Главная / Начальные классы / Рабочая программа по предмету «Технология» образовательная область «Технология» для 1 класса

Рабочая программа по предмету «Технология» образовательная область «Технология» для 1 класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам. директора по УД директор МАОУ-СОШ № 156

Протокол № __ от «__»______ г. ________/Е.А. Леонтьева ____________/Н.В.Павлова

Руководитель МО: «____»_____________г. приказ №_______________

___________/И.Г. Губернаторова «_____»________________г.







Рабочая программа

по предмету «Технология» образовательная область «Технология»

для 1 класса

на 2013-2014 учебный год





Составитель: Игумнова М.С.

учитель высшей квалификационной категории





г. Екатеринбург




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа (далее – Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования Свердловской области, примерной программы по технологии, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Основной образовательной программы МАОУ – СОШ № 156, программы «Технология» Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой.

В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Возможности предмета «Технология (Труд)» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес тотальному вербализму основных учебных предметов начальной школы, который является одной из главных причин снижения и учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Значение и актуальность предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в н6ачальном звене ОУ. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология (Труд)» естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство и др.), и позволяет реализовать их в интеллектуальной деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Занятия на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности, закладывают основу для формирования у школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. Учебный предмет «Технология (Труд)» обеспечивает реальное включение в ОП различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Цели:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Задачи :

  • Формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  • Формирование целостной картины мира материальной и духовно-нравственной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • Развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач)

  • Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий;

  • Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  • Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  • Развитие эстетических- представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;

  • Ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;

  • Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компрьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Место и роль учебного предмета

Учебный предмет «Технология (Труд)» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика уроков предмета состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления).

Согласно учебному плану на 2013-2014 гг. на изучение технологи в 1 классе отведено 33 часа в год (1 ч. в неделю).

Содержание предмета

Содержание учебного предмета «Технология (Труд)» имеет практическо-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьн6иков, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Особенность данной содержательной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки. За основу тематического планирования берется первый вариант «Человек, технология и окружающая среда. Дом и семья» (с преимущественным акцентом на связи с учебным предметом «Окружающий мир (человек, природа, общество)»).

В ходе работы с текстами учебника и выполнения практических работ ученики узнают о том, как жили и работали люди в разные времена, как они строили дома и различные хозяйственные постройки, как и из каких материалов изготавливали одежду, посуду и орудия труда, как организовывали жизнь детей, какие игрушки, куклы мастерили для них. Изучение изделий домашнего и сельского ремесла поможет детям понять, как много мудрости в устройстве простых бытовых вещей, как точно найдены и отработаны способы обработки разных природных материалов (древесины, льна, металла и др.), как совершенно мастерство народных умельцев.

Выполнение предлагаемых авторами изделий и макетов позволит учащимся узнать, что в основе современных технологий лежат старые, проверенные временем способы создания предметного мира. Технологические операции, которые осваивают учащиеся: разметка (на глаз, сгибание, по шаблону, по линейке, с помощью копировальной бумаги); раскрой (бумага, ткань — разрезание ножницами по прямой линии разметки, бумага — разрывание пальцами); сборка (на клею, пластилине, конструктор); украшение (аппликация из ткани и бумажных деталей, роспись красками, использование природного материала); лепка (пальцами, рельефные работы).

Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырёх классах, но в каждом присутствует своя специфика:

1-й класс — основные базовые сведения о материалах и инструментах, используемых людьми в различных областях деятельности, усвоение правил работы с этими инструментами и материалами;

2-й класс — отработка навыков работы с уже известными учащимся материалами и инструментами, расширение знаний в области трудовой деятельности людей в различные исторические эпохи;

3—4-й классы — закрепление полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей, ориентированной на современность и будущее.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация».

Основные содержательные линии.

Общекультурные и общетрудовые компетенции (знания, умения и способы деятельности). Основы культуры труда, самообслуживания

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. разных народов России). Особенности тематики, материалов, внешнего вида изделий декоративного искусства разных народов, отражающие природные, географические и социальные условия этих народов.

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии.

Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещении е на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из- учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель, подчиненный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам) праздники и т.п.

Технология ручной обработки материалов. Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), раскрой деталей, сборка изделия (клеевая, ниточная, проволочная, винтовая и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.) Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Умение заполнять технологическую карту. Выполнение отделки в соответствии с особенностями декоративных орнаментов разных народов России (растительный, геометрический и др.).

Проведение измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений: рисунок, простейший чертёж, эскиз, развёртка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линии надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертёж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, схеме.

Конструирование и моделирование

Общее представление о конструировании как создании конструкции каких-либо изделий. Изделие , деталь изделия. Понятие о конструкции изделия, различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию(материал, конструкция, внешний вид - назначение).

