Главная / Биология / Рабочая программа по предмету:

Рабочая программа по предмету:


Муниципальное общеобразовательное учреждение

Раменская средняя общеобразовательная школа №19



«УТВЕРЖДЕНО»

Приказом №ОД 103 от «01» сентября 2014г.

Директор МОУ СОШ№19

_________________ Н. Н. Накрайникова



Рабочая программа



По предмету «Твое здоровье»



Базовый уровень, основное общее образование



Разработчик: Сливкина Н.М.







Рассмотрено Рассмотрено

на заседании ШМО на педагогическом совете

Протокол №1 Протокол №1

От «28» августа 2014г от «29» августа 2014 г.



Содержание Стр.

  1. Пояснительная записка …………………………………………………………………………………… 3

  2. Тематический план

и основное содержание программы………………………………………………5

  1. Требования к уровню подготовки учащихся ………………………………… ..8

  2. Учебно-методического обеспечение………………………………………………9

  3. Литература………………………………………………………………………….9.





























  1. Пояснительная записка

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой Г.К.Зайцева “Школьная валеология” – СПб 1998г; “Программа курса валеология для общеобразовательных школ”– г. Новосибирск 1997 г. НИПКиПРО. Учебная литература: Б.Н.Чумаков “Валеология” – М.1997 г.; Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев “Твоё здоровье”– СПб1998 г.; Д.З.Шибкова “Наука быть здоровым”

Содержание: в наш информационный век, как ни странно, школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах сохранения здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно прививать учащимся валеологическую грамотность, воспитывать «культ» здорового образа жизни.

Предлагаемая программа валеологического курса предназначена для учащихся 5-9классов общеобразовательной школы. Она построена с учетом программы школы и имеющихся знаний по биологии за курс начальной школы, а также направлена на формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью.

Главная педагогическая задача заключается в создании такой среды, в рамках которой становится возможными самопознание, самосовершенствование, постановка смысловых проблем, касающихся понимания сущности здорового образа жизни, и выработка индивидуального способа жизнедеятельности.

Методические принципы состоят в том, чтобы, во-первых, дать подростку необходимую информацию о нем самом и вооружить его способами получения такой информации; во-вторых, помочь ему в смысловой и творческой деятельности или предоставить ему возможность из многообразия предложенных тем свободный выбор тех из них, которые ему наиболее подходят.

При изучении данного курса последовательно формируются понятия о здоровье и здоровом образе жизни, компонентах и показателях здоровья, основных факторах, которые определяют здоровье (наследственность, качество среды обитания, образ жизни), факторах риска.

Цель и задачи программы 

Цель данного курса: обеспечить возможность сохранения здоровья детей в период обучения в школе; научить детей быть здоровыми душой и телом, стремиться творить своё здоровье, применяя знания и умения в согласии с законами природы, законами бытия.

Задачи:

сформировать у детей необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни;

формировать у детей мотивационную сферу гигиенического поведения, безопасной жизни, физического воспитания;

обеспечить физическое и психическое саморазвитие;

научить использовать полученные знания в повседневной жизни;

добиться потребности выполнения элементарных правил здоровьесбережения.

Особенности программы

Данная программа строится на принципах:

Научности: в основе программы содержится анализ статистических медицинских исследований по состоянию здоровья школьников.

Доступности: программа определяет содержание курса в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.

Системности; программа определяет взаимосвязь и целостность содержания, форм и принципов предлагаемого курса.

При этом необходимо выделить практическую направленность курса.

Содержание занятий направлено на развитие у учащихся негативного отношения к вредным привычкам, на воспитание силы воли, обретение друзей и организацию досуга.

Обеспечение мотивации.

Быть здоровым – значит, быть счастливым и успешным в будущей взрослой жизни.

Занятия носят научно-образовательный характер.

Основные виды деятельности учащихся:

навыки дискуссионного общения; опыты; игра.

Форма и режим занятий:

^ Форма обучения

по количеству учащихся: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная;

по месту проведения: школьная (в классе, в библиотеке, в столовой, в медицинском

кабинете), внешкольная (домашняя самостоятельная работа, экскурсии).

^ Режим занятий – 1 час в неделю -34 часов в год.

Здоровьесберегающая организация образовательного процесса предполагает

использование форм и методов обучения, адекватных возрастным возможностям

младшего школьника. Предполагается обучение на двух основных уровнях: первый -

информативный, который заключается в изучении правил и закономерностей здорового

образа жизни; второй — поведенческий, позволяющий закрепить социально одобряемые

модели поведения. В занятия включены задания: игровые ситуации; оздоровительные

минутки; советы для учащихся.

