Главная / Другое / рабочая программа по православной культуре (10-11 классы)

рабочая программа по православной культуре (10-11 классы)

Пояснительная записка


Настоящая Рабочая программа по предмету «Православная культура» разработана на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования от 05.03. 2004 г. № 1089, и на основе «Методических рекомендаций по организации личностно – ориентированного обучения на основе применения учебно – методических комплексов «Православная культура» для средней школы» Т. В. Рыжовой. -Ульяновск «ИНФОФОНД». 2006 г.

Рабочая программа направлена на реализацию поставленных целей и задач.


Цели:

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

- формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;

- формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.

Задачи:

- приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

- формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

- формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

- возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

- укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.


Базовыми учебными пособиям служат:


Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 10-11 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.


Рабочая программа рассчитана на 34 часа (при проведении 1 часа в неделю в 11 классе) и на 35 часов (при проведении 1 часа в неделю в 10 классе).


Формы организации учебного процесса


Основными методами обучения на уроках являются словесные, наглядные; проблемно – поисковые, исследовательские.

Основные формы организации учебной деятельности в 10-11 классе – урок ознакомления с новым материалом, урок закрепления изученного, урок применения знаний и умений, урок обобщения и систематизации знаний, урок проверки и коррекции знаний и умений, комбинированный урок, урок-лекция, урок-практикум, урок-экскурсия, урок защиты рефератов и т. д.


Требования к уровню подготовки учащихся 10 класса:


знать/ понимать:

  • стили христианского храмостроения;

  • внутреннего устройства и символизм форм христианских храмов;

  • историю развития и особенности русской храмовой архитектуры;

  • Десять заповедей Ветхого Завета и Девять заповедей Блаженства Нового Завета;

  • основные таинства, обычаи и обряды Русской Православной Церкви;

  • правила поведения в православном храме.

  • виды колокольных звонов и их назначение.

уметь:

  • сопоставлять стили христианского храмостроения, выделять их общие и отличительные признаки;

  • объяснять символическое значение различных форм христианских храмов и их внутреннее устройство;

  • объяснять понятия «таинство» и их символический смысл;

  • раскрывать символический смысл обрядовых действий прихожан и священника;

  • выделять общие и отличительные признаки храмового зодчества Руси.

Требования к уровню подготовки учащихся 11 класса:


Выпускник основной школы должен знать (перечислять, указывать термины, раскрывать их содержание, описывать лица, предметы, события, явления, понятия);

Выпускник основной школы должен уметь сопоставлять (сравнивать лица, предметы, события, явления, понятия, выделяя их общие и отличительные признаки) и объяснять (раскрывать сущность явлений и понятий, используя примеры);

Выпускник основной школы должен иметь навык проведения исследовательских работ по заданной теме, работы с информационными ресурсами в части нахождения необходимой информации, отбора ее содержания, копирования, редактирования найденной информации, выделения и вставки в готовый текст отдельных найденных фрагментов.




































Содержание Рабочей программы 10 класса


Понятие святости в русской культуре. Древнерусская святоотеческая литература об установлении православной духовности и нравственности. Русская литература об установлении православной духовности и нравственности. Великие и двунадесятые праздники. Праздник Казанской иконы Божией Матери. Именины. Святые пророки, апостолы, равноапостольные, мученики страстотерпцы, исповедники, благоверные князья, святители, преподобные, праведные, бессребреники, блаженные, святые герои русского эпоса, новомучен6ики и исповедники Российские. Символический мир православной иконы. Чудотворность православной иконы.

История формирования иконописных русских канонов изображения Иисуса Христа. Оглавные изображения.

Оплечные, поясные изображения Иисуса Христа. Спас на престоле.

Образ Богородицы в русской иконописи. Формирование канонов типов иконописных изображений Богородицы. Иконографические типы изображения Богородицы «Одигитрия», «Елеус», «Оранта», «Панагия», «Знамение», «Панахранта», «Агиосоритисса» и акафистные иконы Богородицы.

Догмат о Святой Троице и его художественное воплощение в иконах Ветхозаветной Троицы и в «Троице» Андрея Рублева. Значение учения о Святой Троице Преподобного Сергия Радонежского для единства России.

История зарождения монашества и первые монастыри. «Правила» монашеского посвящения. Исихазм. Общежительное и скитское устройство русских монастырей. Нестяжательство. Просветительская деятельность монастырей на Руси. Главная обитель России – Троице – Сергиева лавра. Монастыри Москвы и Золотого кольца. Монастыри Северной Фиваиды.
















Содержание Рабочей программы 11 класса


Место и роль Русской Православной Церкви на Руси в XXIII веках. Русская Православная Церковь в период становления централизованного Московского государства (XIYXUI вв.). Русская Православная Церковь в XYII веке. Русская Православная Церковь в XUIII веке. Русская Православная Церковь в XIX веке. Русская Православная Церковь в XX веке.

Русская Православная Церковь и Советское государство до Великой Отечественной войны. Русская Православная Церковь и Советское государство с начала Великой Отечественной войны да распада Советского Союза. Русская Православная Церковь на рубеже веков. История миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в XXII веках. История миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в XIYXYIII веках.