Конструирование моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям

Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)

Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах компьютерного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора.


Дополнения и изменения к Программе.

Программа дополнена минимумом содержания образования национально - регионального компонента. Это дает учителю конкретные ориентиры в системном отборе материала природы и культуры своего края для целенаправленного включения его в содержание предмета. Это неисчерпаемый ресурс для повышения заинтересованности детей в открытии чудес мира природы и культуры в ближайшем окружении, для творческого взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования и культуры. Для уроков учитель подбирает региональный материал по своему усмотрению. Это необходимо для формирования общеучебных навыков, обеспечения особенностей региона , места проживания и создания условий для успешной адаптации в микросреде. При систематическом освоении природного и культурного наследия родного края возникает интерес и появляется бережное отношение к его богатству, развивается речевое мышление учащихся, выражается отношения человека к природе, обществу, поиску истины .

Количество часов национально – регионального компонента: - 7 час. Сведения о традициях ремесел и творчестве мастеров родного края включаются в содержание уроков фрагментарно.

Содержание занятий по окружающему миру с учётом НРК строится на основе различных информационных источников, обозначенных в графе НРК в том числе информационного материала с сайта http://www.nashural.ru/ekaterinburg.htm. Указанные в планировании источники соответствуют целям НРК.

Содержательные линии:

1.Культурно – историческая ( человек и история, человек и культура)

2.Экологическая культура (человек и природа)

3.Художественная культура

4.Социально –экономическая и правовая культура

Цели НРК

- Развитие базовых представлений о гармоничных отношениях между миром природы и человеком.

- Формирование представлений о научно обоснованном знании и его ценности в повседневной жизни.

- Формирование базовых представлений об общественных отношениях в микросреде, моральных, трудовых, эстетических нормах, способствующих успешному самоутверждению

Условия реализации Программы

В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в предмете технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребенка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом. Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.

С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, а традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения − технологией деятельностного метода (ТДМ).

Все уроки строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, поэтому в ходе их учащиеся также имеют возможность выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, но на каждом из этих уроков делаются разные акценты. Так, если на уроках открытия нового знания основное внимание уделяется проектированию новых способов действий в проблемных ситуациях, то на уроках рефлексии – формированию умения применять изученные способы действий, корректировать свои действия и самостоятельно создавать алгоритмы деятельности в задачных ситуациях. На уроках обучающего контроля отрабатываются действия контроля, коррекции и оценки, а на уроках систематизации знаний формируется способность к структурированию знаний. Логика подачи материала опирается на ведущие принципы дидактики, переведенные в технологическую плоскость:

  1. От простой поделки до проекта через освоение технологии процесса;

  2. Обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное как делать;

  3. Обучение планированию всех видов деятельности от самообслуживания до составления проекта;

  4. Знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в различных сферах;

  5. Осмысление всех действий в триединстве «человек – природа – техника».

Важным ресурсом достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования в системе учебников «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, адекватной деятельностному методу организации образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО ориентирует на системное использование средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач как необходимое условие подготовки школьников к жизни в современном информационном обществе.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Виды учебной деятельности учащихся:

- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их с войств, принципов и приемов их создания;

- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям)

- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (ощий дизайн, оформление);

- простейшее проектирование;

Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе работы с технологической картой.

В программе как особый элемент обучения предмету «Технология (Труд)» представлены проектная деятельность и средство для её организации — технологическая карта. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приёмы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Для практической работы предлагаются детям задания с использован6ием бумаги, картона, пластилина, природного материала, ткани и ниток, конструктора.

Основные положения для подбора практических работ в 1 классе:

  • Как можно меньше изобразительной деятельности ребенка, как можно больше конструкторской;

  • Несколько творческих заданий на уровне создания вариантов изделия при общей конструкции изделии, выполненного под руководством учителя;

  • Знакомство детей с природой и возможностями использования ее богатств человеком;

  • Ознакомление учащихся со свойствами материалов, инструментами, помогающими человеку в обработке сырья и создании предметного мира;

  • В процессе анализа задания знакомство с рабочими технологическими операциями, порядком их выполнения при изготовлении изделия, подбором необходимых материалов и инструментов;

  • В ходе практической работы знакомство со способами разметки (на глаз и по шаблону), раскроя ножницами по прямой линии разметки (бумага, ткань), разрывания пальцами (бумага), сборки (на клею, на пластилине), украшения (аппликация из бумажных деталей и природных материалов), лепки (пальцами шара и других форм).

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, на ступени начального общего образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья обучающихся как первой и основной потребности человека, обеспечивающей развитие его личности и возможность самореализации.

