Главная / Начальные классы / Рабочая программа по предмету «Искусство (ИЗО) 3 класс УМК "Перспектива"

Рабочая программа по предмету «Искусство (ИЗО) 3 класс УМК "Перспектива"

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 156



РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ

на заседании МО зам. директора по УД директор МАОУ-СОШ № 156

Протокол № __ от «__»______ г. ________/Е.А. Леонтьева ____________/Н.В.Павлова

Руководитель МО: «____»_____________г. приказ №_______________

___________/И.Г. Губернаторова «_____»________________г.







Рабочая программа

по предмету «Искусство (ИЗО)

образовательная область «Искусство»

для 3-а класса

на 2014-2015 учебный год





Составитель: Игумнова М.С.

учитель высшей квалификационной категории





г. Екатеринбург





Пояснительная записка

Рабочая программа (далее – Программа) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования Свердловской области, примерной программы по изобразительному искусству, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, требований Основной образовательной программы МАОУ – СОШ № 156, программы «Изобразительное искусство» Т.Я. Шпикаловой, Л.В. Ершовой.

Уникальность и значимость учебного предмета определяется нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции; одномоментного восприятия сложных объектов и явлений, эмоционального оценивания; способности к познанию мира через чувства и эмоции. Овладение основами художественного языка, получение опыта эмоционально-ценностного, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

Цель:

  • Развитие личности учащегося средствами искусства

  • Получение эмоционально-ценностного опыта восприятия произведений искусства и опыта художественно-творческой деятельности

Задачи:

  • воспитание интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, формирование представлений о добре и зле; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран;

  • развитие воображения, творческого потенциала ребенка, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способностей к эмоционально-ценностному отношению к искусству и окружающему миру, навыков сотрудничества в художественной деятельности

  • освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне – их роли в жизни человека и общества;

  • овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса


Место и роль учебного предмета

«Искусство (ИЗО)» в начальной школе является базовым предметом. Совместно с остальными предметами, ориентированными на развитие рационально-логического мышления, изобразительное искусство, направленное на развитие эмоционально-образного художественного типа мышления, обеспечивает становление целостного мышления растущего человека, любящего свой родной край, свою страну.

Согласно учебному плану на 2013-2014 гг. на изучение изобразительного искусства в 3 классе отведено 35 часов в год (1 ч. в неделю).

Доминирующее значение имеет направленность предмета на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.

Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.


Содержание предмета

Учебный материал в Программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй блок дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они в разной степени присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Это позволяет по-разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения

Виды художественной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу.

Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России).

Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приёмы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.

Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.

Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы). Объём — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.

Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приёмы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объёма, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Декоративно-прикладное искусство. Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отражённые в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция. Элементарные приёмы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, тёмное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.

Цвет. Основные и составные цвета. Тёплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и чёрной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.

Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закруглённые спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и худо-жественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.

Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Объём. Объём в пространстве и объём на плоскости. Способы передачи объёма. Выразительность объёмных композиций.

Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.

Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?

Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнёзда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д.

Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и зарубежного искусства, изображающих природу (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).

Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства.

Родина моя — Россия. Роль природных условий в характеристике традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Образ защитника Отечества.

Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.

Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных мате риалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России).

Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.

Опыт художественно-творческой деятельности

Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).

Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объёмом, фактурой.

Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.

Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.

Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объёма, фактуры материала.

Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа , аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъёмки, бумажной

пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины , подручных и природных материалов.

Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.

Дополнения и изменения к Программе

Программа дополнена минимумом содержания образования национально-регионального компонента. Это необходимо для формирования общеучебных навыков, обеспечения особенностей региона, места проживания и создания условий для успешной адаптации в микросреде. Систематическое освоение художественного наследия края помогает осознать искусство как духовную летопись жителей региона, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиску истины.

Количество часов национально-регионального компонента: 17 часов.

Содержание занятий по изобразительной деятельности с учётом НРК строится на основе различных информационных источников, обозначенных в графе НРК. Указанные в планировании источники соответствует целям НРК

Содержательные линии:

1.Культурно-историческая (человек и история, человек и культура)

2.Экологическая культура (человек и природа)

3.Художественная культура

4.Социально –экономическая и правовая культура

Цели НРК

  • Формировать представления о преемственности традиционных и современных форм жизнедеятельности человека в регионе через организованное изучение художественного творчества Среднего Урала

Формировать гордость за свой народ, край, страну, уважение к другим народам.

Воспитывать любовь, уважение к народным традициям, обычаям народов Урала.

Развивать способность видеть проявление художественной культуры в реальной жизни Екатеринбурга и Уральского региона;

В Программе учтены психофизиологические особенности младшего школьника и состояние здоровья учащихся класса.

Условия реализации Программы

Исходя из общей структуры учебной деятельности, образовательный процесс строится таким образом, чтобы каждый ученик имел возможность системно выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, определенных ФГОС, сохраняя и укрепляя и при этом свое здоровье и достигая личностные, метапредметные и предметные результаты, достаточные для успешного продолжения образования в основной школе.

С этой целью методы объяснения заменяются деятельностным методом обучения, основанным на методе рефлексивной самоорганизации, а традиционная технология объяснительно-иллюстративного метода обучения − технологией деятельностного метода (ТДМ).

