Главная / Начальные классы / Рабочая программа по предмету «Искусство (ИЗО) для 4 класса УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету «Искусство (ИЗО) для 4 класса УМК "Перспектива"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам. директора по УД директор МАОУ-СОШ № 156

Протокол № __ от «__»______ г. ________/Е.А. Леонтьева ____________/Н.В.Павлова

Руководитель МО: «____»_____________г. приказ №_______________

___________/И.Г. Губернаторова «_____»________________г.







Рабочая программа

по предмету «Искусство (ИЗО)

образовательная область «Искусство»

для 4-а класса

на 2014-2015 учебный год





Составитель: Игумнова М.С.

учитель высшей квалификационной категории





г. Екатеринбург





Пояснительная записка

Рабочая программа (далее – Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования Свердловской области, примерной программы по изобразительному искусству, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Основной образовательной программы МАОУ – СОШ № 156, программы «Изобразительное искусство» Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой.

Уникальность и значимость учебного предмета определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к познанию мира через чувства и эмоции. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Цель:

  • Развитие личности учащегося средствами искусства

  • Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности

Задачи:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса


Место и роль учебного предмета

«Искусство (ИЗО)» в начальной школе является базовым предметом. Совместно с остальными предметами, ориентированными на развитие рационально-логического мышления, изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного художественного типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека, любящего свой родной край, свою страну.

Согласно учебному плану на 2014-2015 гг. на изучение изобразительного искусства в 4 классе отведено 35 часов в год (1 ч. в неделю).

Доминирующее значение имеет направленность предмета на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.


Содержание предмета

Учебный материал в Программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они в разной степени присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Это позволяет по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.

Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).

Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).

Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа , аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной

пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины , подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Дополнения и изменения к Программе

Программа дополнена минимумом содержания образования национально-регионального компонента. Это необходимо для формирования общеучебных навыков, обеспечения особенностей региона, места проживания и создания условий для успешной адаптации в микросреде. Систематическое освоение художественного наследия края помогает осознать искусство как духовную летопись жителей региона, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.

Количество часов национально-регионального компонента: 9 часов.

Содержание занятий по изобразительной деятельности с учётом НРК строится на основе различных информационных источников, обозначенных в графе НРК. Указанные в планировании источники соответствует целям НРК

Содержательные линии:

1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)

2.Экологическая культура (человек и природа)

3.Художественная культура

4.Социально –экономическая и правовая культура

Цели НРК

  • Формировать представления о преемственности традиционных и современных форм жизнедеятельности человека в регионе через организованное изучение художественного творчества Среднего Урала

Формировать гордость за свой народ, край, страну, уважение к другим народам.

Воспитывать любовь, уважение к народным традициям, обычаям народов Урала.

Развивать способность видеть проявление художественной культуры в реальной жизни Екатеринбурга и Уральского региона;

В Программе учтены психофизиологические особенности младшего школьника и состояние здоровья учащихся класса.

Условия реализации Программы

Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.

С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, а традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения − технологией деятельностного метода (ТДМ).

Все уроки строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, поэтому в ходе их учащиеся также имеют возможность выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, но на каждом из этих уроков делаются разные акценты. Так, если на уроках открытия нового знания основное внимание уделяется проектированию новых способов действий в проблемных ситуациях, то на уроках рефлексии – формированию умения применять изученные способы действий, корректировать свои действия и самостоятельно создавать алгоритмы деятельности в задачных ситуациях. На уроках обучающего контроля отрабатываются действия контроля, коррекции и оценки, а на уроках систематизации знаний формируется способность к структурированию знаний.

Таким образом, на предметном содержании предмета «Искусство (ИЗО)» учащиеся получают возможность на каждом уроке овладевать всем комплексом универсальных учебных действий и структурой учебной деятельности в целом, то есть вырабатывать умение учиться.

Художественно-творческая деятельность может включать:

  • Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

  • Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения)

  • Овладение основами художественной грамоты

  • Создание моделей бытового окружения, лепка и бумагопластика, индивидуальная и коллективная деятельность

Важным ресурсом достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования является создание информационно-образовательной среды, адекватной деятельностному методу организации образовательного процесса




Планируемые результаты

Личностные результаты

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  8. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  9. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  6. активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  7. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  8. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  11. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  12. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и процессами.

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края. Эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)

В результате изучения изобразительного искусства обучающийся должен:
      знать/понимать

  1. доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;

  2. понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

  3. отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  4. приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

  5. основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

  6. основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

  7. разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);                                  

уметь:

1.  организовывать свое рабочее место;

2. пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      3. правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
       4. применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
      5. выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги;

6. учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
      7. применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
      8. рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;    

9. выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани     

10. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
       - высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
       - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;


Контроль и оценка результатов

Для осуществления контроля за усвоением теоретических знаний и формированием практических умений по предмету используются: устные индивидуальные и фронтальные ответы, творческие работы (индивидуальные и коллективные).

