Главная / Музыка / Рабочая программа по предмету "Вокальный ансамбль"

Рабочая программа по предмету "Вокальный ансамбль"


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение культуры

Дополнительного образования детей

«Центр искусств им. К. Г. Самарина»












Рабочая программа

по учебному предмету

«Вокальный ансамбль»

7 лет обучения









Составитель:

Бочкарева А. С. - преподаватель

вокально-хоровых дисциплин









г. Шелехов, 2012


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Занятия по предмету «Вокальный ансамбль» в ДШИ проводятся в объёме, определённом действующими учебными планами.

Данная программа является рабочей, адаптированной к условиям Центра искусств им. К.Г. Самарина г. Шелехова и предназначена для занятий в 1-7 классах ДШИ по ОП «Вокально-хоровое исполнительство» (класс академического вокала).

Занятия ансамблем являются базой для дальнейшего профес­сионального роста его участников, совершенствованию музыкального слуха, овладению навыками ансамблевого пения, проявлению творческой индивидуальности.

В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.

Интерес к предмету «Вокальный ансамбль» со стороны препо­давателей-дирижеров и учащихся заметно возрастает. В последние годы мы все чаще слышим в концертах и на музыкальных конкур­сах выступления не только взрослых, но и детских вокальных ан­самблей. Их появление стало следствием тенденции к обновлению концертных форм, оживлению концертной практики, а также след­ствием интереса к сольному вокальному исполнительству.

Цели и задачи обучения в классе вокального ансамбля

Настоящая программа разработана с целью активизации учебно-воспитательного процесса в классе ансамбля, развития творческой инициативы, способностей, а также формирования художественного вкуса учащихся.

Задачи, реализуемые программой:

Образовательные:

  • содействовать формированию основных вокально-ансамблевых навыков (певческой установки; дыхания; звукообразования; дикции и артикуляции; чистоты интонации и звукового «баланса» при многоголосном пении; а так же пения произведений с сопровождением и a cappella);

  • создать условия для накопления учащимися музыкального багажа на основе работы над репертуаром и слушания музыки;

Развивающие:

  • воспитание у учащихся умения решать музыкально-художественные задачи совместно с другими участниками ансамбля;

  • воспитание у учащихся чувства ансамбля — умения слы­шать себя и партнеров;

  • стремление к художественному единству при исполнении;

  • формирование начальных навыков актерского мастерства, умение держаться на сцене;

Воспитательные:

  • умение работать в коллективе;

  • осознание исполнительской дисциплины, воспитание тре­бовательности к себе, необходимость быть точным и органи­зованным;

  • осознание собственной ответственности за результат рабо­ты в ансамбле и нужности, необходимости каждого исполните­ля — участника ансамбля. Для достижения единства в ансамбле важны навыки совместного исполнения: интонационная слаженность, единообразие манеры звукообразования, ритмическая и темповая слитность, динамическая одноплановость. Эти навыки успешно развиваются только в процессе практической деятельности на основе разучиваемого материала. Начинать работу в классе вокального ансамбля рекомендуется с небольших, несложных произведений, постепенно переходя к работе над более сложными ансамблями. Срок реализации программы – 7 лет. Возраст учащихся, для которых предназначена программа – от 7 до 16 лет.

Принцип организации занятий

Данная программа предусматривает групповую форму работы с учащимися в пределах времени, отведенного учебным планом. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (40 минут). Количество учащихся в группе – от 2 человек. Занятия проводятся в классе, оборудованном для занятий. Текущий контроль осуществляется по ходу занятия. Промежуточный контроль осуществляется в виде зачетов в конце учебного года, лучшие номера исполняются на концертах. Итоговый контроль осуществляется в виде экзамена в конце курса обучения.

Структура урока

5 минут — распевание; 35 минут — работа над разучиванием и исполнением про­изведения в ансамбле (беседы о произведении, анализ музыкаль­ной партитуры, работа по партиям и совместно).



СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА

Младшие классы (1-4)


1класс

Данный период включает в себя освоение первичных вокально-ансамблевых навыков; знакомство с партитурой; пение в унисон. Основной результат – умение чи­сто пропеть по нотам несложную мелодию, правильно соблюдая метроритм, умение петь стройно, в унисон. В течение года преподаватель прорабатывает с учащимися 4-5 одноголосных произведений. Требования на зачет – исполнить 1 произведение.





