Главная / Биология / Рабочая программа по природоведению 5 класс

Рабочая программа по природоведению 5 класс




Пояснительная записка

Рабочая программа по природоведению для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ,

  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от о5.03.2013 №1089.

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».

  4. Приказ Министерства образования нижегородской области от 31.07.2013 №1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года».

  5. Программы для общеобразовательных учреждений природоведение 5 класс, биология 6-11 классы. М. Дрофа 2010 г..

Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями

Для учащихся:

Учебник Н.И.Сонин «Природоведение 5 класс 2010 г. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» 5 класс. – М.: Дрофа, 2014.

Для  учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений природоведение 5 класс, биология 6-11 классы. М. Дрофа 2010 г.

  2. Учебник Н.И.Сонин «Природоведение 5 класс М. Дрофа. 2010 г.

Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса. В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.

Такой подход к отбору содержания соответствует как возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.

В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».


Цели изучения предмета


Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.


В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и ученических практических работ.


Место предмета в базисном учебном плане

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.























Учебно- тематический план

Название раздела, темы

Общее количество часов

Количество

Пр\р

1

Изучение природы

4

2

2

Вселенная

14

1

3

Земля

16

3

4

Жизнь на Земле

15

4

5

Человек на Земле

16

2


Итого

68

12



Основное содержание программы



1. Введение. Изучение природы (4часа).

Введение. Науки о природе. Естественные науки. Семья биологических наук. Методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование. Великие естествоиспытатели6 карл линей, Чарльз Дарвин, Вернадский Владимир Иванович. Растворение веществ (образование раствора перманганата калия).

Демонстрации

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов:

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп.

Измерительные приборы: весы, термометр, мерный цилиндр.

Лабораторное оборудование: колбы, пробирки, штатив, спиртовка. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых- естествоиспытателей.

Практические работы:

  1. Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.

  2. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

2. Вселенная (14 часов).

Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. Модели Вселенной: Аристотеля, Пифагора, Клавдия Птолемея, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты- гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планета – карлик Плутон. Спутники планет. Луна. Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры. Строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост. Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд. Звезды: гиганты, свехргиганты, карлики, созвездия. Созвездия Северного полушария. Галактики. Световой год.

Демонстрации

Модель Солнечной системы. Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы. Глобус.

Практические работы.

3. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

3. Земля (16 часов).

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Гипотезы И. Канта, Ж. Бюффона, П. Лапласа, О.Ю. Шмидта, Д. Джинса. Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора, рельеф, движение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические. Вещества в окружающем мире. Тела, чистые тела, смеси, простые и сложные вещества; твердые, жидкие, газообразные вещества.

Явления в окружающем мире. Физические явления: тепловые, механические, световые, электрические, магнитные); химические явления.

Землетрясения. Эпицентр и очаг землетрясения, сейсмическая активность. Вулканы. Извержение вулкана. Действующие и потухшие вулканы. Суша планеты. Материк, континент, часть света, архипелаг.

Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, острова.

Атмосфера земли. Состав атмосферы, облака: перистые, кучевые, слоистые; ветер. Погода. Климат. Ураган. Тайфун. Торнадо, смерч. Гидросфера Земли и ее части. Мировой океан, вода в атмосфере. Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Тихий, атлантический, Южный. Воды суши. Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, источники.

Уникальность планеты Земля. Озон, озоновый слой, вода, почва, воздушная оболочка Земли.

Демонстрации

Образцы гонных пород (магматические, осадочные, метаморфические). Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и серы). Разделение магнитом смеси серы и железа. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда), световых (разложение белого света при прохождении через призму). Нагревание смеси железа и серы, нагревание стеклянной трубки, прокаливание медной проволоки.

Практические работы

  1. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

  2. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости). Наблюдение погоды,

  3. Измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.



  1. Жизнь на Земле (15 часов).