Уровень компетентности обучающихся 2-4 классов оценивается на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом особенностей обучающихся и выражается в отметках по пятибалльной системе:

«5» - отлично,

«4» - хорошо,

«3» - удовлетворительно,

«2» – неудовлетворительно,

«1» – плохо.

Критерии оценивания устных ответов:

Отметка «5»

  1. полностью усвоил учебный материал;

  2. умеет изложить его своими словами;

  3. самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  4. правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» 

  1. в основном усвоил учебный материал;

  2. допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  3. подтверждает ответ конкретными примерами;

  4. правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «3»

  1. не усвоил существенную часть учебного материала;

  2. допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  3. затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  4. слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «2»

  1. почти не усвоил учебный материал;

  2. не может изложить его своими словами;

  3. не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  4. не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Отметка «1»  

  1. учебный материал полностью не усвоен.

Критерии оценивания практических умений

«5» - выполнены правильно все требования

«4» - не соблюдены 1-2 требования

«3» -допущены ошибки по трем требованиям

«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

 «1» - допущены  ошибки  по  всем  требованиям.

Требования к выполнению творческой работы

1. Правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.

4. Аккуратность всей работы.

Эффективность формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства на этапе промежуточного контроля и оценки осуществляется методом наблюдения учителем, получением информации от родителей и фиксация результатов наблюдений в Таблице метапредметных и личностных результатов. Показателями эффективности работы является самостоятельность в выполнении учебных действий, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля.


Для осуществления контроля и оценки планируемых результатов по предмету используются пособия:

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 4 класс.– Просвещение, 2014.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

примечания

Учебно-методическое обеспечение



  1. Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях Часть 2. 2-е издание, переработанное, М. «Просвещение» 2010г.

  2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. Учебник. 3 класс.– Просвещение, 2011.

  3. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс.– Просвещение, 2011.

  4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение, 2013

  5. Учебно-наглядные пособия:

Репродукции картин:

- Знакомимся с натюрмортом

- И.И. Шишкин, И.И. Левитан.

- В.А. Серов, А.Я. Ярошенко

- Н.П. Брюллов, А.П. Федотов

- В.М. Васнецов, Е.И. Репин

- И.К. Айвазовский, М.А. Врубель

Альбомы:

- Мезенская роспись

- Городецкая роспись

Папки :

  1. Рисуем по представлению:

    • Дома сказочных героев

    • Сказочные герои

    • Графика. Рисуем животных

    • Мир вокруг нас

    • Натюрморт

  2. Декоративное рисование:

  • Дымковская роспись

  • Городецкая роспись

  1. Декоративное рисование:

  • Полхов-Майданская роспись

  • Гжельская роспись

  • Хохломская роспись

  • Глиняная посуда

  1. Декоративное рисование:

  • Русская матрешка

  • Глиняная игрушка

  • Жостовская роспись

  1. Декоративное рисование:

  • Узоры и орнаменты

  • Русь. Школьникам о человеке в истории и культуре

  • Народный русский костюм

  • Узоры Северной Двины

  • Чугунное литье

  1. Рисуем с натуры и по представлению:

  • Пейзаж

  • Цветы

  • Деревья

  • Листья

  • Плоды

  • Посуда

  1. Лепим из пластилина

Д







Д

Д





Д



К

К



Д







Ф/Д
























Д
Д
Д

Д





Д

Д





Д



Д




Печатные пособия



  1. Портреты русских и зарубежных художников

Д


Информационно-коммуникативные средства



  1. Электронная библиотека по искусству:

  • Фотографии и таблицы, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству, по народным промыслам

  • Презентации по изо (изобразительное искусство, жанры искусства, живопись, портрет, пейзаж, промыслы, художники, картины, архитектура, скульптура)

  • Разработки уроков и внеклассных материалов по изобразительной деятельности

4. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности:

  • Текстовый редактор

  • Редактор создания презентаций


Д
Д
Д



Д



Д
















Постоянно пополняется на электронном носителе

Технические средства обучения



  1. Музыкальный центр

  2. DVD-проигрыватель

  3. Компьютер с программным обеспечением

  4. Телевизор

  5. Мультимедийный проектор

Д

Д
Д
Д
Д


Экранно-звуковые пособия



1.Видеофильмы и презентации по памятникам архитектуры Екатеринбурга и Урала; творчеству отдельных художников; народным промыслам, видам и жанрам изобразительного искусства, декоративно-прикладному искусству

2.ФГОС. Планирование учебной деятельности. Начальная школа. Изобразительное искусство. 4 класс. УМК «Перспектива». Волгоград, «Изд-во «Учитель»

Д

На электронном носителе, постоянно пополняется



Учебно – тематическое планирование

урока

Тема урока

Характеристика деятельности учащихся.

