Главная / Начальные классы / Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" (1 класс)

Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" (1 класс)




Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального общего образования, требованиями Примерной основной образовательной программы ОУ.

Общая характеристика учебного предмета

Цели и задачи курса

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Задачи обучения:

совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира;

развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

формирование навыков работы с различными художественными материалами.

Описание места учебного предмета в учебном плане

В Федеральном базисном учебном плане в 1 классе на изучение изобразительного искусства отводится 1 час в неделю, всего 33 часа (33 учебные недели).

Описание ценностных ориентиров
содержания учебного предмета
2

Уникальность и значимость курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей, творческого потенциала ребенка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.

Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребенка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость экспериментирования ребенка с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, использованных на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.

Основное содержание учебного предмета

Мир изобразительных (пластических) искусств

Изобразительное искусство – диалог художника и зрителя, особенности художественного творчества. Отражение в произведениях изобразительных (пластических) искусств человеческих чувств, отношений к природе, человеку на примере произведений отечественных художников. Виды изобразительных (пластических) искусств: живопись, графика, декоративно-прикладное искусство (общее представление), их связь с жизнью.

Жанры изобразительных искусств: пейзаж (на примере произведений И. И. Левитана, А. И. Куинджи, В. Ван Гога); натюрморт (в произведениях русских и зарубежных художников – по выбору).

Виды художественной деятельности (изобразительная, декоративная). Взаимосвязи изобразительного искусства с музыкой, литературой.

Патриотическая тема в произведениях отечественных художников.

Расширение кругозора: знакомство с ведущими художественными музеями России (Государственной Третьяковской галереей).

Художественный язык изобразительного искусства

Основы изобразительного языка искусства: рисунок, цвет, композиция. Элементарные основы рисунка (характер линии, штриха; соотношение черного и белого, композиция); живописи (основные и составные, теплые и холодные цвета, изменение характера цвета); декоративно-прикладного искусства на примерах произведений отечественных и зарубежных художников.

Расширение кругозора: восприятие, эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства на основе представлений о языке изобразительных (пластических) искусств.

Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью

Практический опыт постижения художественного языка изобразительного искусства в процессе восприятия произведений искусства и в собственной художественно-творческой деятельности. Работа в различных видах изобразительной (живопись, графика), декоративно-прикладной (орнаменты, росписи) деятельности.

Первичные навыки рисования с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж). Использование в индивидуальной деятельности различных художественных техник и материалов: гуашь, акварель, графические материалы, фломастеры.

Передача настроения в творческой работе (живописи, графике, декоративно-прикладном искусстве) с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, орнамента, (на примерах работ русских и зарубежных художников, изделий народного искусства). Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке.

Знакомство с произведениями народных художественных промыслов России (основные центры) с учетом местных условий, их связь с традиционной жизнью народа. Восприятие, эмоциональная оценка изделий народного искусства и выполнение работ по мотивам произведений художественных промыслов.

Расширение кругозора: экскурсии в краеведческий музей, музей народного быта и т. д. (с учетом местных условий).

Результаты изучения учебного материала

На первой ступени школьного обучения в ходе освоения предмета «Изобразительное искусство» обеспечиваются условия для достижения обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностными результатами обучающихся являются:

в ценностно-эстетической сфере – эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям); толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений, окружающей жизни;

познавательной (когнитивной) сфере – способность к художественному познанию мира; умение применять полученные знания в собственной художественно-творческой деятельности;

трудовой сфере – навыки использования различных художественных материалов для работы в разных техниках (живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство, художественное конструирование); стремление использовать художественные умения для создания красивых вещей и их украшения.

Метапредметными результатами обучающихся являются:

умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

активное использование языка изобразительного искусства и различных художественных материалов для освоения содержания разных учебных предметов (литература, окружающий мир, родной язык и др.);

обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) художественно-эстетическим содержанием;

формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную художественно-творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации художественного замысла;

формирование способности оценивать результаты художественно-творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами обучающихся являются:

в познавательной сфере – понимание значения искусства в жизни человека и общества; восприятие и характеристика художественных образов, представленных в произведениях искусства; умения различать основные виды и жанры пластических искусств, характеризовать их специфику; сформированность представлений о ведущих музеях России и художественных музеях своего региона;

ценностно-эстетической сфере – умения различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональное состояние и свое отношений к природе, человеку, обществу; осознание общечеловеческих ценностей, выраженных в главных темах искусства, и отражение их в собственной художественной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к художественным традициям своего народа и других народов;

