Главная / Начальные классы / Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс Планета Знаний

Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс Планета Знаний


«Рассмотрено»

Руководитель МО 1 ступени обучения

__________ /Гаученова Н.Н./

Протокол №____

от«___» _________ 2014г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

_________ /Журова А.Н./

от«___» _________ 2014г.


«Утверждено»

Директор МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

___________ /Ехлакова Е.В./

Приказ № ______

от«___» _________ 2014г.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


по предмету « ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

УМК «Планета знаний»

3 «Б» класс


2014 – 2015 учебный год

Разработчик программы:


Шкелева Алла Федоровна

учитель начальных классов









  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный государственный стандарт начального общего образования (приказ МОиН №363 от 06 октября 2009, зарегистрирован Минюст № 17785 от 22.12.2009);

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 2885 от 27.12.2011 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2014/2015 учебный год»;

  • Авторской программы по предмету «Окружающий мир», рекомендованной Министерством образования РФ, программы Г.Г. Ивченковой, И.В. Потаповой и рассчитана в 3 классе на 68 часов.Учебно – методический комплект «Планета знаний» М.:АСТ Астрель, 2013г.

  • Учебный план МОУ ИРМО «Марковская СОШ» на 2014/2015 учебный год.

Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».


  1. Общая характеристика учебного предмета, курса.


Особое значение предмета « Окружающий мир» заключается в формировании у детей 6–10 лет целостного представления о мире и месте человека в нем.

Цель курса:формирование представлений о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи:

  • систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

  • формирование элементарных представлений о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

  • знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

  • социализация ребенка;

  • развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

  • воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

  • формирование самостоятельной познавательной деятельности;

воспитание бережного отношения к природе и продуктам труда людей


  1. Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

В соответствии с Образовательной программой школы на освоение программы курса «Окружающий мир» в третьем классе выделено 68 часов в год (2 часа в неделю).


  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета


Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.

Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.

Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.

Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.

Ценность семьи какпервой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.

Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.

Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.

Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.

Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.

Ценность патриотизма -одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

Ценность человечества -осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.

  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

Данная программа обеспечивает достижение необходимых личностных, метапредметных, предметных результатов освоения курса, заложенных в ФГОС НОО.

Личностные результаты освоения курса «Окружающий мир».

У третьеклассников продолжится формирование:

  • положительного отношения и интереса к изучению природы и человека;

  • осознания своего продвижения в овладении знаниями и умениями;

  • способности к самооценке;

  • осознания себя как гражданина России, чувства гордости за свою родину;

  • знаний основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение;

  • понимания необходимости здорового образа жизни, соблюдение правил безопасного поведения;

  • чувства прекрасного на основе знакомства с природой и культурой родного края;

  • понимания значения семьи в жизни человека и необходимости взаимопомощи в семье.

  • устойчивого интереса к изучению природы, человека, истории страны;

  • способности оценивать трудность предлагаемого задания;

  • адекватной самооценки;

  • чувства ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе;

  • установки на здоровый образ жизни и ее реализация в своем поведении;

  • осознанных устойчивых эстетических предпочтений в мире природы;

  • основ экологической культуры;

  • осознанного положительного отношения к культурным ценностям.

Метапредметные результаты освоения курса «Окружающий мир».

Регулятивные результаты освоения курса «Окружающий мир».

Третьеклассники научатся:

  • принимать и сохранять цель познавательной деятельности;

  • планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • осуществлять пошаговый и итоговый контроль.

Третьеклассники получат возможность научиться:

  • самостоятельно планировать свои действия в соответствии с поставленной целью;

  • самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения задания и вносить коррективы.

Познавательные результаты освоения курса «Окружающий мир».

Третьеклассники научатся:

  • находить необходимую информацию в учебнике, справочной литературе;

  • понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы;

  • использовать готовые модели (глобус) для объяснения природных явлений;

  • осуществлять анализ (описание) объектов природы с выделением существенных и несущественных признаков;

  • проводить сравнение и классификацию объектов природы по заданным признакам;

  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе;

  • обобщать результаты наблюдений за погодой, неживой и живой природой, делать выводы;

  • выделять существенную информацию из учебных и научно-популярных текстов. Учащиеся получат возможность научиться:

  • осуществлять поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

  • сравнивать и классифицировать объекты природы, самостоятельно выбирая основания;

  • сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать и использовать при выполнении заданий;

  • устанавливать причинно-следственные связи изменений в природе, проводить аналогии;

  • собирать краеведческий материал, описывать его.

Коммуникативные результаты освоения курса «Окружающий мир».

Третьеклассники научатся:

  • сотрудничать с одноклассниками при выполнении заданий в паре;

  • строить монологические и диалогические высказывания;

  • обосновывать свою позицию, аргументировать выбор действий.

Третьеклассники получат возможность научиться:

  • распределять обязанности при работе в группе;

  • учитывать мнение партнера, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать свое решение.

Предметные результаты освоения программного материала.

Третьеклассники научатся:

  • находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;

  • различать наиболее распространенные растения;

  • различать наиболее распространенных животных;

  • проводить наблюдения и простые опыты, фиксировать их результаты;

  • устанавливать некоторые связи между организмами и средой их обитания;

  • приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;

  • выполнять правила личной гигиены;

  • оценивать свое поведение в природе;

  • выполнять правила поведения в природе;

  • находить на карте город, село, в котором они живут;

  • рассказывать о главных символах государства;

  • рассказывать о символах своего города;

  • рассказывать о главных достопримечательностях своего города;

  • рассказывать об основных правах и обязанностях ребенка.

Третьеклассники смогут научиться:

  • находить стороны горизонта по местным признакам;

  • моделировать несложные природные процессы;

  • объяснять некоторые взаимосвязи в живой и неживой природе;

  • выявлять признаки приспособленности организмов к среде обитания;

  • пользоваться различной справочной литературой;

  • получать информацию, используя тексты, таблицы, рисунки, схемы;

  • сравнивать и делать выводы.

Человек и природа

Учащиеся научатся:

  • проводить самостоятельно и под руководством учителя наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы, фиксировать результаты;

  • давать характеристику погоды по результатам наблюдений;

  • показывать на карте и глобусе границы России, некоторые города России;

  • приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;

  • приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни;

  • рассказывать о строении человеческого организма, физиологии основных органов;

  • устанавливать связи между объектами и явлениями природы;

  • рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг своей оси;

  • выполнять правила поведения в природе.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;

  • объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;

  • объяснять, что такое круговорот воды в природе, защитная окраска животных;

  • давать оценку влиянию деятельности человека на природу;

  • определять причины положительного и отрицательного воздействия хозяйственной деятельности человека на природу;

  • участвовать в мероприятиях по охране природы.


  1. Содержание учебного предмета

Основные содержательные линии курса «Окружающий мир»:

Человек и природа.

Человек и общество.

Правила безопасной жизни.

Сведения о каждой составляющей этих линий носят интегрированный характер и относятся к различным отраслям научных знаний. Так, сведения о природе включают элементы географии, геологии, метеорологии, почвоведения, биологии. Интеграция этих элементов создает условия для формирования у младших школьников представлений о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом.

Сведения о социальной составляющей окружающей действительности представлены в курсе элементами этики, эстетики, истории, психологии и других отраслей научного знания. Человек в данном курсе рассматривается как биосоциальное существо. В связи с этим сведения о человеке являются связующим звеном между знаниями о природе и знаниями о социальной действительности. У детей формируется первоначальное понятие о человеке как живом организме, выясняется его сходство с животными, а также различия между ними. Обращается внимание на такие отличительные особенности человека, как логическое мышление, членораздельная речь, сознательный труд с использованием орудий труда. Отмечаются важнейшие условия полноценного развития человека: общение с окружающим миром и его познание.

