Главная / Биология / Рабочая программа по природоведению для 5 класса

Рабочая программа по природоведению для 5 класса

Пояснительная записка



Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень) и программы основного (общего) образования по природоведению Плешакова А.А., Сонина Н.И. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Природоведение. 5 кл. – М.: Дрофа, 2009.-174 с.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.

В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.

Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».

В авторскую программу внесены изменения: в содержание некоторых разделов добавлены темы, демонстрации, практические работы из примерной программы (выделены подчеркнутым текстом), также изменено количество часов, отводимых на изучение того или иного отдела. Это связано с внесением в разделы повторительно-обобщающих уроков, позволяющих закрепить ЗУН и проверить уровень усвоения материала.

Место предмета в базисном учебном плане. Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание».

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для общеобразовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение биологии в 5 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю при 34 неделях).

В Новопетропавловской СОШ природоведение изучается в 5 классе.

Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов или 2 часа в неделю.

Программа построена с учетом межпредметных связей с курсом физики, географии и химии при изучении темы «Земля»; астрономии при изучении темы «Вселенная».

Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);

  • проектная работа;

  • подготовка сообщений/ рефератов;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность;

  • выполнение практических и лабораторных работ.

Результаты обучения

    • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

    • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

    • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей;

    • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

    • Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

    • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

    • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

    • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

    • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

    • Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

    • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; творческие задания.

Предпочтительные методы обучения – беседа, рассказ, частично-поисковый метод, работа с источником; формы организации учебной деятельности- индивидуальная работа, коллективная работа, работа в парах; средства обучения- учебник, компьютер, мультимедиа. Основным типом урока является урок изучение нового материала. Предусмотрены так же другие формы уроков: комбинированные уроки, уроки отработки умений и навыков, лабораторные работы, уроки контроля знаний, повторительно–обобщающие уроки и другие, итоговая контрольная работа.

При изучении курса проводится 2 вида контроля:

  • текущий – контроль в процессе изучения темы

  • итоговый – контроль в конце учебного года.















Требования к уровню подготовки учащихся



В результате изучения природоведения ученик должен:

знать / понимать:

  • естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;

  • как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • как человек появился на Земле (на уровне представлений);

  • как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.



использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.





Программа рассчитана на 2 ч в неделю (68ч)



Учебно-тематический план

Название темы

Количество

часов

В том числе:

Практические работы

Демонстрации

Контрольные работы

Тема 1. Изучение природы

2

1

5


Тема2. Вселенная

8

2

8


Тема 3. Земля

18

4

6


Тема 4. Жизнь на Земле

16

4

-


Тема 5. Человек на Земле


24

3



2

1

ИТОГО

68

14

21

1























































СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

(68 часов, 2 часа в неделю)

Тема 1. Изучение природы (3ч)

Науки о природе. Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

Методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент (опыт), измерение. Великие естествоиспытатели.

Демонстрации:

  • Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования компьютера, сканера, цифрового микроскопа, магнитофона, фото- и видеокамеры при проведении естественнонаучных наблюдений и опытов.

  • Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы

  • Портреты великих ученых-естествоиспытателей

  • Плакат: Науки о природе

Практические работы

  • Знакомство с оборудованием для научных исследований. Проведение наблюдений, опытов и измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы. Великие естествоиспытатели.

В результате изучения данной темы учащийся должен:

знать / понимать:

  • естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

  • отдельные методы изучения природы;

уметь:

  • использовать оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы).

  • проводить наблюдения, опыты и измерения с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты.

Тема 2. Вселенная (12 ч)

Вселенная. Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV–XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. От Коперника до наших дней. Взгляды Пифагора на форму Земли. Система мира по Н. Копернику. Роль Д. Бруно и Г. Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника. Звездное небо. Галактики. Многообразие звезд. Созвездия.

Соседи солнца. Планеты земной группы. Солнечная система, её состав. Солнце как ближайшая к нам звезда. Галактика. Световой год. Многообразие галактик. Планеты-гиганты и маленький Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты.

Демонстрации:

  • Мир звезд.

  • Карта звездного неба

  • Модель Солнечной системы.

  • Глобус.

  • Мир в картинках: Космос (фотографии)

  • Плакаты: Малые небесные тела. Строение Вселенной. Мир звезд. Солнечная система.

