Главная / Биология / Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Рабочая программа по природоведению (5 класс)

Негосударственное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 39

открытого акционерного общества « Российские железные дороги»


Рассмотрена

Согласована

Утверждена

на заседании МО школы

Протокол №____


зам. директора по УВР

__________________________

В.В. Баранова.

директором школы: ______________________ З.В. Погребняк

от «___ » __________ 2014

«___»_________ 2014

Приказ № ___ от ______2014





Рабочая программа

природоведение

(основное общее образование)



Класс: 5

Срок действия программы: 2014-2015 учебный год

Количество часов в неделю: 2 час

Количество часов за год: 70 часов









Составитель: Варава Т.К., учитель географии ВКК, образование высшее, стаж работы 24 лет (в должности учитель географии)









Россошь

2014 г



II. Учебно – методическая линия:

1.Учебник – Естествознание – А.А.Плешаков, Н.И.Сонин – Москва, Дрофа,2013

2.Рабочая тетрадь - Естествознание – А.А.Плешаков, Н.И.Сонин – Москва, Дрофа,2013




III. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


1. Рабочая программа составлена на основе

- Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ

"Об образовании в Российской Федерации";

- Приказа Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 года №1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования. Базовый уровень.

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;

- приказа Министерства образования Российской Федерации от 05.03.2004 № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;

- постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»;

- Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования, утвержденной приказом Министерства образования Российской Федерации от 18.07.2002 № 2783;

- Программы введения предпрофильной подготовки и профильного обучения в образовательных учреждениях Воронежской области, утвержденной приказом главного управления образования администрации Воронежской области от 18.08.2004 № 547;

- приказ Департамента образования, науки и молодёжной политики Воронежской области №840 от 30 августа 2013 года «О внесении изменения в приказ департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27.07.2012 № 760»;

- Концепция развития системы развития дошкольного и общего образования ОАО «РЖД» (2010-2015);

- Программы Развития негосударственного общеобразовательного учреждения “Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»

- Образовательных программ негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

- Положения о рабочей программе негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №39 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»;

- Примерных рабочих программ по учебным предметам;

- Приказа Минобрнауки России от 05.09.2013 года №1047 «Об утверждении Порядка формирования федерального перечня учебников, рекомендованных к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального, основного общего, среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 18.10.2013 №30213)

Рабочая программа составлена на основе авторской программы основного общего образования по природоведению 5 класса под редакцией А.А Плешакова, Н. И. Сонина для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008.

Учебно – методическая линия:

1.Учебник – Естествознание – А.А.Плешаков, Н.И.Сонин – Москва, Дрофа,2013

2.Рабочая тетрадь - Естествознание – А.А.Плешаков, Н.И.Сонин – Москва, Дрофа,2013

2. Программа и тематическое планирование адресованы обучающимся 5 класса Негосударственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №39 ОАО «РЖД». ОП предполагает удовлетворение познавательных запросов обучающихся и потребностей родителей в получении качественного образования.

3. Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека.

4. Предмет природоведение входит в образовательную область «Естествознание». 

5. В курсе предмета природоведения расширяются знания учащихся о многообразии природных объектов, полученные в начальной школе. Новая ступень изучения окружающей природной среды обеспечивается началом систематизации знаний о природных объектах и формированием первоначальных представлений о взаимосвязи между миром живой и неживой природы, между живыми организмами, а также между деятельностью человека и происходящими изменениями в окружающей среде.

6. Данная программа рассчитана на 2014-2015 учебный год.

7. Программа и учебник 5 класса концептуально и содержательно «стыкуются» с любым из предметных курсов образовательной области «Естествознание». С нашей точки зрения, важно в пятом классе основной школы заложить у учащихся основы системного естественнонаучного мышления. Миссия этого курса не в опережающем обучении содержания линейных учебных курсов (физики, химии, биологии). Его лейтмотив — развитие у учащихся целостного понимания всего многообразия природы, формирование у них ориентировочной основы системного мышления, развитие экологического сознания. Миропонимание учащихся должно быть основано на знании о взаимодействиях в системе «природа — человек». Такой подход приводит учащихся к пониманию того, что нравственные идеалы современного общества глубоко зависимы от экологического императива (только научно обоснованное природопользование обеспечит выживание и дальнейший путь развития человечества). 

8. Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 часа в неделю. В учебном плане НОУ СОШ №39 на изучение природоведения в 5 классе отведено 70 ч из федерального компонента.

В рабочей программе нашли отражение следующие цели изучения природоведения:

  • Освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы; связи мира живой и неживой природы; об изменениях природной среды под воздействием человека.

  • Овладение начальными исследовательскими умениями проводить наблюдения, учет, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы.

  • Развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач.

  • Воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе; стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни.

Основные задачи:

  • Применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В ней также заложены возможности предусмотренного стандартом формирования у обучающихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

  • Выдвижение гипотезы на основе житейских представлений или изученных закономерностей; выбор условий проведения наблюдений или опыта; использование приборов для измерения длины, температуры, массы и времени; описание природных объектов; выполнение правил безопасности при проведении практических работ.