коммуникативной сфере – способность высказывать суждения о художественных особенностях произведений, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях; умение обсуждать коллективные результаты художественно-творческой деятельности;

трудовой сфере – умение использовать различные материалы и средства художественной выразительности для передачи замысла в собственной художественной деятельности; моделирование новых образов путем трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Требования к уровню подготовки оканчивающих 1 класс

В результате изучения изобразительного искусства ученик должен:

знать/понимать:

значение слов: художник, народный мастер; краски, палитра, композиция, силуэт, иллюстрация, форма, размер, линия, штрих, пятно;

некоторые жанры (пейзаж, натюрморт) и виды (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство) произведений изобразительного искусства;

отдельные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Каргополь);

ведущие художественные музеи России (Третьяковская галерея);

отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

основные средства выразительности графики, живописи, декоративно-прикладного искусства;

основные и смешанные цвета, элементарные правила их смешивания;

эмоциональное значение теплых и холодных цветов;

уметь:

организовывать свое рабочее место; пользоваться кистью, красками, палитрой;

применять элементарные способы (техники) работы живописными (акварель, гуашь) и графическими (карандаш, тушь, фломастер) материалами для выражения замысла, настроения;

передавать в рисунке простейшую форму, основной цвет предметов;

составлять композиции с учетом замысла;

применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в сюжетно-тематических и декоративных композициях;

рисовать кистью без предварительного рисунка элементы народных орнаментов: геометрические (точка, круг, прямые и волнистые линии) и растительные (листок, травка, усики, завиток);

различать теплые и холодные цвета;

узнавать отдельные произведения выдающихся отечественных и зарубежных художников, называть их авторов;

сравнивать различные виды изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство);

применять основные средства художественной выразительности в рисунке, живописи (с натуры, по памяти и воображению);

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

для самостоятельной творческой деятельности;

обогащения опыта восприятия произведений изобразительного искусства;

проявления эмоционального отношения к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру;

оценки произведений искусства (выражения собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;

проявления нравственно-эстетического отношения к родной природе, Родине, защитникам отечества, к национальным обычаям и культурным традициям;

проявления положительного отношения к процессу и результатам труда – своего и других людей.

Целевая ориентация настоящей рабочей программы
в практике конкретного образовательного учреждения

Настоящая рабочая программа учитывает особенности класса. В классе учащиеся в процессе изучения изобразительного искусства воспринимают окружающий мир и произведения искусства, выявляют с помощью сравнения отдельные признаки, характерные для сопоставляемых художественных произведений, анализируют результаты сравнения, объединяют произведения по видам и жанровым признакам; работают с простейшими знаковыми и графическими моделями для выявления характерных особенностей художественного образа. Ученики решают творческие задачи на уровне комбинаций и импровизаций, проявляют оригинальность при их решении, создают творческие работы на основе собственного замысла. У школьников сформированы навыки учебного сотрудничества в коллективных художественных работах, они умеют договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат.


Основное содержание (33 часа)

Наименование раздела

1 кл

1.Восхитись красотой нарядной осени

8 ч.

2. Любуйся узорами красавицы зимы

7 ч.

3. Радуйся многоцветью весны и лета

18 ч.

Всего

33



Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной  программы Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой

Для реализации программного содержания используется следующее методическое обеспечение:

  1. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Учебник. «Просвещение», 2011г

  2. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Рабочая тетрадь. «Просвещение», 2011г

  3. Т.Я. Шпикалова, Л.В. Ершова. Изобразительное искусство. Методическое пособие. М.: «Просвещение», 2011г.


№ урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Возможные виды деятельности учащихся

Планируемые результаты в соответствии с ФГОС

Личностные

Предметные

Метапредметные

Восхитись красотой нарядной осени




целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы.


овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства,

понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.


готовность слушать собеседника и вести диалог.

1.


Какого цвета осень? Живая природа :цвет. Пейзаж в живописи

Комбинированный

Познакомиться с понятиями: живопись, пейзаж, научиться пользоваться приёмом «красочное пятно и линия»

2.


Твой осенний букет. Декоративная композиция.

Комбинированный

Познакомиться с понятиями: композиция, коллаж, научиться пользоваться приемом «печатание»

3.


Осенние перемены в природе. Пейзаж: композиция, пространство, планы.

Комбинированный

Научиться применять приём «раздельный мазок» точкой и удлиненный.

4.


В сентябре у рябины именины. Декоративная композиция.

Комбинированный

Закрепить умения использовать в своей работе изученные приемы рисовани,

5.


Щедрая осень. Живая природа: форма и цвет. Натюрморт: композиция.

