Главная / Биология / Рабочая программа по природоведению ( 5 класс)

Рабочая программа по природоведению ( 5 класс)

Пояснительная записка.


В основу рабочей программы по природоведению положено:

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089)

- Примерная программа основного общего образования по природоведению («Сборник нормативных документов. Природоведение. Примерные программы.»М.:Дрофа, 2008)

- Авторская программа основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина («Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.» М., Дрофа, 2007).

Программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год), что соответствует учебному плану школы на 2014-2015 учебный год.

Учебный курс природоведения преподается в 5 классе.

Цели и задачи изучения природоведения в 5 классе:

1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;


2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;


3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;


5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; безопасного поведения в природной среде; оказания простейших видов первой медицинской помощи.


Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

Форма обучения - классно-урочная, также используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий.

Методы обучения – словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации), практические (выполнение практических работ), самостоятельные работы со справочной литературой (обычной и электронной).

Технологии обучения – дифференцированное, проблемное, групповое, игровое.

Формы мониторинга знаний – фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые работы, самостоятельные работы, творческие задания (защита проектов, доклады, презентации).

Для проведения уроков используются средства ИКТ, в т.ч. мультимедийное приложение к учебнику.

Для реализации программы используется учебник А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»






























Учебно-тематический план


п/п

Тема

Количество часов

В том числе

практические работы



1

Изучение природы


3

1, № 2


2

Вселенная


14

3


3

Земля

18

4, №5, №6, № 7


4

Жизнь на Земле


14

8,9,10


5

Человек на Земле


16

11, 12, 13, 14


6

Резерв

5




Итого

70

14



























Основное содержание программы.


Тема 1. Изучение природы (3 часа)


Изучение природы человеком. Естественные науки (астрономия, физика, химия, геология, физическая география, биология, экология). Методы изучения природы: наблюдение, эксперимент(опыт), измерение, их взаимосвязь при изучении объектов и явлений природы. Оборудование для научных исследований (лабораторное оборудование, увеличительные приборы, измерительные приборы). Вклад великих естествоиспытателей в развитие науки.

Практические работы

1. Конструирование моделей, простейших измерительных приборов и установок для наблюдений и опытов.

2. Проведение наблюдений, опытов и измерений. Измерение длины, температуры, массы, времени.


Тема 2.Вселенная (14 часов)


Представления о Вселенной у древних индийцев, шумеров, греков. Взгляды Пифагора на форму Земли. Модель Вселенной по Аристотелю. Модель Вселенной по Птолемею.

История вытеснения Земли из центра Вселенной. Взгляды на Вселенную в раннем средневековье. Географические открытия XIV-XVII вв. и их влияние на развитие астрономии. Система мира по Копернику.

Роль Дж.Бруно и Г.Галилея в развитии и пропаганде учения Н. Коперника.

Солнечная система, ее состав. Строение Солнечной системы.Планеты земной группы. Планеты-гиганты. Плутон. Спутники планет. Астероиды. Кометы. Метеоры. Метеориты. Звезды. Звездное небо. Многообразие звезд. Созвездия. Солнце как ближайшая к нам звезда.

История покорения Вселенной, конструкторы космических аппаратов, космонавты.

Демонстрации: карта звездного неба, модель Солнечной системы, глобус, фотографии планет .

Практические работы

3 Наблюдение звездного неба.\


Тема 3.Земля (18 часов)

Представления людей о возникновении Земли. Гипотеза – научное предположение.

Гипотезы о возникновении Земли (Ж.Бюффон, Кант, Джинс, Шмидт). Современные взгляды на возникновение Земли и Солнечной системы.

Внутреннее строение Земли: ядро, мантия. Земная кора. Различие по толщине материковой и океанической коры. Горные породы. Минералы, полезные ископаемые. Природные явления: землетрясения, извержения вулканов, гейзеры.

Вещества в окружающем мире и их использование человеком. Примеры веществ, простые и сложные вещества, смеси.

Многообразие явлений природы. Физические и химические явления. Различные физические явления (механические, тепловые, световые, электрические) и их использование в повседневной жизни. Примеры превращения веществ в окружающем мире (горение, гниение).

Суша планеты. Материки, острова. Характеристика природных условий материков. Атмосфера. Состав воздуха. Облака, типы облаков. Нагревание и охлаждение воздуха над сушей и водной поверхностью. Погода, погодные явления. основные характеристики погоды. Ветер. Влияние погоды на состояние живых организмов, здоровье людей.

Гидросфера, ее части. Водяной пар в воздухе. Соленость воды. Воды суши. Ледники. Айсберги. Подземные воды. Уникальность планеты Земля.

Планета Земля как среда обитания живых организмов. Особенности расположения Земли в Солнечной системе, ее вращение, строение, обеспечивающие возможность жизни на планете.

Демонстрации: примеры простых и сложных веществ, смесей, опыты, демонстрирующие горение веществ, примеры различных физических явлений (механических, тепловых, световых).

Практические работы:

4. Описание и сравнение признаков веществ.

5. Опыты по изучению нескольких физических явлений.

6. Наблюдение явлений превращения веществ.

7. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направление скорости ветра. Оценка влияния погодных условий на самочувствие людей.


Тема 4. Жизнь на Земле (14 часов)


Развитие жизни на Земле: жизнь в древнем океане, леса каменноугольного периода, расцвет древних пресмыкающихся, птицы и звери прошлого.

Клеточное строение организмов. Оболочка, цитоплазма и ядро – главные части клетки. Деление клеток. Разнообразие клеток растительного и животного организмов. Половые клетки. Оплодотворение.

Разнообразие живого. Царства живой природы. Одноклеточные и многоклеточные организмы, беспозвоночные и позвоночные животные.

