Главная / Информатика / Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для учащейся 5 класса с нарушением слуха

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для учащейся 5 класса с нарушением слуха

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования города Москвы

«МОСКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»







Лещенко Надежды Михайловны

(МБОУ «СОШ № 7 г. Медногорска», Оренбургская область)



ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для учащейся 5 класса

с нарушением слуха, как часть адаптированной образовательной программы для ребенка с ОВЗ


по программе повышения квалификации для педагогов, учителей

предметников, классных руководителей образовательных организаций,

реализуемой в рамках обучающих мероприятий

Государственной программы «Доступная среда»













2014 год

Оглавление






ВВЕДЕНИЕ

Нарастание потока информации делает невозможным решение различных задач без широкого использования вычислительной техники. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Использование средств информационных технологий в процессе обучения информатике слабослышащих школьников, в том числе направленного на развитие их творческих способностей, позволит использовать новые возможности, предоставляемые средствами ИКТ. Среди них наиболее важным является визуализация процесса обучения. Это создаст наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие более полному восприятию информации учениками. Успешное внедрение средств ИКТ в процесс обучения будет способствовать улучшению усвоения материала школьного курса информатики, расширению возможностей для продолжения образования в средних и высших учебных заведениях, улучшению подготовки к жизни и труду в различных сферах производства; приведут к успешной интеграции лиц с нарушениями слуха в обществе.

Составление части адаптированной программы по курсу "Информатика" для детей с нарушением слуха, является актуальным, т.к. детям легче «включиться» в социум, работая наравне со своими здоровыми сверстниками и тем самым избежать воздействия на разные стороны психического и личностного развития.

Цель данной работы заключается в выборе оптимальных для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методик, методов и приёмов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями посредством разработки части адаптированной образовательной программы по предмету "Информатика и ИКТ" для обучения учащихся с проблемами слуха на примере изучения материала 5 класса.

Для достижения цели решались следующие задачи:

1. Проанализировать специальную психолого-педагогическую литературу, посвященную особенностям обучения информатике детей с нарушением слуха;

2. Описать условия, способствующие коррекции нарушения развития и обучения, воспитания и интеграции в обществе, на основе педагогических подходов;

3. Подобрать формы, методы и средства обучения информатике учащихся с нарушениями слуха с использованием средств информационных технологий.

Методы, используемые при написании работы: теоретический метод (основанный на анализе, научном осмысление сущности, содержания и особенностей детей с нарушением слуха, при составление адаптированной программы), анализ документов (научной литературы, результатов социологических исследований, нормативно-правовой базы, статистических сборников) и эмпирический метод (основанный на наблюдении, описании, измерении - официальные статистические данные, аналитические материалы, результаты исследований в области работы с детьми слабослышащими).

Практическая значимость работы заключается в том, что использование разработанной части адаптированной образовательной программы по информатике для обучения детей с проблемами слуха на примере изучения материала 5 класса и теоретические и практические выводы позволят повысить уровень качества усвоения материала, и могут быть полезны при совершенствовании педагогической деятельности.



ГЛАВА I. Теоретические основы инклюзивного обучения лиц

с нарушением слуха

§1.1 Инклюзивное обучение в России: задачи, проблемы и перспективы

Интеграция «проблемных» детей в общеобразовательные учреждения — это закономерный этап развития системы специального образования в любой стране мира, процесс, в который вовлечены все высокоразвитые страны, в том числе и Россия. Такой подход к образованию неординарных детей вызван к жизни причинами различного характера. Это связано с переосмыслением обществом и государством своего отношения к инвалидам, с признанием не только равенства их прав, но и осознанием обществом своей обязанности обеспечить таким людям равные со всеми другими возможности в разных областях жизни, включая образование.

Когда речь идет об обучении детей-инвалидов в общеобразовательных школах, используют два термина: «интеграция» и «инклюзия». В чем разница?

Интеграция предполагает, что ребенок должен адаптироваться к образовательной системе, инклюзия – адаптацию системы к потребностям ребенка. При интеграции ребенок с особенностями в развитии должен выносить школьные нагрузки наравне со всеми. Если он не справляется, то уходит, и школьная система при этом не меняется.

Инклюзия – более гибкая система. Она основана на том, что все дети разные, что они не должны отвечать нашим требованиям и стандартам, но при этом все могут учиться. Это значит, что школа должна быть предназначена для обучения любого ребёнка: кому-то понадобится отдельная образовательная программа, кому-то – пандус, лифт. Мы привыкли, что если ребенок не может ходить на физкультуру, то его освобождают. Инклюзия утверждает, что физкультуру надо приспособить под ребенка. В школе должен быть преподаватель адаптивной физкультуры. И когда все бегут стометровку, ребенок с инвалидностью, допустим, играет в мяч на той же площадке, что и остальные.

