Главная / Биология / Рабочая программа по природе родного края 6 класс

Рабочая программа по природе родного края 6 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Сельцовская средняя общеобразовательная школа»


Согласовано

Руководитель МО

___________Калмыкова Е.С.

Протокол № __ от

«____»августа 2014 г.

Согласовано

Заместитель директора по УР

МОУ «Сельцовская СОШ»

___________________Рожкова А.С

«_____» августа 2014 г.

Утверждаю

Директор МОУ «Сельцовская СОШ»

______________Шевелёва Л.М Приказ №__ от

«______» августа 2014г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

МОУ «Сельцовская средняя общеобразовательная школа»

«Природа родного края», 6 «а» класс

(68 уроков, 2 часа в неделю)



Год разработки: 2014 г.

Срок реализации программы: 2014 – 2015 учебный год


Составлена на основе Регионального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области: Программные материалы. Региональная программа «Природа родного края» 6 класс. Авторы программы: Томанова З.А., Любарский А.Н. (СП-б.: ЛОИРО, 2006г.)


Составитель: Калмыкова Елена Станиславовна учитель биологии

высшей квалификационной категории МОУ «Сельцовская СОШ»


Пояснительная записка


Рабочая программа разработана в соответствии с положениями стандарта основного общего образования, на основе Регионального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области: Программные материалы. Региональная программа «Природа родного края» 6 класс. Авторы программы: Томанова З.А., Любарский А.Н. (СП-б.: ЛОИРО, 2006г.)


Общая характеристика учебного предмета

Требования к уровню подготовки выпускников


Цели и краеведческое содержание курса с учетом возрастных особенностей учащихся направлены на устремлен­ность к познанию окружающего мира, самопознанию и к реальной практической деятельности.

Важнейшими особенностями курса являются:

  • обеспечение поддержки и расширение предметных биологогеографических знаний и практических умений учащихся в связи с сокращением учебного времени, отведенного на изучение этих пред­метов в VI классе, согласно рекомендации Министерства образования и науки;

  • создание условий для реализации компетентностного подхода при изучении учебного материала;

  • формирование элементов научного мировоззрения, воспитание ценностных качеств личности.

Личностно ориентированными целями программы выступают:

  • формирование целостного преставления о живой и неживой природе родного края, основанного на приобретенных знаниях, уме­ниях, навыках и способах деятельности;

  • приобретение опыта разнообразной деятельности (индивиду­альной и коллективной), опыта познания и самопознания;

- создание условий для формирования ценностных мировоззрен­ческих взглядов и идей, правовых норм, элементов гражданской ответ­ственности, национальной гордости и экологической культуры.


Место предмета в базисном учебном плане


На изучение курса «Природа родного края» в 6 классе отводится 34 часа из регионального компонента. Согласно, действующему РБУП, рабочая программа для 6 класса предусматривает обучение курса «Природа родного края» в объёме 2-х часов в неделю.


Содержание программы

Общее количество часов - 64 (6 ч - резервное время)

Введение. (1 ч + 1 ч экскурсия).

Ленинградская область на карте России. Местоположение и при­родные особенности. Характеристика местоположения и природы род­ного района.

Экскурсия. Красоты природы родного края.

I. Знакомство с географическими картами и планами нашего края (5 ч + 1 ч обобщение)

Немного о географической карте. История географических карт. Многообразие современных карт. Содержание карт: упрощение, мас­штаб, условные обозначения. Виды масштаба.

Топографические карты и планы. Особенности изображения объек­тов на топографических картах и планах.

Ориентирование на местности и по плану. Виды ориентирования. Местные приметы. Компас. Ориентирование в пространстве с помо­щью компаса. Азимут. Определение азимута на предметы.

Практические работы на местности:

  • Полярная маршрутная съемка местности.

  • Маршрутная съемка местности.

Обобщение: урок-проект «Карта нам расскажет о ...».

II. Каменная оболочка и рельеф нашей области (6 ч+1 ч экскурсия)

Внутреннее строение Земли. Представление о земной коре, ман­тии и ядре Земли. Горные породы и минералы. Магматические, оса­дочные и метаморфические горные породы. История происхождения горных пород. Как формировался рельеф нашей земли. Виды рельефа территории Ленинградской области. Природные ископаемые Ленинг­радской области. Особенности и структура почв. Памятники природы области. Рациональное природопользование.

