделю, 66 часов в год.

Природоведение - это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний обучающихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В тоже время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах. В процессе усвоения окружающего мира, природы у учащихся формируются и систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях в ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д.

Дети учатся наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные причинно- следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта деятельность учащихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.

Знания о природе помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление беречь и охранять природу.

Природоведение как учебный предмет включает следующие разделы: Земля – планета солнечной системы. Сезонные изменения в природе. Наша страна. Природа нашей Родины. Человек. Охрана здоровья. Экология. Охрана природы. Труд на пришкольном участке. Экскурсии и практические работы.

Земля – планета солнечной системы. Небесные тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и сета на Земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет человека в космос. Сезонные изменения в природе. Погода. Явления природы. Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года. Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года. Особенности жизни и трудовой деятельности человека. Наша страна.

Российская Федерация (расположение на географической карте). Москва- столица нашей Родины.( Достопримечательности: музеи, театры, исторические и культурные памятники, центральные улицы. Транспорт в Москве). Многонациональное население. Города нашей Родины. Средства сообщения между городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный, автомобильный). Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный адрес).

Природа нашей Родины. Неживая природа. Разнообразие поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая, черноземная; плодородная, неплодородная. Вода в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед. Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер — движение воздуха. Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.

Полезные ископаемые: песок, глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование человеком.

Живая природа.

Растения и животные экологических систем. Лес. Растения, грибы леса. Хвойные деревья: ель, сосна, лиственница. Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и др. Кустарнички: брусника, черника. Травы: ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и др. Грибы: съедобные и несъедобные. Животные леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.). Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки, муравьи, комары, мухи и др.). Сад. Огород. Поле. Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Декоративные растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы), осенние (астры, хризантемы).

Животные сада: птицы, насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные работы в саду. Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор, огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка, салат и др.).

Животные огорода. Помощники огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители (гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).

Растения поля: зерновые культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).

Животные- вредители полей: суслик, полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их личинки. Растения луга. Травы: клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др.

Животные луга: насекомые (бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.). Использование лугов как пастбищ и для сенокосов.

Болото.

Растения болота: травы, мхи, багульник, ягодные растения (клюква, морошка).

Животные болота: птицы, лягушки, насекомые. Водоемы.

Растения водоемов: водоросли и цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.

Человек. Охрана здоровья.

Организм человека. Строение тела человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств. Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение гигиены. Внутренние органы: головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки, мышцы, скелет (позвоночник, череп, конечности). Значение правильной осанки для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний (желудочно-кишечных, простудных, инфекционных).

Болезни цивилизации (желудочно-кишечные, сердечно- сосудистые заболевания, гепатит и др. Меры профилактики. Вредное влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье человека. Занятия физкультурой и спортом — залог здоровья. Экология. Охрана природы. Что такое экология? Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов, растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную книгу». Экологические катастрофы. Правила поведения человека в городе, сельской местности и на природе.

Труд на пришкольном участке. Посев   и   посадка  растений.   Уход  за  растениями:   полив, прополка. Комнатные растения (уход за ними). Ведение дневника наблюдений. Повторение пройденного. Закрепление знаний на практике. Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам. Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного календаря природы. Экскурсии для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.


Основные требования к знаниям и умениям учащихся:

Учащиеся должны знать:

  • обобщенные и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;

  • что общего и в чем различие неживой и живой природы;

  • расположение Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы);

  • чем занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);

  • основные правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;

  • основные отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их взаимосвязь.


Учащиеся должны уметь:


  • называть конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им обобщенные названия;

  • устанавливать простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;

  • связно пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании наблюдений и результатов труда;

  • выполнять рекомендуемые практические работы;

  • соблюдать правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;

  • соблюдать правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и других животных, не ловить их и не губить растения.


















Календарно – тематическое планирование

п/п

Тема. Содержание уроков

Количество

часов

Дата

Кор

Дата

Кор

Демонстрация

Практические работы

Экскурсии



раз

дел

тема








Окружающий нас мир


2









1

Наша школа, наша улица, район, город. Домашний адрес. Адрес школы.


1








2

Экскурсия. Ближайшее окружение школы


1






Экскурсия

Экскурсия для ознакомления с окружающей местностью

Земля- планета Солнечной системы.


3









3

Небесные тела. Планеты.


1





Презентация «Планеты»

Работа с плакатом «Солнечная система»


4

Солнце- источник тепла и света на Земле.


1





Иллюстрации времен года

Работа с календарем погоды


5

Освоение космоса людьми.


1





Презентация «Освоение космоса людьми»



Сезонные изменения в природе


4









6

Погода. Явления природы.


1





Презентация «Погода. Явления природы»

Работа с календарем погоды


7

Времена года. Смена времен года. Осенняя экскурсия.


