Главная / Биология / Рабочая программа по природоведению

Рабочая программа по природоведению

Название документа ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.doc

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п\п

Тема урока

Тип урока

Характеристика деятельности учащихся или виды учебной деятельности

Планируемые рез - ты освоения материала

Дата проведения


планир


фактич

1

Введение. Как изучали природу.

изучение нового материала

Осмысление, запоминание




Тема 1. Вселенная (8 час)

2

Вселенная. Звёзды. Созвездия.

формирование новых знаний

Усвоение новых знаний

Знать: звёзды, созвездия, телескоп



3

«Определение на звёздной карте

Созвездий Северного полушария».

Лабораторная работа № 1

 

Выработка умений и навыков по применению знаний

определять созвездия на звёздной карте неба



4

 Земля – наш дом.

изучение нового материала

Усвоение новых знаний

Знать: форма и размеры Земли



5

 Оболочки Земли.

Лабораторная работа  №2

«Определение на глобусе экватора, полюсов, полушарий, материков, океанов ».

комбини-

рованный

Выработка умений и навыков по применению знаний

Уметь находить на карте и глобусе экватора, полюсов, полушарий, материков, океанов



6

 Луна – естественный спутник Земли.

комбини-

рованный

Усвоение новых знаний

Знать: лунные моря и океаны, кратер



7

 Солнце. Солнечная система.

изучение нового материала

Усвоение новых знаний

Знать: что такое Солнце, солнечная система



8

Небесные тела: метеориты, астероиды, метеоры

комбини-

рованный

Повторение и углубление знаний




9

Обобщение

по теме «Вселенная».

Обобщение и систематизация знаний

Повторение и углубление знаний

Солнце, солнечная система, звёзды, созвездия



Тема 2. Строение и свойство вещества (10 час)

10

 Тела и вещества.

изучение нового материала

Выработка умений и навыков по применению знаний.

Уметь определять тела и вещества. Знать определения тело, вещество. Состояние тел



11

Свойства твёрдых тел, жидкостей, газов.

комбинированный

Выработка умений и навыков по применению знаний.

Знать свойства



12

Лабораторная работа №3

«Определение физических свойств твёрдых, жидких и газообразных тел»

комбини-

рованный

Выработка умений и навыков по применению знаний




13

 Вещество и смеси.

изучение нового материала

Выработка умений и навыков по применению знаний.

Знать определения: вещество, уметь отличать смеси от веществ.



14

Молекулы. Атомы. Элементы.

изучение нового материала

Выработка умений и навыков по применению знаний.

Знать определения молекулы, атом, элемент



15

Движение частиц вещества.  Взаимодействие частиц

изучение нового материала

Усвоение новых знаний

Знать определение диффузия



16

Разнообразие веществ.  Явления природы. Физические явления.

Изучение нового материала

Усвоение новых знаний

Знать явление притяжения



17

Химические явления. Горение. 

Изучение нового материала

Усвоение новых знаний

Знать: простые, сложные вещества



18

Окисление 


комбинированный

Усвоение новых знаний и выработка умений и навыков по применению знаний

Знать определение понятий




19

Обобщение по теме «Вещества»

Обобщение и систематизация знаний

Повторение и углубление знаний.

тело, вещество, состояние тел, свойства тел






Тема 3. Воздух. (7 час)

20

Воздух – смесь газов.

Изучение нового материала

Усвоение новых знаний

Знать состав воздуха



21

Свойства воздуха.

комбинированный

Усвоение новых знаний и выработка умений и навыков по применению знаний.

Знать свойства воздуха: сжимаемость, упругость



22

Вес воздуха и атмосферное давление.

комбинированный

Усвоение новых знаний и выработка умений и навыков по применению знаний.

Атмосферное давление



23

 Изменение давления воздуха с высотой.

изучение нового материала

Усвоение новых знаний

Плотность воздуха, барометр



24

 Погода и её предсказание.

изучение нового материала

Формирование и усвоение новых знаний

Погода, метеорология, метеорологи



25

«Описание погоды за месяц».

Практическая работа

Закрепление практических умений и навыков




26

Обобщение по теме «Воздух».

Обобщение и систематизация знаний

Повторение и углубление знаний.

Состав воздуха,

атмосферное давление,

плотность воздуха



Тема 4. Вода (4 час)

27

Три состояния воды.