Инклюзия означает раскрытие каждого ученика с помощью образовательной программы, которая достаточно сложна, но соответствует его способностям. Инклюзия учитывает потребности, так же как и специальные условия, и поддержку, необходимые ученику и учителям для достижения успеха. В инклюзивной школе каждого принимают и считают важным членом коллектива, это дает особому ребенку уверенность в себе и воспитывает в детях без инвалидности отзывчивость и понимание. Ученика со специальными потребностями поддерживают сверстники и другие члены школьного сообщества для удовлетворения его специальных образовательных потребностей. Эти школы действуют, исходя из убеждения, что разница между людьми - это нормальное явление, и что процесс обучения должен быть приспособлен к нуждам ребенка, а не ребенок должен подстраиваться под окружающие условия.

Внедрение инклюзивного образования сталкивается не только с трудностями организации так называемой "безбарьерной среды" (пандусов, одноэтажного дизайна школы, введения в штаты сурдопереводчиков, переоборудования мест общего пользования и т.п.), но и с препятствиями социального свойства, заключающимися в распространенных стереотипах и предрассудках, в том числе, в готовности или отказе учителей, школьников и их родителей принять рассматриваемую форму образования.

По данным Министерства образования и науки РФ, в 2008 – 2009 гг. модель инклюзивного образования внедряется в порядке эксперимента в образовательных учреждениях различных типов в ряде субъектов Федерации: Архангельской, Владимирской, Ленинградской, Московской, Нижегородской, Новгородской, Самарской, Томской и других областях.

За последнее десятилетие в системе образования детей с ограниченными возможностями здоровья обозначились следующие тенденции, связанные как с внешними, так и с внутренними факторами влияния:

общий рост количества детей с отклонениями в развитии;

увеличение общего количества образовательных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья;

сокращение контингента обучающихся в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях;

незначительный рост доли обучающихся по интегрированной форме;

увеличение количества обучающихся в специальных (коррекционных) классах общеобразовательных школ для детей с нарушениями физического и умственного развития, с одновременным сокращением классов для детей с ЗПР.

На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

В соответствии с Законодательством дети с ограниченными возможностями здоровья могут получать образование в общих классах и группах системы общего образования, по индивидуальной программе на дому, в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях. В 2008 году Россия подписала Конвенцию ООН «О правах инвалидов».

Опыт показывает, что создание доступных школ и совместное обучение («включенное», или «инклюзивное» образование) способствует социальной адаптации инвалидов, их самостоятельности и независимости, а самое главное — изменяет общественное мнение к инвалидам, формирует отношение к ним как к полноценным людям, помогает «обычным» детям становиться более толерантными и научиться уважать другие личности.


§1.2. Характеристика особых образовательных потребностей для ребенка с нарушением слуха

Понятие «нарушение слуховой функции человека» подразумевает, в первую очередь, снижение его способности обнаруживать и понимать звуки, а также трудности в восприятии и понимании речи окружающих.

Нарушение слуха у детей оказывает значительное влияние на все процессы психического и речевого развития, в результате чего возникают выраженные в разной степени специфические особенности в познавательной деятельности и личностной сфере.

Выделяют две основные категории детей со стойкими нарушениями слуха - глухие и слабослышащие.

Глухие дети не воспринимают речь разговорной громкости и без специального обучения, устная речь у них не развивается. Для глухих детей использование слухового аппарата или кохлеарного импланта является обязательным условием их развития. Однако, даже при использовании слуховых аппаратов или кохлеарных имплантов, они испытывают трудности в восприятии и понимании речи окружающих.

Слабослышащие дети имеют разные степени нарушения слуха - от незначительных трудностей в восприятии шепотной речи до резкого ограничения возможности воспринимать речь разговорной громкости. Слабослышащие дети могут самостоятельно, хотя бы в минимальной степени, накапливать словарный запас и овладевать устной речью.

Глухие и слабослышащие дети, в зависимости от своих возможностей, воспринимают речь окружающих тремя способами: на слух, зрительно, слуха-зрительно. Основным способом восприятия устной речи для детей с нарушенным слухом является слуха-зрительное, когда ребенок видит лицо, щеки, губы говорящего и одновременно «слышит» его с помощью слуховых аппаратов (кохлеарных имплантов). Но даже при слуха-зрительном восприятии глухие (слабослышащие) не всегда успешно воспринимают и понимают речь собеседника по следующим причинам:

  1. Внешние – особенности анатомического строения органов артикуляции говорящего (узкие или малоподвижные при говорении губы, особенности прикуса и др.), маскировка губ (усы, борода, яркая помада и др.), специфика продуцирования речи (нечеткая, быстрая речь и др.), расположения говорящего по отношению к глухому (слабослышащему) ребенку, количество включенных в беседу людей; акустическая обстановка и др.;

  2. Внутренние – наличие незнакомых слов в высказываниях собеседника, «слуховые возможности» ребенка (неисправность слухового аппарата, неполное «слушании», большие помещения (слабое отражение звуков от стен), временная невнимательность (небольшое отвлечение, усталость) и ограниченность житейского и социального опыта ребенка с нарушенным слухом (недостаточная осведомленность по общей теме разговора и влияние этого на понимание сообщения) и др.

