Главная / Биология / Рабочая программа по природоведению 5 класс В.М. Пакулова

Рабочая программа по природоведению 5 класс В.М. Пакулова





Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 114




Утверждена

Приказом директора МБОУ СОШ №114

От «___» ________ 2014 г. № ___

Согласована

Председатель ШМО Кочеткова Л.В.

Протокол от 02.09.2014г № 1.





Рабочая программа

по предмету «Природоведение»

для обучающихся 5 класса

на 2014-2015 учебный год










Разработана учителем

биологии Сизовой Е.Б.











г. Нижнего Новгорода

2014


  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


      Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой  и обеспечивает преподавание природоведения в школе в соответствии с лицензией на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы.

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.


Цели и задачи изучения предмета


  • Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • Овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.



В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим разделам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, разработку экологических проектов и т.д.








Место предмета в базисном учебном плане

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часа для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часов в неделю.


Срок реализации

Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу. Всего: 68 учебных часов в год.

Данная программа предназначена для учащихся 5 класса МБОУ средней общеобразовательной школы № 114.


Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
































Календарно – тематический план



Тема

Кол-во часов

№ урока и его тема

Лабораторные

и практические

работы

Дом. задание

Дата

план/факт

Введение.


2ч.

1.Введение.

Человек и природа.


с.3-6


02.09

2.Как изучают природу.


с.7-10

04.09


Тема 1.

«Вселенная».



























6ч.

3. (1) Вселенная. Звезды на небе. Созвездия.


Лабораторная работа № 1.

« Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария»

1

09.09

4. (2). Земля – наш дом

Лабораторная работа № 2.

« Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий»

2

11.09

5. (3). Оболочки Земли.



3

16.09

6. (4). Луна – естественный спутник Земли.



4

18.09

7. (5). Солнце. Солнечная система.



5

23.09


8. (6). Практическое занятие

Практическая работа №1.

«Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков».


повторение

25.09


Тема 2.

«Строение и свойства вещества».


































11ч.

9. (1). Тела и вещества.



6

30.09

10. (2). Свойства твердых тел, жидкостей и газов.


7

02.09

11. (3). Урок – лабораторная.

Лабораторная работа № 3. «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

доделать л.р.

07.10

12. (4). Вещества и смеси.



8

09.10

13. (5). Молекулы. Атомы. Элементы.


9

14.10

14 (6). Движение частиц вещества.


10

16.10

15. (7). Взаимодействие частиц.


11

21.10

16. (8). Разнообразие веществ.


12

23.10

17. (9). Физические явления: электрические, механические, тепловые, световые.


13


28.10

18. (10). Химические явления. Химические реакции. Горение.


14

30.10

19. (11). Окисление.



15

11.11

Тема 3.

«Воздух».















5ч.

20.(1). Воздух – смесь газов.



16

13.11

21.(2). Свойства воздуха.


17

18.11

22. (3). Вес воздуха и атмосферное давление.



18

20.11

23. (4). Изменение давления воздуха с высотой.



19

25.11

24.(5).Погода и её предсказание.

Практическая работа №2.

« Описание погоды за месяц»


20

27.11


Тема 4.

«Вода»


















5ч.

25. (1). Три состояния воды.


21

02.12

26. (2). Тепловое расширение воды.


22

04.12

27. (3). Вода - растворитель. Работа воды в природе.



23

09.12

28.(4). Значение воды в природе. Использование воды человеком.


Подготовка к к.р.№1

11.12

29.(5) Контрольная работа № 1. «Вода. Воздух».



16.12

Тема 5.

«Горные породы».


5ч.

30. (1). Внутреннее строение Земли. Горные породы.


24

18.12





31.(2). Урок – лабораторная.

Лабораторная работа № 4. «Описание минералов и горных пород и определение их свойств».

повторение

13.12

32. (3). Разрушение горных пород.


25

25.12

33. (4). Полезные ископаемые. Металлы.


26

13.01

34.(5). Урок – лабораторная.

Лабораторная работа № 5.

«Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».


повторение

15.01


Тема 6.

«Почва».











5ч.

35.(1).Образование почв и их разнообразие.


27

20.01

36.(2). Состав и свойства почвы.



28

22.01

37.(3).Уход за почвой.


29

27.01

38.(4). Влияние растений на почву.


30

29.01

39. (5). Разрушение почв.


31

03.02

Тема 7.

«Организмы»











4ч.

40. (1). Организм и его свойства.


32

05.02

41. (2). Среда обитания организмов.



33

10.02

42.(3).Увеличительные приборы.



34

12.02

43. (4). Строение организмов.



