Актюбинский
кооперативный колледж
Среднее
образование
Техническое
и среднее образование
Регистрационный №___________
«_____»_______________2014 год
|
«Утверждаю»
Заместитель директора
по учебной работе
______________________
«_____»___________2014 год
|
Рабочая учебная программа
По
предмету «Моделирование экономических и производственных процессов»
Специальность:
1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение».
2014-2015
учебный год
Составитель:______________________
Пластун Н.А.
Рассмотрена и
одобрена на заседании ПЦК учетно-информационных дисциплин
Протокол №____от «___»_____2014года.
Заведующий ПЦК: _________________
Рассмотрена и
утверждена на заседании МС
Протокол №____от «___»_____2014года.
Методист:_____________
Содержание
1.Пояснительная
записка……………………………………………………………….3стр.
2.
Планируемые результаты обучения дисциплины………………………………….4стр.
3.
Тематический план и содержание дисциплины……………………………………5стр.
4.
Контроль планируемого обучения…………………………………………………..9стр.
5.
Литература и средства обучения……………………………………………………10стр.
1.Пояснительная
записка
Рабочая
программа разработана в соответствии с типовой учебной программой от 25.12.2009
года и предназначена для учебных заведений ведущих обучение по специальности
1304000 «Вычислительная техника и программное обеспечение», квалификация
1304013 «Техник-программист»
Общий объем –108
часов, из них
теоретических
занятий-38 ч;
лабораторно - практических
занятий-30 ч;
работа над курсовым
проектом – 40 ч.
Рабочая
учебная программа по предмету «Моделирование экономических и производственных
процессов» предусматривает изучение построения математических моделей и
создание вычислительных алгоритмов, а так же модели сетевого планирования и
управления, приобретение практических навыков по решению задач линейного
программирования, задач стохастического программирования, моделировать
производственные и экономические процессы, методы их решения и анализировать
полученные результаты для принятия решения.
При
составлении рабочей программы в тематическом плане были сделаны изменения: за
счёт сокращения часов, предназначенных на теоретические занятия, распределены
часы на лабораторно - практические занятия: в I разделе - 2
ч., II – 4ч., III - 2ч., IV – 14ч., V – 2ч., VI – 2ч., VII – 4ч.
Данный
предмет рассчитан на два семестра: VI семестр – 68 ч., VII семестр – 40 ч(курсовое проектирование)
При
изучении предмета, изложение ведётся в доступной для учащихся форме, широко
используются современные методы и средства обучения, обеспечивается реализация
внитрипредметных и межпредметных связей. В процессе изучения предмета уделяется
серьёзное внимание прикладной направленности изучаемого материала, развитию
умственных способностей и абстрактного мышления, умению точно и логически
мыслить, аргументировать свои утверждения, используются данные из специальных
предметов для составления задач.
Для закрепления
теоретических знаний и приобретения необходимых практических навыков и умений проводятся
практические и лабораторные работы.
Предмет
«Моделирование экономических и производственных процессов» тесно связан с
такими предметами, как «Основы высшей математики», «Математическая статистика»,
«Численные методы», «Основы рыночной
экономики».
При изучении
дисциплины проводится интеграция с дисциплинами:
-Основы
алгоритмизации и программирования;
-Основы
объектно–ориентированного программирования;
-Технология
разработки программного обеспечения;
На
занятиях используются дидактические и наглядные пособия: плакаты, учебные и
учебно – методические пособия.
2.
Планируемые результаты обучения дисциплины
Результаты
обучения, запланированные в стандарте и образовательной программе
|
Результаты,
запланированные в рабочей учебной программе
|
Обучающиеся должны обладать следующими
компетенциями:
Базовыми:
БК2. Уметь провялять способности к
непрервыному самообразованию и модернизации профессиональной квалификации;
БК3. Использовать современные информационные
технологии;
БК 4. Организовать работу с различными
источниками информации - находить, обрабатывать хранить и воспроизводить;
БК 5. Участвовать в коллективном принятие
решения по вопросам выбора наиболее эффективных путей выполнения работы;
БК6. Выполнять конкретные задачи и
планировать свою деятельность с учетом поставленной цели;
БК 7. Определять наиболее актуальные подходы
алгоритмизации и способы решения поставленной задачи.
|
В результате изучения дисциплины обучающиеся знают:
-понятие систем;
-типы моделей;
-этапы построения моделей;
-определять объемы валовой продукции при известной матрице
коэффициентов прямых материальных затрат.