  • Поиск необходимой информации в справочных изданиях (в то числе в сети Internet); использование дополнительной информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера.

  • Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики; корректное ведение учебного диалога при работе в малых группах.

Принципы отбора основного и дополнительного содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, а также с возрастными особенностями развития учащихся.

Познавательная деятельность

  • Использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт). Умение разделять процессы на этапы; выделение характерных причинно-следственных связей.

  • Сравнение, сопоставление, классификация объектов по одному или нескольким критериям.

  • Описание результатов лабораторных и практических работ.

Информационно-коммуникативная деятельность

Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного теста. Владение монологической речью. Создание письменных высказываний. Составление плана текста. Использование знаковых систем (текст, таблица, схема).

Рефлексивная деятельность

Владение навыками контроля и самоконтроля. Поиск и устранение причин возникших трудностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, эстетических ценностей.

При изучении курса прослеживаются межпредметные связи с биологией, географией, физикой, химией, астрономией, экологией.

Вводный курс даст обобщенные представления о жизни на Земле и ее разнообразии, о взаимосвязях организмов и среды обитания, роли человека в сохранении жизни на Земле. Предлагается ввести учащихся 5 класса в мир общих биологических и экологических понятий через установление общих признаков жизни. Процессы дыхания, питания, размножения, роста рассматриваются в плане общей характеристики жизни на планете с учетом сложных взаимоотношений организмов со средой обитания. Такой экологический подход позволит убедить учащихся не только в необходимости изучения биологии, но и в том, что жизнь на нашей планете зависит от того, как каждый из нас распорядится этими знаниями.

Формы, методы, приемы работы при изучении материала

Формы работы: урок, собеседование, консультация, практическая работа, программное обучение, зачетный урок.

Групповые формы: групповая работа на уроке, групповой практикум, групповые творческие задания.

Индивидуальные формы: работа с литературой или электронными источниками информации, письменные упражнения, выполнение индивидуальных заданий, работа с обучающими программами за компьютером.

Методы обучения: словесные - рассказ, беседа; наглядные - иллюстрации, демонстрации, как обычные, так и компьютерные; практические работы; самостоятельные работы со справочной и дополнительной литературой.


IV Учебно – тематический план



Тема раздела и темы

Всего

часов

Кол-во практич.


Раздел 1. Введение. Изучение природы.

5

2

Раздел 2. Вселенная

12

1

Раздел 3. Земля

24

4

Тема 1. Как возникла Земля

5


Тема 2. Вещества и явления в окружающем мире

8


Тема 3.Оболочки Земли

11


Жизнь на Земле

12

1

Человек на земле

17

2

Итого

70

10




V. Содержание программы


(70часов)

Раздел 1. Введение. Изучение природы (5 часов).

Введение. Науки о природе. Естественные науки. Семья биологических наук. Методы изучения природы. Наблюдение, эксперимент, измерение, оборудование для научных исследований: увеличительные приборы, измерительные приборы, лабораторное оборудование. Великие естествоиспытатели: Карл Линей, Чарльз Дарвин, Вернадский Владимир Иванович. Растворение веществ (образование раствора перманганата калия).

Демонстрации

Приборы для проведения естественнонаучных наблюдений и опытов:

Увеличительные приборы: лупа, микроскоп.

Измерительные приборы: весы, термометр, мерный цилиндр.

Лабораторное оборудование: колбы, пробирки, штатив, спиртовка. Примеры использования различных естественнонаучных методов при изучении объектов природы. Портреты великих ученых - естествоиспытателей.





Практические работы.

1.Знакомство с назначением и правилами безопасного использования лабораторного оборудования. 2. Знакомство с правилами работы с различными типами справочных изданий по естественным наукам: словарем, справочником, определителем, картами, сетью интернет.

Знать / понимать:

- отдельные методы изучения природы;

Уметь:

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;

-использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

- следовать правилам безопасности пр проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами.

Раздел 2. Вселенная (12 часов).

Вселенная. Как древние люди представляли себе Вселенную. Модели Вселенной: Аристотеля, Пифагора, Клавдия Птолемея, Николая Коперника, Джордано Бруно, Галилео Галилей. Солнечная система, ее состав. Планеты земной группы: Меркурий, Венера, Земля, Марс. Планеты- гиганты: Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун. Планета – карлик Плутон. Спутники планет. Луна. Астероиды. Кометы. Метеориты. Метеоры. Строение кометы: ядро, пылевой хвост, газовый хвост. Звезды. Солнце – ближайшая к нам звезда. Многообразие звезд. Звезды: гиганты, свехргиганты, карлики, созвездия. Созвездия Северного полушария. Галактики. Световой год.

Демонстрации

Модель Солнечной системы. Карта звездного неба. Модель Солнечной системы. Фотографии планет Солнечной системы. Глобус.

Практические работы.