1





Иллюстрации




Экскурсия в лес

8

Работа с календарем погоды.


1





Образцы календарей погоды

Работа с календарем погоды


9

Изменения в жизни растений и животных.


1





Иллюстрации времен года, плакат 1 Презентация «Изменения в жизни растений и животных»

Работа с сезонным календарем природы и труда


Наша страна


3









10

Российская Федерация.


1





Физическая карта России,.

Презентация «Россия»



11

Москва- главный город страны, столица Российской Федерации.


1





Физическая карта России. Презентация «Москва»

Работа с календарем погоды


12

Города нашей Родины и средства общения между ними


1





Физическая карта России. Презентация «Города нашей Родины»



Природа нашей Родины

13









13

Природа живая и неживая.


1





Плакат№7. Презентация «Природа живая и неживая»



14

Неживая природа. Рельеф- разнообразие поверхности.


1





Плакат №2 Презентация «Неживая природа»

Работа с сезонным календарем природы и труда


15

Экскурсия для ознакомления с особенностями поверхности окружающей местности


1







Экскурсия для ознакомления с особенностями поверхности

16

Вода в природе. Реки, озера, болота, ручьи, родники, моря, океаны.


1





Плакат № 5 Презентация «Вода в природе»

Работа с календарем погоды


17

Свойства воды. Значение воды для жизни на Земле.


1





Инвентарь для опытов

Опыты. Свойства воды


18

Воздух. Воздух вокруг нас. Значение воздуха. Опыты


1





Инвентарь для опытов

Свойства воздуха


19

Ветер- движение воздуха.



1





Инвентарь для опытов



20

Практическая работа по знакомству с термометром и измерение температуры воздуха, воды, своего тела.


1





Различные виды термометров

Измерение температуры воздуха, воды, своего тела.


21

Полезные ископаемые. Песок, глина, гранит, мрамор, мел


1





Коллекция полезных ископаемых. Презентация «Полезные ископаемые»

Работа с коллекцией полезных ископаемых

Экскурсия к строительным объектам

22

Торф, каменный уголь, нефть, природный газ - горючие полезные ископаемые


1





Коллекция полезных ископаемых. Презентация «Горючие полезные ископаемые»

Работа с календарем погоды


23

Каменная соль, железная и алюминиевая руды, использование человеком


1





Коллекция полезных ископаемых

Работа с коллекцией полезных ископаемых


24

Почвы. Песчаная, глинистая, черноземная.


1





Коллекция видов почв Презентация «Почвы»

Работа с календарем погоды


25

Использование и охрана почв



1





Коллекция видов почв

Работа с коллекцией почв


Живая природа. Растения, грибы, животные.

17









26

Лес. Растения леса. Лиственные и хвойные деревья, кустарники, травы


1





Иллюстрации с растениями леса. Презентация «Лес. Растения леса»

Работа с календарем погоды


27

Грибы леса. Съедобные и несъедобные


1





Плакат № 11. Презентация «Грибы леса»

Работа с муляжами грибов.


28

Животные леса. Звери, птицы, насекомые и другие


1





Иллюстрации с животными леса. Презентация «Животные леса»

Работа с календарем погоды

Экскурсия в лес

29

Правила поведения в природе


1





Презентация «Правила поведения в природе»

Работа с сезонным календарем природы и труда


30

Сад. Растения сада. Сезонные работы в саду


1





Иллюстрации Презентация «Сад. Растения сада»


31

Животные сада. Птицы, насекомые, земноводные.


1





Иллюстрации Презентация «Животные сада»

Работа с календарем погоды


32

Огород. Растения огорода. Овощи. Зеленые культуры .


1





Иллюстрации Презентация «Огород. Растения огорода»



33

Животные огорода.


1





Иллюстрации Презентация «Животные огорода»

Работа с календарем погоды


34

Поле. Растения поля. Зерновые культуры


1





Иллюстрации Презентация «Растения поля»



35

Вредители полей.


1





Иллюстрации

Рассматривание коллекции насекомых


36

Луг. Растения луга.


1





Иллюстрации Презентация «Луг. Растения луга»

Работа с календарем погоды

Экскурсия на пришкольный участок

37

Животные луга. Охрана лугов


1





Иллюстрации Презентация «Животные луга»



38

Болота. Растения и животные болот


1





Иллюстрации Презентация «Болота»

Работа с календарем погоды


39

Болота – часть природы. Охрана.


1





Иллюстрации



40

Жизнь водоемов. Растения и животные пресных водоемов


1





Иллюстрации Презентация «Растения и животные пресных водоемов»

Работа с календарем погоды


41

Животные морей и океанов. Охрана


1





Иллюстрации Презентация «Животные морей и океанов»



42

Влияние времен года на жизнь водоемов.


