Главная / Начальные классы / Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс Планета Знаний

Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс Планета Знаний


«Рассмотрено»

Руководитель МО 1 ступени обучения_____/Н.Н. Гаученова /

Протокол №____

от«___» _________ 2013г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

___________ /А.Н. Журова/

«___» _________ 2013г.


«Утверждено»

Директор МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

___________ /Е.В. Ехлакова/

Приказ № ______

от«___» _________ 2013г.




РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по предмету «ТЕХНОЛОГИЯ»

УМК «Планета знаний»

3«Б» класс

2014- 2015 учебный год



Разработчик программы:

Шкелева Алла Федоровна

учитель начальных классов





  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/20135учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;

  • авторской программы «Технология», автор О.В. Узорова, Е.А. Нефедова (Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. Учебно – методический комплект «Планета знаний» 3 класс АСТ Астрель Москва 2012 г ).

  • Учебный план МОУ ИРМО «Марковская СОШ» на 2014/2015 учебный год.

Данная программа по технологии составлена в соответствии с общими целями изучения курса, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования. В рамках этой программы для каждого ребенка создаются оптимальные условия для формирования его личности как нравственной, активной, творческой, эмоционально и эстетически развитой, творческой и самостоятельной.

  1. Общая характеристика учебного предмета

Цели программы:

  • развитиетворческого потенциала личности ребенка, образного и ассоциативного мышления, творческого воображения и восприимчивости, создание наиболее благоприятных условий для развития и самореализации как неотъемлемой части духовной культуры личности.Развитиесенсорики, мелкой моторики рук, пространственного воображения, технического, логического и конструкторско-технологического мышления, глазомера; способностей ориентироваться в информации разного вида.

  • формирование начальных технологических знаний, трудовых умений и бытовых навыков, опыта практической деятельности по созданию личностно и общественно значимых объектов труда;способов планирования и организации трудовой деятельности, объективной оценки своей работы, умения использовать полученные знания, умения и навыки в учебной деятельности и повседневной жизни. Формирование начальных форм познавательных универсальных учебных действий – наблюдение, сравнение, анализ, классификация и обобщение.

  • овладение знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, о правилах создания предметов рукотворного мира, о традициях и героическом наследии русского народа, первоначальными представлениями о мире профессий.

  • воспитание трудолюбия, уважительного отношения к людям разных профессий, результатам их труда, и к Человеку в целом, к материальным и духовным ценностям; интереса к информационной и коммуникационной деятельности; осознание практического применения правил сотрудничества в коллективной деятельности, понимания и уважения к культурно-исторической ценности традиций, отраженных в предметном мире. Воспитание привычки к самообслуживанию в школе и дома, к доступной помощи старшим и младшим и помощи по хозяйству.

Задачи:

Реализация целей программы рассматривается в тесной связи с системой образовательных, воспитательных и развивающих задач.

Образовательные задачи

  • знакомство с различными видами декоративно-прикладного искусства, с технологиями производства,

  • освоение технологических приемов, что включает в себя знакомство с инструментами и материалами, техническими средствами, а также технику безопасности при работе с ними;

  • формирование у детей определенных знаний, умений и навыков по каждой из предложенных тем.

  • формирование первоначальных конструкторско-технологических знаний и умений;

  • формирование целостной картины мира материальной и духовной культуры как продукта творческой предметно-преобразующей деятельности человека;

  • формирование внутреннего плана деятельности на основе поэтапной отработки предметно-преобразовательных действий;

  • формирование умения искать и преобразовывать необходимую информацию на основе различных информационных технологий (графических: текст, рисунок, схема; информационно-коммуникативных);

  • ознакомление с миром профессий и их социальным значением, историей возникновения и развития; в том числе, с целью первичной профориентации;

  • овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях, в компьютере, в сети Интернет;

  • ознакомление с миром информационных и компьютерных технологий, освоение простейших приемов работы на компьютере с учетом техники безопасности

Воспитательные задачи

  • формирование прочных мотивов и потребностей в обучении и самореализации;

  • развитие интересов ребенка, расширение его кругозора, знакомство с историей и культурой народа, с его культурными ценностями, с историей возникновения и использования предметов быта и домашней утвари, с устройством и свойствами окружающих нас предметов и устройств, с технологическими особенностями промышленного изготовления различных предметов и материалов.

  • формирование и развитие нравственных, трудовых, эстетических, патриотических и других качеств личности ребенка;

  • пробуждение творческой активности детей, стимулирование воображения, желания включаться в творческую деятельность.

  • формирование интереса и любви к народному и декоративно-прикладному искусству, живописи, архитектуре и дизайну.

  • формирование мотивации успеха и достижений, творческой самореализации на основе организации предметно-преобразующей деятельности;

  • воспитание экономичного подхода к использованию различных материалов для творчества, природных ресурсов, пониманию проблем экологии окружающей среды

Развивающие задачи

  • развитие самостоятельного мышления, умения сравнивать, анализировать, формировать предварительный план действий;

  • развитие стремления к расширению кругозора, и приобретению опыта самостоятельного познания, умения пользоваться справочной литературой и другими источниками информации;

  • развитие речи, памяти, внимания;

  • развитие сенсорной сферы: глазомер, форма, ориентирование в пространстве и т.д.

  • развитие двигательной сферы: моторика, пластика, двигательная сноровка и т.д.

  • развитие коммуникативной культуры ребенка.

