Главная / Начальные классы / Рабочая программа по предмету «русский язык» для 4 класса

Рабочая программа по предмету «русский язык» для 4 класса

Пояснительная записка


Рабочая программа по предмету «русский язык» создана на основе:

  • федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;

  • учебного плана МБОУ СОШ №15 на 2014-2015 учебный год;

  • в соответствии с авторской программой «Русский язык», авторы Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев (Примерная основная программа образовательной системы «Школа 2100», под науч.ред. Д.И. Фельдштейна, М., Баласс, 2011).


Количество часов: всего 170 часа; в неделю 5 часов.

1 четверть – 42 часа;

2 четверть – 40 часов;

3 четверть - 46 часов;

4 четверть – 42 часа.


Общая характеристика предмета:

Отличие данной программы заключается в том, что:

1. Определены основные линии развития учащихся в рамках предмета «русский язык»: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов по устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его значения; формирование чувства языка.
2. Предложен путь формирования орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.
З. Введено понятие «орфограмма, названы опознавательные признаки орфограмм.
4. Сведения о частях слова вводятся с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения за словами, которое вызывает у детей живой интерес.
5. Состав слова и лексика — «сквозные темы» всего курса.
6. Усиленное внимание к синтаксису и пунктуации — основе письменной речи, средству выражения мыслей и чувств. Увеличение объема изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
8. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках чтения и русского языка — формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения художественного и учебно-научного текстов.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

  1. овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (первичные навыки работы с информацией);

  2. овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;

  3. овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

  1. приобретение и систематизация знаний о языке как основы речевой деятельности;

  2. дальнейшее овладение родным языком;

  3. овладение орфографией и пунктуацией;

  4. раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

  5. развитие чувства языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

Задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;

  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;

  3. формирование у детей чувства языка;

  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;

  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.


Описание места учебного предмета в учебном плане.


Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка в 4 классе отводится 170 часов, из расчета 5 часов в неделю. В рабочей программе предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 15 часов.


Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» являются следующие умения и качества:

эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

эмпатия – умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

чувство прекрасного – умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письмен- ной форме общения;

интерес к изучению языка;

осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения этих результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.


Метапредметными результатами изучения курса «Русский язык»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

самостоятельно формулировать тему и цели урока;

составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных УУД служат технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

вычитывать все виды текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

извлекать информацию, представленную в разных формах

(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

пользоваться словарями, справочниками;

осуществлять анализ и синтез;

устанавливать причинно-следственные связи;

строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи;

высказывать и обосновывать свою точку зрения;

слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

задавать вопросы.


Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:

произносить звуки речи в соответствии с нормами языка;

производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

правильно писать слова с изученными орфограммами;

видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать синонимы и антонимы к данным словам;

различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух частей (с союзами и, а, но или без союзов);

ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но), в сложных предложениях из двух частей (без союзов, с союзами и, а, но), оформлять на письме предложения с прямой речью (слова автора плюс прямая речь);

производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть правильным типом читательской деятельности: самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

воспринимать на слух высказывания, выделять на слух тему текста, ключевые слова;

создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную тему.













Учебно-тематическое планирование.




п/п

Название темы, раздела

Кол-во

часов

Кол-во прове-рочных работ

1

Повторение

20

4

2

Предложение. Текст

33

10

3

Имя существительное

31

7

4

Имя прилагательное

19

5

5

Глагол

43

6

4

Повторение

24

6





Итого:

170

38







































Содержание учебного материала.


Повторение. (20 ч)

Предложение. Текст. (33 ч)

Простое и сложное предложение. Союз и в сложном предложении, состоящем из двух частей. Различение простого предложения с однородными членами и сложного предложения (с союзом и, с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью (конструкция «Слова автора плюс прямая речь» и «Прямая речь плюс слова автора»), показ роли таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух частей). Развитие умения производить синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и по-разному читать эти тексты. Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи и члены предложения.

Имя существительное. (31 ч)

Имя существительное в роли подлежащего, в роли второстепенных членов предложения.

Падеж имён существительных. Три склонения имён существительных. Наблюдение над ролью имён существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные окончания имён существительных 1, 2 и 3-го склонения, ь после шипящих на конце существительных женского рода 3-го склонения; правописание существительных мужского рода с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (19 ч)

Имена прилагательные в роли второстепенных членов предложения. Наблюдение над ролью имён прилагательных в тексте. Тематические группы имён прилагательных. Изменение имён прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма – безударные гласные в падежных окончаниях имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц).

