Главная / Биология / Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа по природоведению 5 класс

МБОУ «Новомирская основная общеобразовательная школа»

«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

____________ Подгорная Е.А

«_____» ______________ 2014 г


«Утверждаю»

Директор МБОУ «НООШ»

____________ Селямин Г.М

Приказ№ ___________

«____» _____________ 2014г




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРИРОДОВЕДЕНИЮ

5 класс

Составила: учитель биологии

Животкевич Н.Н





2014-15 уч.год





Пояснительная записка

Общая характеристика предмета:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, М., «Дрофа» 2010г.

Согласно действующему базисному учебному плану 2014 года, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа. Неживая и живая 5 класс», М., «Дрофа» 2011г

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе. Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.      При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы.

            В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

           Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.

            В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Лабораторные работы».

            Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Цели и задачи курса:

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

Основные задачи курса:

  развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  формировать умения применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

В данной программе при составлении поурочного тематического планирования резервные часы были распределены следующим образом:

  • 1 час на тему: «Вода», для проведения экскурсии как целого урока.

  • 2 часа на тему: «Растения» для проведения Л/Р №9 как целого урока, так как она очень объемная и для ее выполнения необходимо много времени; и экскурсии как отдельного урока.

  • 2 часа на тему: «Человек, его здоровье и безопасность жизни», для проведения Л/р №15 как целого урока, так как для ее выполнения необходимо посещение кабинета «Здоровья» расположенного на территории школы; и для проведения заключительного урока.

  • 1 час затрачен на проведение итоговой контрольной работы.






Результаты изучения учебного предмета

В результате изучения предмета учащиеся должны:

Знать/понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений природы и их простейших классификациях; об отдельных методах изучения природы,

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности; определять названия растений и животных, используя атлас-определитель,

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, различных способов размножения растений; приспособлений животных и растений к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звёздной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


Личностные результаты:


  • развитие любознательности и формирование интереса к изучению природы методами естественных наук;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • воспитание ответственного отношения к природе, осознания необходимости защиты окружающей среды, стремления к здоровому образу жизни;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся,  мотивации  к изучению в дальнейшем различных естественных наук.


Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта.

  • Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели.

  • Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта).

  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно.

  • В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

  • Средством формирования регулятивных УУД служат технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  • Анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. Выявлять причины и следствия простых явлений.

  • Осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций; строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания).

  • Строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

  • Создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта.

  • Составлять тезисы, различные виды планов (простых, сложных и т.п.). Преобразовывать информацию  из одного вида в другой (таблицу в текст и пр.).

  • Вычитывать все уровни текстовой информации.

  • Уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать ее достоверность.

  • Средством формирования познавательных УУД служит учебный материал, и прежде всего продуктивные задания учебника.

Коммуникативные УУД:

  • Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.).


Предметные результаты:

1. - осознание роли жизни:

определять роль в природе различных групп организмов;

объяснять роль живых организмов в круговороте веществ экосистемы.

2. – рассмотрение биологических процессов в развитии:

приводить примеры приспособлений организмов к среде обитания и объяснять их значение;

находить черты, свидетельствующие об усложнении живых организмов по сравнению с предками, и давать им объяснение;

объяснять приспособления на разных стадиях жизненных циклов.

3. – использование биологических знаний в быту:

объяснять значение живых организмов в жизни и хозяйстве человека.

4. –  объяснять мир с точки зрения биологии:

перечислять отличительные свойства живого;

различать (по таблице) основные группы живых организмов (бактерии: безъядерные, ядерные: грибы, растения, животные) и основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

определять основные органы растений (части клетки);

объяснять строение и жизнедеятельность изученных групп живых организмов (бактерии, грибы, водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные и цветковые);

5. – понимать смысл биологических терминов;

характеризовать методы биологической науки (наблюдение, сравнение, эксперимент, измерение) и их роль в познании живой природы;

проводить биологические опыты и эксперименты и объяснять их результаты; пользоваться увеличительными приборами и иметь элементарные навыки приготовления и изучения препаратов.