Этапы миссионерской деятельности РПЦ. Внутренние и внешние миссии. Православное миссионерское общество. Борьба с сектантством. Миссионерская деятельность РПЦ в Советском государстве, в современной России.

Католическое вероучение. Иерархия и структура Католической Церкви. Католические святые. Католический храм. Католическое искусство. Католическое богослужение. Таинства и обряды Католической Церкви.

Реформация Западной Церкви. Мартин Лютер – основатель Реформации и его учение. Жан Кальвин – главный теолог и организатор протестантства. Протестантские деноминации и причины их появления. История распространения протестантства в России. Отношение РПЦ к протестантству. Протестантство в Советском Союзе. Распространение сект этого направления на территории современной России как угроза психическому здоровью нации и национальной безопасности страны.

Мировые и национальные религии современного общества. Тоталитарные секты и угроза национальной безопасности. Образ Христа в мировой религии. Иудаизм – религия Моисея. Основные положения религиозного учения и иудаизма. Ошибка еврейского народа, приведшая к национальному характеру иудаизма. Иудейский храм и религиозное искусство. Религиозные праздники иудаизма.

История зарождения и распространения ислама – самой молодой мировой религии. Основные положения исламского вероучения. Общее в Священных Писаниях и Священных Преданиях ислама и других религий. Роль Иисуса Христа и Пророка Муххамеда в исламском вероучении. Ислам в современной России и его отношения с православием. Правила внешнего проявления мусульманской веры. Мусульманский храм.

Буддизм –самая старая мировая религия. Будда и основные положения его учения. Буддизм в России.

Экспансия тоталитарных сект в современной России и ее причины. Отличительные черты тоталитарной секты и методы ее вербовки. Опасность деятельности тоталитарных сект для здоровья нации и национальной безопасности России.


Формы и средства контроля

Формы текущего контроля:

  • вводная беседа;

  • индивидуальный опрос;

  • фронтальный опрос;

  • письменная самостоятельная работа;

  • письменная контрольная работа (2);

  • индивидуальные задания;

  • компьютерный контроль знаний;

  • письменная творческая работа (реферат).


(см. приложение)


Формы контроля могут быть вариативными, включая анкетирование, тестирование, анализ продуктов деятельности. Все контрольные работы запланированы в соответствии с Руководством по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 10-11 классах Т. В. Рыжовой. ИНФОФОНД 2006 г.





















Материально-техническое обеспечение образовательного процесса


п/п


Наименование

Обеспеченность

%


Основная литература


1.

Скоробогатов В. Д. Учебно – методический комплекс для средней школы. Православная культура. 10-11 классы: Экспериментальное учебное пособие/ В. Д. Скоробогатов, Т. В. Рыжова, О. Н. Кобец. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

50%

2.

Рыжова Т. В. Методические рекомендации по организации личностно – ориентированного обучения на основе применения информационных технологий учебно – методических комплексов для средней школы «Православная культура»/ Т. В. Рыжова. – Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. – 152 с.: илл.

100 %

3.

Мультимедийное приложение к экспериментальному учебному пособию «Православная культура 10-11 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

100%

4.

  • Руководство по поурочному планированию материала при организации изучения предмета «Православная культура» в 10-11 классах / Т. В. Рыжова. — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 154 с.: илл. ISBN 5903101046.

100%

5.

Мультимедийное приложение к руководству по поурочному планированию «Православная культура 10-11 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

100%

6.

Мультимедийное приложение к методическим рекомендациям «Православная культура 10-11 классы» [Электронный ресурс]. — Электрон., текстовые, граф., зв. дан. и прикладная прогр. (680 Мб). — Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM): зв. цв.; 21 см.

100%


Дополнительная литература


1.

Бородина А. В. История религиозной культуры: Основы православной культуры. Учебное пособие для основной и старшей ступеней общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. – М.: Издательский дом «Покров», 2003.


100%

2.

Духовные истоки воспитания. Православная культура в школе. Уроки Русской литературы. Учебное пособие. Альманах №3-4, 2003 г.


100%

3.

Иеромонах Порфирий (Левашов) О воспитании девиц в духе истинно христианском. М.: Самшит – издат, 2005.


100%

4.

Кошмина И. В. Основы русской православной культуры: Учеб. Пособие для уч – ся сред. и старш. шк. возраста. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.


100%

5.

Кураев А. Основы православной культуры как лекарство от экстремизма. Очень личные размышления. – М.: Издательский Совет Русской Православной Церкви, 2003.


100%

6.

Православие. Полная энциклопедия. – СПб.: ИГ «Весь», 2008.


100%

7.

Православная культура в школе. (По месяцам). Учебно - методическое пособие./ Сост. Бычкова В. М. – М.: Издательский дом «Покров», 2004.


100%

8.

Шестун Г. (игумен) Православная школа. – Москва: Издательство «Воскресная школа», Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений, 2004.


100%

9.