Все уроки строятся на основе метода рефлексивной самоорганизации, поэтому в ходе их учащиеся также имеют возможность выполнять весь комплекс универсальных учебных действий, но на каждом из этих уроков делаются разные акценты. Так, если на уроках открытия нового знания основное внимание уделяется проектированию новых способов действий в проблемных ситуациях, то на уроках рефлексии – формированию умения применять изученные способы действий, корректировать свои действия и самостоятельно создавать алгоритмы деятельности в задачных ситуациях. На уроках обучающего контроля отрабатываются действия контроля, коррекции и оценки, а на уроках систематизации знаний формируется способность к структурированию знаний.

Таким образом, на предметном содержании предмета «Искусство (ИЗО)» учащиеся получают возможность на каждом уроке овладевать всем комплексом универсальных учебных действий и структурой учебной деятельности в целом, то есть вырабатывать умение учиться.

Художественно-творческая деятельность может включать:

  • Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструкторской деятельности.

  • Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения)

  • Овладение основами художественной грамоты

  • Создание моделей бытового окружения, лепка и бумагопластика, индивидуальная и коллективная деятельность

Важным ресурсом достижения учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов образования является создание информационно-образовательной среды, адекватной деятельностному методу организации образовательного процесса




Планируемые результаты

Личностные результаты

  1. формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических демократических ценностных ориентаций;

  2. формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

  3. формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

  4. овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  5. принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

  6. формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

  7. развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  8. развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  9. формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  6. активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  7. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить своё выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  8. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

  9. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  10. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  11. определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  12. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и процессами.

Предметные результаты:

  • сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  • сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края. Эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  • овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  • овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, декоративно-прикладной деятельности, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.)

В результате изучения изобразительного искусства обучающийся должен:
      знать/понимать

  1. доступные сведения о памятниках культуры и искусства, связанные с историей, бытом и жизнью своего народа; ведущие художественные музеи России и своего региона;

  2. понятия: живопись, графика, пейзаж, натюрморт, портрет, архитектура, народное декоративно-прикладное искусство;

  3. отдельные произведения выдающихся художников и народных мастеров;

  4. приемы смешения красок для получения разнообразных теплых и холодных оттенков цвета (красный теплый и холодный, зеленый теплый и холодный, синий теплый и холодный), приемы плавного и ступенчатого растяжения цвета;

  5. основы орнамента (символика орнаментальных мотивов, ритмические схемы композиции, связь декора с материалом, формой и назначением вещи);

  6. основные правила станковой и декоративной композиции (на примерах натюрморта, пейзажа, портрета, сюжетно-тематической композиции); средства композиции: зрительный центр, статика, динамика, ритм, равновесие;

  7. разнообразные средства выразительности, используемые в создании художественного образа (формат, форма, цвет, линия, объем, ритм, композиция, пропорции, материал, фактура, декор);                                  

уметь:

1.  организовывать свое рабочее место;

2. пользоваться кистью, красками, палитрой, ножницами, линейкой, шилом, кистью для клея, стекой, иголкой;
      3. правильно определять, рисовать, исполнять в материале форму простых и комбинированных предметов, их пропорции, конструкцию, строение, цвет;
       4. применять способы смешения акварельных, гуашевых красок для получения разнообразных оттенков в соответствии с передаваемым в рисунке настроением;
      5. выбирать величину и расположение изображения в зависимости от формата и размера листа бумаги;

6. учитывать в рисунке особенности изображения ближних и дальних планов, изменение цвета предметов по мере их удаления от зрителя;
      7. применять основные средства художественной выразительности в рисунке и живописи (с натуры, по памяти и представлению), в конструктивных работах, в сюжетно-тематических и декоративных композициях с учетом замысла;
      8. рисовать кистью без предварительного рисунка элементы жостовского орнамента, придерживаться последовательности исполнения росписи;    

9. выполнять сюжетно-тематические и декоративные композиции по собственному замыслу, по представлению, иллюстрации к литературным и фольклорным произведениям изобразительными материалами, в технике аппликации из бумаги, ткани     

10. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности:
- выражать свое эмоционально-эстетическое отношение к произведениям изобразительного и народного декоративно-прикладного искусства, к окружающему миру; чувствовать гармонию в сочетании цветов, в очертаниях, пропорциях и форме предметов;
       - высказывать собственные оценочные суждения о рассматриваемых произведениях искусства при посещении художественных музеев, музеев народного декоративно-прикладного искусства;
       - воспитывать нравственно-эстетическое отношение к родной природе, Родине, защитникам Отечества, национальным обычаям и культурным традициям народа своего края, своей страны и других народов мира;


Контроль и оценка результатов

Для осуществления контроля за усвоением теоретических знаний и формированием практических умений по предмету используются: устные индивидуальные и фронтальные ответы, творческие работы (индивидуальные и коллективные).

Уровень компетентности обучающихся 2-4 классов оценивается на основе требований федеральных государственных образовательных стандартов, с учетом особенностей обучающихся и выражается в отметках по пятибалльной системе:

«5» - отлично,

«4» - хорошо,

«3» - удовлетворительно,

«2» – неудовлетворительно,

«1» – плохо.

Критерии оценивания устных ответов:

Отметка «5»

  1. полностью усвоил учебный материал;

  2. умеет изложить его своими словами;

  3. самостоятельно подтверждает ответ конкретными примерами;

  4. правильно и обстоятельно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «4» 

  1. в основном усвоил учебный материал;

  2. допускает незначительные ошибки при его изложении своими словами;

  3. подтверждает ответ конкретными примерами;

  4. правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

Отметка «3»

  1. не усвоил существенную часть учебного материала;

  2. допускает значительные ошибки при его изложении своими словами;

  3. затрудняется подтвердить ответ конкретными примерами;

  4. слабо отвечает на дополнительные вопросы.