Умеют:
-строить простейшие модели;
-распознавать класс математических моделей;
-упрощать модель;
- составлять сетевой график работ;
-находить критический и полный путь;
-определять резервы времени;
Приобрели навыки:
-составлять сетевой график работы;
Компетентны:
-в разработках программных комплексов;
|
Профессиональными
ПК 2. Применять измерительные средства,
обрабатывать полученные данные.
|
Знают:
-методы проектирования;
-построение математической модели и решение задач графическим
методом;
-построение, анализ и оптимизация сетевых графиков;
-решение транспортных задач.
Умеют:
-построить модели, используя один из методов прикладной математики.
-построение и расчёт сетевых графиков.
-построить имитационные модели.
-построение симплексных таблиц.
Приобрели навыки:
- решать транспортные задачи.
Компетентны:
- в построение аналитических модели.
|
Специальными
СК 3. Моделировать производственные и экономические процессы, методы
их решения и анализировать полученные результаты для принятия решения.
|
Знают:
-
основные типы моделей
стохастического программирования;
-
основные этапы
построения моделей ЛП;
-
основные элементы теории
игр и их свойства.
Умеют:
-использовать изученные методы ЛП при решении реальных экономических
задач и реализовывать их с помощью ПЭВМ.
-составлять математические модели в условиях риска и неопределенности;
-играть в кооперативные игры;
-основы методов СМО;
-применять СМО при составлении моделей;
Приобрели навыки:
-построение основных этапов моделей ЛП.
Компетентны:
В реальных экономических задачах и реализовывать их с помощью ПЭВМ.
|
3.
Тематический план и содержание дисциплины
3.1 Тематический план дисциплины
теор.
|
Наименование
разделов и тем
|
Кол-во
часов в том числе
|
всего
|
теорет.
|
практ.
|
1
|
Раздел 1. Основы моделирования
|
|
|
|
2
|
Понятие систем. Основные понятие и принципы
математического моделирования экономических систем.
|
|
2
|
2
|
3
|
Итого по разделу
|
4
|
2
|
2
|
4
|
Раздел 2. Модели
сетевого планирования и управления
|
|
|
|
5
|
Сетевая модель и её основные элементы
|
|
2
|
2
|
6
|
Анализ и оптимизация сетевого графика
|
|
2
|
2
|
7
|
Итого по разделу
|
8
|
4
|
4
|
8
|
Раздел 3 Балансовые модели
|
|
|
|
9
|
Межотраслевой балансовый метод.
|
|
2
|
2
|
10
|
Решение системы балансовых уравнений
|
|
2
|
|
11
|
Итого по разделу
|
6
|
4
|
2
|
12
|
Раздел 4. Задачи линейного
программирования (ЗЛП) и методы их решения
|
|
|
|
13
|
Общая постановка
ЗЛП. Графическая интерпретация задачи и её решение.
|
|
2
|
6
|
14
|
Понятие о
симплекс методе. Симплексные таблицы.
|
|
2
|
2
|
15
|
Двойственность
задач линейного программирования
|
|
2
|
2
|
16
|
Задачи
целочисленного программирования
|
|
2
|
2
|
17
|
Постановка
транспортной задачи. Методы построения исходного опорного плана
|
|
2
|
2
|
18
|
Задачи
динамического программирования
|
|
2
|
|
19
|
Нахождение
решения некоторых экономических задач, сводящихся к транспорту
|
|
2
|
|
20
|
Контрольная
работа
|
|
2
|
|
21
|
Итого по разделу
|
30
|
16
|
14
|
22
|
Раздел 5. Общая постановка задач
нелинейного стохастического программирования
|
|
|
|
23
|
Общая постановка задач нелинейного
программирования, выпуклое программирование
|
|
2
|
|
24
|
Стохастическое программирование.
