Рабочая
программа педагога
по
природоведению
5а,
5б класс
2014-2015
учебный год
Составитель:
учитель первой
квалификационной
категории
Ефимова И.И.
2014
Содержание
Стр.
1. Пояснительная
записка
3-6
2. Основные
требования к знаниям и умениям учащихся 6
3. Календарно
– тематическое планирование 7-18
4. Обеспечение
19-20
Природоведение.
Пояснительная
записка
На изучение курса
природоведения в 5 классе отведено 2 часа в неделю, 66 часов в год.
Природоведение -
это новый учебный предмет, который изучают в 5 классе. Он является обобщением
знаний обучающихся об окружающем мире, полученных в младших классах. В тоже
время, это подготовка учащихся к дальнейшему усвоению знаний по естествознанию
и географии в 6-9
классах.
В процессе усвоения окружающего мира, природы у учащихся формируются и
систематизируются представления о: живой и неживой природе; сезонных изменениях
в ней; жизни растений и животных; строении организма человека и т.д.
Дети учатся
наблюдать, видеть и слышать, сравнивать и обобщать, устанавливать несложные
причинно- следственные связи и взаимозависимость природных явлений. Эта
деятельность учащихся играет важную роль в работе по коррекции недостатков
умственного и психофизического развития, их познавательных интересов.
Знания о природе
помогают детям видеть прекрасное в ней, воспитывают отношение к ней, стремление
беречь и охранять природу.
Природоведение как
учебный предмет включает следующие разделы: Земля – планета солнечной системы.
Сезонные изменения в природе. Наша страна. Природа нашей Родины. Человек.
Охрана здоровья. Экология. Охрана природы. Труд на пришкольном участке.
Экскурсии и практические работы.
Земля – планета солнечной
системы.
Небесные
тела. Солнце – раскаленное небесное тело (звезда). Солнце – источник тепла и
сета на Земле. Планеты солнечной системы. Освоение космоса людьми. Первый полет
человека в
космос.
Сезонные изменения в природе.
Погода. Явления
природы.
Смена времен года. Высота Солнца и продолжительность дня в разное время года.
Осень. Зима. Весна. Лето. Признаки времени года. Особенности жизни и трудовой
деятельности
человека.
Наша страна.
Российская Федерация (расположение на
географической карте). Москва- столица нашей Родины.( Достопримечательности:
музеи, театры, исторические и культурные памятники, центральные улицы. Транспорт
в Москве). Многонациональное население. Города нашей Родины. Средства
сообщения между городами (транспорт: железнодорожный, воздушный, водный,
автомобильный). Дом, в котором я живу: моя школа, мой дом (полный
адрес).
Природа нашей
Родины.
Неживая природа.
Разнообразие
поверхности (рельеф): равнины, горы, овраги, холмы. Почвы: песчаная, глинистая,
черноземная; плодородная, неплодородная. Вода
в природе: реки, озера, болота, ручьи, родники; моря, океаны. Свойства
воды. Значение воды для жизни человека. Вода и пар, снег и лед.
Воздух. Воздух вокруг нас, значение воздуха. Ветер — движение воздуха.
Температура воздуха. Знакомство с термометрами. Измерение температуры воздуха,
воды, своего тела.
Полезные ископаемые: песок,
глина, торф, каменный уголь, мел, гранит, мрамор, нефть, газ, каменная соль. Внешний
вид, свойства (твердость, сыпучесть, газообразное состояние). Использование
человеком.
Живая природа.
Растения и животные экологических
систем.
Лес.
Растения,
грибы
леса.
Хвойные деревья: ель, сосна,
лиственница.
Кустарники: калина, шиповник, можжевельник, малина и
др. Кустарнички: брусника,
черника. Травы:
ландыши, земляника, ветреница, кислица, мать-и-мачеха и
др. Грибы: съедобные и
несъедобные. Животные
леса. Звери (медведь, волк, лиса, заяц, белка, лось, барсук, кабан и др.).
Птицы (кукушка, дятел, синица, соловей и др.). Насекомые (жуки, бабочки,
муравьи, комары, мухи и др.). Сад.
Огород.
Поле.
Растения сада. Плодовые деревья: яблоня, груша, вишня, слива, черешня
и др. Ягодные кустарники: крыжовник, смородина, малина. Декоративные
растения: весенние (тюльпаны, нарциссы), летние (пионы, гладиолусы, розы),
осенние (астры, хризантемы).