НРК


1

Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно. Изготовление эскиза украшения прялки.

Материалы: акварель, фломастеры, цветные карандаши и мелки, аппликация.


Рассматривать произведения мастеров декоративно прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков (А. Куинджи, Л. Бродской, З. Серебряковой, графика М. Ахунова и резных прялок Архангельской и Вологодской областей второй половины XIX в), в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.

Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии. Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное. Участвовать в обсуждении выразительных средства для передачи образа окружающего пространства в произведениях разных видов искусства и в живописном, графическом пейзаже. Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности

Декоративная роспись Урала | РУССКАЯ КУЛЬТУРА | ВКонтакте

vk.com/topic-22163635_27210540

Персональный сайт - Уральская роспись

rin.ucoz.net/index/uralskaja_ros...

Творческая работа: пейзажная композиция по летним впечатлениям с передачей в рисунке своего видения мира.

2.

Рисунок как самостоятельное произведение искусства и как подготовительная работа.

Линия, штрих, пятно, светотень . Изображение деревьев: общие и характерные черты..


Материалы: уголь, фломастер, простой карандаш.








Наблюдать деревья разнообразных пород природ своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства (. И. Шишкина, А. Саврасова и современного графика А. Мунхалова, в гобелене С.Гавина), в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве. Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы в своих произведениях, относящихся к разным видам искусства. Объяснять значение понятия набросок и зарисовка в художественной деятельности. Работать по художественно-дидактической таблице. Участвовать в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи, его возможности в передаче своеобразия природы России разных географических широт, роли линии в различных видах изобразительного искусства, отражения в рисунке характерных особенностей формы. Работа по художественно-дидактической таблице «Наброски лиственных и хвойных деревьев». Сверять с изображениями на ней собственные наброски. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации. Выражать в творческой работе своё отношение к природе.

Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


П.Р «Наброски и зарисовки деревьев»

3.

Основная идея тематики пейзажа «Земля – наш общий дом» Композиция пейзажа в графике:

пространство, планы, цвет, свет

Материалы (по выбору): цветные мелки,

пастель, уголь, акварель, гуашь.

Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. (И. Шишкина, А. Саврасова, И. Левитана, Н. Ромадина, И. Билибина и современного художника А. Либерова). Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры. Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон).

Объяснять значения слов национальный пейзаж..

Высказывать своё мнение об отличии понятия мотив в пейзаже от понятия мотив в декоративно-прикладном искусстве. Участвовать в обсуждении особенностей воссоздания родной природы в пейзажах живописцев и графиков, средств художественной выразительности, своеобразия композиции. Работать по художественно-дидактической таблице «Варианты композиционных схем пейзажа с деревьями». Соотносить композиционные схемы с пейзажами, находить соответствия в передаче пространства. Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в пейзаже своё отношение к образу дерева, к природе родного края. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


Творческая работа: композиция «Величие и красота могучего дерева»

4

Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Разнообразие декоративных форм в природе.


Материалы: гуашь, кисти.

Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, ее своеобразия в отличие от других школ народного мастерства. Работать по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для цветов». Различать приемы городецкой росписи: «подмалевка», «разживка черным цветом» «разживка белилами», повторяя за народным мастером приемы черной и белой «разживок», рисуя кистью. Выполнять роспись цветущей ветки выше указанными приемами


Творческое задание с применением последовательности и приемов городецкой росписи кистью. Декоративная композиция «Мотив дерева в народной росписи»

5

Сказочные образы народной культуры (птица) и декоративно-прикладное искусство. Особая роль ритма, симметрии, единства колорита в декоративно-прикладном искусстве.


Материалы: гуашь, кисти

Рассматривать декоративную композицию с птицами «у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества, рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трехчастной композиции в городецкой росписи прялочного донца. Участвовать в обсуждении символики: мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразительных средств решения этой декоративной композиции. Работать по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для птиц». Повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами». Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием приемов городецкой росписи. Выражать в творческой работе свое отношение к природе, к образу птицы-света. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


Творческая работа «Парные фигуры: две птицы у цветущей ветки»

6

Сказочные образы народной культуры (конь) и декоративно-прикладное искусство. Силуэт. Изображение коня в произведениях народных художественных промыслов России: городецкая роспись.