Принципы:

  • дидактические принципы: научности, доступности, систематичности, последовательности;

  • целостности, который достигается за счёт интеграции знаний. В основу интеграции знаний по курсу «Окружающий мир» положено диалектическое единство системы «природа — человек — общество». Интеграция этих элементов создаёт условия для формирования у младших школьников представления о природе как едином целом, в котором все компоненты взаимодействуют друг с другом;

  • развития, которыйпредполагает стимулирование эмоционального, духовно-нравственного и интеллектуально развития ребёнка и реализуется за счёт создания условий для проявления самостоятельности, инициативности, творчества детей в различной деятельности;

  • гуманитаризации, которыйреализуется через расширение социальной составляющей содержания курса, осознание школьниками необходимости здорового образа жизни и безопасности жизнедеятельности;

  • культуросообразности, которыйпредполагает: включение материала о достижениях культуры; воспитание у учащихся уважения к истории родной страны и бережного отношения к объектам культуры; осознание детьми непреходящей ценности культурного наследия и необходимости его охраны;

  • спиралевидности, которыйрассматривается как ряд этапов (витков спирали). К вопросам, изученным на предыдущих этапах, учащиеся неоднократно возвращаются на последующих этапах, но на более высоком уровне;

  • вариативности, которыйпредусматривает реализацию дифференциации, обеспечивающей индивидуальный подход к каждому ученику и реализуется через выделение инвариантного минимума содержания образования и вариативной части. Инвариантная часть содержит новый материал и задания для его первичного закрепления и обеспечивает реализацию обязательного минимума содержания начального общего образования и требований к уровню подготовки обучающихся. Вариативная часть включает материал на расширение знаний по теме, задания для дополнительного закрепления, формирования различных умений, применения полученных знаний в нестандартной ситуации, а также предусматривает организацию проектной деятельности младших школьников. Проекты ориентируют детей на расширение знаний, выходящих за рамки содержания учебника;

  • специфические принципы: краеведческий, сезонный и экологический.

Основным методом организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является наблюдение. В процессе изучения курса используются словесные методы (беседа), экспериментирование, опыты.

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса курса «Окружающий мир» является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.

Основными методами и формами контроля могут быть: индивидуальные, фронтальные и групповые оценивания, тесты и проверочные контрольные работы.


3 класс

Природа вокруг нас – 8ч.

Окружающая человека среда. Экология — наука о взаимодействии человека и всех других живых существ с окружающей средой.

Горизонт, стороны горизонта. Ориентирование по Солнцу, компасу и местным признакам.

Разнообразие явлений природы, физические и химические явления.

Тела и вещества, их свойства. Первые представления о строении вещества.

Вода, воздух, горные породы и почва – 16 ч.

Три состояния воды. Свойства воды в жидком состоянии: текучесть, прозрачность, цвет, запах, вкус, теплопроводность, способность растворять другие вещества.

Свойства снега и льда. Свойства воды в газообразном состоянии.

Вода в природе: родники, водоемы (озеро, река, море, океан — естественные водоемы; пруд, водохранилище — искусственные водоемы). Облака, роса, туман, иней, изморозь. Круговорот воды в природе.

Значение воды в жизни человека. Энергия падающей воды. Необходимость рационального использования воды, охрана воды от загрязнения.

Воздух — необходимое условие жизни. Состав воздуха: азот, кислород, углекислый газ. Примеси в воздухе.

Свойства воздуха: занимает место, не имеет цвета и запаха, плохо проводит тепло, сжимаем и упруг, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается.

Ветер. Использование энергии ветра человеком.

Загрязнение воздуха дымом, пылью, другими газами. Необходимость охраны воздуха от загрязнения.

Горные породы, их разнообразие: твердые, жидкие, газообразные.

Горные породы как полезные ископаемые. Некоторые доступные для наблюдения свойства полезных ископаемых: песка, глины, гранита, известняка. Использование важнейших полезных ископаемых человеком. Добыча и охрана полезных ископаемых.

Почва и ее состав: перегной, песок, глина, вода, воздух. Главное отличие почвы от горной породы — плодородие. Как образуется почва. Значение и охрана почвы.

О царствах живой природы – 16 ч.

Четыре царства живой природы — растения, животные, грибы, бактерии.

Отличие живых существ от тел неживой природы. Основные среды обитания живых существ: наземно-воздушная, водная, почвенная; другие живые существа.

Первые представления о растении как организме.

Органы растения: корень, побег, цветок и плод, их значение в жизни растения. Вещества, из которых состоит растение.

Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые.

Как человек научился выращивать растения. Предки культурных растений.

Питание и дыхание растений. Испарение воды листьями растений. Размножение растений. Расселение плодов и семян. Развитие растений из семени.

Значение растений в природе и жизни человека. Влияние деятельности человека на мир растений. Редкие и исчезающие растения своей местности. Охрана растений.

Первые представления об организме животного. Отличие животных от растений.

Разнообразие животных: черви, ракообразные, паукообразные, насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, млекопитающие.

Как человек приручил животных. Наши домашние животные и их предки.

Как животные воспринимают окружающий мир. Передвижение, дыхание, питание, размножение и развитие животных.

Значение животных в природе и жизни человека. Необходимость бережного отношения к животным. Меры по охране животных.

Грибы, особенности их строения и разнообразие. Значение грибов в природе и жизни человека.

Бактерии, их значение в природе и жизни человека.

Человек – 10 ч.

Человек — часть живой природы. Общее представление об организме человека. Отличие человека от животных. Окружающая среда и здоровье человека.

Кожа. Гигиена кожи. Первая помощь при ранениях, ушибах, ожогах, обморожении.

Опорно-двигательная система. Скелет, его значение для организма. Осанка и здоровье. Как сохранить правильную осанку. Мышцы. Работа мышц. Значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

Кровеносная система, ее значение. Необходимость укрепления органов кровообращения.

Дыхательная система. Гигиена дыхания. Предупреждение простудных заболеваний.

Пищеварительная система, ее значение. Гигиена питания. Зубы и уход за ними.

Выделение. Значение удаления из организма ненужных и вредных продуктов жизнедеятельности.

Органы чувств, их значение и гигиена.

Нервная система, ее значение в организме человека. Гигиена нервной системы. Эмоции и темперамент.

Человек в обществе – 18 ч.

Народы, живущие на территории России. Национальные обычаи, традиции.

Города России. История возникновения. Имя города, символы города. История города в памятниках и достопримечательностях.

Москва — столица России. Герб Москвы. Москва в исторических памятниках.

Государственные символы России. История происхождения герба, флага, гимна. Государственные награды.

Основной закон страны. Конституция. Права и обязанности ребенка. Как устроено наше государство. Органы власти.

Экскурсии: ориентирование на местности, знакомство с разнообразием неживой и живой природы в окрестностях школы, изучение влияния деятельности человека на природу.








  1. Контроль предметных результатов.


Содержание теоретической и практической части программы по учебному предмету «Окружающий мир»


Раздел

По программе

Факти

чески

Практические работы

Экскурсии

Тесты

Словарные диктанты

Проверочные работы

Комплексные

работы

Опыты

1

Раздел 1. Природа вокруг нас.

8 ч

8 ч

1

3

1



1


2

Раздел 2. Вода, воздух, горные породы и почва.

16 ч

16 ч

3



1

2


1

3

Раздел 3. О царствах живой природы.

16 ч

16 ч

1


1

1



2

4

Раздел 4. Человек.

10 ч

10 ч

3


1

1




5

Раздел 5. Человек в обществе.

18 ч

19+2календч


1

1

1


1


ИТОГО

68

71

8

4

4

4

2

2

3





По программе

Практические работы

Экскурсии

Тесты

Словарные диктанты

Проверочные работы

Комплексные

работы

Опыты

-

4

-

-

-

-

3

I четверть

3

3

1

1

1

1

1

II четверть

2



1

1


2

III четверть

3


2

1




IV четверть


1

1

1


1


По плану

8

4

4

4

2

2

3






  1. КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

ур

Кол-во час

Тема урока

Элементы содержания

Требования к уровню

подготовки учащихся

Элементы доп содержания

Вид
контроля

Словарная работа

Дата

По факту

предметные

УУД

Раздел 1. ПРИРОДА ВОКРУГ НАС – 8 ч

1

1

Часть 1

Что нас окружает

С. 3-9

УОСЗ

Показать взаимосвязи между человеком и окружающей его средой (как природной, так и социальной её составляющих). Дать первое представление о науке «экология» и раскрыть важность охраны природы

Знать понятие «окружающая среда человека»; что изучает экология.

