Главная / Начальные классы / Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса УМК Коротеева Е.И.

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса УМК Коротеева Е.И.


  1. Пояснительная записка


Данная рабочая программа по изобразительному искусству разработана на основе:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (приказ от 29 декабря 2012 г. № 273)

  • Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями)

  • Основной Образовательной программы НОО МБОУ «СОШ №18»

Работа по данному курсу обеспечивается УМК «Школа России»

Главный смысловой стержень программы – связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка.

В программе нашло отражение принципа преемственности: программа предусматривает изучение материала по «восходящей спирали», т.е. периодическое возвращение к определённым темам на более высоком и сложном уровне; постепенного освоения закономерных связей и отношений между предметами и явлениями, соответствующие возрастным возможностям ребенка; последовательное формирование УУД и готовность к дальнейшему их использованию в учебной, познавательной и социальной практике на последующем уровне.

Реализация межпредметных связей осуществляется через формирование у учащихся обобщенных умений, которые лежат в основе универсальных учебных действий. Кроме того, разработчики УМК, на основе которых обеспечивается работа по данному курсу, предусмотрели реализацию межпредметных связей через решение вопросов и задач смежного комплексного характера. На уроках изобразительного искусства прослеживается связь с уроками литературного чтения, музыки, технологии, окружающего мира.

С целью углубления и развития знаний учащихся о национальных и региональных особенностях Республики Хакасия, национально – региональный компонент представлен следующим вариантом: изучается интегрировано через включение в содержание уроков исторических, научных фактов и данных по истории, географии и экономике республики Хакасии.

На изучение предмета отводится 1 ч в неделю, всего на курс — 135 ч. Предмет изучается: в 1 классе — 33 ч в год, во 2—4 классах — 34 ч в год.

В связи с движением годового календарного плана 2014-2015 учебного года, в текущем учебном году 35 учебных недель. Часы 35 - ой недели считать резервными часами, которые планируется использовать при форс-мажорных обстоятельствах.

Особенности контингента учащихся 3 «в» класса МБОУ СОШ №18, в котором реализуется данная программа (характеристика класса на начало учебного года):

Основная часть учащихся данного класса имеет средний уровень работоспособности. Познавательная активность средняя. Выражен средний уровень мотивации к изучению предмета.

Настоящая рабочая программа учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся. Индивидуальный подход в реализации предложенной программы осуществляется при выборе форм и методов работы с классом на уроке. На основании примерных программ МОиН РФ, содержащих требования к минимальному объёму содержания образования по русскому языку, и с учётом системы обучения реализуется программа базисного уровня. Текущий контроль и промежуточная аттестация проводятся в соответствии с Основной образовательной программой НОО. (график контрольных работ прилагается см. Приложение)


  1. Общая характеристика учебного предмета


Основная цель учебного предмета «Изобразительное искусство» – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.

Основные задачи:

  • развивать духовно-нравственные качества ребенка, то есть формировать у него качества, отвечающие представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности восприятии мира.

  • воспитывать гражданственность и патриотизм;

  • дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью;

  • развивать у ребенка интерес к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний;

  • учить видеть в обычном предмете что-то особенное, анализировать, сравнивать.

Курс разработан как целостная система введения в художественную культуру и включает в себя на единой основе изучение всех основных видов пространственных (пластических) искусств. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими искусствами, а также в контексте конкретных связей с жизнью общества и человека.

Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств:

изобразительная художественная деятельность;

декоративная художественная деятельность;

конструктивная художественная деятельность.

Три способа художественного освоения действительности в начальной школе выступают для детей в качестве доступных видов художественной деятельности: изображение, украшение, постройка. Постоянное практическое участие школьников в этих трех видах деятельности позволяет систематически приобщать их к миру искусства.

Предмет «Изобразительное искусство» предполагает сотворчество учителя и ученика; диалогичность; четкость поставленных задач и вариативность их решения; освоение традиций художественной культуры и импровизационный поиск личностно значимых смыслов. На уроках изобразительного искусства прослеживается связь с уроками музыки, технологии, литературного чтения. Индивидуальная работа чередуется с коллективной творческой деятельностью. Содержание предмета позволяет эффективно использовать на уроках материал национально-регионального характера.