Глагол. (43 ч)

Глагол в роли сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по лицам и числам в настоящем и будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го и 2-го спряжения по неопределённой форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся–-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа; окончания -о–-а в глаголах среднего и женского рода в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове его части, разбирать по составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён существительных и имён прилагательных с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные буквы согласных на стыке корня и суффикса

(длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов различных частей речи. Дальнейшее формирование навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение. (24 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся, грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов их соединения при написании слов, работа над ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.





































Требования к уровню подготовки обучающихся



Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

овладение функциональной грамотностью;

развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

приобретение и систематизация знаний о языке;

развитие чувства языка


овладение орфографией и пунктуацией

Речевые умения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

4 класс

владеть типом правильной читательской деятельности;

читать учебно-научный текст изучающим чтением;

читать и составлять схемы словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках изученного);

составлять предложения по схемам;

читать и составлять простые таблицы;

писать подробное изложение доступного текста-повествования;

писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;

использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;



подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи


выполнять фонетический разбор доступных слов;

выполнять разбор по составу доступных слов;

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;

выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);

видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова


писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

писать ь после шипящих на конце имён существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце имён существительных м.р. 2 склонения;

писать частицу не с глаголами;

писать буквосочетание -тся–-ться в глаголах;

писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;

ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);

ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;

графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила









Учебно-методическое обеспечение.


Для учащихся:

1. Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 4 класса общеобразоват. школы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс, 2010.

2. Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной: пособие для учащихся / Л. Ю. Комиссарова; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М.: Баласс: Школьный дом, 2010.

3. Исаева, Н. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной). – М.: Баласс, 2011.

4. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1 / Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2010.

5. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 2 / Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2010.

Для учителя:

1.. Бунеева, Е. В. Русский язык. 4 класс: метод. рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева, Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева.

2 Бунеев, Р. Н. Орфографическая тетрадь по русскому языку.4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. А. Фролова. – М.: Баласс, 2010.

3. Слова с непроверяемыми написаниями / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М.: Баласс, 2009.

4. Яковлева, М. А. Тетрадь по чистописанию к учебнику «Русский язык». 4 класс / М. А. Яковлева; под ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М.: Баласс, 2010.

5. Агеенко, Ф. Л. Словарь ударений русского языка. – М.: Рольф, 2000.

6. Бетенькова, Н. М. Игры и упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М.: АСТРЕЛЬ, 2006.

7. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2006.

8. Волина, В. В. Веселая грамматика / В. В. Волина. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2006.

9. . Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2006.

10.. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных языков / Н. Г. Комлев. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

11.. Лопатин, В. В. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М.: Русский язык, 1990.

12.. Лопатин, В. В. Русский орфографический словарь / В. В. Лопатин. – М.: Азбуковедник, 1999.

13.. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М.: Сфера, 2005.

14.. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М.: Дрофа, 2003г.



Материально-техническое и информационно-техническое обеспечение.



Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramota.ru

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok

4. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193

5. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru



Наглядные пособия

Комплект наглядных пособий: 4 класс: Русский язык : в 2 ч. / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М.: Баласс, 2010.

Информационно-коммуникативные средства:

1. детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD).

2. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс (СD).

3. Детский энциклопедический словарь (CD).

4.Комплект цифровых образовательных ресурсов (1 и 2 чет.) к учебнику Русский язык 4 кл.-2-е изд.-М.:Баласс, 2003/Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. 4 класс.

-М.:1С,2007

5. Комплект цифровых образовательных ресурсов (3 и 4 чет.) к учебнику Русский язык 4 кл.-2-е изд.-М.:Баласс, 2003/Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина. 4 класс.

-М.:1С,2007

6.Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями по русскому языку 4 класс.

7.Страна лингвиния. Орфографический диктант. Часть 1: (Электронный ресурс).

М.:ЗАО «Новый диск», 2006

8. Страна лингвиния. Орфографический диктант. Часть 2: (Электронный ресурс).