  • развитие пространственного мышления

  • развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;

  • развитие коммуникативной компетентности младших школьников на основе организации совместной продуктивной деятельности;

  • развитие знаково-символического и пространственного мышления, творческого и репродуктивного воображения (на основе решения задач по моделированию и отображению объекта и процесса его преобразования в форме моделей: рисунков, планов, схем, чертежей); творческого мышления (на основе решения художественных и конструкторско-технологических задач);

  • развитие регулятивной структуры деятельности, включающей целеполагание, планирование (умение составлять план действий и применять его для решения практических задач), прогнозирование (предвосхищение будущего результата при различных условиях выполнения действия), контроль, коррекцию и оценку;

  • развитие эстетических представлений и критериев на основе художественно-конструкторской деятельности;

Программа «Технология» строится по следующим технологическим направлениям: объёмное конструирование из бумаги, работа с рукотворными и природными материалами и предметами, их нестандартное применение; конструирование из бумаги, фольги и проволоки, работа с пластичными материалами, знакомство с культурой поведения в обществе и проведения праздников;конструирование из различных материалов, работа с текстильными материалами;устройство и работа компьютера, программы Paint, Word и работа с ними.

В курсе «Технология» формируются первоначальные представления о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии; навыки самообслуживания; первоначальные навыки совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации. На уроках технологии особое значение уделяется освоению учащимися правил безопасной работы с инструментами и приспособлениями.



  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В рабочую программу внесены изменения в связи с изменением учебного плана начального общего образования МОУ ИРМО «Марковская СОШ» на 2014-2015 учебный год. В авторской программе в течение учебного года должно быть проведено 68 уроков, рабочая программа изменена на 33 урока. Итого в 3 классе 35 уроков, проведена корректировка по каждой теме.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

- формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

-чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека заблагосостояние общества;

-восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; отказа от деления на «своих» и «чужих»;

-уважения истории и культуры каждого народа;

- формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

-доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

-уважения к окружающим

умения слушать и слышать партнера,признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

- развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

-принятия и уважения ценностей семьи и общества, школы, коллектива и стремления следовать им;

-ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развитии этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

-формирования чувства прекрасного и эстетических чувствблагодаря знакомству с мировой и отечественной художественной культурой;

- развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:-развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

-формирование способности к организации своей учебной деятельности (планированию, контролю, оценке);

- развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

-формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

-развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям,ответственности за их результаты;

-формирование целеустремленности и настойчивости в достижениицелей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

-формирование нетерпимости и умения противостоять действиям ивлияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества в пределах своих возможностей


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

К концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учебной деятельности;

положительное отношение к людям разных профессий;

понимание важности сохранения семейных традиций;

понимание разнообразия и богатства художественных средств для выражения отношения к окружающему миру;

положительная мотивация к изучению истории возникновения профессий; к практической деятельности.

Учащиеся получат возможность для формирования:

представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества;

положительной мотивации и познавательного интереса к созданию личностно и общественно значимых объектов труда;

представлений о мире профессий и важности правильного выбора профессии, о материальной культуре как продукте предметнопреобразующей деятельности человека, о роли ручного труда в жизни человека;

уважитеьного отношения к труду людей и людям труда, к традициям своего народа;

мотивации к самообслуживанию в школе, дома, элементарному уходу за одеждой и обувью, к оказанию помощи младшим истаршим, доступной помощи по хозяйству в семье;

адекватной оценки правильности выполнения задания;

основ эмоционально ценностного, эстетического отношения к миру, явлениям жизни, понимания труда, творчества, красоты как ценности.

ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

правильно организовать своё рабочее место;

понимать назначение и методы безопасного использования специальных изученных ручных инструментов;

устанавливать технологическую последовательность изготовления поделок из изученных материалов;

различным способам соединения деталей: подвижных (осевой, звеньевой, каркасный, петельный) и неподвижных (клеевой, пришивной, в шип), применению соединительных материалов (неподвижный — клей, скотч, пластилин, пластические массы, нити; подвижный — проволока, нити, верёвки);

различным видам отделки и декорирования;

технике безопасности при работе с компьютером;

определять, сравнивать виды материалов и их свойства;

называть и применять разные приёмы изготовления изделий;

использовать правила рациональной разметки деталей на плоскостных материалах (разметка на изнаночной стороне, экономия материала);

понимать назначение шаблона, заготовки, выкройки и использовать их в своей работе;

рассказывать о профессии своих родителей и сферах человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;

правильно работать ручными инструментами под контролем учителя (стек, пластмассовый нож, ножницы, шило, игла) с соблюдением техники безопасности;

выполнять изученные операции и приёмы по изготовлению изделий, выполнять комбинированные работы из разных материалов;

выполнять построение и разметку фигур с помощью циркуля; построение развёрток на основе прямоугольника с помощью угольника и линейки;

размечать развёртки с опорой на их простейший чертёж; преобразовывать развёртки несложных форм (достраивать элементы);

самостоятельно создавать развёртки на основе готового образца-шаблона;

экономно использовать материалы при изготовлении поделок;

ориентироваться в устройстве и компонентах компьютера, текстовом редакторе «Word» и его возможностях, узнавать его компоненты по внешнему виду; применять графические редакторы, в том числе «Paint»;

ориентироваться на рабочем столе операционной системы, находить на нём необходимые файлы и папки;

корректно выключать и перезагружать компьютер.