Планируемые результаты

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • Положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека;

  • Бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности человека;

  • Представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;

  • Представление об основных критериях оценивания своей деятельности на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога»;

  • Представление об этических нормах сотрудничества, взаимопомощи на основе анализа взаимодействия детей при изготовлении изделия

  • Представление об основных правилах и нормах поведения;

  • Умение организовывать рабочее место и соблюдать правила безопасного использования инструментов и материалов для качественного выполнения изделия;

  • Представление о значении проектной деятельности для выполнения изделия;

  • Стремление использовать простейшие навыки самообслуживания (уборка комнаты, уход за мебелью, комнатными растениями)

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • Внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;

  • Этических норм(ответственности) на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;

  • Эстетических чувств (красивого и некрасивого, аккуратного и неаккуратного)

  • Потребности в творческой деятельности и развитии собственных интересов, склонностей и способностей.

Метапредметные результаты

Обучающиеся научатся:

Регулятивные УУД

  • Понимать смысл инструкции учителя и принимать учебную задачу;

  • Соотносить предлагаемый в учебнике слайдовый план выполнения изделия с текстовым планом;

  • Составлять план выполнения работы на основе представленных в учебнике слайдов и проговаривать вчслух последовательностьб выполняемых действий;

  • Осуществлять действия по образцу и заданному правилу;

  • Контролировать свою деятельность при выполнении изделия на основе слайдового плана;

  • Оценивать совместно с учителем результат своих действий на основе заданных в учебнике критериев и рубрики «Вопросы юного технолога» и корректировать их;

  • Работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, обсуждать и составлять план, распределять роли, проводить самооценку;

  • Воспринимать оценку своей работы, данную учителем и товарищами.

Познавательные УУД

  • Находить и выделять под руководством учителя необходимую информацию из текстов и иллюстраций;

  • Использовать знаково-символическую и навигационную систему учебника;

  • Выстраивать ответ в соответствии с заданным вопросом;

  • Высказывать суждения; обосновывать свой выбор;

  • Проводить анализ изделий и реальных объектов по заданным критериям, выделять существенные признаки;

  • Сравнивать, классифицировать под руководством учителя реальные объекты и изделия по заданным критериям;

  • Использовать информацию из таблиц и схем, из текстов учебника;

  • Использовать информацию для принятия несложных решений и в практической деятельности.

Коммуникативные УУД

  • Задавать вопросы и формулировать ответы при выполнении изделия;

  • Слушать собеседника, уметь договариваться и принимать общее решение;

  • Выполнять работу в паре, принимая предложенные правила взаимодействия;

  • Выслушивать различные точки зрения и высказывать суждения о них;

  • Приводить аргументы и объяснять свой выбор;

  • Вести диалог на заданную тему.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • Воспринимать предметы материальной культуры как продукт творческой предметно-преобразующей деятельности человека на земле, в воздухе, на воде, в информационном пространстве

  • Называть основные виды профессиональной деятельности человека в разных сферах

  • Организовывать рабочее место по предложенному образцу для работы с материалами и инструментами

  • Соблюдать правила безопасной работы с инструментами и приспособлениями при выполнении изделия

  • Различать материалы и инструменты, определять необходимые материалы и инструменты и приспособления в зависимости от вида работы

  • Проводить анализ под руководством учителя простейших предметов быта

  • Называть основные свойства бумаги, природных материалов, пластилина, состав бумаги

  • Определять с помощью учителя виды бумаги, классифицировать по толщине, по поверхности

  • Определять и называть свойства бумаги, ткани, природных материалов, свойства пластилина; сравнивать свойства бумаги и ткани, природные материалы по цвету, форме, прочности, свойства пластилина и глины

  • Выбирать необходимый вид бумаги для выполнения изделия

  • Определять виды ниток по назначению и использованию (швейные, вышивальные, вязальные)

  • Определять детали конструктора

  • Узнавать, называть, выполнять и выбирать с помощью учителя технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств ( с бумагой и картоном, тканью и нитками, с природными материалами, с пластилином, с конструктором и уходом за растениями)

  • Читать условные обозначения, применяемые при обработке бумаги: линии отреза, надреза, сгиба, складывания, места прокола, нанесения клея;

  • Знать правила техники безопасности при работе с режущими и колющими инструментами: ножницами, иглой, шилом;

  • Знать способы и приёмы обработки различных материалов (бумага, глина, пластилин, ткань, природные растительные материалы).

  • составлять композицию с учётом замысла;

  • решать художественно-трудовые задачи по созданию изделий из бумаги, ткани, глины, природных материалов;

  • выполнять на бумаге разметку с помощью складывания, по выкройке, по линейке; на ткани – с помощью выкройки;

  • конструировать из бумаги на основе техники оригами, гофрирования, сминания, сгибания;

  • применять прямолинейное и криволинейное вырезывание с помощью ножниц;

  • конструировать из ткани на основе скручивания и связывания;

  • выполнять стежки швами «вперёд иголку» и «за иголку»;

  • конструировать из природных материалов на основе приёмов скручивания, скрепления, нанизывания;

  • пользоваться простейшими приёмами лепки: тянуть из целого куска, примазывать части, делать налепы, заглаживать поверхность.