Уметь приводить примеры предметов, которые изготавливают из глины, дерева, льна, пшеницы; объяснять выражение «в природе все взаимосвязано»; рассказывать, как изменения в окружающей среде влияют на жизнь растений, животных и человека.

Знать разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы

Уметь различать и характеризовать объекты живой и неживой природы, отличать их от изделий.

Знать особенности влияния деятельности человека на природу

Уметь применять правила поведения человека в природе, сохранять природные богатства.

Знать, что пространство, которое мы видим вокруг себя, называют горизонтом; четыре основные стороны горизонта и промежуточные стороны горизонта.

Уметь определять закрытую местность и открытую; определять, местность перед зданием школы; называть основные и промежуточные стороны горизонта; находить стороны горизонта по компасу и местным признакам.

Знать понятие «явления природы».

Уметь называть явления природы, определять время года, свойственное для каждого природного явления; рассказывать, какие явления природы вы наблюдали во время летних каникул; приводить примеры физических и химических явлений.

Иметь представление о физических и химических явлениях.

Знать, что называют телом природы, а что изделием; что такое вещество.

Иметь представление о том, что каждое тело занимает место; твердые тела сохраняют свою форму; жидкости не сохраняют свою форму; что все жидкости и твердые тела при нагревании расширяются, а при охлаждении сжимаются; о строении вещества.


Регулятивные: Учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы.

Осуществлять наблюдения, выделять и различать явления природы

Познавательные: Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах(схема, иллюстрация, текст, таблица). Личностные: Формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями.

Чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе.

Адекватная самооценка. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Предметные:

Приводить примеры тел и веществ, проводить под руководством учителя простейшие опыты и определять свойства (признаки) тел и веществ


Устойчивый интерес к изучению природы, человека, истории страны. Осознанные устойчивые эстетические предпочтения в мире природы.


Способность к самооценке. Понимание, объяснение и применение основных правил поведения в природе и обществе, ориентация на их выполнение.

Регулятивные: Учиться определять цель своей деятельности, выделять в ней этапы работы.


Познавательные: Добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах(схема, иллюстрация, текст, таблица).


Личностные: Формирование ориентации на познание нового, овладение новыми умениями и компетенциями.


Положительное отношение и интерес к изучению природы и человека.


Презентация


Фронтальный опрос

Окружающая среда

02.09


2

2

Экскурсия

«Знакомство с разнообразием живой и неживой природы в окрестностях школы» КУ

Показать разнообразие неживой и живой природы в окрестностях школы.

Продолжить развивать умение наблюдать и фиксировать результаты наблюдений. Продолжить учить работать индивидуально и в группах


Презентация


Экскурсия Задания по группам


04.09


3

3

Экскурсия

«Изучение влияния деятельности человека на природу» КУ

Показать примеры положительного и отрицательного влияния человека на природу. Воспитывать основы экологической культуры


Презентация




09.09


4

4

Что такое горизонт. Ориентирование по Солнцу..

Практическая работа: «Ориентирование по Солнцу»

УИПЗЗ

Сформировать представления о горизонте, основных и промежуточных сторонах горизонта. Обучить приёмам определения сторон горизонта по полуденной тени от Солнца.


Презентация


П/Р

горизонт

11.09


5

5

Ориентирование по компасу и местным признакам


УИПЗЗ

Учить детей находить стороны горизонта по Солнцу, компасу и местным признакам


Презентация


Фронтальный опрос

компас

16.09


6

6

Экскурсия

«Ориентирование на местности»

КУ

Показать на местности горизонт, линию горизонта. Учить работать с компасом (индивидуально и в группах)

Научиться определять стороны горизонта по Солнцу; сравнивать таяние с южной и с северной сторон домов; рассказывать, как можно ориентироваться по местным признакам

Презентация


Экскурсия Дидактическая игра


18.09


7

7

Явления природы


Комплексная работа «Зверек»

УИПЗЗ

Сформировать у учащихся научные представления о явлениях природы. Развивать наблюдательность, учить воспринимать красоту окружающего мира; развивать творческие способности.


Презентация


Комплексная работа

явления,

природа

23.09


8

8

Свойства тел и веществ

С. 18-23

КУ

Тест «Свойства тел и веществ»


Сформировать представления о свойствах тел и веществ. Развивать умение выделять существенные и несущественные признаки. Сравнивать и классифицировать предметы по различным признакам


Презентация


Тест

вещество


жидкость

25.09


Вода, воздух, горные породы и почва - 16 ч.

9

1

Свойства воды в жидком состоянииС. 24-27

Практическая работа: «Свойства воды»

УИПЗЗ

Показать, как опытным путём можно установить некоторые свойства чистой жидкой воды: бесцветность, прозрачность, отсутствие запаха, плохую теплопроводность. Познакомить с некоторыми примерами использования знаний о свойствах воды на практике


Знать, что вода – самое распространенное в природе вещество; три состояния воды (жидкое, твердое, газообразное).

Уметь приводить примеры воды в трех состояниях; определять свойства воды в жидком состоянии; заполнять схему «Свойства воды»; доказывать, что вода текуча и принимает форму того сосуда, в который ее наливают; называть свойства воды

Знать, что вода с растворенными в ней веществами называется раствором.

Уметь приводить примеры веществ, которые хорошо растворяются в воде, и веществ, которые почти не растворяются; называть свойство растворов, которое позволяет легко отличить их от других жидкостей; находить ошибки в обобщающих таблицах; рассказывать, как очистить грязную воду; проводить опыты

Знать: что снег и лед – это вода в твердом состоянии.

Уметь: сравнивать лед и другие вещества по цвету; устанавливать свойства льда; объяснять, почему во время ледохода лед плавает по поверхности воды, а не тонет; проводить опыты; называть свойства пара, которые делают его невидимым; выделять существенные признаки снега, льда, пара; пользоваться справочной литературой; устанавливать с помощью опытов, при какой температуре вода замерзает, при какой температуре снег и лед тают.

Знать: как образуются родники.

Уметь: доказывать, что глина не пропускает воду; рассказывать, какая вода называется минеральной; описывать родник родного края; придумывать плакат на тему «охраняйте родники»; отделять соль от речного песка.

Знать, как образуются облака; виды облаков (перистые, кучевые, слоистые); роса – это капли воды на поверхности почвы и растений; туман – скопление в воздухе над поверхностью земли мельчайших капелек воды.

Уметь объяснять, почему из облаков летом выпадают дожди, а зимой – снег; указывать, на какой высоте образуются слоистые, кучевые и перистые облака; рассуждать на вопрос: «Почему дождь хорошо, а почему плохо?»; проводить наблюдения за небом; объяснять, как возникают такие явления природы, как роса, туман, изморозь; находить сходство и различие между туманом и облаками; составлять небольшие рассказы на темы: «Роса», «Туман», «Изморозь»

Знать, как происходит круговорот воды в природе, как люди используют воду.Иметь представление об энергии падающей воды; как получают электричество, используя силу воды.

Предметные: Приводить примеры твердых, жидких и газообразных веществ.

Называть три состояния воды; рассказывать об условиях перехода воды из одного состояния в другое.

Приводить примеры естественных и искусственных водоемов; называть части водоемов; рассказывать об использовании и охране водоемов.

Характеризовать круговорот воды в природе, применяя ранее полученные знания. Характеризовать значение воздуха для жизни.

Предметные: Приводить примеры использования свойств воды, воздуха и горных пород в деятельности людей; примеры получения энергии в результате движения воды и ветра. Доказывать необходимость охраны воздуха.

Характеризовать свойства песка, глины, известняка. Описывать применение изученных полезных ископаемых в хозяйственной деятельности человека. Характеризовать положительное и отрицательное воздействие человека на природу при добыче и использовании полезных ископаемых.

Объяснять отличие горных пород от почвы; характеризовать процесс образования почвы, значение почвы и необходимость ее охраны. Регулятивные :принятие и понимание учебной задачи урока. Выявлять причину ошибки и корректировать свои действия. Познавательные: обучение чтению учебных текстов, их полноценному пониманию и интегрированию информации в имеющийся запас знаний. Коммуникативные: готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Личностные: формирование понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремление к преодолению разрыва между ними.

