Главная / Музыка / РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТАМ КУРСА "РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" дошкольное образование

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТАМ КУРСА "РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" дошкольное образование

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 5 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТАМ КУРСА

«РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ »


Преподаватели: Герман А.Г., Соловьёва Ю.В., Лихачёва Н.В.

Срок реализации программы: 5 лет

Обучение проводится в группах 10-15 человек, 2 раза в неделю по 2 урока. Продолжительность урока – 30 минут. Перерыв между занятиями – 10 мин.

Данная программа является рабочей модифицированной. Составлена на основе программы 2004 года, утверждённой управлением учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР (Москва).

Пояснительная записка

Начальное музыкальное образование в ДШИ №5

Отделение общего эстетического развития появилось в ДШИ №5 в связи с необходимостью удовлетворить запрос значительной части учеников и родителей на обучение музыке в более свободном, щадящем режиме.

Социально-экономическая ситуация в посёлке, его удалённость от культурных центров, небольшое количество детей школьного возраста (в условиях общего ухудшения здоровья детей и роста нагрузок в общеобразовательной школе) – всё это направляет деятельность ДШИ в первую очередь «на удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном развитии посредством освоения образовательных программ в сфере искусства» и лишь в отдельных случаях – «на подготовку учащихся к продолжению обучения в средних специальных учебных заведениях».

ДШИ №5 в настоящее время является единственным учреждением дополнительного образования краснополянского округа, в котором ребенок может получить первоначальный опыт общения с искусством. И поэтому наша задача – увлечь по возможности всех желающих, независимо от наличия способностей, и, не сортируя детей, не травмируя «неспособных», найти подходящий вариант учебного плана для каждого ребёнка, для каждой семьи. На решение этой задачи и направлено всё многообразие возможных вариантов обучения на отделении обще эстетического развития.

Спектр возможностей постоянно обновляется с учётом результатов работы, и на сегодняшний день это

обучение по традиционному учебному плану музыкального отделения с уменьшением учебной нагрузки и требований (вместо специальности – «музыкальный инструмент»);

составление для ученика индивидуального учебного плана (выбор посильных ему, полезных именно для его развития предметов);

первоначальные навыки игры на одном-двух инструментах и коллективное музицирование (хор, ансамбль, оркестр);

ритмика и танец),

- ИЗО.

ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Есть немало детей, которые хотят учиться и музыке, и изобразительному искусству, в этом их поддерживают и родители. Но практика показывает, что обучение одновременно на двух отделениях ДШИ в большинстве случаев приводит к перегрузке даже самых способных, т.к. действующие программы как музыкального, так и художественного отделения нацелены сразу на усвоение большого объема информации, овладение большим количеством навыков, к чему многие сегодняшние дети 7-9 лет не готовы.

Необходимость разностороннего развития (как и непосильность традиционных программ) для малоодарённых детей не менее очевидна.

Рост нагрузки на интеллект не только в начальной школе, но и в детском саду, диктует острую необходимость в занятиях, которые развивают эмоциональную, а не только интеллектуальную, сферу. Кроме того, известно, что современная жизнь буквально обездвиживает ребёнка (даже в сельской местности досуг детей чем дальше, тем больше заполнен просмотром телепередач и компьютерными играми). Отсюда необходимость в учебном плане занятий, включающих движение, причём такое, которое не воспринималось бы детьми как навязанное им.

Класс эстетического воспитания дает возможность детям попробовать себя в разных видах деятельности, развить свои творческие способности, сделать сознательный выбор.

Предусмотрен индивидуальный подход не только к каждому ребенку, но и к каждой учебной группе. В зависимости от возраста учащихся в группе и ее возможностей педагог определяет содержание занятий и темп продвижения. Главным в групповой работе является не количество пройденного материала, а включенность каждого в учебный процесс, организация успеха детей, возможность создания каждым ребенком собственного «образовательного маршрута».

Музыкальные групповые занятия (Коллективное музицирование,ритмика и танец,хоровой ансамбль) проводятся преимущественно в игровой форме и содержат речевые и вокальные упражнения, импровизацию, музицирование на Орф-инструментах, движение, а также упражнения в общении – элементарные танцы, коммуникативные игры. Музыкально-теоретические понятия, чтение нот вводятся постепенно и только в связи с практикой музицирования.

Занятия по изобразительному искусству направлены на ознакомление с основами изобразительного искусства, а также на выявление творческих способностей детей.

Индивидуальные занятия (музыкальный инструмент; возможно, пение) в наибольшей мере обеспечивают индивидуальный подход, учет уровня одаренности, возраста, состояния здоровья и т.п.

Все это соответствует «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 03.06. 2003г.:

«Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

профилактику асоциального поведения;

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

укрепление психического и физического здоровья;

взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей».



Учебный план отделения обще эстетического развития

Для учащихся поступающих в возрасте 5 лет

Наименование предмета

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Коллективное музицирование

1

1

1

1

1

Ритмика и танец

1

1

1

1

1

Творческое развитие,овладение навыками игровой деятельности

1

1

1

1

1

Рисование (лепка)

1

1

1

1

1

Музыкальный инструмент

-

-

1

1

1

Слушание музыки и музыкальная грамота

-

-

1

1.5

1.5

Хоровой ансамбль

-

-

1.5

1.5

1.5

Предмет по выбору

2

2

1

1

1

всего

6

6

8.5

8.5

8.5



ПРИМЕЧАНИЯ

1) В качестве ориентира взят учебный план ОП общего эстетического образования (Примерные учебные планы ОП по видам искусств для ДШИ - Москва 2003)

С учётом целей и возможностей ДШИ №5, специфики контингента, социального запроса используемый нами учебный план имеет некоторые отличия:

2) I-V – год обучения в классе эстетического воспитания; не «класс», а именно «год обучения». Это принципиально, т.к. с понятием «класс» связан определённый стереотип – требование соответствия некоему уровню «знаний, умений и навыков». «Год обучения» говорит только о времени, проведённом в школе.