6. – оценивать поведение человека с точки зрения здорового образа жизни:

использовать знания биологии при соблюдении правил повседневной гигиены;

различать съедобные и ядовитые грибы и растения своей местности.







Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений Российской Федерации отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5 классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

Программа предусматривает выполнение 15 лабораторных работ, 1 контрольную работу, 3 экскурсии.

Программа учитывает преемственность обучения, поэтому в ней отражены как те межпредметные связи, на которые опираются учащиеся при изучении природоведческого материала («Окружающий мир», чтение, ИЗО, ручной труд), так и те, которые формируются в процессе знакомства с данным курсом (чтение, русский язык, математика, домоводство, физическая культура, занимательный и профильный труд).

Образовательные технологии:

  • Проблемно – развивающее обучение.

  • Технология игрового обучения.

  • Исследовательская деятельность.

  • Технология проектирования.

  • Коллективный способ изучения.

Методы и формы работы:

Важными формами деятельности учащихся являются:

  • практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды;

  • развитие практических умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой для младшего подросткового возраста, ресурсами Internet и др.

В преподавании курса природоведения используются следующие формы работы с учащимися:

  • работа в малых группах (2-5 человек);

  • проектная работа;

  • подготовка сообщений/ рефератов;

  • исследовательская деятельность;

  • информационно-поисковая деятельность;

  • выполнение практических и лабораторных работ.

Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим и лабораторным работам; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Материально-техническое обеспечение

Коллекции

  1. Минеральные удобрения

  2. Полезные ископаемые

  3. Горные породы

  4. Гербарии растений

 Увеличительные приборы: микроскопы, лупы

Глобус, контурные карты, атласы

Компьютер, мультимедийный проектор, электронные презентации

Наборы таблиц по ботанике, зоологии и географии

Лабораторное оборудование

1. Химическая посуда

2.Наборы химических реактивов

3. Модели атомов

УМК:

  1. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс (учебник). М.:Дрофа, 2008 ;

  2. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс ( рабочая тетрадь).М.:Дрофа,2009;

  3. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2002 (рабочая тетрадь для учителя);

  4. Чередникова Г.В.,. Поурочное планирование по природоведению к учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой, В.: Учитель, 2005.

Дополнительная литература для учащихся:

1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

3. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

4. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

5. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978.

6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

7. Планета – наш дом. Учебник –хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 19995.

8. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.

9. Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. М., Просвещение, 1979




НОРМЫ И КРИТЕРИИ ОЦЕНИВАНИЯ


Оценивание устного ответа учащихся

Отметка "5" ставится в случае:
1. Знания, понимания, глубины усвоения обучающимся всего объёма программного материала.
2. Умения выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать межпредметные и внутрипредметные связи, творчески применяет полученные знания в незнакомой ситуации.
3. Отсутствие ошибок и недочётов при воспроизведении изученного материала, при устных ответах устранение отдельных неточностей с помощью дополнительных вопросов учителя, соблюдение культуры устной речи.
Отметка "4":
1. Знание всего изученного программного материала.
2. Умений выделять главные положения в изученном материале, на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи, применять полученные знания на практике.
3. Незначительные (негрубые) ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, соблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "3" (уровень представлений, сочетающихся с элементами научных понятий):
1. Знание и усвоение материала на уровне минимальных требований программы, затруднение при самостоятельном воспроизведении, необходимость незначительной помощи преподавателя.
2. Умение работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на видоизменённые вопросы.
3. Наличие грубой ошибки, нескольких негрубых при воспроизведении изученного материала, незначительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.
Отметка "2":
1. Знание и усвоение материала на уровне ниже минимальных требований программы, отдельные представления об изученном материале.
2. Отсутствие умений работать на уровне воспроизведения, затруднения при ответах на стандартные вопросы.
3. Наличие нескольких грубых ошибок, большого числа негрубых при воспроизведении изученного материала, значительное несоблюдение основных правил культуры устной речи.

Оценка выполнения практических (лабораторных) работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1) правильно определил цель опыта;
2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений;
3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью;
4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, графики, вычисления и сделал выводы;
5) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы).
7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но:
1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений;
2. или было допущено два-три недочета;
3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета,
4. или эксперимент проведен не полностью;
5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные.
Отметка "3" ставится, если ученик:
1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы;
2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов;
3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения;
4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов;
2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно;
3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3";
4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя.


Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Отметка "5" ставится, если ученик:
1. выполнил работу без ошибок и недочетов;
2) допустил не более одного недочета.
Отметка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
1. не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
2. или не более двух недочетов.
Отметка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 работы или допустил:
1. не более двух грубых ошибок;
2. или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
3. или не более двух-трех негрубых ошибок;
4. или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
5. или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Отметка "2" ставится, если ученик:
1. допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
2. или если правильно выполнил менее половины работы.






























ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ

Академические сроки обучения

Темы программы

Кол-во часов по программе

Л/р

К/р

Экскурсии

1 четверть

Введение

2




1 четверть

Вселенная

5

2



1-2 четверти

Строение и свойства вещества

11

1



2 четверть

Воздух

6

2



2 четверть

Вода

3+1



1

2-3 четверти

Горные породы

3

2



3 четверть

Почва

4+1


1


3 четверть

Организмы

6



1

3 четверть

Растения

7+2

3


1

3 четверть

Грибы

2

1



3четверть

Животные

5

1



3-4четверти

Ваши любимые растения и животные

3

1



4 четверть

Природа едина

2




4 четверть

Человек, его здоровье и безопасность жизни

3+2

2



4 четверть

Итоговый урок

1




4 четверть

Итоговая контрольная работа



1


Итого:


62+6 резервных

15

1

3



Поурочно тематическое планирование

Тема урока

Темы П/р и Л/Р и экскурсий

Часы

Д/З

Требования к уровню подготовки учащихся

Элементы обязательного минимума образования

Тип урока


Введение


2





1

Природа. Неживая и живая природа.


1

5-6

Знать о многообразии тел и их простейших классификациях.

Уметь приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека.


Взаимосвязь живой и неживой

природы

Изучение новой темы

2

Человек и природа. Зачем и как изучают природу.


1

7-10

Знать об отдельных методах изучения природы, экологических проблемах округа и путях их решения. Уметь пользоваться приборами и инструментами.

провести наблюдение, опыт, поставить эксперимент.


Разнообразие природы,

воздействие человека на

природу

Методы изучения природы.

Комбинированный урок


Вселенная


5





3

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.


1

п.1

Знать современное определение Вселенной.

иметь представление о шкале яркости звезд.

Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты.

Определять стороны горизонта по Полярной звезде.

Звѐзды, созвездия, Полярная

звезда; Большая Медведица и

Малая Медведица, яркость

звѐзд.

урок актуализации знаний и умений

4


Л/Р №1: «Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария».

1

Повторение п.1

Знать современное определение Вселенной.

иметь представление о шкале яркости звезд.

Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты.

Определять стороны горизонта по Полярной звезде.


Практический урок

5

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.

Л/Р№2: «Ориентирование на местности с помощью компоса, Полярной звезды и местных признаков».

1

п.2,3

Иметь представление об оси Земли, ее орбите.

Уметь характеризовать положение Земли в Солнечной системе, объяснять значение вращения земли вокруг своей оси и Солнца.


Ось Земли, Северное

полушарие, Южное полушарие,

орбита, экватор, високосный

год, суточное и годовое

движение Земли. Литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера. Луна – спутник Земли, кратеры,

лунные фазы

Урок изучения новой темы

6

Луна – спутник Земли . Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.


1

п.4

Знать строение Солнца как источника тепла и света.

Уметь характеризовать Солнце как звезду, ближайшую к Земле, описывать строение солнца, вести наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца.

Солнце – звезда, ближайшая к

Земле.


Комбинированный урок

7

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.


1

п.5

Знать положение планет в Солнечной системе, знать планеты земной группы.

давать определения терминам, перечислять планеты и тела солнечной системы

Уметь характеризовать Солнце как звезду, ближайшую к Земле, описывать строение солнечной системы, давать характеристику кометам, метеоритам, метеорам, вести наблюдения за изменением высоты полуденного Солнца.