изучение нового материала

Формирование и усвоение новых знаний

Знать агрегатные состояния воды: вода жидкая, твёрдая, газообразная



28

Тепловое расширение воды.

комбини-

рованный

Усвоение новых знаний и выработка умений и навыков по применению знаний.

Свойства воды: сжатие, расширение.



29

Вода – растворитель.

комбини-

рованный

Усвоение новых знаний и выработка умений и навыков по применению знаний.

Виды растворов



30

Работа воды в природе. . Значение воды в природе. Исполь­зование воды человеком. Охрана воды

комбини-

рованный

Усвоение новых знаний и выработка умений и навыков по применению знаний.

Образование пещер, ов­рагов, ущелий.



Тема 5. Горные породы (5 час)

31

Внутреннее строение Земли

изучение нового материала

Формирование и усвоение новых знаний

Знать строение земли: земная кора, мантия, ядро, минералы



32

Лабораторная работа №4

«Описание минералов и горных пород, определение их свойств».

Практическая работа

Закрепление практических умений и навыков при работе с коллекцией минералов.

Изучение свойств горных пород



33

Разрушение горных пород

комбинированный

Формирование и усвоение новых знаний

Выветривание, песок, галька, глина



34

Полезные ископаемые. Металлы. Полезные ископаемые нашей местности.


комбинированный

Формирование и усвоение новых знаний

Лабораторная работа №5«Ознакомление с местными полезными ископаемыми».



35

Обобщение по теме: «Горные породы».

Обобщение и систематизация знаний

Повторение и углубление знаний.




Тема 6. Почва - особое тело Земли (5 час)

36

Образование почв и их разнообразие.

изучение нового материала

Формирование новых знаний

Знать образование почв, что такое -гумус, структура почвы.



37

Состав и свойства почвы.

комбинированный

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Плодородие почвы



38

 Уход за почвой. Влияние растений на почву.

комбинированный

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать применение удобрений, связь почвы и растений




39

Разрушение почв..

комбинированный

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать явление: эрозия почв



40

Обобщение по теме: «Почва».

Обобщение и систематизация знаний

Повторение и углубление знаний.

Строение, состав, свойства почв



Тема 7. Организмы (7 час)

41

Организм и его свойства.

Урок объяснения нового материала

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать свойства живого организма: дыхание, питание,  размножение, рост



42

Приспо­собленность растений и животных к жизни в раз­ных условиях среды обитания.


Урок объяснения нового материала

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Среда обитания, экология,



43

Увеличительные приборы.

комбинированный

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать строение лупы, микроскопа



44

Клеточное строение организмов. Клетка.

изучение нового материала

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать строение клетки



45-46

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов.

Урок объяснения нового материала

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать царства живой при роды, причины сокращения организмов.



47

Обобщение по теме: «Организмы».

Обобщение и систематизация знаний

Повторение и углубление знаний.




Тема 8. Растения (8 час)

48

Характерные признаки растений.

изучение нового материала

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать признаки растений



49

 Разнообразие растительного мира.

изучение нового материала

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать отделы растений: цветковые, нецветковые растения



50

Цветковые растения, их ор­ганы. Лабораторная работа №6.«Распознавание органов цветкового растения»

комбинированный

Закрепление практических умений и навыков при работе над проектом

Знать органы растений (вегетативные и генеративные)



51

Места обитания дикорастущих растений. Лекарственные растения.

 изучение нового материала.

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни челове­ка



52

Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями.

 изучение нового материала

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать ядовитые растения



53

Охрана растений, растения Красной книги

изучение нового материала

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать растения нашей местности, занесенные в Красную книгу



54

 Многообразие культурных растений. Значение культурных растений в жизни человека.

 изучение нового материала.

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать овощные, зерновые, плодовые, технические культуры



55

Обобщение по теме: «Растения»

Обобщение и систематизация знаний

Повторение и углубление знаний.




Тема 9. Грибы (3 час)

56

Разнообразие грибов.

 изучение нового материала.

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать значение грибов в природе.



57

Шляпочные грибы.

 изучение нового материала.

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать строение грибов, многообразие грибов



58

Грибы съедобные и ядови­тые. Лабораторная работа № 9 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

Правила сбора грибов

комбинированный

Закрепление практических умений и навыков при работе над проектом

Уметь распознавать грибы, знать правила сбора грибов.



Тема 10. Животные (6 час)

59

Характерные признаки животных, сходство с рас­тениями и отличия от них.

