Главная / Начальные классы / Рабочая программа по предмету «Технология » образовательная область «Технология» для 4 класса

Рабочая программа по предмету «Технология » образовательная область «Технология» для 4 класса

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам. директора по УД директор МАОУ-СОШ № 156

Протокол № __ от «__»______ г. ________/Е.А. Леонтьева ____________/Н.В.Павлова

Руководитель МО: «____»_____________г. приказ №_______________

___________/И.Г. Губернаторова «_____»________________г.








Рабочая программа

по предмету «Технология (Труд)»

образовательная область «Технология»

для 4 А класса

на 2014-2015 учебный год





Составитель: Игумнова М.С.

учитель высшей квалификационной категории





г. Екатеринбург





ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Рабочая программа (далее – Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования Свердловской области, примерной программы по технологии, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Основной образовательной программы МАОУ – СОШ № 156, программы «Технология» Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой.

В современном мире знания о технологии различных процессов, культура выполнения технологических операций приобретают всё большее значение. Возможности предмета «Технология» позволяют гораздо больше, чем просто формировать у учащихся картину мира с технологической направленностью. Организация продуктивной преобразующей творческой деятельности детей на уроках технологии создает важный противовес тотальному вербализму основных учебных предметов начальной школы, который является одной из главных причин снижения и учебно-познавательной мотивации, формализации знаний и в конечном счете низкой эффективности обучения. Значение и актуальность предмета выходит далеко за рамки обеспечения учащихся сведениями о «технико-технологической картине мира». При соответствующем содержательном и методическом наполнении данный предмет может стать опорным для формирования системы универсальных учебных действий в н6ачальном звене ОУ. В нём все элементы учебной деятельности (планирование, ориентирование в задании, преобразование, оценка результата, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, нахождение практических способов решения, умение добиваться достижения результата и т. д.) предстают в наглядном плане и тем самым становятся более понятными для детей.

Практико-ориентированная направленность содержания учебного предмета «Технология (Труд) естественным путем интегрирует знания, полученные при изучении других учебных предметов (математика, русский язык, окружающий мир, литературное чтение, изобразительное искусство и др.), и позволяет реализовать их в интеллектуальной деятельности ученика. Это, в свою очередь, создает условия для развития инициативности, изобретательности, гибкости мышления. Занятия на уроках технологии продуктивной деятельностью создают уникальную основу для самореализации личности, закладывают основу для формирования у школьников социально ценных практических умений, опыта преобразовательной деятельности и развития творчества, что создает предпосылки для более успешной социализации. Учебный предмет «Технология» обеспечивает реальное включение в ОП различных структурных компонентов личности (интеллектуального, эмоционально-эстетического, духовно-нравственного, физического) в их единстве, что создает условия для гармонизации развития, сохранения и укрепления психического и физического здоровья подрастающего поколения.

Цели:

  • приобретение личного опыта как основы обучения и познания;

  • приобретение первоначального опыта практической преобразовательной деятельности на основе овладения технологическими знаниями, технико-технологическими умениями и проектной деятельностью;

  • формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям труда.

Задачи:

  • осмысление алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно

  • формирование алгоритма работы над проектом

  • Формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  • Формирование целостной картины мира материальной и духовно-нравственной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • Развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей), творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач)

  • Развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • Формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной обработки предметно-преобразовательных действий;

  • Развитие коммуникативной компетентности школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  • Формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  • Развитие эстетических- представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;

  • Ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития;

  • Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компрьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, каталоге библиотеки.

Место и роль учебного предмета

Учебный предмет «Технология» в начальной школе выполняет особенную роль, так как обладает мощным развивающим потенциалом. Специфика уроков предмета состоит в том, что они строятся на уникальной психологической и дидактической базе – предметно-практической деятельности, которая является в младшем школьном возрасте необходимым звеном целостного процесса духовного, нравственного и интеллектуального развития (в том числе и абстрактного мышления)

Согласно учебному плану на 2014-2015 гг. на изучение технологи в 3 классе отведено 35 часов в год (1 ч. в неделю).

Содержание предмета

«Технология» по своей сути является комплексным и интегрированным учебным предметом. В содержательном плане он предполагает реальные взаимосвязи практически со всеми предметами начальной школы.

Математика – моделирование, выполнение расчетов, вычислений, построение форм с учетом основ геометрии, работа с геометрическими фигурами, телами, именованными числами.

Изобразительное искусство – использование средств художественной выразительности в целях гармонизации форм и конструкций, изготовление изделий на основе законов и правил декоративно-прикладного искусства и дизайна.

Окружающий мир – рассмотрение и анализ природных форм и конструкций как универсального источника инженерно-художественных идей для мастера, природы как источника сырья с учетом экологических проблем, деятельности человека как создателя материальной и духовно-нравственной среды обитания; изучение этнокультурных традиций. В 4 классе знакомство с особенностями работы с контурнй картой, нанесением на нее условных обозначений.

Русский язык – развитие устной речи на основе использования важнейших видов речевой деятельности и основных типов учебных текстов в процессе анализа заданий и обсуждения результатов практической деятельности.

Литературное чтение – работа с текстами для создания образа, реализуемого в изделии.

Содержание учебного предмета «Технология» имеет практическо-ориентированную направленность. Однако выполнение практических работ и изготовление изделий не являются самоцелью. Практическая деятельность рассматривается как средство развития социально значимых личностных качеств школьн6иков, а также формирования системы специальных технологических и универсальных учебных действий. Особенность данной содержательной линии состоит в ориентации на понимание детьми постепенного освоения человеком природы, частью которой он является. Ребенок должен осознать, что все вокруг создано природой и человеком, и через это понимание осваивать трудовые навыки. За основу тематического планирования берется первый вариант «Человек, технология и окружающая среда. Дом и семья» (с преимущественным акцентом на связи с учебным предметом «Окружающий мир»).