  • Строение Вселенной

Практические работы

  • Наблюдение за звездным небом, нахождение основных созвездий северного полушария, рассматривание в телескоп поверхности луны. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд.

В результате изучения данной темы учащийся должен:

знать / понимать:

  • гипотезы возникновения Вселенной

  • гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт), современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

  • модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

  • строение солнечной системы и ее состав

  • биологическую терминологию: астероиды, кометы, метеоры, метеориты, звезды, созвездия, солнце, галактика, световой год, ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, полезные ископаемые.

уметь:

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;



Тема 3. Земля (18ч)

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли (Ж. Бюффон, И. Кант, Д. Джинс, О. Ю. Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Что у Земли внутри. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Вещества и явления в окружающем мире. Их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси. Землетрясения. Природные явления. Вулканы и гейзеры. Природные явления: извержения вулканов, гейзеры. Суша планеты. Рельеф суши. Горы. Равнины. Материки. Характеристика природных условий материков. Евразия. Африка. Северная Америка. Южная Америка. Австралия. Антарктида. Острова. Архипелаги. Строение Земли. Атмосфера – воздушная оболочка Земли. Свойства воздуха. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Движение воздуха. Ветер. Осадки. Погода. Климат. Влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей. Что такое гидросфера? Свойства воды. Гидросфера, её части. Водяной пар в воздухе. Солёность воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Неповторимая планета. Вращение Земли. Уникальность планеты Земля. Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, её вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Демонстрации:

  • Глобус.

  • Строение земли.

  • Физическая карта полушарий.

  • Строение атмосферы.

  • Плакаты: Гипотеза о возникновении Солнечной системы.

  • Вода на планете. Строение атмосферы. Круговорот воды.

  • Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и кварцевого песка и т.п.) Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел и т.п.), тепловых (плавление льда ), световых (разложение белого цвета при прохождении его через призму).

Практические работы

  • Ознакомление со свойствами горных пород и минералов.

  • Зона активной вулканической деятельности.

  • Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

  • Наблюдение признаков химических реакций. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности).

  • Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление и скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.

В результате изучения данной темы учащийся должен:

знать / понимать:

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации;

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

  • внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые

  • биологическую терминологию: ядро, мантия, земная кора, горные породы, минералы, полезные ископаемые.

уметь:

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;



Тема 4. Жизнь на Земле (14ч)

Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане; леса каменноугольного периода; расцвет древних пресмыкающихся; птицы и звери прошлого. Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение. Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные. Наземно-воздушная среда обитания. Водная и почвенная среды обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания. Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка). Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса. Травянистые равнины – степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес. Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практические работы

  • Исследование влияния температуры, света, влажности на прорастание семян.

  • Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

  • Определение (узнавание)» наиболее распространенных растений и животных с использованием различных источников информации (фотографий, атласов-определителей, чучел, гербариев).

В результате изучения природоведения ученик должен:

знать / понимать:

  • как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

Тема 5. Человек на Земле (24 ч)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек). Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки. Австралии, Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели далеких земель. Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди. Озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия. Борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений. Здоровье человека и безопасность жизни. Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни. Рациональное питание. Закаливание. Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения: при сильном ветре; во время грозы, под градом; при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями. Простейшие способы оказания первой помощи.

Итоговая контрольная работа.

Демонстрации

  • Ядовитые растения и опасные животные своей местности.

  • Мир в картинках:

Практические работы

  • Измерение своего роста и массы тела.

  • Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи.

  • Определение распространения растений и растений и

животных на разных материках

  • Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

  • В результате изучения природоведения ученик должен:

знать / понимать:

  • как человек появился на Земле (на уровне представлений);

  • как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

уметь:

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.




































Критерии оценивания ответов учащихся



Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.


Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не







  1. препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.


Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.


Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.









Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.




Список литературы



Литература для учителя



  • Федеральный компонент государственного стандарта.

  • Примерная программа основного общего образования по природоведению.

  • А.А.Плешаков, Н.И. Сонин. Программа основного общего образования по природоведению

  • Сборник нормативных документов. Природоведение / Сост. Э.Д. Днепров, А.Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004.-46.

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2009 г.

  • Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина. Природоведение. 5 класс: уч. пособие М.: Дрофа, 2009 г.

Литература для учащихся

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2009 г.

  • Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2009.

  • Электронные тесты и упражнения по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина.



















Приложение №2


Тестирование по теме «Вселенная» (в рабочей тетради)

1 вариант

1. Кто первым доказал, что Земля вращается вокруг Солнца?

а) Дж.Бруно

б) Г. Галилей

в) Н. Коперник

г) К. Птолемей



2. Шарообразность Земли была доказана кругосветным путешествием:

а) Х.Колумба

б) А. Веспучи

в) Ф. Магеллан

г) Д.Кука



3. В состав Солнечной системы входят:

а) 9 планет.

б) 10 планет

в) 8 планет

г) 6 планет



4. Из перечисленных планет к планетам земной группы относят:

а) Сатурн

б) Марс

в) Юпитер

г) Нептун



5. Самая маленькая планета земной группы - это

а) Венера

б) Меркурий

в) Земля

г) Марс



6. Самая большая планета Солнечной системы - это

а) Марс

б) Сатурн

в) Юпитер

г) Венера



7. Упавшие на Землю космические тела называют:

а) астероиды

б) метеориты

в) кометы

г) метеоры



8. Центром нашей Солнечной системы является:

а) Земля

б) Регул

в) Солнце

г) Луна



9. Солнце-это звезда, она относится к группе:

а) Карликов

б) Сверхгигантов

в) Гигантов

г) Мини-карликов



10. Небо разделено на …

а) 102 созвездия

б) 88 созвездия

в) 68 созвездий

г) 30 созвездий



11. К планетам земной группы относят:

Юпитер

Нептун

Землю

Марс

Венера

Сатурн



12. Какой ученный создал представленную на рисунке модель Вселенной

а) Н. Коперник

б) Дж. Бруно

в) Птолемей

г) Аристотель





hello_html_m56e0c8b1.jpg

1hello_html_m4afe2288.gif
3. Установите соответствие между цифрами на рисунке и названиями планет
Меркурий, Земля, Марс, Венера.



14. Какая звезда самая близкая к Земле:

а) Ригель

б) Арктур

в) Мира

г) Солнце



15. Какой объект солнечной системы был переведен в 2006 году в класс планет-карликов

а) Меркурий

б) Юпитер

в) Плутон

г) Солнце



16. Как называется Галактика в которой мы живем.

а) Туманность Андромеды

б) Млечный путь

в) Орион

г) Туманность Конская голова



17. Из перечисленных планет к планетам- гигантам относят:

а) Сатурн

б) Марс

в) Юпитер

г) Венера



18. Кто первым изобрел телескоп при помощи которого смог рассмотреть неровности Луны, темные пятна на Солнце:

а) Дж. Бруно

б) Г. Галилей

в) Н. Коперник

г) К. Птолемей



19. Звезды это -

а) неправильной формы небесные тела

б) гигантские пылающие шары

в) вспышки света

г) космические тела, упавшие на Землю.



20. Солнечный луч достигает Земли за… (решение запиши в тетради)

а) 6 минут

б) 6 минут

в) 8 минут

г) 30 минут



Ключи к ответам

Проверочное тестирование № 1

тема «Вселенная»

вопроса

Ответ

1

в

2

в

3

в

4

б

5

б

6

в

7

б

8

в

9

а

10

б

11

Земля, Марс, Венера

12

в

13

  1. Меркурий, 1-Земля, 2-Марс, 3- Венера

14

г

15

в

16

б

17

а, в

18

б

19

б

20

Скорость света 300 км/с

Расстояние от земли до Солнца 150 000 000 км

150 000 000: 300 000= 500 с

500 с = 8, 3 мин
























Приложение №2

Тестирование по теме «Земля»

1 вариант

Выберите правильный ответ (1 балл)

1.Как называют место, где происходит сдвиг горных пород?

А) Очаг землетрясения Б) Эпицентр землетрясения В) Сейсмически активный район Г. нет верного ответа

2. Как называют канал, проходящий в толще вулкана?