 изучение нового материала.

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать характерные признаки животных.



60

Условия жизни и многообразие диких  животных.

 изучение нового материала.

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать приспо­собленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.



61

Животные Красной книги. Охрана Ди­ких животных.

комбинированный

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать животных красной книги Татарстана, своей местности.



62

Домашние животные, условия их жизни. Мно­гообразие домашних животных, уход за ними, со­здание благоприятных условий жизни.

комбинированный

Закрепление практических умений и навыков при работе над проектом

Уметь представлять своих домашних животных (защита проекта)



63

 Связи живого и неживого.

 изучение нового материала.

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать взаимосвязи живой и неживой природы



64

Обобщение по теме: «Животные».

Обобщение и систематизация знаний

Повторение и углубление знаний.




Тема 11. Человек. Его здоровье и безопасность жизни (6 час)

65

Общий обзор строения человека. Человек и окружающая среда. Лабораторная работа №11«Определение показателей развития своего организма».

 изучение нового материала.

Формирование и усвоение новых знаний и умений

Знать общее строение человека.



66

Травмы человека. Лабораторная работа №12«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при ушибах».

комбинированный

Закрепление практических умений и навыков при работе над проектом

Знать определение травма, ушиб. Умение оказать 1-ую помощь



67

Способы оказания первой помощи. Лабораторная работа №13«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при растяжении связок».                  Лабораторная работа №14«Овладение простейшими способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечении».

комбинированный

Закрепление практических умений и навыков при работе над проектом

Навыки оказания 1-ой доврачебной помощи



68

Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков).

изучение нового материала

Закрепление практических умений и навыков




69

Правила поведения человека в опасных природ­ных ситуациях (во время грозы, ливней, под гра­дом и др.).

комбинированный

Закрепление практических умений и навыков

Составление памяток.



70

Промежуточная аттестация

Контроль и коррекция знаний

Контроль и обобщение знаний






Название документа пояснительная записка.doc

Пояснительная записка


Рабочая программа по природоведению составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по природоведению на базовом уровне,

Рабочая программа предназначена для изучения природоведения в 5 классе основной общеобразовательной школы по учебнику

Входит в федеральный перечень учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях.

В соответствии с федеральным базисным учебным планом в рамках основного общего образования и в соответствии с учебным планом школы данная программа рассчитана на преподавание курса природоведения в 5 классе в объеме 2 часа в неделю, всего 70 часов.

Предмет «Природоведение» продолжает естественнонаучную составляющую предмета «Окружающий мир» начальной школы и является пропедевтическим для систематических курсов физики, химии, биологии и физической географии в основной школе.

Базовое биологическое образование должно обеспечить выпускникам высокую биологическую, прежде всего экологическую, природоохранительную грамотность. Решить эту задачу можно на основе преемственного развития ведущих биологических законов, теорий, идей, обеспечивающих фундамент для практической деятельности учащихся, формирования их научного мировоззрения, что обеспечивает Программа по биологии для 5-9 кл., авторы : В.В.Пасечник, В.М. Пакулова, В.В. Латюшин, Р.Д. Маш.

               В 5 классе учащиеся получают достаточную естественнонаучную подготовку для изучения биологии как самостоятельного предмета в 6—9 классах. Они узнают, чем живая природа отличается от неживой, из чего состоят живые и неживые тела, что такое вещество и какое строение оно имеет, получают новые знания о строении веществ, их физических и химических свойствах, об электрических, химических явлениях в неживой природе.

Учащиеся впервые узнают о клетке, тканях и органах живых организмов, углубляются их знания об условиях жизни и

разнообразии организмов. Особое внимание уделяется растениям и животным, играющим большую роль в жизни человека, его хозяйственной деятельности.

        Преемственные связи между разделами обеспечивают целостность школьного курса биологии, а его содержание способствует формированию всесторонне развитой личности, владеющей основами научных знаний, базирующихся на биоцентрическом мышлении, и способной творчески их использовать в соответствии с законами природы и общечеловеческими нравственными ценностями.

       Изучение биологического материала позволяет решать задачи экологического, эстетического, патриотического, физического, трудового, санитарно-гигиенического, полового воспитания школьников. Знакомство с красотой природы Родины, ее разнообразием и богатством вызывает чувство любви к ней и ответственности за ее сохранность. Учащиеся должны хорошо понимать, что сохранение этой красоты тесно связано с деятельностью человека. Они должны знать, что человек — часть природы, его жизнь зависит от нее, и поэтому он обязан сохранить природу для себя и последующих поколений людей.