Учащиеся знакомятся с земным, водным, воздушным и информационным пространствами во всех четырёх классах, но в каждом присутствует своя специфика:

1-й класс — основные базовые сведения о материалах и инструментах, используемых людьми в различных областях деятельности, усвоение правил работы с этими инструментами и материалами;

2-й класс — отработка навыков работы с уже известными учащимся материалами и инструментами, расширение знаний в области трудовой деятельности людей в различные исторические эпохи;

3—4-й классы — закрепление полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей, ориентированной на современность и будущее.

Все эти особенности программы отражены в содержании основных разделов учебника — «Человек и земля», «Человек и вода», «Человек и воздух», «Человек и информация».

В 4 классе лейтмотивом содержания предмета является знакомство с технологическими процессами современных производств Российской Федерации, промышленными предприятиями нашей страны, продукцией, которую они выпускают, современными материалами, инструментами, используемыми в производстве, профессиями людей, занятых в рассматриваемых отраслях (вагоностроительное, деревообрабатывающее, автомобилестроительное, обувное, швейное, кондитерское производства, производство фаянса и фарфора, самолетостроение и ракетостроение). Содержание изучаемого курса позволяет осмыслить значимость производств для экономического развития нашего государства.

Еще одной важной особенностью курса «Технология» в 4 классе является наличие материала, позволяющего на практическом уровне обучать детей проектной деятельности и использованию средства для ее организации – технологической карты. Технологическая карта помогает учащимся выстраивать технологический процесс, осваивать способы и приемы работы с материалами и инструментами. На уроках реализуется принцип: от деятельности под контролем учителя к самостоятельному выполнению проекта.

Основные содержательные линии.

Общекультурные и общетрудовые компетенции Основы культуры труда.

Трудовая деятельность и её значение в жизни человека. Рукотворный мир как результат труда человека; разнообразие предметов рукотворного мира (архитектура, техника, предметы быта и декоративно-прикладного искусства и т. д. России).

Элементарные общие правила создания предметов рукотворного мира (удобство, эстетическая выразительность, прочность; гармония предметов и окружающей среды). Бережное отношение к природе как источнику сырьевых ресурсов. Мастера и их профессии.

Анализ задания, организация рабочего места, планирование трудового процесса. Рациональное размещении е на рабочем месте материалов и инструментов, распределение рабочего времени. Отбор и анализ информации (из учебника и других дидактических материалов), ее использование в организации работы. Контроль и корректировка хода работы. Работа в малых группах, осуществление сотрудничества, выполнение социальных ролей (руководитель, подчиненный).

Элементарная творческая и проектная деятельность (создание замысла, его детализация и воплощение). Несложные коллективные, групповые и индивидуальные проекты. Результат проектной деятельности – изделия, услуги (например, помощь ветеранам, пенсионерам, инвалидам), праздники и т.п.

Технология ручной обработки материалов Элементы графической грамоты

Общее понятие о материалах, их происхождении. Исследование элементарных физических, механических и технологических свойств материалов, используемых при выполнении практических работ. Многообразие материалов и их практическое применение в жизни.

Подготовка материалов к работе. Экономное расходование материалов. Выбор и замена материалов в соответствии с их декоративно-художественными и конструктивными свойствами, использование соответствующих способов обработки материалов в зависимости от назначения изделия.

Инструменты и приспособления для обработки материалов (знание названий используемых инструментов), соблюдение правил их рационального и безопасного использования.

Общее представление о технологическом процессе, технологической документации (технологическая карта, чертёж и др.); анализ устройства и назначения изделия; выстраивание последовательности практических действий и технологических операций; подбор и замена материалов и инструментов; экономная разметка; обработка с целью получения деталей, сборка, отделка изделия; проверка изделия в действии, внесение необходимых дополнений и изменений. Называние и выполнение основных технологических операций ручной обработки материалов: разметка деталей (на глаз, по шаблону, трафарету, лекалу, копированием, с помощью линейки, угольника, циркуля), обработка материала (отрывание, сгибание, складывание, резание ножницами, канцелярским ножом), раскрой деталей, сборка и соединение деталей (клеевое, ниточное, проволочное, винтовое и др.), отделка изделия или его деталей (окрашивание, вышивка, аппликация и др.) Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции и внешнего оформления назначению изделия).

Использование измерений и построений для решения практических задач. Виды условных графических изображений : рисунок, простейший чертеж, эскиз, развертка, схема (их узнавание). Назначение линий чертежа (контур, линия надреза, сгиба, размерная, осевая, центровая, разрыва). Чтение условных графических изображений. Разметка деталей с опорой на простейший чертеж, эскиз. Изготовление изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскиз, схеме.

Умение заполнять технологическую карту.

Конструирование и моделирование

Изделие, деталь изделия (общее представление). Понятие о конструкции изделия, различные виды конструкций и способы их сборки. Виды и способы соединения деталей. Основные требования к изделию (соответствие материала, конструкции, внешнего оформления – назначению изделия).

Конструирование и моделирование изделий из различных материалов по образцу, модели, рисунку, простейшему чертежу или эскизу и по заданным условиям (технико-технологическим, функциональным, декоративно-художественным пр.)

Практика работы на компьютере (использование информационных технологий)

Информация, ее отбор, анализ и систематизация. Способы получения, хранения, переработки информации.

Назначение основных устройств компьютера для ввода, вывода, обработки информации. Включение и выключение компьютера и подключаемых к нему устройств. Клавиатура, общее представление о правилах компьютерного письма, пользование мышью, использование простейших средств текстового редактора. Простейшие приемы поиска информации: по ключевым словам, каталогам. Соблюдение безопасных приемов труда при работе на компьютере; бережное отношение к техническим устройствам. Работа с ЦОР (цифровыми образовательными ресурсами), готовыми материалами на электронных носителях (CD)

Работа с простыми информационными объектами (текст, таблица, схема, рисунок) ; преобразование, создание, сохранение, удаление. Вывод текста на принтер.

Создание небольшого текста по интересной детям тематике с использованием изображений на экране компьютера из ресурса компьютера, программ Word.