2 класс

Начинать занятия надо с исполнения несложных произведе­ний с аккомпанементом. Это могут быть детские песни совре­менных композиторов и композиторов-классиков. Одновремен­но надо работать над исполнением народных песен и канонов без сопровождения, что явится основной базой развития гармо­нического слуха.

Большую пользу на начальном этапе работы в вокальном ансамбле приносит пение двухголосных распевок (лучше игро­вого содержания, скороговорок).

Главный итог начального периода обучения — это радость пения в ансамбле, желание ребенка показать свои умения в кон­цертных выступлениях. Если учащийся чувствует себя психоло­гически комфортно в ансамбле, значит, у него есть возможность развиваться, исполняя все более и более сложную музыку. В течение года преподаватель прорабатывает с учащимися 4-6 разнохарактерных произведения.

Требования на зачет – исполнить 1 произведение.


3-й класс


В начальный период занятий ансамблем большую пользу приносит работа с канонами. Они вносят новые краски и разно­образие в репертуар ансамбля, приучают участников к координации мелодических линий в гармоническом сочетании, стано­вятся базой над дальнейшей работой над полифонией. Постоянно происходит работа над совершенствованием во­кально-ансамблевых умений, таких как:

- гармонический слух — умение подстраиваться, чисто дер­жать свою партию; координация метроритма в исполнении;

- вокальный слух (умение правильно вокально вести свою партию);

- работа над дикцией и артикуляцией.

Если удалось добиться хорошего строя, то во II полугодии происходит постепенный переход к простому 2-голосию. На зачете возможно исполнение двух произведений из 3-4 изученных за полугодие, за год изучается 6-7 произведений.


4-й класс


Учащиеся продолжают осваивать 2-голосие, произведения с элементами 3-голосия, произведения a cappella, расширяют исполнительские возможности, укрепляют крайние ноты диапазона. С 4-го класса ансамбли уверенно участвуют в концертах и даже конкурсах. На зачете исполняются 2 произведения, за год проходят 6-7 произведений.

Прогнозируемые результаты знаний, умений учащихся младших классов (1-4)

Учащиеся должны уметь:

держать тон, петь в унисон с остальными участниками ансамбля;

  • правильно пользоваться твёрдой атакой звука;

  • уметь правильно формировать гласные в высокой вокальной позиции;

  • правильно пользоваться дыханием, петь на «опоре»;

  • слышать себя и других участников ансамбля во время пения;

  • пользоваться различными динамическими оттенками во время пения;

  • передавать художественный образ песни с помощью выразительных средств музыки;

  • использовать навыки слухового контроля как за собственным пением, так и за пением других участников ансамбля.

Знать:

  • основные дирижёрские жесты (одновременное вступление и снятие);

  • названия и авторов исполняемых произведений;

  • понятия вокального ансамбля, певческой позиции;

  • понятия звукоряда, лада, тональности, устойчивых и неустойчивых ступеней лада, тоники и др.

Старшие классы (5-7)


Репертуар каждого года — это качественно новая ступень в развитии ансамбля. В старших классах появляются произведения на иностранных языках, звучит 3,4-голосие (в зависимости от количественного состава ансамбля), используются элементы полифонии, гармонический план исполняемых произведений становится более сложным. Необходимо помнить, что правильный подбор материала, зависящий от возможностей ансамбля, определяет успешный результат в работе.

Пение без дирижера, непривычно и трудно для детей, но в старших классах кто-либо из ансамбля может взять на себя фун­кцию дирижера - дать ауфтакт, показать кивком головы вступле­ние, окончание фразы, снятие звука в конце произведения и т. д. В течение года преподаватель прорабатывает с учащимися 6-7 многоголосных произведений. Требования на зачет – исполнить 2 произведения, в 7 классе сдается итоговый экзамен.