35

17.02

Тема 8.

«Растения»


































6ч.

44.(1). Признаки растений.



36

19.02

45. (2). Разнообразие растительного мира.


37

24.02

46. (3). Строение цветковых растений.


Лабораторная работа № 6. «Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах».

38


26.02

47. (4). Места обитания дикорастущих растений. «Зелёная аптека».


39

03.03

48. (5). Красная книга растений.

Лабораторная работа № 7. «Определение названий растений с помощью атласа-определителя».

40

05.03

49. (6). Многообразие культурных растений.


41

Л.р. № 8.

«Постановка опытов

по выявлению

влияния температуры, воздуха и влажности

на прорастание

семян культурных растений».(выполняется в течении 2-3 недель)

10.03


Тема 9.

«Грибы».










2ч.

50. (1). Разнообразие грибов. Шляпочные грибы.


42, 43


12.03

51. (2). Урок-лабораторная.

Лабораторная работа № 9. «Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов».



17.03

Тема 10.

«Животные – братья наши меньшие».
















3ч.

52.(1). Признаки животных.




44

19.03

53. (2). Условия жизни и многообразие диких животных.


45

02.04

54. (3). Значение диких животных и их охрана.

Лабораторная работа № 10.

«Узнавание различных видов животных своей местности с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей».

46

07.04

Тема 11.

«Ваши любимые растения и животные».








5ч.

55. (1). Домашние животные.



47

Подготовить рассказ о домашнем питомце.

09.04

56. (2).Живые организмы и уход за ними.

Лабораторная работа № 11. «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными».


14.04

57.(3). Связи неживого и живого.


48

16.04

58.(4). Охрана природы. Правила поведения в природе.


Повтор,

подготовка к к.р.№2

21.04

59.(5).Контрольная работа № 2. «Живые организмы».




23.04

Тема 12.

«Человек, его здоровье и

безопасность жизни».

6ч.

60. (1). Человек и окружающая среда.



49

28.04

61.(2). Урок-лабораторная

Лабораторная работа № 12.

«Определение показателей развития своего организма».



30.04

62. (3). Как беречь своё здоровье и жизнь.



50

05.05

63.(4).Урок-лабораторная.

Лабораторная работа № 13. «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах».

повторение

07.05

64.(5). Правила поведения в опасных природных ситуациях.


обобщение

12.05

65.(6).Вредные привычки и их предупреждение.


51

14.05



Резерв-3 часа











Содержание изучаемого курса


Тема

Количество  часов

В  том  числе

лабораторных  и  практических  работ

контрольных  работ

1

Введение

2



2

Вселенная

6

3


3

Строение и свойства вещества

11

1


4

Воздух

5

1


5

Вода

5


1

6

Горные породы

5

2


7

Почва

5



8

Организмы

4



9

Растения

6

3


10

Грибы

2

1


11

Животные

3

1


12

Ваши любимые растения и животные

5

1

1

13

Человек. Его здоровье и безопасность жизни

6

2


14

Резерв

3




Итого

68

15

2















СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

Введение

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

Тема № 1 Вселенная

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторная работа

№ 1 Определение на звездной карте созвездий Северного полушария

№ 2 Определение на глобусе (карте полушарий) экватора, полюсов, полушарий.

Практическая работа №1.

«Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков».




Тема № 2 Строение и свойства вещества

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа

№ 3 Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.

Тема № 3 Воздух

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Образование 96лаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.

Практическая работа №2.

« Описание погоды за месяц»



Тема № 4 Вода

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании. Вода — растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Тема № 5 Горные породы

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород. Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр. Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.

Лабораторная работа

№ 4 Описание минералов и горных пород, определение их свойств.

№ 5Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами.

Тема № 6 Почва

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы. Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения. Эрозия почв, ее виды. Охрана почв. Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.

Тема № 7 Организмы

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания. Экология — наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания. Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами. Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов. Причины сокращения организмов. Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала. Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Тема № 8 Растения

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые растения, их органы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги. Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека. 

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторная работа

№ 6 Распознавание органов цветковых растений на живых и гербарных образцах.

№ 7 Определение названия растений с помощью атласа определителя.



8 Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений».(выполняется в течении 2-3 недель)




Тема № 9 Грибы

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе. Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа

№ 9 Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.

Тема № 10 Животные

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние. Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания. Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных. Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни. Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных. Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа

№  10 Узнавание различных видов животных своей местности с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

Тема № 11 Ваши любимые растения и животные

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных. Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Лабораторная работа

№ 11 Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными

Тема № 12 Человек. Его здоровье и безопасность жизни.