презентация



П/Р

свойство

30.09


10

2

Вода – растворитель

Опыт растворение веществ УОСЗ


Опытным путём установить свойства воды растворять вещества. Ознакомить с растворимыми и нерастворимыми в воде веществами. Развивать у школьников умения наблюдать, делать выводы, получать информацию из различных источников (например, таблиц)

Презентация


Опыт

растворитель

02.10


11

3

Свойства льда, снега и пара

Практическая работа: «Свойства снега, льда, пара»

УИПЗЗ


Познакомить школьников со свойствами воды в твёрдом и газообразном состояниях. Сформировать представление о переходе вещества из одного состояния в другое. Учить школьников сравнивать, обобщать, делать выводы



Практическая работа


С. 30-33


07.10


12

4

Родники.

УИПЗЗ

Познакомить школьников с процессом образования родников. Учить пользоваться схемами и рисунками для получения нужной информации. Развивать творческие способности, умение сотрудничать.

презентация



С. 34-35


Работа в парах

водоем, родник

09.10


13

5

Водные объекты (река, озеро, море, пруд, водохранилище

УИПЗЗ



14.10


14

6

Облака, роса, туман, иней, изморозь

УОСЗ

Дать знания о состоянии воды в природе (облака, роса, туман, иней, изморозь). Раскрыть научную сторону этих явлений. Закрепить ранее полученные знания о переходе воды из одного состояния в другое в новой учебной ситуации

презентация


С. 38-41



облако

16.10


15

7

Круговорот воды в природе

УИПЗЗ

Познакомить учеников с круговоротом воды на основе ранее изученного свойства воды переходить из одного состояния в другое. Повторить и закрепить содержание пройденного материала по темам «Три состояния воды» и «Вода в природе». Сформировать представление о воде как необходимом условии жизни. Подвести к пониманию изменений, возникающих в природе в процессе использования воды. Воспитывать у детей потребность бережного отношения к природным ресурсам

презентация С. 41-42



21.10


16

8

Использование и охрана воды

УКЗУН

Проверочная работа «Природа вокруг нас»

С. 43-46


Проверочная работа

охрана

23.10


17

9

Значение воздуха для жизни. Состав воздуха. Словарный диктант

УИПЗЗ


Сформировать представления о том, что такое воздушная среда и каково её значение для жизни. Познакомить детей опытным путём с некоторыми свойствами воздуха: прозрачностью, отсутствием цвета и запаха, а также свойствами плохо проводить тепло и при нагревании расширяться, а при охлаждении сжиматься

С. 47-50

Сл д

атмосфера

28.10


18

10

Свойства воздуха

УИПЗЗ

презентация

С. 51-53




30.10


II четверть – 14 ч

19

11

Ветер


УИПЗЗ

Сформировать научное представление о процессе образования ветра в природе на основе знакомства со свойством воздуха расширяться при нагревании и сжиматься при охлаждении


Знать, почему воздух необходимо охранять от загрязнений.

Уметь рассказывать, как сберечь чистоту воздуха; объяснять, почему растения называют «легкими» города

Знать понятия «горные породы».

Уметь рассказывать, как залегают слои горных пород; объяснять, почему стекло, дерево, сахар нельзя назвать горными породами;

Знать, как используют песок, глину, известняк, гранит.

Уметь рассказывать о свойствах песка и глины; выполнять практические работы;

Знать: как используют различные полезные ископаемые; приводить примеры; называть горючие полезные ископаемые; пользоваться справочной литературой; рассказывать, как добывают и используют полезные ископаемые; сравнивать шахту и карьер

Знать, что почва – это верхний плодородный слой земли, на котором растут растения; что такое перегной; как повышают плодородие почвы; как охраняют почву.

Уметь рассказывать, как образуется почва; сравнивать почву и горную породу; рассказывать, от чего зависит плодородие почвы; доказывать, что в почве есть воздух, вода, песок и глина; проводить опыты

Регулятивные: работать по предложенному плану, использовать необходимые средства(учебник, простейшие приборы, инструменты). Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, отнесения к известным понятиям. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою. Личностные: формирование адекватной самооценки, оценки своих достижений, проявление личной заинтересованности в приобретении расширении знаний и способов действий.


С. 54-55


Фронтальный опрос

ветер

11.11


20

12

Охрана воздуха


УОСЗ

Дать элементарные представления о загрязнении воздуха. Подвести к пониманию необходимости охраны воздуха

С. 56-57


Фронтальный опрос


13.11


21

13

Практическая работа

Горные породы.

УИПЗЗ

Сформировать у школьников представления о характерных особенностях горных пород, их разнообразии и распространённости в природе,

презентация

С. 58-59



П/Р

полезные ископаемые

18.11


22

14

Полезные ископаемые (песок, глина, гранит, известняк) С. 60-63

УИПЗЗ

Установить связь деятельности человека с природой и свойствами ее объектов. Подчеркнуть эстетический аспект этого взаимодействия.

презентация

Фронтальный опрос


20.11


23

15

Использование, добыча и охрана полезных ископаемых

С. 63-67

УОСЗ

Познакомить учащихся со способами добычи полезных ископаемых; показать необходимость бережного и экономного использования полезных ископаемых.



П/Р

почва

25.11


24

16

Почва С.68-73

Проверочная работа «Вода, воздух, горные породы и почва»

УИПЗЗ

Сформировать у младших школьников представления о почве как о верхнем плодородном слое земли, о её составе и необходимости охраны от разрушения и загрязнения

презентация




Проверочная работа



27.11


О ЦАРСТВАХ ЖИВОЙ ПРИРОДЫ – 16 ч

25

1

Четыре царства живой природы

С. 76-79

УИПЗЗ

Познакомить учащихся с царствами живой природы и науками, которые их изучают. Показать отличие живых существ от тел неживой природы. Сформировать представление о среде обитания живых существ, познакомить с четырьмя средами обитания

Знать царства живой природы (растения, животные, грибы, бактерии); чем живые существа отличаются от тел неживой природы; какие среды обитания населяют живые существа.

Уметь сравнивать условия жизни в разных средах; приводить примеры сходств и различий между растениями, животными, грибами и бактериями; приводить примеры живых существ, обитающих в разных средах.

Предметные: Объяснять различие объектов живой и неживой природы.

Называть царства живой природы.

Различать органы цветкового растения. Сравнивать внешний вид и характеризовать особенности групп растений. Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения, характеризовать их роль в жизни человека.

Доказывать опытным путем некоторые жизненные процессы растений и условия их жизни. Характеризовать размножение и развитие цветковых растений.

Доказывать необходимость мероприятий по охране природы.

Сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц и млекопитающих. Сравнивать способы движения, питания, размножения и развития, обмена информации, характерные для животных. Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека.

.Извлекать информацию из рисунка-схемы.

Фиксировать результаты наблюдений за растениями и животными, делать выводы.

Моделировать развитие растений и животных.

Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию о растениях и животных своей местности, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

Регулятивные: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии. Познавательные: выделять существенные и несущественные свойства предмета. Коммуникативные: формулировать вопросы и ответы при работе в парах и группах, приводить доказательства верности или неверности выполненного действия. Личностные: овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.


презентация



Фронтальный опрос

растения, животные, бактерии

02.12


26

2

Практическая работа:

«Строение растений»

С.80-84

УОСЗ

Познакомить учащихся с органами растений и их разнообразием. Показать значение органов в жизни растений. Учить детей сравнивать и выявлять существенные признаки

Знать строение растений (корень, побег, стебель, цветок, плод с семенами).

Иметь представление о строении цветка (лепестки, пестик, тычинка, чашелистик); о листовой почке и цветочной почке.


презентация



П/Р

корень, побег, стебель, цветок,

04.12


27

3

Разнообразие растений. С. 85-86

УИПЗЗ

Познакомить учащихся с основными группами растений: водорослями, мхами, папоротниками, хвойными и цветковыми. Выявить отличительные признаки групп растений, объяснять названия некоторых растений

Уметь описывать по плану любое цветущее комнатное растение; определять; сравнивать корни, стебли, листья различных растений; называть главное сходство плодов; доказывать, что растение – живое существо; указывать, какое значение имеют для растения его органы


презентация



Фронтальный опрос

водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения

09.12


28

4

Дикорастущие и культурные растения.

