Пояснительная записка.
В основу рабочей программы
по природоведению положено:
- Федеральный
компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ
Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089)
- Примерная программа
основного общего образования по природоведению («Сборник нормативных
документов. Природоведение. Примерные программы.»М.:Дрофа, 2008)
- Авторская программа
основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина
(«Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс.
Биология. 6-11 классы.» М., Дрофа, 2007).
Программа рассчитана
на 2 часа в неделю (70 часов в год), что соответствует учебному плану школы на
2014-2015 учебный год.
Учебный курс
природоведения преподается в 5 классе.
Цели и
задачи изучения природоведения в 5 классе:
1. освоение знаний
о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы;
изменениях природной среды под воздействием человека;
2. овладение
начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и
измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;
3. развитие
интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в
процессе решения познавательных задач;
4. воспитание
положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления
действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами
поведения, соблюдать здоровый образ жизни;
5. применение
полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни;
безопасного поведения в природной среде; оказания простейших видов первой
медицинской помощи.
Курс
природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы,
одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук.
Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета,
поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и
истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена
специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни
человека.
В связи с
особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной
деятельности школьников как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений,
в программе выделена рубрика «Практические работы».
Форма обучения
- классно-урочная, также используется система консультационной поддержки,
индивидуальных занятий.
Методы
обучения – словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации),
практические (выполнение практических работ), самостоятельные работы со
справочной литературой (обычной и электронной).
Технологии
обучения – дифференцированное, проблемное, групповое, игровое.
Формы
мониторинга знаний – фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые работы,
самостоятельные работы, творческие задания (защита проектов, доклады,
презентации).
Для
проведения уроков используются средства ИКТ, в т.ч. мультимедийное приложение
к учебнику.
Для реализации
программы используется учебник А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5
класс»
Учебно-тематический план
№ п/п
|
Тема
|
Количество часов
|
В том числе
|
практические работы
|
|
1
|
Изучение природы
|
3
|
№ 1, № 2
|
|
2
|
Вселенная
|
14
|
№ 3
|
|
3
|
Земля
|
18
|
№ 4, №5, №6, № 7
|
|
4
|
Жизнь на Земле
|
14
|
№ 8,9,10
|
|
5
|
Человек на Земле
|
16
|
№ 11, 12, 13, 14
|
|
6
|
Резерв
|
5
|
|
|
|
Итого
|
70
|
14
|
|
Основное содержание программы.
Тема 1. Изучение природы (3 часа)
Изучение природы
человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая
география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение,
эксперимент(опыт), измерение, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений
природы. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование,
увеличительные приборы, измерительные приборы). Вклад великих естествоиспытателей
в развитие науки.
Практические
работы
№ 1. Конструирование
моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов.
№ 2. Проведение
наблюдений, опытов и измерений. Измерение длины, температуры, массы, времени.
Тема 2.Вселенная (14 часов)
Представления о
Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли.
Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.
История
вытеснения Земли из центра Вселенной. Взгляды на Вселенную в раннем
средневековье. Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии.
Система мира по Копернику.
Роль Дж.Бруно и
Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.
Солнечная
система, ее состав. Строение Солнечной системы.Планеты земной группы.
Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры.
Метеориты. Звезды. Звездное небо. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как
ближайшая к нам звезда.
История
покорения Вселенной, конструкторы космических аппаратов, космонавты.
Демонстрации:
карта звездного неба, модель Солнечной системы, глобус, фотографии планет .
Практические работы
№ 3 Наблюдение звездного
неба.\
Тема 3.Земля (18 часов)
Представления
людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.
Гипотезы о
возникновении Земли (Ж.Бюффон, Кант, Джинс, Шмидт). Современные взгляды на
возникновение Земли и Солнечной системы.
Внутреннее
строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и
океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные
явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.
Вещества в
окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и
сложные вещества, смеси.
Многообразие
явлений природы. Физические и химические явления. Различные физические явления
(механические, тепловые, световые, электрические) и их использование в
повседневной жизни. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение,
гниение).
Суша планеты.
Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера.
Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над
сушей и водной поверхностью. Погода, погодные явления. основные характеристики
погоды. Ветер. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.
Гидросфера,
ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги.
Подземные воды. Уникальность планеты Земля.
Планета Земля
как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной
системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.
Демонстрации:
примеры простых и сложных веществ, смесей, опыты, демонстрирующие горение
веществ, примеры различных физических явлений (механических, тепловых,
световых).
Практические
работы:
№ 4. Описание и
сравнение признаков веществ.