Прогнозируемые результаты знаний, умений и навыков учащихся старших классов (5-7)


Учащиеся должны уметь:

  • ориентироваться в партитуре;

  • прочесть по нотам с листа свою партию;

  • владеть голосом, используя различные способы звуковедения;

  • грамотно произносить текст в исполняемых произведениях;

  • свободно исполнять 1-голосные, 2-х, 3-х, 4-хголосные произведения;

  • анализировать музыкальные произведения различных авторов, написанных в разных стилях и жанрах.

Знать:

  • основы музыкальной грамоты;

  • устройство и принципы работы голосового аппарата;

  • музыкальные термины и понятия, применяя их на практике;

  • дирижёрские жесты и их значение.

Владеть навыками:

  • вокально – певческого исполнения одной из партий произведений гомофонно-гармонической и полифонической фактуры в сопровождении и а cappella;

  • вокального дыхания;

  • чуткого слышания своего голоса в ансамблевой вертикали и исполнения в соотвествии с его функциональным значением;

  • уверенного пения в простых, сложных и несимметричных музыкальных размерах.


МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Методы работы в классе ансамбля

  1. Аналитические: анализ музыкального и поэтического тек­ста, музыкальной формы произведения, объяснение содержания, разъяснение замысла композитора.

  2. Практические: показ преподавателя, вокальный тренинг, репетиционный процесс работы над произведением.

Слушание музыкального материала.

Формы организации деятельности учащихся

  • преимущественно ансамблевая, которая включает в себя работу всей группой;

  • работа по партиям, особенно в начальный пе­риод;

  • индивидуальная работа в случае необходимости, особен­но в начальный период.

Принципы подбора репертуара

Выбор репертуара должен способствовать дальнейшему раз­витию музыкального эстетического вкуса учащихся. Репертуар вокального ансамбля включает в себя русскую и зару­бежную классику, произведения современных русских и зару­бежных композиторов, обработки народных песен. Очень привлекают учащихся произведения в джазовом стиле, переложения популярных современных песен и т. д.

Требования, предъявляемые к репертуару в классе ансамбля:

  1. Произведения должны представлять собой художественную ценность.

  2. Произведения должны быть доступны для освоения ансам­блем по уровню сложности.

  3. В младших классах исполняются произведения, которые могут быть театрализованными, частично инсценированными.

  4. В программе выступления вокального ансамбля должны быть произведения, контрастные по характеру, фактуре, если возможно, по стилю.


ПРИМЕРНЫЙ РЕПЕРТУАРНЫЙ ПЛАН

Младшие классы (1-4)

  1. Е. Поплянова «Пони», «Жук», « Шла веселая собака», «Солнечные зайчики», «Сороконожки», «Медвежатки»

  2. М. Парцхаладзе «Лягушонок»

  3. М. Андриасов « Паровозик»

  4. М. Славкин «Наоборот»

  5. А. Кудряшов «Мама»

  6. ННП «Божья коровка», обр. Брамса

  7. РНП «Ай, во поле липенька»

  8. РНП «В сыром бору тропина»

  9. Рнп в обр. Э. Компанейца «Пойдуль я, выйдуль я»

  10. Ц. Кюи «Осень»

  11. Е. Крылатов «Сказки гуляют по свету»

  12. В. Алексеев « Сказки детства»

  13. Л. Марченко « Кашка – ромашка»

  14. А. Флярковский «Красок король»

  15. А. Пинегин «Ромашковая кошка»

  16. М. Марченко «Кискин блюз»

  17. В. Морозова «Лошадка»

  18. РНП «Земелюшка – чернозем», обр. А. Лядова

  19. Ж. Металлиди «Кукушка»

  20. И. Ковалевская «Гномики»

  21. Г. Гладков «Ковер-самолет» из к/ф «После дождичка в четверг».

  22. Русская народная песня «Комарочек» в обр. А. Абрамского.

  23. Э. и Д.К. Реттино «Рождественские песни»

18. С. Баневич «Солнышко проснется»

19.Л. Марченко «Осенний бал»

  1. Русская народная песня «Комарочек» в обр. А. Абрамского.