  1. Наблюдение суточного движения Солнца и звезд. Работа с подвижной картой звездного неба.


Знать / понимать:

  1. - указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе;

  2. находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;


Уметь:

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

- описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков.



Раздел 3. Земля (24 часов).



Тема 1. Как возникла Земля (5часов)

Гипотезы о возникновении Земли. Гипотезы И. Канта, Ж. Бюффона, П. Лапласа, О.Ю. Шмидта, Д. Джинса. Внутреннее строение Земли. Ядро, мантия, земная кора, рельеф, движение земной коры. Горные породы, минералы, полезные ископаемые. Горные породы: магматические, осадочные, метаморфические. Вещества в окружающем мире. Тела, смеси, простые и сложные вещества; твердые, жидкие, газообразные вещества.

Тема 2. Вещества и явления в окружающем мире (8 часов)

Явления в окружающем мире. Физические явления: тепловые, механические, световые, электрические, магнитные. Химические явления.

Природные явления: землетрясения, эпицентр и очаг землетрясения, сейсмическая активность, вулканы, действующие и потухшие вулканы. Суша планеты: материк, континент, часть света, архипелаг.

Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида, острова.

Тема 3. Оболочки Земли (11 часов)

Атмосфера земли. Состав атмосферы, облака: перистые, кучевые, слоистые; ветер. Погода. Климат. Ураган. Тайфун. Торнадо, смерч. Гидросфера Земли и ее части. Мировой океан, вода в атмосфере. Океаны: Северный Ледовитый, Индийский, Тихий, Атлантический, Южный. Воды суши: реки, озера, болота, ледники, подземные воды, источники.

Уникальность планеты Земля.

Демонстрации

Образцы гонных пород (магматические, осадочные, метаморфические). Примеры простых и сложных веществ, смесей (кислорода, меди, угля, воды, гранита, смеси железных опилок и серы). Разделение магнитом смеси серы и железа. Опыты, демонстрирующие горение веществ. Примеры различных физических явлений: механических (падение тел), тепловых (плавление льда), световых (разложение белого света при прохождении через призму). Нагревание смеси железа и серы, нагревание стеклянной трубки, прокаливание медной проволоки.



Практические работы

1.Описание и сравнение признаков 2-3 веществ.

2. Исследование 1-2 физических явлений (зависимость скорости испарения жидкости от ее температуры, площади поверхности, рода жидкости). 3.Наблюдение признаков химической реакции (изменение цвета, вкуса, выделение газа, тепла, появление запаха, образование осадка). 4. Наблюдение погоды, измерение температуры воздуха, направления и скорости ветра.



Знать / понимать:

- многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации;

- основные характеристики погоды.


Уметь:

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;

-описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;


Раздел 4. Жизнь на Земле (12 часов).

Развитие жизни на Земле. Эра, период. Каменноугольный период, юрский период. Животные прошлого. Динозавры. Трилобиты, стегоцефалы, ихтиозавр, птерозавр, тираннозавр. Живые клетки. Клетка, растительная и животная клетки, многообразие клеток, половые клетки. Строение клетки. Наружная мембрана, цитоплазма, ядро, вакуоли, хлоропласт, митохондрия. Царства живой природы. Бактерии, грибы, растения, животные, одноклеточные организмы, простейшие. Многоклеточные организмы, грибы, растения, мхи, папоротники, хвойные, цветковые. Беспозвоночные и позвоночные животные. Среда обитания организмов. Приспособленность организмов к жизни в ней. Наземно-воздушная среда. Водная среда. Почвенная среда. Жизнь на разных материках. Флора и фауна на материках. Природные зоны Земли. Тайга, тундра, степи, саванны, пустыни, леса: смешанные, широколиственные, влажные тропические. Жизнь в морях и океанах. Сообщества живых организмов.

Демонстрации

Микроскоп, готовые микропрепараты клеток, срез листа, срез коры, срез стебля, срез корня. Влажные препараты животных. Коллекции насекомых. Рисунки с изображением животных. Примеры приспособлений растений и животных к среде обитания.

Практические работы

  1. Определение названий растений и животных с использованием различных источников информации

Знать / понимать:

- строение живой клетки (главные части);

- царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

- среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли

(перечислять и кратко характеризовать);

- природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов).

Уметь:

- узнавать наиболее распространенные растения и животные своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды);

- приводить примеры приспособлений растений к различным способам размножения;

- приводить примеры приспособлений животных к условиям среды обитания;

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;

- сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

-описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;





Раздел 5. Человек на Земле (17 часов).