         Программа предполагает ведение фенологических наблюдений, опытнической и практической работы. Для понимания учащимися сущности биологических явлений в программу введены     лабораторные     работы,     экскурсии,     демонстрации опытов, проведение  наблюдений.   Все   это   дает   возможность   направленно   воздействовать   на  личность   учащегося:   тренировать   память,   развивать   наблюдательность, мьппление, обучать приемам самостоятельной учебной деятельности, способствовать развитию любознательности и интереса к предмету.

1.Цели и задачи курса.      

-  овладение учащимися знаниями о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями;

-  формирование на базе знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры;

-              гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни в целях сохранения психического, физического и нравственного здоровья человека;                                                                           

-             установление гармоничных отношений учащихся с природой, со всем живым как главной ценностью на Земле;

            - подготовка школьников к практической деятельности в области сельского хозяйства,

             медицины,   здравоохранения

Основные требования к знаниям и умениям учащихся 5 класса

Знать:

            отличия живой природы от неживой;

            строение, свойства тел неживой и живой природы;

            явления неживой и живой природы;

            связь живого и неживого;

            образование ветра, осадков;

            состав воды, ее свойства и значение для живых тел природы;

            основные признаки рудных и нерудных полезных ископаемых, их использование  человеком;

            состав и свойства почвы; многообразие растений и животных, условия их 

              жизни, использование человеком;

            место и роль человека в природе;

            меры по охране неживой и живой природы.

 

             Уметь:

               вести фенологические наблюдения, проводить измерения температуры воздуха;

  определять направление ветра и облачность, виды осадков;

  делать записи условными обозначениями в дневниках;

  определять высоту полуденного солнца над горизонтом;

  ориентироваться по солнцу, по местным признакам;

  самостоятельно объяснять явления неживой и живой природы;

  выращивать растения, животных и ухаживать за ними;

  ставить простейшие опыты с растениями и животными в уголке живой природы и на  

               учебно-опытном участке;

  ориентироваться в учебнике с помощью оглавления, работать с текстом и рисунками,

               выделять главные мысли в содержании параграфа, находить ответы на вопросы.

 

Особенности организации учебного процесса.

Программа курса «Природа живая и неживая» рассчитана на 70 часов, 2 часа в неделю. Весь учебный материал разделен на 11 тем, которые рассматривают вопросы:

- строения Вселенной,

-  строения и свойств вещества,

-  свойств воды, воздуха, горных пород, почвы, 

-  разнообразия и строения живых организмов, растений, грибов, животных,         

- связь живого и неживого.

- здоровье человека и безопасность жизнедеятельности.

              В содержание типовой программы  (Пакулова, В. М., Иванова, Н. В. Природа. Неживая и живая. 5 класс: - М: Дрофа, 2013 г.)  внесены следующие изменения:

          Изменено количество часов на изучение темы «Вселенная», «Воздух», «Горные породы», «Почва», «Животные», «Вода» (в тематическом планировании отводится дополнительно по 1 часу на каждую тему для обобщения, систематизации знаний).

  В процессе изучения курса используются следующие формы промежуточного контроля: тестовый контроль и письменные  проверочные работы.

Используются такие формы обучения, как диалог, беседа, дискуссия, диспут. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Формы и средства контроля

Преобладающей формой текущего контроля выступает устный опрос  и небольшие текущие самостоятельные и тестовые работы в рамках каждой темы в виде фрагментов урока.

Рабочей программой предусматривается проведение 13 лабораторных работ.

 

Лабораторная работа №1 « Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария».

Цель работы: научить работать со звездной картой, определять звездные созвездия.

Ход выполнения работы:

1.                  Внимательно рассмотреть карту звездного неба.

2.                  Найти созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица. Сосчитать сколько звезд входит в каждое из них.

3.                  Найти полярную звезду. В каком созвездии она находится? Какое направление из сторон горизонта она показывает?

4.                  Найти созвездие Кассиопея, Дракон, Гончие Псы. Внимательно рассмотреть расположение звезд, входящих в созвездие. Зарисовать созвездия и подписать их названия.

5.                   Найти ковш созвездия Большой Медведицы. Мысленно соединить две  крайние звезды, расположенные  напротив ручки ковша  в созвездии  Большой Медведицы и продолжить эту линию до первой яркой звезды, которая находится  в конце ручки  ковша  созвездия Малой Медведицы. Это Полярная звезда.