Дополнения и изменения к программе.

Рабочая программа дополнена минимумом содержания образования национально - регионального компонента . Это дает учителю конкретные ориентиры в системном отборе материала природы и культуры своего края для целенаправленного включения его в содержание предмета. Это неисчерпаемый ресурс для повышения заинтересованности детей в открытии чудес мира природы и культуры в ближайшем окружении, для творческого взаимодействия с семьей, учреждениями дополнительного образования и культуры. Для уроков учитель подбирает региональный материал по своему усмотрению. Это необходимо для формирования общеучебных навыков , обеспечения особенностей региона , места проживания и создания условий для успешной адаптации в микросреде. При систематическом освоении природного и культурного наследия родного края возникает интерес и появляется бережное отношение к его богатству, развивается речевое мышление учащихся, выражается отношения человека к природе, обществу, поиску истины .

Часы на изучение национально – регионального компонента в курсе «Технология» отдельно не выделены. Но, так как Екатеринбург является крупным промышленным центром, и в нем находятся почти все изучаемые производства, то знакомство с технологическими процессами современных производств, промышленными предприятиями, продукцией, которую они выпускают, современными материалами, инструментами, используемыми в производстве, профессиями людей, занятых в рассматриваемых отраслях изучается на примерах родного города и занимает только часть времени на уроке.

Содержание занятий по окружающему миру с учётом НРК строится на основе различных информационных источников, обозначенных в графе НРК в том числе информационного материала с сайта http://www.nashural.ru/ekaterinburg.htm. Указанные в планировании источники соответствуют целям НРК.

Содержательные линии:

1.Культурно – историческая ( человек и история , человек и культура)

2.Экологическая культура (человек и природа)

3.Художественная культура

4.Социально –экономическая и правовая культура

Цели НРК

- Развитие базовых представлений о гармоничных отношениях между миром природы и человеком.

- Формирование представлений о научно обоснованном знании и его ценности в повседневной жизни.

- Формирование базовых представлений об общественных отношениях в микросреде, моральных ,трудовых, эстетических нормах, способствующих успешному самоутверждению

Условия реализации рабочей программы

В силу психологических особенностей развития младшего школьника учебный процесс в предмете технологии должен строиться таким образом, чтобы продуктивная предметная деятельность ребенка стала основой формирования его познавательных способностей, включая знаково-символическое и логическое мышление. Только так на основе реального учета функциональных возможностей ребенка и закономерностей его развития обеспечивается возможность активизации познавательных психических процессов и интенсификации обучения в целом. Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.

С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, а традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения − технологией деятельностного метода (ТДМ).

Все уроки строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, поэтому в ходе их учащиеся также имеют возможность выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, но на каждом из этих уроков делаются разные акценты. Так, если на уроках открытия нового знания основное внимание уделяется проектированию новых способов действий в проблемных ситуациях, то на уроках рефлексии – формированию умения применять изученные способы действий, корректировать свои действия и самостоятельно создавать алгоритмы деятельности в задачных ситуациях. На уроках обучающего контроля отрабатываются действия контроля, коррекции и оценки, а на уроках систематизации знаний формируется способность к структурированию знаний. Логика подачи материала опирается на ведущие принципы дидактики, переведенные в технологическую плоскость:

  1. От простой поделки до проекта через освоение технологии процесса;

  2. Обучение тому, что (содержание), с какой целью (мотивация), какими средствами, а главное как делать;

  3. Обучение планированию всех видов деятельности от самообслуживания до составления проекта;

  4. Знакомство с материалами, инструментами, техникой и правилами работы с ними, профессиями и технологией труда в различных сферах;

  5. Осмысление всех действий в триединстве «человек – природа – техника».

Важным ресурсом достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования в системе учебников «Перспектива» является создание информационно-образовательной среды, адекватной деятельностному методу организации образовательного процесса. Федеральный государственный образовательный стандарт НОО ориентирует на системное использование средств ИКТ для решения коммуникативных и познавательных задач как необходимое условие подготовки школьников к жизни в современном информационном обществе.

Возможность создания и реализации моделей социального поведения при работе в малых группах обеспечивает благоприятные условия для коммуникативной практики учащихся и для социальной адаптации в целом.

Виды учебной деятельности учащихся:

- простейшие наблюдения и исследования свойств материалов, способов их обработки; анализ конструкций, их свойств, принципов и приемов их создания;

- моделирование, конструирование из разных материалов (по образцу, модели, условиям использования и области функционирования предмета, техническим условиям)

- решение доступных конструкторско-технологических задач (определение области поиска, нахождение недостающей информации, определение спектра возможных решений, выбор оптимального решения), творческих художественных задач (общий дизайн, оформление);

- простейшее проектирование;

Формирование конструкторско-технологических знаний и умений происходит в процессе самостоятельной работы с технологической картой как индивидуально, так и в группе..

Особенности работы над проектами (изделиями) в курсе «Технологя» для 4 класса заключается в определении доли самостоятельности учащихся при их реализации, так как практически все темы (даже не обозначенные названием проекты) позволяют реализовать на уроке проектную деятельность, один или несколько этапов проектной деятельности. Проектная деятельность учащихся в 4 классе предполагает совместную работу учащихся, использование преимущественно групповой и парной форм работы (пары и группы в зависимости от видов работ могут быть постоянного и сменного состава). Для приобретения навыков сотрудничества и взаимопомощи, конструктивного разрешения конфликтов посредством учета интересов сторон в ходе работы над проектом учащиеся самостоятельно продумывают идею проекта, распределяют роли (руководитель, исполнитель), меняются ролями, распределяют объем выполняемых работ, подбирают материалы и инструменты, обсуждают цели, задачи, план работы, высказывают свое мнение, выслушивают мнение товарищей, задают вопросы и отвечают на них, вырабатывают согласованную позицию, выполняют и презентуют работу, делают анализ и производят оценку.