С. 87-88

УИПЗЗ

Развивать знания учащихся о культурных растениях и их значении в жизни человека. Познакомить учащихся с предками некоторых культурных растений.

объяснять, почему растения, выращиваемые человеком, стали урожайнее, чем их дикорастущие предки

Знать о разнообразии растений

Уметь сравнивать водоросли и остальные группы растений; рассказывать, чем размножаются мхи и папоротники; называть отличия цветковых растений от хвойных;


презентация



Работа в парах


11.12


29

5

Жизнь растений

С. 89-92

УОСЗ


С помощью опытов показать, как питается растение. Сформировать представление о дыхании растений. Показать значение испарения воды листьями растенийопределять, какое свойство воды особенно важно для растений; объяснять, какое значение имеет сахар и крахмал, которые образуются в листьях; объяснять, зачем люди рыхлят почву.

Знать дикорастущие и культурные растения.

Уметь сравнивать культурные и дикорастущие растения; рассказывать, как люди научились выращивать растения;

Знать, что растение – это живое существо, организм.

Уметь доказывать, что растения поглощают воду из почвы; рассказывать, что растения получают вместе с водой;

презентация



Фронтальный опрос


16.12


30

6

Размножение и развитие растений

С. 93-94

Развитие растений из семени.

С. 95-96

УИПЗЗ

Сформировать у учащихся представление об опылении растений, показать его значение в жизни растения. Развивать представление о способах расселения плодов и семян растений, показать значение расселения плодов и семян


Знать, что такое опыление; как опыляются цветки растений; какое значение имеет опыление в жизни растений.

Уметь определять, от каких растений данные семена; рассказывать, как растения распространяют свои семена; объяснять названия растений; объяснять, почему первым из семени вырастает корень;

презентация




Фронтальный опрос

опыление

18.12


31

7

Охрана растений

УОСЗ

С. 97-98

Словарный диктант

Развивать знания детей о значении растений в природе и жизни человека. Показать влияние человека на мир растений, убедить детей в необходимости бережного отношения к растениям. Познакомить учащихся с редкими растениями своей местности и мерами охраны растений

Знать, почему растения нуждаются в бережном отношении; как хозяйственная деятельность человека повлияла на растения.

Уметь объяснять выражение «бережное отношение к растениям»; рассказывать, почему сократилось количество дикорастущих растений с красивыми цветками; приводить примеры редких растений, растений Красной книги; рассказывать, как охраняют растения в нашей стране.


Фронтальный опрос

С/Д


23.12


32

8

Строение животных

С. 99-100

УИПЗЗ

Познакомить учащихся с особенностями строения животных, показать значение органов животных в их жизни. Выявить сходства и различия между растениями и животными развивать знания детей об основных группах животных: насекомых,

Знать, из каких веществ состоит организм животного.

дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.

презентация



Фронтальный опрос

черви, ракообразные; паукообразные

25.12


33

9

Разнообразие животных

С. 101-105

УОСЗ

Развивать знания детей о домашних животных и их значении в жизни человека. Познакомить учащихся с предками основных домашних животных.

Знать понятия «домашние» и «дикие» животные.
Уметь
приводить примеры диких и домашних животных; отгадывать загадки про домашних животных; объяснять, почему человек стал приручать животных, почему домашние животные дают больше молока, мяса, яиц, чем их дикие предки.

Уметь называть органы чувств животных; рассказывать, какое они имеют значение в жизни животных; объяснять, какие органы чувств лучше всего развиты у насекомых, рыб, птиц; рассматривать рисунки с изображением млекопитающих; определять, какие органы чувств развиты лучше у млекопитающих

Уметь наблюдать за передвижением животных; рассматривать рисунки с изображением млекопитающих и определять, как они передвигаются; объяснять, почему тюленей и моржей называют ластоногими; определять, от чего зависит способ передвижения животного

Уметь наблюдать за питанием животных; называть, на какие группы делят животных в зависимости от того, чем они питаются; приводить примеры растительноядных, насекомоядных и хищных животных; по внешнему виду определять хищника

Знать, что животные, как и все другие живые существа, размножаются.

Уметь определять сходство и различия в размножении насекомых и птиц; рассказывать о развитии насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;

Уметь объяснять, почему нужно бережно относиться ко всем животным, а не только к редким; приводить примеры животных, которые занесены в Красную книгу

Иметь представления о грибах и бактериях; о том, какое значение имеют бактерии в природе.

Уметь называть грибы; объяснять, чем полезны ядовитые грибы; рассказывать, почему грибы получили такие названия; сравнивать шляпочные и плесневые грибы


Предметные: Доказывать, что человек — часть живой природы. Объяснятьсходства и различия между человеком и животными.

Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Характеризовать строение и основные функции систем органов человека. Выполнять правила гигиены систем органов, планировать меры по укреплению своего здоровья.

Проводить наблюдения и самонаблюдения за процессами жизнедеятельности; фиксировать и сравнивать результаты, делать выводы.

Проводить наблюдения и самонаблюдения за эмоциональным состоянием.

Регулятивные: решение учебных задач, осуществление контроля своих действий. Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах(схема, иллюстрация, текст, таблица). Коммуникативные: готовность конструктивно разрешить конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Личностные: формирование понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремление к преодолению разрыва между ними.


С/Р


30.12


III четверть - 20 ч.






34

10

Домашние и дикие животные

С. 106-108

УОСЗ

презентация

Фронтальный опрос


13.01


35

11

Как животные воспринимают мир

С. 109-111

УИПЗЗ

Познакомить учащихся с органами чувств животных, показать их значение в жизни животного. Сформировать представление о связи внешнего вида животного со степенью (уровнем) развития органов чувств.


Работа в парах

млекопитающие

15.01


36

12

Передвижение и дыхание животных

С. 112-115

УИПЗЗ

Развивать знания детей об особенностях передвижения животных разных групп. Показать приспособленность животных к разным способам передвижения. Показать связь способа передвижения животного со средой обитания. Познакомить с органами дыхания животных разных групп.

презентация



Фронтальный опрос


20.01


37

13

Питание животных

С. 116-119

УОСЗ

Познакомить учащихся с особенностями питания животных разных групп. Показать приспособленность животных для добывания и поедания пищи.

презентация



Фронтальный опрос

хищник

22.01


38

14

Размножение и развитие животных

С. 120-123УИПЗЗ

Познакомить учащихся с особенностями размножения животных разных групп. Сформировать представление о последовательности развития животных разных групп. Показать влияние деятельности человека на животных. Воспитывать бережное отношение к животным. Расширить знания детей о редких животных и мерах по их охране


Работа в парах


27.01


39

15

Охрана животных

С. 124-125

УОСЗ

презентация



П/Р

потомство

29.01


40

16

Грибы и бактерии

С.126-131

УИПЗЗ

Тест «Живая природа»

Познакомить детей со строением шляпочных грибов. Познакомить с разнообразием грибов: шляпочные, плесневые, дрожжи, трутовики; показать их значение в природе и жизни человека. Показать значение бактерий в природе и жизни человека.

презентация




тест

бактерии

03.02


Человек 10 ч.

41

1

Часть 2

Человек – часть живой природы

С.3-10

УИПЗЗ

Познакомить учащихся с особенностями строения тела человека. Дать общие сведения об органах человека и их значении для организма. Выявить сходства и различия между человеком и животными. Показать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды.

Знать, что такое система органов; науки – анатомию, физиологию, гигиену; чем опасен шум для здоровья.

Уметь называть системы органов человека; сравнивать человека с другими организмами; объяснять выражение «организм – единое целое»;

Знать, что наше тело покрыто кожей; свойства и значение кожи; правила гигиены.

Уметь выполнять правила ухода за кожей; рассказывать.

Знать части скелета (позвоночник, череп, грудная клетка); понятия «осанка».

Уметь рассказывать о значении скелета для организма человека;

Знать, какое значение в жизни человека имеют мышцы; как изменяются мышцы при сокращении и расслаблении.

