Главная / Биология / Рабочая программа по природоведению,5 класс

Рабочая программа по природоведению,5 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОМБАЙНОВСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол № ___

от «__» _____ 2014 г.

Согласовано

Зам.директора по УВР

___________________

«__» _____ 2014 г.


Утверждено

Директор школы

_______________

«__» _____ 2014 г.


Рабочая программа

по природоведению для 5 класса

Учитель Савич Татьяны Николаевны



Количество часов в 1 полугодии:

32

Всего:

70

В неделю:

2

Плановых контрольных уроков:

7

Программа составлена на основе:

  • обязательного минимума содержания основных образовательных программ;

  • на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс.

  • Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.

Учебник: «Природоведение. Природа. Неживая и живая» //

В.М. Пакулова, Н.В. Иванова. М. – Дрофа, 2010г.

2014-2015 учебный год

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта, программы основного общего образования по природоведению 5 класс.

Авторы: В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование учебника В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой «Природа неживая и живая 5 класс», М.,»Дрофа» 2008г.

Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

  • освоение знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

  • овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

  • развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

  • воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

  • применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для

изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

Изложенный в программе материал соответствует трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.(в программе предусмотрен 1 резервный час)

Примерная программа по природоведению 5 класс.

  1. Вселенная (6 часов)

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры

звезд. Созвездия. Полярная звезда и созвездия Большая и Малая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце – раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение солнечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Суточное и годовое движение Земли. Луна – спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и метеориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

Лабораторные работы

1 Работа с картой, звездной картой, атласами, глобусом: определением на них

экватора, полюсов, Северного и Южного полушарий, созвездий Северного полушария.

2 Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков.


  1. Строение и свойства веществ (10 часов)

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких

и газообразных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование человеком физических и химических явлений природы в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа

3. Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел.



  1. Воздух (7 часов)

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение

воздуха для живых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосферное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Изменение температуры воздуха с

высотой. Образование облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Работа ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказывание погоды. Влияние погоды на организм человека.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха

Демонстрация модели флюгера (определение направления ветра с помощью модели флюгера).


Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здоровья при различных погодных условиях.


Лабораторная работа

4. Определение местонахождения гор со снежными вершинами (работа с картой).

5 Описание погоды за месяц.


  1. Вода (4 часа)

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в

природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, оврагов, ущелий. Значение воды в природе. Использование воды человеком. Охрана воды.

Экскурсия

Результаты работы текущих вод и ветра.


  1. Горные породы (3 часа)

Горные породы. Разнообразие горных пород. Обломочные горные породы (гравий,

галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обломочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.


Демонстрация коллекций горных пород и минералов, полезных ископаемых.


Лабораторные работы

6 Описание минералов и горных пород (по 3-4 признакам) и определение их

свойств. Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими

свойствами.


  1. Почва (5 часа)

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.


Демонстрация почв своей местности, почв с разной структурой; опытов по определению свойств почвы.


  1. Организмы (6 часов)

Организм. Свойства живых организмов (биологические явления). Условия жизни

организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспособленность растений и животных к жизни в разных условиях среды обитания.

Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Знакомство с увеличите6льными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы. Царства организмов.

Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного материала.

Наблюдения за растениями, животными, факторами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

Экскурсия

Разнообразие организмов. Относительная приспособленность организмов к условиям внешней среды.


  1. Растения (8 часов)

Характерные признаки растений. Растения цветковые и нецветковые. Цветковые

Растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни человека. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения , условия их жизни. Многообразие культурных растений: полевые, овощные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных образцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторные работы

7. Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных образцах.

8.Определение названий растений с помощью атласа-определителя.

9. Постановка опытов по выявлению влияния температуры, воздуха и влажности на

прорастание семян культурных растений.

Экскурсия

Распознавание различных видов растений своей местности (в том числе редких,

охраняемых и ядовитых).


  1. Грибы (2 часа)

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шляпочных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа

10.Узнавание наиболее распространенных в данной местности съедобных и ядовитых грибов.


  1. Животные (6 часов)

Характерные признаки животных, сходство с растениями и отличия от них.

Животные дикие и домашние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспособленность диких животных к жизни

в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми животными. Животные Красной книги. Охрана диких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Многообразие домашних животных, уход за ними, создание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чучел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, почвенной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа

11. Узнавание различных видов животных своей местности (в том числе редких, охраняемых и ядовитых) с использованием коллекций, чучел, рисунков, муляжей.



  1. Ваши любимые растения и животные (2 часа)

Растения и животные – ваши любимцы. Создание благоприятных условий для

жизни, уход за ними.

Демонстрация комнатных растений, домашних животных

Наблюдения за развитием комнатных растений и жизнью животных в домашних условиях.

Лабораторная работа

12.Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животным.



  1. Природа едина (3 часа)

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.


  1. Человек, его здоровье и безопасность жизни (8 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные

привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях (во время грозы,

ливней, под градом и др.)

.Лабораторные работы

13. Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах.

14. Измерение роста, температуры, массы тела; сравнение показателей своего развития .




Критерии и нормы оценки знаний, умений, навыков обучающихся.

Критерии и нормы оценки знаний и умений обучающихся за устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1.Показывает глубокое и полное знание и понимание всего программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей.

2.Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы; устанавливать межпредметные связи (на основе ранее приобретённых знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации; последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал. Умеет составлять ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий,

законов, теорий. Может при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать, материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя; самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использовать для доказательства выводов из наблюдений и опытов.

3.Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами, графиками, картами, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; допускает незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах, обобщениях из наблюдений. Материал излагает в определённой логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочётов, которые может исправить самостоятельно при требовании или небольшой помощи преподавателя; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2.Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы. Устанавливать внутрипредметные связи. Может применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи; использовать при ответе научные термины.

3. Не обладает достаточным навыком работы со справочной литературой, учебником, первоисточником (правильно ориентируется, но работает медленно).

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усваивает основное содержание учебного материала, но имеет пробелы, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала.

2. Излагает материал несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно; показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; слабо аргументирует выводы и обобщения, допускает ошибки при их формулировке; не использует в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, опытов или допускает ошибки при их изложении; даёт нечёткие определения понятий.

3. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, практических заданий; при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов; отвечает неполно на вопросы учителя или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте, допуская одну-две грубые ошибки.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усваивает и не раскрывает основное содержание материала; не знает или не понимает значительную часть программного материала в пределах поставленных вопросов; не делает выводов и обобщений.