3) Промежуточная аттестация (в конце каждого учебного года):

концерт и выставка художественных работ

характеристика каждого ученика с оценкой его продвижения, достижений и проблем

традиционные оценки (отметки) по предметам допустимы, но не обязательны; целесообразность их выставления - по усмотрению каждого преподавателя.

Итоговая аттестация: выпускной экзамен в форме открытого концерта, в программу которого входят сольные и ансамблевые концертные номера, отражающие достигнутый группой и каждым учащимся уровень в освоении музыкальных предметов; выставка художественных работ. Характеристика, включающая напутствие выпускнику, рекомендации по его дальнейшему образованию.

Учебный план составлен исходя из возможностей нашей ДШИ и может быть изменен, в том числе в сторону увеличения учебной нагрузки.

Предполагается, что пятилетний курс обучения будут проходить не все учащиеся. После любого класса ученик может быть переведен, с учетом его пожеланий и возможностей, на музыкальное или художественное отделение школы. При этом вопрос о том, в какой именно класс зачисляется ученик, решается в каждом случае индивидуально. После завершения полного курса выпускник отделения общего эстетического образования при желании также может быть зачислен на музыкальное или художественное отделение ДШИ в тот класс, требованиям которого соответствует достигнутый им уровень. Таким образом, каждый ребёнок в конечном счете имеет возможность пройти полный курс на одном из отделений ДШИ, а обучение в классе эстетического воспитания даст ему возможность повзрослеть и постепенно втянуться в учебную деятельность. Не будут чувствовать себя ущербными и малоодаренные ученики – они покинут школу успешными выпускниками класса эстетического воспитания, за годы обучения в меру своих возможностей приобретя навыки музицирования, познав азы изобразительного искусства и, можно надеяться, сохранив интерес к искусству.

КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Музыкальные групповые занятия занимают в учебном плане отделения эстетического развития «место» теоретических предметов, но, в соответствии с его спецификой, проводятся преимущественно в игровой, практической форме. Они дополняют индивидуальные уроки, развивая в условиях коллективного музицирования творческую инициативу, чувство ансамбля, координацию движений и ловкость, а также способствуют музыкально-ритмическому воспитанию, развитию голоса, взаимообучению, дают возможность проработки различных социальных ролей в разных видах деятельности.

Музыкально-теоретические понятия, чтение нот вводятся постепенно и только в связи с практикой музицирования, т.е. продолжительность «донотного» (устного) периода не регламентируется.

Предусмотрен индивидуальный подход к каждой учебной группе: в зависимости от возраста учащихся в группе и её возможностей педагог определяет содержание занятий и темп продвижения.

Главным в групповой работе является не количество пройденного материала, а включенность каждого в учебный процесс, организация успеха детей, возможность создания каждым ребенком собственного «образовательного маршрута».

Поэтому не представляется возможной детальная разработка поурочных и даже календарных планов; но определены основные направления работы.

Работа по этим направлениям также не может быть механически поделена на разные учебные предметы, занятия «музыкальная грамота,коллективное музицирование,ритмика и танец, игровая деятельность» взаимосвязаны – это разные аспекты коллективного музицирования. В каждом из них в той или иной мере присутствуют следующие направления:

движение:

массажные, пальчиковые и др. игры

коммуникативные игры,

элементарный танец

импровизация движений

Речевые и вокальные упражнения

сочинение, музыкальное оформление текстов (ритмизация, мелодизация и др. варианты)

работа с готовыми текстами – детский фольклор, поэзия, проза

развитие голоса, пение

Музицирование на инструментах шумового оркестра

импровизация

аккомпанемент

- сочинение, аранжировка

Музицирование на ударных инструментах:

- звучащие жесты

звучащие предметы и «карманные инструменты»

изготовление инструментов

создание и чтение ритмических партитур

знакомство с музыкой народов мира

слушание музыки

разучивание песен и танцев

разучивание пьес для ансамбля Орф-инструментов, аранжировок музыки народов мира.

«Музыкальный инструмент»

программа для отделения общего музыкального развития

Наличие в учебном плане Отделения общего эстетического развития ДШИ №5 предмета «музыкальный инструмент» в качестве альтернативы традиционному («Спец. инструмент») обусловлено рядом объективных причин.

1. Непосильность для значительной части учащихся традиционных программных требований, т.к. в ДШИ зачисляются все желающие, без конкурсного отбора.

2. Незаинтересованность родителей в профессиональном музыкальном будущем детей.

3. Загруженность детей в общеобразовательной школе – в связи с этим выраженная потребность в занятиях музыкой как в средстве восстановления сил и здоровья.

4. Востребованность в семье и социуме навыков практического музицирования.

Вопрос о качестве и количестве абитуриентов (будущих профессионалов) - не самый актуальный для педагогов поселковой ДШИ. Для нас важнее другое: место музыкальной школы в современной действительности. Что она реально может дать нынешним детям? Кому и зачем она нужна, и как ей выжить – как привлечь интерес родителей и детей, как сохранять контингент учащихся и тем самым обеспечивать себе будущее? И, следовательно, как воспитывать не только музыкантов-профессионалов, но и тех, кто будет просто любить музыку, играть и петь для себя, ходить на концерты, кто, наконец, приведет учиться ИМЕННО МУЗЫКЕ своих будущих детей – следующие поколения наших учеников, дефицит которых начинает ощущаться уже сейчас! Ведь музыканты-профессионалы – как исполнители, так и педагоги, – могут быть реально востребованы обществом только при наличии большого количества музыкантов-любителей, «потребителей» их «продукции».