  • Использовать карандаш и резинку при вычерчивании, рисовании заготовок

  • Чертить прямые линии по линейке и по намеченным точкам

  • Использовать правила и способы работы с шилом, швейной иглой, булавками, наперстком, ножницами, гаечным и накидными ключами

  • Использовать стеки при работе с пластичными материалами при декорировании изделий

  • Комбинировать различные технологии при выполнении одного изделия

  • Использовать одну технологию для изготовления разных изделий

  • Оформлять изделия по собственному замыслу и на основе предложенного образца

  • Выделять детали конструкции, называть их форму и способ соединения

  • Анализировать конструкцию изделия по рисунку, фотографии, схеме

  • Изготавливать конструкцию по слайдовому плану или заданным условиям

  • Изменять вид конструкции по собственному замыслу

  • Понимать информацию, представленную в разных формах

  • Понимать значение компьютера для получения информации

  • Наблюдать за действиями взрослых при работе на компьютере и принимать посильное участие в поиске информации

  • Соблюдать правила работы на компьютере

  • Составлять план работы на основе слайдов

  • Распределять обязанности в соответствии с заданными условиями при работе в парах

  • Первоначальным навыкам работы над проектом под руководством учителя

  • Ставить цели, распределять роли при выполнении изделия, проводить оценку качества выполнения изделия

  • Применять на практике правила сотрудничества в коллективной деятельности


Контроль и оценка результатов

В начале учебного года на 3-4 неделе сентября проводится входная педагогическая диагностика стартовой готовности ребенка к успешному обучения в начальной школе.

В первом классе используется безотметочная система обучения и качественная оценка успешности освоения общеобразовательных программ с целью адаптации обучающихся к условиям образовательного процесса.

Качественная оценка есть краткая характеристика результатов учебного труда школьников. Эта форма оценки позволяет раскрыть перед учеником динамику результатов его учебной деятельности, проанализировать его возможности и прилежание. Особенностью качественной оценки являются ее содержательность, анализ работы школьника, четкая фиксация успешных результатов и раскрытие причин неудач. Причем эти причины не должны касаться личностных характеристик учащегося.

Контроль за уровнем достижений учащихся по предмету «Технология (Труд) проводится в форме индивидуальных практических работ и коллективных проектов

Эффективность формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка на этапе промежуточного контроля и оценки осуществляется методом наблюдения учителем, получением информации от родителей и фиксация результатов наблюдений в Таблице метапредметных и личностных результатов. Показателями эффективности работы является самостоятельность в выполнении учебных действий, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля.




Материально-техническое обеспечение


Наименование объектов и средств материально-технических средств обеспечения

количество

примечания

Учебно-методический комплект



  1. Примерная программа по технологии. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч. Ч.1, М., Просвещение, 2010

  2. Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. Технология. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.,«Просвещение», 2011.

  3. Роговцева Н. И.,Богданова Н. В., Добромыслова Н.В. Технология. Учебник . 1 класс.- М.: Просвещение , 2011.

  4. Н.И. Роговцева , Н.В.Богданова , И.П.Фрейтаг . Технология .Рабочая тетрадь .1 класс.- М. Просвещение, 2012.

  5. Н.В.Шипилова, Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 1 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012.

Д


Д




Д


Д



К

К

Д

К


Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)



Печатные пособия



  1. Таблицы:

  1. Режем ножом бумагу и картон

  2. Отделочные строчки

  3. Коробка для природных материалов

  4. Разметка прямоугольных деталей

  5. Как разместить детали на ткани


  1. Комплекты наглядных пособий № 1:

  1. Ручной труд

  2. Лепим из пластилина

  3. Поделки своими руками

  4. Образцы детских работ


  1. Раздаточный материал:

  1. Шаблоны кубиков

  2. Шаблоны для раскроя мягких игрушек (слоник, зайчик, собачка)

  3. Шаблоны для аппликации (елочка, светофорик.,кошка, лиса)


Д

Д

Д

Д

Д



Д

Д
Д
Д


К

К
К


На электронном носителе

Цифровые образовательные ресурсы

Д/П

Д/П


1.Текстовой редактор

2. Редактор создания презентаций



Экранно-звуковые пособия



  1. Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В., Фрейтаг И.П. «Технология» (СД) .