Шорыгина Т. Венок святости. Методическое пособие для учителей. Сборник сценариев православных праздников. – М.: НОУ «Институт экспертизы образовательных программ и государственно – конфессиональных отношений», 2005.

100%


Оборудование и приборы


1.

Компьютер

100%

2.

Проектор

100%









Приложение

10 класс

Темы рефератов


Святость земли русской:

  • "Старчество как уникальная черта русской святости"

  • "Мой любимый православный праздник"

  • "Сонм русских святых"(по выбору)


Православная икона.

  • "Обретение облика Иисуса Христа"

  • "Иконографические каноны изображения Иисуса Христа"

  • "Акафистные изображения Божией матери"

  • "Моя любимая икона Богородицы"

  • "Особо чтимые иконы Божией Матери" (по выбору)


Монашество – высшее проявление христианства.

  • "Жизнь и облик русских монастырей"

  • "Монастыри Золотого кольца"

  • "Главная обитель России – Троице – Сергиева лавра"

  • "Святые земли Белгородской"

  • "Чудотворные иконы Белгородчины"

  • "Монастыри святого Белогорья"






















Контрольная работа

по главе «Святость земли русской»

1 вариант:

1. Что символизирует иконостас православного храма?

В символическом смысле иконостас, так же как и храм, представляет собой образ церкви.

2. Какой святой стал основоположником русского старчества?

Паисий Величковский

3. Какой «формуле русской святости» учили русских людей оптинские старцы?

«Молиться и верить, надеяться и терпеть, прощать и любить»

4. Перечислите правила устроения счастливой семьи согласно Домостроя.

Достойной и благополучной семьёй, согласно Домострою, считалась не та, у которой на первом месте материальная обеспеченность, а та, у которой главным является боязнь огорчить Бога и ближних.

5. Что в глазах русского человека символизировал ушедший под воду град Китеж?

Град Китеж — это символ чего-то недоступного, но желанного.Это город праведников, и в тоже время «Царствие небесное».

6. Сколько было в роду А. С. Пушкина святых, «в земле российской просиявших»?

12

7. В какой день Страстной недели пекут куличи и красят яйца?

четверг

8. С каким историческим событием связан праздник Казанской иконы Божией Матери?

Освобождение Москвы от поляков

9. Как иначе называются именины?

День ангела

10. Что такое Радоница?

День поминовения усопших

11. Опишите, какие святые люди составляют сонмы святителей и бессребреников. Укажите по три имени православных святых, относящихся к каждому из этих сонмов.

Святителями называют епископов или архиереев, угодивших Богу своей праведной жизнью. Василий Великий, Григорий Богослов. Иоанн Златоуст.

Бессребрениками называют тех. Кто бесплатно излечивал людей от физических и душевных болезней. Косма и Дамиан, Пантелеимон.


2 вариант:

1. Кем являлись старцы, к которым русские люди шли за утешением, советом и исцелением?

Целителями души.

2. Какая икона является главной святыней Русской земли?

Владимирская икона Божией Матери.

3. Абсолютное принятие каких догматов христианского учения входит в понятие русской святости?

Всех законов Божьих

4. Перечислите, какие заповеди нарушил главный герой романа Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Не убий. Не завидуй

5. Какие люди, согласно легенде, живут в невидимом граде Китеже?

Праведные

6. Какая главная христианская святыня передавалась в семье Пушкиных от отца к сыну?

Металлическая ладанка с выгравированной на ней иконой «Спас Всевидящее Око»

7. В какой день Страстной недели освящают куличи и яйца?

В Воскресенье

8. Как называется государственный праздник России, совпадающий с праздником Казанской иконы Божией Матери?

День Народного единства

9. Как называется день, в который человек принимает крещение?

День Ангела, крестины

10. Что такое Масленица?

Ма́сленица, сырная неделя— праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. 

11. Опишите, какие святые люди составляют сонмы блаженных и преподобных. Укажите по три имени православных святых, относящихся к каждому из этих сонмов.

Преподобными называются в РПЦ те, кто отказывался от жизни в семье и миру и посвящал себя Богу, уходя в монастыри или выбирая полное уединение. Сергий Радонежский, Алипий, Серафим Саровский.
















Самостоятельная работа «Троица» Андрея Рублева»


1 вариант

1. Какое событие изобразил Андрей Рублев в иконе «Троица»?

2. Для какого собора писал Андрей Рублев икону «Троица»?

3. Опишите иконописный канон написания Ветхозаветной Троицы.


2 вариант

1. Что является центром композиции иконы «Троица» Андрея Рублева?

2. В память о каком русском святом писал Андрей Рублев икону «Троица»?

3. Какой идеал устройства жизни Преподобного Сергия Радонежского

передал Андрей Рублев в иконе «Троица»?





























Контрольная работа по главе «Православная икона»

1 вариант

  1. Что символизируют в православной иконописи 3 звезды на покрывале Богородицы?Триединство Бога

  2. Что сказано об иконах в решениях VII Вселенского Собора? В каком году он состоялся?787 г.