2. Имеет слабо сформированные и неполные знания, не умеет применять их при решении конкретных вопросов, задач, заданий по образцу.

3. При ответе на один вопрос допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.





Требования к уровню подготовки учащихся, заканчивающих 5 класс

В результате изучения природоведения ученик должен

знать/понимать:

  • о многообразии тел, веществ и явлений живой природы и их простейших классификациях; отдельных методах изучения природы;

  • cтроение живой клетки (главные части);

  • царства живой природы (перечислять, приводить примеры представителей);

  • среды обитания организмов, важнейшие природные зоны Земли (перечислять и кратко характеризовать);

  • природные сообщества морей и океанов (перечислять, приводить примеры представителей);

  • изменения в природе, вызванные деятельностью человека ( на уровне представлений);

  • важнейшие экологические проблемы (перечислить и кратко характеризовать);

  • основные характеристики погоды, факторы здорового образа жизни, экологические проблемы своей местности и пути их решения.

уметь:

  • узнавать наиболее распространенные растения и животных своей местности, включая редкие и охраняемые виды; определять названия растений и животных с использованием атласа-определителя;

  • приводить примеры физических явлений, явлений превращения веществ, приспособлений животных к условиям среды обитания; изменений в окружающей среде под воздействием человека;

  • указывать на модели положение Солнца и Земли в Солнечной системе;

  • находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты;

  • описывать личные наблюдения или опыты, различать в них цель (гипотезу), условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану внешний вид изученных тел и веществ;

  • использовать дополнительные источники для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать учебный текст естественнонаучного характера; отвечать на вопросы по его содержанию; выделять его главную мысль;

  • использовать естественнонаучную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (на 2-3 минуты);

  • пользоваться приборами для измерения изученных физических величин;

  • следовать правилам безопасности при проведении практических работ.

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения сторон горизонта с помощью компаса, Полярной звезды и местных признаков;

  • измерения роста, температуры и массы тела, сравнения показателей своего развития с возрастными нормами;

  • определения наиболее распространенных в данной местности ядовитых растений, грибов и опасных животных; следования нормам экологического и безопасного поведения в природной среде;

  • составления простейших рекомендаций по содержанию и уходу за комнатными и другими культурными растениями, домашними животными;

  • оказания первой помощи при капиллярных кровотечениях, несложных травмах.







































Календарно-тематический план по природоведению 5 кл

Тема раздела

Количество часов

Из них

Изучение нового и закрепление

контроль

1.

Вселенная

6

5

1

2

Строение и свойства веществ.

10

9

1

3

Воздух.

7

7

-

4

Вода.

4

3

1

5

Горные породы.

3

3

-

6.

Почва.

5

4

1

7.

Организмы.

6

5

1

8

Растения.

8

7

1

9.

Грибы.

2

2

-

10.

Животные.

6

5


11

Ваши любимые растения и животные.

2

2

-

12.

Природа едина.

3

3

-

13

Человек, его здоровье и безопасность жизни.

7

7

1


резерв

1

1



итого

70

63

7





ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО БИОЛОГИИ 5 КЛАСС

( Программа В.В. Пасечника, В.М. Пакуловой, В.В.Латюшина)

ДАТА

ТЕМА УРОКА

Тип урока

Содержание урока



Оборудование.

Знания и умения учащихся

Вид контроля за уровнем усвоенного

Практическая часть



Вселенная

(6 часов)






  1. 31.

2 .09

Вселенная. Звезды на небе

комбинированный

Вселенная, звезды, созвездия, Полярная звезда, Большая и Малая Медведицы, яркость звезд

карта звёздного неба, телескоп(рисунок)

Уметь находить несколько созвездий Северного полушария при помощи звездной карты.

Определять стороны горизонта по Полярной звезде.


беседа


  1. 42

3 .09

Солнце. Солнечная система.

комбинированный

Солнце – звезда, ближайшая к Земле, Солнечная система, планеты, кометы, метеоры, метеориты, астероиды Солнечная система, ее состав;

Солнце – звезда, ближайшая к Земле;

рисунки

Указывать на модели положение Солнца в Солнечной системе.

Использовать дополнительные источники информации


Текущий контроль


  1. 53.

9 .09

Планета Земля

комбинированный

Ось земли, северное и Южное полушария, орбита, экватор, високосный год, суточное и годовое движение Земли, Земля – местообитание живых организмов

Планета Земля, ее положение в солнечной системе, смена дня и ночи, времен года;

глобус

Указывать на модели положение Земли в Солнечной системе.

Уметь сравнивать природные объекты не менее чем по 3-4 признакам. Знать основные данные по размерам Земли.


Текущий контроль

ЛР №1 «Работа с картой, атласами, глобусом: определение на них экватора, полюсов, меридианов, Северного и Южного полушарий»

  1. 64.

10.09

Сферы Земли

комбинированный

глобус


Уметь выделять сферы Земли, знать их границы особенности гидросферы, атмосферы, литосферы.

Текущий контроль


  1. 75.

16 .09

Луна – естественный спутник Земли

комбинированный

Луна – спутник земли, кратеры, лунные фазы

таблица

Знать краткие сведения о Луне. Уметь наблюдать за ее фазами. Знать о влиянии Луны на Землю.


Текущий контроль


6

17 .09

Вселенная (контрольно-обобщающий урок)

обобщения и систематизации знаний

Солнечная система, ее состав;

Солнце – звезда, ближайшая к Земле;

Планета Земля, ее положение в солнечной системе, смена дня и ночи, времен года;

Естественные спутники Земли.

Знать планеты Солнечной системы. Уметь называть разные небесные тела.

Тестовая работа №1

ЛР №2 « Ориентирование на местности с помощью компаса, Полярной звезды, и местных признаков»



Строение и свойства вещества (10 часов)






7

23 .09

Тела и вещества

комбинированный

Вещества, состояние веществ, свойства веществ



разные тела

Знать многообразие тел, веществ

Уметь приводить примеры физических тел и называть вещества, из которых они состоят.

Текущий контроль


8.

24 .09

Свойства твердых тел, жидкостей и газов

комбинированный

Свойства твердых тел, жидкостей и газов, деформация, упругость, пластичность

Уметь называть свойства жидких, твердых и газообразных веществ. Знать , где эти свойства применяются на практике.

Текущий контроль

Л.р№3.«Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел»

9.