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.). Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физической нагрузки.

Лабораторная работа

№ 12 Определение показателей развития своего организма.

№ 13 Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.















Требования к уровню подготовки учащихся


  • Учащиеся должны знать/понимать

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях, отдельных методах изучения природы;

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

  • Учащиеся должны уметь:

  • узнавать наиболее распространенные  растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.













Критерии оценки учебной деятельности по биологии


Критерии и нормы устного ответа по биологии



Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объема программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщать, выводы. Устанавливает межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, четко, связно, обоснованно и безошибочно излагает учебный материал: дает ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делает собственные выводы; формирует точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторяет дословно текст учебника; излагает материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использует наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применяет систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использует для доказательства выводы из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочета, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.


Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Дает полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочеты при воспроизведении изученного материала, определения понятий, неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применяет полученные знания на практике в видоизмененной ситуации, соблюдает основные правила культуры устной и письменной речи, использует научные термины.

  3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточниками (правильно ориентируется, но работает медленно). Допускает негрубые нарушения правил оформления письменных работ.







Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала; материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно.

  2. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  3. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие; не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении.

  4. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий.

  5. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте.

  6. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну - две грубые ошибки.


Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала; не делает выводов и обобщений.

  2. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов или имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу.

  3. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

  4. Не может ответить ни на один их поставленных вопросов.

  5. Полностью не усвоил материал.



Оценка выполнения практических (лабораторных) работ по биологии:



Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта и выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений.

  2. Самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью.

  3. Научно грамотно, логично описал наблюдения и сформировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы.

  4. Правильно выполнил анализ погрешностей (9-11 классы).

  5. Проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).

  6. Эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.




Оценка «4» ставится, если ученик выполнил требования к оценке «5», но:

  1. Опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений.

  2. Было допущено два – три недочета или более одной грубой ошибки и одного недочета.

  3. Эксперимент проведен не полностью или в описании наблюдений из опыта ученик допустил неточности, выводы сделал неполные.


Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы.

  2. Подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений опыта были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов.

  3. Опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчете были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей (9-11 классы);

  4. Допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.


Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Не определил самостоятельно цель опыта: выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.

  2. Опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно.

  3. В ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке «3».

  4. Допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.



Оценка умений проводить наблюдения по биологии



Оценка «5» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

  2. Выделил существенные признаки у наблюдаемого объекта (процесса).

  3. Логично, научно грамотно оформил результаты наблюдений и выводы.


Оценка «4» ставится, если ученик:

  1. Правильно по заданию учителя провел наблюдение.

  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) назвал второстепенное.

  3. Допустил небрежность в оформлении наблюдений и выводов.


Оценка «3» ставится, если ученик:

  1. Допустил неточности и 1-2 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

  2. При выделении существенных признаков у наблюдаемого объекта (процесса) выделил лишь некоторые.

  3. Допустил 1-2 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.


Оценка «2» ставится, если ученик:

  1. Допустил 3-4 ошибки в проведении наблюдений по заданию учителя.

  2. Неправильно выделил признаки наблюдаемого объекта (процесса).

  3. Допустил 3-4 ошибки в оформлении наблюдений и выводов.

4. Не владеет умением проводить наблюдение.







































Перечень учебно-методического обеспечения


  1. Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М.,

Школа-Пресс, 2001.

  1. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М:

Дрофа, 2003.

3. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

4. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

5. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

6. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие

для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

7. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические карты. - М.: Дрофа, 2005.

8. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.

9. Ермаков Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы. М., Школьная пресса, 2002.

10. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

11. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е., Нравственно-экологическое воспитание школьников М., 5 за знания, 2007.

12. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

13. Пакулова В.М. Природоведение. Природа. Неживая и живая, 5 класс: учебник для оющеобразовательных учреждений / В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. – 4-е изд., стреотип. – М. : Дрофа,2010.

14. Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2009.

15. Парфилова Л.Д. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой
«Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

16. Планета – наш дом. Учебник –хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 1995.






22


Рабочая программа по природоведению 5 класс В.М. Пакулова
  • Биология
Описание:

Рабочая программа составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования,  программы для общеобразовательных учреждений  биология 5 – 11 классы В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой  и обеспечивает преподавание природоведения в школе в соответствии с лицензией на базовом уровне. Рабочая программа рассчитана на 68 учебных часов (2 часа в неделю), что определено инвариантной частью учебного плана школы.

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

 

 

Автор Сизова Елена Борисовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 1308
Номер материала 46586
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