  3. Что на православной иконе символизируют синий и золотой цвета?Синий – бесконечность неба, вечный мир. Символ Богородица,соединивший в себе земное и небесное. Золотой – символ Божественной славы.

  4. Как на православной иконе разделяются изображения прошлого и будущего? События прошлой жизни изображаются вокруг святого или изображается в виде сцены его жизни: справа и слева, иногда по кругу. Будущее изображается в виде нимба или Царства Небесного над головой святого.

  5. Что символизирует круг на православной иконе? Это символ бесконечности, где нет ни начала ни конца.

  6. Какие типы икон Иисуса Христа составляют класс прямых изображений? Оглавные, Оплечные, Поясные, Спас на престоле, Иисус Страстотерпец.

  7. Дайте определение класса символических изображений Иисуса Христа. Эти коны являются отражением евангельских притч, в которых Иисус выступает как Добрый Пастырь, Виноградная Лоза и т. д.

  8. Опишите основные иконы типа «Спас нас престоле». Сюда относятся иконы разновидности «Христа Пантократора». Христос изображается в царских одеждах, являя собой образ Царя Небесного и Вседержителя на Страшном Суде. Открытое Евангелие в руках Христа является символом Страшного Суда. «Спас на престоле», «Спас в силах».


    2 вариант

  1. В чем заключается принцип обратной перспективы в русской иконописи? Все линии на иконе исходят от изображения к человеку, который оказывается перед неведомой светлой бесконечностью.

  2. Что включали в себя иконописные каноны, принятые решениями VII Вселенского Собора? Одним из вопросов, которые разбирался на Вселенском соборе был вопрос, связанный с иконоборцами, которые ложно истолковали Ветхозаветное писание и в защиту своего мнения указывали на запрещение Десятословия: «не сотвори себе кумира..» (Исх., 20,4):

  3. Что на православной иконе символизируют красный и белый цвета? Красный- цвет тепла, жизни, любви, энергии, Воскресения, цвет крови, жертвы. Белый – символ Божественного света.

  4. Как на православной иконе изображается архитектура? Архитектура указывает на место, где происходит событие: храм, дом, город. Действие не замыкается, не ограничивается тем местом, где оно произошло исторически.

  5. Что символизирует спираль на православной иконе? Вихрь

  6. Какой тип иконографии Иисуса Христа является самым древним? Спас Нерукотворный

  7. Дайте определение класса прямых изображений Иисуса Христа. На них Иисус изображается в человеческом облике, предписанном канонами иконописи.

  8. Опишите основные иконы символического типа изображений Иисуса Христа. «Лоза Истинная»– на иконах этого типа Христос изображается в окружении лозы. В ветвях которой изображены апостолы, ангелы. «Недреманное око», где Иисус изображается в виде отрока, возлежащего с открытыми глазами. Икона выражает идею спасительной смерти Христа.


























Контрольная работа

по главе «Монашество - высшее проявление христианства»

1 вариант

  1. В каком монастыре митрополит Киприан благословил князя Дмитрия Донского, вернувшегося с победой после Куликовской битвы?

  2. В какой монастырь по приказу царя Алексея Михайловича был сослан Патриарх Никон?

  3. С какой особо чтимой на Руси иконой Божией Матери связано основание Новодевичьего монастыря?

  4. В каком монастыре находилась самая большая на Руси библиотека, в которой хранился древнейший список «Задонщины»?

  5. Кто был автором «Слова о подвижничестве», на основе которого составлялись уставы организации монашеской жизни?

  6. Дайте определение исихазма. Кто был основателем этого духовного движения? Как иначе называется исихазм?

  7. Перечислите степени монашеского посвящения в порядке их возрастания.

  8. Укажите все известные вам определения слова «монах».




2 вариант

  1. Иноками какого монастыря были герои Куликовской битвы Пересвет и Ослябя?

  2. В каком монастыре после Октябрьского переворота содержался Патриарх Тихон?

  3. В академии какого монастыря митрополит Московский Платон (Левшин) создал новую педагогическую технологию?

  4. Архимандриту какого монастыря царем Михаилом Романовым было поручено возобновить работу по печатанию и исправлению церковных книг?

  5. Кого Иисус Христос называл самым суровым аскетом?

  6. Дайте определение движения нестяжательства. Кто был основателем этого движения? Какой скитский монастырь был им основан?

  7. Перечислите наказания, предусмотренные «Правилами» Василия Великого за нарушение устава монастыря в порядке возрастания строгости наказания.

  8. Укажите все известные вам причины начала отшельнического образа жизни в раннем христианстве.


Приложение

11 класс

Варианты контрольных работ:


Контрольная работа по теме «История Русской Православной Церкви от Крещения Руси до 1917 года»


Вариант 1

  1. Кто был избран первым Патриархом всея Руси?

2. Кто из Святейших Патриархов всея Руси стал идейным вдохновителем всенародного восстания поляков 1611-1612 годов?

3. Кто из киевских князей первым ввел Закон об отчислении десятины на содержание церкви? Кому была посвящена первая Десятинная церковь?

4. Что такое Флорентийская уния? Кто из русских Патриархов подписал ее за Русь?