Солнце – звезда, ближайшая к

Земле, Солнечная система,

планеты, кометы, метеоры,

метеориты.


Комбинированный урок


Строение и свойства вещества.


11





8

Тела и вещества.


1

п.6

Знать многообразие тел, веществ и их простейших классификациях.

Уметь приводить примеры физических явлений, превращений веществ, характеризовать и сравнивать различные тела(форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, приводить примеры тел, состоящих из разных веществ, делать выводы об агрегатных состояниях вещества.

Вещества, состояния веществ.

Твѐрдое вещество, жидкое и

газообразное. Свойства

веществ.

Комбинированный урок

9

Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообразных тел.


1

п.7

Знать многообразие тел, веществ и их простейших классификациях.

Уметь приводить примеры физических явлений, превращений веществ, характеризовать и сравнивать различные тела(форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, приводить примеры тел, состоящих из разных веществ, делать выводы об агрегатных состояниях вещества.

Строение твѐрдых тел,

жидкостей и газов.


Исследовательский урок

10


Л/Р№3: «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

1

Повторение п.7

Знать свойства твердых тел, жидкостей и газов.

Уметь характеризовать свойства твердых тел, жидкостей и газов, приводить примеры и демонстрировать упругость и пластичность.

Свойства твѐрдых тел,

жидкостей и газов.

Деформация, упругость,

пластичность.

Исследовательский урок

11

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.


1

п.8

Знать многообразие тел, веществ и их простейших классификациях Уметь характеризовать свойства веществ и смесей , делать выводы. Приводить примеры применения свойств веществ человеком.

Вещества, смеси.

Комбинированный урок

12

Молекулы.


1

п.9

Знать строение молекул некоторых веществ.

Уметь давать характеристику молекул, их атомов, химических элементов.

Молекулы, свойства молекул;

атомы; химические элементы и

химические знаки.

Комбинированный урок

13

Диффузия.


1

п.10

иметь представление о диффузии. Знать о различии диффузии в газах, жидкостях, твердых веществах.

Уметь приводить примеры физических явлений, превращений веществ, давать определения терминам

Движение молекул, диффузия в

газах, жидкостях, твѐрдых

телах. Скорость диффузии

Исследовательский урок

14

Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах.


1

п.11

иметь представление о взаимодействие молекул в твердых, жидких и газообразных телах. Уметь приводить примеры взаимодействия частиц.

Сила притяжения. Условия

притяжения.


Урок изучения новой темы

15

Разнообразие веществ.


1

п.12

Знать разнообразие веществ.

Уметь различать простые и сложные вещества, неорганические и органические вещества.

Физические явления в природе.

Исследовательский урок

16

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые).


1

п.13

Знать что такое явления природы и какие явления называются физическими.

Уметь давать характеристику физическим явлениям, приводить примеры физических явлений и их использования человеком.



17

Химические явления, химические реакции.


1

п.14,15

Знать о многообразии явлений природы.

Уметь давать характеристику химических явлений. Приводить примеры химических явлений и их использования человеком.

Химические явления природы.

Горение, его значение.

Топливо: твѐрдое, жидкое и

газообразное. Способы тушения горящих Окисление, медленное

окисление, дыхание.

Исследовательский урок

18.

Повторение 2 главы.


1

повторение

Знать многообразие явлений природы и их простейшую классификацию

Приводить примеры физических и химических явлений.

Уметь характеризовать и сравнивать различные тела(форма, цвет, размеры, состояние); соотносить между собой тело и вещество, приводить примеры тел, состоящих из разных веществ, Характеризовать свойства твердых тел, жидкостей и газов, приводить примеры и демонстрировать упругость и пластичность. Приводить примеры явлений, сравнивать физические и химические явления.

а) строение веществ: молекулы,

атомы, элементы;

б) разнообразие веществ:

простые, сложные,

органические, неорганические.

в) явления природы:

физические, химические.

повторение


Воздух


6





19

Свойства воздуха.


1

П.16

Знать состав воздуха. Знать об экологических проблемах области и путях их решения.

Уметь работать с различными источниками информации

Воздух занимает пространство;

воздух сжимаем и упруг;

использование свойств воздуха

человеком.