В курсе «Технология» в 4 классе учащиеся усваивают содержание учебного предмета в активной познавательной деятельности, играя, конструируя, проектируя самостоятельно, вместе с товарищами и учителем в классе или с родителями дома. Большое внимание так же отведено работе с научно-популярными текстами. Учащиеся не только получают информацию, но и объясняют значение новых понятий.

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, на ступени начального общего образования должно осуществляться укрепление физического и духовного здоровья обучающихся как первой и основной потребности человека, обеспечивающей развитие его личности и возможность самореализации.


Планируемые результаты

Личностные результаты

У учащихся будут сформированы:

  • Чувство патриотизма, гордости за свой родной край, за свою страну, российский народ;

  • Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и личностного смыла учения;

  • Положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека на производстве;

  • Ценностное и бережное отношение к результату профессиональной деятельности человека на производстве;

  • Интерес к поисково-исследовательской деятельности;

  • Представление о производствах, расположенных в родном городе и профессиях, необходимых на данных производства;

  • Осмысление видов деятельности человека на производств;

  • Осмысление понятия «универсальные специальности»;

  • Осмысление значения промышленного производства для развития нашего государства;

  • Ориентация на понимании причин успеха и неуспеха в учебной деятельности;

  • Критерии оценивания своей деятельности по разным основаниям;

  • Этические нормы ( сотрудничества, взаимопомощи, ответственности, долга, сочувствия, сопереживания);

  • Интерес к производственным процессам и профессиональной деятельности людей;

  • Навыки самообслуживания

Обучающиеся получат возможность для формирования:

  • Внутренней позиции на уровне понимания необходимости учения, преобладания учебно-познавательных мотивов и умения оценивать результат своей деятельности;

  • Умения открывать новые способы выполнения изделия и решения учебных задач;

  • Осознания причин успешности и неуспешности собственной деятельности;

  • Осмысления способов решения проблемных ситуаций с позиции партнера по общению и взаимодействию

  • Бережного отношения к окружающей среде;

  • Осмысления значения производств для экономического развития страны и родного города;

  • Уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;

  • Этических норм на основе анализа взаимодействия учеников при изготовлении изделия;

  • Потребности в творческой деятельности и реализации собственных замыслов;

  • Умения учитывать при выполнении изделия интересы, склонности, способности и потребности других учеников..

Метапредметные результаты

Обучающиеся научатся:

Регулятивные УУД

  • Применять и сохранять учебную задачу при выполнении изделия и реализации проекта;

  • Учитывать выделенные учителем и/или самостоятельно ориентиры действий в новом учебном материале;

  • Создавать самостоятельно план выполнения изделия на основе анализа готового изделия;

  • Определять необходимые этапы выполнения проекта;

  • Планировать свои действия в соответствии с поставленной учебной задачей;

  • Проводить контроль и рефлексию своих действий самостоятельно;

  • Различать способ и результат действий;

  • Корректировать свое поведение в соответствии с определенной ролью;

  • Оценивать свою деятельность в групповой и парной работе на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога»

Познавательные УУД

  • Выделять из текста необходимую информацию о технологии производственного процесса;

  • Использовать различные знаково-символические средства для представления информации и решения учебных и практических задач;

  • Использовать знаки и символы, схемы для заполнения «Технологической карты» и работы с материалами учебника;

  • Самостоятельно проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения;

  • Самостоятельно находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями;

  • Самостоятельно проводить защиту проекта по заданным в учебнике критериям;

  • Работать с информацией, представленной в различных формах;

  • Обобщать, классифицировать и систематизировать изучаемый материал по заданным критериям;

  • Выделять существенные признаки изучаемых объектов;

  • Овладевать общими закономерностями решения познавательных и практических задач

Коммуникативные УУД

  • Вести диалог при работе в паре и группе;

  • Находить конструктивные способы решения проблемных ситуаций, аргументировать свою точку зрения;

  • Строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные способы общения, в том числе и средства ИКТ;

  • Контролировать свои действия и действия партнера;

  • Принимать чужое мнение; участвовать в дискуссии и обсуждении;

  • Проявлять инициативу в ситуации общения.

Предметные результаты

Обучающиеся научатся:

  • Воспринимать производственный процесс как продукт преобразующей, творческой деятельности человека-создателя (на примере производственных предприятий России и родного края;

  • Называть основные виды профессиональной деятельности человека на производстве и в производственных циклах;

  • Называть наиболее распространенные профессии своего региона и выделять основные виды деятельности людей данных профессий;

  • Определять основные этапы создания изделий на производстве;

  • Сравнивать на практическом уровне отдельные этапы производственного цикла выполнения изделия с последовательностью этапов выполнения изделия на уроке;

  • Самостоятельно анализировать и контролировать собственную практическую деятельность;

  • Отбирать и при необходимости заменять материалы и инструменты в зависимости от вида работы;

  • Проводить самостоятельный анализ простейших предметов быта по используемым материалам, способам применения, вариантам отделки;

  • Выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;

  • Находить в тексте этапы технологии изготовления изделия, определять этапы работы, заполнять технологическую карту.

  • Использовать конструктивные и художественные свойства материалов в зависимости от поставленной задачи;

  • Узнавать и называть свойства изученных материалов;

  • Осознанно выбирать материалы в соответствии с конструктивными особенностями изделия;

  • Выбирать в зависимости от свойств материалов технологические приемы их обработки;

  • Выполнять эскизы, наброски и технические рисунки изделий;

  • Экономно расходовать используемые материалы при выполнении изделия или проекта;

  • Выполнять разметку деталей изделия по чертежу, при помощи шаблонов и на основе слайдов;

  • Пользоваться при разметке чертежными инструментами, работать с технической документацией;

  • Выстраивать алгоритм выполнения изделия на основе технологической карты;

  • Оформлять изделия по собственному замыслу на основе предложенного образца;

  • Узнавать, называть, выполнять и выбирать технологические приемы ручной обработки материалов в зависимости от их свойств;

  • Применять приемы безопасной работы с инструментами;

  • При сборке изделий использовать приемы крепления выкройки булавками, соединение с помощью клея, ниток, теснение по фольге и др.;