Отметка «2»

  1. почти не усвоил учебный материал;

  2. не может изложить его своими словами;

  3. не может подтвердить ответ конкретными примерами;

  4. не отвечает на большую часть дополнительных вопросов учителя.

Отметка «1»  

  1. учебный материал полностью не усвоен.

Критерии оценивания практических умений

«5» - выполнены правильно все требования

«4» - не соблюдены 1-2 требования

«3» -допущены ошибки по трем требованиям

«2» - допущены ошибки более, чем по трем требованиям

 «1» - допущены  ошибки  по  всем  требованиям.

Требования к выполнению творческой работы

1. Правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).

2. Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.

3. Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы.

4. Аккуратность всей работы.

Эффективность формирования универсальных учебных действий на уроках изобразительного искусства на этапе промежуточного контроля и оценки осуществляется методом наблюдения учителем, получением информации от родителей и фиксация результатов наблюдений в Таблице метапредметных и личностных результатов. Показателями эффективности работы является самостоятельность в выполнении учебных действий, количество затрачиваемого времени на подготовительные и собственно учебные действия, сформированность навыка самоконтроля.


Для осуществления контроля и оценки планируемых результатов по предмету используются пособия:

Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс.– Просвещение, 2011.



Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

количество

примечания

Учебно-методическое обеспечение



  1. Стандарты второго поколения «Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2-х частях Часть 2. 2-е издание, переработанное, М. «Просвещение» 2010г.

  2. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Изобразительное искусство. Учебник. 3 класс.– Просвещение, 2011.

  3. Шпикалова Т.Я. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 3 класс.– Просвещение, 2011.

  4. Шпикалова Т.Я., Ершова Л.В. Уроки изобразительного искусства. Поурочные разработки.1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.-М.:Просвещение, 2013

  5. Учебно-наглядные пособия:

Репродукции картин:

- Знакомимся с натюрмортом

- И.И. Шишкин, И.И. Левитан.

- В.А. Серов, А.Я. Ярошенко

- Н.П. Брюллов, А.П. Федотов

- В.М. Васнецов, Е.И. Репин

- И.К. Айвазовский, М.А. Врубель

Альбомы:

- Мезенская роспись

- Сказочная гжель

- Жостовский букет

- Городецкая роспись

- Дымковская игрушка

Папки :

  1. Рисуем по представлению:

    • Дома сказочных героев

    • Сказочные герои

    • Графика. Рисуем животных

    • Мир вокруг нас

    • Натюрморт

  2. Декоративное рисование:

  • Дымковская роспись

  • Городецкая роспись

  1. Декоративное рисование:

  • Полхов-Майданская роспись

  • Гжельская роспись

  • Хохломская роспись

  • Глиняная посуда

  1. Декоративное рисование:

  • Русская матрешка

  • Глиняная игрушка

  • Жостовская роспись

  1. Декоративное рисование:

  • Узоры и орнаменты

  • Русь. Школьникам о человеке в истории и культуре

  • Народный русский костюм

  • Узоры Северной Двины

  • Чугунное литье

  1. Рисуем с натуры и по представлению:

  • Пейзаж

  • Цветы

  • Деревья

  • Листья

  • Плоды

  • Посуда

  1. Лепим из пластилина

Д







Д

Д





Д



К

К



Д







Ф/Д
























Д
Д
Д

Д





Д

Д





Д



Д




Печатные пособия



  1. Портреты русских и зарубежных художников

Д


Информационно-коммуникативные средства



  1. Электронная библиотека по искусству:

  • Фотографии и таблицы, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству, по народным промыслам

  • Презентации по изо (изобразительное искусство, жанры искусства, живопись, портрет, пейзаж, промыслы, художники, картины, архитектура, скульптура)

  • Разработки уроков и внеклассных материалов по изобразительной деятельности

4. Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности:

  • Текстовый редактор

  • Редактор создания презентаций


Д
Д
Д



Д



Д
















Постоянно пополняется на электронном носителе

Технические средства обучения



  1. Музыкальный центр

  2. DVD-проигрыватель

  3. Компьютер с программным обеспечением

  4. Телевизор

  5. Мультимедийный проектор

Д

Д
Д
Д
Д


Экранно-звуковые пособия



1.Видеофильмы и презентации по памятникам архитектуры Екатеринбурга и Урала; творчеству отдельных художников; народным промыслам, видам и жанрам изобразительного искусства, декоративно-прикладному искусству

2.ФГОС. Планирование учебной деятельности. Начальная школа. Изобразительное искусство. 3 класс. УМК «Перспектива». Волгоград, «Изд-во «Учитель»

Д

На электронном носителе, постоянно пополняется


Учебно-тематическое планирование

Тематическое планирование и содержание урока

Деятельность учащихся на уроке

НРК

Методы и формы контроля

1

Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д.Контраст цвета и фактуры, света и тени. Натюрморт: свет, цвет, форма

Натюрморты А.Герасимова, П.Юкина.

Земля одна, а цветы на ней разные.

Сравнивать натюрморты живописцев и графиков, выявлять общее и различное в них. Обсуждать композиции, колорит и выразительные средства передачи красоты форм и цветовой окраски осенних цветов.

Использовать различные приемы работы кистью при изображении осенних цветов. Рисовать кистью.

Проговаривать этапы и приемы выполнения работы.

Создавать элементарные композиции на заданную тему. Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы.


ПР.Рисунок с натуры или по памяти «Чужие цветы краснее, а свои милее» ( акварель, гуашь)

2

Произведения народного художественного промысла с. Жостово. Русские лаки: традиции мастерства.