Глухие (слабослышащие) ученики могут иметь следующие основные особенности речевого развития:

- на уровне продуцирования - нарушения произношения; (недостаточное усвоение звукового состава слова, которое проявляется в ошибках при произнесении и написании слов).

- на лексическом уровне – ограниченный словарный запас; (неточное понимание и неправильное употребление слов, зачастую связанное с неполным овладением контекстным значением).

- на грамматическом уровне – недостатки грамматического строя речи;(особенности в усвоении и воспроизведении речевых (грамматических) конструкций).

- на синтаксическом уровне – трудности восприятия предложений с нетрадиционнымпорядком слов и ограниченном понимании читаемого текста.

Нарушение слухового восприятия и возникающее в результате этого недоразвитие речи создают своеобразие в познавательном и личностном развитии такого ребенка. Среди наиболее значимых для организации учебного процесса особенностей выделяют следующие:

- сниженный объем внимания, низкий темп переключения, меньшая устойчивость, затруднения в его распределении;

- преобладание образной памяти над словесной, преобладание механического запоминания над осмысленным;

- превалирование наглядных форм мышления над понятийными, зависимость развития словесно-логического мышления от степени развития речи обучающегося;

- непонимание и трудности дифференциации эмоциональных проявлений окружающих, обыденность эмоциональных проявлений;

- наличие комплекса негативных состояний – неуверенность в себе, страх, гипертрофированная зависимость от близкого взрослого, завышенная или заниженная самооценка, агрессия;

- приоритетное общение с учителем и ограничение взаимодействия с одноклассниками;

При поступлении в общеобразовательную организацию дети с нарушениями слуха имеют разный уровень психического и речевого развития, который зависит от степени снижения слуха и времени его возникновения, адекватности медицинской коррекции слуха, наличия своевременной, квалифицированной и систематической психолого-педагогической помощи, особенностей ребенка и его воспитания в семье. Нарушение слуха приводит к недоразвитию речи и своеобразному психическому развитию в целом. В связи с этим особые образовательные потребности глухих и слабослышащих в первую очередь связаны с трудностями восприятия, понимания речи и использования вербальной информации, что способствует возникновению особенностей взаимодействия с окружающими и формированию специфики личностной сферы.

К основным специальным образовательным потребностям ребенка с нарушением слуха относятся:

  • потребность в обучении слухо-зрительному восприятию речи, в использовании различных виды коммуникации;

  • потребность в развитии и использовании слухового восприятия в различных коммуникативных ситуациях;

  • потребность в развитии всех сторон всех сторон и видов словесной речи (устная, письменная);

  • потребность формирования социальной компетенции.

ГЛАВА II. Опыт разработки адаптированной рабочей программы по предмету "Информатика и ИКТ" для обучающегося с нарушением слуха

§2.1. Педагогическая характеристика ученицы 5 класса с нарушением слуха

Сидорова Василиса Петровна (данные изменены) обучается в МБОУ СОШ № 7 г. Медногорска с первого класса.

На протяжении всего периода обучения Василиса, посредством анализа проведенных тестирований, испытывает частичные трудности в усвоении учебного материала. У нее наблюдается устойчивое внимание, хорошее запоминание материала и нет сложностей в восприятии перспективных изображений. Но наряду с этим, ребенок испытывает затруднения в овладении словесной речью и словесно-логического мышления. В следствии этого речевое развитие ребёнка ниже возрастной нормы, имеются трудности в произношении звуков.

У Василисы, в связи с нарушением слуха, не наблюдается низкой самооценки, импульсивности, внушаемости, тревоги и ухода в себя. У нее взаимодействие со сверстниками и учителем хорошее, так как понимание эмоций других людей, их оттенков, социальных чувств, формирование морально-этических представлений и понятий для нее несложны. Василиса очень активная, весёлая, жизнерадостная девочка. Охотно играет со сверстниками. Является активной участницей викторин по предмету, по мере своих сил и способностей. В детском коллективе не является изгоем, но и не лидер. Одноклассники относятся к ней доброжелательно. Творческие способности В. проявляются в том, что она любит играть в логические компьютерные игры.

У ученицы 5 класса, не выявлено никаких физических нарушений: уверенность в движениях, нет трудностей при сохранении равновесия, средний уровень развития ориентировки в пространстве.

Посещаемость занятий у ребенка хорошее, пропускает только по болезни.