Учащиеся получат возможность научиться:

понимать назначение и устройство измерительных инструментов и приспособлений (линейка, угольник, циркуль, сантиметровая лента);

выполнять различные виды отделки и декорирования (аппликация, создание декоративной рамки, добавление деталей, швы вперёд-иголка, через край и пр.);

находить и представлять сведения о массовых профессиях и технологии производства искусственных материалов, о природных материалах;

правильно складывать и хранить свои вещи, производить их мелкий ремонт;

рассказывать об истории компьютера и компьютерных устройствах;

изготавливать удобным для себя способом из изученных материалов поделки: на заданную тему и импровизируя;

использовать изученные возможности «Paint» и «Word» для создания виртуальных поделок; сохранять и систематизировать информацию;

рационально организовывать рабочее место и поддерживать порядок на нём во время работы в соответствии с используемым материалом.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

продумывать план действий в соответствии с поставленной задачей при работе в паре, при создании проектов;

объяснять, какие приёмы, техники были использованы в работе, как строилась работа;

различать и соотносить замысел и результат работы;

включаться в самостоятельную практическую деятельность, создавать в воображении художественный замысел, соответствующий поставленной задаче, и предлагать способы его практического воплощения;

вносить изменения и дополнения в конструкцию изделия в соответствии с поставленной задачей или с новыми условиями использования вещи;

оценивать результат работы по заданным критериям.

Учащиеся получат возможность научиться:

удерживать цель в процессе трудовой, декоративно-художественной деятельности;

действовать самостоятельно по инструкции, учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;

использовать изученные правила безопасности, способы действий, пошаговые разъяснения, навыки, свойства материалов при выполнении учебных заданий и в творческой деятельности;

осознанно использовать безопасные приёмы труда;

самостоятельно планировать действия, необходимые для изготовления поделки;

участвовать (находить своё место, определять задачи) в коллективной и групповой творческой работе;

распределять обязанности и общий объём работ в выполнении коллективных поделок;

вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самооценки;

сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;

адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её при дальнейшей работе над поделками;

самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность; распределять рабочее время.

Познавательные

Учащиеся научатся:

осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;

свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;

сравнивать, группировать, классифицировать плоскостные и объёмные изделия, инструменты, измерительные приборы, профессии;

конструировать из различных материалов по заданному образцу;

устанавливать соответствие конструкции изделия заданным условиям;

различать рациональные и нерациональные приёмы изготовления поделки.

Учащиеся получат возможность научиться:

наблюдать, сравнивать свойства различных материалов, делать выводы и обобщения;

узнавать о происхождении и практическом применении материалов в жизни;

различать материалы по декоративно-художественным и конструктивным свойствам;

соотносить развёртку заданной конструкции с рисунком, простейшим чертежом или эскизом;

конструировать из разных материалов в соответствии с доступными заданными условиями;

осуществлять поиск необходимой информации на персональном компьютере для решения доступных конструкторско-технологических задач.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

выражать собственное эмоциональное отношение к изделию при обсуждении в классе;

соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;

задавать вопросы уточняющего характера, в том числе по цели выполняемых действий, по приёмам изготовления изделий;

учитывать мнения других в совместной работе, договариваться и приходить к общему решению, работая в группе;

строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).

Учащиеся получат возможность научиться:

выражать собственное эмоциональное отношение к результатам творческой работы, в том числе при посещении выставок работ;

объяснять инструкции по изготовлению поделок;

рассказывать о профессиях и сферах человеческой деятельности, к которым эти профессии относятся;

уметь дополнять или отрицать суждение, приводить примеры;

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при создании творческой работы в группе;

договариваться и приходить к общему решению.


  1. СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА

3 класс

Объёмное конструирование из бумаги, работа с рукотворными и природными материалами и предметами, их нестандартное применение. Страна новаторов – 8 ч

История возникновения и применения упаковки. Знакомство с устройством объёмных фигур. Грани и рёбра куба и параллелепипеда. Закрытые параллелепипеды и кубы.

Узлы (простая двойная скользящая петля, одинарная скользящая петля). Порядок и уборка. Необычное применение материалов и предметов для бытового ремонта. Навыки ремонта. Разные виды скрепления материалов. Виды скотча. Знакомство с канцелярским ножом.

Практическая деятельность. Изготовление конверта для письма. Объёмная поделка на основе молочного пакета. Превращение раскрытого пакета в параллелепипед или куб. Конструирование параллелепипеда. Объёмная поделка кубической формы из бумаги по готовой развёртке. Поделка из бумаги на основе картонных коробок и готовых форм. Склеивание параллелепипеда. Объёмная поделка из бумаги на основе готовых форм. Работа с пластиком, полиэтиленом, резиной, проволокой и пр. Изготовление ручки из скотча для переноски груза. Поделка из пакета-сумки.Посильные домашние дела. Помощь старшим и младшим. Самообслуживание. Распределение обязанностей в классе. График дежурств. Поделка из картона с использованием природных материалов и бельевой прищепки. Поделки из бутылки, ламинирование скотчем. Замок из пластиковых бутылок. Объёмная поделка из бумаги по развёртке. Поделка из пластиковых бутылок.

Конструирование из бумаги, фольги и проволоки, работа с пластич-ными материалами, знакомство с культурой поведения в обществе и проведения праздников. Страна нестандартных решений – 8ч.

История игрушек. Кукольная мастерская. Игрушки с подвижными соединениями — дергунчики. Пластическая масса из муки и клея ПВА, её свойства. Техника папье-маше. Традиции гостеприимства и проведения торжеств и праздников. Новогодние традиции.

Практическая деятельность. Поделка из картона и нитей с подвижными соединениями. Модели с подвижными соединениями. Поделка из проволоки и фольги с подвижными соединениями. Изготовление поделочной пластической массы, в том числе цветной. Работа с пластической массой. Изготовление значков и брошей из пластической массы, магниты из пластической массы. Поделка из салфеточной массы на каркасе из молочного пакета. Изготовление бумажных упаковок (фантик, фунтик, узелок, прямоугольная коробка). Упаковочные ленты (розочка из ленточки, виды завязывания). Изготовление карточки к подарку, приглашения, гостевой карточки. Кольцо для тканевой салфетки. Оригами из тканевой салфетки. Сервировка стола. Разучивание игры «Праздничная ромашка». Изготовление поздравительных открыток. «Новогодняя открытка» (поделка из бумаги), «Новогодний подарок» (поделка из фольги и салфеточной массы), «Новогодняя упаковка» (поделка из упаковочной бумаги), «Новогоднее представление» (изготовление декораций для игры). Подготовка коллективного праздника «Новогодний огонёк».