Вероятностные модели
|
|
2
|
2
|
25
|
Итого по разделу
|
6
|
4
|
2
|
26
|
Раздел 6. Элементы
теории матричных игр
|
|
|
|
27
|
Понятие об игровых моделях. Решение игр в
её смешанных стратегиях, её геометрическая интерпретация
|
|
2
|
2
|
28
|
Итого по разделу
|
4
|
2
|
2
|
29
|
Раздел 7. Математическое
моделирование экономических систем
|
|
|
|
30
|
Моделирование спроса и потребления. Модели
управления запасами
|
|
2
|
2
|
31
|
Моделирование систем массового обслуживания
|
|
2
|
2
|
32
|
Зачет
|
|
2
|
|
33
|
Итого по разделу
|
10
|
6
|
4
|
34
|
Курсовой проект
|
40
|
|
|
35
|
ВСЕГО
|
108
|
38
|
30
|
3.2
Содержание рабочей учебной программы дисциплины
Введение
Содержание ,
назначение и цель дисциплины, место в подготовке техника-программиста.
Актуальность проблемы моделирования экономических систем.
Раздел 1 Основы
моделирования.
Тема 1.1 Понятие систем. Основные понятия и принципы математического
моделирования экономических систем. Классификация ЭММ и моделей
Система, элементы
систем. Методы исследования систем. Экономические системы, методы их
исследования и моделирования. Обьект экономического исследования, как система
входных, внутренних, выходных показателей.Макро и микро экономические модели,
теоретические и прикладные, оптимизационные и равновесные, статистические и
динамические, детерминированные и стохастические.
Практическая
работа №1. Построение простейших
математических моделей. Типы моделей и виды их сходства с оригиналом
Раздел 2.
Модели сетевого планирования и управления
Тема 2.1 Сетевая модель её основные элементы
Сетевая модель.
Порядок и правила построения сетевого графика. Упорядочение сетевого графика,
понятие о пути, отыскание критического пути, отыскание ранних и поздних сроков
свершений событий. Отыскание ранних и поздних сроков начала и окончания работ.
Вычисление рзервов времени выполнения работ.
Практическая
работа №2. Построение и расчет
сетевых графиков.
Тема 2.2 Анализ и оптимизация сетевого графика
Коэффициент
напряжённости работы. Анализ и оптимизация календарных сетей. Оптимизация
сетевого графика с целью сокращения критического пути.
Лабораторная
работа №1. Анализ и оптимизация сетевого графика.
Раздел 3
Балансовые модели
Тема 3.1 Межотраслевой балансовый метод.
Понятие о статистическом
межотраслевом балансе(МОБ). Экономико-математическая модель МОБ и её свойства.
Натуральный и стоимостной МОБ. Задачи, решаемые с помощью балансовой модели.Матричный
метод решения.
Тема 3.2 Решение системы балансовых уравнений.
Экономический смысл
элементов матрицы коэффициентов полных, косвенных, внутрипроизводственных
затрат, прямых и полных затрат трулда и капиталовложений.
Практическая
работа № 3 Построение матричных
экономико-математических моделей.
Раздел 4 Задачи
линейного программирования(ЗЛП) и методы их решения.
Тема 4.1 Общая постановка задачи ЛП Графическая интерпретация задачи и её
решение.
Общая задача
ЛП.Формы записи задач ЛП. Виды задач ЛП и алгоритм перехода от одного к другому
виду. Эквивалентность различных форм записи задач ЛП. Свойства задач ЛП, их
геометрическая и экономическая интерпретация.
Практическая
работа №4 Построение
математических моделей задач линейного программирования.
Лабораторная
работа № 2 Построение математической
модели и решение задач графическим методом.
Тема 4.2 Понятие о симплекс-методе
Симплекс метод.
Основная идея метода, его алгебраический, геометрический и экономический
смыслы. Построение исходного опорного плана. Критерий оптимальности задачи ЛП.
Улучшение опорного плана. Алгоритм и решение задачи сиплекс-методом.
Симплексные таблицы. Анализ решения задачи.
Лабораторная
работа №3. Построение
математической модели и решение задачи симплексным методом.
Тема 4.3 Двойственность задач ЛП
Структура, свойства
и построение двойственных задач. Прямая и двойственная задача. Связь между
решениями прямой и двойственной задач. Теоремы двойственности. Геометрическая
интерпретация двойственных задач. Построение решения. Экономический смысл
двойственности задач и её оптимальный план. Анализ устойчивости двойственных
оценок.
Лабораторная
работа №4. Построение
математической модели и решение двойственных задач.