§2.2. Рабочая образовательная программа по предмету "Информатика и ИКТ" для ученицы 5 класса с нарушением слуха

Адаптированная рабочая программа предмета "Информатика и ИКТ" для учащейся 5 класса с нарушениями слуха составлена на основе примерной программы по информатике для основной школы с учетом требований ФГОС, объёма часов учебной нагрузки, определенного базисным учебным планом образовательного учреждения (1ч в неделю, всего 35ч) и УМК авторов Босовой Л.Л., Босовой А.Ю.

Необходимость разработки адаптированной образовательной программы по предмету "Информатика и ИКТ" связана с обеспечением развития образования в условиях изменяющихся запросов личности и семьи, ожиданий общества и требований государства в сфере образования, в выборе оптимальных для развития ребенка с ОВЗ методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми потребностями. Следствием быстрого обновления знаний становится требование непрерывного образования на основе умения учиться. В современном обществе смысл и значение образования меняются. Теперь это не просто усвоение знаний, а импульс к развитию способностей и ценностных установок личности учащегося. Актуальность предлагаемой программы заключается в том, что умение учиться, составляющее основу личностного развития учащегося, означает умение учиться познавать и преобразовывать мир, ставить проблемы, искать и находить новые решения; учиться сотрудничать с другими людьми на основе уважения и равноправия.

Целью адаптированной образовательной программы является создание условий для формирования у учащейся с проблемами слуха освоения ключевых ИКТ-компетенций, обеспечивающих готовность к освоению содержания основного и полного общего среднего образования, раскрытие интеллектуальных и творческих возможностей личности. Формируемые навыки обеспечивают не только дальнейшее развитие ребёнка, но и активное восприятие, и осмысление текущей повседневной жизни, получение радости от умелого проявления жизненных сил, приобретаемых в процессе взросления знаний и умений.


Требования к результатам освоения

Сформулированные цели реализуются через достижение образовательных результатов. Эти результаты структурированы по ключевым задачам общего образования, отражающим индивидуальные, общественные и государственные потребности. Они включают в себя предметные, метапредметные и личностные результаты. Особенность информатики заключается в том, что многие предметные знания и способы деятельности (включая использование средств ИКТ) имеют значимость для других предметных областей и формируются при их изучении. Образовательные результаты сформулированы в деятельностной форме, это служит основой для разработки контрольных измерительных материалов основного общего образования по информатике.

Личностные результаты:

  • формирование ответственного отношения к учению;

  • формирование целостного мировоззрения;

  • развитие осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в процессе образовательной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные результаты:

  • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, делать выводы;

  • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ-компетенции).

Предметные результаты:

в сфере познавательной деятельности:

  • освоение основных понятий и методов;

  • выявление основных информационных процессов в реальных ситуациях, нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в биологических, технических и социальных системах;

  • выбор языка представления информации в соответствии с поставленной целью, определение внешней и внутренней формы представления информации;

  • преобразование информации из одной формы представления в другую без потери её смысла и полноты;

  • оценка информации с позиции интерпретации её свойств человеком или автоматизированной системой (достоверность, актуальность, объективность, полнота и др.);

  • оценивание числовых параметров информационных процессов (объема памяти, необходимого для хранения информации);

  • решение задач из разных сфер человеческой деятельности с применением средств информационных технологий;

в сфере ценностно-ориентационной деятельности:

  • понимание роли информационных процессов как фундаментальной реальности окружающего мира и определяющего компонента современной информационной цивилизации;

  • оценка информации, получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью; умение отличать корректную аргументацию от некорректной;

в сфере коммуникативной деятельности:

  • осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком;

  • получение представления о возможностях получения и передачи информации с помощью электронных средств связи;

  • овладение навыками передачи информации по электронной почте;

  • соблюдение норм этикета, российских и международных законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам;

в сфере трудовой деятельности

  • знакомство с основными программными средствами персонального компьютера – инструментами деятельности (интерфейс, круг решаемых задач);

  • выбор средств информационных технологий для решения поставленной задачи;

  • использование текстовых редакторов для создания и оформления текстовых документов;

  • решения задач вычислительного характера;

  • создание и редактирование рисунков, слайдов презентаций;

в сфере охраны здоровья:

  • понимание особенностей работы со средствами компьютерной техники, их влиянии на здоровье человека;

  • соблюдение требований техники безопасности и гигиены в работе с компьютером и другими средствами информационных технологий.


Содержание курса информатики


Название темы

Число часов

1

Информация вокруг нас

3

2

Компьютер – универсальная машина для работы с информацией

5

3

Информационные технологии

25

4

Итоговой контроль (интерактивное тестирование)

2


Итого:

35


Предполагаемые результаты освоения учебного материала

и сопроводительная помощь

Тема

Предполагаемые результаты

Сопровождение

1

Информация вокруг нас.

Учащаяся знакомится с учебником, получает представление о предмете "Информатика", знакомится с понятиями "информация", сформировывает представления о требованиях безопасности и гигиены при работе с компьютером, выполняет действиях с информацией (информационными процессами), проводит сравнение, классификацию по заданным критериям. Учится считывать информацию с экрана монитора и выполнять требуемые действия.