30.09

Вещества чистые и смеси

комбинированный

Вещества. Смеси



магнит, железо,сера

Знать многообразие веществ и простейшую классификацию .Знать, чем отличаются смеси от чистых веществ. Уметь несколькими способами разделить смесь.

Уст.опрос


10.

1.10

Молекулы

комбинированный

Молекулы, свойства молекул, атомы, химический элемент, химический знак

Стакан, соль

Знать многообразие веществ

Знать, что такое молекулы и атомы .Знать, из чего состоят молекулы. Уметь схематично изображать молекулы

Диктант по терминам



11.

7.10

Диффузия. Взаимодействие молекул

комбинированный

Движение молекул, диффузия в газах. Жидкостях, твердых веществах. Скорость диффузии, сила притяжения, условия притяжения

разные тела,возд.шар

Знать о взаимодействии молекул, о причинах возникновения диффузии. Уметь приводить примеры диффузии в природе и в быту.

Текущий контроль


12

8.10

Простые и сложные вещества

комбинированный

Простые и сложные вещества, вещества органические и неорганические, состав клеток человеческого организма

Знать о делении вещ-в на группы Знать отличия простых в-в от сложных. Уметь приводить примеры.

Текущий контроль


13

14.10

Явления природы: физические и химические

комбинированный

Физические и химические явления

расческа,бумага

Знать многообразие явлений природы и их простейшую классификацию

Приводить примеры физический явлений, явлений превращения веществ. Понимать разницу между физическими явлениями и химическими.

Текущий контроль


14

15 .10

Горение


комбинированный

Горение, его значение, топливо, его виды. Способы тушения горящих веществ

Свеча


Уметь назвать условия возгорания веществ.

Текущий контроль




15

21 .10

Окисление

обобщения и систематизации знаний

Окисление, медленное окисление, дыхание

Знать о роли процесса окисления в природе.

Объяснять сущность процесса дыхания


Текущий контроль


16

22.10

Урок контроля по теме: «Строение и свойства вещества»

Урок контроля

  • Строение веществ: молекулы, атомы. Элементы;

  • Разнообразие веществ: простые, сложные, органические, неорганические;

  • Явления природы: физические, химические

Провероч-ная работа№2












Воздух (7 часов)






17

28.10

Состав воздуха. Значение воздуха в природе и для живых организмов. Охрана воздуха

комбинированный

Состав воздуха. Примеси

Цифровая лаборатория

Знать о роли воздуха в жизни живых существ. Понимать важность охраны воздуха.

Знать об экологических проблемах округа и путях их решения

беседа


18

29.10

Свойства воздуха

комбинированный

Воздух занимает пространство; воздух сжимаем и упруг; использование свойств воздуха человеком

Сосуд, стакан, вода

Знать физические свойства воздуха. Его состав Знать причины ухудшения состава воздуха.

Текущий контроль


19

11 .11


Атмосферное давление.

комбинированный

Вес воздуха, зависимость веса воздуха от высоты. Давление воздуха.

барометр

Знать причину существования атмосферногодавления. Знать историю его открытия.

Текущий контроль


20

12 .11


Барометры. Нагревание воздуха от поверхности земли. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники.

комбинированный

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Воздух плохой проводник тепла и холода. Изменение температуры воздуха с высотой. Снеговая линия.

барометр

Уметь описывать собственные наблюдения. Уметь пользоваться барометром. Знать зависимость изменения температуры и давления с высотой. Знать, что называют снеговой линией.

Текущий контроль

ЛР№4 «Работа с картой, определение местонахождения гор со снежными вершинами»

21

18.11

Осадки и их виды

комбинированный

Облака, осадки и их виды.

таблица

Знать разные типы осадков, причины их возникновения.

Уметь использовать дополнительные источники информации

Текущий

контроль


22

19.11

Движение ветра в горизонтальном направлении. Ветер. Работа ветра в природе.

комбинированный

Ветер и причины его образования, флюгер, скорость ветра, работа ветра.

флюгер,таблица

Знать о причине возникновения ветра в природе. Уметь называть примеры работы ветра в природе.

Уметь использовать дополнительные источники информации

Текущий контроль

Д флюгера

23

25.11

Погода. Типичные признаки погоды по временам года. Предсказание погоды. Влияние погоды на организм человека

Урок-игра

Погода, признаки погоды. Предсказания погоды.

Знать основные характеристики погоды. Знать о влиянии погоды на здоровье человека


Текущий контроль

ЛР №5«Описание погоды за месяц и сезон»



Вода (4 часа)






24

26.11

Три состояния воды. Состав воды.

комбинированный

Теплопроводность различных состояний воды

презентация,проектор,компьютер

Приводить примеры физический явлений, явлений превращения веществ Знать три агрегатных состояния воды и условия их переходов.

Текущий контроль


25

2.12

Физические свойства воды. Изменение объема воды при нагревании. Температура плавления льда и кипения воды.

комбинированный

Сжатие воды при охлаждении, расширение воды при температуре 4 градуса, температура кипения воды и плавления льда.

Знать физические свойства воды. Поведение ее при разных температурах Знать т-ру кипения и замерзания.

Текущий контроль


26

3.12

Вода – растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества. Растворы в природе. Работа воды в природе. Значение воды в природе и жизни человека. Охрана воды.

комбинированный

Раствор, взвесь, растворимые и нерастворимые вещества, растворы в природе. Работа воды в природе

Называть свойства воды.

Знать, какую роль играет вода в жизни человека Уметь назвать вещества, которые в воде растворяются, а какие нет.

Знать об экологических проблемах области и путях их решения

Защита сообщений


27

9.12

Урок контроля по темам «Воздух. Вода»

Урок контроля



Тест№3




Горные породы (3 часа)






28.

10.12

Горные породы. Разнообразие горных пород

комбинированный

Происхождение горных пород, минералы

коллекция горных пород

Знать многообразие горных пород и их простейшую классификацию

Уметь описывать по предложенному плану внешний вид горных пород и минералов


Текущий контроль

ЛР№6 «Описание минералов и горных пород и определение их свойств»

29

16.12

Обломочные горные породы. Использование человеком обломочных пород

комбинированный

Выветривание. Обломочные горные породы. Использование человеком обломочных пород

коллекция горных пород

Знать,какие полезн.ископаемые называют обломочными. Знать ,где они находят применение.