6.        Если      встать к ней лицом …… (ответ: прямо перед вами север).

 

Лабораторная работа №2 «Определение на карте полушарий, экватора, полюсов, океанов, материков».

Цель работы: научить определять по глобусу и карте полушарий экватор, полушария, полюса, материки, океаны.

Ход работы:

1.                  Рассмотреть глобус и карту полушарий.

2.                  Найти северный полюс, Южный полюс, экватор, Северное и Южное полушарие.

3.           Найти и выписать океаны (сколько их), материки (сколько).

 

Лабораторная работа  № 3 «Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

Цель работы: научить определять свойства  твердых, жидких и газообразных тел.

Ход работы:

1.                  Положить кубик льда в стакан с водой. Изменится ли его форма? Объем? Сделать вывод, какое свойство твердых тел вы наблюдали?

2.                  Взять стаканчик воды и перелить его в колбу. Что изменилось? Изменился ли объем воды? Сделать вывод, какое свойство жидких тел вы наблюдали.

3.                  На стеклянную пластинку нанести пипеткой каплю воды. Наклонить  пластинку. Что вы наблюдаете?

4.                  Сожмите ластик в руке  и отпустите его. Изменилась ли его форма, объем? Сожмите кусочек пластилина и отпустите. Изменилась ли его форма? Сравните результаты опытов с ластиком и пластилином. Сделать вывод, какие свойства твердых тел вы наблюдали.

5.                  Надуйте воздушный шарик и завяжите его ниткой.  Надавите на шарик и наблюдайте за изменением его формы и объема. Отпустите руку. Что произошло с воздухом в шарике? Сделать вывод, какое свойство газообразных тел вы наблюдали.

 

Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».

Цель работы:  научиться описывать горные породы, определять их свойства.

Ход работы:

1.Рассмотреть коллекцию горных пород.

2.Определить цвет (металлический,  неметаллический),  прозрачность, твердость ( на мягком ноготь оставляет царапину).

3.Заполнить таблицу:

Название горной породы

Цвет

Блеск

Прозрачность

Твердость

Происхождение

 

 

 

 

 

 

4.Сделать вывод, чем отличаются горные породы друг от друга, что общего.

 

Лабораторная работа №5 «Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

Цель работы:  ознакомиться с местными полезными ископаемыми и их свойствами.

Ход работы:

1.Рассмотреть образцы местных полезных ископаемых. Определить их названия.

2. Описать их внешний вид, признаки ( цвет, блеск, сыпучие или не сыпучие, горючие, не горючие).

3. Сделать вывод о свойствах каждого изученного полезного ископаемого.

4. Как используются местные полезные ископаемые.

 

Лабораторная работа № 6 «Распознавание органов цветковых растений».

Цель работы: научиться распознавать органы цветковых растений.

Ход работы:

1.Рассмотреть растение, найти у него корень. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

2.Найти у растения стебель. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

3.Найти у растения лист. Какой он формы? Какую функцию он выполняет в жизни растения?

4.Найти у растения цветок. Какую функцию он выполняет в жизни растения?

5.Рассмотрите цветок. Найдите в нем все части, запомните их названия.

6.Сделать вывод, из каких органов состоит цветковое растение.

 

 

Лабораторная работа № 7 « Определение названий растений Красной книги».

Цель работы:  определить названия растений, занесенных в Красную Книгу.

Ход работы:

1.Рассмотреть растения на гербарии.

2.Определить названия растений пользуясь набором рисунков или атласом- определителем.

3.Выписать названия растений в тетрадь.

 

Лабораторная работа №8 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

Цель работы: научиться отличать съедобные грибы от ядовитых.

Ход работы:

1.Рассмотреть муляжи шляпочных грибов. Найти у них шляпку, пенек.  Зарисуйте в тетрадь строение гриба.

1.Среди грибов найти съедобные, ядовитые . Какие из них растут в нашей местности? Запомнить внешний вид съедобных и ядовитых грибов.

2.Выписать в тетрадь названия съедобных и ядовитых грибов.

 

Лабораторная работа № 9 «Узнавание животных своей местности».

Цель работы: научить узнавать животных своей местности по рисункам.

Ход работы:

1.Рассмотреть набор рисунков животных и их названия.