Происхождение человека. Первые люди. Дриопитеки, австралопитеки, Человек умелый, Человек прямоходящий, Человек разумный (неандерталец, кроманьонец). История географических открытий. Открытие Америки. Открытие Австралии и Антарктиды. Великие путешественники – первооткрыватели новых земель. Как человек изменил землю. Экологические проблемы. Загрязнение почвы, воды и воздуха. Кислотные дожди. Озоновая дыра и парниковый эффект. Жизнь под угрозой. Биологическое разнообразие, питомники, заповедники, заказники, национальные парки, ботанические сады. Опустынивание, распашка земель, защита земель от опустынивания. Здоровье человека и безопасность жизни. Основы безопасности жизнедеятельности человека, здоровый образ жизни, первая медицинская помощь. Ядовитые животные и растения. Скорпион, гадюка, каракурт, скат, борщевик, бледная поганка. Охрана животных и растений. Красная книга, Зеленая книга, Черная книга. Человек на Земле. Влияние человека на природу.

Демонстрации

Портреты путешественников – первооткрывателей и маршруты их экспедиций.

Практические работы

1. Знакомство с экологическими проблемами своей местности и доступными путями их решения (на примере утилизации бытового мусора, экономного использования воды, энергии).

2. Овладение способами оказания первой медицинской помощи при кровотечении, переломах, растяжении связок, укусах ядовитых животных, воздействии ядовитых растений.



Знать / понимать:

- изменения в природе, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

- важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

- факторы здорового образа жизни;

- экологические проблемы своей местности и пути их решения.

Уметь:

- приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека;

- описывать собственные наблюдения или опыты, различать их цель, условия проведения и полученные результаты;

- использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

- находить значение указанных терминов в справочной литературе;

- кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

- использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

- пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

- следовать правилам безопасности при проведении практических работ.





6.Формы контроля и виды контроля

вводный, промежуточный, итоговый, срезовый (по теме) и т.д.; беседа, фронтальный опрос; индивидуальный опрос; самостоятельная работа; контрольная работа; тест; работа по карточкам; самостоятельная подготовка вопроса по изучаемой теме; самоконтроль по образцу; подготовка творческих работ; презентация работ учащихся.




7. Требования к уровню подготовки обучающихся.

В результате изучения природоведения ученик должен:

- знать/ понимать многообразие тел, веществ и явлений природы и их простейшие классификации; отдельные методы изучения природы; строение живой клетки (главные части);

-царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей); среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

-природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры организмов); изменения природы, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений); важнейшие экологические проблемы (перечислять и кратко характеризовать);

основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения;

уметь

-узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности (в том числе редкие и охраняемые виды); определять названия растений и животных с использованием атласа определителя;

-приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений растений к различным способам размножения; приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

-указывать на модели положения Солнца и Земли в Солнечной системе; находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

-описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

-сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

-использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

-находить значение указанных терминов в справочной литературе;

-кратко пересказывать доступный по объему текст естественнонаучного характера; выделять его главную мысль;

-использовать изученную естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

-пользоваться приборами для измерения изученных физических величин; следовать правилам безопасности при проведении практических работ;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды или местных признаков;

-измерение роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

-определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде; составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными.

Приоритетной является практическая деятельность учащихся по проведению наблюдений. Постановке опытов, учету природных объектов, описанию экологических последствий при использовании и преобразовании окружающей среды.

Важное внимание обращается на развитие практических навыков и умений в работе с дополнительными источниками информации: энциклопедиями, справочниками, словарями, научно-популярной литературой, ресурсами Internet и др., а также:

Использование дополнительных источников информации при решении учебных задач; работа с текстами естественнонаучного характера (пересказ; выделение в тексте терминов, описаний наблюдений и опытов; составление плана; заполнение предложенных таблиц); Подготовка кратких сообщений с использованием естественнонаучной лексики и иллюстративного материала (в том числе компьютерной презентации в поддержку устного выступления);

Корректное ведение учебного диалога при работе в малой группе сотрудничества;

Оценка собственного вклада в деятельность группы сотрудничества; самооценка уровня личных учебных достижений по предложенному образцу.


8. Система оценивания

Инструментарий для оценивания результатов


Источники информации:

- деятельность учащихся;

- статистические данные;

- работы учащихся;

- результаты тестирования.


Методы:

- наблюдения;

- открытый ответ;

- выбор ответа;

- краткий ответ;

- оценивание процесса выполнения:

1)контрольных, проверочных, практических работ, тестирования;

2)проектов, творческих заданий;

3) рефератов, докладов.

Критерии:

- разумность способов оценки;

- точность оценки;

- умение проверить данную оценку;

- участие в обсуждении

- правильность и обоснованность ответа.



Результатом проверки уровня усвоения учебного  материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы в классе.

Исходя из поставленных целей, учитывается:

  •  Правильность и осознанность изложения содержания, полноту раскрытия понятий, точность употребления научных терминов.

  •  Степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений.

  •  Самостоятельность ответа.

  •  Речевую грамотность и логическую последовательность ответа.

 

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

  2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники. Применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

  3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя;  записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

  1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

  2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

  3. В  основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

  4. Ответ самостоятельный;

  5. Наличие неточностей в изложении  материала;

  6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

  7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

  8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых  явлений.