М :ЗАО «Новый диск», 2006

9.Страна лингвиния. Фонетика. Графика. Орфография. Часть 2. 6 (Электронный ресурс). М.: ЗАО « Новый диск», 2005

10.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: (Электронный ресурс). М: ООО «Бизнессоофт», 2004


Технические средства обучения:

1. Телевизор.

2. Компьютер.





10


Рабочая программа по предмету «русский язык» для 4 класса
  • Начальные классы
Описание:

Пояснительная записка

 

Рабочая программа по предмету «русский язык»  создана на основе:

·         федерального компонента государственного стандарта начального общего образования;

·         учебного плана МБОУ СОШ №15  на 2014-2015 учебный год;

·         в соответствии с авторской программой «Русский язык», авторы  Е.В. Бунеева, Р.Н. Бунеев  (Примерная основная программа образовательной системы «Школа 2100», под науч.ред. Д.И. Фельдштейна, М., Баласс, 2011).

 

Количество часов: всего 170 часа; в неделю 5 часов.

1 четверть – 42 часа;

2 четверть – 40 часов;

3 четверть -  46 часов;

4 четверть – 42 часа.

 

Общая характеристика предмета:

Отличие данной программы заключается в том, что:

1. Определены основные линии развития учащихся в рамках предмета «русский язык»: овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов по устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение систематических знаний о языке; раскрытие его значения; формирование чувства языка.
2. Предложен путь формирования орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звукобуквенным анализом.
З. Введено понятие «орфограмма, названы опознавательные признаки орфограмм.
4. Сведения о частях слова вводятся с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения за словами, которое вызывает у детей живой интерес.
5. Состав слова и лексика — «сквозные темы» всего курса.
6. Усиленное внимание к синтаксису и пунктуации — основе письменной речи, средству выражения мыслей и чувств.  Увеличение объема изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
7. Изучение языкового материала мотивировано его значимостью для успешного общения.
8. Выдержан единый методический   подход  к работе с текстом на уроках чтения и русского языка — формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приемов чтения художественного и учебно-научного текстов.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линииразвития учащихся средствами предмета.

Линии, общие с курсом литературного чтения:

1)  овладение функциональной грамотностью на уровне предме­та (первичные навыки работы с информацией);

2)  овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализатекстов;

3)   овладение умениями, навыками различных видов устной иписьменной речи.

Линии, специфические для курса «Русский язык»:

4)   приобретение и систематизация знаний о языке как основыречевой деятельности;

5)  дальнейшее овладение родным языком;

6)  овладение орфографией и пунктуацией;

7)  раскрытие воспитательного потенциала русского языка;

8)  развитие чувства языка.

Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

Задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

 

Описание места учебного предмета в учебном плане.

 

Согласно Федеральному базисному  учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения русского языка в 4 классе отводится 170 часов, из расчета 5 часов в неделю. В рабочей программе  предусмотрен резерв свободного учебного времени в объеме 15 часов.

 

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

 

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

 

Личностные,метапредметные ипредметныерезультаты освоенияучебногопредмета

 

Личностными результатами изучения  предмета «Русский  язык» являются следующие умения и качества:

  эмоциональность; умение осознавать и определять (называть)

свои эмоции;

  эмпатия –  умение  осознавать  и  определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

  чувство прекрасного –  умение чувствовать красоту и выразительность речи,  стремиться к  совершенствованию собственной речи;

– любовь  и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

– интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

– интерес к письму, к созданию собственных текстов, к письмен- ной форме  общения;

– интерес к изучению языка;

– осознание ответственности за произнесённое и написанное слово. Средством достижения  этих  результатов служат тексты учебников, вопросы и задания к ним, проблемно-диалогическая технология, технология продуктивного чтения.

 

Метапредметными результатами изучения  курса  «Русский  язык»

является формирование универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать тему и цели урока;

– составлять план решения учебной проблемы совместно с учителем;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей  работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования регулятивных  УУД служат технология продуктивного чтения и  технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные УУД:

  вычитывать все  виды   текстовой информации: фактуальную, подтекстовую, концептуальную;

– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

   извлекать   информацию,  представленную в  разных  формах

(сплошной текст; не сплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);

– пользоваться словарями, справочниками;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения.