1.                                     Выбрать животных, обитающих в нашей местности. Выписать их названия в тетрадь. Какие из  них нуждаются  в охране?

2.                                     Из животных своей местности опишите 2-3 животных по плану: название животного, среда обитания, внешний вид, чем питается, поведение.

3.                                     Сделать вывод о том, в каких отношениях находится описываемое животное с факторами неживой и живой природы.

Лабораторная работа № 10 « Определение показаний развития своего организма»

Цель работы:  Научиться определять показания развития своего организма.

Ход работы:

1.                  Измерить  свой рост

2.                  Измерить свой вес.

3.                   Измерить свой пульс.

4.                  Измерить температуру тела.

5.                  Запишите полученные результаты в таблицу:

Показатели развития

Показатели измерений

Рост, см.

 

Вес, кг.

 

Пульс, уд/мин.

 

Температура, С

 

6. Сравните полученные результаты с показателями нормального развития организма по таблице  на стр. 211.. Сделать вывод о состоянии развития своего организма:  в норме, выше нормы, ниже нормы.

Лабораторная работа № 11 - 13 «  Овладение  способами оказания первой помощи при ушибах, растяжении связок, кровотечениях».

Цель работы: научить оказывать первую помощь при ушибах, растяжении связок, кровотечениях.

Ход работы:

1.Выбрать предполагаемое место ушиба. Взять мягкую  тряпочку и намочить ее в холодной воде. Положить мокрую тряпочку на ушибленное место.

2.Снять охлажденную тряпочку, наложить на ушибленное место давящую повязку. Плотно забинтовать.

3.Определить предполагаемое место растяжения связок.  Приложить к поврежденному месту холод, туго перебинтовать сустав.

4.Оказать первую помощь при капиллярном кровотечении: обработать кожу вокруг ранки настойкой йода. Закрыть ее бинтом или ватой. Прижать пальцем. По какому признаку вы определили капиллярное кровотечение?

Критерии оценивания

 Оценка устных ответов учащихся

Оценка «5» ставится в том случае, если учащийся показывает верное понимание сущности рассматриваемых явлений и процессов. Строит ответ по собственному плану, сопровождает рассказ новыми примерами, умеет применить знания в новой ситуации при выполнении практических заданий; может установить связь между изучаемым и ранее изученным материалом, а также с материалом, усвоенным при изучении других предметов. Содержание вопроса учащийся излагает связно, в краткой форме, не допускает биологических ошибок и неточностей.

Оценка «4» ставится за неполный ответ, в котором отсутствуют некоторые несущественные элементы содержания или присутствуют все вышеизложенные знания, но допущены малозначительные биологические ошибки, нелогично, пространно изложено основное содержание вопроса.

Оценка «3» ставится, если учащийся имеет неполные знания, не может их применить, раскрыть сущность процесса или явления, допустил четыре или пять недочетов.

Оценка «2» ставится, если учащийся не овладел основными знаниями и умениями в соответствии с требованиями программы и допустил больше ошибок и недочетов, чем необходимо для оценки «3».

Оценка лабораторных и практических работ

Оценка «5» ставится за работу, выполненную полностью без ошибок и недочетов.

Оценка «4» ставится за работу, выполненную полностью, но при наличии в ней не более одной негрубой ошибки и одного недочета; не более трех недочетов.

Оценка «3» ставится, если ученик правильно выполнил не менее 2/3 всей работы или допустил не более одной грубой ошибки и двух недочетов.

Оценка «2» ставится, если число ошибок и недочетов превысило норму для оценки «3» или правильно выполнено менее 2/3 всей работы.




 

2. Содержание тем учебного курса

 

Природа. Живая и неживая.

 5 класс

(70 ч, 2 ч в неделю)

Введение

Природа. Неживая и живая природа. Человек и природа. Зачем и как изучают природу.

1. Вселенная

Вселенная. История развития представлений о Вселенной. Звезды на небе, размеры звезд. Созвез­дия. Полярная звезда и созвездия Большая и Ма­лая Медведица. Расстояние до звезд, их яркость и движение.

Солнце — раскаленное небесное тело, источник света и тепла. Солнечная энергия. Значение сол­нечной энергии для жизни на Земле.

Планета Земля. Строение Земли. Сферы Земли (литосфера, гидросфера, атмосфера, биосфера). Су­точное и годовое движение Земли. Луна — спутник Земли.

Солнечная система. Планеты, метеоры и мете­ориты. Спутники планет, их движение. Освоение космоса.