Практические работы:

  • Определение горных пород и некоторых минералов.

  • Определение структуры и состава почвы своей местности.

  • Исследование рельефа нашей местности.

Экскурсия: Музей Горного института.

Музей почвоведения им. Докучаева.

III. Водные просторы нашего края (6 ч + 1 ч экскурсия)

Вода на Земле. Вода в нашей жизни. Реки и озера нашей области. Жизнь рек. Главные речные системы нашего края. Нева, Свирь и Вол­хов. Территории охраняемых речных систем, их значение и особенно­сти. Озера. Их происхождение и значение. Рыбные богатства рек и озер. Охрана водных просторов. Болота. Охраняемые болотные системы нашей области. Искусственные водоемы. Мы живем недалеко от моря. Финский залив и Балтийское море. Обитатели морских вод.

Практические работы '.

Исследование качества вод и описание водных систем своей мест­ности.

Экскурсия: Музей воды.

IV. О погоде и климате (6 ч + 1 ч самостоятельная практическая работа +1 ч обобщение)

Атмосфера - воздушный океан Земли. Состав воздуха и слои ат­мосферы. Температура воздуха. Отчего зависит температура воздуха. Суточные, месячные и годовые изменения температуры воздуха. Ат­мосферное давление. Ветер - перемещение воздушных масс. Циклоны и антициклоны. Как предсказать изменения погоды. Виды облаков. Атмосферные осадки. Особенности погоды и климата в Ленинградс­кой области. Времена года. Влияние погодных условий на здоровье и деятельность человека.

Самостоятельная практическая работа: наблюдения за погодой.

Обобщение: урок-проект «У природы нет плохой погоды ...»


V. Живые организмы вокруг нас (5 ч + 1 ч ролевая игра)

Многообразие живой природы Ленинградской области. Древней­шие жители Земли. Роль бактерий в природе и жизни человека. Ин­фекционные заболевания. Пути заражения. Методы борьбы с вредны­ми бактериями. Эти таинственные живые существа - ГРИБЫ. Грибы - обитатели Ленинградской области. Полезные и вредные качества гри­бов. Грибы, вызывающие заболевания человека, животных и растений.

Практическая работа: «Распознавание съедобных и ядовитых грибов нашей местности».

Обобщение: ролевая игра «Мир невидимок» против «Грибного ассорти».

VI. Растения Ленинградской области (8 ч + 1 ч защита проектов)

Растения в нашей жизни. Многообразие растений Ленинградской области. Водоросли - дети моря. Основные отделы водорослей. Значе­ние водорослей в природе и жизни человека. Кто такие Лишайники? Выход растений на сушу. Высшие сосудистые растения. Мхи болотис­тых мест области. Хвощи и плауны. Папоротники наших лесов. Общая характеристика и строение. Значение в природе и жизни человека.

Семенные растения. Хвойные растения Ленинградской области. Богатства наших лесов. Покрытосеменные (Цветковые) растения: от карликов до гигантов.

Обобщение: защита проектов «Эволюция растительного мира».

VII. Растения в нашей жизни (7 ч + 1 ч экскурсия)

Растения вокруг нас. Значение растений в природе и жизни чело­века. Отделы и семейства цветковых растений. Общая характеристика и значение растений в природе и жизни человека. Определение расте­ний с помощью определителя. Распознавание растений по морфологи­ческим особенностям. Злаковые растения Ленинградской области. Кто такие Лилейные? Декоративные, плодовые и лекарственные растения. Пасленовые и бобовые растения. Семейство розоцветные. Крестоцвет­ные растения. Сложноцветные растения. Многообразие растений на­шей области. Растения Красной книги Ленинградской области.

Экскурсия (зачет). Узнай растение.


VIII. Природные комплексы Ленинградской области (6 ч + 1 ч экскурсия)

Немного о природных комплексах. Природные комплексы Ленин­градской области. Человек в природной среде.

Практические работы: описание природного комплекса:

    • Болото.

    • Озеро (пруд).

    • Речная система.

    • Луг.

    • Лес.

Экскурсия: знакомство с природным комплексом Красной книги природы Ленинградской области.