Тема 4.4 Задачи целочисленного программирования
Экономическая и
геометрическая интерпретация задач целочисленного программирования. Определение
оптимального плана задачи целочисленного программирования. Метод Гомори, его
алгоритм, геометрическая интерпретация. Метод ветвей и границ.
Лабораторная
работа №5. Решение задач
целочисленного программирования
Тема 4.5 Постановка транспортной задачи (ТЗ). Методы построения исходного
опорного плана.
Постановка ТЗ,
необходимое и достаточное условие разрешимости, связь с общей задачей ЛП.
Методы построения исходного опорного плана. Распределительный метод (метод
северо-западного угла). Критерий оптимальности плана ТЗ. Определение
оптимального плана ТЗ. Метод потенциалов. Модифицированный распределительный
метод. Улучшение опорного плана методом «замкнутого маршрута». Транспортные
задачи по критерию времени. Лабораторная работа № 6. Решение транспортных
задач.
Тема 4.6. Задачи динамического программирования (ДП).
Общие
характеристики динамического программирования. Постановка задачи.
Геометрическая и экономическая интерпретации. Причины оптимальности.
Функциональные соотношения. Нахождение решения задач ДП. Задачи, решаемые
методом ДП, при дискретных и непрерывных переменных. О выборе траектории, о
замене оборудования, об оптимальном распределении ресурсов.
Тема 4.7 Нахождение решения некоторых экономических задач, сводящихся к
транспорту.
Определение
оптимального плана ТЗ, имеющих некоторые усложнения в их постановке. Нахождение
решения некоторых экономических задач, сводящихся к транспортной.
Раздел 5. Задачи
нелинейного стохастического программирования, выпуклое программирование.
Тема 5.1. Общая постановка задач нелинейного программирования, выпуклое
программирование
Постановка задачи.
Экономические и геометрические интерпретации задачи. Условный и безусловный
экстремум. Метод множителей Лагранжа. Задачи визуального программирования.
Методы классического анализа, вариационные исчисления, теории оптиальных
процессов.
Тема 5.2. Стохастическое программирование . Вероятностные модели.
Особенности задач
стохастического программирования. Выбор решений в условиях задач, выбор решений
в условиях неопределённости. Линейные и нелинейные модели стохастического
программирования.
Практическая
работа №6. Построение
вероятностных моделей.
Раздел 6.
Элементы теории матричных игр.
Тема 6.1 Понятие об игровых моделях. Решение игры в смешанных стратегиях, её
геометическая интерпретеция.
Игровые модели.
Платёжная матрица. Нижняя и верхняя цена игры. Кооперативные игры.Основные
определения. Основная теорема теории игр (теорема Неймана). Геометрическая
интерпретация
Практическая работа
№7. Решение задач на составление
матриц игры
Раздел 7.
Математическое моделирование экономических систем.
Тема 7.1 Моделирование спроса и потребления. Модели управления товарными
запасами.
Постановка задачи.
Подготовка исходной информации. Разработка алгоритма решений задачи. Проведение
расчётов и анализ полученных данных. ЭММ и постановка задачи управления
товарными запасами, на складе торговой фирмы для одной группы товаров.
Подготовка исходной информации. Разработка алгоритма решений задачи. Проведение
расчётов и анализ полученных данных.
Практическая
работа № 8 .Решение задач управления запросами.
Тема 7.2 Моделирование систем массового обслуживания(СМО).
Основные понятия.
Классификация СМО. Основные компоненты СМО. Одноканальные СМО с отказами,
очередью. Многоканальные СМО с отказами, очередью.
Тема 7 .4 .Понятие о статистическом моделировании. Метод Монте-Карло.
Моделирование
случайных процессов – методом Монте-Карло. Определение характеристики
случайного стационарного процесса. Оценка точности характеристик. Необходимое
число реализаций.
Практическая
работа №9. Построение и решение простейших моделей СМО.
КУРСОВОЙ ПРОЕКТ.
Курсовое
проектирование предзначаено для прпактического условия обучающихся основных
разделов предмета «Моделирование производственных и экономических процессов»,
закрепление знаний по математическим и программным средствам моделирования,
развития практических навыков комплексного решения задач на базе ПЭВМ.
В ходе
выполнения курсового проекта обучающийся должен учиться самостоятельно,
работать с научно-технической летиратурой, решать отдельные прикладные задачи,
работать в рамках современной технологии программирования , оформлять
программную документацию в соответствие требованию стандартов, выступать перед
аудиторией с целью защиты результатов своей работы.