5. Кто из московских митрополитов был наставником князя Дмитрия Донского и принимал активное участие в общественно-политической жизни государства?

6. Советы, каких митрополитов помогли Московскому князю Ивану Даниловичу в течение нескольких десятилетий спасать Московскую Русь от разорения Ордой?

7. Изложите причины раскола Церкви. Каковы были положения учения грекофилов? Кто из русских Патриархов был идейным вдохновителем этого движения?

8. Кто из московских митрополитов был духовным наставником императора Павла I? Что вы знаете о вкладе этого митрополита в историю и культуру России?

Вариант 2

  1. При каком царе на Руси было установлено Патриаршество?

  2. К совету, какого митрополита прислушался князь Александр Невский, принимая решение покориться Орде или принять помощь Рима?

  3. При каком русском царе церковное управление преобразовалось по образцу гражданской коллегии? Как назывался государственный документ, узаконивший это преобразование?

  4. На каком Соборе Православной Церкви Флорентийская уния была предана проклятию? Кто был избран на этом Соборе Патриархом всея Руси?

  5. Кто из русских митрополитов первым переехал в Москву и способствовал усилению Московского княжества?

  6. С помощью какого митрополита при царе Иване Грозном были сформулированы целевые и смысловые установки развития русского государства, а Москва стала называться Новым Иерусалимом?

  7. Укажите причины раскола Церкви. Что такое старообрядчество? Кто был идейным вдохновителем этого течения?

  8. Кто являлся Московским митрополитом при царях Николае I и Александре II? Что вы знаете о вкладе этого митрополита в историю и культуру России?


Критерии оценивания результатов контрольной работы


номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

количество

баллов

1

1

2

2

2

1

5

5

  • от 17 до 19 баллов – «отлично»

  • от 13 до 16 баллов – «хорошо»

  • от 8 до 12 баллов – «удовлетворительно»

  • ниже 8 баллов – «неудовлетворительно»































Контрольная работа по теме «Русская Православная Церковь и Советское государство»


Вариант 1

  1. Как ответили участники поместного Собора 1918 года на принятие Советом Народных Комиссаров декрета «Об отделении церкви от государства и школы от церкви»?

  2. Какая участь постигла семью царя Николая II, арестованную большевистским правительством? Когда Николай II и царская семья были канонизированы?

  3. Каким гонениям подверг Совет Народных Комиссаров Патриарха всея Руси Тихона7

  4. Дайте определение автокефальной Церкви. Какая Церковь после распада Российской империи стала автокефальной?

  5. До какого года после отделения от Русского патриархата в 1921 году просуществовала в Советском государстве Украинская Автокефальная Церковь?

  6. Что вы знаете о роли Русской Православной Церкви в укреплении духа русского народа во время Великой отечественной войны?

  7. В каком году И.В. Сталиным было принято решение о восстановлении патриаршего престола? Кто был избран после этого решения Патриархом Московским и всея Руси?


Вариант 2

  1. О чем писал Патриарх всея Руси Тихон в обращении к Совету Народных Комиссаров 13 октября 1918 года?

  2. Какая участь постигла великую княгиню Елизавету Федоровну? Кто погиб вместе с ней? К какому сонму была причислена княгиня после канонизации?

  3. Какую роль в разделении Русской православной Церкви на Русскую и Зарубежную сыграл митрополит Киевский и Галицкий Антоний?

  4. Что такое экзархат? Руководство, какого экзархата после революции 1917 года объявило о восстановлении автокефалии?

  5. До какого года после отделения от Русского Патриархата в 1924 году просуществовала в Советском государстве автономная Белорусская Православная Церковь?

  6. Что вы знаете об исторических фактах покровительства России Божией Матери через чудотворную Казанскую икону?

  7. Кто был избран Патриархом всея Руси в 1945 году? Как складывались отношения русской Православной Церкви и Советского государства во время Хрущевской оттепели?




Критерии оценивания результатов контрольной работы


номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

количество

баллов

3

5

3

2

1

5

3

  • от 19 до 22 баллов – «отлично»

  • от 15 до 18 баллов – «хорошо»

  • от 10 до 14 баллов – «удовлетворительно»

  • ниже 10 баллов – «неудовлетворительно»


































Контрольная работа по теме «Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви: история, цели, задачи»


Вариант 1

  1. Какую задачу святитель Стефан Пермский считал главной в просвещении народов, присоединяющихся к Русскому государству?

  2. Преследовались ли со стороны княжеской власти люди, отказавшиеся принять крещение, на первом этапе миссионерской деятельности Русской Православной Церкви?

  3. Как звали ученика Преподобного Сергия Радонежского, основавшего на белом озере Успенский монастырь, сыгравший большую роль в просвещении северных территорий Русского государства? Укажите полное название монастыря.

  4. Перечислите имена князей Киевской Руси, которые распространяли христианство на первом этапе миссионерской деятельности Русской православной Церкви?

  5. Дайте характеристику третьего этапа миссионерской деятельности Русской православной Церкви.

  6. Чем являлись монастыри на Руси?