  • Анализировать конструкцию изделия по рисунку, чертежу, схем, готовому образцу; выделять детали, форму и способы соединения деталей;

  • Изменять свойства конструкции изделия за счет изменения конструкции деталей и/или способа их соединения;

  • Выполнять изделие, используя разные материалы и технологии;

  • Повторять в конструкции изделия конструктивные особенности реальных предметов и объектов;

  • Составлять на основе анализа готового образца план выполнения изделия;

  • Анализировать последовательность операций технологического производственного процесса изготовления изделий и соотносить с последовательностью выполнения изделия на уроке;

  • Использовать различные способы получения и передачи информации;

  • Находить информацию о создателях книги на практике; знакомиться со структурой книги;

  • Пользоваться программой Microsoft Word для написания текста, вставки рисунка

  • Осваивать способы создания таблиц в текстовом редакторе Microsoft Word;

  • Работать с таблицами в программе Microsoft Word;

  • Соблюдать правила работы с компьютером;

  • Наблюдать и соотносить разные информационные объекты в учебнике (текст, иллюстративный материал, текстовый план, слайдовый план) и делать выводы и обобщения;

  • Использовать компьютер для писка, хранения и воспроизведения информации;

  • Редактировать тексты под руководством учителя;

  • Анализировать текст учебника и на его основе составлять план выполнения изделия;

  • Самостоятельно определять этапы проектной деятельности;

  • Самостоятельно определять задачи каждого этапа проектной деятельности;

  • Распределять роли при выполнении изделия под руководством учителя и выбирать роли в зависимости от своих интересов, возможностей и условий, заданных проектом;

  • Проводить оценку качества выполнения изделия по заданным критериям;

  • Проектировать деятельность по выполнению изделия на основе технологической карты как одного из средств реализации проекта;

  • Работать в паре; применять на практике правила сотрудничества.

Контроль и оценка результатов

Для осуществления контроля за усвоением теоретических знаний и формированием практических умений по предмету используются: устные индивидуальные и фронтальные ответы, творческие работы (индивидуальные и коллективные).

Уровень компетентности обучающихся 2-4 классов оценивается на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом особенностей обучающихся и выражается в отметках по пятибалльной системе:

«5» - отлично,

«4» - хорошо,

«3» - удовлетворительно,

«2» – неудовлетворительно,

«1» – плохо.

Примерный характер оценок предполагает, что при их использовании следует учитывать цели контроля успеваемости, индивидуальные особенности школьников, содержание и характер труда.

Критерии оценивания устных ответов

Отметка «5»

  1. полностью усвоил учебный материал;

  2. умеет изложить его своими словами;

  3. самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  4. правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» 

  1. в основном усвоил учебный материал;

  2. допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  3. подтверждает ответ конкретными примерами;

  4. правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «3»

  1. не усвоил существенную часть учебного материала;

  2. допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  3. затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  4. слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «2»

  1. почти не усвоил учебный материал;

  2. не может изложить его своими словами;

  3. не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  4. не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Отметка «1»  

  1. учебный материал не усвоен.

Критерии выполнения практических работ

 Отметка «5»

  1.  тщательно спланирован труд и рационально организовано рабочее место;

  2. правильно выполнялись приемы труда, самостоятельно и творчески выполнялась работа;

  3. изделие изготовлено с учетом установленных требований;

  4. полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «4» 

  1. допущены незначительные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  2. в основном правильно выполняются приемы труда;

  3. работа выполнялась самостоятельно;

  4. норма времени выполнена или недовыполнена 10-15 %;

  5. изделие изготовлено с незначительными отклонениями;

  6. полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «3» 

  1. имеют место недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  2. отдельные приемы труда выполнялись неправильно;

  3. самостоятельность в работе была низкой;

  4. норма времени недовыполнена на 15-20 %;

  5. изделие изготовлено с нарушением отдельных требований;

  6. не полностью соблюдались правила техники безопасности.

Отметка «2» 

  1. имеют место существенные недостатки в планировании труда и организации рабочего места;

  2. неправильно выполнялись многие приемы труда;

  3. самостоятельность в работе почти отсутствовала;

  4. норма времени недовыполнена на 20-30 %;

  5. изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

  6. не соблюдались многие правила техники безопасности.

Отметка «1» 

1. отсутствует планирование труда и рабочее место не организовано;

  1. неправильно выполнялись все приемы труда;

  2. самостоятельность в работе отсутствовала;

  3. норма времени недовыполнена на 50%;

  4. изделие изготовлено со значительными нарушениями требований;

  5. не соблюдались все правила техники безопасности.

Эффективность формирования универсальных учебных действий на уроках на этапе промежуточного контроля и оценки осуществляется методом наблюдения учителем, получением информации от родителей и фиксация результатов наблюдений в Таблице метапредметных и личностных результатов. Показателями эффективности работы является самостоятельность в выполнении учебных действий, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля.

Для осуществления контроля и оценки планируемых результатов по предмету используются пособия:

  1. Н.И. Роговцева , Н.В.Богданова , И.П.Фрейтаг . Технология .Рабочая тетрадь .4 класс.- М. Просвещение, 2014

  2. Н.И. Роговцева , Н.В.Богданова ,Н.В.Шипилова, С.В.Анащенкова. Технология. 4 класс:учеб. Для общеобразоват. Организаций с прил. на электрон. носителе. М., «Просвещение», 2014


Материально-техническое обеспечение


Наименование объектов и средств материально-технических средств обеспечения

количество

примечания

Учебно-тематическое обеспечение



  1. Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова. Технология. «Перспектива». Сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1-4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.,«Просвещение», 2011.

  2. Роговцева Н. И.,Богданова Н. В., Фрейтаг И. П. Технология. Учебник . 3 класс.- М.: Просвещение , 2011.

  3. Н.И. Роговцева , Н.В.Богданова , И.П.Фрейтаг . Технология .Рабочая тетрадь .4 класс.- М. Просвещение, 2014.