Оценка "3" ставится, если ученик:

  1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

  2. Материал излагает непоследовательно, фрагментарно, не всегда последовательно;

  3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

  4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

  5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

  6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

  7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

  8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

  2. Не делает выводов и обобщений.

  3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

  4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

  5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  1. Не может ответить ни на один из поставленных вопросов;

  2. Полностью не усвоил материал.

Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.

 

Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Оценка "1" ставится, если ученик:

  • не приступал к выполнению работы;

  • или правильно выполнил не более 10 % всех заданий.

Примечание.

  • Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

  • Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.

 

Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

  • Время выполнения работы: 10-15 мин.

  • Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

  1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

  • Время выполнения работы: 30-40 мин.

  • Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

                                                   



Нормы оценок: практика.

«5» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, качественно и творчески;

«4» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с соблюдением технологической последовательности, при выполнении отдельных операций допущены небольшие отклонения; общий вид изделия аккуратный;

«3» — работа выполнена в заданное время, самостоятельно, с нарушением технологической последовательности, отдельные операции выполнены с отклонением от образца (если не было на то установки); изделие оформлено небрежно или не закончено в срок;

«2» — ученик самостоятельно не справился с работой, технологическая последовательность нарушена, при выполнении операций допущены большие отклонения, изделие оформлено небрежно и имеет незавершенный вид.


ОЦЕНКА УМЕНИЙ ПРОВОДИТЬ НАБЛЮДЕНИЯ В ПРИРОДЕ

«5» - правильное, по плану проведенное наблюдение, точное отражение особенностей объекта или явлений в описаниях, зарисовках, диаграммах, схемах; правильная формулировка выводов; аккуратное оформление наблюдений.

«4» - правильное, по плану проведенное наблюдение; недочеты в отражении объекта или явления; правильная формулировка выводов; недостатки в оформлении наблюдений.

 «3» - допускаются недочеты в проведении наблюдений по плану; выделены не все особенности объектов и явлений; допускаются неточности в формулировке выводов; имеются существенные недостатки в оформлении наблюдений.

«2» - неправильное выполнение задания; неумение сделать выводы на основе наблюдений.















Общая классификация ошибок.

При оценке знаний, умений и навыков учащихся следует учитывать все ошибки (грубые и негрубые) и недочеты.

Грубыми считаются следующие ошибки:

1) незнание определения основных понятий, законов, основных положений теории, незнание формул, общепринятых символов обозначений на плане местности и географической карте;

2) незнание наименований единиц измерения (давления, температуры воздуха, осадков, глубин, силы ветра, скорость течения реки);

3) неумение выделить в ответе главное;

4) неумение применять знания для решения задач и объяснения явлений;

5) неумение делать выводы и обобщения;

6) неумение читать и строить графики и принципиальные схемы;

7) неумение подготовить и провести опыт, наблюдения, необходимые расчеты или использовать полученные данные для выводов;

8) неумение пользоваться первоисточниками, учебником и справочниками;

9) нарушение техники безопасности;

10) небрежное отношение к оборудованию, приборам, материалам.

К негрубым ошибкам следует отнести:

1) неточность формулировок, определений, понятий, теорий, вызванная неполнотой охвата основных признаков определяемого понятия или заменой одного-двух из этих признаков второстепенными;

2) ошибки, вызванные несоблюдением условий проведения опыта, наблюдения, условий работы прибора;

3) ошибки в условных обозначениях на плане местности и географической карте;

неточность графика (например, график температур) и др.;

5) недостаточно продуманный план устного ответа (нарушение логики, подмена отдельных основных вопросов второстепенными);

6) нерациональные методы работы со справочной и другой литературой;

7) неумение решать задачи, выполнять задания в общем виде.

Недочетами являются:

1) нерациональные приемы выполнения опытов, наблюдений, заданий;

2) ошибки в вычислениях (арифметические - кроме математики);

3) небрежное выполнение записей, чертежей, схем, графиков;






9. Информационное сопровождение и минимальный набор оборудования, необходимого при изучении учебного предмета, включая библиотечный фонд:


Перечень учебно-методического обеспечения:

  1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Программы для общеобразовательных учреждений. Биология. 5-11 классы. / авт.-сост. И.Б. Морзунова. – М.: Дрофа, 2008.

  2. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Естествознание. 5 класс: Учебник для общеобразоват. уч. заведений.- М.: Дрофа, 2013 г.

    1. Плешаков А.А., Сонин Н.И. Природоведение. Альбом-задачник: Твои открытия. 5 кл. – М.: Дрофа, 2009.

    Плешаков А.А., Сонин Н.И. Естествознание. Рабочая тетрадь. 5 кл. – М.: Дрофа, 2013.

  1. Захаров В.Б. и др. – Правильные ответы на вопросы учебника «Природоведения, 5 класс – М.: Дрофа, 2006.

  2. Иванова Т.В. и др. Природоведение 5кл. Методическое пособие к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина “Природоведение5кл.”. – М.: Дрофа, 2001.