Роспись жостовских подносов. Послойное жостовское письмо: замалевок,, тенёвка, прокладка, бликовка, чертёжка, привязка

Рассматривать и обсуждать своеобразие цветочных композиций («букет», «венок», «россыпь», «ветка с угла») на жостовских подносах, выразительность композиции на черном или цветном фоне, особенности орнамента.

Экспериментировать кистью рисовать веточку и цветок лилии послойной росписью .

Изготавливать эскиз подноса по мотивам жостовской росписи, передавать специфику стилистики произведений народного художественного промысла Жостова. Анализировать и оценивать готовые рисунки.

Создавать свой собственный узор на подносе по мотивам жостовской росписи. Изображать растения, сказочные и фантастические существа.



ПР Упражнение-эксперимент «Приемы послойного жостовского письма (росписи) гуашь

3

Искусство росписи по металлу. Сходство и различие кистевой росписи мастеров Жостова и Городца

О чем может рассказать русский расписной поднос. Традиции Жостова. Русские лаки: традиции мастерства.

.



ПР «Цветочная роспись подноса»

(гуашь)

4

Сходство и контраст форм. Свет и тень. Форма и объем. Жанр натюрморта.Натюрморты И.Машкова, З.Серебряковой, В.Серова, В.Стожарова и др. Примеры своеобразия плодов Урала на картинах местных художников.

Каждый художник урожай своей земли хвалит

Высказывать собственные чувства в отношении созданных художественных образов. Приводить или находить примеры своеобразия плодов родного края на материале местных художников. Наблюдать, сравнивать объекты в природе и их изображения с натуры на картинах.

Выполнять упражнения на светотеневое решение фруктов разными способами , передавать многоцветность, объемность, освещенность плодов родной земли. Создавать натюрморт, используя предложенные композиционные схемы

Художники Урала.Дробинин А.Г.. Комментарии : LiveInternet ...

www.liveinternet.ru/users/3649345/post155998991

ПР Натюрморт «Славный урожай»

(гуашь, акварель, цветные карандаши)

5

Интернациональный язык искусства. Передача с помощью формы и цвета образа-характера предмета.

Орнамент народов мира: традиции мастерства, Общее и различное в творениях народов мира. Зеркально-симметричная основа многоярусного орнамента Каждый художник урожай своей земли хвалит

Уникальность искусства многих народов Земли. Искусство японских и китайских мастеров конструирования и художественного оформления воздушных змеев.

Рассматривать варианты традиционных форм воздушных змеев. Анализировать орнаментальные мотивы, образующие узор в разных ярусах.

Наблюдать, сравнивать, производить анализ геометрической формы предмета.

Проектировать самостоятельно эскиз воздушного змея , используя простые формы для создания выразительных образов.

Использовать декоративные элементы, простые узоры на зеркально-симметричной основе многоярусного орнамента для украшения реальных и фантастических образов. Рассказывать о своих идеях художественного решения задачи..



ПР «Воздушный змей на основе зеркально-симметричной формы» (материалы по выбору)

6

Ритм пятен, цвета. Лоскутная мозаика: традиции мастерства.

Произведения традиционного искусства из текстиля в технике ручного ткачества, ковроплетения, в технике шитья из цветных лоскутов.


Наблюдать, прочитывать ритм, цветовой строй, композиционные приемы в изделиях из текстиля, находить контрастные и нюансные отношения на примерах тканых, ковровых, лоскутных изделий.

Читать цветовые и композиционные схемы для решения ковровых, тканых и лоскутных изделий.

Применять новый прием ступенчатого растяжения цвета. Создавать эскиз лоскутного коврика на основе собственного варианта комбинаций цветных квадратов и треугольников.

Определять приемы, характерные для лоскутной мозаики.


ПР «Коврик по мотивам народной лоскутной мозаики» с элементами орнамента «изба», «елочка» и др. (гуашь, акварель, фломастеры)

7

Пейзаж как жанр изобразительного искусства, одно из средств выражения патриотических чувств человека . Пространство и цвет, воздушная перспектива.

Пейзаж в произведениях поэзии изобразительного искусства. Живописные просторы Родины.

Способы передачи пространства в пейзажных композициях.

Рассказывать о своих наблюдениях за природой.

Обсуждать средства выразительности пейзажной живописи (цвет, композиция, перспектива).

Экспериментировать с акварельными красками, цветными карандашами, подбирая оттенки цвета при передаче пространственных планов в заданных графических композициях пейзажа.

Овладевать на практике основами цваетоведения.

Прочитывать композиционные схемы пейзажей. Создавать собственные сюжеты на заданную тему.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы.

Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт.

Художники Урала.Дробинин А.Г.. Комментарии : LiveInternet ...

www.liveinternet.ru/users/3649345/post155998991



художники урала - Самое интересное в блогах - LiveInternet

www.liveinternet.ru/tags/художники+урала/page18.html‎

ПР Рисунок по памяти , представлению «Родные просторы» (гуашь, акварель)

8

Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей родной природы в росписи гжельской майолики.

Русская майолика: традиции мастерства

Красота и функциональность гжельской майолики. Понятия: керамика, майолика, квасник, кумган.

Рассматривать и обсуждать особенности керамических изделий гжельской майолики, находить и объяснять смысл основных знаков-образов народного искусства. Экспериментировать с акварельными красками на растяжение цвета.

Сравнивать расположение росписи на различных изделиях. Создавать самостоятельно живописными средствами композицию пейзажа по мотивам гжельской майолики.