Комбинированный

Познакомиться с понятием «натюрморт», научиться рисовать натюрморт.

6.


Орнамент народов России.



Комбинированный

Познакомиться с понятием «орнамент»,  с элементами травяного орнамента, научиться использовать орнамент в своей работе.


7


Золотые травы России. Ритм травяного хохломского узора.

Комбинированный

Познакомиться с понятием « ритм», декоративно – прикладное искусство, учиться использовать приемы росписи в своих работах.


8


Наши достижения. Наш проект.

Комбинированный

Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, создавать коллективную работу, работать в группах.


Любуйся узорами красавицы зимы.




9


Орнамент народов России.


Комбинированный

Познакомиться с каргопольским  узором, учиться  рисовать элементы  каргопольского узора.

формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов,

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности.

понимания красоты как ценности, формирование эстетического отношения к миру, потребности человека в художественном творчестве.


построение фраз с использованием художественных и декоративных понятий.

10


Русская глиняная игрушка.

Комбинированный

Учиться лепить из глины.

11


Зимнее дерево. Живая природа. Пейзаж в графике.


Комбинированный

Познакомиться с понятием «графика», рисовать с помощью приёмов замкнутого контура, штриха, дугообразных линий или спиралей.

12


Зимний пейзаж: день и ночь.

Комбинированный

Выполнять рисунок в графической технике.

13


Белоснежные узоры . Вологодские кружева.

Комбинированный

Познакомиться с понятием «симметрия», с особенностями композиции кружевных узоров.

14


Цвета радуги в новогодних игрушках. Декоративная композиция.

Комбинированный

Учиться рисовать декоративную композицию из новогодних игрушек, закреплять умение использовать известные художественные приемы.

15


Наши достижения. Наш проект.


Комбинированный

Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учиться создавать коллективную работу, работать в группах.

Радуйся многоцветью весны и лета




16


По следам зимней сказки. Декоративная композиция.




Комбинированный

Познакомиться с произведениями художников и народных мастеров, продолжать учиться применять  в своих работах известные художественные приемы.

целостный, социально-ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.



освоение способов определения предметом в пространстве,формирование личностного смысла учения, формирование первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека.


развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций..

17


Зимние забавы. Сюжетная композиция.


Комбинированный

Познакомиться с понятием «сюжет», , продолжать учиться применять  в своих работах известные художественные приемы.

18


Защитники земли Русской. Образ богатыря.

Комбинированный

Познакомиться с произведениями художников и народного мастера, учиться применять  в своих работах известные художественные приемы.

19


Дымковская игрушка.


Комбинированный

Познакомиться с дымковской игрушкой, учиться рисовать элементы дымковского узора.

20


Дымковская игрушка.

Комбинированный

Учиться лепить дымковскую игрушку.

21


Краски природы в наряде русой красавицы. Народный костюм.

Комбинированный

Познакомиться с произведениями художников, рассмотреть женский народный костюм, элементы узора.

22


Вешние воды. Весенний пейзаж: цвет





Комбинированный

Познакомиться с произведениями художников, учиться применять  в своих работах известные художественные приемы.

23


Птицы – вестники весны. Декоративная композиция.

Комбинированный

Познакомиться с произведениями художников, учиться применять  в своих работах известные художественные приемы.

24


У лукоморья дуб зеленый. Образ дерева в искусстве.

Комбинированный

Учиться применять  в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности.

25


Образ сказочного героя.

Комбинированный

Учиться применять  в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности.

26


Цвет и оттенки.


Комбинированный

Учиться применять  в своих работах известные художественные приемы, развивать творческие способности.

27


В царстве радуги – дуги. Теплые и холодные, основные и дополнительные цвета и их оттенки.

Комбинированный

Познакомиться с основными и дополнительными цветами, учиться применять на практике разные цвета.

28


Пейзаж в живописи.


Комбинированный

Познакомиться с произведениями художников, учиться передавать красками свое видение родной природы.

29


Наши достижения. Наш проект.



Комбинированный

Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учиться создавать коллективную работу, работать в группах.

30


Наши достижения. Наш проект.



Комбинированный

Закрепить умение использовать в своих работах изученные приемы, учиться создавать коллективную работу, работать в группах.

31-33


Изо -викторина

Комбинированный

Закрепить знания по изученным темам. Оформление выставки работ



Рабочая программа по предмету "Изобразительное искусство" (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. Оно направлено на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.

Цели курса:

– воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;

– развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;

– освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

– овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.

Автор Студеникина Ольга Викторовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 276
Номер материала 15845
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