Для реализации программы предлагаются следующие методы: наглядный, словесный,

практический.

Методы обучения

Наглядный метод: просмотр фильмов, слайдов, презентаций; экскурсии; наблюдения;

целевые прогулки.

^ Словесный метод: чтение стихотворений; беседы с элементами диалога, обобщающих

рассказов; ответы на вопросы педагога, детей; сообщение дополнительного материала;

рассматривание наглядного материала; рассказы детей по схемам, иллюстрациям,

моделирования сказок; разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов,

^ Практический метод: проведение игр ( дидактические, подвижные, малоподвижные,

инсценировки и др.); постановка праздничных концертов, конкурсов, викторин;






  1. Тематический план и основное содержание программы

6 класс

урока

тема

Основные содержание

1

Введение . знакомство с курсом


2.

Что такое здоровье?

Здоровье и его аспекты. Физическое, психическое, нравственное здоровье.

3

Путешествие в тайну моего рождения.

Знакомство

4.

Общее строение организма.

Органы, системы органов.

5

Что такое пища и питательные вещества. Их значение для здоровья.

Пища, питательные вещества, питание, пищеварение

6

Путь пищи. Знакомство с пищеварительной системой

Органы пищеварения. Ротовая полость, зубы желудок, кишечник, Их строение, функции.

7

Витамины и их значение

Витамины А. В. С. Д. Е ,К. и др. Обмен веществ

8

Пищевые добавки

Индекс Е - красители загустители,

подсластители, консерванты


9

Дневной рацион. Гигиена питания.

Рациональное питание. Кишечные инфекции. Отравление, рвота.

10.

Вода. Ее значение для организма человека.

Методы очистки воды.

11.

Чудесная жидкость и ее значение для организма.

Кровь, эритроциты. Тромбоциты, лейкоциты.

12.

Сердце – насос . Как устроено сердце?

Предсердия желудочки

13.

Чудесная сеть . Сосуды.

Вены капилляры артерии венозная кровь артериальная замкнутая кровеносная система

14.

Забота о сердце.

Гигиена ССС. Оздоровительные меры.

15

Почки – что это? Природные фильтры организма.

Почка нефрон обмен веществ, конечные продукты распада

16.

Бережем почки!

Воспалительные процессы

17

О человеческом носе. Зачем он?

Пазухи носа извилистые ходы

18.

Легкие. Что такое дыхание?

Трахея бронхи Легочные пузырьки

19.

Как мы дышим? Чем мы дышим? За чистый воздух.

Носовая полость, верхние дыхательные пути, нижние дыхательные пути Влияние окружающей среды на дыхание. Причины нарушения дыхания.

20

Легочные заболевания и их профилактика.

Вирусы Никотин смолы кислоты Влияние курения на органы дыхания.

21

Скелет и его функции.

Череп, позвоночник. грудная клетка, скелет конечностей

22.

Соединение костей.

Подвижное , неподвижное, полуподвижное. Сустав

23

Скелетные мышцы.

Тонус, работа мышц, виды мышц.

24

Травмы скелета, осанка.

Переломы, вывихи. Плоскостопие. первая помощь,

25.

Движение –это жизнь.

Физкультура. Мышечные нагрузки.

26

Травмы мышц.

Ссадины, раны, ушибы. Первая помощь.

27

Как мы слышим. Ухо.

Наружное, среднее, внутреннее ухо.

28

Почему теряется слух?

Барабанная перепонка Профилактика снижения слуха.

29

Ухо, горло , нос – как они связаны.

Взаимосвязь органов. Переходящие заболевания.

30

Зрение. Как мы видим.

Строение глаза. Оболочки глаза. Палочки колбочки зрачок хрусталик

31.

Бережем зрение.

Близорукость , дальнозоркость, конъюктивит. Профилактика глазных заболеваний . Упражнения укрепляющие зрение.

32

Наступает лето. Ядовитые растения

Борщевик, ландыш. Белена и др

33

Ядовитые животные. Укусы животных и насекомых

Осы. Пчелы, анафилактический шок.

34

Лекарства для здоровых. Растения – кладовая жизни.

Ромашка, подорожник, василек, календула.



Тематический план

7 класс

ТЕМА

СОДЕРЖАНИЕ

1

И снова о здоровье

Сущность здоровья в понимании учащихся.компоненты здоровья

2

Клетка

Строение клетки.

3

Виды клеток

Ткани и их функции Старение и рост заболеваний, как процесс уменьшения числа живых клеток.