Развитие жизни на Земле. Эра, период. Каменноугольный период, юрский период. Животные прошлого. Динозавры. Трилобиты, стегоцефалы, ихтиозавр, птерозавр, тираннозавр. Живые клетки. Клетка, растительная и животная клетки, многообразие клеток, половые клетки. Строение клетки. Наружная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли, хлоропласт, митохондрия. Царства живой природы. Бактерии, грибы, растения, животные, одноклеточные организмы, простейшие. Многоклеточные организмы, грибы, растения, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Беспозвоночные и позвоночные животные. Среда обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда. Жизнь на разных материках. Флора и фауна на материках. Природные зоны Земли. Тайга, тундра, степи, саванны, пустыни, леса: смешанные, широколиственные, влажные тропические. Жизнь в морях и океанах. Сообщества живых организмов: поверхности воды (планктон), толщи воды (нектон), донное, глубоководное (бентос).

Демонстрации

Микроскоп, готовые микропрепараты клеток, срез листа, срез коры, срез стебля, срез корня. Влажные препараты животных. Коллекции насекомых. Рисунки с изображением животных. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

Практические работы

  1. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации.

  2. Исследование влияния температуры, света, влажности на прорастание семян.

  3. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

  4. Знакомство с экологическими проблемами Нижегородской области и доступными путями их решения.

  1. Человек на Земле (16 часов).

Происхождение человека. Первые люди. Дриопитеки, австралопитеки, Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный (неандерталец, кроманьонец). История географических открытий. Открытие Америки. Открытие Австралии и Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. Как человек изменил землю. Экологические проблемы. Загрязнение почвы, воды и воздуха. Кислотные дожди. Озоновая дыра и парниковый эффект. Жизнь под угрозой. Биологическое разнообразие, питомники, заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады. Опустынивание, распашка земель, защита земель от опустынивания. Здоровье человека и безопасность жизни. Основы безопасности жизнедеятельности человека, здоровый образ жизни, первая медицинская помощь. Ядовитые животные и растения. Скорпион, гадюка, каракурт, скат, борщевик, бледная поганка. Охрана животных и растений. Красная книга, Зеленая книга, Черная книга. Человек на Земле. Влияние человека на природу.

Демонстрации: Портреты путешественников – первооткрывателей и маршруты их экспедиций.

Практические работы:

  1. Измерение своего роста и массы тела

  2. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при кровотечении, переломах, растяжении связок, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений..



Требования к уровню подготовки учащихся


В результате изучения природоведения ученик должен:

знать / понимать:

  • естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;

  • как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

Результаты обучения

    • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений, постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

    • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

    • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

    • Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

    • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

    • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на электронных носителях, в сети Internet);

    • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

    • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

    • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.


  • Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка.

  • Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

  • При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования терминологии, самостоятельность ответа.


Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим работам; творческие задания.


Учебно-методические средства обучения

Информационные ресурсы:

1.Мультимедийное приложение к учебнику.

3. Интернет сайты по биологии ЦОР


Материалы и оборудование:

  1. Комплект портретов ученых.

  2. Таблицы по темам курса

  3. Оборудование для лабораторного практикума.

  4. Микроскопы, микропрепараты.

  5. Гербарий растений.

  6. Коллекции, влажные препараты животных.

  7. Растения кабинета

  8. Дидактические карточки задания.


Приложение

Литература::


Программа

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2010г.

Основная литература

Базовый учебник

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2013 г.

Методическое пособие для ученика

  • Плешаков А.А. Сонин Н.И. Естествознание . Рабочая тетрадь. -М,: Дрофа, 2013 г

Инструмент по отслеживанию результатов

работы

  • Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс – М.: Интеллект-Центр, 2001.

  • Парфилова Л.Д. – Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Пр-е. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.

.

Учебно-методические пособия

для учителя

  • Иванова Т.В. и др. Природоведение 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Природоведение5кл.”. – М.: Дрофа, 2001.

  • Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2007.

  • Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Природоведение. 5 класс. – М.: АСТ, Астрель, 2002.

  • Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.

  • Сергеева Б.Ф. и др. – Рабочая тетрадь по природоведению – М.: АСТ: Астрель, 2008.


































Рабочая программа по природоведению 5 класс
  • Биология
Описание:

 

 

 

Пояснительная записка

                                                                                                                       

           

   Рабочая программа  по природоведению для 5 класса составлена на основе следующих нормативных документов:

  1. Закон «Об образовании Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ,
  2. Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования, утвержденный приказом Министерства образования РФ от о5.03.2013 №1089.
  3. Приказ Министерства образования и науки РФ от 31.03.2014 №253 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования».
  4. Приказ  Министерства образования нижегородской области от 31.07.2013 №1830 «О базисном учебном плане общеобразовательных организаций Нижегородской области на переходный период до 2021 года».
  5. Программы для общеобразовательных учреждений природоведение 5 класс, биология 6-11 классы.  М. Дрофа 2010 г..

Реализация  программы  обеспечивается  учебными  и  методическими  пособиями

Для учащихся:

Учебник Н.И.Сонин «Природоведение 5 класс 2010 г. Рабочая тетрадь к учебнику «Природоведение» 5 класс. – М.: Дрофа, 2014.

 Для  учителя:

  1. Программы для общеобразовательных учреждений природоведение 5 класс, биология 6-11 классы.  М. Дрофа 2010 г.
  2. Учебник Н.И.Сонин «Природоведение 5 класс  М. Дрофа. 2010 г.

           

            Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

Познакомившись в начальной школе с компонентами природы, её разнообразием, с природой родного края и своей страны, учащиеся готовы воспринять картину мира, которая раскрывается перед ними в курсе 5 класса.                                                                                                                     В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими  изменениями в окружающей среде.

            Такой подход к отбору содержания соответствует как  возрастным особенностям развития мыслительных операций у младших подростков, так и экологическим требованиям современной жизни.

            В связи с особой важностью для этого предмета таких методов и приемов учебной деятельности школьников, как наблюдение, проведение несложных опытов, измерений, в программе выделена рубрика «Практические работы».

                                                                                              

 

Цели изучения предмета

 

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение учащимися следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказания простейших видов первой медицинской помощи.

     

    В планировании конкретизируется содержание предметных разделов с примерным распределением учебных часов, а также с перечнем необходимых демонстраций и  ученических практических работ.

     

    Место предмета в базисном учебном плане

Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 68 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.

 

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно- тематический план

Название раздела, темы

Общее количество часов

Количество

Пр\р

1

Изучение природы

4

2

2

Вселенная

14

1

3

Земля

16

3

4

Жизнь на Земле

15

4

5

Человек на Земле

16

2

 

Итого

68

12

 

  

 

Основное содержание программы

 

 1. Введение. Изучение природы  (4часа).

Введение.  Науки о природе. Естественные науки. Семья биологических наук. Методы изучения природы.  Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований:  увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование.  Великие  естествоиспытатели6 карл линей, Чарльз Дарвин, Вернадский Владимир Иванович. Растворение веществ (образование раствора перманганата калия).

Демонстрации

Приборы для проведения  естественнонаучных наблюдений и опытов:

Увеличительные приборы:  лупа, микроскоп.

Измерительные приборы: весы, термометр, мерный цилиндр.

Лабораторное оборудование: колбы, пробирки, штатив, спиртовка. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых- естествоиспытателей.

Практические работы:

  1. Проведение наблюдений, опытов, измерений с целью конкретизации знаний о методах изучения природы.
  2. Знакомство с оборудованием для научных исследований.

2. Вселенная (14 часов).

Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. Модели Вселенной: Аристотеля,  Пифагора, Клавдия Птолемея, Николая Коперника,  Джордано Бруно, Галилео Галилей. Солнечная система, ее состав.  Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты- гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планета – карлик Плутон. Спутники планет.  Луна. Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры. Строение кометы: ядро,  пылевой хвост, газовый хвост. Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд. Звезды: гиганты,  свехргиганты, карлики, созвездия. Созвездия Северного полушария. Галактики. Световой год.