Ценностные ориентиры содержания курса


Приоритетная цель художественного образования в школе — духовно-нравственное развитие ребенка.

Культуросозидающая роль программы состоит в воспитании гражданственности и патриотизма: ребенок постигает искусство своей Родины, а потом знакомиться с искусством других народов.

В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры». Природа и жизнь являются базисом формируемого мироотношения.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка — главный смысловой стержень курса.

Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.

Одна из главных задач курса — развитие у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.

Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению — основа эстетической отзывчивости. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:


  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.


В результате изучения изобразительного искусства в начальной школе у выпускников будут сформированы основы художественной культуры: представления о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства. Начнут развиваться образное мышление и воображение, учебно-творческие способности, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру и художественный вкус. Учащиеся овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве.

Выпускники смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности. Они научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач.

Раздел «Восприятие искусства и виды художественной деятельности».

Выпускник научится:

различать виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;

эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного языка;

узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;

называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона.

Выпускник получит возможность научиться:

воспринимать произведения изобразительного искусства, участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств, объяснять сюжеты и содержание знакомых произведений;

видеть проявления художественной культуры вокруг: музеи искусства, архитектура, скульптура, дизайн, декоративные искусства в доме, на улице, в театре;

высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.

Раздел «Азбука искусства. Как говорит искусство?».

Выпускник научится:

создавать простые композиции на заданную тему;

использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;

различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;

создавать средствами живописи образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;

наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы;

использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования в собственной художественно-творческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;

моделировать новые формы, различные ситуации, путем трансформации известного создавать новые образы природы, человека, фантастического существа средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;

выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.

Раздел «Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?».

Выпускник научится:

осознавать главные темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;

выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия;

передавать характер и намерения объекта (природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д.) в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта.

Выпускник получит возможность научиться:

видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;

понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира, проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;

изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая к ним свое эмоциональное отношение;

изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.


  1. Основное содержание учебного предмета


В третьем классе дети знакомятся с темой «Искусство вокруг нас».

Искусство в твоём доме 9 ч.

Роль игрушки в жизни людей и разнообразие игрушек. Различные материалы, из которых изготавливают игрушки. Детские игрушки, народные игрушки, самодельные игрушки. Образцы посуды из натурного фонда, слайды народной посуды, посуда из разных материалов (металла, дерева, пластмассы). Яркие примеры росписи платков и тканей, природные мотивы в росписи платков. Детские книги с хорошими иллюстрациями, различные по назначению и форме взрослые книги, иллюстрации книг. Лучшие образцы печатных и самодельных открыток, старинные открытки.

Искусство на улицах твоего города 7 ч.

Знакомство с древней и новой архитектурой вблизи школы и дома. Архитектура садов и парков, изображения садов и парков в искусстве. Чугунные ограды, их назначение и роль в украшении города. Узорные ограды в родном городе. Художественные образы фонарей. Фонари праздничные, торжественные, лирические. Роль художника в создании витрин. Витрины как украшение города. Роль художника в создании машин. Автомобили разных времён. Умение видеть образ в форме машины.

Художник и зрелище 9 ч.

Роль художника в цирке. Цирк – образ радостного, искромётного и волшебного зрелищ. Декорации и костюмы. Процесс создания театрально-сценического оформления. Маски разных времён и народов. Маска как образ персонажа. Многообразие мир театра кукол. Работа художника над куклой. Значение афиши и плаката. Роль художника в создании праздничного облика город. Элементы праздничного украшения.

Художник и музей 9 ч.

Музеи в жизни города и всей страны. Разнообразие музеев. Крупнейшие художественные музеи. Картина-пейзаж. Образ Родины в картинах-пейзажах. Роль цвета в пейзаже. Знакомство с жанром портрета. Портрет человека как изображение его характера и проникновение в его внутренний мир. Жанр натюрморта: предметный мир в изобразительном искусстве. Изображение в картинах событий из жизни людей. Красота повседневной жизни в картинах бытового жанра. Скульптура и окружающее её пространство. Скульптурные памятники. Парковая скульптура.