Следуя известному принципу «Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из ребенка», мы пытаемся найти свой вариант решения поставленных самим временем задач:

привлечение и сохранение контингента учащихся музыкального отделения ДШИ

Проблему сохранения контингента учащихся невозможно снять только корректировкой существующих программ (в сторону снижения требований). «Производство» концертных исполнителей и воспитание любителей музыки – это совершенно разные задачи. Воспитание любителей музыки должно стать самостоятельной целью (наряду с предпрофессиональным образованием одарённых детей), а не проводиться «по остаточному принципу». Именно поэтому основным содержанием занятий с начинающими – как в группе, так и на индивидуальном уроке – должно быть музицирование, а не изучение музыки.

Предмет «музыкальный инструмент» предполагает: чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом в том числе в рамках традиционного академического (нотно-письменного) варианта обучения.

Программа предназначена для учеников, изначально не осваивающих игру на инструменте как «специальность».

Это дети;

не обладающие выраженными способностями, но желающие учиться музыке,

способные, но недостаточно выносливые и целеустремлённые для профессиональных занятий,

часто болеющие

и другие, для которых по разным причинам предпочтителен такой вариант обучения.

Опыт нашей школы показывает, что, начиная в таких случаях с практического музицирования, мы оставляем возможность перехода в перспективе к более «серьёзным» занятиям. Напротив, бескомпромиссная требовательность к таким детям часто уже на начальном этапе занятий приводит к хроническому неуспеху и уходу не только из ДШИ, но вообще от занятий музыкой.

Индивидуальные занятия (музыкальный инструмент) в наибольшей мере обеспечивают индивидуальный подход – с учетом уровня одаренности, возраста, состояния здоровья и т.п. Выбор инструмента (инструментов) – с учётом пожеланий ученика и его родителей.


Возможные варианты:

«музыкальный инструмент» (фортепиано) – 1 час в неделю.

«музыкальный инструмент» (блок-флейта) – 1 час в неделю.

«музыкальный инструмент» (фортепиано/другие инструменты) – 1,5 часа в неделю.


1.«музыкальный инструмент» (фортепиано)


преподаётся на Отделении общего эстетического развития как основной инструмент или инструмент по выбору

и предполагает:

увеличение продолжительности устного («донотного») периода, переосмысление его значения;

преобладающую роль ансамбля и аккомпанемента по отношению к исполнению сольных произведений;

по возможности – знакомство одновременно с другими инструментами

( блокфлейта, Орф-инструменты, самодельные инструменты), игру в ансамблях с их участием;

воспитание креативности ученика как необходимого условия его роста.


1-й –2-й годы обучения

Знакомство с инструментом. Игры-упражнения для организации контакта с инструментом. Спонтанная импровизация, свободные диалоги, диалоги-эхо.

Ритмические игры-упражнения. Остинато. Бурдон. Пентатоника. Диатоника.

Подбор баса, исполнение простого аккордового аккомпанемента к песням. Игра в ансамбле с педагогом. Поощрение сочинения песен и пьес. Знакомство с нотной записью, с буквенными обозначениями аккордов. (Но не рекомендуется форсировать темп освоения игры по нотам у детей с неразвитыми музыкальными представлениями.)

Главный критерий успешности первого-второго года занятий – радость и энтузиазм ученика, дружба с инструментом, наличие охотно исполняемого любимого репертуара.

По мере продвижения ученика возможен переход к требованиям Примерной программы для ДМШ и ДШИ «Фортепиано» и соответствующему репертуару.

3-й – 4-й годы обучения

Продолжение освоения устной музыкальной традиции. Пение с аккомпанементом – разнообразные фактурные формулы. Импровизация в ансамбле с педагогом (граунд-бит и соло), фактурные вариации на аккордовые темы.

Подбор и транспонирование простых мелодий. Мелодия + бас.


По мере развития музыкальных представлений – упражнения в чтении с листа, разучивание по нотам ансамблей, аккомпанементов, сольных произведений.

Соотношение «устного» и «нотно-письменного», творчества и воспроизведения, ансамблевого и сольного, художественного и инструктивного в репертуаре – по усмотрению преподавателя, с учётом возможностей и предпочтений ученика.

Главный критерий успешности продвижения – инициативность ученика, его заинтересованность в учении, в освоении нового.

5-й – 6-й годы обучения (для семилетнего срока обучения)

Сформированные к этому времени навыки ученика, его интересы к тем или иным жанрам и стилям музыки помогут преподавателю определить перспективу дальнейших занятий. Это может быть как переход к традиционному репертуару фортепианного отделения ДШИ, так и продолжение занятий практическим (любительским) музицированием.

Главный критерий успешности продвижения – осознанное стремление ученика к совершенствованию, целеполагание, рост самостоятельности в занятиях.


Промежуточная аттестация.

В течение каждого учебного года проводятся концерты для родителей, общешкольные тематические концерты, в которых принимают участие ученики отделения.

В конце каждого учебного года ученик исполняет 2-3 произведения разных жанров на академическом концерте (с оценкой).

Годовая оценка выводится с учётом общего продвижения и творческой активности ученика и может не совпадать с оценкой за выступление на академическом концерте.

Для учащихся класса эстетического воспитания итог каждого года – концерт для родителей, программа которого составляется из ансамблевых и сольных выступлений. Оценка за год может быть как традиционной (отметка), так и словесной (подробная характеристика ученика с перечислением достижений и задач на будущее). Приветствуются эксперименты преподавателей (баллы, уровни), направленные на совершенствование системы оценок в сторону её большей понятности и полезности для учеников.