Наземно-воздушная, водная и почвенная среда обитания организмов. Приспособленность организмов к среде обитания.

Растения и животные разных материков (знакомство с отдельными представителями живой природы каждого материка).

Природные зоны Земли: тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, травянистые равнины-степи и саванны, пустыни, влажный тропический лес.

Жизнь в морях и океанах. Сообщества поверхности и толщи воды, донное сообщество, сообщество кораллового рифа, глубоководное сообщество.

Практические работы:

8. Определение наиболее распространенных растений и животных (в т.ч. редких и охраняемых) с использованием различных источников информации.

9. Примеры приспособлений растений к разным способам размножения и животных к жизни в разных средах .

10. Исследование влияния температуры, света и влажности на прорастание семян.

Тема 5. Человек на Земле (16 часов)

Научные представления о происхождении человека. Древние предки человека: дриопитеки и австралопитеки. Человек умелый. Человек прямоходящий. Человек разумный (неандерталец, кроманьонец, современный человек).

Страницы истории географических открытий. Географические представления древнегреческих ученых. Открытие Америки, Австралии, Антарктиды. Великие путешественники- первооткрыватели далеких земель.

Изменения в природе, вызванные деятельностью человека. Кислотные дожди, озоновая дыра, парниковый эффект, радиоактивные отходы.

Разнообразие живых организмов и причины его сокращения. Биологическое разнообразие, его обеднение и пути сохранения. Опустынивание и его причины, борьба с опустыниванием. Важнейшие экологические проблемы: сохранение биологического разнообразия, борьба с уничтожением лесов и опустыниванием, защита планеты от всех видов загрязнений.

Комфортные экологические условия жизнедеятельности человека.

Здоровье человека и безопасность жизни.

Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Вредные привычки и их профилактика. Среда обитания человека.

Правила поведения человека в опасных ситуациях природного происхождения (при сильном ветре, во время грозы, под градом, при встрече с опасными животными, ядовитыми растениями). Простейшие способы оказания первой помощи.

Демонстрации: ядовитые растения и опасные животные нашей местности.

Практические работы:

11. Знакомство с экологическими проблемами местности и доступными путями их решения.

12. Измерение своего роста и массы тела.

13. Овладение простейшими способами оказания первой доврачебной помощи (при кровотечениях и травмах)

14 Ориентирование на местности, определение сторон горизонта при помощи компаса, Полярной звезды и местных признаков.


6. Резерв ( 5 часов)


Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.


В результате изучения природоведения ученик должен:

знать/ понимать :

- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы;

- строение живой клетки (главные части);

- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;


Уметь

- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека;

- указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера, выделять его главную мысль;

- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях;

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ;


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

- измерения роста, температуры, массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных, следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

































Программное и учебно-методическое оснащение



УМК

обучающихся


УМК

учителя


учебник

А.А.Плешаков, Н.И.Сонин «Природоведение

5 класс», «Дрофа»

Рабочая тетрадь к учебнику А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение 5 класс»























1. Биологические карты, М.Дрофа, 2005

2. Биологические лабиринты, М.Дрофа, 2005

3. В.Н.Кириленко «Методическое пособие к учебнику Плешакова Природоведение 5 класс», М.Дрофа, 2008

4. А.Н.Томилин «Занимательно об астрономии», М. Просвещение, 2009

5. Е.Н.Демьянков «Познавательные задачи по биологии и природоведению», Орел, 2003

6. С. Авдеева «Природоведение 5 класс», Школа-Пресс, 2001

7. Н.И.Павленко «Естествознание 5-6 конкурсы, викторины, творческие задания», Школьная пресса, 2005

8. Цыбасова «Биология 5 класс. Олимпиады», Волгоград, 2010

9. Мультимедийное приложение к учебнику (CD диск), М.Дрофа, 2011

10 Презентации к урокам









Рабочая программа по природоведению ( 5 класс)
  • Биология
Описание:

В основу рабочей  программы по природоведению положено:

- Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования (приказ Минобразования России от 5 марта 2004 г. № 1089)

- Примерная программа основного общего образования по природоведению («Сборник нормативных документов. Природоведение. Примерные программы.»М.:Дрофа, 2008)

-  Авторская программа основного общего образования по природоведению А.А.Плешакова, Н.И.Сонина («Программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6-11 классы.» М., Дрофа, 2007).     

       Программа рассчитана на 2 часа в неделю (70 часов в год), что соответствует учебному плану школы на 2014-2015 учебный год.

      Учебный курс природоведения преподается в 5 классе.

      Цели  и задачи изучения природоведения в 5 классе:

1. освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

 

2. овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

 

3. развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

 

4. воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

 

5. применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни; безопасного поведения в природной среде; оказания простейших видов первой медицинской помощи.

 

            Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

          В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

       Форма обучения -  классно-урочная, также используется система консультационной поддержки, индивидуальных занятий.

        Методы обучения – словесные (рассказ, беседа), наглядные (иллюстрации, демонстрации), практические (выполнение практических работ), самостоятельные работы со справочной литературой (обычной и электронной).

       Технологии обучения – дифференцированное, проблемное, групповое, игровое.

        Формы мониторинга знаний – фронтальный и индивидуальный опрос, тестовые работы, самостоятельные работы, творческие задания (защита проектов, доклады, презентации).

        Для проведения уроков используются  средства ИКТ, в т.ч. мультимедийное приложение к учебнику.

       Для реализации программы используется учебник А.А.Плешакова, Н.И.Сонина «Природоведение. 5 класс»

 

 

 

 

Автор Миненкова Татьяна Петровна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 391
Номер материала 42776
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