Уметь рассказывать о работе мышц; укреплять мышцы,

Знать органы кровеносной системы; что такое пульс; как укрепить сердце; какие необходимые вещества доставляет кровь ко всем органам тела.


Знать органы дыхательной системы

(носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие); почему нужно дышать носом, а не ртом; как беречь органы дыхания.

Знать органы пищеварительной системы (ротовая полость, желудок, пищевод, кишечник, печень, поджелудочная железа); правила ухода за зубами; виды зубов (резцы, клыки, коренные зубы).

Знать органы чувств; правила гигиены зрения, слуха.

Уметь объяснять, какое значение для человека имеют органы чувств; выполнять правила гигиены, чтобы сохранить хорошее зрение, слух, обоняние и вкус

Знать строение нервной системы

(спинной и головной мозг, нервы); правила гигиены.

Уметь обобщать знания о том, какую работу выполняет головной мозг; уточнять значение спинного мозга и нервов; выполнять правила охраны

нервной системы; рассказывать, какой вред нервной системе наносят вредные привычки

Знать понятие «эмоции».

Уметь управлять своими эмоциями; приводить примеры положительных и отрицательных эмоций;

Предметные: Доказывать, что человек — часть живой природы. Объяснятьсходства и различия между человеком и животными.

Характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды. Характеризовать строение и основные функции систем органов человека.

Извлекать из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) необходимую информацию об особенностях строения и жизнедеятельности организма человека, готовить доклады и обсуждать полученные сведения

Выбирать форму участия в проектной деятельности, самостоятельно распределять роли при участии в групповой проектной деятельности и планировать свое участие. Регулятивные: решение учебных задач, осуществление контроля своих действий. Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах(схема, иллюстрация, текст, таблица). Коммуникативные: готовность конструктивно разрешить конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества. Личностные: формирование понимания границ того, «что я знаю», и того, «что я не знаю», и стремление к преодолению разрыва между ними.


презентация



Фронтальный опрос

организм

05,02


42

2

Кожа – первая «одежда»

С.11-15

УИПЗЗ

Познакомить детей со свойствами кожи. Показать значение кожи для организма. Убедить в необходимости ухода за кожей.

презентация





10,02


43

3

Скелет.

С.15-18

УИПЗЗ

Сформировать у учащихся общее представление о скелете человека и его значении для организма. Показать значение правильной осанки, познакомить с правилами её формирования.

презентация




скелет

12,02


44

4

Практическая работа

Мышцы

С.19-21

УИПЗЗ

Познакомить детей с работой мышц. Убедить в необходимости укрепления мышц. Показать значение физической культуры и труда для укрепления мышц.

презентация



П/Р

мышцы

17,02


45

5

Кровеносная система

С. 22-25

УИПЗЗ

Познакомить детей со строением и работой кровеносной системы. Показать необходимость укрепления сердца и сосудов. Сформировать представление о составе и значении крови в организме.

презентация



П/Р

сосуды

19,02


46

6

Практическая работа

Дыхание

С.26-30

УИПЗЗ

Познакомить детей с органами дыхания человека и их работой. Показать важность выполнения правил гигиены органов дыхания.

Презентация


П/Р

носовая полость, гортань, трахея, бронхи, легкие

24,02


47

7

Питание и выделение

УИПЗЗ

С.30-35



Словарный диктант

Расширить знания детей о пище и значении её разнообразия. Познакомить со строением и работой пищеварительной системы. Сформировать представление о строении и значении зубов, познакомить с правилами ухода за ними. Показать значение выделения из организма вредных и ненужных веществ.


Словарный диктант

ротовая полость, желудок, пищевод, кишечник, печень, поджелудочная железа

26.02


48

8

Практическая работа

Органы чувств

С.35-37

УОСЗ

Расширить представления детей об органах чувств, познакомить с правилами их гигиены. Развивать внимательность и наблюдательность учащихся.

презентация



П/Р

гигиена

03,03


49

9

Нервная система.

С.38-40


УИПЗЗ

Сформировать у учащихся представление о нервной системе человека, показать её значение для организма. Познакомить детей с правилами гигиены нервной системы и убедить в необходимости их выполнения.

презентация



Фронтальный опрос


05,03


50

10

Эмоции и темперамент

С.41-45

Тест «Познай себя»

УИПЗЗ



Познакомить учащихся с положительными и отрицательными эмоциями, показать их влияние на человека. Сформировать первоначальное представление о темпераменте и его типах.

Иметь представление о том, что такое темперамент; о типах темперамента (сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик).



тест






Эмоции, темперамент

10.03


Человек в обществе - 18 ч.

51

1

Народы нашей страны

С.48-52

УИПЗЗ

Познакомить учащихся с народами, населяющими нашу страну. Сформировать представление о многонациональном характере населения России.

Знать, в какой республике, области или крае ты живешь; какие народы живут на этой территории; какой город является столицей вашего края.

Уметь работать с картой; рассказывать о традициях народов; обобщать сведения о народном костюме; анализировать содержание народных песен, народных танцев;


Регулятивные: корректирование своих действий на основе учета характера ошибок. Познавательные: выбирать наиболее рациональный способ решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий

презентация



Фронтальный опрос

нация

12.03


52

2

Традиции народов нашей страны

С.53-56

УИПЗЗ

Познакомить с традициями и обычаями народов нашей страны.


презентация




Фронтальный опрос

традиция

17.03


IV четверть - 16 ч.

53

3

Путешествие по ленте времени

С.57-60

УОСЗ

Сформировать представление о науке истории, которая изучает прошлое человеческого общества. Познакомить с понятием «Историческое время»

Знать понятия «кремль», «собор», «посад», «торг»; чем отличается город от села.

Уметь определять по ленте времени, какой город старше всех; рассказывать по рисункам, что продается в торговых

рядах; объяснять, почему деревянные стены города стали заменять каменными, как река помогала защищать город



Знать, какие реки защищали Московский Кремль; какие здания находятся на территории современного Кремля;

Уметь называть башни Московского Кремля по рисунку; сравнивать рисунки древнего Московского Кремля; сравнивать историю Псковского кремля и Московского.

Знать название своей улицы.

Уметь рассказывать об улице, на которой ты живешь; называть улицы, которые носят имена русских поэтов и писателей, героев войны, великих ученых; объяснять историю возникновения названий улиц; составить список улиц своего города; рассказывать о памятниках своего города.

Знать, что все города мира имеют свой самый главный символ, отличительный знак – герб города; какие качества символизируют разные животные на гербе.

Уметь описывать герб своего города; рассматривать гербы российских городов; рассказывать, что на них изображено; объяснять, что означают элементы гербов;

Знать достопримечательности родного города; названия улиц города; исторические события, которые проходили на территории города.

Уметь рассказывать по карте о своем городе.

Знать, что современный город – это очень большое хозяйство; что город разделен на округа и районы, на улицы и переулки.

Уметь сравнивать рисунки современного и старинного городов; рассказывать о знаках дорожного движения; называть мэра своего города.

Знать столицу России; год основания Москвы.

Уметь называть, какие республики, края, области входят в состав Российской Федерации; объяснять, для чего нужны государству милиция, армия.

Знать, что главный закон нашего государства – Конституция,

Уметь называть права и обязанности граждан России по Конституции; объяснять, почему важно охранять памятники истории и культуры.

Знать, что права детей защищает международный документ – Конвенция о правах ребенка.


Регулятивные: постановка и формулирование проблемы, создание алгоритма деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Познавательные: .обосновывать этапы решения учебных задач. Коммуникативные: высказывать суждения с использованием терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывать этапы решения учебной задачи. Личностные: овладение моделями учебного сотрудничества с учителями и одноклассниками.


Регулятивные: корректирование своих действий на основе учета характера ошибок. Познавательные: выбирать наиболее рациональный способ решения учебной задачи в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: освоение монологической и диалогической форм речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами русского языка. Личностные: установление личностного смысла учения на основе устойчивой системы учебно-познавательных и социальных мотивов.

Регулятивные: решение учебных задач, осуществление контроля своих действий. Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах(схема, иллюстрация, текст, таблица). Коммуникативные: готовность конструктивно разрешить конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества.