  7. Какая внутренняя миссия в XIX веке считалась образцовой?

  8. Расскажите о создании Православного Миссионерского общества и основных направлениях его деятельности.


Вариант 2

  1. Какую азбуку и для кого составил святитель Стефан Пермский?

  2. С периода правления, какого царя на Руси начинается третий этап миссионерской деятельности русской православной Церкви?

  3. Чья миссионерская деятельность способствовала появлению православных татарских поселений? Как себя называло население этих поселений?

  4. Миссионерская деятельность, каких князей, способствовавших распространению христианства в Киевской Руси, послужила основанием для их канонизации в чине равноапостольных святых?

  5. Дайте характеристику второго этапа миссионерской деятельности русской православной Церкви.

  6. Какую главную цель преследовали монахи-миссионеры, прививая единую православную культуру народам территорий, осваиваемых Русским государством?

  7. Какая внешняя миссия русской Православной Церкви была первоначально основана как внутренняя?

  8. Какие вопросы рассматривались на 1,2,3,4 и 5 миссионерских съездах.





Критерии оценивания результатов контрольной работы


номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

количество

баллов

2

1

2

3

3

2

1

5

  • от 17 до 19 баллов - «отлично»

  • от 13 до 16 баллов – «хорошо»

  • от 8 до 12 баллов – «удовлетворительно»

  • ниже 8 баллов – «неудовлетворительно»


































Контрольная работа по теме «Православие и Римская Католическая Церковь».


Вариант -1

  1. Перечислите догматы Римской Католической Церкви, ставшие поводом разделения христианства на православие и католичество.

  2. Как звучит полный титул Папы Римского?

  3. Перечислите сонм святых, почитаемых в католичестве.

  4. Как отличается внутреннее устройство помещений католического храма от православного?

  5. В чем заключается отличие религиозной западной живописи от православной иконописи?

  6. Перечислите различия в совершении таинств миропомазания и покаяния в католичестве и православии.


Вариант -2

  1. Перечислите все полномочия Папы Римского

  2. Опишите иерархию Римской Католической Церкви.

  3. Укажите отличия католического богослужения от православного.

  4. Чем отличается алтарь католического храма от алтаря православного храма?

  5. Что послужило причиной разного отношения к канонам иконописи иконопочитания в православии и католичестве?

  6. Перечислите различия в совершении таинств причащения и брака в католичестве и православии.




Критерии оценивания результатов контрольной работы


номер

задания

1

2

3

4

5

6

Количество

баллов

3

3

3

3

5

5


  • от 19 до 22 баллов – «отлично»

  • от 15 до 18 баллов – «хорошо»

  • от 10 до 14 баллов – «удовлетворительно»

  • ниже 10 баллов – «неудовлетворительно»







Контрольная работа по теме «Православие и протестантство».


Вариант -1

  1. О чем шла речь в тезисах Мартина Лютера, послуживших началом Реформации Западной Церкви?

  2. Что такое протестантство?

  3. Что говорят правила исповедания лютеранской веры о почитании святых, Богородице, иконопочитании и монашестве?

  4. По приглашению кого из царствующих особ в Россию переселилась группа меннонитов? Что вы знаете об этом протестантском учении?

  5. Что вы знаете об учении и деятельности в современной России сектантского движения пятидесятников?


Вариант -2

  1. Как возникло слово «протестант»?

  2. Какие три основных принципа Реформации стали причиной отделения лютеранского учения различных сектантских течений?

  3. Что говорят правила исповедания лютеранской веры о священстве, порядке проведения богослужений, церковных таинств?

  4. При непосредственной поддержке кого из царствующих особ в Россию проник пиетизм? Что вы знаете об этом протестантском течении?

  5. Что вы знаете об учении и деятельности в современной России сектантского движения свидетелей Иеговы?




Критерии оценивания результатов контрольной работы


номер

задания

1

2

3

4

5

Количество

баллов

5

3

5

5

5


  • от 20 до 23 баллов – «отлично»

  • от 15 до 19 баллов – «хорошо»

  • от 10 до 14 баллов – «удовлетворительно»

  • ниже 10 баллов – «неудовлетворительно»







Контрольная работа по теме «Православие и религии мира».


Вариант -1

  1. Что говорит иудаизм о путях спасения человечества?

  2. Опишите устройство синагоги.

  3. Какой Завет отвергается в иудаизме и почему?

  4. Что такое Коран и чем он является для ислама?

  5. Как в Коране описывается сотворение мира?

  6. Что Коран говорит об Иисусе Христе как о Боге?

  7. В чем отличие мусульманского саума от православного поста?

  8. Будда и основные положения его учения.

Вариант -2

  1. Какая роль в иудаизме отводится Иисусу Христу и почему?

  2. Что говорит иудаизм об отпущении грехов?

  3. Опишите все функции, которые выполняет синагога.

  4. Из чего состоит Коран?

  5. Как в исламе описывается Конец Света?

  6. Что Коран говорит об Иисусе Христе как Сыне Человеческом?