Средством развития познавательных УУД служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные УУД:

– оформлять свои  мысли в устной и письменной форме  с учётом речевой ситуации;

– адекватно использовать речевые средства для  решения различных  коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической  формами речи;

– высказывать и обосновывать свою точку зрения;

– слушать и слышать других, пытаться принимать иную  точку зрения, быть  готовым корректировать свою точку зрения;

  договариваться и  приходить к общему решению в совместной деятельности;

– задавать вопросы.

 

Предметными результатами изучения  курса  «Русский  язык» является сформированность следующих умений:

– произносить звуки речи  в соответствии с нормами языка;

– производить фонетический разбор, разбор по составу, морфологический разбор доступных слов;

– правильно писать слова  с изученными орфограммами;

– видеть в словах изученные орфограммы с опорой на опознавательные признаки, правильно писать слова  с изученными орфограммами, графически обозначать орфограммы, указывать условия выбора орфограмм (фонетические и морфологические);

  находить и исправлять ошибки в словах с изученными орфограммами;

– пользоваться толковым словарём; практически различать многозначные слова, видеть в тексте синонимы и антонимы, подбирать  синонимы и антонимы к данным словам;

– различать простое предложение с однородными членами и сложное предложение из двух  частей (с союзами и, а, но или  без союзов);

– ставить запятые в простых предложениях с однородными членами (без  союзов, с союзами и,  а, но),  в сложных предложениях из двух  частей (без  союзов, с союзами и,  а,  но),  оформлять на  письме предложения с прямой речью  (слова  автора плюс прямая речь);

– производить синтаксический разбор простого и сложного предложений в рамках изученного;

– разбирать доступные слова по составу; подбирать однокоренные слова, образовывать существительные и прилагательные с помощью суффиксов, глаголы с помощью приставок;

– писать подробное изложение текста повествовательного характера (90–100 слов) по плану, сочинение на предложенную тему с языковым заданием после соответствующей подготовки;

– читать тексты учебника, художественные и учебно-научные, владеть  правильным  типом читательской  деятельности:  самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Делить текст на части, составлять план, пересказывать текст по плану;

  воспринимать на  слух  высказывания, выделять на  слух  тему текста, ключевые слова;

– создавать связные устные высказывания на грамматическую и иную  тему.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учебно-тематическое планирование.

 

 

 

№ п/п

Название темы, раздела

Кол-во

часов

Кол-во прове-рочных работ

1

Повторение

20

4

2

Предложение. Текст

33

10

3

Имя существительное

31

7

4

Имя прилагательное

19

5

5

Глагол

43

6

4

Повторение

        24

6

 

 

 

 

         Итого:

170

38

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание  учебного материала.

 

Повторение. (20 ч)

Предложение. Текст. (33 ч)

Простое и сложное  предложение. Союз  и в сложном предложении, состоящем из двух  частей. Различение простого предложения с однородными членами и  сложного предложения    союзом  и,  с бессоюзной связью).

Пропедевтическое введение предложений с прямой речью  (конструкция «Слова автора плюс  прямая речь» и «Прямая речь  плюс слова  автора»), показ роли  таких предложений в речи. Знаки препинания в предложении, где прямая речь  следует за словами автора и наоборот. Начало развития умения пунктуационно оформлять такие предложения.

Развитие пунктуационных умений учащихся (постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами, в сложном предложении из двух  частей). Развитие умения производить  синтаксический разбор предложений изученных типов.

Дальнейшее формирование умений различать художественный и учебно-научный текст и  по-разному читать эти  тексты.  Развитие навыков изучающего, просмотрового и ознакомительного чтения.

Слово.

1. Части речи  и члены предложения.

Имя существительное. (31 ч)

Имя существительное в роли  подлежащего, в роли  второстепенных  членов предложения.

Падеж имён  существительных. Три  склонения имён  существительных. Наблюдение над ролью  имён  существительных в речи.

Орфограммы: безударные падежные  окончания  имён  существительных 1,  2 и 3-го  склонения, ь после  шипящих на  конце  существительных женского рода  3-го  склонения;  правописание существительных мужского рода  с шипящим на конце.

Имя прилагательное. (19 ч)

Имена прилагательные в роли  второстепенных членов предложения.  Наблюдение над   ролью   имён   прилагательных  в  тексте. Тематические группы имён  прилагательных. Изменение имён  прилагательных по родам, числам и падежам.

Орфограмма    безударные  гласные  в  падежных  окончаниях имён  прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий  и ц).