Изучение новой темы

20

Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.


1

П. 17

Знать физические и химические свойства воздуха и его значение в природе и жизни человека.

Уметь приводить примеры использования человеком свойств воздуха

Состав воздуха, примеси. Физические свойства.


Комбинированный урок

21

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.


1

П.18

Знать о весе воздуха и его изменениях с увеличением высоты;

о плотности воздуха, единицах измерения атмосферного давления, барометрах; о нагревании воздуха от поверхности Земли, о том, что воздух плохой проводник тепла и холода; о снеговой линии.



Уметь объяснять, что такое вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты, объёма, площади помещения;

описывать собственные наблюдения и приводить примеры

Вес воздуха, зависимость веса

воздуха от высоты. Давление

воздуха на окружающие

предметы со всех сторон. Атмосферное

давление, единица измерения

атмосферного давления,

барометр.

Комбинированный урок

22

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Измерение температуры воздуха с высотой.


1

П.19

Знать о нагревании воздуха от поверхности Земли, о том, что воздух плохой проводник тепла и холода; о снеговой линии.

Уметь описывать собственные наблюдения и приводить примеры.

Изменение плотности воздуха и температуры с

Высотой.


Изучение новой темы

23

Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Л/Р №4: «Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

1

конспект

Знать типы облаков; закономерности нагревания и охлаждения воздуха над сушей и водной поверхностью.

Уметь самостоятельно работать с различными источниками знаний.

Образование облаков, осадки и их виды. Ветер.

урок актуализации знаний и умений

24

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека. Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Л/Р №5: «Описание погоды за месяц и сезон».

1

П.20


Знать причины образования ветра, ураганов и смерчей и последствия их деятельности;

содержание понятий «погода», «климат»; влияние климата, погоды на состояние живых организмов, здоровье людей

Уметь извлекать нужную информацию из различных источников знаний; логически мыслить и оформлять результаты мыслительной операции в форме таблиц, схем;

самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию; логически мыслить: анализировать, сравнивать, обобщать.

Погода, признаки погоды своей

местности. Предсказание

погоды.

Просмотр фильма

урок актуализации знаний и умений


Вода.


3+1





25

Три состояния воды.


1

П.21

Знать молекулярный состав воды, три её состояния и физические свойства.

Уметь самостоятельно мыслить и делать выводы.

Иметь представление о свойствах твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении.

Уметь самостоятельно мыслить и делать выводы.

Жидкая вода – плохой

проводник тепла.

Теплопроводность, свойства

твѐрдой воды, туман, пар.

Изучение новой темы

26

Изменение объема воды при нагревании.



П.22

Знать молекулярный состав воды, три её состояния и физические свойства.

Уметь самостоятельно мыслить и делать выводы.

Иметь представление о свойствах твердых, жидких и газообразных тел при нагревании и охлаждении.

Уметь самостоятельно мыслить и делать выводы.

Жидкая вода – плохой

проводник тепла.

Теплопроводность, свойства

твѐрдой воды, туман, пар.

Изучение новой темы

27

Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды. вещества. Растворы в природе.


1

П.23

Иметь представления о растворимых и нерастворимых веществах, понятии раствора.

Уметь давать определение терминам

Раствор, взвесь; растворимые и

нерастворимые вещества,

растворы в природе; работа

воды в природе. Значение воды

и еѐ охрана.

Исследовательский урок

28


Э№1: «Результаты работы текущих вод и ветра».

1

повторение

Знать об экологических проблемах водных ресурсов и правилах охраны и сохранения водных ресурсов своей области.

Уметь описывать собственные наблюдения и приводить примеры, самостоятельно мыслить и делать выводы.


Урок экскурсия


Горные породы.


3





29

Горные породы. Разнообразие горных пород.


1

П.24

Знать многообразие горных пород и их простейшую классификацию, внутреннее строение земли.

Уметь описывать по предложенному плану внешний вид горных пород и минералов


Внутренние оболочки Земли;

горные породы.

Происхождение горных пород,

минералы.

Изучение новой темы

30

Обломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Л/Р№6: «Описание минералов и горных пород (по 3-4 признаками) и определение их свойств».