А) Кратер Б) Очаг магмы В) Гейзер Г) Жерло

3. Высочайшие горы нашей планеты:

А. Гималаи Б. Анды В. Кордильеры Г. нет верного ответа

4. Сколько всего океанов на нашей планете:

А. 1 Б. 4 В. 5 Г.нет верного ответа

5. К водам суши относят: А. Озера Б. Моря В. Океаны Г.нет верного ответа

6.Из чего состоит воздух:

А. Кислорода, углекислого газа, паров воды, капелек воды Б. Облаков В. Ветра Г.нет верного ответа

7. Неровности земной поверхности – это

А. Рельеф Б. горные породы В. земная кора Г. нет верного ответа

8. Назовите имя ученого, который предполагал, что земной шар возник в результате катастрофы.

А) И. Кант Б) Ж. Бюффон В) П. Лаплас Г) Д. Джинс

9. Лавой называют:

А. Излившуюся на поверхность магму Б. Движение вдоль поверхности земли

В. Воздушную оболочку земли Г.нет верного ответа

10.Какие океаны образуют Мировой океан нашей планеты (0-2 балла)____________________.

11. Какие ошибки допущены в этой фразе?(0-2 балла)

На Земле шесть материков: Европа, Азия, Америка, Австралия, Африка, Антарктида.

12 Дайте определение понятию (0-2 балла):

А. Гидросфера - это___________________________.

13.Дать развернутый ответ на вопрос.

Приведите пример (0-3 балла):

А) механического явления;

Б) химической реакции, при которой мы замечаем появление запаха.



2 вариант

Выберите правильный ответ (1 балл)

1. Самый сухой материк:

А. Австралия Б. Африка В. Южная Америка Г.нет верного ответа

2. Как называют группы островов:

А. Материками Б. Континентами В. Архипелагами Г.нет верного ответа

3. Часть океана, вдающаяся в сушу - это:

А. Океан Б. Море В. Остров Г.нет верного ответа

4. Сколько всего океанов на нашей планете:

А. 1 Б. 4 В. 5 Г.нет верного ответа

5. К водам суши относят:

А. реки Б. Моря В. Океаны Г.нет верного ответа

6. Как называют вулканы, которые извергаются более или менее регулярно?

А) Работающие Б) Действующие В) Потухшие Г) Извергающиеся

7. Неровности земной поверхности – это

А. Рельеф Б. горные породы В. земная кора Г.нет верного ответа

8. По мнению какого ученого, Солнце и планеты возникли из вращающегося раскаленного газового облака.

А) Ж. Бюффон Б) Д. Джинс В) О.Ю. Шмидт Г) П. Лаплас

9. Лавой называют:

А. Излившуюся на поверхность магму Б. Движение вдоль поверхности земли

В. Воздушную оболочку земли Г.нет верного ответа

10.Какая ошибка допущена в этой фразе? (0-2 балла)

На земле семь частей света: Европа, Азия, Южная Америка, Австралия, Африка, Антарктида, Океания.

11. Перечислите составные части гидросферы (0-2 балла) ______________________________.

12. Дать определение понятиям (0-2 балла):

А.Ветер - это___________________________.

13. Дать развернутый ответ на вопрос (0-3 балла)

Приведите пример: А) теплового явления; Б) химической реакции.


Ответы:

1 вариант

А

Г

А

В

А

А

А

Б

А

1.Северно-ледовитый

2.Тихий

3.Южный

4.Атлантический

5.Индийский



11.Ошибки: Европа и Азия – это части света.

12.Гидросфера – это водная оболочка Земли.

13. А. Например – работа двигателя Б. Горение спички

2 вариант

А

В

Б

В

А

Б

А

Г

А

Южная Америка – это материк

11. Мировой океан , Воды суши , Вода в атмосфере

12.Ветер – это движение воздуха вдоль поверхности Земли.

13. Тепловое явление – огонь, химическая реакция – горение топлива в двигателе.



Критерии оценивания теста

0- 6 –«2», 7-10 баллов –«3», 11-15 баллов – «4», 16- 19баллов – «5»















Тестирование по теме «Жизнь на земле»

Вариант 1

I.Выберите из нескольких вариантов ответов правильный и обозначьте значком «+».

1.Какие организмы появились первыми (где) ?

а) Многоклеточные (на суше); б) одноклеточные (на суше);

в) многоклеточные (в воде); г) одноклеточные (в воде).

2.динозавры – это:

а) древние земноводные; б) одна из групп древних пресмыкающихся;

в) древние млекопитающие.

3.Зеленый цвет клеткам растений придают:

а) митохондрии; б) лизосомы; в) хлоропласты; г) оболочка.