Конструирование из различных материалов, работа с текстильными материалами. Страна умелых рук

История изобретения колеса. Колесо в жизни человека. Колёсный транспорт. Знакомство с циркулем «козья ножка». Полиэтилен. Знакомство с принципами объёмного раскроя сложной формы из ткани. История французской игрушки бильбоке. Закрепление навыков работы с тканью.

Мужские и женские профессии. Интервью с родителями. Нитяная графика «изонить».

Практическая деятельность. Работа с циркулем. Поделка на основе спичечного коробка, модели военной техники. Игрушки на основе старых перчаток. Самодельная пуговица. Поделка на основе прута от веника. Изготовление помпона. Бант-бабочка. Термоаппликация. Поделка из ткани с применением техник термоаппликации, термосклеивания и термошвов. Изготовление подушки. Поделка из картона и нитей. Нитяной помпон. Изготовление игрушки бильбоке. Аппликация из карандашной стружки. Поделка из нитей и бумаги на картонной основе. Работа с бисером на проволочной основе. Поделки: «Бусы из бумаги» (объёмная поделка из бумаги), «Фенечки из бисера» (поделка на основе нанизанного на проволоку бисера).

Устройство и работа компьютера, программы Paint, Word и работа с ними. Страна высоких технологий -10ч.

История компьютера и компьютерных устройств. Правила безопасного поведения в компьютерном классе. Устройство компьютера. Назначение клавиш. Мышка. Рабочий стол. Хранение и систематизация информации (файлы, папки и пр.). Имя файла. Элементы рабочего стола. Компьютеры вокруг нас. Новые профессии. Компьютеры в школе. Компьютерные программы. Операционная система «Windows». Рабочий стол. Компьютерная графика. Знакомство с текстовым редактором «Word» и его возможностями. Окно программы «Word» и его элементы. Свойства редактора «Word».

Практическая деятельность. Начало работы с компьютером. Меню кнопки «Пуск». Включение и выключение компьютера. Открывание и закрывание файлов и папок. Изменение размера окна. Создание папки. Уборка на рабочем столе. Безопасное выключение компьютера. Перезагрузка компьютера. Запуск программы. Завершение выполнения программы. Сменные носители. Операции над файлами и папками. Примеры применения графических редакторов. Работа с «Paint». Рисование «карандашом», «кистью». Выполнение рисунка в программе «Paint». Основные операции при рисовании. Построение объектов (овал и окружность, прямоугольник и квадрат). Действия с объектами (передвижение объектов, копирование объектов). Распыление краски. Волшебный лес (создание рисунка в редакторе «Paint»). Черчение ровных линий. Черчение кривых линий. Весёлая абстракция (создание рисунка в редакторе «Paint»). Работа с клавиатурой. Создание текстового документа. Работа с текстом. Сохранение документа. Оформление заголовков. Изменение величины букв. Выделение красной строки. Подведение итогов обучения работе на компьютере. «Ура, каникулы!» (изготовление и оформление плана по вопросам).













  1. Контроль предметных результатов.


Содержание теоретической и практической части программы по учебному предмету «ТЕХНОЛОГИЯ»



Содержание теоретической части

программы

Количество часов по авторской программе

Количество часов по календарно-тематическому планированию

Содержание практической части программы

Беседа

Словарный диктант

Твои творческие достиженияТест

Коллективная работа

Раздел 1.

Страна новаторов

16 ч.

8 ч

2

1

1

2

Раздел 2.

Страна нестандартных решений

16 ч.

8 ч

1

1

1

1

Раздел 3.

Страна умелых рук

16 ч.

8 ч

2

1

1


Раздел 4.

Страна высоких технологий

20 ч.

11 ч +1 календ

1

1

1


Итого

68 часов

35 часа

6

4

4

3



По программе

Беседа

Словарные слова

Твои творческие достижения. Тест

Коллективная работа

-

-

4

3

I четверть

2

1

1

2

II четверть

1

1

1

1

III четверть

2

1

1


IV четверть

1

1

1


По плану

6

4

4

3






  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

Кол-во часов


Тема,

урока

Элементы содержания

Требование к уровню подготовленности учащихся

Словарная работа

Элементы доп.

содержания

Дата

Фактическая

дата

Предметные

УУД

Iчетверть – 9 ч.

СТРАНА НОВАТОРОВ – 8ч.

1

1

Беседа: Мастерская

упаковки. Изготовление поделок «Письмо другу» УИПЗЗ

Знакомство с учебником.

Знакомство с историей возникновения и применения

упаковки. Знакомство с устройством объемных фигур.



Исследование резанных спичечных коробков и молочных пакетов. Знакомство сразвёрткой. Обучение склеиванию внахлёст и с помощью

накладки.

Уметь: осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалы;свободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;

Уметь: различным способам соединения деталей: подвижных

(осевой, звеньевой, каркасный, петельный) и неподвижных (клеевой, пришивной, в шип), применению соединительных материалов (неподвижный — клей, скотч, пластилин, пластические массы, нити; подвижный —

проволока, нити, верёвки);




Уметь: устанавливать технологическую последовательность изготовления поделок из изученных материалов;



Уметь: различать материалы по декоративно-художественным

и конструктивным свойствам;

соотносить развёртку заданной конструкции с рисунком, простейшим чертежом или эскизом;

правильно организовать

своё рабочее место.