Знаково-звуковое представление речевого материала. Использование наглядных средств, которые наглядно раскрывают содержание учебного материала. Для изложения теоретических основ курса предлагается выполнить индивидуальный практикум. Для выполнения различных заданий используется групповую форму обучения (работа с одноклассниками в группе), а при выполнении работы за компьютером –индивидуальную форму обучения. Во время урока стоит активно применять технологии мультимедиа: использование презентации при объяснении нового материала или даже при закреплении изученного материала, работа с компьютером – при закреплении нового материала. Такая форма работы является результатом поиска новых возможностей, позволяющих реализовывать принцип наглядности. Выполнение воспроизводящих самостоятельных работ по образцу. Работа на уроке в роли консультанта, учителя более сильного учащегося (обязательно учитывать взаимоотношения детей). Использовать анимации, рисунки, графики, тексты, видеоуроки. Применять для проверки интерактивное тестирование. Работа с учебником и тетрадью на печатной основе. Проектная деятельность.

2

Компьютер - универсальная машина для работы с информацией.

Получает знания об устройстве компьютера. Знакомится с устройствами ввода информации. Изучает клавиатуру. Знакомится с правильным расположением пальцев на клавиатуре при наборе текстов. Знакомится с требованиями к организации компьютерного рабочего места, учится вводить информацию в компьютер с помощью клавиатуры и мыши; учится работать с мышью. Учится управлению компьютером (Главное меню. Запуск программ. Что можно выбрать в компьютерном меню). Работая в клавиатурном тренажере BabyType закрепляет навыки набора текста по образцу и расположение клавиш на клавиатуре.

3

Информационные технологии.

Учится использовать термины «носитель информации», «оперативная память», «долговременная память, «файл», «имя файла», «папка». Сохранять созданные файлы в личной папке выполняя практикум «Создаём и сохраняем файлы». Получает представление об информационном процессе передачи информации. Знакомится со схемой передачи информации, работой в электронной почте. Приобретает навыки использования терминов «электронная почта», «адрес электронной почты». Учится регистрировать бесплатный почтовый ящик, входить в свой почтовый ящик, писать, отправлять, получать, отвечать на полученные электронные письма. Формирует умение использовать термины «кодирование», «код», «условный знак»; кодировать информацию. Учится строить систему координат и отмечать на ней точки с заданными координатами, находить местоположение объекта по заданным координатам. Овладевает представлением о редактировании, перемещаться по документу с помощью специальных клавиш или комбинации клавиш. Сформировает представление о компьютере как универсальном устройстве обработки информации. Изучает элементы таблиц, учится представлять информацию в виде таблиц. Формирует умения формализации и структурирования информации, выбирать способ представления данных в соответствии с поставленной задачей – таблицы, схемы, графики, диаграммы, с использованием соответствующих программных средств обработки данных. Формирует представление о компьютере, как об универсальном устройстве обработки информации. Развивает основные навыки и умения использования компьютерных устройств. Расширяет представление о видах задач по обработке информации, связанных с изменением формы её представления за счет графики. Получает знания о графических возможностях компьютера.


Итоговой контроль

Интерактивные тесты


Рекомендации к материально-техническому и учебно-методическому

обеспечению процесса обучения информатике учащейся 5 класса

с нарушением слуха

Для обучения  информатике учащейся 5 класса с   нарушением  слуха  включает  развитие  компенсаторных  свойств  организма  во  время  работы  на  ПК  для  способности  приспособиться  к  выполнению  различных  задач  и  приобретения  необходимых знаний,  умений  и  навыков.  Для  осуществления  качественного  обучения  и формирования  компенсаторно-приспособительных  компетентностей  требуется создать  индивидуальное  рабочее  место  учащейся:  ознакомить  ее  с  различными  способами  управления  ПК,  научить  применять  стандартные  специальные  настройки  персонального  компьютера  и  устанавливать  специализированное  программное обеспечение. 

Учитывая  психологические  особенности  компенсаторных  возможностей  организма  деквочки  разработана  таблица  адаптационных  технических  и  программных  средств  для  настройки  рабочего  места.

Таблица  1.

Особенности  настройки  ПК 

Специальные  средства

Особенности  программы

Программа  для  отображения  и  включения  всплывающих  подсказок  элементов  экрана

Уметь  настраивать  параметры  программы

Качественные  наушники  для  усиления  громкости

Уметь  настраивать  громкость  звука,  менять  параметры  динамиков 

 

Компьютерное оборудование может использовать различные операционные системы (в том числе семейств Windows, Linux, Mac OS).