  2. Презентации к темам уроков

  3. Уроки технологии. 1-4 классы.Мультимедийное приложение к урокам. М., ООО «Глобус»

Д
Д



На электронном носителе

Учебно-практическое оборудование



  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Музыкальный центр

  4. Принтер

  5. Магнитная доска

  6. Интерактивная доска

Д
Д
Д
Д
Д
Д






Учебно-тематическое планирование


урока

Сроки

Тема урока

Характеристика деятельности

НРК

Методы и формы контроля

Давайте познакомимся (3 часа).

1

1 неделя

сентябрь


Как работать с учебником. Виды условных графических изображений учебника.

Сравнивать учебник, рабочую тетрадь, объяснять назначение каждого пособия. Осваивать критерии изготовления изделия и навигационную систему учебника.

Осуществлять поиск необходимой информации. Анализировать ,отбирать,

обобщать полученную информацию и переводить её в знаково -символическую систему.


.

2

2 неделя

сентябрь


Материалы и инструменты. Организация рабочего места.

Находить и различать инструменты и материалы. Устанавливать связи между

видом работы и используемыми материалами и инструментами.

Организовывать свою деятельность :

подготавливать рабочее место, правильно и рационально размещать инструменты и материалы, убирать рабочее место.



ТБ

Практическая работа «Учимся организовывать рабочее место»

3

3неделя

сентябрь


Что такое технология. Общее представление о технологическом процессе.

Объяснять значение слова «технология», осуществлять поиск информации в словаре из учебника.

Называть основные виды деятельности

соотносить с освоенными умениями. Прогнозировать результат своей деятельности.




Практическая работа «Подставка для кисточки»



Человек и земля(21 ч )




4

4 неделя

сентябрь


Природный материал. Его конструктивные и декоративные свойства.


Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять природные материалы их виды и свойства. Осваивать правила сбора и хранения природных материалов. Осмысливать бережное отношение к природе. Соотносить природные материалы по форме и цвету с реальными объектами. Выполнять практическую работу из природных материалов.

Выполнять работу с опорой на слайдовый план. Соотносить план с собственными действиями.


Практическая работа «Аппликация из листьев.».

5









5 неделя

октябрь


Пластилин и его свойства. Способы обработки пластилина.

Исследовать свойства пластичных материалов. Осваивать способы и правила работы. Анализировать изделие, планировать последовательность изготовления. Корректировать изготовление изделия. Оценивать выполняемое изделие на основе рубрики «Вопросы юного технолога».



Практическая работа Аппликация из пластилина «Ромашковая поляна»..

6

6 неделя

октябрь


Пластилин и его свойства. Способы обработки пластилина и природных материалов..

Сравнивать свойства различных природных материалов: листьев, шишек, веточек, кленовых крылаток, каштанов. Соотносить форму и цвет природных материалов. Отбирать необходимые материалы для изготовления изделия.


Практическая работа Тематическая композиция «Мудрая сова»..

7

7 неделя

октябрь


Растения. Уход за растениями

Актуализировать знания об овощах . Осмысливать значение растений для человека. Выполнять практическую работу по извлечению семян из плода и их сушке, оформлять пакетик для хранения семян.

Осваивать приёмы работы с пластилином (скатывание, сплющивание,

вытягивание).


Практическая работа Получение и сушка семян».

.

8

8 неделя

октябрь


Использование форм и образов природы в создании предметной среды в лепке. Овощи из пластилина.

Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение ,осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.


Практическая работа Проект «Осенний урожай».

9

9 неделя

ноябрь


Соблюдение безопасных приемов труда при работе с ножницами. Бумага. Приёмы работы с бумагой, размётки деталей изделия по шаблону и сгибанием.

Исследовать ,наблюдать, сравнивать,

сопоставлять свойства бумаги (цвет, состав, прочность);определять виды бумаги по цвету и толщине. Осваивать приёмы работы с бумагой, правила работы с ножницами, размётки деталей изделия по шаблону и сгибанием.


Практическая работа «Волшебные фигуры».


10

10 неделя

ноябрь


Конструирование и моделирование изделий на основе орнамента из геометрических фигур.

.Выполнять на основе шаблона симметричные фигуры из цветной бумаги, создавать полу объёмную аппликацию.

Выполнять симметричную аппликацию из геометрических фигур по заданному образцу.


Практическая работа «Закладка для книг».

11

11 неделя

ноябрь


Разнообразие профессий человека. Пчеловод..

Использовать различные виды материалов при изготовлении изделий (природные, бросовые и др.) Осваивать приёмы соединения природных материалов при помощи пластилина. Самостоятельно планировать, контролировать и корректировать свою деятельность при изготовлении изделия по слайдовому плану. Оценивать качество работы, используя рубрику «Вопросы юного технолога».

Ru. wikipedia.

org/wiki/Бортев

Тема «Насекомые Урала».