Работа в парах


19.03


54

4

Города и сёла

С.61-64

УИПЗЗ

Познакомить детей с понятиями «село», «город». Сформировать представления об исторически сложившихся занятиях крестьян и горожан.


Фронтальный опрос


31.03


55

5

Названия городов

С.65-69

УИПЗЗ



тест


02.04


56

6

Кремль-центр города

С.69-75

УИПЗЗ

Познакомить учеников с устройством древнерусского города. Сформировать представление о кремле как центральной части города.

презентация


Фронтальный опрос

Кремль

07.04


57

7

Улицы города

С.76-79

УИПЗЗ

Продолжить знакомство учеников с устройством города. Познакомить с появлением названий улиц, переулков, проспектов. Дать представление о старинных домах, которые встречаются на улицах городов.


Фронтальный опрос

улица

09.04


58

8

Герб – символ города

С.80-83

УИПЗЗ

Познакомить учеников с одним из символов города — гербом.

придумать герб своего класса

презентация

Работа в парах

герб

14.04


59

9

Памятные места городов

С. 84-87



Познакомить учащихся с основными достопримечательностями своего города: памятниками истории и культуры.


презентация


Фронтальный опрос

памятник

16.04


60

10

Экскурсия «Улицы и памятные места родного города» КУ



презентация


Экскурсия


21.04


61

11

Современный город

С.88-91

УИПЗЗ

Познакомить учеников с обликом современного города.





23.04



62

12

Москва – столица России

С.92-95

УИПЗЗ

Познакомить учеников со столицей нашей страны, ее достопримечательностями.

презентация



Телевидение, интернет

28.04


63

13

Что такое государство

С. 96-100

УИПЗЗ

Познакомить учеников с понятием «государство». Познакомить с современным государственным устройством России.

презентация


Фронтальный опрос

столица

30.04


64

14

Конституция – основной закон нашей страны

С.101-104

УИПЗЗ

Познакомить учеников с основным законом государства — Конституцией, познакомить учеников с наградной системой страны

презентация


Работа в группах

государство

05.05


65

15

Права ребёнка

С.105-108

УИПЗЗ

Тест «Человек в обществе»

Познакомить учеников с правами детей.

Иметь представление о праве на образование, о праве на гражданство, о праве на охрану здоровья

презентация


Фронтальный опрос тест

конституция

07.05


66

16

Символы государства. Государственный герб и флаг России С.109-113

УИПЗЗ

Знать, что гимн – торжественная песнь; слова Государственного гимна РФ.

Уметь сравнивать обычную песню и гимн.

Иметь представление об истории российского гимна


презентация



конвенция

12.05


67

17

Государственный гимн России.

С. 113-116

Словарный диктант

презентация



Фронтальный опрос

Словарный диктант


14.05


68

18

Итоговая комплексная работа

Выявить уровень знаний учащихся


ИКР


19.05



69


70



69

19


20



19

Государственные награды

С.117-123

УИПЗЗ


Урок - тренинг

Объяснять, для чего существуют государственные награды; рассказывать о государственных наградах своих знакомых, родственников.

Иметь представление о героях нашей Родины




21.05


26.05



28.05




ИТОГО: 71 час










  1. Описание учебно-методического и материально – технического обеспечения образовательного процесса

  • Авторская программа курса «Окружающий мир», авторы Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов, АСТ-Астрель, 2013

  • Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов. Обучение в 3 классе по Учебнику «Окружающий мир»программа, методические рекомендации, тематическое планирование.-М.: АСТ: Астрель,2012.-(Планета знаний)

  • Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов: учебник «Окружающий мир» для 3-го кл. четырехл. нач. шк.: в 2 ч./.-М.:АСТ:Астрель»,2013.-(Планета знаний).

  • Г.Г.Ивченкова «Окружающий мир» Г.Г.Ивченкова, И.В. Потапов: учебник «Окружающий мир»: рабочие тетради к учебнику для 3-го класса четырехл. нач. шк.-М.:АСТ:Астрель»,2013.-(Планета знаний).

Технические средства обучения:

  • DVD-плеер, телевизор;

  • компьютер (с выходом в Интернет)

  • интерактивная доска

  1. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1. Закон «Об образовании РФ», Москва, 2012; http://knigazhalob.ru/zknd/obra/

  2. «Конвенция о правах ребенка», Сборник международных договоров, Москва, 2009; http://zakon.edu.ru/catalog.asp?ob_no=12885

  3. Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа.» 3 класс. УМК «Планета знаний»; Москва, АСТ-Астрель, 2013

  4. Требования к минимуму содержания начального общего образования.

  5. Федеральный образовательный стандарт начального общего образования; http://www.yar-edudep.ru/fgos

  6. ФЗ Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»; Москва, 2012; http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=95046


  1. ПРИЛОЖЕНИЕ К РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЕ


Приложение 1.

Тест по теме «Ориентирование на местности»

1)Для чего нужен компас?

А) Для нахождения горизонта.

Б) Для определения сторон горизонта

В) Для определения линии горизонта

2) Куда должна указывать синяя стрелка компаса?

А) на юг

Б) на запад

В) на север

Г) на восток

3) Куда должна указывать красная стрелка компаса?

А) на восток

Б) на юг

В) на запад

Г) на север

4) Закончив работу с компасом, надо:

А) Положить компас в сумку.

Б) Положить компас в карман.

В) Закрепить компас предохранителем.

5)Кора деревьев грубее:

А) С южной стороны

Б) С северной стороны

В) С восточной стороны

Г) С западной стороны

6) Ветви деревьев длиннее и гуще:

А) С северной стороны

Б) С восточной стороны

В) С западной стороны

Г) С южной стороны

7) Трава вокруг деревьев зелёная и свежая:

А) С северной стороны

Б) С южной стороны

В) С западной стороны

Г) С восточной стороны

8) Муравьи строят муравейники:

А) С западной стороны деревьев.

Б) С северной стороны деревьев.

В) С южной стороны деревьев.

Г) С восточной стороны деревьев.

9) Если нет компаса и солнца на небе, то идти нужно:

А) К линии горизонта

Б) По ориентирам

В) В разные стороны

Тест по темам «Реки и озера зимой. Облака. Удивительные явления природы»

1)Рыбы и водные растения хорошо переносят зиму потому, что…

А) не боятся холода

Б) лёд защищает нижние слои воды от охлаждения

В) вода зимой тёплая

2)Летом на дне водоёма температура воды составляет:

А) + 20

Б) + 15

В) + 10

3) Зимой на дне водоёма температура воды составляет:

А) + 4

Б) +10

В) +1

4) Дождевая капля:

А) меньше, чем облачная

Б) больше, чем облачная

В) такая же, как облачная

5) Перистые облака образуются:

А) на высоте 15-20 км

Б) на высоте 10-12 км

В) на высоте 5-6 км

6) Кучевые облака образуются:

А) на высоте не выше 10 км

Б) на высоте 3-4 км

В) на высоте 15 км

7) Слоистые облака образуются:

А) на высоте 5-6 км

Б) на высоте 10 км

В) на высоте 1-2 км

8) Что такое роса?

А) это дождь

Б) это туман

В) капли воды на поверхности почвы и растений

9)Пар из чайника – это :
А) облачко тумана

Б) горячий пар

В) роса

10) Зимой в морозные туманные дни можно наблюдать:

А) росу

Б) изморозь и иней

В) дождь

Тест по теме «Воздух вокруг нас»

1)Мы не видим воздуха, потому что…

А) нас окружает пустота

Б) воздух прозрачен

В) воздух невидим

2) Сколько времени можно прожить без воздуха?

А) 1 час

Б) 2 часа

В) несколько минут

3) Атмосфера – это …

А) голубое небо

Б) мощный воздушный слой

В) ветер и облака

4) От чего защищает нас атмосфера?

А) от дождя и от ветра

Б) от обжигающих лучей солнца и космического холода

В) от грома и молнии

5) Почему погаснет свеча, накрытая банкой?

А) негде гореть огню

Б) в банке закончился углекислый газ

В) в банке закончился кислород

6) Какие газы пригодны для дыхания?