Уметь изготавливать изделия по образцу, по рисунку, по сборной схеме.

Разрабатывать последовательность технологических операций по сборке изделия.



Уметь решать творческую задачу: сделать плоскостную аппликацию из засушенных листьев с подвижным

фиксирующим элементом — деревянной бельевой прищепкой.


Решать творческую задачу: проектировать и конструировать модели с прямоугольными формами из кубов и параллелепипедов различных размеров и формы. Самостоятельно создавать развёртки на основе готового образца шаблона.

Планировать свою работу. Проверять гипотезу. Осуществлять самоконтроль и самооценку своей работы

.Узнатьустройство объёмных геометрических фигур.

Решать творческую задачу: конструировать геометрические фигуры стилизованных объёмных объектов, самостоятельно строить чертежи куба и параллелепипеда по данным размерам, склеивание объемных фигур по готовой развертке. Познакомиться с технологией скрепления округлых деталей с вертикальной и наклонной поверхностью.

Решать творческую задачу: самостоятельно разработать области применения и назначения различных материалов в зависимости отих

физических характеристик, а также с учётом их практических свойств и внешних признаков. Применять

полученные знания для решения

технических и технологических задач.

Участвовать в беседе о распределении домашних

обязанностей всех членов семьи. Изучать правила самообслуживания. Распределять обязанности в классе.

новатор

Материал учебника

Беседа

8-9







С. 10–13

03.09


2

2

«Коробочка для скрепок»

подставка для карандашей «Лебедь».

УИПЗЗ


10.09


3

3

Занимательное градостроение. Изготовление поделки «Игральный кубик».

Коллективная работа «Новый город».

УИПЗЗ

Знакомство с многообразием

предметов и их формами. Знакомство с геометрическими

фигурами. Грани и рёбра куба и параллелепипеда; закрытые параллелепипеды и кубы.


Знакомство с многообразием

мира объёмных фигур. Обучение скреплению округлых деталей с вертикальной и наклонной поверхностью по нарезке «лапшой», склеиванию объёмных фигур по готовым развёрткам..

Ознакомление с необходимостью рационального и

правильного хранения вещей.


Обучение

навыкам ремонта. Изучение

приёмов разных видов

скрепления материалов. Обучение

работе с разными материалами. Знакомство со

скотчем,

канцелярским ножом с учетом техники безопасности.


Обучение изготовлению ручки из скотча для переноски

груза.



Осознание своей роли в делах семьи и класса. Посильные домашние дела.

Помощь старшим и младшим. Самообслуживание. Распределение обязанностей в классе.


объем


С. 14–15









17.09


4

4

Чертёжная

мастерская. Изготовление поделки «Загадочное животное».

УИПЗЗ

оригами

С. 16–19

24.09


5

5

Путешествие в страну

порядка.

Беседа об уборке дома и в классе. Знакомство с узлами. УОСЗ


чертеж

С. 20–23 С. 24–29

Беседа

01.10


6

6

Домашние

хлопоты. Изготовление

поделки «Планшет для

планирования» (поделка из картона с использованием

природных материалов и бельевой прищепки).

УИПЗЗ


Планшет











С. 30–31











08.10


7

7

Твои творческие достижения.

Тест по теме «Страна новаторов» КУ

Тест

С. 32–33

15.10








8

8

Коллективная работа — замок из пластиковых бутылок.

Словарный диктант

Словарный диктант


22.10


СТРАНА НЕСТАНДАРТНЫХ РЕШЕНИЙ - 8 ч.

9

1

Танцующий

зоопарк. Изготовление поделки «Пляшущие зверушки».

УОСЗ

Ознакомление с историей игрушек, в том числе подвижных. Обучение изготовления

игрушек с подвижными соединениями — дергунчиков.

Уметь: размечать развёртки с опорой на их простейший чертёж; преобразовывать развёртки несложных форм

(достраивать элементы);

правильно организовать своё рабочее место;


Действовать по инструкции: изготовить поделку изнескольких частей, скреплённых при помощи подвижного соединения деталей. Управлять игрушкой при помощи нитяного рычага. Самостоятельно декорировать изделие.


С. 40–41

29.09


II четверть – 7 ч.

10

2

Марш

игрушек. Изготовление поделки «Квартет».

УИПЗЗ

Повторение свойств проволоки и фольги. Освоение технологии

моделей с подвижными соединениями. Изучение

способов подвижного соединения деталей (каркасное, звеньевое, осевое).

Знать различные приёмы изготовления моделей из

фольги на каркасной основе с

подвижными элементами (зависимыми и независимыми).

Выполнять задания на обработку способов подвижного соединения деталей.

скотч

С. 42–43

12.11


11

3

Беседа:Волшебная лепка. Изготовление

поделок «Весёлые фигурки», «Кулинарные этюды».

УОСЗ

Знакомство с пластической массой на основе муки и

клея ПВА и её свойствами. Изготовление поделочной пластической массы, в т.ч. цветной.

Обучение технологии закрепления английской булавки и магнитов в пластической массе, грунтовки и окраски

готового изделия.

Уметь: различать материалы по декоративно-художественным

и конструктивным свойствам; соотносить развёртку заданной конструкции с рисунком, простейшим чертежом или эскизом;понимать назначение и методы безопасного использования специальных изученных ручных инструментов.


Решать творческую задачу: моделироватьобъёмные формы, грунтовать и декорировать изделия. Действовать в соответствии с заданной последовательностью: закреплять английскую булавку

и магнит в пластическую массу.