Последний год обучения

Итоговая аттестация

Преподаватель определяет общую направленность занятий, исходя из достигнутых успехов и предпочтений ученика, помогает ему определиться с выбором цели последнего года обучения (совершенствование в чтении с листа, в исполнении сольного или ансамблевого репертуара и т.д.).

Программа, исполняемая на выпускном экзамене по предмету «музыкальный инструмент» (фортепиано)», может включать в себя

сольные произведения традиционного репертуара музыкальной школы (сложность не регламентируется, она должна соответствовать реальным возможностям ученика)

фортепианные ансамбли

аккомпанемент (или пение с аккомпанементом)

собственные сочинения ученика.

Исполнение оценивается по пятибалльной шкале (для выпускника класса эстетического воспитания – словесно, в характеристике-рецензии).

Итоговая оценка за курс обучения может не совпадать с экзаменационной, т.к. выводится с учётом всей работы ученика, его способностей, увлечённости, темпа продвижения.

2 . «музыкальный инструмент» (фортепиано/другие инструменты)


За счёт увеличения времени индивидуального урока до 1,5 часа расширяются возможности знакомства с несколькими музыкальными инструментами параллельно (но на первом–втором году обучения с детьми младшего возраста обычно достаточно продолжительности урока 1 час). Такие занятия могут быть уместны в следующих случаях:

ученик не имеет ярко выраженного стремления играть на каком-либо одном музыкальном инструменте (целесообразно познакомить его с несколькими);

любимый инструмент – фортепиано, но родители не могут его приобрести, нет условий для домашних занятий (в таких случаях плодотворно, например, сочетание: фортепиано и блок-флейта, фортепиано и гитара);

есть одинаковый интерес к музицированию на различных инструментах.

Приобретение первоначальных навыков игры на нескольких инструментах (блок-флейта, фортепиано, Орф-инструменты – и ударные), как показывает опыт, очень привлекательно для детей и приносит немалую пользу:

знакомство с разными тембрами и способами звукоизвлечения обогащает, развивает слуховые представления ребёнка;

расширяются возможности организации успеха, т.к. при затруднениях в овладении одним инструментом можно переключиться на другой или другие;

расширяются возможности ансамблевой игры;

растёт музыкальный кругозор;

появляется уверенность в своих силах;

появляются предпосылки осознанного выбора инструмента для дальнейшего «серьёзного» обучения.

В каждом из этих случаев целесообразно также обращение к Орф-инструментам.

Темп прохождения материала – индивидуальный в каждом случае.

Предмет «музыкальный инструмент» (фортепиано/другие инструменты)» может изучаться как на протяжении всего периода обучения, так и в отдельные годы обучения, в т.ч. последний (выпускной). Выпускная программа в таком случае может включать в себя произведения для разных инструментов.


Методические пособия:

Л. Баренбойм, Н. Перунова «Путь к музыке» (Л. 1988)


Т.Б.Юдовина-Гальперина «ЗА РОЯЛЕМ БЕЗ СЛЁЗ, ИЛИ Я ДЕТСКИЙ ПЕДАГОГ»СПБ 1996г.

Королькова И.С.»КРОХЕ МУЗЫКАНТУ»ЧАСТЬ 1(изд.Феникс.2004г.Ростовн.Д.)

Королькова И.С.»КРОХЕ МУЗЫКАНТУ»ЧАСТЬ 2(изд.Феникс.2004г.Ростовн.Д.)


Сборники детских, народных, авторских песен - по выбору педагога;

«Первые шаги. Пособие для начинающих» (Ростов-на-Дону РИО 1992)

Н. Бергер, Н. Яцентковская, Р. Алиева «Младенец музицирует» (изд. «Мудрость» С-Петербург 2003)

И.С. Королькова «Крохе-музыканту» (Ростов-на-Дону)

Минков «Наши первые шаги» (Уфа 1997)

Т.Смирнова - репертуарные тетради курса «Allegro» (Москва)

Обучение с увлечением. Антология (Москва)

Т. Юдовина-Гальперина «Большая музыка – маленькому музыканту» (С-Петербург)

«Весёлые нотки» (и др. репертуарные сборники) сост. С.А. Барсукова (Ростов-на-Дону 2006)

Н. Торопова «Музыкальные зарисовки» (Ростов-на-Дону 2005)

«Играем – джаз» сост. Н.И. Платонова (С-Петербург 1994)

Anne Terzibaschitsch «Klassik & Pop»

Серия: Знакомство с шедеврами классики (Фортепиано) Челябинск, MPI

Пьесы башкирских композиторов для фортепиано (Уфа 1999)

«Любимые пьесы» сост. В.Алексеева (М. Музыка 1994)

Ж. Металлиди «Мой Чайковский», «Мой Бизе» и др. сборники лёгких переложений популярной классической музыки

О.Хромушин «Лунная дорожка. Джазовые пьесы для ф-но» (Ростов-на-Дону

2003)

М. Шмитц Мини-джаз, Мини-рок – серия сборников

И. Хисамутдинов «Нетрудные пьесы для ф-но» (Уфа 2003)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТАМ КУРСА "РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ" дошкольное образование
  • Музыка
Описание:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ № 5 МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОД-КУРОРТ СОЧИ.

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТАМ КУРСА

«РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ »

 

Преподаватели: Герман А.Г., Соловьёва Ю.В., Лихачёва Н.В.

Срок реализации программы: 5 лет

Обучение проводится в группах 10-15 человек, 2 раза в неделю по 2 урока. Продолжительность урока – 30 минут. Перерыв между занятиями – 10 мин.