1

П.25

Знать о разрушении горных пород под воздействием природных факторов, выветривании,

Уметь приводить примеры использования обломочных пород человеком.

Выветривание; обломочные

горные породы, использование

обломочных горных пород

человеком.

урок актуализации знаний и умений

31

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

Л/Р№7: «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».


1

П.26

Знать виды полезных ископаемых, о рудных и нерудных полезных ископаемых, свойствах металлов.

Уметь приводить примеры использования человеком, их экономии, правил охраны недр.

Руда, руды чѐрных и цветных

металлов, свойства металлов,

нерудные полезные

ископаемые.

Комбинированный урок


Почва.


4+1





32

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.


1

П.27

Знать об образовании почвы, о почвах структурных и бесструктурных, о почвенных горизонтах, кислых почвах.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию, приводить примеры.

Образование почвы. структурная почва,

бесструктурная почва;

горизонт, кислые почвы.

урок актуализации знаний и умений

33

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.


1

П.28

Знать состав и свойства почвы, о плодородии почв, передвижении в ней воды.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию, приводить примеры

Неорганические вещества

почвы, органические вещества

почвы; капилляры,

органические удобрения,

неорганические удобрения.

урок актуализации знаний и умений

34

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.


1

П.29,30

Знать основные способы улучшения плодородия почв, о влиянии почвы на растения и зависимость почвы от растений.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию, приводить примеры

Влияние почвы на растения,

влияние растений на почву.


Комбинированный урок

35

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.


1

П.31

Знать о различных видах эрозии почв, об обработке почв, о помощи растений в защите почвы.

Уметь приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека

Эрозия почв, ветровая эрозия,

водная эрозия, обработка

почвы, растения – защитники

почвы, человек – защитник

почвы.

урок актуализации знаний и умений

36

Контрольная работа за 1 полугодие.








Организмы


6





37

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления)


1

П.32

Знать, что такое организм, о свойствах живых организмов.

Уметь приводить примеры биологических явлений, самостоятельно проводить опыты и делать выводы.

Организм, свойства живых

организмов

урок актуализации знаний и умений

38

Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.


1

П.33

Знать, что такое среда обитания, факторы среды обитания, экология.

Уметь приводить примеры приспособлений животных и растений к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека.

Среда обитания, факторы среды

обитания, факторы неживой и

живой природы, экология

урок актуализации знаний и умений

39

Увеличительные приборы.


1

П.34

Знать увеличительные приборы

Уметь работать с увеличительными приборами.

Понятие экология

Исследовательский урок

40


Э№2 «Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды».



Знать о многообразии живых организмов.

Уметь использовать дополнительные источники информации


Урок экскурсия

41

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличительными приборами.


1

П.35

Знать строение клетки и о разнообразии строения организмов.

Уметь самостоятельно работать с текстом учебника, извлекать необходимую информацию

Клетка, оболочка, цитоплазма,

ядро;


урок актуализации знаний и умений

42

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

Царства организмов. Причины сокращения организмов.


1


П.35

Знать о многообразии живых организмов, особенностях их строения, свойствах и средах обитания.

Уметь использовать дополнительные источники информации

Разнообразие организмов; одноклеточные

организмы, неклеточные

организмы; ткань, орган,

многоклеточные организмы.

урок актуализации знаний и умений


Растения.


7+2





43

Характерные признаки растений.


1

П.36

Знать общие и отличительные признаки растений;

Уметь узнавать распространенные растения.

Общие признаки растений,

пигменты, хлорофилл,

фотосинтез.

Изучение новой темы

44

Растения цветковые и нецветковые.


1

П37



урок актуализации знаний и умений

45

Цветковые растения, их органы.

Л/Р№8: «Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах».

1

П.38

Знать многообразие растительного мира, растения цветковые и нецветковые.

Уметь различать цветковые и нецветковые растения.

Растения цветковые и

нецветковые, цветок – орган

растения. «Одомашнивание»

дикорастущих растений». Органы цветкового растения,

функции органов цветкового

растения.

Комбинированный урок

46


Л/Р№9: «Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на прорастание семян культурных растений».