  3. Касаткина Н.А. Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) – Волгоград: Учитель, 2003.

  4. Кириленкова В.Н. Природоведение. 5 класс: метод. пособие к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина – М.: Дрофа, 2007.

  5. Козачек Т.В. Природоведение. 5 класс: Поурочные планы к учебнику А.А. Плешакова, Н.И. Сонина «Природоведение. 5 класс» - Волгоград: Учитель, 2003.

  6. Семенцова В.Н. Природоведение 5 класс. Технологические карты уроков: методическое пособие. – СПб. Паритет, 2001.

  7. Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Лучшие нестандартные уроки: Пособие для учителя – М.: Айрис-пресс, 2003.

  8. Сонин Н.И. Природоведение. Разработки уроков с использованием новых педагогических технологий: 5 класс. – М.: АРКТИ, 2002.



 Дополнительная литература для учащихся:

1. А. Ферсман "Воспоминания о камне" .
2. А. Ферсман "Занимательная минералогия"
3. А. Ферсман "История одной тропы"
4. А. Ферсман "Путешествие за камнем"

5. В.Б. Вербицкий. Подзеркалье или таинственный мир водоема.
6. И. Акимушкин. "Причуды природы"
7. И. Акимушкин, четырехтомник "Мир животных".

8. Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2009.

9. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2009.

10. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;


Интернет – ресурсы:

http://garmonia-geo.narod.ru/olderfiles/2/uchenye-estestvoispytateli_Oborudo-27690.ppt

http://garmonia-geo.narod.ru/olderfiles/2/urok_4_kak_drevnie_ljudi_predstavl-83042.ppt

http://garmonia-geo.narod.ru/olderfiles/2/Habll.wmv

http://garmonia-geo.narod.ru/olderfiles/2/Sozvezdiya.ppt

http://garmonia-geo.narod.ru/olderfiles/2/Verju_ne_verju_igra_proverka_Susha.pptx

http://garmonia-geo.narod.ru/olderfiles/2/Kontrolno-obobschajuschii_urok.pptx

http://olgapisaryk.livejournal.com/47852.html




Электронные издания:

  1. Детская энциклопедия подводного мира («Новый диск»)

  2. Интерактивная модель Солнечной системы

  3. Планета Земля: аудиэнциклопедия.

  4. Природоведение, 5 кл («Дрофа», «Физикон»)

  5. Современные чудеса света («Новый диск»)

  6. Хочу все знать: Земля и Вселенная

  7. Хочу все знать: Растительный мир

  8. Чудеса света («ИДДК»)

  9. Экология

  10. Энциклопедия животных Кирилла и Мефодия.












10. Список литературы

Основная литература для учителя:

  1. Бердичевская, Л.А. Природоведение. 5 класс: сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. М.: Дрофа, 2003.

  2. Парфилова Л.Д. Контрольные и проверочные работы по природоведению. 5 класс. М.: Экзамен, 2006.

  3. Парфилова Л.Д. Тесты по природоведению. 5 класс: к учебнику А.А. Плешакова, Сонина Н. И. - М.: Экзамен, 2006.

  4. Сонина Н. И. Природоведение. 5 класс: рабочая тетрадь для учителя. М.: Дрофа, 2005.



Дополнительная литература для учителя:


  1. Учебные издания серии «Темы школьного курса» авт. Т.А. Козловой, В.И. Сивоглазова, Е.Т. Бровкиной и др. М.: Дрофа;

  2. Дополнительная литература для учащихся:

  3. Артамонов В.И. Редкие и исчезающие растения (По страницам Красной книги СССР): Кн.1. – М.: Агропромиздат, 2009. 383С.: ил.

  4. Биология и анатомия: Универ. Энцикл. Шк./ Сост. А.А. Воротников. – Мн.: Валев, 2009 – 528с.: ил.

  5. Верзилин Н.М. По следам Робинзона: книга для учащихся сред и ст. шк. возраста. – М.: Просвещение, 2010. – 218с.

  6. Губанов И.А. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: 2008. – 556с.

  7. Энциклопедия для детей. Т 3. География. Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2009.

  8. Энциклопедия для детей. Т. 4. Геология. – Гл. ред. М.Д. Аксенова. – М.: Аванта +, 2009.

  9. «Я познаю мир: Детская энциклопедия» под редакцией Е.М. Ивановой, 2000 год;

  10. «Энциклопедия для детей. Биология» под редакцией М.Д. Аксеновой - 2000 год; – М.: Аванта +, 2001.

  11. Учебник Т.С. Сухова. Природоведение: 5 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений/ Т.С. Сухова, В.И. Строганов. -2-е изд., М.:«Вентана-Граф», 2012г.