Текущий контроль


30

17.12

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные полезные ископаемые. Металлы. Использование металлов человеком, их экономия. Охрана недр.

комбинированный

Руда, руды черных и цветных металлов. Свойства металлов

презентация,проектор,компьютер

Знать, чем отличаются рудные и нерудные полезные ископаемые. Уметь назвать признаки металлов.

Знать об экологических проблемах области и путях их решения

Текущий контроль

ЛР№6 «Знакомство с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами»



Почва (5часов)






31

23.12

Почва, её образование. Разнообразие почв. Структура почвы.

комбинированный

Образование почв, структура почвы, горизонт, кислые почвы

презентация,проектор,компьютер

Иметь четкое представление о разнообразии и значении почв. Уметь определять структурную почву.

Текущий контроль


32

24.12

Состав и свойства почвы

комбинированный

Состав почвы, капилляры

Знать состав почвы Уметь показать основные свойства почвы

Текущий контроль


33



34

13.01



14.01

Плодородие почвы. Обработка почвы.



Влияние растений на почву.

Комбинированный



комбинированный

Влияние почвы на растения, влияние растений на почву

Понимать взаимное влияние растения-почва.

Знать правила обработки почв.Понимать и находить связь между урожаем и качеством почв.

Текущий контроль



Текущий контроль


35

20.01.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

комбинированный

Эрозия почв, ее виды. Растения защитники почвы, человек – защитник почвы

таблицы

Знать основные причины разрушения почв. Знать методы борьбы с эрозией. Приводить примеры изменений в окружающей среде под воздействием человека

ТЕСТ№4




Организмы

(6 часов)






36

21 .01

Организм. Свойства живых организмов.

комбинированный

Организм. Свойства живых организмов

Называть свойства живых организмов.

Текущий контроль


37

27 .01

Условия жизни организмов. Экология – наука о взаимоотношении организмов с условиями среды обитания.

комбинированный

Среда обитания, факторы среды. Экология

презентация,проектор,компьютер

Приводить примеры приспособлений животных и растений к условиям среды обитания, изменений в окружающей среде под воздействием человека

Уст опрос


38

28.01

Знакомство с увеличительными приборами

комбинированный

Лупа, микроскоп, тубус, окуляр, объектив, клетка

Лупа, микроскоп

Знать части микроскопа, уметь работать с ним. Уметь приготовить препарат из кожицы лука.

Текущий контроль


39

3.02

Клеточное строение организмов

комбинированный

Клетка. Оболочка. Цитоплазма. Ядро. Одноклеточные и многоклеточные организмы; ткань, орган.

Знать органоиды клетки

(ядро,вакуоль,оболочка,

цитоплазма)Усвоить, что все живые организмы состоят из клеток.

Текущий контроль


40

4 .02

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы.

комбинированный

Одноклеточные и многоклеточные организмы

презентация,проектор,компьютер

Уметь отличать одноклеточные организмы от многоклеточных. Знать особенности строения организмов.

Текущий контроль


41

10 .02

Урок контроля по теме: Организмы.

Урок контроля

Организм, его свойства;

Среда обитания организмов, факторы среды;Строение организмов

Тест№5




Растения

(8 часов)






42

11 .02

Характерные признаки растений.

комбинированный

Общие признаки растений, отличительные признаки растений, пигменты, хлорофилл, фотосинтез

гербарий

Уметь узнавать распространенные растения .Знать признаки растений.

Текущий

контроль


43

17 .02

Растения цветковые и нецветковые

комбинированный

Растения цветковые и нецветковые, цветок – орган растения

Знать признаки, по которым растения делят на группы.

Текущий контроль


44

18.02

Цветковые растения, их органы

комбинированный

Органы цветкового растения и их функции

комнатное растение

Знать строение цветка., органы цветкового растения

Проверка

работы

ЛР№7 «Распознавание органов цветкового растения на живых и гербарных материалах»

45

24.02

Дикорастущие растения. Лекарственные растения

Проектный

Многообразие дикорастущих растений, ядовитые растения

гербарий

Развитие умений составлять компьютерную презентацию. Уметь использовать дополнительные источники информации. Уметь различать ядовитые растения

Текущий контроль

ЛР№8 «Определение названий растений с помощью атласа-определителя»

46

25.02

Охрана растений, растения Красной книги

комбинированный

Растения, находящиеся под угрозой исчезновения

презентация,проектор,компьютер

Знать растения, которые охраняются в нашей местности

Защита сообщений


47

3.03

Многообразие культурных растений

проектный

Овощные, зерновые, плодовые, технические культуры и их разнообразие

Муляжи плодов культ.растений

Уметь делить культурные растения на группы. Понимать значимость этих растений.


текущий

ЛР№9 « Постановка опытов на прорастание семян культурных растений»

48

4 .03

Обобщение знаний по теме «Растения»

обобщения и систематизации знаний


Уметь узнавать распространенные растения, приводить примеры способов размножения растений

Фронталь-ный опрос


49

10 .03

Урок контроля по теме «Растения»

Урок контроля



Тест№6




Грибы (2 часа)






50

11.03

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

комбинированный

Грибы одноклеточные и многоклеточные; питание грибов; значение грибов

таблицы

Знать, чем отличаются грибы от других организмов .Знать их строение. Уметь узнавать распространенные грибы

Текущий контроль


51

17 .03

Шляпочные грибы. Правила сбора грибов

проектный

Шляпочные грибы, их строение; грибы-двойники

презентация,проектор,компьютер

Уметь различать ядовитые грибы. Знать правила сбора грибов.

Текущий контроль

ЛР №10 «Узнавание наиболее распространенных съедобных и ядовитых грибов»



Животные (6 часов)






52

18.03

Характерные признаки животных

комбинированный

Многообразие животных по способу питания

Уметь узнавать распространенных животных в Ростовской области

беседа


53

1.04

Условия жизни и многообразие диких животных

комбинированный

Условия жизни диких животных, животные одноклеточные и многоклеточные, позвоночные и беспозвоночные; среды обитания диких животных

Знать отличия домашних животных от диких, называть их среды обитания.

Текущий контроль


54

7 .04

Значение животных в природе и жизни человека. Охрана животных

комбинированный

Значение животных в природе и жизни человека. Животные Красной книги, меры охраны диких животных

Подготовка устных сообщений

Уметь использовать дополнительные источники информации



Текущий контроль


55

8.04

Домашние животные, многообразие и условия их жизни.