Данная программа является рабочей модифицированной. Составлена на основе   программы 2004  года, утверждённой управлением  учебных заведений и научных учреждений Министерства культуры СССР (Москва).

Пояснительная записка

Начальное музыкальное образование в ДШИ №5

Отделение общего эстетического развития  появилось в ДШИ №5 в связи с необходимостью удовлетворить запрос значительной части учеников и родителей на обучение музыке в более свободном, щадящем режиме.

Социально-экономическая ситуация в посёлке, его удалённость от культурных центров, небольшое количество детей школьного возраста (в условиях общего ухудшения здоровья детей и роста нагрузок в общеобразовательной школе) – всё это направляет деятельность ДШИ в первую очередь «на  удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном развитии посредством освоения образовательных программ в сфере искусства» и лишь в отдельных случаях – «на подготовку учащихся к продолжению обучения в средних специальных учебных заведениях».

ДШИ №5 в настоящее время является единственным  учреждением дополнительного образования краснополянского округа, в котором ребенок может получить первоначальный опыт общения с искусством. И поэтому наша задача – увлечь по возможности всех желающих, независимо от наличия способностей, и, не сортируя детей, не травмируя «неспособных», найти подходящий вариант учебного плана для каждого ребёнка, для каждой семьи. На решение этой задачи и направлено всё многообразие возможных вариантов обучения на отделении обще эстетического развития.

Спектр возможностей постоянно обновляется с учётом результатов работы, и на сегодняшний день это

обучение по традиционному учебному плану музыкального отделения с уменьшением учебной нагрузки и требований (вместо специальности – «музыкальный инструмент»);

составление для ученика индивидуального учебного плана (выбор посильных ему, полезных именно для его развития предметов);

– первоначальные навыки игры на одном-двух инструментах и коллективное музицирование (хор, ансамбль, оркестр);

ритмика и танец),

 - ИЗО.

ОТДЕЛЕНИЕ ОБЩЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Есть немало детей, которые хотят учиться и музыке, и изобразительному искусству, в этом их поддерживают и родители. Но практика показывает, что обучение одновременно на двух отделениях ДШИ в большинстве случаев приводит к перегрузке даже самых способных, т.к. действующие программы как музыкального, так и художественного отделения нацелены сразу  на усвоение большого объема информации, овладение большим количеством навыков, к чему многие сегодняшние дети 7-9 лет не готовы.

Необходимость разностороннего развития (как и непосильность традиционных программ) для малоодарённых детей не менее очевидна.

Рост нагрузки на интеллект не только в начальной школе, но и в детском саду, диктует  острую необходимость в занятиях, которые развивают эмоциональную, а не только интеллектуальную, сферу.  Кроме того, известно, что современная жизнь  буквально обездвиживает ребёнка (даже в сельской местности досуг детей чем дальше, тем больше заполнен просмотром телепередач и компьютерными играми). Отсюда необходимость в учебном плане занятий, включающих движение, причём такое, которое не воспринималось бы детьми как навязанное им.

Класс эстетического воспитания дает возможность детям попробовать себя в разных видах деятельности, развить свои творческие способности, сделать сознательный выбор.

Предусмотрен индивидуальный подход не только к каждому ребенку,  но и к каждой учебной группе. В зависимости от возраста учащихся в группе и ее возможностей педагог определяет содержание занятий и темп продвижения. Главным в групповой работе является не количество пройденного материала, а включенность каждого в учебный процесс, организация успеха детей, возможность создания каждым  ребенком собственного «образовательного маршрута».

Музыкальные групповые занятия  (Коллективное музицирование,ритмика и танец,хоровой ансамбль) проводятся преимущественно в игровой форме и содержат речевые и вокальные упражнения, импровизацию, музицирование на Орф-инструментах, движение, а также упражнения в общении – элементарные танцы, коммуникативные игры. Музыкально-теоретические понятия, чтение нот вводятся постепенно и только в связи с практикой музицирования.

Занятия по изобразительному искусству направлены на ознакомление с основами изобразительного искусства, а также на выявление творческих способностей детей.

Индивидуальные занятия (музыкальный инструмент; возможно, пение) в наибольшей мере обеспечивают индивидуальный подход, учет уровня одаренности, возраста, состояния здоровья и т.п.

Все это соответствует  «Требованиям к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей» от 03.06. 2003г.:

«Содержание образовательных программ должно быть направлено на:

-          создание условий для развития личности ребенка;

развитие мотивации личности к познанию и творчеству;

обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

приобщение учащихся к общечеловеческим ценностям;

профилактику асоциального поведения;

создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка;

укрепление психического и физического здоровья;

взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей».

 

 

Учебный план отделения обще эстетического развития

Для учащихся поступающих в возрасте 5 лет

Наименование предмета

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

Коллективное музицирование

1

1

1

1

1

Ритмика и танец

1

1

1

1

1

Творческое развитие,овладение навыками игровой деятельности

1

1

1

1

1

Рисование (лепка)

1

1

1

1

1

Музыкальный инструмент

-

-

1

1

1

Слушание музыки и музыкальная грамота

-

-

1

1.5

1.5

Хоровой ансамбль

-

-

1.5

1.5

1.5

Предмет по выбору

2

2

1

1

1

всего

6

6

8.5

8.5

8.5

 

 

ПРИМЕЧАНИЯ

1)  В качестве ориентира  взят учебный план ОП общего эстетического образования (Примерные учебные планы ОП по видам искусств для ДШИ - Москва 2003)

С учётом целей и возможностей ДШИ №5, специфики контингента, социального запроса  используемый нами учебный план имеет некоторые отличия:

2)         I-V – год обучения в классе эстетического воспитания; не «класс», а именно «год обучения». Это принципиально, т.к. с понятием «класс» связан определённый стереотип – требование соответствия некоему уровню «знаний, умений и навыков». «Год обучения» говорит только о времени, проведённом в школе.