А) все газы

Б) природный газ

В) кислород

7) Больше всего в составе воздуха:

А) азота

Б) кислорода

В) углекислого газа

8) Лучи какого цвета отражают мелкие частицы воздуха?

А) белого

Б) голубого

В) серого

9) Если в воздухе много пыли и водяного пара, то…

А) он выглядит белёсым

Б) он выглядит голубым

В) он выглядит жёлтым

10) Если небо голубое, значит…

А) воздух влажный

Б) воздух чистый и сухой

В) воздух пыльный


Тест по теме «Охрана воздуха»

1)Вдыхаемый человеком воздух должен быть свободен от …

А) азота

Б) пыли и микробов

В) пыли, дыма и микробов

2) Санатории, дома отдыха строят:
А) в лесах

Б) в лесах, у водоемов, вдали от заводов

В) в городах

3) В одном кубическом см воздуха большого города содержится:

А) 500 пылинок

Б) 50000 пылинок

В) 5000 пылинок

4) В одном кубическом см горного воздуха содержится:

А) 400 пылинок

Б) 40000 пылинок

В) 40 пылинок

5) Наиболее явный признак загрязнения воздуха – это:

А) углекислый газ

Б) дым

В) азот

6) Дым состоит из:

А) из газов

Б) из частиц металлов

В) из частиц топлива и металлов, пепла, жира

7) При сгорании топлива вместе с дымом в атмосферу поступает:

А) углекислый газ

Б) кислород

В) азот

8) Избыток углекислого газа…

А) полезен для здоровья человека

Б) вреден для здоровья человека

В) не наносит вред здоровью

9) Особенно загрязняют воздух:

А) растения

Б) животные

В) выхлопные газы автомобилей

10) Для борьбы с пылью на улицах городов летом…

А) подметают

Б) поливают водой

В) сушат дороги

Тест «Свойства тел и веществ»


1. Выбери название тела:

1) резина 3) железо

2) лед 4) линейка

2. Выбери название вещества:

1) квадрат 3) радуга

2) банка 4) дерево

3. Каждое тело занимает ________________________________________

4. Главный признак твердых тел __________________________________

5. Главный признак жидкостей ___________________________________

6. Все твердые и жидкие тела при нагревании ________________________ ,

а при охлаждении _________________________________


Тест « Природа вокруг нас»

1. Экология – это наука о ________________________________________________________________________

2. Что является явлением природы:

а) закат солнца в) вырубка леса

б) рисунок цветов г) посадка леса

3. Линия горизонта – это _________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________

4. Назови основные и промежуточные стороны горизонты (нарисуй схему):

5. Трава вокруг деревьев и пней в лесу более свежая и зеленая -

а) с северной стороны

б) с южной стороны

6. В лесу муравьи строят муравейники -

а) с северной стороны дерева

б) с южной стороны дерева

7. Явления, в результате которых меняется форма, размер тела, происходит перемещение тела в пространстве и другие изменения, называют:

а) физическими

б) химическими

8. Назови три свойства воды:

1) _________________________

2) _________________________

3) _________________________

9. Какое из перечисленных свойств жидких тел будет главным:

а) прозрачность в) постоянная форма

б) запах г) текучесть

10. . Какое из перечисленных свойств твердых тел будет главным:

а) прозрачность в) постоянная форма

б) запах г) текучесть


Тест «Горные породы»

1. Составь предложения, соединив части фраз из каждого столбика.

Глина -


сыпучий материал,


ему можно придать другую форму.

Песок -

пластичный материал,

плохо сохраняет форму.

Глина -

рыхлый материал,

он легко мнётся, продавливается.

Песок -

мягкий материал,

хорошо пропускает воду.

2. Из перечисленных признаков полезных ископаемых выбери верные и соедини стрелкой.

твёрдое

рыхлое

Песок пластичное Глина

сыпучее

плотное

Известняк непрозрачное Гранит

вязкое

мягкое

не имеет запаха

прочное

имеет запах

хорошо пропускает воду

не пропускает воду

3.Соотнеси названия горных пород с веществами и предметами, которые человек из них изготавливает.

песок гвозди
глина кирпичи

гранит памятники

известняк цемент

торф кастрюли

руда стекло

фарфоровую посуду

удобрение

4. Полезные ископаемые- ______________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

5. Месторождения полезных ископаемых-_________________________________ _____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

6. Горные породы- ____________________________________________________

_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________

Тест «Почва»


1. Что такое почва?

1) верхний плодородный слой земли

2) слой земли на поверхности

3) слой земли, в который внесли удобрения

4) слой земли, в котором обитают животные

2. Что не входит в состав почвы?

1) песок 3) дождевой червь

2) вода 4) воздух

3. Если сухой комочек почвы бросить в воду, пойдут пузырьки. Наличие чего в почве это доказывает?

1) воздуха 3) песка

2) солей 4) перегноя

4. Что растения не могут получить из почвы?

1) воду 3) соли

2) кислород 4) солнечный свет

5. Чем богата плодородная почва?

1) перегноем 3) глиной

2) песком 4) воздухом

6. Почему почву трудно восстанавливать?

1) ее разрушают животные 3) камни долго разрушаются

2) она медленно образуется 4) растения впитывают много минеральных

солей

7. Какие действия человека наносят вред почве?

1) хищническая вырубка лесов

2) распахивание почвы на больших участках

3) возделывание одних и тех же растений на одном участке

4) снегозадержание

«Разнообразие растений.

1.Какая наука изучает жизнь растений?

А) экология б) ботаника в) химия

2 . К какой группе растений относится яблоня?

А) цветковые растения б) хвойные растения в) папоротники

3. Какие растения являются жителями воды?

А) мхи б) водоросли в) папоротники

4. Что несёт энергию, необходимую для развития растения?

А) вода б) солнечный свет в) почва

5. Что растения выделяют при дыхании?

А) кислород б) углекислый газ в) азот

6. О какой группе растений идёт речь?

Их легко узнать по красивым листьям, похожим на большие перья.

Кроме листьев, есть корни и стебли. Цветков, плодов и семян у них не бывает.

_________________________________________________

7. Определи к какой группе относится растение.

Одуванчик - _______________________________

Сосна -___________________________________

Морская капуста- ___________________________

8. Дополни предложение.

При питании растение поглощает _____________________________,

а выделяет ______________________________________.

9. Какие вещества образуются при питании растения в его зелёной «кухне»?

___________________________________________________________

10. Какую роль играют растения в жизни человека?

_________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________________




  1. Лист

корректировки рабочей программы



Класс


Название раздела, темы

Дата проведения календарные

сроки

Причина

корректировки

Корректирующие мероприятия

Дата проведения

фактические сроки

















































































Рабочая программа по предмету "Окружающий мир" 3 класс Планета Знаний
  • Начальные классы
Описание:

Предмет «Окружающий мир» изучается в начальной школе с 1 по 4 класс. Особое значение данного предмета заключается в формировании у детей 6—10 лет целостного и системного представления о мире и месте человека в нём. Это и определяет его цель — формирование знаний о природе, человеке и обществе, осознание характера взаимодействий между ними и на этой основе воспитание правильного отношения к окружающему миру.

Задачи курса:

· систематизация имеющихся у детей представлений об окружающем мире;

· формирование элементарных знаний о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;

· знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);

· социализация ребёнка;

· развитие познавательных процессов (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);

· воспитание внимательности, наблюдательности и любознательности;

· формирование самостоятельной познавательной деятельности;

· развитие мышления, воображения и творческих способностей;

· формирование информационной грамотности (ориентировка в информационном пространстве, отбор необходимой информации, её систематизация и др.);

· формирование умений сравнивать объекты, выявлять их сходства и различия, существенные признаки, классифицировать, устанавливать взаимосвязи и причинно-следственные связи, выявлять последовательность процессов и прогнозировать их;

· формирование умений работать в больших и малых группах (парах постоянного и сменного состава);

· формирование рефлексии (принятие плана предстоящего обучения, осознание своего продвижения в овладении знаниями и умениями, наличия пробелов в знаниях и умениях);

формирование основ экологической культуры;

Автор Шкелева Алла Федоровна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 3111
Номер материала 22324
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