Наблюдения за звездным небом, за изменением высоты полуденного солнца в 20-х числах каждого месяца.

 Лабораторная работа №1 «Определение на звёздной карте созвездий Северного полушария».

Лабораторная работа №2 « Определение на глобусе, карте полушарий, экватора, полюсов».

    

2. Строение и свойства вещества

Тела и вещества. Строение твердых, жидких и газообразных тел. Свойства жидких и газообраз­ных тел.

Молекулы. Взаимодействие молекул в твердых, жидких, газообразных телах. Диффузия.

Вещества чистые и смеси, простые и сложные.

Явления природы. Физические (электрические, механические, тепловые, световые), химические явления, химические реакции. Использование че­ловеком физических и химических явлений при­роды в повседневной жизни.

Демонстрация опытов по электризации тел путем трения.

Лабораторная работа  № 3 « Определение физических свойств твердых, жидких и газообразных тел».

3. Воздух 

Состав воздуха. Физические свойства воздуха (упругость, давление). Значение воздуха для жи­вых организмов. Изменение состава воздуха.

Плотность и разреженность воздуха. Атмосфер­ное давление. Барометр.

Нагревание воздуха от поверхности Земли. Из­менение температуры воздуха с высотой. Образова­ние облаков. Осадки и их виды. Снеговая линия в горах, снеговые вершины, ледники. Ветер. Рабо­та ветра в природе.

Погода. Типичные признаки погоды. Предсказа­ние погоды. Влияние погоды на организм челове­ка.

Значение воздуха в природе. Охрана воздуха.

Демонстрация модели флюгера (определение на­правления ветра с помощью модели флюгера).

Наблюдения систематические фенологические и ежедневные за погодой; за состоянием своего здо­ровья при различных погодных условиях.

            Практическая работа № 1  « Описание погоды за месяц»

4. Вода

Три состояния воды. Изменение объема воды при нагревании.

Вода — растворитель. Растворимые и нераство­римые вещества. Растворы в природе.

Работа воды в природе. Образование пещер, ов­рагов, ущелий. Значение воды в природе. Исполь­зование воды человеком. Охрана воды.

5.  Горные породы

Горные породы. Разнообразие горных пород. Об­ломочные горные породы (гравий, галька, песок, глина, щебень). Использование человеком обло­мочных пород.

Полезные ископаемые. Рудные и нерудные по­лезные ископаемые. Металлы. Использование ме­таллов человеком, их экономия. Охрана недр.

Демонстрация коллекций горных пород и мине­ралов, полезных ископаемых.

Лабораторная работа №4 « Описание горных пород, определение их свойств».

 Лабораторная работа №5 « Ознакомление с местными полезными ископаемыми и их физическими свойствами».

6. Почва

Почва, ее образование. Разнообразие почв. Струк­тура почвы.

Состав почвы и ее свойства: влагопроницаемость, воздухопроницаемость.

Плодородие почвы. Обработка почвы. Почва и растения.

Эрозия почв, ее виды. Охрана почв.

7. Организмы

Организм. Свойства живых организмов (биоло­гические явления). Условия жизни организмов: среда обитания, факторы среды обитания. Приспо­собленность растений и животных к жизни в раз­ных условиях среды обитания.

Экология — наука о взаимоотношении организ­мов с условиями среды обитания.

Клеточное строение организмов. Клетка. Зна­комство с увеличительными приборами.

Разнообразие организмов. Одноклеточные и многоклеточные организмы, Царства организмов. Причины сокращения организмов.

Демонстрация микропрепарата растительной клетки, муляжей, коллекций, гербарного матери­ала.

Наблюдения за растениями, животными, факто­рами неживой природы по сезонам года. Описание наблюдаемых растений и животных по плану.

 Экскурсия в природу « Разнообразие организмов их относительная приспособленность к условиям среды».

8. Растения

Характерные признаки растений. Растения цвет­ковые и нецветковые. Цветковые растения, их ор­ганы. Дикорастущие и культурные растения.

Дикорастущие растения, условия их жизни. Многообразие дикорастущих растений. Значение дикорастущих растений в природе и жизни челове­ка. Лекарственные растения. Ядовитые растения. Правила обращения с ядовитыми растениями. Охрана растений, растения Красной книги.

Культурные растения, условия их жизни. Мно­гообразие культурных растений: полевые, овощ­ные, цветочно-декоративные, плодово-ягодные, комнатные и др. Значение культурных растений в жизни человека.