Необходимо постоянное обновление библиотечного фонда (книгопечатной продукции) кабинета информатики, который должен включать:

  • учебно-методическую литературу (учебники, рабочие тетради, методические пособия, сборники задач и практикумы, сборники тестовых заданий для тематического и итогового контроля и пр.);

  • периодические издания.

Комплект демонстрационных настенных наглядных пособий в обязательном порядке должен включать плакат «Организация рабочего места и техника безопасности». Комплекты демонстрационных наглядных пособий (плакатов, таблиц, схем), отражающих основное содержание учебного предмета «Информатика», должны быть представлены как в виде настенных полиграфических изданий, так и в электронном виде (например, в виде набора слайдов мультимедийной презентации).

В кабинете информатики должна быть организована библиотечка электронных образовательных ресурсов, включающая:

  • комплекты презентационных слайдов по курсу информатики;

  • информационные инструменты (виртуальные лаборатории, творческие среды и пр.), содействующие переходу от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, развитию умений работы с информацией, представленной в различных формах, формированию коммуникативной культуры учащихся;

  • каталог электронных образовательных ресурсов, размещённых на федеральных образовательных порталах, в том числе электронных учебников по информатике.

Организация рабочего пространства ребенка с нарушенным слухом в классе — значимая часть работы по созданию специальных образовательных условий. Педагог (при непосредственной помощи специалистов) должен начать с поиска среди учеников класса партнера для глухого (слабослышащего) ребенка. Первым партнером должен быть ответственный, хорошо успевающий по основным предметам, имеющий достаточно четкую дикцию и правильную речь, добрый, отзывчивый, спокойный, внимательный ученик класса. Он будет сидеть рядом со школьником, имеющим нарушение слуха, и помогать ему ориентироваться в процессе урока. С самого начала необходимо статус партнера сделать престижным в классе и, впоследствии, возможна смена партнеров.

Важным моментом в организации учебного пространства является выбор парты для ребенка с нарушенным слухом. Рекомендуется — первая парта (около окна или учительского стола) с организацией достаточного пространства, чтобы ученик с нарушенным слухом в условиях (речевого) полилога имел возможность поворачиваться и слухо-зрительно воспринимать речь одноклассников. Наиболее выгодное расположение за партой школьника с нарушенным слухом — справа от слышащего ученика партнера, чтобы иметь возможность видеть тетрадь сверстника на организационных моментах урока (при записи номера за дачи, задания и т. п.).

Решать проблему низкой учебной мотивации помогают презентации, выполненные в среде Microsoft Office PowerPoint, Windows Movie Maker, а также работа в графическом редакторе Paint. Звук, движение, цвет на экране – это те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка, делают процесс обучения более осознанным.

Появление в арсенале учителя такого устройства, как интерактивная доска, гармоничное сочетание традиционных средств с применением интерактивного оборудования решает многие проблемы в обучении. В. проявляет большое желание участвовать в уроках. Она стала чувствовать себя более комфортно на уроке, перестала бояться выходить к доске. Интерактивная доска помогает ее самоутверждению.

Задача учителя - привить ученице гигиенические нормы работы за компьютером, убедить ее, что компьютер – это не только средство развлечения, а еще и средство творческого самовыражения. Наиболее естественным, доступным и интересным на начальном этапе обучения является процесс рисования. Рисуя, ребёнок отражает и упорядочивает свои знания о мире, осознаёт себя в нём. Научно обосновано и доказано, что дети, выполняя простейшие движения мышкой развивают сенсорную память, запоминают гораздо быстрее очертания букв, чем если бы они выполняли те же самые движения ручкой на листе бумаги. Возможности графического редактора в этом плане огромные. Графические редакторы ориентированы на процесс “рисования” изображения и комбинирования готовых изображений. В процессе выполнения практикума ребёнок может использовать в панели инструментов кисть различной формы, распылитель различной насыщенности для рисования букв. Вставлять рисунки для раскрашивания и тексты. Обучение превращается в занимательную игру, которую ребёнок создаёт собственными руками.

Система оценивания

Анализ степени усвоения нового материала учащейся с нарушениями слуха при обучении, основанном на использовании разработанных творческих задач, показал, что своевременное использование средств информационных технологий в процессе обучения, позволило повысить уровень усвоения знаний, ее заинтересованность к изучаемой теме, развитие творческого мышления. Оценки за творческую деятельность предполагаются только положительные. При желании происходят коллективные просмотры работ, причем комментарии и критика высказываются только в доброжелательном тоне. При выставлении оценки также учитываются и мнения учащихся. Отмечается хорошее поведение девочки, а не плохое. Педагог не обращает внимание на не очень серьезные нарушения дисциплины. Используются «особые» слова, после произнесения которых она понимает, что поступает не должным образом. Используется промежуточное оценивание, чтобы отразить прогресс. Разрешено переписывать работу, чтобы получить лучшую отметку (в дальнейшем учитывать отметку за переделанную работу).