№ 5. Опыты по
изучению нескольких физических явлений.
№ 6. Наблюдение явлений
превращения веществ.
№ 7. Наблюдение
погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка
влияния погодных условий на самочувствие людей.
Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)
Развитие жизни
на Земле: жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет
древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.
Клеточное
строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки.
Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов.
Половые клетки. Оплодотворение.
Разнообразие
живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы,
беспозвоночные и позвоночные животные.
Наземно-воздушная,
водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к
среде обитания.
Растения и
животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой
природы каждого материка).
Природные зоны
Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые
равнины-степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.
Жизнь в морях и
океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество
кораллового рифа, глубоководное сообщество.
Практические
работы:
№ 8. Определение
наиболее распространенных растений и животных (в т.ч. редких и охраняемых) с
использованием различных источников информации.
№ 9. Примеры
приспособлений растений к разным способам размножения и животных к жизни в
разных средах .
№ 10. Исследование
влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.
Тема 5. Человек на Земле (16 часов)
Научные
представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и
австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный
(неандерталец, кроманьонец, современный человек).
Страницы
истории географических открытий. Географические представления древнегреческих
ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники-
первооткрыватели далеких земель.
Изменения в
природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра,
парниковый эффект, радиоактивные отходы.
Разнообразие
живых организмов и причины его сокращения. Биологическое разнообразие, его
обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с
опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического
разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от
всех видов загрязнений.
Комфортные
экологические условия жизнедеятельности человека.
Здоровье человека и
безопасность жизни.
Взаимосвязь
здоровья и образа жизни.
Вредные
привычки и их профилактика. Среда обитания человека.
Правила
поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном
ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми
растениями). Простейшие способы оказания первой помощи.
Демонстрации:
ядовитые растения и опасные животные нашей местности.
Практические
работы:
№ 11. Знакомство с
экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.
№ 12. Измерение
своего роста и массы тела.
№ 13. Овладение
простейшими способами оказания первой доврачебной помощи (при кровотечениях и
травмах)
№ 14 Ориентирование
на местности, определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды
и местных признаков.
6. Резерв ( 5 часов)
Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.
В результате
изучения природоведения ученик должен:
знать/ понимать :
- многообразие тел,
веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы
изучения природы;
- строение живой
клетки (главные части);
- царства живой
природы (перечислять, приводить примеры представителей);
- среды обитания
организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко
характеризовать);
- природные
сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);
- изменения в
природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);
- важнейшие
экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);
- основные
характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы
своей местности и пути их решения;
Уметь
- узнавать наиболее
распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и
охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием
атласа-определителя;
- приводить примеры
физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений к различным способам
размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в
окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели
положения Солнца и Земли в Солнечной системе;
- находить несколько
созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;
- описывать
собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и
полученные результаты;
- сравнивать
природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;
- описывать по
предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;
- использовать
дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;
- находить значение
указанных терминов в справочной литературе;
- кратко
пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера, выделять
его главную мысль;
- использовать
изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных
сообщениях;
- пользоваться
приборами для измерения изученных физических величин;
- следовать правилам
безопасности при проведении практических работ;
Использовать
приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни
для:
- определения сторон
горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;
- измерения роста,
температуры, массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными
нормами;
- определения
наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и
опасных животных, следования нормам экологического и безопасного поведения в
природной среде;
- составления
простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими
культурными растениями, домашними животными;
- оказания первой
помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.
Программное и учебно-методическое оснащение
УМК
обучающихся
|
УМК
учителя
|
учебник
А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение
5 класс», «Дрофа»
Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина
«Природоведение 5 класс»
|
1. Биологические
карты, М.Дрофа, 2005
2. Биологические
лабиринты, М.Дрофа, 2005
3. В.Н.Кириленко
«Методическое пособие к учебнику Плешакова Природоведение 5 класс», М.Дрофа,
2008
4. А.Н.Томилин
«Занимательно об астрономии», М. Просвещение, 2009
5. Е.Н.Демьянков
«Познавательные задачи по биологии и природоведению», Орел, 2003
6. С. Авдеева
«Природоведение 5 класс», Школа-Пресс, 2001
7. Н.И.Павленко
«Естествознание 5-6 конкурсы, викторины, творческие задания», Школьная
пресса, 2005
8. Цыбасова
«Биология 5 класс. Олимпиады», Волгоград, 2010
9. Мультимедийное
приложение к учебнику (CD диск), М.Дрофа, 2011
10 Презентации к
урокам
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.