4

Иммунитет

Что такое иммунитет? Что ослабляет и что укрепляет иммунитет?

5

Иммунитет

Иммунология и здоровье. Как предупредить болезнь. Значение прививок.

6

Нервная система. Общее строение

Строение нервной системы

7

Головной мозг

Отделы головного мозга и их функции

8

Мозг. Алкоголь и курение

Влияние на мозг алкоголя и курения

9

Высшая нервная деятельность

  Рефлексы. Условные и безусловные. И. Павлов

10

Ощущение, восприятие, мышление

Процессы, вызывающие ощущения, восприятие, мышление

11

Типы нервной системы.

Свойства нервной системы.

12

Темперамент. Характер

Характер как совокупность устойчивых индивидуальных особенностей человека.

13

Память.

Кратковременная и долговременная память.

Процессы памяти.


14

Основные эмоции человека.

Биологическая роль эмоций, поведенческие и вегетативные компоненты. Отрицательные эмоции 

15

Настроение .

Позитивное и негативное настроение. Как формируется настроение

16

Страхи.

Врожденная и приобретенная природа страха. Как побороть в себе страх..


17

Многоликий стресс. Влияние стресса на здоровье.

Стрессы, истощающие силы, вызывающие заболевания и стрессы, укрепляющие здоровье Как выйти из депрессивного состояния.

18

Мнительность. Вспыльчивость. Разочарование.

Нежелательные черты характера. Как преодолеть в себе агрессивность. Разочарование.

19

Отношения с окружающими. Конфликт.

Причины конфликтов. Фазы конфликта.

20

Как формируются отношения между подростками в классе

Причины конфликтов между учащимися.

21

Пути разрешения конфликта.

Пути выхода из конфликта.

22

Мотивация

Мотивация как неосознаваемое или слабо осознаваемое побуждение

23

Внешняя мотивация

Стремления, желания, интересы

24

Внутренняя мотивация

Физиологические, сложнейшие биологические. Идеальные и социальные потребности

25

Понимание

Понимание как хорошо осознаваемый побудитель человеческой деятельности

26

В чем смысл учебы школьника

Отношение ученика к учебе и связанные с этим проблемы

27

Психическое здоровье и сон

Физиологическая природа сна. 

28

Инфекции, поражающие нервную систему

Клещевой энцефалит и его профилактика

29

Обобщающий урок по теме нервная система.


30

Кожа


Строение и функции кожи. Поражения и болезни кожи

31

Кожа

Гигиена кожи. Закаливание

32

Волосы и ногти

Строение и предназначение. Почему выпадают волосы? Какие неприятности случаются с ногтями?

33

Обобщающий урок

Что мы узнали в 7 классе?

34

Итоговый урок

Проекты по изученным темам



  1. Требования к результатам обучения


В результате усвоения программы учащиеся должны уметь:

выполнять санитарно-гигиенические требования: соблюдать личную гигиену и осуществлять гигиенические процедуры в течение дня;

осуществлять активную оздоровительную деятельность;

формировать своё здоровье.

Учащиеся должны знать:

факторы, влияющие на здоровье человека;

причины некоторых заболеваний;

причины возникновения травм и правила оказания первой помощи;

виды закаливания (пребывание на свежем воздухе, обливание, обтирание, солнечные ванны) и правила закаливания организма; влияние закаливания на физическое состояние и укрепление здоровья человека;

о пользе физических упражнений для гармоничного развития человека;

основные формы физических занятий и виды физических упражнений.


  1. Методическое обеспечение программы.

Методическое обеспечение программы основано на:

- литературе по валеологии, анатомии, здоровому образу жизни;

- методических пособиях для УДО;

- разработанных сценариях массовых мероприятий по здоровому образу жизни, валеологии

- специальной и художественной литературе по здоровому образу жизни;

- разработанном дидактическом материале.




  1. Литература

Список литературы рекомендованной детям и родителям в помощь освоения программы:


  1. Белякова Т.Н. Стань сильным, ловким и выносливым.

  2. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Твое здоровье. Укрепление организма. СПб: Детство-пресс, 2000 г.

  3. Куликовская Т.А. Скороговорки и чистоговорки. Практикум по улучшению дикции. М.: ООО “Издательство Гном и Д”, 2000 г.

  4. Лаптев А.К. Тайна пирамиды здоровья. СПб: РЕТРОС, 1998 г.

  5. Никитин С.Е., Тришин Т.В. Здоровье и красота вашей осанки. М.: Сов.Спорт, 2002 г.