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ускорение научно-технического прогресса, внедрение компьютеров в жизнь общества неотъемлемо отражаются на содержании образования. Такой предмет как информационные технологии становится наиболее популярным и востребованным в школе. Применение средств ИКТ в процессе обучения детей с ОВЗ показывает ряд положительных моментов, которые раньше решались, но требовали значительных усилий, как от педагогов, так и от учащихся. Во-первых, и может быть самое главное, это решение проблемы социализации учащихся с ОВЗ. Средства ИКТ для детей с ОВЗ помимо достижения учебных целей могут реализовывать возможность социализации (социальная адаптации) этих детей, которая осуществляется путем усвоения индивидом социального опыта и воспроизведения его в своей деятельности. Во-вторых, это возможности индивидуализации обучения, например, за счет построения индивидуальных траекторий обучения. Применение компьютерного персонажа – педагогического агента – дает возможность реализовывать обратную связь с обучаемым. И, наконец, возможности настраиваемого интерфейса программ под нужды учащихся с ОВЗ: крупный текст, большие кнопки, озвучивание фрагментов теста, и другие элементы.

При составлении программы учтено, что общеобразовательная область, представляемая в учебном плане школы курсом информатики, может быть рассмотрена в двух аспектах.

Первый аспект – системно-информационная картина мира, общие информационные закономерности строения и функционирования самоуправляемых систем (биологические системы общество, автоматизированные технические системы). Специфической особенностью этих систем является свойство их целесообразного функционирования, определяемое наличием в них органов, управляющих их поведением на основе получения, преобразования и целенаправленного использования информации.

Второй аспект данной области – методы и средства получения, обработки, хранения, использования и передачи информации, решения задач с помощью компьютера и других средств новых информационных технологий. Этот аспект связан прежде всего с подготовкой учащихся к практической деятельности, продолжению образования.

В ходе выполнения работы были получены следующие результаты:

  1. Проанализирована специальная психолого-педагогическая литература, посвященная особенностям обучения информатике детей с нарушением слуха;

  2. Описаны условия, способствующие коррекции нарушения развития и обучения, воспитания и интеграции в обществе, на основе педагогических подходов;

  3. Подобраны формы, методы и средства обучения информатике учащихся с нарушениями слуха с использованием средств информационных технологий;

  4. Выбраны оптимальные для развития ребёнка с ограниченными возможностями здоровья методики, методы и приёмы обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями посредством разработки части адаптированной образовательной программы по предмету "Информатика и ИКТ" для обучения учащихся с проблемами слуха на примере изучения материала 5 класса.

Созданная программа разработана на базе МБОУ "СОШ № 7 г. Медногорска" и направлена на обучение ученицы 5 класса с нарушением слуха для коррекции развития ребенка средствами образования, а также социально-педагогической реабилитации для последующей интеграции в общество свободного, творчески мыслящего, образованного человека, открытого людям и умеющего быть успешного в деятельности. Работа имеет практическую направленность и соответствует психо-физическим возможностям учащейся.






ЛИТЕРАТУРА

1. ФЗ РФ «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) принятый Государственной Думой 2 июня 1999 года

2. Алехина С.В. Создание специальных условий для детей с нарушениями слуха в общеобразовательном учреждении: Методический сборник / отв. ред. Алехина С.В.– М.: МГППУ, 2012.- 344с.

3. Боскис Р.М. Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Инклюзивное образование./ Боксис Р.М. - М., 2011.- 120с.

4. Боскис Р.М. Советский спорт: глухие и слабослышащие дети: учебное пособие/ Боскис Р.М. – М.: Инфа М, 2004. – 68с.

5. Войтас С.А. Нормализация условий воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования: методическое пособие/ отв. ред. Войтас С.А.- М.: МГППУ, 2011.- 430с.

6. Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых./ Королева И.В. - СПб.: Каро, 2008.- 210с.

7. Кулакова Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с нарушениями слуха в общеобразовательной школе./ Кулакова Е.В. - М., 2010. – 132с.

8. Медведев, Д.АПослание Президента РФ Федеральному собранию РФ 12 ноября 2009 года / Д.А. Медведев // Официальный сайт Президента РФ.  Режим доступа: http //www.kremlin.ru/transcrips/5979.

9. Назарова Н.М. Сравнительная специальная педагогика: учебное пособие/ Назарова Н.М., Моргачёва Е.Н., Фуряева Т.В. - М.: Академия М, 2012. – 421с.

10. http://sibac.info/15154






Приложение 1

Обоснование выбора авторского учебно-методического комплекта по

курсу информатики для 5 класса (Босова Л.Л., Босова А.Ю.)

В основной школе начинается изучение информатики как научной дисциплины, имеющей огромное значение в формировании мировоззрения современного человека. Материал в учебниках изложен так, чтобы не только дать учащимся необходимые теоретические сведения, но и подвести их к систематизации, теоретическому осмыслению и обобщению уже имеющегося опыта.