ПР Декоративная настенная тарелка, украшенная природными мотивами гжельской майолики (акварель)

9

Конструкция и декор традиционного крестьянского жилища Единство декоративного строя в украшении жилища. .Постройки Русского Севера. Архитектурные понятия и термины: причелина, полотенце, красные окна, оконный наличник, охлупень. Знаки-символы в народном орнаменте на примере знаков-оберегов.

Рассматривать и знакомиться с особенностями русского деревянного зодчества, понимать целостность образа культуры народа, страны, эпохи, знаково-символический язык в старинных архитектурных постройках. Обсуждать особенности орнамента в убранстве крестьянской избы. Создавать собственный элемент фасада деревянного дома, пропорционально и выразительно намечая главные части архитектурных объемов. Располагать готовые работы в виде улицы деревянных домов. Давать оценку «построенным» домам, их конструктивным особенностям. Рассматривать , находить украшения , знаки-символы и знаки-обереги на домах в родном городе, объяснять их назначение.

Фотоальбом "Красоты Урала". Фото самых красивых мест | НАШ ...

nashural.ru/Krasota.htm


ПР Изображение крестьянской избы с использованием элементов декора «Крестьянская рубленая изба» для коллективной композиции «Русская старинная улица» (карандаш, перо, фломастер)

10

Синтетический характер народной культуры в украшении жилища. В мире народного зодчества: традиции мастерства.

Деревянное зодчество России

Старинная архитектура на примере теремных построек. Внешнее убранство терема

Обсуждать особенности деревянных построек, рассматривать теремные постройки, находить особенности конструкций домов-теремов, элементы теремной постройки. Подыскивать и применять яркие образные выражения для описания их архитектурного и орнаментального наряда. Выполнять графические зарисовки архитектурных композиций. Фантазировать на темы сказок, придумывать и изображать терема по собственному замыслу.

Фотоальбом "Красоты Урала". Фото самых красивых мест | НАШ ...

nashural.ru/Krasota.htm

ПР Фантазируем «Сказочный терем»

(материалы по выбору)

11

Роль рисунка в искусстве. Живая природа: форма и цвет, пропорции в изображении птиц.

Птицы зимующие на Урале. Техника акварельной живописи «по-сырому»

Обобщать впечатления учащихся, связанные с предварительным наблюдением птиц в природе. Рассказывать о своей помощи зимующим птицам. Осваивать через наброски пропорции, форму птиц, подбирать окраску снегирей ; новую технику «по-сырому». Отмечать характерные особенности строения, пропорций, окраски оперения птиц.


ПР Набросок зимующих птиц родного края в технике акварели «по-сырому» (акварель)

12

Конструкция и единство декоративного строя предметов быта, орудий труда. Натюрморт: свет и тень, объем и пропорции

Натюрморт как жанр изобразительного искусства, раскрывающий страницы истории, культуры, предметного мира. Традиции старинного русского быта.


Обсуждать традиции старинного русского быта. Анализировать колористические решения, найденные художниками для показа дневного и вечернего освещения предметов. Называть предметы, составляющие композицию. Обозначать общий колорит будущей картины. Пояснять линии, расположенные на освещенных поверхностях предметов (справа). Рассказывать, с помощью каких деталей можно дополнит или изменить композицию. Рисовать с натуры натюрморт из старинных или современных предметов быта.


ПР Натюрморт из старинных или современных предметов быта (акварель)

13

Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Разнообразные штрихи и линии

Возможности графических средств в изображении состояния природы зимой.

В диалоге делиться своими впечатлениями по поводу наблюдений за зимними переменами. Рассматривать картины с зимними пейзажами художников –графиков, выявлять общее и различное на них, высказывать главную идею произведений, называть художественные средства выразительности, воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу. Экспериментировать с белой краской для создания эмоционально-выразительного образа природы, передачи хрупкости , ажурности и декоративности зимних растений, хрустальности зимнего парка. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы. Самостоятельно создавать образы зимних растений. Выявлять элементы художественного изображения сказочности и поэтичности зимнего пейзажа.

Художники Урала.Дробинин А.Г.. Комментарии : LiveInternet ...

www.liveinternet.ru/users/3649345/post155998991


ПР Зимний пейзаж в графике «Заснеженные деревья (или ветки, кусты)» (тушь, перо, белая гуашь)

14

Орнаментальные мотивы в украшении зимней одежды разных народов с использованием древних образов-знаков. Особенности построения сетчатых орнаментов. Знаки-символы в орнаменте народов Севера. Украшения из бисера.

Обсуждать композиционный строй мехового мозаичного орнамента, цветовой гаммы вязаных изделий (варежки, перчатки). Сравнивать традиционную одежду народов Севера, определять в ней общие мотивы и обсуждать символику орнамента. Самостоятельно создавать эскиз украшения из бисера с использованием колорита и элементов орнамента традиционной зимней одежды и украшений.


ПР Эскиз «Украшения из бисера для одежды народов Севера» (материалы по выбору)

15

Изображение народного празднования Нового года. Приемы работы различными графическими материалами.

Традиции празднования Нового года у разных народов. Семейные традиции празднования Нового года

Рассказывать о традициях празднования Нового года в разных странах, обсуждать семейные традиции празднования и подготовки карнавальных костюмов, украшений и сувениров для елки. Рассматривать и анализировать работы художников-модельеров, интересные дизайнерские решения в изготовлении карнавального костюма. Фантазировать, придумывать новые интересные атрибуты новогоднего праздника: привлекательных гирлянд, необыкновенных елочных игрушек. Обсуждать, какие приемы работы с кистью и красками помогут лучше передать веселье, изобразить новогоднее скопление гостей, радостное карнавальное шествие (растяжение цвета, прием раздельного мазка). Создавать свою собственную сюжетную композицию праздничного карнавала.