1

повторение

Знать условия благоприятного прорастания семян культурных растений.

Уметь применить полученные знания на практике.


Практический урок

47

Место обитания дикорастущих растений. «Зеленая аптечка»


1

П.39

Знать многообразие растительного мира: дикорастущие и культурные растения. «Зеленая аптека»..

Уметь работать с различными источниками информации.

Многообразие дикорастущих

растений, места обитания

дикорастущих растений.

урок актуализации знаний и умений

48

Охрана растений, растения Крассной книги.

Л/Р№10: «Определение названий растений с помощью атласа-определителя».

1

П.40

Иметь представление о «Красной книге» и ее назначении, о растениях, занесенных в «Красную книгу» и о мерах их охраны.

Уметь использовать дополнительные источники информации.

Растения, находящиеся под

угрозой исчезновения

Комбинированный урок

49

Культурные растения, условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. значение культурных растений в жизни человека.


1

П.41

Знать о культурных растениях и их многообразии.

Уметь работать с различными источниками информации.

Овощные, зерновые, плодовые,

технические культуры и их

разнообразие. Центры

происхождения растений.

урок актуализации знаний и умений

50


Э№3: «Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых).

1

повторение

Знать растения своей местности.

Уметь определять растения своей местности среди представленных.


Урок экскурсия


Грибы.


2





51

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.


1

П.42

Знать особенности строения и размножения грибов, иметь представление об их разнообразии. Их значение в природе и жизни человека

Уметь узнавать распространенные грибы.

Грибы одноклеточные и

многоклеточные. Питание

грибов. Значение грибов.

урок актуализации знаний и умений

52

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Л/Р№11»Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов».

1

П.43

Знать примеры съедобных и ядовитых грибов.

Уметь узнавать распространенные грибы

Шляпочные грибы, строение

шляпочных грибов. Грибы-двойники.

урок актуализации знаний и умений


Животные.


5





53

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них. Животные дикие и домашние.


1

П.44

Знать характерные признаки животных, условия их обитания.

Уметь узнавать распространенных животных, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации

Многообразие животных по

способу питания.


Урок изучения новой темы

54

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.


1

П.45

Знать характерные признаки диких животных, их многообразие и условия обитания.

Уметь узнавать распространенных животных Нижегородской области ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации

Условия жизни и многообразие

диких животных; животные

одноклеточные и

многоклеточные; позвоночные

и беспозвоночные; среды

обитания диких животных.

Комбинированный урок

55

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными.


1

П.45

Знать характерные признаки ядовитых животных, их многообразие и условия обитания.

Уметь узнавать распространенных ядовитых животных Нижегородской области ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации

Значение животных в природе.

Значение животных для

человека.


урок актуализации знаний и умений

56

Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Л/Р№12: «Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.

1

П.46

Знать о значении диких животных и о необходимости их охраны.

Уметь узнавать распространенных животных Тульской области ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации

Животные Красной

книги, меры охраны диких

животных.

и заказниках.

Комбинированный урок

57

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.


1

П.47,48

Знать о значении домашних животных и о условиях их содержания.

Уметь узнавать распространенных сельскохозяйственных животных ,наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать, работать с различными источниками информации

Сельскохозяйственные

животные. Животноводство.

урок актуализации знаний и умений


Ваши любимые растения и животные.


3





58

Растения и животные – ваши любимцы.


1

конспект

Знать о многообразии животных по способу питания, признаки живого и неживого, их взаимовлияние и взаимозависимость.

Уметь составлять цепи и сети питания, доказывать единство живой и неживой природы.

Разнообразие видов растений и животных. Породы.

урок актуализации знаний и умений

59

Создание благоприятных условий для жизни, уход за ними.


1

конспект

Знать основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ.

Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Условия для благоприятного существования растений и животных.

урок актуализации знаний и умений

60


Л/Р№13: «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными».

1

повторение

Знать влияние деятельности человека на окружающую среду.

Уметь обосновывать основные подходы к рациональному использованию природных ресурсов; отстаивать мысль о личной ответственности каждого человека за состояние природной среды.


Практический урок


Природа едина.


2





61

Связь неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.