Практическая работа «Пчёлы и соты».

12

12 неделя

ноябрь


Использование форм и образов природы в создании предметной среды.

Осваивать приёмы создания изделия в технике коллажа. Осваивать первичные навыки работы над проектом под руководством учителя: распределять роли, составлять план на основе рубрики «Вопросы юного технолога», обсуждать план в паре, корректировать свою деятельность и деятельность партнёра при изготовлении изделия: проводить оценку и самооценку. Слушать собеседника, излагать своё мнение. Использовать правила работы с бумагой, ножницами и клеем . Оформлять изделие.

nebudbaiduzhum.

com/stati/entsik

Тема «Дикие животные».

Практическая работа . Проект «Дикие животные». «Коллаж».

13

13 неделя

декабрь


Декоративное оформление культурно-бытовой среды.

Использовать умения работать над проектом под руководством учителя. Выбирать необходимые инструменты, материалы и приёмы работы. Осваивать способы работы с бумагой: выполнять размётку деталей по шаблону и раскрой бумаги без ножниц в технике обрывания по контуру. Создавать собственное изделие на основе заданной технологии и приведенных образцов. Оформлять класс.


Практическая работа Проект «Украшаем класс к Новому году».

14

14 неделя

декабрь

Использование форм и образов природы в создании предметной среды. Домашние животные. Пластилин.

Использовать приёмы работы с пластилином: скатывание ,сплющивание ,вытягивание. Анализировать форму и цвет реальных объектов (домашних животных),соблюдать их при изготовлении изделий.

Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, составлять эти виды планов.

Определять по слайдовому плану последовательность изготовления изделия. определять и использовать приёмы работы с пластилином, необходимые для изготовления изделия.


Практическая работа «Котёнок».

15

15 неделя

декабрь

Свойства и использование гофрированного картона Способы обработки его для достижения декоративно-художественного эффекта.

Исследовать, наблюдать, сравнивать и составлять различные виды домов. По иллюстрации учебника и собственным наблюдениям составлять рассказ о материалах , используемых при строительстве домов. Исследовать, наблюдать. сравнивать и сопоставлять свойства гофрированного картона. Проводить эксперимент по определению способа сгибания гофрированного картона ( вдоль линии). Создавать макет дома из разных материалов (гофрированный картон, природные материалы). Осваивать способы работы с помощью шаблона и соединение деталей при помощи пластилина.

Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Контролировать и корректировать выполнение работы на основе слайдового плана.

nashural.ru/Goroda

sela/niz=sinua

Тема «Такие разные дома».

Практическая работа Макет «Домик из веток».

16









17

















16 неделя

Декабрь








17 неделя

январь

Фарфоровая посуда на Урале. Виды посуды.


Использовать умения работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»:ставить цель. Составлять и обсуждать план изготовления изделия, распределять роли, проводить оценку качества изготовления изделия. Слушать собеседника, излагать своё мнение ,осуществлять совместную практическую деятельность. анализировать свою деятельность .Создавать разные изделия на основе одной технологии, самостоятельно составлять план их изготовления. Использовать приёмы работы с пластилином: скатывание, сплющивание,

вытягивание, вдавливание. Анализировать

форму. цвет, размер реальных объектов ,соблюдать их при изготовлении изделий.

Использовать правила сервировки стола для чаепития при создании композиции»Чайный сервиз».Осваивать

правила поведения за столом.

На Урале развиваются традиционные народные промыслы, имеющие...

orthodox.etel.ru

vnu4ka - Лето 2009. Сысерть, ч. 1. Фарфоровый завод.

vnu4ka.livejournal.com


Практическая работа Проект «Сервировка стола»«Чашка». «Чайник».





Проект «Чайный сервиз»..

Мастера Сысерстского фарфорового завода. Традиции и творчество уральских мастеров

18

18 неделя

январь

Человек – создатель материальной среды.Свет в доме. Т.Б.по теме «Правила безопасной работы с шилом».

Исследовать, наблюдать ,сравнивать, сопоставлять различные виды осветительных приборов. На основе иллюстраций учебника составлять рассказ о старинных и современных способах освещения жилищ. находить элементарные причинно-следственные связи, Анализировать конструктивные особенности торшера .Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осваивать правила работы шилом и подготавливать рабочее место. Выполнять раскрой деталей изделия с использованием шаблона и соединение деталей при помощи клея и пластилина.


Практическая работа Модель. «Торшер.»


19

19 неделя

январь

Человек – создатель материальной среды. Мебель.


Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Использовать способы работы с бумагой, выполнять раскрой деталей по шаблону, выбирать необходимые материалы и приёмы работы для украшения изделия, оформлять изделие по собственному эскизу.

Осваивать правила ухода за мебелью и уборки квартиры. Составлять рассказ об инструментах ,приспособлениях материалах, необходимых для уборки квартиры, основываясь на своём опыте.