Материалы: гуашь, кисти

Сравнивать как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества, декоративно-прикладном и народном искусстве. Рассказывать , почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить примеры из разных видов народного творчества. Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа. Работать по художественно-дидактической таблице «Образцы декоративных разживок для коня». Продолжать знакомиться с основами художественной грамоты: композиция, цвет, форма, линия, ритм. Вести диалог о живописной манере кистевой росписи в творчестве городецких мастеров. Овладевать живописными приемами изображения коня, осваивать приемы белильных разживок для его изображения. Выполнять кистью свой вариант росписи коня с использованием приемов городецкой росписи и декоративного обобщения фигуры коня без карандашного рисунка. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


Творческая работа «Изображение коня и раскрашивание его разживкой»

7

Синтетический характер народной культуры. Единство декоративного строя в украшении предметов быта. Изготовление эскизов посуды по мотивам городецкого народного промысла


Материалы: гуашь, кисти

Участвовать в обсуждении художественно-эстетической ценности изделий с городецкой росписью старейших мастеров И.Мазина, Ф.Красноярова, И.Лебедева и детских творческих работ, преемственности живописных традиций в творчестве мастеров современного художественного промысла «Городецкая роспись». Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и по назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки под специи). Применять традиционные приемы декоративных расцветок для объединения разных цветовых сочетаний. Выражать в творческой работе свое отношение к искусству городецкой росписи. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.


Творческая работа «Роспись городецкого панно».

8

Образы человека в живописи. Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи. Пропорции лица человека.


Материалы: по выбору

Участвовать в обсуждении образов художников и народных мастеров в произведениях живописи и графики, особенности передачи внешнего облика в лице, костюме, в предметном окружении. Выявлять характерные признаки портретируемого и его принадлежности к творческой профессии. Работать по художественно-дидактической таблице «Композиционные схемы изображения лица человека в разных ракурсах». Читать пропорции человека во фронтальном положении и вполоборота. Выполнять портрет народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения. Выражать в творческой работе свое отношение к изображаемому герою.

Народные росписи Урала и Приуралья

docme.ru/doc/90430/narodnye.

Культура Урала

otherreferats.allbest.ru/culture...


Творческая работа «Изображение народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения»

9

Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике. Понятия «спокойное» и «динамичное». Приемы передачи статики и динамики


Материалы: по выбору

Рассматривать живописные и графические пейзажи художников XIXXXвв. живописцев А.Куинджи, Н. Крымова, А.Ткачева, З Браговского, Е.Винокурова, графика Ф.Фафорского, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи состояния природы в пейзаже (чередование резких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие переходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных работах). Работать по художественно-дидактической таблице «Варианты графического решения облачных масс». Различать графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах. Исследовать возможности графики при передаче ветреного состояния природы. Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками и деревьев, гнущихся под ветром в пейзаже. Выражать в творческой работе свое отношение к разным состояниям в природе.


Практическая работа : упражнения на передачу динамики движущихся облаков»

10

Роль контраста в композиции. Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов; передача эмоционального состояния природы, человека


Материалы: по выбору

Наблюдать подвижность жизни человека и природы и отображение их в разных видах искусства. Рассматривать произведения разных видов искусства (живописцев А.Дейнеки, М.Сарьяна, .Глазунова, графиков Л.Пахомова, В.Курчевского, М.Ахунова, Л.Киселевой и народного мастера .Маркичева).Вести диалог об искусстве, как универсальном способе отображения изменчивости в природе и человеческой жизни. Сопоставлять художественные приемы, позволяющие выразительно передавать состояния спокойствия в природе или ее ритмов и изменений. Работать по художественно-дидактической таблице «Живописные наброски на передачу динамики». Участвовать в обсуждении художественных приемов, позволяющих передавать состояние статики и динамики. Прослеживать, как передана подвижность цветовых пятен в набросках людей, деревьев. Выполнять композиционные схемы к понравившимся произведениям, подчеркивая направление движения главных элементов в их композициях. Выполнять наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении.


Творческая работа: рисование с натуры зарисовок деревьев, транспортных средств и детей в движении.

11

Различение природных явлений, их характера и эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы в рисунке


Материалы: по выбору

Наблюдать изменчивые состояния осенней природы. Называть особые приметы осенней природы в разные периоды, приводить примеры. Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, ее различные состояния в осеннюю пору. Называть приемы, которые используют художники, для передачи в картине движения, яркости и мажорности пейзажей. Обсуждать колорит, динамику пейзажной картины, расположения и характера элементов композиции, гармоничного чередования цветовых пятен, многообразных графических и цветовых подвижных элементов. Работать, опираясь на художественно-дидактическую таблицу. Прослеживать колористические приемы передачи изменчивых состояний осенней природы. Осуществлять поиск нужных цветовых оттенков для выполнения мотивов осеннего пейзажа. Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой осени и в пору поздней осени. Дополнять композицию изображениями людей, домов, техники.


Творческая работа «Создание двух вариантов композиции «Осенние метаморфозы» (изображение одного и того же уголка природы в пору золотой и поздней осени; дополнение его изображениями домов, людей, техники)

12

Образ современника в живописи и изображение его портрета. Красота и гармония общения с людьми старшего поколения в искусстве, как отражение внутреннего мира человека.