  7. Какой налог обязан уплатить каждый взрослый мусульманин согласно установленным правилам внешнего проявления мусульманской веры?

  8. Зарождение и распространение буддизма в России.





Критерии оценивания результатов контрольной работы


номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество

баллов

5

3

3

3

5

5

3

5


  • от 29 до 32 баллов – «отлично»

  • от 28 до 25 баллов – «хорошо»

  • от 24 до 21 баллов – «удовлетворительно»

  • ниже 20 баллов – «неудовлетворительно»









Контрольная работа


Вариант -1

  1. Что относится к внутренним убеждениям русского православного человека, определяющим понятие русской святости?

  2. Обретение, какой иконы Богоматери было воспринято в России как знак взятия страны под особое покровительство Богородицы? Когда и как она была обретена? К какому иконописному типу относится эта икона?

  3. Какие древнерусские книги начали формирование новой русской духовности на заповедях христианского учения и заложили основу поучительного жанра в русской литературе?

  4. Какой монастырь был центром монашеского движения на Руси в XI-XII веках? Кто из русских святых его основал?

  5. Благодаря трудам и влиянию, какого Московского митрополита, явившегося духовным наставником и советником Ивана Грозного, XVI век стал веком собирания русской святости?

  6. Кто из Патриархов всея Руси провел великую церковную реформу, приведшую к расколу Русской Православной Церкви и появлению течения старообрядчества?

  7. Что сделал для просвещения народов севера Урала святитель Стефан Пермский? Чей равноапостольный подвиг он повторил?

  8. Укажите общие и отличительные положения в изложении истории Нового и Ветхого Завета в православии и иудаизме.


Вариант – 2

  1. Что относится к внешним проявлениям понятия русской святости?

  2. В день празднования, какой иконы Богоматери установлен государственный праздник России – День народного единения? С каким историческим событием это связано? К какому типу иконографии относится эта икона?

  3. Какие древнерусские книги и почему являлись обязательным для семейного чтения на Руси?

  4. Что говорил Ф.М. Достоевский о православии как основе русской нравственности?

  5. Какой монастырь является главным духовным центром России? Кто из русских святых его основал?

  6. Благодаря трудам, какого Московского митрополита, явившегося воспитателем и духовным наставником князя Дмитрия Донского, усилилась роль монастырей как духовных, просветительских и военных оплотов государства, а также была подготовлена победа в Куликовской битве?

  7. Что сделал для просвещения народов Алтайского края преподобный Макарий (Глухарев)? Чей равноапостольный подвиг он повторил?

  8. Укажите общие и отличительные положения в изложении истории Нового и Ветхого Завета в православии и исламе.


Критерии оценивания результатов контрольной работы


номер

задания

1

2

3

4

5

6

7

8

Количество

баллов

5

3

3

3

5

5

3

7


  • от 31 до 34 баллов – «отлично»

  • от 28 до 30 баллов – «хорошо»

  • от 24 до 27 баллов – «удовлетворительно»

  • ниже 23 баллов – «неудовлетворительно»































Темы рефератов


«История становления и служения Отечеству

Русской Православной Церкви»

  1. Святой равноапостольный князь Владимир и его роль в истории Киевской Руси. История канонизации князя Владимира.

  2. Экономический и культурный расцвет Киевской Руси в X-XI веках.

  3. Татаро-монгольское нашествие и христианская Русь.

  4. История изменения юрисдикции Церкви на Руси в X-XIII веках.

  5. Князь Александр Невский и митрополит Кирилл в истории России.

  6. Роль Церкви в Куликовской битве и ее исходе.

  7. Флорентийская уния и расцвет Москвы как Нового Иерусалима.

  8. Деятельность государства и Русской Православной Церкви в XV веке: переломные моменты истории и новые философско-богословские учения.

  9. Русская Православная Церковь и государственная власть на Руси во времена правления Ивана Грозного: достижения и ошибки.

  10. Роль Русской Православной Церкви в народном ополчении и освобождении Москвы от поляков.

  11. Отношения государства и Церкви после преодоления Смуты.

  12. Причины раскола и идеи движения старообрядчества.

  13. Анализ церковных реформ в Московской Руси XVII века.

  14. Церковные реформы Петра I и начало Синоидального периода в истории Русской Православной Церкви.

  15. Теория естественного права и православное учение.

  16. Преподобный Паисий Величковский. Зарождение традиции русского старчества.

  17. Работа государства и Церкви по развитию народного просвещения в XIX веке.

  18. Отношения Русской Православной Церкви и Временного правительства после Февральского буржуазно-демократического переворота.

  19. Патриарх Тихон и его роль в истории Советской России.

  20. Массовые репрессии Советской власти 1918-1938 годов и Русская Православная Церковь.

  21. Отношения Русской Православной Церкви и Советского государства в годы Великой Отечественной войны.


«Миссионерская деятельность Русской Православной Церкви:

история, цели, задачи»

  1. Равноапостольный подвиг княгини Ольги и князя Владимира.

  2. РПЦ во времена правления князя Владимира Красное Солнышко и князя Ярослава Мудрого.