Животные сада: птицы,
насекомые, земноводные (лягушки, жабы). Сезонные
работы в
саду.
Растения огорода: овощи (картофель, капуста, морковь, свекла, помидор,
огурец, кабачок, горох и др.); зеленые культуры (лук, чеснок, укроп, петрушка,
салат и др.).
Животные огорода. Помощники
огородных растений (птицы, дождевые черви, жуки, жабы, лягушки); вредители
(гусеницы бабочек и личинки жуков, кроты, мыши).
Растения поля: зерновые
культуры (рожь, пшеница, ячмень, овес, кукуруза и др.).
Животные- вредители полей: суслик,
полевая мышь, хомяк, некоторые насекомые и их
личинки.
Растения луга. Травы:
клевер, колокольчик, нивяник, мятлик, тимофеевка и др.
Животные луга: насекомые
(бабочки, жуки и др.), птицы, звери (крот, полевка и др.). Использование лугов
как пастбищ и для сенокосов.
Болото.
Растения болота: травы, мхи,
багульник, ягодные растения (клюква, морошка).
Животные болота: птицы, лягушки,
насекомые.
Водоемы.
Растения водоемов: водоросли и
цветковые (кувшинка, кубышка, рогоз и др.). Животные пресных
водоемов (рек, озер, ручьев): рыбы, раки, улитки, жуки. Животные
морей и океанов: рыбы, киты, крабы, креветки, тюлени, моржи и др.
Человек. Охрана здоровья.
Организм человека. Строение тела
человека: туловище, верхние и нижние конечности, голова. Органы чувств.
Волосяной покров. Кожа. Уход за своим организмом. Соблюдение
гигиены.
Внутренние органы:
головной и спинной мозг, сердце, легкие, желудок, кишечник, печень, почки,
мышцы, скелет (позвоночник, череп,
конечности). Значение правильной осанки
для здоровья человека. Правильные питание и дыхание. Предупреждение заболеваний
(желудочно-кишечных, простудных, инфекционных).
Болезни цивилизации (желудочно-кишечные,
сердечно- сосудистые заболевания, гепатит и др. Меры
профилактики. Вредное
влияние никотина, алкоголя, наркотиков на здоровье
человека. Занятия физкультурой и спортом — залог
здоровья. Экология.
Охрана природы. Что такое экология?
Охрана природы. Чистота воздуха, почвы, водоемов. Охрана лесов, лугов,
растительного и животного мира. Растения и животные, занесенные в «Красную
книгу». Экологические катастрофы. Правила поведения человека в городе, сельской
местности и на природе.
Труд на пришкольном участке.
Посев и посадка растений. Уход за
растениями: полив, прополка. Комнатные
растения (уход за ними). Ведение дневника
наблюдений. Повторение
пройденного. Закрепление
знаний на практике.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам.
Ежедневные наблюдения за погодой.
Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии в
природу для проведения этих наблюдений (1 раз в месяц). Ведение сезонного
календаря природы. Экскурсии
для ознакомления с окружающей местностью, с особенностями ее поверхности, с
водоемами. Экскурсии в сад, лес (или парк), к строительным объектам (или
почвенным обнажениям), в местный краеведческий музей.
Основные требования к знаниям и умениям
учащихся:
Учащиеся должны знать:
·
обобщенные
и конкретные названия предметов и явлений природы, их основные свойства;
·
что
общего и в чем различие неживой и живой природы;
·
расположение
Российской Федерации на географической карте. Расположение столицы);
·
чем
занимается население страны (хозяйство); каковы ее природа и природные
богатства (леса, луга, реки, моря, полезные ископаемые);
·
основные
правила охраны природы и необходимость бережного отношения к ней;
·
основные
отделы тела человека, значение его наружных и внутренних органов, их
взаимосвязь.
Учащиеся должны уметь:
·
называть
конкретные предметы и явления в окружающей действительности, давать им
обобщенные названия;
·
устанавливать
простейшие связи между обитателями природы (растениями и животными, растениями
и человеком, животными и человеком) и природными явлениями;
·
связно
пояснять проведенные наблюдения, самостоятельно делать выводы на основании
наблюдений и результатов труда;
·
выполнять
рекомендуемые практические работы;
·
соблюдать
правила личной гигиены, правильной осанки, безопасности труда;
·
соблюдать
правила поведения в природе (на экскурсиях): не шуметь, не беспокоить птиц и
других животных, не ловить их и не губить растения.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.