проектный

Многообразие домашних животных

презентация,проектор,компьютер

Понимать значимость сельского хозяйства .Знать отрасли с-х

Уметь называть условия их содержания.

Текущий контроль


56

14.04

Обобщение знаний по теме «Грибы. Животные»

обобщения и систематизации знаний


Уметь узнавать распространенные грибы, животных

Текущий контроль

ЛР№11 «Узнавание различных видов животных»

57

15 .04

Мое любимое животное

проектный



.




Ваши любимые растения и животные (2 часа)








58

21.04

Растения в вашем доме

проектный

Значение комнатных растений, их разнообразие. Уход за комнатными растениями

Подготовка устных сообщений. Составлять простейшие рекомендации по уходу за комнатными растениями.

Защита сообщений




59

22 .04

Животные в вашем доме

проектный

Породы собак и кошек

презентация,проектор,компьютер

Уметь составлять простейшие рекомендации по содержанию и уходу за домашними животными. Развитие умений составлять памятки

Защита сообщений

ЛР№12 «Составление рекомендаций по уходу за комнатными растениями и домашними животными»



Природа едина

(3 часа)






60

28.04

Связи неживого и живого. Цепи питания. Пищевые сети.

комбинированный

Пищевые связи- цепи питания. Пищевые сети. Природа – единое целое

Понимать связь живого и неживого. Уметь составлять простейшие пищевые цепи

Текущий контроль


61

29.04

Природа – наш друг. Охрана природы. Правила поведения в природе.

комбинированный

Взаимосвязь в природе. Правила поведения в природе

Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде

Текущий контроль


62

5.05

Экскурсия «Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы»

экскурсия


Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде

Оформление отчета




Человек, его здоровье и безопасность жизни

(7 час)






63

6.05

Общий обзор строения человека.

комбинированный

Органы и системы органов

Уметь измерять свой рост, температуру, массу тела, сравнивать показатели своего развития с возрастными нормами

беседа

ЛР №13 «Измерение роста, температуры, массы тела, сравнение показателей своего развития с возрастными нормами»

64

12.05

Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика.

проектный

Здоровый образ жизни

Знать, что называют образом жизни. Уметь объяснить пагубное влияние курения и спиртных напитков .

Текущий контроль


65





66

13.05-





19.05

Правила поведения человека в опасных природных ситуациях.



Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.


Травмы человека. Первая помощь при травмах

презентация,проектор,компьютер

бинты.жгут

Следовать нормам экологического и безопасного поведения в природной среде. Уметь оказывать первую помощь при капиллярных кровотечениях, несложных травмах

Текущий контроль

ЛР№14 «Овладение простейшими способами оказания первой помощи при травмах»

67

20.05

Административная конт.работа№7






68

26.05

повторение






69

27.05

Летние задания






70


резерв






















Контрольные работы:

Проверочная работа по теме «Вселенная»

Вариант 1

  1. Выберите один правильный ответ:

  1. Астероиды – это:

    1. обломки планет,

    2. раскаленные газовые тела шарообразной формы,

    3. маленькие планеты,

    4. естественные спутники планет.

  1. Смена времен года на Земле происходит оттого, что:

    1. Земля вращается вокруг Солнца;

    2. ось Земли наклонена,

    3. Земля вращается вокруг своей оси,

    4. Земля освещается Солнцем.

  2. Сатурн – это:

    1. спутник Земли,

    2. маленькая звезда,

    3. астероид,

    4. планета.

  3. Прибор для наблюдения звездного неба:

    1. глобус,

    2. компас,

    3. телескоп,

    4. микроскоп.

  4. Созвездие – это:

    1. участок неба с расположенными на нем звездами,

    2. гигантское скопление звезд, звездная система,

    3. Солнце с вращающими вокруг него планетами,

    4. скопление газов в атмосфере.

  5. Метеор - это:

    1. малая планета, вращающаяся вокруг Солнца,

    2. остатки небесного тела, достигающие поверхности Земли,

    3. частицы небесных тел, сгорающие в атмосфере,

    4. спутник планеты.

  6. Водная оболочка Земли называется:

    1. атмосфера,

    2. гидросфера,

    3. литосфера,

    4. биосфера.

  7. Самая маленькая планета земной группы:

    1. Марс,

    2. Земля,

    3. Венера,

    4. Меркурий.

  8. Биосфера – это:

    1. воздушная оболочка Земли,

    2. оболочка Земли, заселенная живыми организмами,

    3. твердая оболочка Земли

    4. водная оболочка Земли.

  9. По второй орбите вокруг Солнца вращается:

    1. Венера,

    2. Луна,

    3. Земля,

    4. Плутон.

  1. Выпишите номера правильных суждений:

  1. Солнечную систему составляют только планеты.

  2. Солнце – это звезда.

  3. Только на Земле имеется водная оболочка.

  4. Комета – это упавшее на Землю космическое тело.

  5. Млечный путь – наша Галактика.

  1. Прочитайте отрывок о путешествии барона Мюнхаузена на Луну. Определите, действительно ли был барон на Луне. Ответ поясните:

«Наконец моя ракета прилунилась. Быстро наступило лунное утро. Я снял скафандр и шлем, спустился на лунную поверхность… и по колено провалился в пыль!

Оказалось, что идти по Луне гораздо труднее, чем по Земле. Я еле-еле передвигал ноги. А мой чемодан так и тянул меня вниз».
























Проверочная работа по теме «Вселенная»

Вариант 2

  1. Выберите один правильный ответ:

  1. Звезды – это:

    1. обломки планет,

    2. раскаленные газовые тела шарообразной формы,

    3. маленькие планеты,

    4. естественные спутники планет.

  1. Смена дня и ночи происходит на Земле оттого, что:

    1. Земля вращается вокруг Солнца;

    2. ось Земли наклонена,

    3. Земля вращается вокруг своей оси,

    4. Земля освещается Солнцем.

  2. Луна – это:

    1. спутник Земли,

    2. маленькая звезда,

    3. астероид,

    4. планета.

  3. Прибор для определения сторон света называется:

    1. глобус,

    2. компас,

    3. телескоп,

    4. микроскоп.

  4. Солнце – это:

    1. планета,

    2. спутник планеты,

    3. комета,

    4. звезда.

  5. Солнечная система состоит из:

    1. планет и метеоритов,

    2. Солнца и звезд,

    3. планет, астероидов, спутников, метеоритов и комет,

    4. Солнца и планет.