Материалы: по выбору

Рассматривать живописные портреты разных семей. Представлять родословное древо своей семьи. Участвовать в обсуждении разнообразия тем и сюжетов в изображении семьи разными художниками, особенностей рисования характерных пропорций лица. Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету. Выражать в творческой работе отношение к своей семье.


Творческая работа «Групповой портрет своих близких»

13

Синтетический характер народной культуры (костюмы, сказки). Эскизы народных костюмов сказочных персонажей.


Материалы: по выбору

Читать по ролям фрагмент сказки и обсуждать прием уподобления при описании образов братьев-месяцев в сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев». Рассматривать поэтические произведения живописи и книжной графики. Рассказывать о своих зрительных представлениях каждого природного цикла (зима, весна, лето, осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду. Сопоставлять свои представления об образах героев сказки и с изображениями героев художниками-иллюстраторами Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке «Двенадцать месяцев». Выражать в творческой работе отношение к содержанию и героям сказки.


Творческая работа «Поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев. Наброски старинной русской одежды»

14

Произведения народных художественных промыслов России Палеха и Холуя. Создание живописными средствами образа сказочного персонажа.


Материалы: кисти, краски, гуашь, фломастеры

Рассматривать лаковые миниатюрной живописи из Палеха и Холуя. Вести диалог о цветовой гармонии как средстве художественной выразительности в передаче настроения и признаков времен года, цветовой гармонии в произведениях на темы сказок. Рассматривать примеры гармоничного сочетания цветов в дидактической таблице и определять по цветовому кругу родственные и контрастные цвета. Исследовать возможности живописи, подбирать цвета и оттенки, передающие цветовую гамму разного состояния природы в январе, феврале, марте, апреле, пользуясь художественно-дидактической таблицей «Гармонические сочетания цветов». Устно проговаривать свой замысел иллюстрации к сказке. Выполнить иллюстрацию к сказке на основе эскизов, составленных на предыдущем уроке с учетом особенностей состояния природы в костюме конкретного месяца года с помощью цвета и декора. Выражать в творческой работе отношение к содержанию и героям сказки


Творческая работа по созданию иллюстрации к сказке С.Маршака «Двенадцать месяцев»

15

Искусство дарит людям красоту. Возможности использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.


Материалы: кисти, краски, гуашь, восковые мелки

Рассматривать художественные произведения А.Ставровского, И. Парухного, О. Богаевской, воссоздающие новогоднее настроение. Называть какими средствами и художественными приемами передано праздничное настроение в картинах. Высказывать свое мнение, какими средствами и художественными приемами передано праздничное настроение, какую роль играет цвет в работах художников для передачи новогоднего настроения. Экспериментировать с красками, используя художественных приемов «по сырому» и «мазок с восковым рисунком».


Творческая работа: эксперимент с красками; создание подготовительного фона для новогодней открытки.

16

Художественное конструирование и оформление открытки. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа.


Материалы: кисти, краски, гуашь, восковые мелки

Знакомиться с историей авторской открытки, рассматривать ее как произведение графического искусства малых форм. Рассказывать об основных элементах и атрибутах поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры конструкций современных новогодних открыток. Определять и называть наиболее часто встречающуюся цветовую гамму в новогодних поздравлениях. Участвовать в обсуждении привлекательности новогодней открытки, приемов, которыми пользуются художники для передачи праздничного веселого новогоднего настроения. Изготавливать проект открытки-сюрприза с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнения рисунка-отпечатка и разноцветного фона. Самостоятельно выбирать художественные материалы. . Выражать в творческой работе отношение к новогоднему празднику.


Творческая работа «Изготовление новогодней открытки»

17

Красота и разнообразие природы, человека, зданий, выраженная средствами рисунка. Роль рисунка в искусстве.


Материалы: цветные мелки

Знакомиться и рассматривать произведения изобразительного искусства, посвященные зиме (А.Саврасова, Э.Грабаря, Н.Ромадина и П.Петрова). Объяснять символическое значение зимы в природе, жизни и искусстве. Продолжать знакомиться с основами художественной грамоты: композицией, цветом, линией, формой, ритмом. Участвовать в обсуждении средств художественной выразительности, которыми художники передают приметы зимы в разные периоды в разных видах искусства, называть их. Объяснять символическое значение зимы в природе, жизни и искусстве . Описывать устно свои зимние впечатления и наблюдения, использовать их в зарисовках в дальнейшей работе. Подбирать цветовые оттенки для изображения зимнего неба, снега, передавать в рисунке состояние зимней природы. Использовать в работе собственные наблюдения и впечатления от зимней природы. Выполнять быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домов по памяти и представлению.


Творческая работа «Наброски заснеженных деревьев, людей, домов для композиции «Зимние фантазии»

18

Элементарные приемы построения сюжетной композиции на плоскости: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика.