3)        Промежуточная аттестация (в конце каждого учебного года):

концерт и выставка художественных работ

характеристика каждого ученика с оценкой его продвижения, достижений и проблем

традиционные оценки (отметки) по предметам допустимы, но не обязательны; целесообразность их выставления  - по усмотрению каждого преподавателя.

Итоговая аттестация: выпускной экзамен в форме открытого концерта, в программу которого входят сольные и ансамблевые концертные номера, отражающие достигнутый группой и каждым учащимся уровень в освоении музыкальных предметов; выставка художественных работ. Характеристика, включающая напутствие выпускнику, рекомендации по его дальнейшему образованию.

Учебный план составлен исходя из возможностей нашей ДШИ и может быть изменен, в том числе в сторону увеличения  учебной нагрузки.

Предполагается, что пятилетний курс обучения будут проходить не все учащиеся. После любого класса ученик может быть переведен, с учетом его пожеланий и возможностей, на  музыкальное или художественное отделение школы. При этом вопрос о том, в какой именно класс зачисляется ученик, решается в каждом случае индивидуально. После завершения полного курса выпускник отделения общего эстетического образования при желании также может быть зачислен на музыкальное или художественное отделение ДШИ в тот класс, требованиям которого соответствует достигнутый им уровень. Таким образом, каждый ребёнок в конечном счете имеет возможность пройти полный курс  на одном из отделений ДШИ, а обучение в классе эстетического воспитания даст ему возможность повзрослеть и постепенно втянуться в учебную деятельность. Не будут чувствовать себя ущербными и малоодаренные ученики – они покинут школу успешными выпускниками класса эстетического воспитания, за годы обучения в меру своих возможностей приобретя навыки музицирования, познав азы изобразительного искусства и, можно надеяться, сохранив интерес к искусству.

КОЛЛЕКТИВНОЕ МУЗИЦИРОВАНИЕ

Музыкальные групповые занятия  занимают в учебном плане отделения эстетического развития «место» теоретических предметов, но, в соответствии с его спецификой, проводятся преимущественно в игровой, практической форме. Они дополняют индивидуальные уроки, развивая в условиях коллективного музицирования творческую инициативу,  чувство ансамбля, координацию движений и ловкость, а также способствуют музыкально-ритмическому воспитанию, развитию голоса, взаимообучению, дают возможность проработки различных социальных ролей в разных видах деятельности.

Музыкально-теоретические понятия, чтение нот вводятся постепенно и только в связи с практикой музицирования, т.е. продолжительность «донотного» (устного) периода не регламентируется.

Предусмотрен индивидуальный подход  к каждой учебной группе: в зависимости от возраста учащихся в группе и её возможностей педагог определяет содержание занятий и темп продвижения.

Главным в групповой работе является не количество пройденного материала, а включенность каждого в учебный процесс, организация успеха детей, возможность создания каждым  ребенком собственного «образовательного маршрута».

Поэтому не представляется возможной детальная разработка поурочных и даже календарных планов; но определены основные направления работы.

Работа по этим направлениям также не может быть механически поделена на разные учебные предметы,  занятия «музыкальная грамота,коллективное музицирование,ритмика и танец, игровая деятельность» взаимосвязаны – это разные аспекты коллективного музицирования. В каждом из них в той или иной мере присутствуют следующие направления:

движение:

массажные, пальчиковые и др. игры

коммуникативные игры,

элементарный танец

импровизация движений

Речевые и вокальные упражнения

сочинение,  музыкальное оформление текстов (ритмизация, мелодизация и др. варианты)

работа с готовыми текстами – детский фольклор, поэзия, проза

развитие голоса, пение

Музицирование на инструментах шумового оркестра

импровизация

аккомпанемент

-    сочинение, аранжировка

Музицирование на ударных  инструментах:

-     звучащие жесты

звучащие предметы и «карманные инструменты»

изготовление инструментов

создание и чтение ритмических партитур

знакомство с музыкой народов мира

слушание музыки

разучивание песен и танцев

разучивание пьес для ансамбля Орф-инструментов, аранжировок музыки народов мира.

«Музыкальный инструмент»

программа для отделения общего музыкального развития

Наличие в учебном плане Отделения общего эстетического развития  ДШИ №5 предмета «музыкальный инструмент» в качестве альтернативы традиционному («Спец. инструмент») обусловлено рядом объективных причин.

1. Непосильность для значительной части учащихся традиционных программных требований, т.к. в ДШИ зачисляются все желающие, без конкурсного отбора.

2. Незаинтересованность родителей в профессиональном музыкальном будущем детей.

3. Загруженность детей в общеобразовательной школе – в связи с этим выраженная потребность в занятиях музыкой как в средстве восстановления сил и здоровья.

4. Востребованность в семье и социуме навыков практического музицирования.

Вопрос о качестве и количестве абитуриентов (будущих профессионалов) - не самый актуальный для педагогов поселковой ДШИ. Для нас важнее другое: место музыкальной школы в современной действительности. Что она реально может дать нынешним детям? Кому и зачем она нужна, и как ей выжить –  как привлечь интерес родителей и детей, как сохранять контингент учащихся и тем самым обеспечивать себе будущее? И, следовательно, как воспитывать не только музыкантов-профессионалов, но и тех, кто будет просто любить музыку, играть и петь для себя, ходить на концерты,  кто, наконец, приведет учиться ИМЕННО МУЗЫКЕ своих будущих детей – следующие поколения наших учеников, дефицит которых начинает ощущаться уже сейчас! Ведь музыканты-профессионалы –  как исполнители, так и педагоги, – могут быть реально востребованы обществом только при наличии большого количества музыкантов-любителей, «потребителей» их «продукции».