Глагол.  (43 ч)

Глагол в роли  сказуемого в предложении. Лицо глаголов. Изменение глаголов по  лицам и  числам в  настоящем и  будущем времени (спряжение). Различение глаголов 1-го  и 2-го спряжения по неопределённой форме.

Орфограммы: частица не с глаголами (включая случаи слитного написания); -тся–-ться в глаголах; безударные личные окончания глаголов 1-го  и 2-го  спряжения; ь после  шипящих в глаголах 2-го  лица единственного числа; окончания -о–-а в  глаголах среднего и женского рода  в прошедшем времени.

2. Дальнейшее развитие умения видеть в слове  его части, разбирать  по  составу имена существительные, имена прилагательные, глаголы.

Образование имён  существительных и  имён  прилагательных  с помощью суффиксов и приставок; глаголов с помощью приставок.

Удвоенные  буквы   согласных  на   стыке  корня  и   суффикса

(длина – длинный, сон – сонный).

3. Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слов   различных  частей  речи.  Дальнейшее  формирование  навыка правописания слов с орфограммами, изученными в 1–3-м классах.

4. Наблюдение за лексическим значением, многозначностью, синонимией и антонимией слов разных частей речи.

Повторение. (24 ч)

Развитие речи. Работа по обогащению словарного запаса учащихся,  грамматического строя речи, по развитию связной устной и письменной речи, орфоэпических навыков. Обучение написанию подробного изложения. Обучение написанию сочинения с языковым заданием (сочинение о себе на заданную тему).

Каллиграфия. Совершенствование каллиграфических  навыков: закрепление навыков верного начертания букв, способов  их соединения при  написании слов, работа над  ускорением темпа письма. Индивидуальная работа с учащимися по устранению недочётов графического характера, по совершенствованию почерка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

 

 

Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык»

овладение функциональной грамотностью;

развитие умений и навыков различных видов устной и письменной речи;

развитие умений и навыков понимания и анализа текстов

приобретение и систематизация знаний о языке;

развитие чувства языка

 

овладение орфографией и пунктуацией

Речевыеумения

Учебно-языковые умения

Правописные умения

4 класс

владеть типом правильной читательской деятельности;

читать учебно-научный текст изучающим чтением;

читать и составлять схемы словосочетаний, простых и сложных предложений (в рамках изученного);

составлять предложения по схемам;

читать и составлять простые таблицы;

писать подробное изложение доступного текста-повествования;

писать сочинение с языковым заданием по личным впечатлениям с соответствующей подготовкой;

использовать в речи предложения с однородными членами, сложные предложения;

 

подбирать к словам синонимы, антонимы, использовать их в речи

 

выполнять фонетический разбор доступных слов;

выполнять разбор по составу доступных слов;

различать однокоренные слова и формы одного и того же слова;

выполнять морфологический разбор слов изученных частей речи;

выполнять синтаксический разбор простого и сложного предложения (в рамках изученного);

видеть в тексте синонимы, антонимы, многозначные слова

 

писать буквы безударных гласных в окончаниях имён существительных 1, 2, 3 склонения; в окончаниях имён прилагательных; в личных окончаниях глаголов 1 и 2 спряжения;

писать ь после шипящих на конце имён существительных 3 склонения; не писать ь после шипящих на конце имён существительных м.р. 2 склонения;

писать частицу не с глаголами;

писать буквосочетание -тся–-ться в глаголах;

писать ь после шипящих в глаголах ед.ч.;

ставить запятые в предложениях с однородными членами (без союзов, с союзами и, а, но);

ставить запятую в сложном предложении без союзов, с союзами и, а, но, состоящем из двух частей;

графически объяснять выбор написаний, знаков препинания;

находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки на изученные правила

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение.

 

              Для учащихся:

                                                                            

1. Бунеев, Р. Н. Русский язык: учебник для 4 класса общеобразоват. школы / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. – М.: Баласс, 2010.

2. Комиссарова, Л. Ю. Дидактический материал (упражнения) к учебнику «Русский язык» для 4 класса Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной: пособие для учащихся / Л. Ю. Комиссарова; под науч. ред. Е. В. Бунеевой. – М.: Баласс: Школьный дом, 2010.

3. Исаева, Н. А. Рабочая тетрадь по русскому языку. 4 класс (к учебнику «Русский язык», 3 кл., Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой, О. В. Прониной). – М.: Баласс, 2011.

4. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 1 / Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2010.