1





Презентация «Влияние времен года на жизнь водоемов.»

Работа с сезонным календарем природы и труда


Охрана здоровья и человек.

20









43

Организм человека. Строение тела человека.


1





Презентация «Строение тела человека»


Экскурсия в местный краеведческий музей.

44

Кожа. Волосяной покров. Ногти


1






Работа с календарем погоды


45

Гигиена кожи


1





Презентация «Гигиена кожи»



46

Скелет. Позвоночник, череп, конечности


1





Схема скелета человека

Работа с календарем погоды


47

Осанка и ее значение для здоровья человека


1





Презентация «Осанка и ее значение»



48

Мышцы и их значение


1





Презентация «Мышцы и их значение»

Работа с сезонным календарем природы и труда


49

Занятия физкультурой и спортом - залог здоровья


1






Выполнение упражнений


50

Практическая работа по уходу за комнатными растениями в коридорах школы


1






Уход за комнатными растениями


51

Органы пищеварения. Желудок, кишечник, печень


1





Презентация «Органы пищеварения»

Работа с календарем погоды


52

Гигиена питания и предупреждение желудочно-кишечных заболеваний


1





Презентация «Гигиена питания»



53

Зубы. Уход за зубами


1





Схема строения зубов человека

Правильная чистка зубов


54

Вред курения и употребления алкоголя. Наркозависимость


1





Презентация о вреде курения


Экскурсия в парк

55

Органы дыхания. Легкие. Правильное дыхание


1





Презентация «Органы дыхания»

Работа с календарем погоды


56

Почки - орган выделения. Предупреждение простудных и инфекционных заболеваний


1





Презентация «Почки - орган выделения»

Почки


57

Органы кровообращения и их связь с органами дыхания и другими органами


1





Презентация «Органы кровообращения»

Работа с календарем погоды


58

Сердце и его тренировка. Полезные советы


1





Презентация «Сердце»



59

Нервная система. Головной мозг, спинной мозг, нервы


1





Макет головного мозга Презентация «Нервная система»

Работа с календарем погоды


60

Органы чувств. Их значение в жизни человека


1





Презентация «Органы чувств»

Работа с календарем погоды


61

Гигиена нервной системы


1





Презентация «Гигиена нервной системы»



62

Природа и здоровье человека.

Работа с календарями погоды.


1





Календари погоды

Труд на пришкольном участке


Экология

5









63

Что такое экология


1





Презентация «Экология»

Работа с сезонны календарем природы и труда


64

Охрана природы и экология. Основные правила поведения во время посещения леса


1






Экскурсия

Экскурсия в лес

65

«Красная книга» и ее значение для природы


1





Красная книга Нижегородской области Презентация «Красная книга»

Изучение «Красной книги» Нижегородской области


66

Работа с календарями погоды.

Подведение итогов за четверть и за год.


1





Календари погоды

Работа с календарями погоды за год. Труд на пришкольном участке





















Обеспечение

  1. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида 5-9 классы в двух сборниках. Сборник 1.Москва 2010.

  2. Лифанова Т.М., Е.Н.Соломина. Природоведение 5 класс. Учебник для специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. Москва. Просвещение 2011.

  3. Иллюстрации времён года.

  4. Иллюстрации животных.

  5. Иллюстрации растений.

  6. Физическая карта России.

  7. Набор «Системы органов человека»

  8. Плакаты.

  • Круглый год. Мир поздравлений. ООО Мега-Пак+7

  • Виды земной поверхности. Мир поздравлений. ООО Мега-Пак+7

  • Водоёмы Мир поздравлений. ООО Мега-Пак+7

  • Круговорот воды в природе Мир поздравлений. ООО Мега-Пак+7

  • Природа - живая и неживая Мир поздравлений. ООО Мега-Пак+7

  • Земная поверхность на глобусе и карте Мир поздравлений. ООО Мега-Пак+7

  • Времена года Мир поздравлений. ООО Мега-Пак+7

  • Грибы. Мир поздравлений. ООО Мега-Пак+7

  • Растения Мир поздравлений. ООО Мега-Пак+7

  • Инвентарь для опытов (колбы, пипетки, мензурки, штатив, термометры)

  1. Муляжи грибов.

  2. Муляжи фруктов

  3. Муляжи овощей

  4. Коллекция насекомых.

  5. Гербарий.

  6. Макет головного мозга

  7. DVD диски:

  • Музыка и природа. MP3

  • Планета Земля

  • Мое тело. Как оно устроено.

Сайты:






17


Рабочая программа по природоведению в 5 класе
  • Другое
Описание:

Природоведение - это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением знаний учащихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В тоже время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию и географии в 6-9 классах.                                                                                               

Автор Ефимова Ирина Ивановна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 354
Номер материала 34650
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