Следуя известному принципу «Для ребенка, вместе с ребенком, исходя из ребенка», мы пытаемся найти свой вариант решения поставленных самим временем задач:

привлечение и сохранение контингента учащихся музыкального отделения ДШИ

Проблему сохранения контингента учащихся  невозможно снять только корректировкой существующих программ (в сторону снижения требований).  «Производство» концертных исполнителей и воспитание любителей музыки – это совершенно разные задачи. Воспитание любителей музыки должно стать самостоятельной целью (наряду с предпрофессиональным образованием одарённых детей), а не проводиться «по остаточному принципу». Именно поэтому основным содержанием занятий с начинающими – как в группе, так и на индивидуальном уроке – должно быть музицирование, а не изучение музыки.

Предмет «музыкальный инструмент» предполагает: чтение с листа, транспонирование, подбор по слуху, игру в ансамбле, занятия аккомпанементом в том числе в рамках традиционного академического (нотно-письменного) варианта обучения.

Программа предназначена для учеников, изначально не осваивающих игру на инструменте  как «специальность».

Это  дети;

не обладающие выраженными способностями, но желающие учиться музыке,

способные, но недостаточно выносливые и целеустремлённые  для профессиональных занятий,

часто болеющие

и другие, для которых по разным причинам предпочтителен такой вариант обучения.

Опыт нашей школы показывает, что, начиная в таких случаях с практического музицирования, мы оставляем возможность перехода в перспективе к более «серьёзным» занятиям.  Напротив, бескомпромиссная требовательность к таким детям часто уже на начальном этапе занятий приводит к хроническому неуспеху и уходу не только из ДШИ, но вообще от занятий музыкой.

Индивидуальные занятия (музыкальный инструмент) в наибольшей мере обеспечивают индивидуальный подход – с учетом уровня одаренности, возраста, состояния здоровья и т.п. Выбор инструмента (инструментов) – с учётом пожеланий ученика и его родителей.

 

Возможные варианты:

«музыкальный инструмент» (фортепиано) – 1 час в неделю.

«музыкальный инструмент» (блок-флейта) – 1 час в неделю.

«музыкальный инструмент» (фортепиано/другие инструменты) – 1,5 часа в неделю.

 

1.«музыкальный инструмент»  (фортепиано)

 

преподаётся на Отделении общего эстетического развития как основной инструмент или  инструмент по выбору

–  и предполагает:

увеличение продолжительности устного («донотного») периода, переосмысление его значения;

преобладающую роль ансамбля и аккомпанемента по отношению к исполнению сольных произведений;

по возможности – знакомство одновременно с другими инструментами

( блокфлейта, Орф-инструменты, самодельные инструменты), игру в ансамблях с их участием;

воспитание креативности ученика как необходимого условия его роста.

 

1-й –2-й годы обучения

Знакомство с инструментом. Игры-упражнения для организации контакта с инструментом. Спонтанная импровизация, свободные диалоги, диалоги-эхо.

Ритмические игры-упражнения. Остинато. Бурдон. Пентатоника. Диатоника.

Подбор баса, исполнение простого аккордового аккомпанемента к песням. Игра в ансамбле с педагогом. Поощрение сочинения песен и пьес.  Знакомство с нотной записью, с буквенными обозначениями аккордов. (Но не рекомендуется форсировать темп освоения игры по нотам у детей с неразвитыми музыкальными представлениями.)

Главный критерий успешности первого-второго года занятий – радость и энтузиазм ученика, дружба с инструментом, наличие охотно исполняемого любимого репертуара.

По мере продвижения ученика  возможен переход к требованиям Примерной программы для ДМШ и ДШИ «Фортепиано» и соответствующему репертуару.

3-й – 4-й годы обучения

Продолжение освоения устной музыкальной традиции. Пение с аккомпанементом – разнообразные фактурные формулы. Импровизация в ансамбле с педагогом (граунд-бит и соло), фактурные вариации на аккордовые темы.

Подбор и транспонирование простых мелодий. Мелодия + бас.

 

По мере развития музыкальных представлений – упражнения в чтении с листа, разучивание по нотам ансамблей, аккомпанементов, сольных произведений.

Соотношение «устного» и «нотно-письменного», творчества и воспроизведения, ансамблевого и сольного, художественного и инструктивного  в репертуаре – по усмотрению преподавателя, с учётом возможностей и предпочтений ученика.

Главный критерий успешности продвижения – инициативность ученика, его заинтересованность в учении, в освоении нового.

5-й – 6-й годы обучения (для семилетнего срока обучения)

Сформированные к этому времени навыки ученика, его интересы к тем или иным жанрам и стилям музыки помогут преподавателю определить перспективу дальнейших занятий. Это может быть как переход к традиционному репертуару фортепианного отделения ДШИ, так и продолжение занятий практическим (любительским)  музицированием.

Главный критерий успешности продвижения – осознанное  стремление ученика к совершенствованию, целеполагание, рост самостоятельности в занятиях.

 

Промежуточная аттестация.

В течение каждого учебного года проводятся концерты для родителей, общешкольные тематические концерты, в которых принимают участие ученики отделения.

В конце каждого учебного года ученик исполняет 2-3 произведения разных жанров на академическом концерте (с оценкой).

Годовая оценка выводится с учётом общего продвижения и творческой активности ученика  и может не совпадать с оценкой за выступление на академическом концерте.