Демонстрации

Модель Солнечной системы.  Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы. Глобус.

Практические работы.

3. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.

3. Земля  (16 часов).

Как возникла Земля. Гипотезы о возникновении Земли. Гипотезы И. Канта, Ж. Бюффона, П. Лапласа, О.Ю. Шмидта, Д. Джинса. Внутреннее строение  Земли. Ядро, мантия,  земная кора, рельеф, движение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические. Вещества в окружающем мире. Тела, чистые тела, смеси, простые и сложные вещества; твердые, жидкие, газообразные вещества.

Явления в окружающем мире. Физические явления: тепловые, механические, световые, электрические, магнитные); химические явления.

Землетрясения. Эпицентр и очаг землетрясения, сейсмическая активность. Вулканы. Извержение вулкана.  Действующие и потухшие вулканы.  Суша планеты. Материк, континент, часть света, архипелаг.

Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, острова.

Атмосфера земли. Состав атмосферы, облака: перистые, кучевые, слоистые; ветер. Погода. Климат. Ураган. Тайфун. Торнадо, смерч. Гидросфера Земли и ее части. Мировой океан, вода в атмосфере. Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Тихий, атлантический, Южный. Воды суши. Реки, озера, болота, ледники, подземные воды, источники.

Уникальность планеты Земля. Озон, озоновый слой, вода, почва, воздушная оболочка Земли.

Демонстрации

Образцы гонных пород (магматические, осадочные, метаморфические). Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и серы). Разделение магнитом смеси серы и железа.  Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда), световых (разложение белого света при прохождении через призму). Нагревание смеси железа и серы, нагревание стеклянной трубки, прокаливание медной проволоки.

Практические работы

  1. Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

  2. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости). Наблюдение погоды,

  3. Измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.

     

  1. Жизнь на Земле (15 часов).

Развитие жизни на Земле. Эра, период. Каменноугольный период, юрский период. Животные прошлого. Динозавры. Трилобиты, стегоцефалы, ихтиозавр, птерозавр, тираннозавр. Живые клетки. Клетка, растительная и животная клетки, многообразие клеток, половые клетки. Строение клетки. Наружная  мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли, хлоропласт, митохондрия. Царства живой природы. Бактерии, грибы, растения, животные, одноклеточные организмы, простейшие. Многоклеточные организмы, грибы, растения, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Беспозвоночные и позвоночные животные. Среда обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда. Жизнь на разных материках. Флора  и фауна на материках. Природные зоны Земли. Тайга, тундра, степи, саванны, пустыни, леса: смешанные, широколиственные, влажные тропические. Жизнь в морях и океанах. Сообщества живых организмов: поверхности воды (планктон), толщи воды (нектон), донное, глубоководное (бентос).

Демонстрации

Микроскоп, готовые микропрепараты клеток, срез листа, срез коры, срез стебля, срез корня. Влажные препараты животных. Коллекции насекомых. Рисунки с изображением животных. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

Практические работы

  1. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации.

  2. Исследование влияния температуры, света, влажности на прорастание семян.

  3. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

  4. Знакомство с экологическими проблемами Нижегородской области и доступными путями их решения.

  1. Человек на Земле (16 часов).

      Происхождение человека. Первые люди. Дриопитеки, австралопитеки, Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный (неандерталец, кроманьонец). История географических открытий. Открытие Америки. Открытие Австралии и Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. Как человек изменил землю. Экологические проблемы. Загрязнение почвы, воды и воздуха. Кислотные дожди. Озоновая  дыра и парниковый эффект. Жизнь под угрозой. Биологическое разнообразие, питомники, заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады. Опустынивание, распашка земель, защита земель от опустынивания. Здоровье человека и безопасность жизни. Основы безопасности жизнедеятельности человека, здоровый образ жизни, первая медицинская помощь. Ядовитые животные и растения. Скорпион, гадюка, каракурт, скат, борщевик, бледная поганка. Охрана животных и растений. Красная книга, Зеленая книга, Черная книга. Человек на Земле. Влияние человека на  природу.