Материалы: кисти, гуашь,

Рассматривать тематические произведения современных художников (В.Калиничевой, В.Курчевского). рассказывать о своих впечатлениях и наблюдениях от зимней природы, полученных во время зимних каникул, о том , как переживают зим у люди, животные, растения. Объяснять роль цветовой гаммы в создании определенного состояния природы, настроения в картине. Называть цветовые оттенки снега, зимнего неба, подмеченные в натуре, находить их в произведениях художников. Участвовать в обсуждении композиции картин, выбора художником уровня горизонта и размещения композиционно-сюжетного центра. Рисовать картину зимней природы, включать в композицию улицы, дома людей, использовать в изображении их действий таблицу «Схемы фигуры человека в разнообразных движениях». Выполнять творческое задание согласно условиям. Выражать в творческой работе свое отношение к красоте зимней природы.


Творческая работа «Зимние фантазии (зимняя картина природы)»

19

Натюрморт – жанр изобразительного искусства. Передача с помощью формы и цвета, линии, штриха, пятна образа-характера предмета


Материалы: кисти, гуашь, графические материалы

Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи в произведениях живописцев ХХв. К.Петрова-Водкина, И.Кончаловског, И. Машкова, А.Васильева, В.Эльконина, М.Андреева, М.Ромадина как предметный мир, окружающий человека и отражающий мир его увлечений, его профессию, народные традиции; приводить примеры. Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности, месту их в повседневной жизни; описывать их историю. Работать по художественно-дидактической таблице изображения симметричных округлых предметов. Выполнять упражнения на передачу пропорций, конструктивных особенностей формы и объема отдельных предметов с натуры. Выполнять натюрморт, в котором предметы объединены одной темой (по выбору): «Вещи из старого дома» или придумать свой натюрморт.


Практическая работа: графическое изображение натюрморта.

20

Изображение предметов различной формы. Декоративный натюрморт. Условность формы и цвета, лини, штрихи в обобщении формы предмета


Материалы: кисти, гуашь, графические материалы

Рассматривать натюрморты художников. сопоставлять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Вспомнить приемы создания декоративного натюрморта, изученные ранее. Объяснять смысл понятия «декоративность» и то, какую роль играет цвет в декоративной композиции, насколько он может соответствовать цвету реального предмета или отличаться от него. Узнавать и называть приемы декоративного решения натюрморта: условность формы и цвета предмета, усиление цветового контраста, черные линии и штрихи. Участвовать в обсуждении средств выразительности в декоративном решении натюрмортов, художественных приемов обобщения в декоративном натюрморте. Выражать в творческой работе свое отношение к задуманному натюрморту.


Практическая работа «Декоративный натюрморт»

21

Реальность и воображение, идеи и чувства, отношение художника к реальным событиям . Рисунок как подготовительная работа. Пропорции фигуры человека


Материалы: по выбору

Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812г. Рассказывать, что известно о Бородинском сражении, высказывать свое мнение об образах конкретных героев сражения. Объяснять смысл понятия «батальный жанр». Выполнять зарисовку к стихотворению М.Лермонтова «Бородино».


Практическая работа «Зарисовки фигур солдат русской и французской армий

22

Образ человека в искусстве. Способы построения композиции при изображении тематического сюжета. Передача эмоционального состояния человека


Материалы: по выбору

Рассматривать произведения живописи, в которых художники отразили героизм и мужество всего русского народа. Рассказывать , какие строки из стихотворения М.Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображенных на фрагменте панорамы «Бородинская битва» Ф.Рубо. Называть главных героев батальных композиций, их действия, детали воинского снаряжения, боевую ситуацию. высказывать свое мнение о том, какое отношение к участникам войны передал в картинах художник В.Верещагин. Участвовать в обсуждении средств выразительности языка живописи в представленных живописных произведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812г. Работать по художественно-дидактической таблице. Рассматривать возможные сюжеты военных действий. Выполнять иллюстрацию к фрагменту стихотворения М.Лермонтова «Бородино», используя предварительные зарисовки, выполненные на предыдущем уроке. Выражать в творческой работе свое отношение к героизму русского народа известными художественными приемами и средствами.


Творческая работа: сюжетная композиция на тему стихотворения М.Ю.Лермонтова «Бородино»

23

Древние образы и знаковый характер древних изображений. Роль силуэта в орнаменте. Изображение народных праздников


Материалы: по выбору

Рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства, в которых нашло отражение многообразие картины мира, красота и разнообразие орнаментальных украшений. Рассказывать об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма, предметов быта и игрушек. Раскрывать символический смысл конструкции и декора избы и костюма. Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. Выполнять композицию «На деревенской улице праздник», работать в одной из творческой групп по изготовлению праздничного женского головного убора, основной части народного женского костюма, силуэта фасада крестьянских домов, оконных наличников или кукол в народных костюмах. Выражать в своих творческих работах свои художественно-эстетические знания и художественные умения и навыки в рисунке, аппликации, бумажной пластике, лоскутной технике. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-24

неделя художественной деятельности.