  2. Э. Эллингтон «Си-джем блюз»

  3. Е. Рушанский «Песенка о добрых зонтиках»

  4. С. Пожлакова «Топ-топ»

  5. А. Алябьев «Прощание с соловьем»

  6. И. Дунаевский «Тридцать три коровы»


Старшие классы (5-7)

  1. Е. Сокольская «Дарите музыку»

  2. М. Славкин « Мальчишка Том»

  3. Л. Марченко «Джаз»

  4. М. Яковлев «Зимний вечер»

  5. А. Петров «Зов синевы» из к/ф «Синяя птица»

  6. И. Дунаевский «Лирическая песня» из к/ф «Дочь Родины»

  7. Немецкая народная песня «Милый Генрих».

  8. Ф. Мендельсон «Баркарола».

  9. Л. Марченко «Ангел».

  10. В. Синенко «Stabat Mater».

  11. Рнп в обр. А. Гречанинова «В сыром бору тропина».

  12. Я. Дубравин «Рояль».

  13. С. Танеева «Горные вершины».

  14. Рнп в обр. И. Пономарькова «Ивушка».

  15. Л. Янковская «Молитва».

  16. Ф. Мендельсон «Воскресный день».

  17. Ф. Мендельсон «Воскресное утро».

  18. Л. Марченко «Ангел».

  19. В. Моцарт «Маленькая пряха».

  20. В. Корзин «В знойный день».

  21. Р. Шуман «Веселый крестьянин, возвращающийся с работы».



Список литературы:

  1. Алиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 10.- М., 1975.

  2. Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн.: Музыкальное воспитание в школе, вып. 16.- М., Музыка, 1985.

  3. Струве Г.А. Школьный хор.- М., Просвещение, 1981.

  4. Стулова Г.П. Теория и практика работы с детским хором: Учеб. пособие для студ. пед. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр Владос, 2002.

  5. Стулова Г.П. Развитие детского голоса в процессе обучения пению.- М., Прометей, 1992.

  6. Соколова О.П. Двухголосное пение в младшем хоре. М., 1987.

  7. Халабузарь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. М., 2000.

  8. Марченко Л. Лучшие детские песни о разном.- Ростов н/Д: Феникс, 2008.

  9. Халабузарь П. В. Зарубежная хоровая музыка.- М., 2003.

  10. Славкин М. Песни и хоры для детей младшего, среднего и старшего возраста.- Сост. И. В. Калиш.-М., 2003.

  11. Струве Г. Я хочу увидеть музыку/ песни для солистов, вокальных ансамблей и детского хора.- М., 2002.

  12. Сокольская Е. Дарите музыку.- М.,2004.

  13. Дуэты советских композиторов/ сост. К. Лисициан.- Изд. «Музыка».-М., 1986.

  14. Интернет ресурсы

  15. http://notes.tarakanov.net/vokans.htm. Нотный архив Б. Тараканова (дуэты и ансамбли).

  16. http://ru.scorser.com/D/%D0%9D%D0%BE%D1%82%D1%8B.html (нотный архив)

  17. http://ale07.narod.ru/index.html

  18. http://igraj-poj.narod.ru/


Рабочая программа по предмету "Вокальный ансамбль"
  • Музыка
Описание:

Занятия по предмету «Вокальный ансамбль» в ДШИ проводятся в объёме, определённом действующими учебными планами.

Данная программа является рабочей,  адаптированной  и предназначена для занятий в 1-7 классах ДШИ по ОП «Вокально-хоровое исполнительство» (класс академического  вокала).

Занятия ансамблем являются базой для дальнейшего профес­сионального роста его участников, совершенствованию музыкального слуха, овладению навыками ансамблевого пения, проявлению творческой индивидуальности.

В отличие от хоровых занятий каждому певцу вокального ансамбля можно уделить индивидуальное внимание, что помогает достичь большей результативности в этой форме работы.

Интерес к предмету «Вокальный ансамбль» со стороны препо­давателей-дирижеров и учащихся заметно возрастает. В последние годы мы все чаще слышим в концертах и на музыкальных конкур­сах выступления не только взрослых, но и детских вокальных ан­самблей. Их появление стало следствием тенденции к обновлению концертных форм, оживлению концертной практики, а также след­ствием интереса к сольному вокальному исполнительству.

Автор Бочкарева Анна Сергеевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Музыка
Подраздел
Просмотров 1941
Номер материала 32952
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