  4. Н.В.Шипилова, Н.И.Роговцева, С.В.Анащенкова. Технология. Методическое пособие с поурочными разработками. 4 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2012.

Д


Д



Д



Печатные пособия



  1. Таблицы:

  1. Режем ножом бумагу и картон

  2. Отделочные строчки

  3. Коробка для природных материалов

  4. Разметка прямоугольных деталей

  5. Как разместить детали на ткани


  1. Комплекты наглядных пособий № 1:

  1. Ручной труд

  2. Лепим из пластилина

  3. Поделки своими руками

  4. Образцы детских работ


  1. Раздаточный материал:

  1. Шаблоны кубиков


Д

Д

Д

Д

Д



Д

Д
Д
Д


К


На электронном носителе

Цифровые образовательные ресурсы



1.Текстовой редактор

2. Редактор создания презентаций

Д/П

Д/П


Экранно-звуковые пособия



  1. Электронное приложение к учебнику Роговцевой Н.И., Богдановой Н.В., Фрейтаг И.П. «Технология» (СД) .

  2. Презентации к темам уроков

  3. Уроки технологии. 1-4 классы.Мультимедийное приложение к урокам. М., ООО «Глобус»

Д
Д


На электронном носителе

Учебно-практическое оборудование



  1. Персональный компьютер

  2. Мультимедийный проектор

  3. Музыкальный центр

  4. Принтер

  5. Магнитная доска

  6. Интерактивная доска

Д
Д
Д
Д
Д
Д






УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Основные виды деятельности

НРК

Контрольно-змеритльные материалы

Общее кол-во

сроки

1

1

неделя

Трудовая деятельность в жизни человека. Основы культуры труда. Общее представление о технологическом процессе

Обобщить знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними, изученными в предыдущих классах. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы .юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. Создавать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради. Вести диалог при работе в паре и группе


П.Р. «Придумывание условных обозначений и нанесение их на контурную карту»

2

2

неделя

Проектирование доступных по сложности конструкции изделий технического назначения. Чтение чертежа развертки.

Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о вилах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. Создавать разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус). Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту, анализировать её структуру, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога» и слайдовым и текстовым планами. Организовывать рабочее место (этот вид деятельности учащихся осуществляется на каждом уроке). Рационально использовать материалы при разметке и раскрое изделия.

Проект «Модель вагона: ходовая часть вагона (тележка)»

3

3

неделя

Характерные особенности конструкции вагонов Разметка с помощью вспомогательной сетки, линейки, циркуля

"Уpальский вагоностpоительный завод", ФГУП ПО (СО) : Предприятия :...

nakanune.ru/companies/business.


Проект «Модель вагона: цистерна. Сборка вагона»

4

4

неделя

Разъемная конструкция изделия. Подвижное и неподвижное соединение деталей. Соответствие материала, конструкции назначению изделия

Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых, из материала учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа. Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное). Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, заполнять технологическую карту и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога». Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа). Самостоятельно собирать буровую вышку.

Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини-группах). Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации.


В Свердловской области все-таки нашли нефтьДобыча «черного золота»...

ural.ru/news/ural/news-54198.html

Буровая вышка — Академик

dic.academic.ru/dic.nsf/enc_geol.


П.Р. «Буровая вышка»

5

5

неделя

Конструкция изделия; виды конструкций и способы их сборки. Изготовление изделий с различными конструктивными особенностями

Малахитизделия из малахита, украшения малахит, минерал камень...

dragkam.ru/kamen/malahit.html

Об истории изделий из малахита. | Волшебный мир драгоценных камней

pro-kamni.ru/ob-istorii-izdelij...


П.Р. «Малахитовая шкатулка

6

6

неделя

Конструирование и моделирование изделий с помощью металлического конструктора. Винтовое подвижное и неподвижное соединение деталей

Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическом процессе сборки на конвейере из материала учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выбирать информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (автомобиля «КамАЗ») и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выпол нения виды соединений (подвижное или неподвижное), пользоваться гаечным ключом и отвёрткой.

Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности, имитировать технологию конвейерной сборки изделия. Составлять план изготовления изделия с технологическим процессом сборки автомобиля на конвейере и слайдовым планом, заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа).

Уральский автомобильный завод — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Уральский_.


Проект «Автомобильный завод»

П.Р. «Автомобиль КаМАЗ»

7

7

неделя

Пластмасса. Ее конструктивные свойства, использование человеком. Соответствие конструкции и внешнего оформления назначению изделия


П.Р.»Кузов грузовика. Сборка самосвала»

8

8

неделя

Технологические операции ручной обработки материалов: создание медалей на основе чеканки, тиснение по фольге.

Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материала учебника и других источников. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Сравнивать стороны медали, объяснять особенности их оформления в зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять с помощью учителя технологическую карту и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога». Соблюдать правила безопасного использования инструментов.

Монетные дворы императорской России. Обсуждение на LiveInternet -...

liveinternet.ru/community/496758.


Проект «Медаль» П.Р. «Стороны медали»

9

9

неделя

Конструктивные свойства металлической фольги..Способы обработки фольги для достижения различных декоративно-художественных эффектов.

Монетный двор Урала Чеканка сувенирных монет, город Асбест

uralmoneta.ruк


Проект «Медаль» П.Р. «Медаль»

10

10

неделя

Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Пластичные материалы , их конструктивные свойства. Технология создания изделий из фаянса

Находить и отбирать информацию о технологии создания изделий из фаянса, их назначении и использовании из материалов учебника и других источников. Использовать эмблемы, нанесённые на посуду, для определения фабрики изготовителя. Находить и отмечать на карте города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать технологию изготовления фаянсовых изделий и определять технологические этапы, которые возможно выполнить в классе. Выполнять эскиз декора вазы. Использовать приёмы и способы работы с пластичными материалами для создания и декорирования вазы по собственному эскизу.

Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности, соотносить их с технологией создания изделий из фаянса. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Соблюдать правила безопасного использования инструментов.