1

конспект

Знать о многообразии животных по способу питания, признаки живого и неживого, их взаимовлияние и взаимозависимость.

Уметь составлять цепи и сети питания, доказывать единство живой и неживой природы.

Пищевые связи – цепи питания.

Пищевые сети. Природа –

единое целое.

Урок изучения новой темы

62

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.


1

конспект

Знать основные меры сохранения биологического разнообразия видов и природных сообществ.

Уметь составлять рассказы, сообщения, используя материалы учебника и дополнительную литературу, подобранную самостоятельно

Правила поведения в природе.

Исследовательский урок


Человек, его здоровье и безопасность жизни.


3+1+2





63

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье.


1

П.49

Знать особенности строения организма человека.

Уметь измерять свой рост, температуру, массу тела, сравнивать показатели своего развития с возрастными нормами

Организм человека и среда его

обитания. Биологические,

физические, химические

факторы среды обитания

человека.

урок актуализации знаний и умений

64


Л/Р№14: «Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития с возрастными нормами».

1

повторение

Знать приемы работы с оборудованием для измерения роста, массы тела.

Уметь сравнивать результаты с возрастными нормами; делать вывод


Практический урок

65

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы, ливней, под градом и др.)

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Л/Р№15: «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах».

1

П.50

Знать правила поведения в природе и распространенные виды травм. Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде.

Уметь оказывать первую помощь при капиллярных кровотечениях, несложных травмах

Поведение человека во время

грозы. Оказание помощи при

различных травмах: ушибах,

растяжениях, переломах,

кровотечениях, обморожении,

ожогах.

Комбинированный урок

66

Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.)


1

П.51

Знать правила ведения здорового образа жизни, понятие вредные привычки и их разновидности и как они влияют на человека.

Уметь вести ЗОЖ.


Вредные привычки и их

предупреждение.


урок актуализации знаний и умений

67

Итоговая контрольная работа


1

повторение

Знать о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

Уметь проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; использовать полученные знания в повседневной жизни.



Конрольный урок

68

Заключительный урок


1


Знать о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

Уметь проводить наблюдения, учёт, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы; использовать полученные знания в повседневной жизни.



повторение

Итого: 68 часов, 15 Л/Р, 2 К/р

Рабочая программа по природоведению 5 класс
  • Биология
Описание:

Пояснительная записка

Общая характеристика предмета:

        Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,                         программы основного общего образования по природоведению 5 класс. Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова, М., «Дрофа» 2010г.

Согласно действующему базисному учебному плану 2014 года, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой  «Природа.  Неживая и живая  5 класс»,  М., «Дрофа» 2011г

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в 5 классе. Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.      При этом программа построена таким образом, чтобы исключить как дублирование учебного материала начальной школы.

            В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде. Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

           Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.

            В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Лабораторные работы».

            Основное положение построения программы - соответствие изучаемого материала младшему подростковому возрасту. Естественнонаучный материал «приближен» к ребенку, поскольку изучаемые объекты ограничиваются непосредственно наблюдаемыми телами, веществами и явлениями. Теоретические положения вытекают из практической деятельности учащихся или иллюстрируются наглядными примерами из окружающей школьников жизни.

Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Цели и задачи курса:

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

ü  освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

ü  овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

ü  воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

Основные задачи курса:

ü  развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

ü  формировать умения применять полученные знания и умения для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

 В данной программе при составлении поурочного тематического планирования резервные часы были распределены следующим образом:

  • 1 час на тему: «Вода», для проведения экскурсии как целого урока.
  • 2 часа на тему: «Растения» для проведения Л/Р №9 как целого урока, так как она очень объемная и для ее выполнения необходимо много времени; и экскурсии как отдельного урока.
  • 2 часа  на тему: «Человек, его здоровье и безопасность жизни», для проведения Л/р №15 как целого урока, так как для ее выполнения необходимо посещение кабинета «Здоровья» расположенного на территории школы; и для проведения заключительного урока.
  • 1 час затрачен на проведение итоговой контрольной работы.

 

 

 

 

 

Автор Животкевич Наталья Николаевна
Дата добавления 09.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 377
Номер материала 48436
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