Презентация на тему: "«ВНУТРЕННИЙ МИР РУССКОЙ ИЗБЫ»«ВНУТРЕННИЙ МИР...

myshared.ru/slide/377358
Персональный сайт - Уральская роспись

rin.ucoz.net/index/uralskaja_ros...

Коллективная работа «На деревенской улице праздник»

24

Синтетический характер народной культуры. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека.


Материалы: гуашь, графические материалы

Объяснять, чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что ее роднит с другими видами народного искусства. Участвовать в обсуждении специфики искусства русского лубка, графического решения природы (земли, травы, деревьев, животных), человека, элементов одежды. выполнять поисковый эскиз композиции лубка, выбирать для сюжета декоративной композиции пословицу, поговорки или слова народной песни. Использовать в работе графические приемы черного контура, штрихов и цветовой гаммы лубочной картинки.

Презентация "Народная расписная картинка  лубок" - скачать...

ppt4web.ru/mkhk/narodnaja-raspis

Лубок  картинка народная. Обсуждение на LiveInternet - Российский...

liveinternet.ru/users/i-wolga...


Практическая работа: упражнения в изображении земли, растительности штрихами и цветовой гаммой лубочной картинки

25

Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Изображение сцен быта и труда народа на расписных картинках – лубках.


Материалы: кисти, гуашь, графические материалы

Рассматривать народную картинку как иносказательный, часто насмешливый рассказ о людских пороках, когда народные мастера «прятали» своих героев в образы животных, шутов, былинно-сказочных или песенных героев. Высказывать свое мнение о понравившемся сюжете и отношении к нему, подбирать текст к сюжету. Объяснять смысл понятий «лубок», «лубочная картина», «народная картина». Участвовать в обсуждении композиционных, графических и колористических особенностей народного лубка. Выполнять композицию лубка карандашом, раскрашивать акварелью, наносить обводку черным фломастером, тонкой кистью. Выражать в творческой работе свое отношение к выбранному сюжету, выбирать соответствующие средства художественной выразительности.


Творческая работа: собственная композиция в технике лубка героя былин или сказочного персонажа.

26

Отражение в произведениях пластических искусств человеческих идей. Отношение к человеку, обществу, природе средствами художественного языка


Материалы: по выбору

Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых отображена живительная сила при родной стихии – воды. Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родных местах, о необходимости бережного отношения к воде. Сравнивать произведения художников-пейзажистов и плакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, сета, формы, объема предметов. Подготовить материалы (вырезки из журналов, связанные с темой изображения, цветную бумагу, слова-заготовки) для выполнения на следующем уроке плаката в технике коллажа. Выполнять кистью, гуашью поисковые эскизы плаката на тему «Вода – жизнь», намечать яркими пятнами места размещения текста и общие очертания изобразительных элементов.

Достопримечательности Свердловской области | НАШ УРАЛ

nashural.ru/mesta-reg/sverdl-obl.


Творческая работа: поисковые эскизы для плаката «Вода – жизнь»

27

Виды художественной деятельности: рисунок, живопись. «Язык» , на котором говорит художник. Проявления художественной культуры на улице.


Материалы: по выбору

Рассматривать и анализировать разные варианты композиций плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызывают произведения художников-плакатистов. Объяснять смысл понятий «экологический плакат», «коллаж». Участвовать в обсуждении поисковых эскизов для выполнения их в технике коллажа. Создавать проект плаката на тему «Вода – жизнь» в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на предыдущем уроке. Выражать в творческой работе свое отношение к природе средствами художественного образного языка плаката.


Творческое задание: проект плаката в технике коллажа.

Материалы: цветная бумага, вырезки из журналов, газет, фотографии, маркер, фломастер

28

Жанр изобразительного искусства: пейзаж. Создание композиции пейзажа на плоскости с основной идеей «Земля - наш общий дом»


Живописные материалы


Рассматривать произведения изобразительного искусства русских художников-пейзажистов XIXXX вв. А. Саврасова., Б. Домашникова, П. Фомина и народного мастера Т. Милютина, в которых созданы образы русской весенней природы России разных географических широт. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства и красоты весенней природы в родных местах, об их цветовой гамме. Называть оттенки цвета, которые используют живописцы в изображении лесных далей, объяснять, как можно добиться неясных оттенков цвета в работе с акварелью, гуашью. Участвовать в обсуждении того, какие моменты весенней природы заинтересовали художников, чем они любуются и восхищаются; находить общее и различное в передаче радостного обновления всего живого, природы, человека; сравнивать средства художественной выразительности в передаче особых примет весенней природы в разные периоды. Находить различия в построении композиционных схем, определять, что меняется в изображении неба, моря при изменении уровня горизонта, на каких палитрах представлена цветовая гамма. Экспериментировать с художественными материалами в передаче определенного весеннего состояния. Выполнять по памяти или по наблюдению эскиз композиции весеннего пейзажа. Выполнять композицию «Русский мотив», выбирать художественные материалы для создания максимальной выразительности замысла.