Для учащихся  класса эстетического воспитания итог каждого года – концерт для родителей, программа которого составляется из ансамблевых и сольных выступлений. Оценка за год может быть как традиционной (отметка), так и словесной (подробная характеристика ученика с перечислением достижений и задач на будущее). Приветствуются эксперименты преподавателей (баллы, уровни), направленные на совершенствование системы оценок в сторону её большей понятности и полезности для учеников.

 

Последний год обучения

Итоговая аттестация

Преподаватель определяет общую направленность занятий, исходя из достигнутых успехов и предпочтений ученика, помогает ему определиться с выбором цели последнего года обучения (совершенствование в чтении с листа, в исполнении сольного или ансамблевого репертуара и т.д.).

Программа, исполняемая на выпускном экзамене по предмету  «музыкальный инструмент» (фортепиано)», может включать в себя

сольные произведения традиционного репертуара музыкальной школы (сложность не регламентируется, она должна соответствовать реальным  возможностям ученика)

фортепианные ансамбли

аккомпанемент (или пение с аккомпанементом)

собственные сочинения ученика.

Исполнение оценивается по пятибалльной шкале (для выпускника класса эстетического воспитания – словесно, в характеристике-рецензии).

Итоговая оценка за курс обучения может не совпадать с экзаменационной, т.к. выводится с учётом всей работы ученика, его способностей, увлечённости, темпа продвижения.

2 . «музыкальный инструмент» (фортепиано/другие инструменты)

 

За счёт увеличения времени индивидуального урока до 1,5 часа  расширяются возможности знакомства с несколькими музыкальными инструментами параллельно (но на первом–втором году обучения с детьми младшего возраста обычно достаточно продолжительности урока 1 час). Такие занятия могут быть уместны в следующих случаях:

ученик не имеет ярко выраженного стремления играть на каком-либо одном музыкальном инструменте (целесообразно познакомить его с несколькими);

любимый инструмент – фортепиано, но родители не могут его приобрести, нет условий для домашних занятий (в таких случаях плодотворно, например, сочетание: фортепиано и блок-флейта, фортепиано и гитара);

есть одинаковый интерес к музицированию на различных инструментах.

Приобретение первоначальных навыков игры на нескольких инструментах (блок-флейта, фортепиано, Орф-инструменты – и ударные), как показывает опыт, очень привлекательно для детей и приносит немалую пользу:

знакомство с разными тембрами и способами звукоизвлечения обогащает, развивает слуховые представления ребёнка;

расширяются возможности организации успеха, т.к. при затруднениях в овладении одним инструментом можно переключиться на другой или другие;

расширяются возможности ансамблевой игры;

растёт музыкальный кругозор;

появляется уверенность в своих силах;

появляются предпосылки осознанного выбора инструмента для дальнейшего «серьёзного» обучения.

В каждом из этих случаев целесообразно также обращение к Орф-инструментам.

Темп прохождения материала – индивидуальный в каждом случае.

Предмет «музыкальный инструмент»   (фортепиано/другие инструменты)» может изучаться как на протяжении всего периода обучения, так и в отдельные годы обучения, в т.ч. последний (выпускной). Выпускная программа в таком случае может включать в себя произведения для разных инструментов.

 

Методические пособия:

Л. Баренбойм, Н. Перунова «Путь к музыке» (Л. 1988)

 

Т.Б.Юдовина-Гальперина «ЗА РОЯЛЕМ БЕЗ СЛЁЗ, ИЛИ Я ДЕТСКИЙ ПЕДАГОГ»СПБ 1996г.

Королькова И.С.»КРОХЕ МУЗЫКАНТУ»ЧАСТЬ 1(изд.Феникс.2004г.Ростовн.Д.)

Королькова И.С.»КРОХЕ МУЗЫКАНТУ»ЧАСТЬ 2(изд.Феникс.2004г.Ростовн.Д.)

 

Сборники детских, народных, авторских песен - по выбору педагога;

«Первые шаги. Пособие для начинающих» (Ростов-на-Дону РИО 1992)

Н. Бергер, Н. Яцентковская, Р. Алиева «Младенец музицирует» (изд. «Мудрость» С-Петербург 2003)

И.С. Королькова «Крохе-музыканту» (Ростов-на-Дону)

Минков «Наши первые шаги» (Уфа 1997)

Т.Смирнова  - репертуарные тетради курса «Allegro» (Москва)

Обучение с увлечением. Антология (Москва)

Т. Юдовина-Гальперина «Большая музыка – маленькому музыканту» (С-Петербург)

«Весёлые нотки» (и др. репертуарные сборники) сост. С.А. Барсукова (Ростов-на-Дону 2006)

Н. Торопова «Музыкальные зарисовки» (Ростов-на-Дону 2005)

«Играем – джаз» сост. Н.И. Платонова (С-Петербург 1994)

Anne Terzibaschitsch  «Klassik & Pop»

Серия: Знакомство с шедеврами классики (Фортепиано) Челябинск, MPI

Пьесы башкирских композиторов для фортепиано (Уфа 1999)

«Любимые пьесы» сост. В.Алексеева (М. Музыка 1994)

Ж. Металлиди «Мой Чайковский», «Мой Бизе» и др. сборники лёгких переложений популярной классической музыки

О.Хромушин «Лунная дорожка. Джазовые пьесы для ф-но» (Ростов-на-Дону

2003)

М. Шмитц Мини-джаз, Мини-рок – серия сборников

И. Хисамутдинов «Нетрудные пьесы для ф-но» (Уфа 2003)

 

 

 

Автор Герман Александра Георгиевна
Дата добавления 22.11.2014
Раздел Музыка
Подраздел Другое
Просмотров 2915
Номер материала 4709
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