  1. Список литературы


  1. Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (приказ от 29 декабря 2012 г. № 273)

  2. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ от 6 октября 2009 г. № 373) (с последующими изменениями)

  3. Изобразительно искусство. Искусство и ты.3 класс: учеб.для общеобразоват.учреждений/ Е.И. Коротеева;под ред.Б.М.Неменского.-11-е изд.–М.:Просвещение,2008.






  1. Материально-техническое обеспечение


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения


Примечания

1

2

3

4

1. Книгопечатная продукция

1.

Стандарт основного общего образования по образовательной области «Искусство»


Д

Стандарт, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства

2.

Примерная программа основного общего образования по изобразительному искусству


Д

3.

Авторские программы по изобразительному искусству

Д



4.




Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства




К

Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.


5

Учебники по изобразительному искусству

К

Утвержденные в МОУ «СОШ № 18»

6

Методические журналы по искусству



Д

Федерального значения


7

Учебно-наглядные пособия


Ф

Д

Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов

8

Энциклопедии по искусству, справочные пособия

Д

В библиотеке

9

Книги о художниках и художественных музеях

Д

В библиотеке

2. Печатные пособия

10

Портреты русских и зарубежных художников

Д

Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях и на электронных носителях

11

Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента

Д





Таблицы, схемы представлены в демонстрационном виде в полиграфических изданиях и на электронных носителях

12

Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Д

13

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Д

3. Информационно-коммуникационные средства

14

Мультимедийные обучающие художественные программы

Д

Мультимедийные обучающие программы и электронные учебники


4. Технические средства обучения (ТСО)

15

Телевизор


С диагональю не менее не менее 72 см

16

Мультимедиа проектор

Д

Может входить в материально-техническое обеспечение образовательного учреждения

17

Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций

Д


18

Экран (на штативе или навесной)

Д

Минимальные размеры 1,25х 1,25

19

Фотоаппарат

П


5. Экранно-звуковые пособия

20

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям

Д

В электронном виде

21

Фильмы

Д

В электронном виде

6. Учебно-практическое оборудование

22

Краски акварельные

К


23

Краски гуашевые

К


24

Бумага А3, А4

К


25

Бумага цветная

К


26

Фломастеры

К


27

Кисти

К


28

Емкости для воды

К


7. Модели и натурный фонд

29

Муляжи фруктов (комплект)

Д


30

Муляжи овощей (комплект)

Д


31

Гербарии

Ф


32

Керамические изделия (вазы, кринки и др.)

П


33

Предметы быта (кофейники, бидоны, блюдо, самовары, подносы и др.)

П



Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для 3 класса УМК Коротеева Е.И.
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по предмету «Изобразительное искусство» для3 класса составлена на основе ООП НОО МБОУ «СОШ №18» г. Абакана.

Работа по данному курсу обеспечивается УМК Коротеева Е.И. Изобразительное искусство. Искусство и ты: Учебник для 3 класса начальной школы. /Под редакцией Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2013.

Согласно  учебному  плану МБОУ «СОШ №18» на изучение изобразительного искусства  в третьем   классе отводится 34 ч (1 ч в неделю, 34 учебных недель). Целью рабочей программы является практическая реализация ФГОС при изучении предмета  «Изобразительное искусство».

            Представленная  программа разработана в контексте системы Л.В. Занкова, нацеленной на разностороннее развитие учащихся, совершенствование их познавательных способностей, развитие эмоционально-волевых и нравственных качеств.  В рабочей программе предмета «Изобразительное искусство» учитываются основные идеи и положения программы развития универсальных учебных действий НОО.

 

Настоящая рабочая программа  учитывает систему обучения класса, в котором будет осуществляться учебный процесс, направленный на общее развитие учащихся. Индивидуальный подход в реализации предложенной программы осуществляется при выборе форм и методов работы с классом на уроке.

Автор Тиникова Елена Вячеславовна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 364
Номер материала 36729
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