IX. На пути к устойчивому развитию

Защита проектов: «Мои законы об охране природы», «Как нам жить в гармонии с природой», «Как сохранить природу родного края».

В рабочей программе предусмотрено перераспределение часов, несколько отличное от авторской программы (см. Тематический план).

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН





В том числе

п/п

Наименование разделов (тем)

Всего часов по программе/по КТП

теорети­ческие занятия

по программе/по КТП

практиче­ские занятия

по программе/по КТП

1

Введение. Ленинградская об­ласть на карте нашей Родины

2/2

1/1

1/1

2

Знакомство с географическими картами и планами нашего края

7/8

4/6

3/2

3

Каменная оболочка и рельеф нашей области

7/8

3/4

4/3+1

4

Водные просторы нашего края

8/8

5/6

3/1+1

5

О погоде и климате

7/8

5/7

2/1

6

Живые организмы вокруг нас

6/7

4/6

2/1

7

Растения Ленинградской облас­ти

9/7

8/7

1/0

8

Растения в нашей жизни

9/8

8/7

1/1

9

Природные комплексы Ленинградской области

7/2

1/1

6/1

10

Человек и природа. На пути к устойчивому развитию

2/2

1/2

1/0

11

Животный мир Ленинградской области.

0/8

0/8

0/0


Итого

64/60

40/47

24/13


Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса


  • Учебник: Томанова З.А., А.Н.Любарский. Природа родного края: учебн. пособ. для учащихся 6 класса. – СПб.: Специальная литература, 2007,2008г.

  • Алексеев С. В., Терешенков О. М., Жаворонкова И. А., Шагин А. В. Экология Санкт-Петербурга и области. - СПб., 1995.

  • Асеева И. В., Белоусов Б. В. Природа и население Санкт-Петербур­га и области. - СПб.: СПГУПМ, 1994.

  • БиркенгофА. Л. и др. Ленинградская область. - Л.: Лениздат, 1958.

  • ДаринскийА. В. Ленинградская область. - Л., 1981.

  • Нежниковский Р. А. Река Нева и Невская губа. - Л., 1975.

  • Природа Ленинградской области и ее охрана / под ред. Э. И. Сле- пяна. - Л.: Лениздат, 1983.

  • Финаров Д. П., Семенов С. П. Санкт-Петербург и Ленинградская область. - СПб.: Питер, 2005.

33


Рабочая программа по природе родного края 6 класс
  • Биология
Описание:

Пояснительная записка

 

 

       Рабочая программа разработана в соответствии с положениями стандарта основного общего образования, на основе Регионального компонента базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Ленинградской области: Программные материалы. Региональная программа  «Природа родного края» 6 класс. Авторы программы: Томанова З.А., Любарский А.Н.  (СП-б.: ЛОИРО, 2006г.)

Общая характеристика учебного предмета

     Цели и краеведческое содержание курса с учетом возрастных особенностей учащихся направлены на устремлен­ность к познанию окружающего мира, самопознанию и к реальной практической деятельности.

Важнейшими особенностями курса являются:

-        обеспечение поддержки и расширение предметных биологогеографических знаний и практических умений учащихся в связи с сокращением учебного времени, отведенного на изучение этих пред­метов в VI классе, согласно рекомендации Министерства образования и науки;

-        создание условий для реализации компетентностного подхода при изучении учебного материала;

-        формирование элементов научного мировоззрения, воспитание ценностных качеств личности.

Личностно ориентированными целями программы выступают:

-        формирование целостного преставления о живой и неживой природе родного края, основанного на приобретенных знаниях, уме­ниях, навыках и способах деятельности;

-        приобретение опыта разнообразной деятельности (индивиду­альной и коллективной), опыта познания и самопознания;

- создание условий для формирования ценностных мировоззрен­ческих взглядов и идей, правовых норм, элементов гражданской ответ­ственности, национальной гордости и экологической культуры.

 

Место предмета в базисном учебном плане

    На изучение курса «Природа родного края»  в 6  классе отводится 34 часа  из регионального компонента. Согласно, действующему  РБУП, рабочая программа для 6  класса предусматривает обучение курса «Природа родного края»  в объёме 2-х часов в неделю.

Автор Калмыкова Елена Станиславовна
Дата добавления 30.12.2014
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 2500
Номер материала 17460
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