Ресурсы сети Интернет для учителя географии:

  1. Газета «География» http://geo. 1 september.ru/

  2. Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm

  3. Географическое общество России http://rgo.org.ru/'

  4. Клуб журнала «GEO» http: //www, geo.ru/

  5. Журнал «Вокруг света» http: //www, vokr ugs veta. ru/

  6. Журнал «National geographic»

  7. http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/

  8. Великие путешественники, мореплаватели и географы

http ://www. geografia.ru/

  1. Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml







11. Условные обозначения


  1. УУЗ – урок усвоения новых знаний учащихс

  2. УЗМ - урок закрепления изучаемого материала

  3. УП - урок повторения

  4. УС и О – урок систематизации и обобщения нового материала

  5. УП и ОЗ – урок проверки и оценки знаний

  6. УЛ - урок лекция

  7. КУ – комбинированный урок

  8. Вопр. – вопрос

  9. Стр. – страница

  10. Р.т. – рабочая тетрадь












12. Приложения к программе


Основные понятия:

Ядро, мантия, земная кора, рельеф, горная порода, минерал, тело.

Вещество, смесь, физические явления, химические явления.

Землетрясение, вулкан, континент, архипелаг, погода, климат, гидросфера, мировой океан.

Вселенная, солнечная система, планета, астероид, комета, метеор, метеорит, звезда, созвездие.

Клетка, одноклеточные организмы, многоклеточные организмы.

Царства живой природы, среда обитания, природные зоны Земли, природные сообщества, бактерии, грибы, растения, животные,

Человек умелый, человек прямоходящий, человек разумный, неандерталец, кроманьонец. Экологические проблемы, биологическое разнообразие, опустынивание.
















Проверь свои знания.

Тема «Как питаются животные».

1 вариант

  1. Чем отличаются зубы хищника от зубов растительноядного животного?


2.На что расходуются питательные вещества, которые получают животные

с пищей?

3.Составьте пищевую цепь: куница, сосна, дятел, сосновый пилильщик, белка.

4.Составь схему пищеварения: усвоение питательных веществ

организмом; поступление пищи, содержащей готовые органические вещества;

удаление вредных веществ.

5.Как и чем питается паук?

6. Объясни слова:

- ногочелюсти;

- хоботок.













Проверь свои знания. Тема «Как питаются животные».

2 вариант

1.Для чего необходимы зубы животным и человеку?

2. Составить предложение из слов: или, человек, нужно, чем, двигается,

больше, животное, пищи, тем, ему, больше.


3.Составьте пищевую цепь:

божья коровка, ястреб, сосна, паук-крестовик, тля, кукушка,


4.Составь схему пищеварения: удаление вредных веществ; усвоение питательных веществ организмом; поступление пищи, содержащей готовые органические вещества.


5. Как и чем питаются насекомые?


6.Объясни слова:

- ловчая сеть;

- китовый ус.

.









Проверочная работа по теме «Физические явления в природе»


  1. При физических явлениях в живой и неживой природе: а) образуются новые вещества; б) не образуются новые вещества

  2. Физические явления в природе изучает наука: а) биология; б) физика; в) география

  3. Явления, связанные с перемещением тел в пространстве, называют: а) звуковые; б) механические; в) электрические

  4. Физические явления, связанные со светом, называют: а) химическими; б) световыми, в) звуковыми

  5. Молния – это: а) механическое явление; б) звуковое явление; в) электрическое явление

  6. Гром – это: а) механическое явление; б) звуковое явление; в) электрическое явление

  7. Компас – это: а) естественный магнит; б) искусственный магнит

  8. Магниты притягивают: а) тела из металла; б) тела из бумаги; в) тела из пластмасс

  9. Тела, имеющие разные заряды: а) притягиваются; б) отталкиваются

  10. Какие из перечисленных животных перемещаются на огромные расстояния: а) серый кит; б) морская черепаха; в) крокодил; г) гепард

  11. Скорость света равна: а) 300.000.000м/с; б) 300.000м/с; в) 330 м/с

  12. В однородной среде свет распространяется: а) по прямой линии; б) по кривой линии

  13. Основной источник света на Земле - это: а) звезды; б) луна; в) солнце





Проверочная работа по теме «Физические явления в природе»



  1. При физических явлениях в живой и неживой природе: а) образуются новые вещества; б) не образуются новые вещества

  2. Физические явления в природе изучает наука: а) биология; б) физика; в) география

  3. Явления, связанные с перемещением тел в пространстве, называют: а) звуковые; б) механические; в) электрические

  4. Физические явления, связанные со светом, называют: а) химическими; б) световыми, в) звуковыми

  5. Молния – это: а) механическое явление; б) звуковое явление; в) электрическое явление

  6. Гром – это: а) механическое явление; б) звуковое явление; в) электрическое явление

  7. Компас – это: а) естественный магнит; б) искусственный магнит

  8. Магниты притягивают: а) тела из металла; б) тела из бумаги; в) тела из пластмасс

  9. Тела, имеющие разные заряды: а) притягиваются; б) отталкиваются

  10. Какие из перечисленных животных перемещаются на огромные расстояния: а) серый кит; б) морская черепаха; в) крокодил; г) гепард

  11. Скорость света равна: а) 300.000.000м/с; б) 300.000м/с; в) 330 м/с

  12. В однородной среде свет распространяется: а) по прямой линии; б) по кривой линии

  13. Основной источник света на Земле - это: а) звезды; б) луна; в) солнце






Контрольная ( тестовая) работа по природоведению в 5 классе.