В начале каждого параграфа учебников информатики размещены ключевые слова. Как правило, это основные понятия стандарта, раскрываемые в тексте параграфа. После основного текста параграфа размещена рубрика «Самое главное», которая вместе с ключевыми словами предназначена для обобщения и систематизации изучаемого материала. На решение этой задачи направлены и задания, в которых ученикам предлагается построить графические схемы, иллюстрирующие отношения между основными понятиями изученных тем.

Учебники снабжены навигационной полосой со специальными значками, акцентирующими внимание учащихся на ключевых компонентах параграфов, а также позволяющими связать в единый комплект все составляющие УМК благодаря ссылкам на электронное приложение к учебникам. Навигационные инструменты учебника активизируют деятельностный характер взаимодействия ученика с учебным материалом параграфа, закрепляют элементы работы с информацией в режиме перекрестных ссылок в структурированном тексте.

Содержание учебников соответствует требованиям современной информационно-образовательной среды: учебники являются своеобразными навигаторами в мире информации. Практически каждый их параграф содержит ссылки на ресурсы сети Интернет. Особенно много ссылок на материалы Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов (http://sc.edu.ru/) и электронного приложения к учебникам (http://metodist.lbz.ru) – анимации, интерактивные модели и слайд-шоу, делающие изложение материала более наглядным и увлекательным.

В содержании учебников выдержан принцип инвариантности к конкретным моделям компьютеров и версиям программного обеспечения. Основной акцент сделан на изучении фундаментальных основ информатики, реализации общеобразовательного потенциала курса. Параллельно с изучением теоретического материала осуществляется формирование ИКТ-компетентности учащихся основной школы.

С учетом возрастных особенностей обучающимся 5 классов предложен компьютерный практикум, состоящий из детально разработанных описаний 18 работ.

Большинство работ компьютерного практикума состоит из заданий нескольких уровней сложности. Первый уровень сложности содержит обязательные, небольшие задания, знакомящие учащихся с минимальным набором необходимых технологических приёмов по созданию информационного объекта. Для каждого такого задания предлагается подробная технология его выполнения, во многих случаях приводится образец того, что должно получиться в итоге. В заданиях второго уровня сложности учащиеся должны самостоятельно выстроить технологическую цепочку и получить требуемый результат. Предполагается, что на данном этапе учащиеся смогут получить необходимую для работы информацию в описании предыдущих заданий. Задания третьего уровня сложности ориентированы на наиболее продвинутых учащихся, имеющих, как правило, собственный компьютер. Эти задания могут быть предложены таким школьникам для самостоятельного выполнения в классе или дома. Цепочки заданий строятся так, чтобы каждый следующий шаг работы опирался на результаты предыдущего шага, приучал ученика к постоянным «челночным» движениям от промежуточного результата к условиям и к вопросу, определяющему цель действия, формируя тем самым умение учиться, а также самостоятельность, ответственность и инициативность школьников.

Вопросы и задания в учебниках способствуют овладению учащимися приемами анализа, синтеза, отбора и систематизации материала на определенную тему, способствуют развитию навыков самостоятельной работы учащегося с информацией, развитию критического мышления. Система вопросов и заданий к параграфам и пунктам является разноуровневой по сложности и содержанию, что позволяет учитывать индивидуальные особенности обучающихся. В учебники включены задания, способствующие формированию навыков сотрудничества учащегося с педагогом и сверстниками.



Рабочая программа по предмету "Информатика и ИКТ" для учащейся 5 класса с нарушением слуха
  • Информатика
Описание:

Нарастание потока информации делает  невозможным решение различных задач без широкого использования вычислительной техники. Владение информационными технологиями ставится в современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникшей проблемы, к организации своей деятельности. Появляются неограниченные возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. И наконец, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения. Использование средств информационных технологий в процессе обучения информатике слабослышащих школьников, в том числе направленного на развитие их творческих способностей, позволит использовать новые возможности, предоставляемые средствами ИКТ. Среди них наиболее важным является визуализация процесса обучения. Это создаст наиболее благоприятные условия обучения, соответствующие более полному восприятию информации учениками. Успешное внедрение средств ИКТ в процесс обучения будет способствовать улучшению усвоения материала школьного курса информатики, расширению возможностей для продолжения образования в средних и высших учебных заведениях, улучшению подготовки к жизни и труду в различных сферах производства; приведут к успешной интеграции лиц с нарушениями слуха в обществе. Составление части адаптированной программы по курсу "Информатика" для детей  с нарушением слуха, является актуальным, т.к. детям легче «включиться» в социум, работая наравне со своими здоровыми сверстниками и тем самым избежать воздействия на разные стороны психического и личностного развития.

Автор Лещенко Надежда Михайловна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Информатика
Подраздел Планирования
Просмотров 1047
Номер материала 2862
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