Рабочая
программа по природоведению
5
класс
(2
часа в неделю, 70 часов за год)
(Базовый
уровень)
1.
Пояснительная записка.
Программа
составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного
образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по
природоведению, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту
учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.-сост. Г.М.Пальдяева –
М.:Дрофа, 2009, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями,
не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Курс природоведения в
5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является
пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии,
физической географии в основной школе.
В 5 классе учащиеся получают
достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как
самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа
отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые
знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических,
химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о
клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях
жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и
животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной
деятельности. Изложенный в программе материал соответствует трем основным
содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению
- «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы»,
«Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим
темам.
Кроме системы знаний о природе,
программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных
умений и навыков, направленных на работу с различными литературными
источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов,
измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.
Федеральный базисный учебный план
для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для
обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2
учебных часа в неделю.
В рамках преподавания курса
природоведения его структура несколько отличается от авторской:
-число часов отведённых на изучение
темы «Строение и свойства вещества» уменьшено с 11 до 10;
- число часов отведённых на изучение
темы «Воздух» увеличено с 6 до 9;
- число часов отведённых на изучение
темы «Вода» увеличено с 3 до 6;
- число часов отведённых на изучение
темы «Горные породы» увеличено с 3 до 4;
- число часов отведённых на изучение
темы «Растения» уменьшено с 7 до 6;
- число часов отведённых на изучение
темы «Человек, его здоровье и безопасность жизни» увеличено с 3 до 8;
- разделы «Ваши любимые растения и
животные» и «Природа едина» объединены.
Уменьшение часов по некоторым темам
связано с тем, что вопросы рассматриваемые в них, более подробно изучаются в
рамках авторского курса в старших классах.
Приоритетной является практическая
деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету
природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и
преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических
навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации:
энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой,
ресурсами Internet и др.
2.
Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.
1.
Закон РФ от 10 июля 1992 года
№3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".
-
Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009),
утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.
- Санитарно-эпидемиологические
правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных
учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года,
регистрационный номер 19993.
- Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных
учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).
- Федеральный компонент государственного стандарта общего
образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего
образования по природоведению.
Федеральный
перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в
общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Примерные программы
по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными
стандартами 2004 г.
3. Цели
изучения курса.
Изучение природоведения в 5 классе
направлено на достижение следующих целей:
- освоение знаний о многообразии
объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об
изменениях природной среды под воздействием человека;
- овладение начальными
естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать
их результаты, формулировать выводы;
- развитие интереса к изучению
природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения
познавательных задач;
- воспитание положительного
эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в
окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать
здоровый образ жизни;
- применение
полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни,
безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой
медицинской помощи.
4. Перечень
лабораторных работ.
№
|
Тема.
|
1.
|
Лабораторная
работа №1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария».
|
2.
|
Лабораторная
работа №2 «Работа с глобусом и картой».
|
3.
|
Лаб. работа № 3 «Определение физических
свойств твердых, жидких и газообразных тел».
|
4.
|
Лаб.
работа № 4 «Описание погоды за месяц и сезон».
|
5.
|
Лаб.
работа № 5 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств».
|
6.
|
Лаб. работа № 6 «Распознавание органов
цветкового растения».
|
7.
|
Лаб.
работа №7 «Условия прорастания семян».
|
8.
|
Лаб.
работа №8 «Определение названий растений».
|
9.
|
Лаб.
работа № 9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов».
|
10.
|
Лаб.
работа №10 «Узнавание животных своей местности».
|
11.
|
Лаб.
работа №11 «Определение показателей развития своего организма».
|
12.
|
Лаб.
работа №12 «Первые помощь при ушибах».
|
13.
|
Лаб.
работа №13 «Первая помощь при растяжении связок».
|
14.
|
Лаб. работа №14 «Первая помощь при
различных видах кровотечений».
|
5. Перечень
экскурсий.
№
|
Тема.
|
1.
|
Экскурсия №1. Тема: «Природа живая и
неживая».
|
2.
|
Экскурсия №2 «Результаты работы текущих
вод и ветра».
|
3.
|
Экскурсия №3
«Разнообразие
организмов».
|
4.
|
Экскурсия №4 «Распознавание различных
видов растений Тул. области».
|
6.
Структура курса.
№
|
Модуль
(глава)
|
Кол-во
часов
|
1.
|
Введение.
|
2
|
2.
|
Вселенная.
|
5
|
3.
|
Строение и свойства вещества.
|
10
|
4.
|
Воздух.
|
9
|
5.
|
Вода.
|
6
|
6.
|
Горные породы.
|
4
|
7.
|
Почва.
|
4
|
8.
|
Организмы.
|
6
|
9.
|
Растения.
|
6
|
10.
|
Грибы.
|
2
|
11.
|
Животные. Любимые растения и животные.
Природа едина.
|
7
|
12.
|
Человек, его здоровье и безопасность жизни.
|
8
|
|
Резервное время.
|
1
|
|
Итого:
|
70
|
8.
Требования к уровню подготовки учащихся 5
класса.
В результате изучения
биологии в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:
- о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их
простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;
- cтроение живой клетки (главные части);
- царства живой природы (перечислять,
приводить примеры представителей);
- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли
(перечислять и кратко характеризовать);
- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить
примеры представителей);
-
изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне
представлений);
- важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко
характеризовать);
- основные характеристики погоды, факторы
здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их
решения.
уметь:
- узнавать наиболее распространенные растения и животных
своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия
растений и животных с использованием атласа-определителя;
- приводить примеры физических явлений, явлений
превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений
в окружающей среде под воздействием человека;
- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной
системе;
- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи
звездной карты;
- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель
(гипотезу), условия проведения и полученные результаты;
- сравнивать природные объекты не менее чем
по 3-4 признакам;
- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и
веществ;
- использовать дополнительные источники для
выполнения учебной задачи;
- находить значение указанных терминов в
справочной литературе;
- кратко пересказывать учебный текст
естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию;
выделять его главную мысль;
- использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно
подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);
- пользоваться приборами для измерения изученных физических
величин;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для:
- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды
и местных признаков;
- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей
своего развития с возрастными нормами;
- определения наиболее распространенных в данной
местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам
экологического и безопасного поведения в природной среде;
- составления простейших рекомендаций по содержанию и
уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними
животными;
- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных
травмах.
9.
Информационно – методическое обеспечение.
Основная
литература:
1.
Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа,
2010.
2.
Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая
тетрадь). - М.: Дрофа, 2013.
3. Пакулова В.М.,
Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.: Дрофа, 2004 (рабочая
тетрадь для учителя);
4. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по
природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа.
Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.
Дополнительная
литература и интернет - ресурсы:
1.
Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская
энциклопедия, 2003.
2. Верзилин Н.М. По следам
Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.
3. Волцит О.В., Черняховский
М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.
4. Запартович Б.Б., Криворучко
Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по
природоведению. М., Педагогика, 1978.
5. Новиков В.С., Губанов И.А.
Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.
6. Елькина А.М., Старцев П.Е.
Природоведение. 5 класс. Биологические карты. - М.: Дрофа, 2005.
7. Елькина А.М., Старцев П.Е.
Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.
8. estestvo-znanie.ru/
9. www. kursach.com/
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.