  6. Обухова Л.А, Лемяскина Н.А. Тридцать уроков здоровья для первоклассников. Методическое пособие. М.: ТЦ Сфера, 1999 г.

  7. Останко Л.В. Сто веселых упражнений для детей. СПб: Корона принт, 2005 г.

  8. Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников. М.: АСТ, 2002 г.

  9. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: уроки здоровья для детей 5-8 лет. Ярославль: Академия Развития, 2003 г.



Рекомендуемая литература для учителя


1. Амосов Н.М.Раздумья о здоровье. — М., 1979. 
2.Аршавский И.А.Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. — М., 1990. 
3.Брехман И.И.Введение в валеологию — науку о здоровье. —Л., 1987. 
4.Зайцев А.Г.Формирование здоровья молодого поколения // Гигиена и санитария. № 1. 2004. 
5. Зайцев А.Г., Зайцев Г.К.Педагогика счастья (Валеология семьи). СПб., 2002. 
6.Зайцев А.Г., Зайцев Г.К., Ткачук В.А.Обоснование эффективности потребностно-информационного педагогического подхода к предупреждению наркозависимости у молодежи // Вопросы наркологии. №3. 2004. 
7.Зайцев Г.К.Время педагогики здравосозидающей // Народное образование. №6. 2002.  
8.Зайцев Г.К  Уроки Мойдодыра. — СПб., 1994-2003. 
9.Зайцев Г.К.Уроки Айболита. Расти здоровым. — СПб., 1995-2003. 
10.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Твое здоровье. Укрепление организма. — СПб., 1997-2003. 
11.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Твое здоровье. Регуляция психики. — СПб., 2000-2003. 
12.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Твое здоровье. Формирование сексуальности. — СПб., 2000. 
13.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. Валеология. Культура здоровья. Книга для учителей и студентов педагогических специальностей. – Самара, 2003. 
14.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Валеология взросления. Педагогические основы обеспечения здоровья подростов и молодежи. – СПб., 2004. 
15.Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Валеология питания // Валеология. №2. 2002. 
16. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г.Педагогика здоровья // Инновации в образовании. №4. 2004. 
17.Зайцев Г.К., Насонкина С.А.Уроки Знайки. Воспитай себя. — СПб., 1998-2003. 
18.Симонов П.В.Мотивированный мозг. М., 1987. 
19.Шаболина В.В.Зависимое поведение школьников. – СПб., 2001. 
20.Назарова А.Г.Методическое пособие для работы с детьми дошкольного и младшего школьного возраста по методике игрового тренинга. - СПб 2005 


Рабочая программа по предмету:
  • Биология
Описание:

Рабочая программа составлена в соответствии с авторской программой Г.К.Зайцева “Школьная валеология” – СПб 1998г; “Программа курса валеология для общеобразовательных школ”– г. Новосибирск 1997 г. НИПКиПРО. Учебная литература: Б.Н.Чумаков “Валеология” – М.1997 г.; Г.К.Зайцев, А.Г.Зайцев “Твоё здоровье”– СПб1998 г.; Д.З.Шибкова “Наука быть здоровым”

Содержание: в наш информационный век, как ни странно, школьники обладают достаточно скудными знаниями о возможностях своего организма, способах сохранения здоровья. Поэтому для оздоровления общества важно прививать учащимся валеологическую грамотность, воспитывать «культ» здорового образа жизни.

Предлагаемая программа валеологического курса предназначена для учащихся 5-9классов общеобразовательной школы. Она построена с учетом программы школы и имеющихся знаний по биологии за курс начальной школы, а также  направлена на формирование у учащихся целостного отношения к своему здоровью.

Главная педагогическая задача заключается в создании такой среды, в рамках которой становится возможными самопознание, самосовершенствование, постановка смысловых проблем, касающихся понимания сущности здорового образа жизни, и выработка индивидуального способа жизнедеятельности.

Методические принципы состоят в том, чтобы, во-первых, дать подростку необходимую информацию о нем самом и вооружить его способами получения такой информации; во-вторых, помочь ему в смысловой и творческой деятельности или предоставить ему возможность из многообразия предложенных тем свободный выбор тех из них, которые ему наиболее подходят.

 

При изучении данного курса последовательно формируются понятия о здоровье и здоровом образе жизни, компонентах  и показателях здоровья, основных факторах, которые определяют здоровье (наследственность, качество среды обитания, образ жизни), факторах риска.

Автор Сливкина Наталья Михайловна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Биология
Подраздел
Просмотров 499
Номер материала 39051
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