Демонстрации:         Портреты путешественников – первооткрывателей и маршруты их экспедиций.

Практические работы:        

  1. Измерение своего роста и  массы тела

  2.  Овладение способами оказания первой медицинской помощи при кровотечении, переломах, растяжении связок, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений..  

     

Требования к уровню подготовки учащихся

 

В результате изучения природоведения ученик должен:

 знать / понимать:

  • естественные науки, методы изучения природы (перечислять и кратко характеризовать);

  • многообразие тел, веществ и явлений природы и простейшие их классификации; отдельные методы изучения природы;

  • как развивалась жизнь на Земле (на уровне представлений);

  • строение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • беспозвоночных и позвоночных животных (приводить примеры);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов);

  • как люди открывали новые земли (приводить примеры, называть имена 3–5 великих путешественников-первооткрывателей, кратко характеризовать их заслуги);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

    уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

     

    использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

  • измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.

    Результаты обучения

    • Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений,  постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

    • Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др.

    • Выбор условий проведения наблюдения или опыта, при которых меняется лишь одна величина, а все остальные остаются постоянными;

    • Использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени;

    • Описание природных объектов и сравнение их по выделенным признакам; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

    • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в том числе на  электронных носителях, в сети Internet);

    • Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц);

    • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

    • Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.

      Критерии оценки учебной деятельности по природоведению.

       

  • Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка.

  • Проверка и оценка знаний проходит в ходе текущих занятий в устной или письменной форме.

  • При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования  терминологии, самостоятельность ответа.

     

    Формы контроля знаний: срезовые и итоговые тестовые, самостоятельные работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим  работам; творческие задания.  

     

Учебно-методические средства обучения

Информационные ресурсы:

1.Мультимедийное приложение к учебнику.

3. Интернет сайты по биологии ЦОР

 

Материалы и оборудование:

  1. Комплект портретов ученых.

  2. Таблицы  по темам курса

  3. Оборудование для лабораторного практикума.

  4. Микроскопы, микропрепараты.

  5. Гербарий растений.

  6. Коллекции, влажные препараты животных.

  7. Растения кабинета

  8. Дидактические карточки задания.

     

    Приложение

Литература::

 

Программа

Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы  для общеобразовательных учреждений. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2010г.

Основная литература

Базовый учебник

Плешаков А.А., Сонин Н.И.  Природоведение. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.-  М.: Дрофа, 2013 г.

Методическое пособие для ученика

§  Плешаков А.А. Сонин Н.И. Естествознание . Рабочая тетрадь. -М,: Дрофа, 2013 г

Инструмент по отслеживанию результатов

 работы

§  Дикарев С.Д. Тематический контроль по природоведению. Поурочные тесты. 5 класс – М.: Интеллект-Центр, 2001.

§  Парфилова Л.Д. – Тесты по природоведению к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Пр-е. 5 класс» - М.: Экзамен, 2006.

.

Учебно-методические пособия

для учителя

§  Иванова Т.В. и др. Природоведение 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Природоведение5кл.”. – М.: Дрофа, 2001.

§  Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику  А.А. Плешакова, Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2007.                            

§  Парфилова Л.Д. – Тематическое и поурочное планирование. Природоведение. 5 класс. – М.: АСТ, Астрель, 2002.

§  Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб.: Паритет, 2001.

§  Сергеева Б.Ф. и др.  – Рабочая тетрадь  по природоведению – М.: АСТ: Астрель, 2008.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор Пантелеева Елена Александровна
Дата добавления 25.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 514
Номер материала 12007
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