Главная / Биология / Рабочая программа по природоведению 5 класс. (В. В. Пасечник)

Рабочая программа по природоведению 5 класс. (В. В. Пасечник)

Рабочая программа по природоведению

5 класс

(2 часа в неделю, 70 часов за год)

(Базовый уровень)


1. Пояснительная записка.

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.-сост. Г.М.Пальдяева – М.:Дрофа, 2009, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности. Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению - «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

В рамках преподавания курса природоведения его структура несколько отличается от авторской:

-число часов отведённых на изучение темы «Строение и свойства вещества» уменьшено с 11 до 10;

- число часов отведённых на изучение темы «Воздух» увеличено с 6 до 9;

- число часов отведённых на изучение темы «Вода» увеличено с 3 до 6;

- число часов отведённых на изучение темы «Горные породы» увеличено с 3 до 4;

- число часов отведённых на изучение темы «Растения» уменьшено с 7 до 6;

- число часов отведённых на изучение темы «Человек, его здоровье и безопасность жизни» увеличено с 3 до 8;

- разделы «Ваши любимые растения и животные» и «Природа едина» объединены.

Уменьшение часов по некоторым темам связано с тем, что вопросы рассматриваемые в них, более подробно изучаются в рамках авторского курса в старших классах.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды. Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

2. Нормативные документы, обеспечивающие реализацию программы.


  1. Закон РФ от 10 июля 1992 года №3266-1 (ред. от 02.02.2011) "Об образовании".

  2. Типовое положение об общеобразовательном учреждении (ред. от 10.03.2009), утвержденное постановлением Правительства РФ от 19 марта 2001 года №196.

  3. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 19993.

  4. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ (Приказ МО РФ ОТ 09.03.2004 № 1312).

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования (Приказ МО РФ ОТ 05.03.2004 № 1089). Стандарт основного общего образования по природоведению.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2013/2014 учебный год. Примерные программы по биологии, разработанные в соответствии с государственными образовательными стандартами 2004 г.

3. Цели изучения курса.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

- освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

- овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

- развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

- воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

- применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

4. Перечень лабораторных работ.

Тема.


1.

Лабораторная работа №1 «Определение на звездной карте созвездий Северного полушария».

2.

Лабораторная работа №2 «Работа с глобусом и картой».

3.

Лаб. работа № 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

4.

Лаб. работа № 4 «Описание погоды за месяц и сезон».

5.

Лаб. работа № 5 «Описание минералов и горных пород, определение их свойств».

6.

Лаб. работа № 6 «Распознавание органов цветкового растения».

7.

Лаб. работа №7 «Условия прорастания семян».

8.

Лаб. работа №8 «Определение названий растений».

9.

Лаб. работа № 9 «Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

10.

Лаб. работа №10 «Узнавание животных своей местности».

11.

Лаб. работа №11 «Определение показателей развития своего организма».

12.

Лаб. работа №12 «Первые помощь при ушибах».

13.

Лаб. работа №13 «Первая помощь при растяжении связок».

14.

Лаб. работа №14 «Первая помощь при различных видах кровотечений».



5. Перечень экскурсий.



Тема.


1.

Экскурсия №1. Тема: «Природа живая и неживая».

2.

Экскурсия №2 «Результаты работы текущих вод и ветра».

3.

Экскурсия №3 «Разнообразие организмов».

4.

Экскурсия №4 «Распознавание различных видов растений Тул. области».



6. Структура курса.


Модуль (глава)


Кол-во часов

1.

Введение.

2

2.

Вселенная.

5

3.

Строение и свойства вещества.

10

4.

Воздух.

9

5.

Вода.

6

6.

Горные породы.

4

7.

Почва.

4

8.

Организмы.

6

9.

Растения.

6

10.

Грибы.

2

11.

Животные. Любимые растения и животные. Природа едина.

7

12.

Человек, его здоровье и безопасность жизни.

8


Резервное время.

1


Итого:

70



8. Требования к уровню подготовки учащихся 5 класса.

В результате изучения биологии в 5 классе учащиеся должны знать/понимать:

- о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

- cтроение живой клетки (главные части);

- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);

- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

- важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);

- основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.


уметь:



- узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

- приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

- указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

- находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

- описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

- использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

- использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

- измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

- определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

- составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

- оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.


9. Информационно – методическое обеспечение.


Основная литература:

1. Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2010.

  1. Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2013.

3. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.: Дрофа, 2004 (рабочая тетрадь для учителя);

4. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2005.

Дополнительная литература и интернет - ресурсы:

1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

3. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

4. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978.

5. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

6. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические карты. - М.: Дрофа, 2005.

7. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.

8. estestvo-znanie.ru/

9. www. kursach.com/







Рабочая программа по природоведению 5 класс. (В. В. Пасечник)
  • Биология
Описание:

Программа составлена в соответствии с федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта, примерной программы основного общего образования по природоведению, программы для общеобразовательных учреждений к комплекту учебников, созданных под руководством В.В.Пасечника/авт.-сост. Г.М.Пальдяева – М.:Дрофа, 2009, полностью отражающих содержание Примерной программы, с дополнениями, не превышающими требований к уровню подготовки учащихся. Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

 

  В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.       Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению - «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Автор Чурочкин Герман Викторович
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 720
Номер материала 31986
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