Беседа

С. 44–47

19.11


12

4

Скульптурные секреты. Изготовление поделок «Ваза для сухих

букетов».

УИПЗЗ

Ознакомление с историей техники папье-маше. Обучение технологии

изготовления салфеточной массы для лепки.

Изучить технологию изготовления папье-маше.


Решать творческую задачу:

самостоятельно выбирать нужную технологию, разрабатывать

последовательность

технологических операций по изготовлению изделия.


С. 48–49

Беседа

26.11


13

5

Поход в гости. Изготовление поделки

«Открытка» (многослойная,

объёмная с отверстиями, раскладная).

УИПЗЗ

Обучение технологии изготовления бумажных упаковок для подарков, упаковочных лент, карточки

к подарку. Обучение изготовлению приглашений в гости, гостевой карточки. Кольца для тканевой салфетки

Знать последовательность конструирования объёмных изделий из плоскостных материалов.


Изучать новые технологии складывания, прорезания, скрепления различных материалов.

Решать творческую задачу: изготовить и оформить

бумажные открытки и гостевые карточки.

открытка

С. 50–55

03.12


14

6

Изготовление поделок

«Новогодняя открытка»,

«Новогодняя

упаковка», Коллективная работа

«Новогодний огонёк».

УОСЗ

Обсуждение традиций празднования Нового года, самодельных подарков.


Уметь: различным видам отделки и декорирования;правильно организовать своё рабочее место;

Уметь: размечать развёртки с опорой на их 17.12простейший чертёж; преобразовывать

развёртки несложных форм (достраивать элементы);


Формировать представление об

эстетической стороне жизни.

Осуществить самоконтроль и самооценку своих работ.

традиции

С. 56–57

10.12


15

7

Твои творческие достижения.Тест по теме «Страна нестандартных решений» Словарный диктант

КУ

Изготовление поделок на выбор: «Новогодняя открытка»,

«Новогодняя

упаковка»

Контроль умений и навыков.

Систематизировать полученные знания. Самостоятельно планировать и организовывать свою деятельность

Применять полученные навыки для изготовления изделий из различных материалов по выбранной тематике.

Тест


17.12


16

8

Коллективная работа

«Новогодний огонёк». Словарный диктант

УКПЗУ

Обсуждение традиций празднования Нового года, самодельных подарков.


Выражать свое эмоционально – ценностное отношение к результатам труда.

Решать творческую задачу

Словарный диктант


24.12


III четверть – 10 часов

СТРАНА УМЕЛЫХ РУК - 8 ч.

17

1

Колёсные

истории. Изготовление поделок «Тележка», модели военной

техники.

УИПЗЗ

Ознакомление с историей изобретения колеса, колёсного транспорта. Знакомство и

работа с циркулем «козья

ножка».

Знатьтехнологию изготовления объёмных набивных текстильных игрушек на основе готовых

промышленных изделий. Закрепить навыки шитья, пришивания пуговиц.


Решать творческую задачу: исследовать принципдействия и устройства моделей на основе осей и колёс.

Изготовить движущиеся модели транспортных средств из различных материалов на основе тележек разного вида.

Решать творческую задачу: создать декоративныеэлементы из текстильных материалов (нити, ленты,кружева и пр.); использовать зажимы при созданииобъёмных форм.

Применять памятки по технике безопасности при работе с режущими инструментами Решать творческую задачу: декорировать готовое изделие.

Самостоятельно планировать свою деятельность при

изготовлениитермоаппликации на картоне.

Отрабатывать навыки шитья и работы с тканью (стягивание, вырезание по контуру) с использованием самодельных декоративных элементов..



14.01


18

2

Ателье игрушек. Изготовление поделок: «Ушастые звери», «Самодельная

пуговица»,

«Бант-бабочка»

УИПЗЗ

Закрепление навыков шитья и декорирования.


Знатьтехнологию изготовления объёмного набивного изделия (подушки) с

термосклеиванием швов.




21.01


19

3

Беседа. Игрушки и подушки. Изготовление поделок «Душечка-подушечка»,

«Нитяной помпон»

УОСЗ

Изучение свойств полиэтилена. Обучение изготовлению

термоаппликации с помощью горячего утюга и полиэтилена.


Уметь изготавливать термоаппликации на ткани с полиэтиленом.

Изучение способов термосклеивания. Обучение технологии скрепления швов при помощи термосклеивания — термошвы.



28.01


20

4

Семинар раскройщиков.

Ознакомление с принципами объёмного раскроя сложной формы из ткани. Знакомство

Узнать о правилах раскроя ткани для создания объёмной игрушки шаровидной формы.



04.02


21

5

Беседа. Чем пахнут

ремёсла. Изготовление поделки

«Чудесные гвоздики».

УОСЗ

Обсуждение различных профессий.

Знакомство с профессиями

родителей. Обучение технологии работыс карандашной стружкой.


Уметь: осуществлять поиск необходимой информации, используя различные справочные материалысвободно ориентироваться в книге, используя информацию форзацев, оглавления, словаря, памяток;


Решать творческую задачу: самостоятельно сделать

аппликацию из карандашной стружки. Осуществить

самоконтроль и самооценку своей работы.



11.02


22

6

Контурная

графика. Изготовление поделки: «Ваза с цветами»

УИПЗЗ

Цели: Познакомиться с технологией объёмно-плоскостной графики из бумажных полос.

Знакомство с техникой нитяной графики «Изонить».


Знакомство с работой с бисером и проволокой.

Повторение приёмов работы с проволокой.





Обсуждение свойств всех

изученных материалов,

технологий и приёмов для выбора итоговой поделки.

Отработать и закрепить навыки изготовления аппликации. Освоить новые приёмы работы.