Практическая работа Изготовление модели стула.

«Стул».

20

20 неделя

февраль

Коммуникативная культура, предметы и изделия, обладающие коммуникативным смыслом.Т.Б Работа с тканью. Одежда, ткань. нитки.

Исследовать, наблюдать, сравнивать, сопоставлять, поставлять текстильные и волокнистые материалы. Определять под руководством учителя виды тканей и нитей, их состав, свойства, назначение и применение в быту и на производстве .

Осуществлять подбор тканей и ниток в зависимости от назначения изделий. Определять инструменты и приспособления ,необходимые для работы. Осваивать умения наматывать ,связывать и разрезать нитки.

Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов. Осмысливать способы изготовления одежды и её назначение.


Практическая работа «Кукла из ниток».

21

21 неделя

февраль

Т.Б Работа с тканью. Свойства ткани и ниток

Осваивать правила безопасной работы с иглой при изготовлении изделия. Осваивать виды стежков и способы пришивания пуговиц и использовать их для оформления изделий. Сравнивать различные виды пуговиц ( пуговицы с ушком, пуговицы со сквозным отверстием) и способы пришивания, а также способы выполнения стежков на основе прямых стежков. Осуществлять выбор ниток и пуговиц для изготовления изделия по контрасту.


Практическая работа Учимся шить .

«Строчка прямых стежков». «Строчка стежков с перевивом змейкой».


22

22 неделя

февраль

Т.Б Работа с тканью. Отделка изделия способом «Строчка стежков с перевивом спиралью».


Организовывать рабочее место.

Осваивать правила экономного расходования тканей и ниток при изготовлении изделия.


Практическая работа «Закладка с вышивкой».


23

23 неделя

март

Т.Б Работа с тканью. «Пришиваем пуговицу с двумя отверстиями».»


Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов и текстовых планов, сопоставлять эти виды планов.


Практическая работа «Медвежонок».

24

24 неделя

март

Разъемная конструкция изделия. Изготовление из конструктора модели тачки. «Тачка».

Осваивать приёмы работы с конструктором : знакомиться с видами деталей и способами их соединений. Конструировать изделие на основе предложенного плана,

искать и заменять детали конструкции, выбирать способы сборки.

Применять приёмы работы с конструктором- завинчивание и отвинчивание гайки при сборке и разборке моделей(завинчивать по часовой стрелке, отвинчивать против часовой стрелки).Осваивать разные виды соединений деталей(подвижное и неподвижное).Моделировать и собирать изделие из конструктора ,проектировать конструкцию простого бытового приспособления- тачка. Планировать и осуществлять работу на основе представленных в учебнике слайдов.


Практическая работа



Человек и вода (3 часа).




25

25 неделя

март

Хозяйственно-практическая помощь взрослым: уход за растениями. Вода в жизни растений и человека.


Исследовать значение воды в жизни человека, животных ,растений. Осуществлять поиск необходимой информации о воде ,её значении для жизни на Земле, использовании воды человеком (способ добывания питьевой воды из под земли, значение воды для здоровья человека),о передвижении по воде и перевозке грузов с использованием водного транспорта. Сравнивать информацию, полученную из разных источников( из учебников, текстов, собственных наблюдений и опыта).На основе сравнения информации делать выводы и обобщения.

Проращивать семена. проводить эксперимент, исследовать всхожесть семян, наблюдать и фиксировать результаты. Определять и использовать

Инструменты и приспособления, необходимые для ухода за комнатными растениями. В практической деятельности осваивать правила ухода за комнатными растениями.


Практическая работа «Проращивание семян».

26

26 неделя

апрель

Человек – изобретатель Модель колодца из разных материалов.

Отбирать материалы и инструменты, приспособления для работы по иллюстрациям в учебнике. Осваивать последовательность создания модели параллелепипеда из бумаги при помощи шаблона развёртки и природного материала (палочек).Самостоятельно анализировать образец .Конструировать макет колодца. Использовать известные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия. Сравнивать способы и приёмы изготовления изделия. Составлять и оформлять композицию по образцу или собственному замыслу. Использовать различные виды материалов для создания композиции и её оформления.


Практическая работа « Колодец»..

27

27 неделя

апрель

Человек –наблюдатель и изобретатель характерные особенности конструкций для передвижения по воде.

Анализировать процесс сборки реального объекта (плота),конструировать макет плота с использованием технологии реальной сборки. Осваивать новые способы соединения деталей, технику работы с бумагой- оригами. Составлять и оформлять композиции по образцу. Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие этапы его изготовления. Исследовать различные материалы на плавучесть .Использовать известные свойства материалов при определении приёмов изготовления изделия.