4.Для животных, живущих в водной среде, характерно наличие:

а) крыльев; б) длинных конечностей;

в) плавников, перепонок между пальцами; г) длинного узкого тела.

5.Для животных сообщества поверхности воды главная проблема:

а) как ориентироваться в темноте; б) как быстрее передвигаться;

в) как удержаться на поверхности.

II.Какие утверждения верны?

а) Тело простейших состоит из одной клетки.

б) Грибы - это растения.

в) Животных делят на позвоночных и беспозвоночных.

г) Живую природу делят на три царства: Растения, Животные, Бактерии.

д) Рыбы – обитатели наземно – воздушной среды.

е) Отлет перелетных птиц – сезонное изменение в природе.

ж) Ноги у гепарда приспособлены к передвижению в почвенной среде.

з) Родина риса – Южная Америка.

и) Эвкалипты и кенгуру –представители живой природы Австралии.

к) Южнее тундры раскинулась тайга.

л) Лишайники, мхи, карликовые деревья характерны для травянистых равнин.

III.Подберите к словам левого столбца подходящие слова из правого и запишите их парами.

Клетка Крот

Динозавр Лемминг

Тундра Палеонтология

Планктон Микроскоп

Австралия Рис

Евразия Эвкалипт

Почва Лучевики



Вариант 2

I.Выберите из нескольких вариантов ответов правильный и обозначьте значком «+».

1.Кого называют динозаврами ?

а) Пресмыкающихся, живших в воздухе и на земле;

б) Наземных пресмыкающихся;

в) Пресмыкающихся, которые жили и в воде, и на суше;

г) Пресмыкающихся, которые жили и в воде, и на суше.

2. Развитие жизни на Земле началось:

а) 300 млн. лет назад; б) 3,5 млрд. лет назад; в) 10 млрд. лет назад.

3. Каждая клетка состоит из:

а) оболочки и ядра; б) оболочки, цитоплазмы и ядра; в) оболочки, хлоропластов и ядра.

4.В воздушной среде обитают:

а) волк; б) летучая мышь; в) ворона; г) шмель.

5. Главная проблема для животных сообщества толщи воды.

а) как удержаться на поверхности; б) поддержание в воде или быстрое передвижение;

в) как ориентироваться в темноте.

II.Какие утверждения верны?

а) Бактерии – одноклеточные организмы.

б) Грибы, растения, животные – многоклеточные организмы.

в) Грибы – это растения.

г) Живую природу делят на два царства: Растения и Животные.

д) Различают две среды обитания: наземно-воздушную и водную.

е) Почвенная среда плотная, в ней нет света.

ж) Животные организмы могут быть средой для жизни других организмов.

з) Баобаб – знаменитое растение Австралии.

и) Секвойи – деревья-гиганты, растущие в Северной Америке.

к) Влажный тропический лес – самое богатое видами природное сообщество Земли.

л) Саксаул, верблюжья колючка, много пресмыкающихся, такие особенности характерны для тундры.

III. Подберите к словам левого столбика подходящие слова из правого и запишите их парами.

Тайга Палеонтология

Клетка Пингвин

Дельфин Белый медведь

Трилобит Сообщество

Антарктида Митохондрии

Арктика Вода

Лес Ель






Рабочая программа по природоведению для 5 класса
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе Федерального государственного стандарта, Примерной программы основного общего образования по биологии (базовый уровень) и программы основного (общего) образования по природоведению Плешакова А.А., Сонина Н.И. Рабочая программа ориентирована на использование учебника: А.А. Плешакова,  Н.И. Сонина. Природоведение. 5 кл. – М.: Дрофа, 2009.-174 с.

Программа имеет 5 содержательных разделов: «Изучение природы», «Вселенная», «Земля», «Жизнь на Земле» и «Человек на Земле».

  В авторскую программу внесены  изменения: в содержание некоторых разделов добавлены темы, демонстрации, практические работы из примерной программы (выделены подчеркнутым текстом), также изменено количество часов, отводимых на изучение того или иного отдела. Это связано с внесением в разделы  повторительно-обобщающих уроков, позволяющих закрепить ЗУН и проверить уровень усвоения материала.

Автор Баргулова Бибигуль Темрбулатовна
Дата добавления 23.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 411
Номер материала 11030
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