  6. Воздушная оболочка Земли называется:

    1. атмосфера,

    2. гидросфера,

    3. литосфера,

    4. биосфера.

  7. Вокруг Солнца движется:

    1. 8 планет,

    2. 9 планет,

    3. 4 планеты,

    4. 10 планет.

  8. Гидросфера – это:

    1. воздушная оболочка Земли,

    2. оболочка Земли, заселенная живыми организмами,

    3. твердая оболочка Земли

    4. водная оболочка Земли.

  9. По третьей орбите вокруг Солнца вращается:

    1. Венера,

    2. Луна,

    3. Земля,

    4. Плутон.

  1. Выпишите номера правильных суждений:

  1. Кометы состоят из сгустков твердых частиц и газа.

  2. Смена времен года на Земле происходит из-за вращения Земли вокруг Солнца.

  3. В високосном году 365 дней.

  4. Метеорит – это небесное тело, достигшее поверхности Земли.

  5. Компас используется для наблюдений за звездным небом.

  1. Прочитайте отрывок о путешествии барона Мюнхаузена на Луну. Определите, действительно ли был барон на Луне. Ответ поясните:

«Было жарко: градусов 30, а может быть и 40. Хорошо, что я захватил с собой зонтик.

Вдруг подул сильный ветер. Началась пыльная буря. Я поплотнее закутался в плащ.

У моря Спокойствия буря стихла. Я надул резиновую ложку. Вот это рыбалка! Я едва успевал менять наживку на крючке. Кстати, лунные дождевые черви намного крупнее своих земных собратьев».























Ответы к проверочной работе «Вселенная»


задания

1 вариант

2 вариант

Кол-во

баллов

1

В

Б

1

2

А

В

1

3

Г

А

1

4

В

Б

1

5

А

Г

1

6

В

В

1

7

Б

А

1

8

Г

Б

1

9

Б

Г

1

10

А

В

1

2,3,5

1,2,4

2

Нет, потому что

  • утро наступает очень медленно, т.к. день длится 28 земных суток,

  • не мог снять скафандр, т.к. нет атмосферы,

  • ходить наоборот легко, т.к. притяжение на Луне слабее, чем на Земле,

Нет, потому что

  • ветра нет, т.к. нет атмосферы,

  • нет жизни, т.к. нет атмо-, гидросферы,

  • не мог плавать на лодке, т.к. нет воды в морях,

3


Мах количество баллов за работу: 15

«2» - менее 6 баллов

«3» - 6-9 баллов

«4» - 10-12 баллов

«5» - 13-15 баллов


Тест по теме: «Строение и свойство вещества».

Вариант I.

Задание №1.

Запишите определение.

  1. Природа – это … .

Задание №2.

Установите соответствие. Где смесь, а где вещество?

А – смесь. 1. Серебро.

Б – вещество. 2. Молоко.

3. Гранит.

4. Кислород.

5. Чугун.

6. Дым.

7. Древесина.

Запишите буквы в таблицу и перенесите их в тетрадь без запятых.

1

2

3

4

5

6

7









Задание №3.

Какие утверждения верны?

  1. Находясь в смеси, вещества сохраняют свои индивидуальные свойства.

  2. Наименьшая частица вещества – это атом.

  3. Свечение нити электрической лампочки – это физическое явление.

  4. В природе физические явления происходят постоянно.

  5. Любое вещество находится в трёх состояниях кроме стали.

  6. Если молекула вещества состоит из двух атомов кислорода, то это сложное вещество.

  7. Газы – кислород и водород являются телами.

  8. Молния – это химическое явление.

  9. Стекло – это вещество, а стеклянный стакан – тело.

  10. Кислород – это газ, необходимый для дыхания.

Задание №4.

Ответьте на вопросы.

  1. Какими свойствами обладают жидкости?

  2. Почему содержание кислорода в атмосфере почти не изменяется?

  3. Какие вещества нельзя тушить водой? Почему? Какие можно так тушить?

  4. Чем объясняется распространение в спокойном воздухе дыма?

  5. Почему из двух кусков пластилина можно легко сделать один?








Тест по теме: «Строение и свойство вещества».

Вариант II.

Задание №1.

Запишите определение.

  1. Явления природы – это … .

Задание №2.

Установите соответствие. Что является телом, а что веществом?

А – тело. 1. Хрустальная ваза.

Б – вещество. 2. Золото.

3. Проволока из меди.

4. Ручка.

5. Пластмасса.

6. Стекло.

7. Батарея.

Запишите буквы в таблицу и перенесите их в тетрадь без запятых.

1

2

3

4

5

6

7









Задание №3.

Какие утверждения верны?

  1. Между частицами действуют только силы притяжения.

  2. Если молекула вещества состоит из атомов водорода и кислорода, то это простое вещество.

  3. Гниение листьев – это физическое явление.

  4. Чугун – это вещество.

  5. Химические реакции происходят не только в окружающей природе, но и в живых организмах.

  6. Плавление меди относят к химическому явлению.

  7. Молекула – наименьшая частица вещества.

  8. Живую природу образуют органические и неорганические вещества.

  9. Диффузия – свойство, характерное только для жидкостей.

  10. Кислород – это газ, который поддерживает горение.

Задание №4.

Ответьте на вопросы.

  1. Какими свойствами обладают твёрдые тела?

  2. Почему после каждого урока в классе необходимо открывать форточки?

  3. Почему резиновый ластик сжатый и согнутый пополам, распрямится, если края отпустить?

  4. Как потушить небольшой очаг горения?

  5. Приведите примеры природных смесей. Где они используются?


Тест по теме: «Вода».

Вариант №1

Задание 1.

Выберите один правильный ответ:

  1. Вода встречается в природе в:

а) в двух состояниях;

б) в трёх;

в) в четырёх;

г) в одном состоянии.

2. Над кастрюлей, в которой закипает вода появляется:

а) туман;

б) водяной пар;

в) дым.

3. При замерзании объём воды:

а) уменьшается;

б) увеличивается;

в) иногда уменьшается, иногда увеличивается;

г) не изменяется.

4. Сходство между водой и воздухом в том, что они:

а) сжимаемы и упруги;

б) занимают пространство;

в) бесцветны и прозрачны;

г) при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются.

5. Водная оболочка Земли называется:

а) биосфера;

б) атмосфера;

в) литосфера;

г) гидросфера.

Задание 2.

Среди перечисленных признаков, выпишите те, которыми обладает только вода:

  1. Занимает всё предоставленное ей пространство.