Курсовой
проект готовит обучающего к решению более сложной задачи, завершающей
обучение-дипломному проектированию.
При
работе над курсовым проектом обучающийся должен осуществлять выбор модели для
построения математической постановки задачи, реализовать модель ПЭВМ с помощью
изученных или самостоятельно рассмотренных методов принятия решения, провести
интертпретацию и анализ результатов, а затем оформить пояснительную записку.
По заданному
текстовому описанию объекта моделирования и числовым данным обучающийся должен:
-выбрать или
построить математическую модель задач;
-упростить модель, если это необходимо ;
-обосновать выбор
метода реализации модели и дать его описание;
-разработать
алгоритм решения и обосновать его;
-реализовать
алгоритм на ПЭВМ провести анализ программного обеспечения, разработать
документацию ПО.
Примерная
тематика курсовых проектов
- Моделирование
оптимальной структуры на примере конкретного предприятия;
- Моделирование
товарного производства продукции предприятия.
- Моделирование
оптимальной производственной программы выпуска продукции на предприятий.
- Моделирование
потребности и оптимального использования ресурсов предприятия.
- Моделирование
оптимизации грузоперевозок.
- Моделирование и
прогнозирование факторов, влиящих на себестоимость и качество продукции
предприятий.
- Моделирование и
прогнозирование рыночных цен и расчетных внутренних цен на продукцию.
4.
Контроль планируемого результата обучения.
Контрольные
задания разрабатываются с целью определения уровня усвоения обучающимися
содержания программного материала по дисциплине и проводятся в форме
контрольных и самостоятельных работ, тестов, зачета.
При
реализации настоящей рабочей программы предусмотрено проведение
- 1 контрольной
работы;
- 1зачета.
Тестовые задания разрабатываются по разделам и темам и имеют три уровня
сложности для каждого уровня профессиональной квалификации. В тестах включены
вопросы по следующим разделам:
№
|
Наименование
раздела
|
%
|
1
|
Раздел № 1 Основы
моделирования
|
6
|
2
|
Раздел № 2.Модели
сетевого планирования и управления
|
13
|
3
|
Раздел № 3. Балансовые
модели
|
6
|
4
|
Раздел №4 Задачи линейного программирования
и методы их решения
|
44
|
5
|
Раздел № 5 Общая постановка задач
нелинейного стохастического программирования
|
9
|
6
|
Раздел № 6 Элементы
теории матричных игр
|
6
|
7
|
Раздел№7 Математическое моделирование
экономических систем
|
16
|
5. Литература и средства обучения
1 Основная:
1.
Таха Х. Введение в исследование опрераций. Т. 1,2
М. Мир, 2002 г.
2.
Экономика - математические методы и прикладные
модели. Под редакцией Федосеева В.В. М.: ЮНИТИ. 2003г.
3.
Сабитова Х.К. Экономико-математические методы.
Алматы , 2003г.
4.
Шелобаев С.И. математические метода и модели в
экономике, финансах, бизнесе. М.:ЮНИТИ, 2000г.
5.
Сабитова Х.К. Экономико- математические метода.
Алматы, 2003 г.
6.
Устенова О.Ж. Моделирование производственных и
экономических процессов. Алматы, ОАТЭК, 2004
г.
7.
Нусупбеков С.И., Устенова О.Ж. Математические
методы моделирования экономических систем, Алматы, ЭВЕРО, 2002г.
2. Дополнительная:
1. Хитников
С.А., Биржанова З.Н. «Экономико-математические методы и модели» Учеб.-пособие,
Караганда изд. 1989г.
2. Замков
О.О., Толстопятенко А.В. Математические методы в экономике, М.: ДИС, 1997г.
3. Калинина
В.Н., ПанкинВ.Ф., Математическая статистика, М.:1998г.
4. Малыхин
В.И. Математическое моделирование экономики, М.: 1998г.
5. Мельник
М.М. Экономико – математические методы в планировании и управлении
материально-техническим снабжением, М.: Высшая школа, 1990г.
3. Рекомендуемые средства обучения
1. Персональные
компьютеры.
2. Операционная
система Windows XP и выше
3. Компьютерные
обучающие программы
4. Интерактивная
доска
5. Мультимедийный
проектор
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.