Демонстрация живых растений, гербарных об­разцов, таблиц.

Наблюдения различных способов размножения растений в природе, на учебно-опытном участке, в уголке живой природы.

Лабораторная работа № 6 «Распознавание органов цветковых растений».

Лабораторная работа № 7 « Определение названий растений Красной книги».

9. Грибы

Грибы. Разнообразие грибов. Значение грибов в природе.

Шляпочные грибы. Грибы съедобные и ядови­тые. Правила сбора грибов.

Демонстрация свежих, консервированных шля­почных грибов и их муляжей.

Лабораторная работа № 8 « Узнавание съедобных и ядовитых грибов».

10. Животные

Характерные признаки животных, сходство с рас­тениями и отличия от них. Животные дикие и до­машние.

Дикие животные и условия их жизни. Приспо­собленность диких животных к жизни в водной, воздушной, наземной и почвенной средах обитания.

Многообразие диких животных, их значение в природе и жизни человека. Ядовитые животные. Правила поведения при встрече с ядовитыми жи­вотными. Животные Красной книги. Охрана Ди­ких животных.

Домашние животные, условия их жизни. Мно­гообразие домашних животных, уход за ними, со­здание благоприятных условий жизни.

Демонстрация живых животных, коллекций, чу­чел, муляжей, влажных препаратов животных.

Наблюдения за жизнью животных в водной, поч­венной, воздушно-наземной средах обитания.

Лабораторная работа № 9 « Узнавание животных своей местности».

11. Человек, его здоровье и безопасность жизни (4 часа)

Общий обзор строения человека. Образ жизни человека и его здоровье. Вредные привычки и их профилактика (курение, употребление алкоголя, наркотиков и др.).

Правила поведения человека в опасных природ­ных ситуациях (во время грозы, ливней, под гра­дом и др.).

Травмы человека. Оказание первой доврачебной помощи при травмах.

Наблюдения за работой сердца и дыхательной системы человека до и после дозированной физиче­ской нагрузки.

Лабораторная работа № 10 « Определение показаний развития своего организма»

Лабораторная работа № 11 «  Овладение  способами оказания первой помощи при ушибах»

Лабораторная работа № 12 «  Овладение  способами оказания первой помощи при растяжении связок, кровотечениях»

Лабораторная работа № 13 «  Овладение  способами оказания первой помощи при капиллярном и венозном кровотечениях»

12. Промежуточная аттестация (1 час)


 

3. Учебно – тематический план

 

п/п

Наименование раздела

Часы учебного времени

1.

Введение

1

2.

Вселенная

8

3.

Строение и свойства вещества

10

4.

Воздух

7

5.

 Вода

4

6.

Горные породы

5

 

Почва – особое тело Земли

5

8.

Организмы

7

9.

Растения

8

10.

Грибы

3

11.

Животные

6

14.

Человек, его здоровье и безопасность жизни

6

15.

Промежуточная аттестация

1

Итого:

Всего:

70ч

 

 Перечень учебно – методического обеспечения

 

1.            Учебник: Природоведение. Природа. Неживая и живая. 5класс: учебник для общеобразовательных учреждений / В.М.Пакулова, Н.В.Иванова. – М.: Дрофа,2013 (2007).

2. Рабочая тетрадь «Природоведение 5 класс» Дрофа 2010.

 Интернет-ресурсы

 www.it-n.ru - Сеть творческих учителей www.intergu.ru - Интернет-сообщество учителей

 www.fcior.edu.ru/wps/portal/main - Федеральный центр ин­формационно-образовательных ресурсов

www.school-collection.edu.ru - Единая коллекция цифро­вых образовательных ресурсов

 

Рабочая программа по природоведению
  • Биология
Описание:

Рабочая программа по природоведению 5 класс  к учебнику  "Природа.

Неживая и живая"  под редакцией  В.М. Пакулова, Н.В.Иванова.

 Программа содержит пояснительную записку и календарно-

тематический план (таблица КТП согласно Положению о рабочих

программах нашей школы).  Преподавание предмета 2 часа в неделю,

 в течение года проводится 13 лабораторных работ, один час

отводится на промежуточную аттестацию по предмету. На уроках

используются мультимедийные презентации, видеофильмы,

демонстрационные опыты.  Возможны творческие домашние задания.

 

Автор Цыплева Галина Николаевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 316
Номер материала 33801
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