1.Чем опыт отличается от наблюдения?

2.К телам живой природы относятся:

а.) Солнце б.) гриб

в.) камень г.) гусеница

3.К телам неживой природы относятся:

а.) гранит б.) подсолнух

в.) воробей г.) почва

4.Больше всего живых организмов обитает:

а.) в горах б.) на равнинах

в.) в морях г.) в воздухе.

5.Перечисли обитателей водной среды…

6.К органическим веществам относятся:

а.) мука б.) поваренная соль

в.) сахар г.) стекло

7.Вещества состоят из … .

8.Всё, что создал человек за историю своего существования, называется …

9.Если тело разделилось на более мелкие части без образования новых веществ, произошло … явление.

10.Что говорит о том, что химическая реакция произошла?

11.Что необходимо для поддержания реакции горения?

12. Перечислите физические явления?

13.К естественным источникам света относятся … ,…,… .

14.Некоторые растения и животные (например …) могут появиться без участия половых клеток. Этот процесс называется … размножением.

15.Назовите приспособления семян растений, при помощи которых они могут расселяться далеко от своих родителей?

16.Всё, что окружает живой организм, называется … ?

17.Растения образуют органические вещества из неорганических веществ.

Для этого им нужны …

18. Объясни, почему все живые организмы на Земле должны питаться?

19.Животные могут питаться:

А.)растениями. Это …;

Б.)другими животными. Это …;

В.)соками организма хозяина. Это …;

20.Вещества, которые образуются в живом организме, называются …

21.Как растения получают минеральные вещества?

22.Растения образуют органические вещества из углекислого газа и…














Тест по природоведению

Вариант 1

Часть А выберите правильный (1 балл за правильный ответ)

  1. К живой природе относят:

  1. Молоток

  2. Астра

  3. Земля

  4. Вода

  1. К лабораторному оборудованию относят:

  1. Цветочный горшок

  2. Чайная ложка

  3. Ваза

  4. Спиртовка

  1. Методом исследования является:

  1. Перемешивание

  2. Наблюдение

  3. Нагревание

  4. Вытирание

  1. При помощи линейки можно:

  1. Измерять длину

  2. Измерять вес

  3. Перемешивать сыпучие материалы

  4. Фехтовать.

  1. Общий признак у живой и неживой природы это:

  1. Длина

  2. Дыхание

  3. Обоняние

  4. Движение


Часть В укажите правильное соответствие (за правильный ответ 2 балла)


  1. Лабораторное оборудование

  2. Неживая природа

  1. Пробирка

  2. Река

  3. Спиртовка

  4. Ветер

  5. Штатив

Часть С. Для чего нужно проводить наблюдения за живой природой.

(правильный ответ 3 балла)

Тест по природоведению

Вариант 2

Часть А выберите правильный (1 балл за правильный ответ)

  1. К неживой природе относят:

  1. Человек

  2. Дуб

  3. Грач

  4. Солнце

  1. К лабораторному оборудованию НЕ относят:

  1. Фарфоровая чашка

  2. Ложечка

  3. Ваза

  4. Спиртовка

  1. Методом исследования является:

  1. Эксперимент

  2. Измерение

  3. Нагревание

  4. Вытирание

  1. При помощи весов можно:

  1. Измерять длину

  2. Измерять вес

  3. Перемешивать сыпучие материалы

  4. Играть.

  1. Общее у живой и неживой природой это:

  1. Цвет

  2. Дыхание

  3. Обоняние

  4. Масса

Часть В укажите правильное соответствие (за правильный ответ 2 балла)



1.Живая природа

2.Неживая природа








Часть С. Где могут жить живые организмы? (правильный ответ 3 балла)

  1. Лодка

  2. Река

  3. Хомяк

  4. Роза

  5. Штати

  6. 1



Рабочая программа по природоведению (5 класс)
  • Биология
Описание:

 Курс природоведения в 5 классе продолжает аналогичный курс начальной школы, одновременно являясь пропедевтической основой для изучения естественных наук. Он также завершает изучение природы в рамках единого интегрированного предмета, поэтому в содержании курса большое внимание уделено раскрытию способов и истории познания природы человеком, представлены основные естественные науки, выделена специфическая роль каждой из них в исследовании окружающего мира, в жизни человека. Программа и учебник 5 класса концептуально и содержательно «стыкуются» с любым из предметных курсов образовательной области «Естествознание». С нашей точки зрения, важно в пятом классе основной школы заложить у учащихся основы системного естественнонаучного мышления. Миссия этого курса не в опережающем обучении содержания линейных учебных курсов (физики, химии, биологии).

 

Автор Варава Татьяна Константиновна
Дата добавления 22.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 990
Номер материала 10039
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