5. Бунеева, Е. В. Проверочные и контрольные работы по русскому языку. 4 класс. Вариант 2 / Е. В. Бунеева. – М. : Баласс, 2010.

        Для учителя:

       1.. Бунеева, Е. В. Русский язык. 4 класс: метод. рекомендации для учителя / Е. В. Бунеева,Л. Ю. Комиссарова, М. А. Яковлева.

       2 Бунеев, Р. Н. Орфографическая тетрадь по русскому языку.4 класс / Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, Л. А. Фролова. – М.: Баласс, 2010.

 3. Слова с непроверяемыми написаниями / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. – М.: Баласс, 2009.

  4. Яковлева, М. А. Тетрадь по чистописанию к учебнику «Русский язык». 4 класс / М. А. Яковлева; под ред. Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой. – М.:                                                               Баласс, 2010.

 5. Агеенко, Ф. Л. Словарь ударений русского языка. – М.: Рольф, 2000.

 6. Бетенькова, Н. М. Игры и упражнения на уроках русского языка / Н. М. Бетенькова, Д. С. Фонин. – М.: АСТРЕЛЬ, 2006.

 7. Волина, В. В. 1000 игр с буквами и словами на уроках и дома / В. В. Волина. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2006.

 8. Волина, В. В. Веселая грамматика / В. В. Волина. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2006.

 9. . Волина, В. В. Учимся играя: занимательное азбуковедение, веселая грамматика, в гостях у слова / В. В. Волина. – М.: АРТ-ПРЕСС, 2006.

 10.. Комлев, Н. Г. Словарь иностранных языков / Н. Г. Комлев. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001.

 11.. Лопатин, В. В. Малый толковый словарь / В. В. Лопатин. – М.: Русский язык, 1990.

 12.. Лопатин, В. В. Русский орфографический словарь / В. В. Лопатин. – М.: Азбуковедник, 1999.

 13.. Степанова, О. А. Дидактические игры на уроках в начальной школе / О. А. Степанова, О. А. Рыдзе. – М.: Сфера, 2005.

  14.. Тикунова, Л. И. 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя / Л. И. Тикунова, Т. В. Игнатьева. – М.: Дрофа, 2003г.

           

 

 

Материально-техническое и информационно-техническое   обеспечение.

 

Интернет-ресурсы:

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов: http://school-collection.edu.ru

2. Справочно-информационный Интернет-портал «Русский язык»: http://www.gramota.ru

3. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку) : http://nsc.1september.ru/urok

4. Презентации уроков «Начальная школа» : http://nachalka.info/about/193

5. Официальный сайт Образовательной системы «Школа 2100»: http://www.school2100.ru

 

Наглядные пособия

Комплект наглядных пособий: 4 класс: Русский язык : в 2 ч. / сост. Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, М. А. Яковлева. – М.: Баласс, 2010.

    

     Информационно-коммуникативные средства:

1. детская энциклопедия Кирилла и Мефодия (СD).

2. Уроки Кирилла и Мефодия. Русский язык. 4 класс (СD).

3. Детский энциклопедический словарь (CD).

4.Комплект цифровых образовательных ресурсов (1 и 2 чет.) к учебнику Русский язык 4 кл.-2-е изд.-М.:Баласс, 2003/Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.  4 класс.

-М.:1С,2007

5. Комплект цифровых образовательных ресурсов (3 и 4 чет.) к учебнику Русский язык 4 кл.-2-е изд.-М.:Баласс, 2003/Р. Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина.  4 класс.

-М.:1С,2007

6.Наглядное пособие для интерактивных досок с тестовыми заданиями по русскому языку 4 класс.

7.Страна  лингвиния. Орфографический диктант. Часть 1: (Электронный  ресурс).

М.:ЗАО  «Новый диск», 2006

8. Страна  лингвиния. Орфографический диктант. Часть 2: (Электронный  ресурс).

М :ЗАО  «Новый диск», 2006

9.Страна  лингвиния. Фонетика. Графика. Орфография. Часть  2. 6  (Электронный ресурс).  М.: ЗАО « Новый диск»,   2005

10.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: (Электронный  ресурс).  М: ООО  «Бизнессоофт», 2004

 

Технические средства обучения:

1. Телевизор.

2. Компьютер.

 

 

 

Автор Мельникова Светлана Викторовна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 761
Номер материала 44409
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