  2. Бесцветна и прозрачна.

  3. При охлаждении сжимается, а при tо +4о начинает расширяться.

  4. Хороший проводник тепла.

  5. Хороший растворитель.

  6. Плохой проводник тепла.

  7. Текуча.

Задание 3.

  1. Почему зимой рыба и растения не погибают в глубоких водоёмах?

  2. Как вы думаете, что будет более эффективным в качестве грелки: 2 кг песка при температуре +60оС или 2 л воды при той же температуре?

  3. Какова роль воды в жизни человека?


Тест по теме: «Вода».

Вариант №2

Задание 1.

Выберите один правильный ответ.

  1. Лёд – это вода в:

а) жидком состоянии;

б) твёрдом состоянии;

в) газообразном состоянии.

2. В сильный мороз утки лезут в воду, так как:

а) им хочется пить;

б) чтобы освежиться;

в) им захотелось искупаться;

г) они замёрзли.

3. Жидкость, в которой посторонние вещества равномерно

распределены – это:

а) взвесь;

б) раствор;

в) смесь;

г) муть.

4. На дне глубоких водоёмов температура:

а) +3оС;

б) +4оС;

в) +5оС;

г) +6оС.

5. Чем выше температура воздуха, тем водяного пара в нём:

а) меньше;

б) столько же;

в) больше;

г) постепенно уменьшается.

Задание 2

Допишите предложения, вставив вместо точек слова:

  1. На долю воды приходится … массы человеческого тела.

  2. Вода … нагревается и … остывает.

  3. - это газ, прозрачный и невидимый.

  4. Водные животные дышат … , который растворяется в воде.

  5. Водная оболочка Земли - … ..


Задание 3

  1. Вода в чайнике закипела. Дочь говорит маме: «Я выключила плитку, так как из чайника шёл дым». Какую неточность допустила девочка? Какой процесс она наблюдала?

  2. Почему вода, налитая в серебряные сосуды долго не портится?

  3. Какова роль воды в природе?



Тест№4 по теме «Почва».

(В курсе природоведения 5 класс)

  1. Почва – это …

а) верхний плодородный слой земли б) верхний слой земли

2. Почвы образуются

а) из горных пород

б) путём разрушения горных пород, гниения остатков растений и животных

в) путём гниения растений и животных

3. От чего зависит плодородие почвы

а) от количества песка и глины

б) от количества перегноя

в) от количества минеральных веществ

4. Выветривание – это …

а) медленное разрушение горных пород под воздействием солнечных лучей, воды, живых организмов, ветра

б) способность проводить тепло

в) разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром

5. Какие факторы влияют на разрушение горных пород

а) вода б) органические вещества в) ветер

г) солнечные лучи д) растения е) минеральные вещества

6. Что входит в состав почвы

а) песок б) глина в) минералы г) воздух д) вода е) перегной

ж) минеральные соли з) гранит

7. Существуют типы почв

А) солончаковая б) глинистая в) подзолистая г) чернозёмная д) песчаная

Е) перегной ж) гумусовая

8. Какие из перечисленных типов почв неблагоприятны для развития растений

а) солончаковая б) глинистая в) подзолистая г) чернозёмная д) песчаная

9. Эрозия почвы – это …

а) медленное разрушение горных пород под воздействием солнечных лучей, воды, живых организмов, ветра

б) способность проводить тепло

в) перемещение обломочных горных пород с помощью ветра

г) Разрушение плодородного слоя почвы водой и ветром

10. Причиной эрозии почвы может стать …

а) человек б) животные в) большое количество растений г) вода д) ветер

11. Сохранить влагу в почве может …

А) внесение удобрений б) рыхление в) постоянный полив г) известь

12. Какие вещества повышают плодородие почвы

а) органические удобрения б) минеральные удобрения в) известь г) гипс

13. Какие мероприятия помогают предотвратить увеличение оврагов (эрозии почв)

а) засыпка оврагов б) посадка растений на склонах оврагов

14. Какая почва называется глинистой

а) почва, состоящая из комочков б) почва, богатая перегноем

в) почва, в которой преобладает глина г) мелко раздробленная, пылевая почва.



Тест «Организм и его свойства»

1 вариант

Задание 1. Выберите 1 правильный ответ:

1. К телам живой природы относятся:

а) вода;

б) паук;

в) стол;

г) почва.

2. Питание - это:

а) поступление в организм углекислого газа;

б) поступление в организм кислорода;

в) получение организмом необходимых для жизнедеятельности
веществ из окружающей среды;

г) освобождение организма от ненужных веществ.

3. Размножение свойственно:
а) всем телам природы;

б) телам неживой природы;

в) только живым организмам.

Задание 2. Закончите предложение:

Лупа- это___________


Главная часть клетки - .

Орган - это .

Задание 3. Установите принадлежность факторов среды к той или иной группе:

Факторы среды Группы факторов среды

  1. Температура а) факторы неживой природы

  2. Свет б) факторы живой природы

  3. Влажность

  4. Микроорганизмы

  5. Человек

  6. Растения

  7. Животные



1

2

3

4

5

6

7



















Тест «Организм и его свойства»

2 вариант

Задание1. Выберите 1 правильный ответ:

1. К телам живой природы относятся:

а) вода;

б) камень;

в) береза;

г) почва.

2. Свойствами живых организмов являются:

а) питание и дыхание;

б) электропроводность;

в) горение;

г) растворимость.

3. Живым организмам для дыхания необходим:
а) углекислый газ;

б) кислород;

в) азот.

Задание2. Закончите предложение:

Микроскоп - это .

Клетка состоит из .

Ткань - это .

Задание 3. Установите соответствие между организмами и особенностями их строения.

Организмы Особенности строения

1. Вирусы а) одноклеточные

  1. Бактерии б) многоклеточные

  2. Амеба в) неклеточные

  3. Хламидомонада

  4. Дождевой червь

  5. Бабочка

  6. Папоротник



Материально-техническое обеспечение:

 Технические средства обучения.

1.Компьютер в сборке FROMOZA EL 500

2.Проектор Epson

3.Цифровая лаборатория Sensor Lab

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

  1. Комплект лабораторного оборудования

  2. Микроскопы 3 шт

  3. Скелет человека

  4. Набор микро препаратов.

  5. Набор таблиц





  1. Учебно-методическое обеспечение.

  2. Пакулова В.М.,Иванова Н.В Природа.Неживая и живая (Учебник). - М.: Дрофа, 2008.