художники урала - Самое интересное в блогах - LiveInternet

www.liveinternet.ru/tags/художники+урала/page18.html‎


ПР «Участники новогоднего карнавала на школьном новогоднем празднике» (материалы по выбору)

16

Трансформация форм. Изготовление маски с использованием приемов трансформации формы для выразительности характеристики персонажа.

Маски – образы матушки природы, фантастические и сказочные образы, маски ряженых.

Традиции маскарадных представлений у разных народов и игровых обрядов традиционной культуры на Руси

Знакомиться с историей создания масок, с традициями ряженья на Руси. Обсуждать эстетическую и культурную сущность маски, маскарада, обряда ряженья. Рассматривать и обсуждать репродукции народного календаря В.Журавлевой «Месяцеслов». Рассказывать о зимних признаках, событиях, приметах. Создавать эскиз образа матушки-зимы или маски ряженого через элементы зимнего костюма, головных уборов. маску из подручных материалов


ПР Эскиз карнавальной маски-очков или маски-личины, маски ряженого. (материалы по выбору)

17

Геометрические и природные формы в орнаменте в одежде.. Русский народный костюм: узоры-обереги

Ансамбли северорусского и южнорусского костюмов из коллекций крупнейших музеев России. Русский народный костюм как «модель Вселенной». Названия и изображения знаков-оберегов в русском народном костюме.

Рассматривать и обсуждать особенности народных праздничных народных костюмов из коллекции Государственного исторического музея и музея этнографии, а также книжные иллюстрации к русским народным сказкам, где герои одеты в народные костюмы.. Работать со словарем терминов. Сравнивать и анализировать главные части северорусского и южнорусского костюмов. Находить общее и различное в них. Создать силуэт женской фигуры в народном костюме, разместить на вороте, оплечье, подоле рубахи, сарафана или поневы и передника, головном уборе знаки –обереги в их украшении.



ПР Силуэт женской фигуры в народном костюме со знаками –оберегами (фломастер, карандаши)

18

Разнообразие материалов и возможности использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.

Жизнь костюма в театре. Сценический костюм героя: традиции народного костюма.

Театральные костюмы русской оперы. Отражение в сценическом костюме своеобразия старинного русского костюма. Декорации театра.

Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием предметов быта, одежды, театральных декораций. Рассматривать театральные костюмы героев русской оперы. Понимать роль художника в театре. Обсуждать особенности одежды сказочных героев из кинофильмов, мультфильмов и на иллюстрациях книг. Высказывать свои суждения о том, какой сценический костюм выбран для творческой работы и в какой технике будет выполнен эскиз. Создавать собственный эскиз театрального костюма.


ПР Эскиз театрального костюма (пастель, мелки, фломастеры)

19

Искусство дизайна в современном мире. В мире народного зодчества: традиции мастерства.

Старинное каменное зодчество. Архитектура крепостей.. Основные архитектурные элементы крепостного ансамбля.

«Путешествовать» в прошлое нашей Родины, связанное с героической обороной ее рубежей. Работать с текстом учебника и иллюстрациями исторических памятников архитектуры.. Обсуждать основные архитектурные элементы крепостного ансамбля. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, архитектурным постройкам. Рассматривать изображения Зарайского монастыря и выполнять творческое задание (изовикторина). Раскрашивать готовый рисунок в соответствии со своими представлениями о цветовом решении архитектурного ансамбля. Читать композиционные схемы крепостных построек и определять соответствие между ними и иллюстрациями в учебнике

Фотоальбом "Красоты Урала". Фото самых красивых мест | НАШ ...

nashural.ru/Krasota.htm

Архитектура и достопримечательности Екатеринбурга ...

ru.wikipedia.org/.../Архитектура_и_достопримечательности_Екатери.



ПР «Старинный город-крепость». (акварель, гуашь)

20

Образы архитектура разных эпох и народов. Памятники архитектуры.

Исторические памятники архитектуры родного города, края.


Выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы. Рассказывать о памятниках старинной архитектуры Екатеринбурга, Свердловской области, Урала (их облик, пропорции архитектурных объемов, основные элементы крепостного ансамбля, особенности планировки с учетом ландшафта, декоративное убранство, его история или легенды, связанные с подвигами его жителей или мастерами –строителями).

Создавать свой сказочный образ старинного города-крепости

Фотоальбом "Красоты Урала". Фото самых красивых мест | НАШ ...

nashural.ru/Krasota.htm

Архитектура и достопримечательности Екатеринбурга ...

ru.wikipedia.org/.../Архитектура_и_достопримечательности_Екатери.


ПР «Старинный город-крепость» завершение работы (материалы по выбору)

21

Передача с помощью цвета теплой или холодной гаммы характера человеческих взаимоотношений, различных эмоциональных состояний: добра и зла, сострадания и героики, тревоги.

Защитники земли Русской. Патриотическая тема в искусстве. Сюжетная композиция: композиционный центр.

Подвиги русского воинства, запечатленные в истории России и произведениях батального жанра.