Товароведение (фаянсовые изделия) - Xreferat.ru - Банк...

xreferat.ru/75/423-1-tovaroveden.


П.Р. «Основа для вазы»

11

11

неделя

Гармония предметного мира и природы, е отражение в народном быту. Эскиз и декор.

Фаянсовая посуда. Фаянс, керамическая посуда, фаянсовые изделия,...

posud.ru/delftware_dishes.html

ООО фирма "TEREM"

aldebaran.usaaa.ru/terem/ikon.htm


П.Р. «Ваза»

12

12

неделя

Технологический процесс изготовления одежды. Правила снятия мерок. Конструктивные свойства ватина и синтепона. ТБ при работе с колющими, режущими и разметочными инструментами

Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материала учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды одежды по их назначению. Анализировать технологию изготовления одежды, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Определять размеры деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков. Соблюдать правила работы иглой, ножницами, циркулем. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, самостоятельно заполнять технологическую карту. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации


П.Р «Прихватка»

13

13

неделя

Чертеж лекала с помощью циркуля. Разметка на ткани и раскрой изделия. Ниточное соединение деталей с помощью ручных швов.


П.Р.»Птичка»

14

14

неделя

Общее представление о технологическом процессе изготовления обуви, подборе материалов и инструментов. Профессии людей, связанные с изготовлением обуви.

Находить и отбирать информацию о технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых расположены крупнейшие обувные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды обуви по их назначению. Соотносить назначение обуви с материалами, необходимыми для её изготовления. Анализировать технологию изготовления обуви, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Определять размеры деталей по слайдовому плану и переносить размеры на бумагу. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать при изготовлении изделия навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы с ножницами и клеем.


П.Р. «Определение размера обуви»

15

15

неделя

Виды и конструктивные свойства бумаги, приемы и способы работы с ней. Клеевое соединение


П.Р. «Модель детской летней обуви»

16

16

неделя

Древесина, ее конструктивные и декоративные свойства и использование человеком. Основные инструменты при работе с древесиной и соблюдение правил безопасности при работе с ними.



Находить и отбирать из материала учебника и других источников информацию о древесине, её свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материал учебника и другие- источники. Анализировать последовательность изготовления изделий из древесины, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Осваивать правила работы столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. Соблюдать правила безопасности работы ножом. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с помощью клея. Конструировать изделие из реек, самостоятельно декорировать изделие. Работать над проектом, обсуждать и изменять план работы в зависимости т условий, самостоятельно ставить задачи при изменении условий деятельности или конструкции изделия. Определять наиболее рациональный способ изготовления изделия

лесная промышленность Свердловской области показала рост /...

1wood.ru/news_industry/17-1-2012...



17

17

неделя

Технологические операции ручной обработки древесины: подбор материалов и инструментов, разметка, обработка, сборка деталей, клеевое и ниточное соединение, отделка.

Деревообрабатывающая промышленность — Академик

dic.academic.ru/dic.nsf/bse


П.Р. «Лесенка-опора для растений»


18

18

неделя

Общее представление о технологическом процессе изготовления кондитерских изделий. Профессии кондитерского производства.

Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве, из материала учебника и других источников. Отыскивать на обертке продукции информацию о её производителе и составе. Отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Анализировать технологию изготовления шоколада, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе, и выделять ингредиенты, из которых изготовлен шоколад. Анализировать рецепты пирожного «Картошка» и шоколадного печенья, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Определять необходимые для приготовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду. Составлять план приготовления блюда, распределять обязанности. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользования газовой плитой.

История первой кондитерской фабрики Екатеринбурга http://1723.ru/forums/index.php?s=&sho...ost&p=45958

П.Р.»Пирожное «картошка»

19

19

неделя

Хозяйственно-практическая помощь взрослым. Самообслуживание. Соблюдение безопасных приемов труда при приготовлении пищи

ОАО "Кондитерское объединение "СладKo" - Кондитерскаяпромышленность...

shokoladka.ru/info.php?id=104


П.Р. «Шоколадное печенье»

20

20

неделя

Человек – создатель материальной среды. Бытовая техника – помощник человека. Ее назначение и использование.

Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупнейшие производства бытовой техники. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Определять последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обозначения с реальными предметами (батарейкой, проводами, лампочкой). Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливать их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования электроприборами. Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж». Использовать правила выполнения имитации витража для самостоятельного составления плана выполнения работы и заполнения технологической карты. Выполнять разметку изделия при помощи линейки, раскрой при помощи ножниц и ножа. Использовать при изготовлении, изделия навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы ножницами, ножом и клеем.


П.Р. «Настольная лампа»

21

21

неделя

Использование инструментов и приспособлений в работе электрика.

Правила рационального и безопасного использования бытовой техники.


П.Р. «Абажур. Сборка настольной лампы»

22

22

неделя

Декоративное оформление культурно-бытовой среды. Растения в доме. Уход за растениями

Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать информацию на пакетике с семенами, выделять информацию, характеризующую семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания (агротехника: время и способ посадки, высадка растений в грунт), определять срок годности семян. Соотносить информацию о семенах и условиях их выращивания с текстовым и слайдовым планами в учебнике, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Подготавливать почву для выращивания рассады, высаживать семена цветов (бархатцы), ухаживать за посевами, соблюдать технологию ухода за рассадой, изготавливать мини-теплицу из бытовых материалов для создания микроклимата. Проводить наблюдения за всходами и записывать их в таблицу.