  3. Пакулова В.М.,Иванова Н.В. Природа.Неживая и живая (Рабочая тетрадь). - М.: Дрофа, 2008.

  4. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс, М.:Дрофа, 2008(рабочая тетрадь для учителя);

  5. Л.Д. Парфилова. Тематическое и поурочное планирование по природоведению. К учебнику В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой « Природа. Неживая и живая. 5 класс», М.: изд-во «Экзамен», 2009.


Дополнительная литература:

  1. Биология. Энциклопедия / Гл. редактор М.С.Гиляров. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003.

  2. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - М.: Дрофа, 2005.

  3. Волцит О.В., Черняховский М.Е. Популярный атлас-определитель. Насекомые. - М.: Дрофа, 2005.

  4. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Рабочая тетрадь. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  5. Запартович Б.Б., Криворучко Э.Н., Соловьева Л.И. С любовью к природе. Дидактический материал по природоведению. М., Педагогика, 1978.

  6. Новиков В.С., Губанов И.А. Популярный атлас-определитель. Дикорастущие растения. - М.: Дрофа, 2005.

  7. Планета – наш дом. Учебник –хрестоматия по основам экологии. М., Лайда, 19995.

  8. Природоведение. 5 класс. Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды). Составитель Н.А.Касаткина. Волгоград, Учитель, 2004.

  9. Хрестоматия по природоведению. Составитель В.П. Горощенко. М., Просвещение, 1979



Методическая литература:

  1. Авдеева С.Б. и др. Природоведение. 5класс. Поурочное планирование. Тематические контрольные и практические работы. М., Школа-Пресс, 2001.

  2. Бердичевская Л.А., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Сборник заданий для тематического контроля знаний учащихся. –М: Дрофа, 2003.

  3. Галеева Н.Л. Экология и мир человека. Уроки экологического мышления. 5 класс. Мой мир – мой дом. Методическое пособие для учителя. - М.: Тайдекс Ко, 2002.

  4. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические карты. - М.: Дрофа, 2005.

  5. Елькина А.М., Старцев П.Е. Природоведение. 5 класс. Биологические лабиринты. - М.: Дрофа, 2005.

  6. Ермаков Д.С. и др. Учимся решать экологические проблемы. М., Школьная пресса, 2002.

  7. Иванова Т.В., Калинова С.Г., Сонин Н.И.. Природоведение. Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2005.

  8. Литвинова Л.С., Жиренко О.Е., Нравственно-экологическое воспитание школьников М., 5 за знания, 2007.

  9. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

  10. Пакулова В.М., Иванова Н.В. Природа. Неживая и живая. 5 класс. Тематическое и поурочное планирование к учебнику. - М.: Дрофа, 2005.

  11. Природа неживая и живая.5 класс. Поурочные планы по учебнику В.М.Пакуловой, Н.В. Ивановой,/авт.сост.Г.В.Чередникова – Волгоград. Учитель, 2005.

  12. Рохлов В.С., Сонин Н.И. Природоведение. 5 класс. Тестовые задания. - М.: Дрофа, 2005.

  13. Сонин Н.И., Казарян К.П. Природоведение. 5 класс. Дидактические карточки-задания. - М.: Дрофа, 2005.

  14. Сонин Н.И., Калинова Г.С., Иванова Т.В. Природоведение. Рабочая тетрадь для учителя. - М.: Дрофа, 2005.

Электронное сопровождение

    1. Библиотека электронных наглядных пособий «Природоведение 5 класс», Дрофа, Физикон, 2004.

    2. Электронное учебное издание «Природоведение 5 класс», «Мультимедийное приложение к учебнику А.А. Плешакова и Н.И. Сонина» , Дрофа, Физикон, 2005.

    3. Природоведение 5 класс . «1С» фирма

    4. Лекарственные растения. ЗАО «Новый диск», 2010



Рабочая программа по природоведению,5 класс
  • Биология
Описание:

Рабочая программа составлена на основе Федерального Государственного стандарта,                         программы основного общего образования по природоведению 5 класс.

Авторы:   В.В. Пасечник, В.В. Латюшин, В.М. Пакулова.

Согласно действующему Базисному учебному плану, рабочая программа для 5-го класса предусматривает обучение природоведению 2 часа в неделю.

Рабочая программа ориентирована на использование  учебника  В.М. Пакуловой, Н.В. Ивановой  «Природа неживая и живая  5 класс»,  М.,»Дрофа» 2008г.

            Курс природоведения в 5 классе продолжает одноименный курс начальной школы и является пропедевтическим по отношению к биологическому курсу, курсам физики, химии, физической географии в основной школе.

            Изучение природоведения в 5 классе направлено на достижение следующих целей:

·         освоение  знаний о многообразии объектов и явлений природы, о связи   мира живой и неживой природы, об изменениях природной среды под воздействием человека;

·         овладение начальными естественнонаучными умениями проводить наблюдения, опыты и измерения, описывать их результаты, формулировать выводы;

·         развитие интереса к изучению природы, интеллектуальных и творческих способностей в процессе решения познавательных задач;

·         воспитание положительного эмоционально-ценностного отношения к природе, стремления действовать в окружающей среде в соответствии с экологическими нормами поведения, соблюдать здоровый образ жизни;

·         применение полученных знаний и умений для решения практических задач в повседневной жизни, безопасного поведения в природной среде, оказание простейших видов первой медицинской помощи.

В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для

изучения биологии как самостоятельного предмета в 6-9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, получают новые знания о строении веществ, их физических свойствах, об электрических, химических, физических, биологических явлениях.

            Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов,  углубляются их знания об условиях жизни и разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

            Изложенный в программе материал соответствует  трем основным содержательным разделам стандарта основного общего образования по природоведению – «Как человек изучает природу», «Многообразие тел, веществ и явлений природы», «Здоровье человека и безопасность жизни» - и распределен по соответствующим темам.

            Кроме системы знаний о природе, программа предусматривает формирование как общеучебных, так и специальных умений и навыков, направленных на работу с различными литературными источниками, наблюдения за природными объектами, постановку с ними опытов, измерений, на конструирование моделей, разработку экологических проектов и т.д.

 

          Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит 70 учебных часов для обязательного изучения природоведения в 5-м классе основной школы из расчета 2 учебных часа в неделю.(в программе предусмотрен 1 резервный час)

Автор Савич Татьяна Николаевна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 361
Номер материала 16354
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