Рассматривать и обсуждать достоверность и реализм изображения сражения на картине Н.Присекина «Куликовская битва», А.Дейнеки «Оборона Севастополя»;условность и лаконичность изображения подвига русского солдата на плакате. Выполнять набросок человека в движении. Самостоятельно выбирать сюжет для батальной сцены, обдумывать композицию, приемы выделения композиционного центра с помощью света и цветового контраста. Создавать и передавать в рисунке с помощью цвета характер и эмоциональное состояние персонажа в сюжетной композиции.


ПР Композиция «Чужой земли не хотим, а своей не отдадим»

22

Жанр портрета. Женский портрет: выражение и пропорции лица. Портрет современника (мамы)

Портрет как жанр изобразительного искусства. Женский образ в искусстве.

Пропорциональные соотношения головы человека.


Рассказывать о своих мамах, бабушках, описывать их внешность, качества, которые наиболее дороги детям, эпизоды из их судьбы. Рассказать стихи . Подбирать красивые слова, которыми называют женщин.

Рассматривать групповые, одиночные женские портреты, находить и отмечать особенности изображения и передачи любви, нежности, уважения художника к изображенной женщине.

Читать схематический рисунок женского лица.

Использовать пропорциональные соотношения лица, фигуры человека при создании портрета.

Создавать портрет своей мамы, бабушки , сестры, передавая в рисунке свое отношение и чувства

художники урала - Самое интересное в блогах - LiveInternet

www.liveinternet.ru/tags/художники+урала/page18.html‎


ПР «Женский портрет члена своей семьи» (материалы по выбору)

23

Элементарные приемы работы с различными материалами (бумага) . Сюжетно-декоративная композиция: композиционный центр и цвет.

Традиции празднования Масленицы.

Обсуждать сюжеты празднования проводов зимы, атмосферы праздничного действа, персонажей и атрибутов праздника, колористического решения, представленных в работах живописцев и народных мастеров.

Анализировать композиции, цветовое решение творческих работ учащихся детской художественной школы, выполненной в технике текстильного коллажа и аппликации из мятой бумаги.

Создавать собственную композицию масленичного праздника в технике бумажной аппликации. Заслушивать авторов наиболее интересных композиций, давать оценку общего эмоционального состояния этих работ

художники урала - Самое интересное в блогах - LiveInternet

www.liveinternet.ru/tags/художники+урала/page18.html‎


ПР «Праздник проводы зимы»

Обрывная аппликация: цветная бумага, фантики, цветные обложки тетрадей, журналов

24

Красота животных, выраженная средствами скульптуры. Выразительные произведения скульптуры, изображающие человека, животных, мифологических персонажей. Народная деревянная игрушка как зеркало жизни (Сергиев Посад, Богородское, г.Семенов, с. Полховский Майдан, с. Федосеево)


Знакомиться с народной русской деревянной игрушкой из разных центров художественных традиционных промыслов. Находить отличия игрушек по технике художественной обработке дерева: резная, точеная, топорно-щепная.

Создавать абрис целостного силуэта игрушки, отмечать пропорции фигурки, намечать характерные элементы (движение, одежда), поэтапно раскрашивать создаваемый образ. Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре.


Народное творчество в горнозаводской зоне Урала.docx

sf.miass.susu.ru:89/.


Изовикторина


ПР «Зарисовка или лепка народной деревянной игрушки» (материалы по выбору)

25

Элементарные приемы с различными материалами( бумага, картон: сгибание, прорезание, обрывание , склеивание).

Сказочные образы в творчестве русских художников (М.Врубель «Царевна Лебедь», «Снегурочка») Древнерусский костюм в творчестве художника-графика И.Билибина

Рассматривать иллюстрации к известным фольклорным произведениям, обсуждать красоту героев, композиционные особенности иллюстраций. Выявлять в произведениях искусства художественные средства, которыми пользуются их авторы для трактовки положительных сказочных героев. Читать композиционные схемы к иллюстрациям, выявлять местоположение дополнительных элементов изображения по отношению к главному герою.

Выполнять схематическое построение эскиза иллюстрации к сказке в технике бумажной аппликации: подбирать бумагу для фона, для схематичного изображения сказочных героев. Экспериментировать с бумагой ( передвигать, изменять величину кусочков, заменять один цвет на другой).

Создавать иллюстрации к любимой сказке


ПР «Иллюстрация к любимой сказке» в технике отрывной аппликации (цветная бумага, клей)

26

Сюжетная композиция на заданную тему «Герои сказки глазами художника». Композиционный центр и цвет


ПР «Иллюстрация к любимой сказке» (материалы живописные или графические по выбору,)

27

Природа и природные явления, их характер и эмоциональное состояние. Художественные произведения, изображающие природу в контрастных эмоциональных состояниях.

Водные просторы России. Морской пейзаж: линия горизонта и колорит.

Художники-маринисты.

Обсуждать один из главных признаков весны – таяние снегов, оживлении рек, озер, морей. Рассматривать и анализировать содержание и художественную выразительность морских пейзажей Айвазовского и других маринистов

Читать композиционные схемы и находить соответствующие им живописные произведения

Экспериментировать с цветом и исследовать возможности смешивания красок для получения цветовых оттенков морской воды, выполнять ими творческие задания в тетради.

Искать композиционное решение и создавать картину весенней навигации

художники урала - Самое интересное в блогах - LiveInternet

www.liveinternet.ru/tags/художники+урала/page18.html‎


ПР «Весенняя навигация» (акварель, фломастер) (материалы живописные или графические по выбору, цветная бумага, клей)

28

Геометрические и природные формы в орнаменте Павловских платков и шалей. Связь декора с поверхностью украшаемого предмета.