Изучать и использовать технологию нитяной графики на основе картонной заготовки с отверстиями. Знать техникубезопасности при работе с шилом.



Решать творческую задачу:

самостоятельно планировать свою работу.


Применять знания в работе с бумагой при изготовлении

объёмной поделки из бумаги.

Применять знания о работе с проволокой при изготовлении поделки.

Самостоятельно планировать свою работу. Действовать по образцу.

Самоосуществлять оценку результатов своей работы.



18.02


23

7

Любимые

фенечки.

«Бусы из бумаги», «Фенечки» из бисера. Изготовление поделок на выбор.

УКПЗУ



25.02


24

8

Твои творческие

достижения.Тест по теме «Страна умелых рук»

Словарный диктант КУ



04.03


СТРАНА ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЙ - 11 ч

25

1

Беседа.Секреты рабочего стола.

Изучение устройства

Компьютера УИПЗЗ


Знакомство с историей компьютера и компьютерных

устройств. Ознакомление с правилами безопасного

поведения в компьютерном классе, при работе с компьютером.


Изучатькомпьютер и его составляющие.

Ориентироваться вустройстве компьютера, узнавать его

компоненты повнешнему виду.

Находить некоторые клавиши на клавиатуре и осознавать их предназначение.


Ориентироваться на рабочем столе. Отрабатывать

изученные навыки. Участвовать в беседе о правилах поведения в компьютерном классе.


компьютер

С. 98–99

Беседа

11.03


26

2

Волшебные

окна.

УИПЗЗ

Знакомство с новыми профессиями. Изучение

правил

поведения в компьютерном

классе. Знакомство с компьютерными программами,

операционной системой

Windows. Изучение работы с пусковым меню.


Изучатьи использовать навыки работы на компьютере.

Уметь: ориентироваться в

устройстве и компонентах компьютера

Выполнять задания на закрепление начальных навыков работы на компьютере.


Применять знания для изучения работы в программе

Paint.

Изучать и использовать способы обработкиэлементов информационных объектов: рисование истирание линий и фигур; заливка фигур; ввод, удаление, копирование и вставка.

Решать творческую задачу: создать рисунок в программе Paint.

Осуществить самоконтроль и самооценку выполненной работы.

файл

С. 100–107

18.03


IV четверть – 9 ч

27

3

Город компьютерных

художников.

Выполнение

рисунка «Мое любимое животное» в программе

Paint.

УИПЗЗ

Знакомство с историей компьютерной графики. Обучение работе с

программой Paint: рисование «карандашом», удаление рисунков с

помощью «ластика», рисование «кистью».

Применять знания, полученные на предыдущих уроках, работать в программе

Paint.

Осуществить самоконтроль и самооценку выполненной работы.


С. 108–113

01.04


28

4

Компьютерный дизайн. Выполнение рисунка «Загадочное пятно»

в программе Paint.

УИПЗЗ

Продолжение обучения работы в графическом редакторе

Paint: окрашивание, заливка фона цветом, заливка части фона цветом, заливка объекта цветом.


Изучать и использовать технологию заливки фона, его части или объекта цветом.

Решать творческую задачу: создать

рисунок в программе Paint.


дизайн

С. 114–117

08.04


29

5

Занимательное черчение. Создание

рисунка «Волшебный лес» в программе Paint.

УИПЗЗ

Продолжение знакомства с

программой Paint. Обучение

построению овала, окружности, прямоугольника,

квадрата. Обучение передвижению и копированию объектов, технике распыления краски.


Изучать и использовать знания, полученные на уроке,

для рисования овалов, кругов, прямоугольников,

квадратов, выделение,

перемещение и копирование

объектов. Использование инструмента «распыление».


Решать творческую задачу: создавать рисунки, используя изученные навыки, чертить прямые и кривые линии, комбинировать инструменты рисования и черчения для создания абстрактных композиций. Познакомиться с правилами набора текста для умения делать надписи к рисункам.


С. 118–125

Беседа

15.04


30



31

6



7

Аллея редакторов.

УИПЗЗ

Знакомство с текстовым редактором Word и его возможностями: создание текстового документа, работа стекстом, набор текста, форматирование текста, сохранение документа.

Изучать и использовать знания, полученные на уроке,

для работы в программе Word.


Осуществить самоконтроль и самооценку своей работы.

редактор

С. 126–133

22.04



29.04


32

8

Улица виртуальных писателей. Обучение

оформлению

заголовков, выделению красной строки.

УИПЗЗ

Ознакомление с новыми возможностями оформления и

форматирования текста в редакторе Word.


Применять знания о работе на компьютере: создание

заголовков, выделение красной строки. Применять

все изученные методы форматирования.


Работать с

информацией при выполнении заданий.


С. 134–135

06.05


33





34

9





10

Обучение

оформлению

заголовков, выделению красной строки. Тест по теме «Страна высоких технологий»

УИПЗЗ

Подведение итогов обучения

работе на компьютере.

Изготовление поделки «Ура, каникулы!» (оформление плаката).

Решать творческую задачу: самостоятельно планировать

свою работу, разработать творческие проекты.

Осуществить самостоятельную оценку результатов своей

деятельности.

Использовать все изученные возможности Paint и Word для создания поделок и рисунков.

Тест


С. 136

13.05





20.05


35

11

Твои творческие достижения.Изготовление поделки «Ура, каникулы!»

Словарный диктант

КУ

Подведение итогов обучения

работе на компьютере.

Изготовление поделки «Ура, каникулы!» (оформление плаката).

Решать творческую задачу: самостоятельно планировать

свою работу, разработать творческие проекты.


Осуществить самостоятельную оценку результатов своей

деятельности.

Словарный диктант



29.05




  1. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

Программа обеспечивается следующим комплектом учебных и методических пособий.