Творческая работа: создание эскиза будущей композиции

29

Использование различных художественных материалов и средств для создания образов природы в рисунке, живописи


Живописные материалы


Творческая работа «Весенний пейзаж»

30

Образ современника в живописи. Выразительность объемных композиций. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Образ защитника Отечества.


Материалы: по выбору

Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о героях Великой Отечественной войны 1941-1945гг. и о Дне Победы. Называть произведения искусства, посвященные защите Отечества мастеров родного края. Высказывать свое мнение о средствах выразительности, которыми художники и скульпторы раскрывают в произведениях эстафету поколений и историческую перспективу подвига народа и памяти о нем. Объяснять смысл понятия «монументальное искусство». Участвовать в обсуждении произведений искусства, посвященных историческим событиям Великой Отечественной войны 1941-1945гг, подвигу народа. Выполнять эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю», эскиз памятника, посвященного победе в ВОВ. Выражать свое отношение к всенародному празднику, ощущение радости и торжества в своей творческой работе.

Свердловск. Памятники

Великой Отечественной войны.

1723.ru/read/books/sverdlovsk.

Памятники Великой Отечественной войны.

na-strazhe.ru/архив-великой..


Творческая работа: эскиз памятника героям Великой Отечественной войны 1941-1945гг

31

Проявления художественной культуры вокруг нас. Богатство и разнообразие художественной культуры. Образы-символы в медальерном искусстве


Материалы: по выбору

Рассматривать ордена и медали, которыми отмечены подвиги народа в Великой Отечественной войне. Рассказывать, как каждое изображение связано со значением медали. Объяснять смысл понятий «медаль», «орден», «медальерное искусство». Участвовать в обсуждении того, что изображено на медалях городов-героев Москвы, Ленинграда, Севастополя, Сталинграда. Выполнять памятную плакетку «Слава воину-победителю» согласно эскизу. Выражать в творческой работе свое отношение к наградам за защиту Отечества известными художественными приемами и средствами выразительности.


Творческая работа «Эскиз памятной медали ко Дню Победы»

32

Интернациональный язык искусства. Создание композиции на заданную тему на плоскости (орнамент).

Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значении знаков-символов в декоративном убранстве одежды и жилища русского человека. Находить отличия в орнаментах России, Италии, Франции, Турции и др. Участвовать в обсуждении художественных закономерностей орнаментального образа в использовании различных выразительных средств разными народами мира.

Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искусства в разных странах мира. Выражать в творческой работе свое отношение к красоте орнамента. Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей. Выполнять задания творческого и поискового характера.


Защита презентаций

33

Региональное разнообразие и национальные особенности орнаментов народов Урала и Свердловской области в частности.

Орнамент

finnougoria.ru/community/folk.


vedruss-prosnis.ucoz.ru/_ld/0...


34

Изобразительная природа художественной фотографии. Сходство и различия фотографии и произведения изобразительного искусства.

Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении искусства, объяснять разницу. Находить общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Понимать и принимать условность художественного образа.

Дом Метенкова - фотографический музей

metenkov.narod.ru

Практическая работа «Создание интересных фотографий природы, жизнедеятельности окружающих людей»

35

Экскурсия в музей изобразительных искусств Екатеринбурга. Его внешний вид, характер интерьера, специфика коллекций. Произведения разных видов и жанров изобразительных искусств.

Воспринимать и давать эмоциональную оценку шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства. Выражать в беседе свое отношение к произведениям изобразительного искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Екатеринбургский музей изобразительных искусств — Википедия

ru.wikipedia.org/wiki/Екатеринбу...







Рабочая программа по предмету «Искусство (ИЗО) для 4 класса УМК "Перспектива"
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа разработана на основе ФГОС начального общего  образования, национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования Свердловской области, примерной программы по изобразительному искусству, программы   «Изобразительное искусство»  Т.Я. Шпикаловой,  Л.В. Ершовой

В пояснительной записке определены цели, задачи, место и роль учебного предмета, основное содержание предмета, условия реализации программы , планируемые результаты в соответствии с ФГОС к выпускникам начальных классов, материально-техническое обеспечение, критерии оценивания практических работ, учебно-тематическое планирование для 4 класса, составленное на основе и в соответствии с формулировками примерной программы "Изобразительное искусство".

Автор Игумнова Марина Станиславовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 753
Номер материала 42396
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