П.Р. «Цветы для клумбы»

23

23

неделя

Бережное использование и экономное расходование материалов. Проектирование доступных по сложности конструкции изделий технического назначения

Использовать иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Делать выводы о необходимости экономного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдового и текстового планов заполнять технологическую карту и изготавливать фильтр. Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчёт на основе наблюдений. Изготавливать струемер и исследовать количество воды, которое расходует человек за I минуту при разном напоре водяной струи. Выбирать экономичный режим. Составлять рассказ для презентации о значении воды, способах её очистки в бытовых условиях и правилах экономного расходования воды


П.Р. «Фильтр для очистки воды»

24

24

неделя

Профессии людей, работающих в порту. Использование веревки в быту. Технология крепления предметов при помощи морских узлов

Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узлов. Определять правильное крепление и расположение груза. Осознавать, где можно на практике или в быту применять свои знания. На основе технического рисунка составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами изготовления изделия. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия по слайдовому плану И самостоятельно их размечать. Соединять детали лестницы, самостоятельно оформлять изделие. Использовать морские узлы для крепления ступенек канатной лестницы.



П.Р. «Канатная лестница»

25

25

неделя

Особенности техники макраме (правила работы, использование человеком, подбор материалов, варианты крепления нитей). Технология выполнения двойного плоского узла.

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах, используемых для техники макраме. Осваивать приёмы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепления нити при начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и' слайдовым планами. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, закреплять нити для начала вязания изделия в технике макраме. Изготавливать изделие, использовать одинарный и двойной плоские узлы, оформлять изделие бусинами. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации


П.Р. «Браслет»

26

26

неделя

Конструирование простейших технических объектов (самолеты и ракеты). Профессии летчика, космонавта. Функции самолета и ракеты.

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Находить и отмечать на карте России города, в которых расположены крупнейшие заводы, производящие самолёты. Объяснять конструктивные особенности самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов. Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций учебника. Осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов. На основе слайдов определять последовательность сборки модели самолёта из конструктора, количество и виды деталей, необходимых для изготовления изделия, а также виды соединений. Использовать приёмы и правила работы отвёрткой и гаечным ключом. Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для работы в группе. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы


П.Р. «Самолет»

27

27

неделя

Конструктивные свойства бумаги, ее бережное использование и экономное расходование. Конструирование и моделирование простейших технических объектов.

Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформировать лист бумаги в объёмные геометрические тела — конус, цилиндр. Использовать правила сгибания бумаги для изготовления изделия. Соблюдать правила работы ножницами. Соединять детали изделия при помощи клея. Самостоятельно декорировать изделие. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации


П.Р. «Ракета-носитель»

28

28

неделя

Разметка деталей из бумаги и картона сгибанием. Изготовление изделий с различными конструктивными особенностями.

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. На основе слайдового плана определять последовательность выполнения работы, материалы и инструменты, необходимые для её выполнения, и виды соединения деталей. Использовать приёмы работы шилом (кнопкой), ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток. Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для работы в группе. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы презентации


П.Р. «Воздушный змей»

29

29

неделя

Способы получения и передачи информации. Профессии работников издательства. Текстовый редактор Micrsoft Word. Печатные публикации. Виды публикаций.

Находить и называть, используя текст учебника и иллюстративный материал, основные элементы книги, объяснять их назначение. Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе её создания. Определять, какие элементы книги необходимы для создания книги «Дневник путешественника». Распределять обязанности при выполнении групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы.

Находить и определять особенности оформления титульного листа. Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе Microsoft Word. Применять правила работы на компьютере. Отбирать информацию для создания текста и подбирать иллюстративный материал. Создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника». Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя, соотносить её с технологическим процессом создания книги. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия.


П.Р. «Оформление титульного листа»

30

30

неделя

Основные операции при создании текстов. Организация текста. Простые схемы и таблицы в публикациях

Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе Microsoft Word: определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу. Помогать одноклассникам при выполнении работы. Соблюдать правила работы на компьютере


П.Р.»Составление таблицы»

31

31

неделя

Текстовый редактор. Организация текста. Заголовок, подзаголовок, основной текст. Ввод, удаление, копирование и вставка текста


Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Использовать в практической деятельности знания программы Microsoft Word. Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешественника». Закреплять умения сохранять и распечатывать текст. Исследовать (наблюдать, сравнивать, сопоставлять) технологические свойства (способы обработки элементов информационных объектов) : ввод, удаление, копирование и вставка текстов. Анализировать темы учебника и соотносить их с содержанием книги «Дневник путешественника»


П.Р. «Создание содержания книги»

32

32

неделя

Простейшие приемы поиска информации по ключевым словам, каталогам. Иллюстрации в публикациях: преобразование, создание, сохранение, удаление.

Проектировать информационные изделия: создавать образ в соответствии с замыслом, реализовывать замысел, используя необходимые элементы и инструменты информационных технологий, корректировать замысел и готовую продукцию. Искать, отбирать и использовать необходимые составные элементы информационной продукции (изображения, тексты, звуки, видео). Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников о видах выполнения переплётных работ. Объяснять значение различных элементов (форзац, переплётная крышка) книги. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, выполнять разметку деталей на бумаге, выполнять шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Использовать свои знания для создания итогового проекта «Дневник путешественника»


П.Р. «Оформление титульного листа иллюстрациями»

33

33

неделя

Переплётные работы

Изделие: «Книга «Дневник- путешественника»



П.Р. «Переплетные работы»

34

34

неделя

Обобщающий итоговый урок «Чему мы научились»

Презентовать свои работы, объяснять их преимущества, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои и чужие работы, определять и аргументировать преимущества и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям



35

35

неделя

Экскурсия на одно из предприятий города

Знакомиться с основным технологическим процессом и создания конструкции изделий на предприятии (по выбору)родного города.





Рабочая программа по предмету «Технология » образовательная область «Технология» для 4 класса
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа разработана на основе ФГОС начального общего  образования, национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования Свердловской области, примерной программы по технологии,программы  «Технология»  Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенковой. 

В пояснительной записке определены цели, задачи, место и роль учебного предмета, основное содержание предмета, условия реализации программы , планируемые результаты в соответствии с ФГОС к выпускнику начальной школы, материально-техническое обеспечение, критерии оценивания практических работ, учебно-тематическое планирование для четвертого класса, составленное на основе и в соответствии с формулировками примерной программы по "Технологии".

Автор Игумнова Марина Станиславовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 460
Номер материала 42068
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