  1. класс

О.В. Узорова, ЕЛ. Нефёдова. Технология. 3 класс. Учебник. — М.: ACT, Астрель.

О.В. Узорова, ЕЛ. Нефёдова. Технология. 3 класс. Рабочая тетрадь. — М.: ACT, Астрель.

О.В. Узорова, ЕЛ. Нефёдова. Обучение в 3 классе по учебнику «Технология». Методическое пособие. — М.: ACT, Астрель.



  1. Список литературы:


  1. Б.Н. Трегубенко. Трудовое обучение.1-4 классы. (Библиотека учителя начальных классов). М., Владос, 2001.

  2. Л.Ю. Огерчук. Технология труда в начальной школе. Работа с клеем и ножницами. (Библиотека журнала "Школа и производство".Выпуск 6.) М., Школа-Пресс, 2001.

  3. Под ред.В.Д. Симоненко. Творческие проекты учащихся для начальной школы. Брянск, 1997.

  4. Г. Федотов. Послушная глина. М., АСТ-ПРЕСС, 1997.


Интернет – ресурсы:

http://pedsovet.su – «Чудеса своими руками»

http://www.websib.ru/noos/technology/master.php - секреты мастерства


  1. ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ



Приложение 1.

Отчет по учебной экскурсии

Ученика _________ класса от «_____» __________________20_____г.

Тема экскурсии:________________________________________________________________

Учебный предмет, курс, в рамках которого организована экскурсия:____________________

Вид экскурсии_________________________________________________________________

Цель экскурсии (цель ученика):__________________________________________________

Информация , подтверждающая достижение цели:

1 вариант:

Перечень вопросов, которые были

предложены учителей ученику перед

экскурсией или после ее.


Ответы на вопросы:


1.


1.

2.


2.

3.


3.


2 вариант (в случае , если отчет оформляется творческой работой)

Тезисы , краткие выводы по итогам выполненной творческой работы ( реферата, проекта , сочинения и пр. ), с приложением подтверждающих материалов (реферата, проекта , сочинения , фото-, видеоматериалов, рисунков, поделок и пр.)

Отчет подготовил : обучающийся _____ класса / Фамилия . И/________________/

Отчет проверил : учитель: ____________________ , «_____» __________20___Г.

Оценка :_________(______________) / Фамилия . И.О. /________________/


Методические рекомендации по проведению учебной экскурсии:

Экскурсии проводятся в связи с изучением на уроках определенных разделов программы

Основные функции учебной экскурсии:

  • реализуется принцип наглядности обучения (непосредственное знакомство с изучаемыми предметами и явлениями)

  • повышается уровень научности обучения и укреплять его связь с жизнью, с практикой. способствуют техническому обучению,

  • играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся на производственную деятельность и в ознакомлении их с трудом работников промышленности и сельского хозяйства.

Виды экскурсий (в зависимости от содержания):

  • производственные экскурсии (помогают изучению основ современного производства и способствуют расширению технического кругозора и трудовому

  • воспитанию учащихся)

  • естественно - научные экскурсии (для углубления знаний по таким предметам, как ботаника, зоология, география, и др. Это экскурсии в поле, в лес, на луг, к речке, озеру, в зоопарк и т.д. )

  • историко - литературные экскурсии ( предполагают выходы в исторические места, посещение художественных выставок, картинных галерей, книгохранилищ, архивов и т.д)

  • краеведческие экскурсии с целью изучения природы и истории родного края.

  • комплексные (проводятся по нескольким предметам одновременно)

  • виды экскурсий зависимости от целей ознакомительные (обзорные), тематические, профессиографические,

  • комплексные.


Классификация экскурсий в зависимости от того, какие дидактические задачи решаются в процессе их проведения:

Экскурсии служат средством изучения нового материала учащимися, экскурсии используются для закрепления того материала, который предварительно изучен в классе. Б

В общем плане методика проведения экскурсии включает в себя:

а) подготовку экскурсии:

формулирование цели и задач (желательно в письменной форме) и определение формы отчета по экскурсии (рисунки, фоторяд, презентация, проектная работа, реферат, сообщение, ответы на сформулированные накануне экскурсии учителем вопросы и пр.) Задания могут быть одно на всех или разные, в зависимости от характера и объема экскурсионного материала. проведение инструктажа по технике безопасности.

б) выход (выезд) учащихся к изучаемым объектам и усвоение (закрепление) учебного материала

по теме занятий и участие в экскурсии

в) обработку материалов экскурсии и подведение ее итогов.


  1. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  • Авторская программа курса «ТЕХНОЛОГИЯ», автор О.В. Узорова, Е.А. Нефёдова Москва, АСТ-Астрель, 2012

  • Закон РФ «Об образовании», Москва, 2012; http://knigazhalob.ru/zknd/obra/

  • «Конвенция о правах ребенка», Сборник международных договоров, Москва, 2009; http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12885

  • Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.» 3 класс. УМК «Планета знаний»; Москва, АСТ-Астрель, 2011

  • Федеральный образовательный стандарт начального общего образования; http://www.yar-edudep.ru/fgos

  • ФЗ Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Москва, 2011; http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=95046








Лист корректировки рабочей программы




Класс


Название раздела, темы

Дата проведения календарные

сроки

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения

фактические сроки


































































Рабочая программа по предмету "Технология" 3 класс Планета Знаний
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по технологии УМК "Планета знаний" составлена в соответствии со всеми требованиями ФГОС НОО. Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций: • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009); • Авторская программа курса «Технология» Узорова О.В. (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 3 класс. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2013.)

Автор Шкелева Алла Федоровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 1390
Номер материала 22356
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