Русская набойка: традиции мастерства.

Шаль или платок в русском костюме. Их значение в ансамбле русского костюма. Женские образы в живописи В.Сурикова

Рассматривать , обсуждать особенности передачи образа цветущей земли в росписи павловских шалей и узорных платков.

Проводить сравнение и аналогию с росписью жостовских подносов, гжельской росписью, определять общее и различное в цветочных композициях павловских платков и жостовских букетов.

Выбирать и повторять в рисунке наиболее понравившейся вариант цветочных мотивов.

Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические и растительные) для украшения реальных и фантастических образов


ПР «Цветок розы по мотивам узора Павловских шалей (акварель, гуашь)

29

Передача движения в композиции с помощью ритма. Уравновешенные или динамичные композиции на тему

«Всяк на свой манер».

Русская набойка. Искусство ручной набойки. История возникновения и развития искусства павловских платков.

Сравнивать приемы ручной набойки мастера XIX века с работой современных набойщиков из Павловского Посада.

Рассматривать и сопоставлять композиционные схемы с узорными платками и шалями. Определять значение отдельных элементов, помогающих ритмично расположить главные мотивы узора.

Придумывать свои названия узорным платкам. Создавать свою композицию цветочного мотива платка. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости.


ПР «Сочини свой узор для шали» (акварель, гуашь)

30

Способы построения простой композиции при изображении тематического сюжета. Декоративно-сюжетная композиция: цвет

В весеннем небе – салют Победы. Репродукции художников на патриотическую тему.

Вести диалог, рассказывать о фильмах, литературных произведениях, рассказах взрослых о днях боевых сражений, о бедах, которые принесла война, о победных торжествах. Рассматривать и обсуждать репродукции на патриотическую тему. Экспериментировать с красками в поиске оттенков для всплесков салюта с добавлением белой гуаши. Создавать собственный образ салюта на фоне родного города.. Использовать элементарные правила для передачи пространства на плоскости в изображениях городского пейзажа, сюжетных сцен.


ПР «Салют Победы» (акварель, гуашь)

31

Выразительные средства декоративного образа - силуэт, цвет, линия, символическое значение изображений на гербе Гербы городов Золотого кольца России. Символические изображения: состав герба

Искусство геральдики древних городов России. Геральдические символы на примерах гербов городов Золотого кольца России.

Познакомиться с искусством геральдики.

Рассматривать гербы разных городов.

Рассказывать о значении изображения на гербе Екатеринбурга.

Создавать герб по своему замыслу.

Выслушивать одноклассников и объяснять самим какие законы науки геральдики они использовали в создании своего замысла.

Екатеринбург (Свердловская область) - гербы и флаги ...

geraldika.ru/i/Екатеринбург)

Герб города Екатеринбурга - Екатеринбург. Свердловская ...

www.centrurala.ru/gorod/simvolika/gerb-goroda-ekaterinburga



ПР «Герб города (села), где ты будешь отдыхать летом»

32

Свойства цвета в процессе создания композиций - основные и составные цвета. Натюрморт: свет и цвет.

Изображения цветов в картинных известных художников

Слушать стих поэтов о весеннем цветении и находить в них яркие описания природы. Делиться впечатлениями о наблюдениях цветущей природы и рассматриванием художественных произведений.

Сравнивать цветы-первоцветы с их изображением в живописи. Находить сходство и различие.

Экспериментировать с красками, искать разнообразные оттенки цвета для теневой и освещенной поверхности сиреневых соцветий.

Сочинять собственную композицию или рисовать сирень с натуры, выражать свой восторг, любование в рисунке.


ПР «Сирень» (акварель, гуашь, мелки)

33

Роль силуэта в орнаменте. Мифологические и сказочные образы в орнаментальных мотивах в искусстве народов мира.

Орнамент народов мира: традиции мастерства.

Образы животных в произведениях народных мастеров России.

Рассматривать изображения мифологических, сказочных мотивов в народном творчестве, вспомнить и рассказать сказки, легенды и поверья связанные с изображением животных в произведениях известных народных мастеров, с которыми знакомились ранее. Создавать декоративный сказочный образ в разной технике по выбору.


ПР «Орнаментальный мотив- сказочный образ, образ-символ» ( простой карандаш, тушь, гуашь, вырезная аппликация)

34

Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации, рельефе сказочных образов народной культуры.

Понимать смысл основных знаков-образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства. Передавать в собственной коллективной художественно-творческой деятельности разнообразие и красоту природных форм и украшений. Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. Использовать стилизацию форм для создания орнамента. Изготавливать эскизы, модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России ( с учетом местных условий)


ПР коллективный творческий проект«Счастливы те, кто любит цветы»

35

Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов









Рабочая программа по предмету «Искусство (ИЗО) 3 класс УМК "Перспектива"
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа разработана на основе ФГОС начального общего  образования, национально-регионального компонента государственного образовательного стандарта начального общего образования Свердловской области, примерной программы по изобразительному искусству, программы   «Изобразительное искусство»  Т.Я. Шпикаловой,  Л.В. Ершовой

В пояснительной записке определены цели, задачи, место и роль учебного предмета, основное содержание предмета, условия реализации программы , планируемые результаты в соответствии с ФГОС к учащимся третьих классов, материально-техническое обеспечение, критерии оценивания практических работ, учебно-тематическое планирование для 3 класса, составленное на основе и в соответствии с формулировками примерной программы "Изобразительное искусство".

Автор Игумнова Марина Станиславовна
Дата добавления 07.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 787
Номер материала 42350
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