  3. Преподобный Сергий Радонежский и начало монашеского подвижничества.

  4. Миссионерский подвиг святителя Стефана Пермского.

  5. Миссионерская деятельность РПЦ на территориях покоренных Московским государством ханств в XVI веке.

  6. Внутренние и внешние миссии РПЦ. Алтайская миссия.

  7. Внутренние и внешние миссии РПЦ. Американская миссия.

  8. Внутренние и внешние миссии РПЦ. Китайская миссия.

  9. Внутренние и внешние миссии РПЦ. Японская миссия.

  10. Внутренние и внешние миссии РПЦ. Палестинская миссия.

  11. Миссионерская деятельность РПЦ в Советском государстве.

  12. Общая характеристика современного этапа миссионерской деятельности Русской Православной Церкви.

  13. Миссионерский отдел Московского Патриархата и основные направления его деятельности.


«Русская Православная Церковь и другие христианские течения»

  1. Католические святые.

  2. Католический храм: особенности архитектуры и внутреннего убранства.

  3. Роль Мартина Лютера в Реформации Западной Церкви и его учение.

  4. Жан Кальвин – главный теолог и организатор Реформации.

  5. Баптизм в СССР.

  6. Учение и основные направления деятельности сектантского течения пятидесятников в современной России.

  7. Учение и основные направления деятельности сектантского течения адвентистов Седьмого дня в современной России.

  8. Учение и основные направления деятельности сектантского течения свидетелей Иеговы в современной России.



«Православие и религии мира»

  1. История развития иудейского храма и религиозное искусство иудаизма.

  2. иудейский богослужебный год и религиозные праздники.

  3. Библейские исторические события, с которыми связаны христианская и еврейская Пасхи. Различия в традициях празднования Пасхи в иудаизме и православии.

  4. Пророк Мухаммед – основатель учения ислама. Коран о Пророке Мухаммеде и Иисусе Христе.

  5. Мусульманская мечеть и скиния.

  6. Сравнительный анализ заповедей буддизма с заповедями Библии. Отражение знаний о буддизме в Библии.







Критерии оценки рефератов учащихся


Учителю рекомендуется придерживаться следующих требований к оформлению рефератов учащихся:


  • реферат должен быть представлен в напечатанном виде;

  • при раскрытии темы в работу должны быть включены цитаты из литературных произведений, из научно-публицистических статей и летописей;

  • поощрять самостоятельное исследование учащегося;

  • при раскрытии темы рефератов должно быть в достаточной степени отражено знание учащимися эпизодов библии и заповедей христианского учения, которые упоминаются в реферате;

  • реферат должен содержать иллюстративный материал как с диска к учебному пособию, так и сайтов.


Критерии оценивания выполненных учащимися рефератов:


  • «удовлетворительно» - учащимися использовался только материал учебного пособия;

  • «хорошо» - помимо материалов учебного пособия, частично использовались информационные материалы диска;

  • «отлично» - при использовании учащимися в комплексе учебно-методических материалов, касающихся темы, а также дополнительных материалов с сайтов.



















рабочая программа по православной культуре (10-11 классы)
  • Другое
Описание:

Настоящая Рабочая программа  по предмету «Православная культура» разработана на основе федерального  компонента государственного стандарта общего образования от 05.03. 2004 г. № 1089,  и на основе  «Методических рекомендаций по организации личностно – ориентированного обучения на основе применения учебно – методических комплексов «Православная культура» для средней школы» Т. В. Рыжовой. -Ульяновск «ИНФОФОНД». 2006 г.

Рабочая  программа направлена на реализацию поставленных целей и задач.

 

Цели:

- духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения, формирование гуманистического мировоззрения, гражданского сознания, чувства сопричастности к героическому прошлому России, ценностям отечественной культуры посредством освоения знаний об исторически сложившихся системах этических норм и ценностей православной культуры;

- формирование устойчивого интереса к богатому православному культурному наследию;

- формирование ценностных ориентиров через ознакомление с основными этапами жизни и деятельности выдающихся православных подвижников.

  

 Задачи:

- приобщение школьников к духовным, нравственным и культурным ценностям;

- формирование понимания смыслового и символического содержания православной атрибутики, исторических событий страны, произведений художественной литературы и искусства;

- формирование знаний о духовных истоках становления и развития культуры российского народа;

- возрождение духовно-нравственных традиций семьи;

- укрепление физического, духовно-нравственного здоровья подрастающего поколения.

 

    

 Базовыми учебными пособиям служат:

 

       Учебно-методический комплекс для средней школы. «Православная культура» в 10-11 классе: Экспериментальное учебное пособие / Скоробогатов В.Д., Рыжова Т.В., Кобец О.Н. - Ульяновск: ИНФОФОНД, 2006.

 

      Рабочая программа рассчитана на 34 часа (при проведении 1 часа в неделю в 11 классе) и на 35 часов (при проведении 1 часа в неделю в 10 классе).  

 

 

Автор Токарева Елена Михайловна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Другое
Подраздел
Просмотров 2563
Номер материала 24191
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓




Похожие материалы