Определять используемые материалы и инструменты по слайдам готовых изделий. Осваивать приёмы техники оригами. Сравнивать модели одного изделия, изготовленные из разных материалов(в том числе из природных и бросовых).Использовать умение работать над проектом под руководством учителя и с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»:ставить цель, составлять план, распределять роли, проводить самооценку ,обсуждать план. Слушать собеседника, излагать своё мнение, осуществлять совместную практическую деятельность, анализировать свою деятельность.


Практическая работа Проект «Речной флот». «Плот». »Кораблик»



Человек и воздух (3часа).




28

28 неделя

апрель

Человек - изобретатель. Использование ветра. Конструирование по шаблону.

Осуществлять поиск необходимой информации об использовании ветра, о полётах человека, летательных аппаратах. Сопоставлять данную информацию со знаниями, полученными при изучении других предметов, из собственных наблюдений и прочитанных книг. Приводить собственные примеры, делать выводы и обобщения, аргументировать свои ответы. Осваивать технологию моделирования в практической деятельности при изготовлении вертушки. Чертить диагональ по линейке. Осваивать соединения деталей с помощью кнопки. Использовать приёмы работы с бумагой. Выполнять оформление изделия по собственному замыслу.


Практическая работа «Вертушка».

29

29 неделя

апрель

Моделирование на основе природных форм (птиц). Обработка бумаги отрыванием.

Осваивать новый способ изготовления мозаики, применяя технику «рваная бумага». Подготавливать своё рабочее место, рационально размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасной работы инструментами, закреплять навыки работы с бумагой и клеем. Осваивать и использовать способы экономного расходования бумаги при выполнении техники»рваная бумага».Изготавливать по образцу в соответствии с планом аппликацию из бумаги, корректировать и контролировать последовательность выполнения. Выполнять заготовки для мозаики в группе.


Jugudva. komi.com/? page=

ural-bir

Тема «Птицы».

Практическая работа . «Попугай».

30

30 неделя

май

Полёты человека. Моделирование.

«Самолёт». «Парашют»

Сравнивать современные и старинные виды летательных аппаратов. Подготавливать своё рабочее место, размещать материалы и инструменты, соблюдать технику безопасности, закрепляя навыки самоорганизации в деятельности. Использовать навыки работы с бумагой, правила работы ножницами и клеем. Самостоятельно создавать изделия по слайдовому плану, использовать технику оригами. Проводить эксперимент, определять прямую зависимость(чем тяжелее груз, тем выше скорость падения парашюта).


Практическая работа . «Попугай».



Человек и информация (3часа).




31

31 неделя

май

Человек в информационной среде. Мир звуков и образов. Способы общения. «Зашифрованное письмо».

Осуществлять поиск информации. Анализировать и сравнивать способы общения и передачи информации в разных средах (животный мир, человек), на основании полученного материала самостоятельно делать простые выводы и обосновывать их .Осваивать способы работы с новым материалом(глиной),в том числе нанесение на него рисунка с помощью стеки. Переводить информацию в разные знаково-символические системы

(пиктограммы). Самостоятельно анализировать образец, определять недостающие элементы. Определять приёмы работы с пластилином при изготовлении изделия. Определять необходимые для изделия материалы и инструменты по слайдовому плану.


Практическая работа «Попугай».

32

32 неделя

май

Правила движения. Маршрут до дома.

Осуществлять поиск информации о способах передачи информации. Анализировать и сравнивать информацию в текстовой и знаково-символической форме. Ориентироваться в дорожных знаках. Объяснять их значение. Составлять таблицу важных телефонных номеров, маршрута передвижения от дома до школы, использовать для этого информацию из учебника и собственный опыт . Рисовать простой план местности, размечать на нём дорожные знаки, определять маршрут.

Дорога «Дом-школа-дом»

Практическая работа «Важные телефонные номера»

33

33 неделя

май

Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Т.Б. Правила пользования компьютером.

Осуществлять поиск информации о компьютере, его составных частях , сферах применения .Осваивать правила использования компьютера. Осваивать работу на компьютере: включать и выключать его; называть и показывать части компьютера; находить информацию в Интернете с помощью взрослого.


Практическая работа



Рабочая программа по предмету «Технология» образовательная область «Технология» для 1 класса
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа разработана на основе ФГОС начального общего  образования, национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования Свердловской области, примерной программы по технологии,программы  «Технология»  Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой. 

В пояснительной записке определены цели, задачи, место и роль учебного предмета, основное содержание предмета, условия реализации программы , планируемые результаты в соответствии с ФГОС, материально-техническое обеспечение, учебно-тематическое планирование для первого класса, составленное на основе и в соответствии с формулировками примерной программы по "Технологии".

Автор Игумнова Марина Станиславовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 366
Номер материала 41894
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