Главная / Начальные классы / Рабочая программа по подготовке дошкольников к школе

Рабочая программа по подготовке дошкольников к школе










Рабочая программа

предшкольной подготовки

по развитию речи, математике, окружающему миру и логике.












Разработчик программы:

учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Мажарова Оксана Васильевна















2013 г

Комплексная программа развития и воспитания дошкольников
blank

Пояснительная записка


Предлагаемая программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 5 до 7 лет.
В современном российском образовании сложилась ситуация рассогласованности целей и отсутствия целостной образовательной системы на разных этапах обучения и воспитания детей. Отсюда особенно важным представляется создание единой цепи непрерывного образования, звенья которой не только связаны друг с другом, но и каждое является основанием для другого.
Основная цель данной программы – реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников.
Отличительная особенность данной программы состоит в том, что она реально решает проблему непрерывности дошкольного и школьного образования.
Цель дошкольного образования состоит в создании условий для максимального раскрытия индивидуального возрастного потенциала ребёнка. Современному дошкольному образованию необходимо синхронизировать процессы обучения и воспитания, сделать их не противостоящими друг другу, а взаимодополняющими, обогащающими развитие детей. Ребёнок должен получить право стать субъектом собственной жизнедеятельности, увидеть свой потенциал, поверить в свои силы, научиться быть успешным в деятельности. Это в значительной мере облегчит ребенку переход из дошкольной жизни в школу, сохранит и разовьёт интерес к познанию в условиях школьного обучения.
Реализация цели предполагает решение ряда
задач.
1. Разработка содержания, обеспечивающего:
– воспитание, гармоничное развитие личностных качеств ребенка;
– развитие познавательной сферы (мышления, воображения, памяти, речи);
– развитие эмоциональной сферы;
– цельность детского мировоззрения.
2. Формирование опыта практической, познавательной, творческой и другой деятельности.
3. Формирование опыта самопознания.
Обязательными условиями решения этих задач являются охрана и укрепление здоровья дошкольников, развитие их двигательной культуры, создание предметно-развивающей среды.
Результатом всего хода развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте является максимальное раскрытие его индивидуального возрастного потенциала, гармоничное развитие его личностных качеств, осознание ребенком самого себя, своих возможностей и индивидуальных особенностей, умение общаться и сотрудничать со взрослыми и сверстниками, овладение основами физической культуры и здорового образа жизни, готовность к школьному обучению.
Главная цель данной образовательной системы – создание условий для развития функционально грамотной личности – человека, способного решать любые жизненные задачи (проблемы), используя для этого приобретаемые в течение всей жизни знания, умения и навыки и оставаясь при этом человеком.
Цель определяет систему психолого-педагогических принципов, отражающих наше представление о самоценности дошкольного возраста и его значении для становления и развития личности ребенка.


а) Личностно ориентированные принципы
Принцип адаптивности. Он предполагает создание открытой адаптивной модели воспитания и развития детей дошкольного возраста, реализующей идеи приоритетности самоценного детства, обеспечивающей гуманный подход к развивающейся личности ребенка.
Принцип развития. Основная задача дошкольного обучения – это развитие дошкольника, и в первую очередь – целостное развитие его личности и готовность личности к дальнейшему развитию.
Принцип психологической комфортности. Предполагает психологическую защищенность ребенка, обеспечение эмоционального комфорта, создание условий для самореализации.

б) Культурно ориентированные принципы
Принцип целостности содержания образования. Представление дошкольника о предметном и социальном мире должно быть единым и целостным.
Принцип смыслового отношения к миру. Образ мира для ребенка – это не абстрактное, холодное знание о нем. Это не знания для меня: это мои знания. Это не мир вокруг меня: это мир, частью которого я являюсь и который так или иначе переживаю и осмысляю для себя.
Принцип систематичности. Предполагает наличие единых линий развития и воспитания.
Принцип ориентировочной функции знаний. Содержание дошкольного образования не есть некий набор информации, отобранной и систематизированной нами в соответствии с нашими «научными» представлениями. Задача дошкольного образования – помочь формированию у ребенка ориентировочной основы, которую он может и должен использовать в различных видах своей познавательной и продуктивной деятельности. Знание и есть в психологическом смысле не что иное, как ориентировочная основа деятельности, поэтому форма представления знаний должна быть понятной детям и принимаемой ими.
Принцип овладения культурой. Обеспечивает способность ребенка ориентироваться в мире (или в образе мира) и действовать (или вести себя) в соответствии с результатами такой ориентировки и с интересами.

в) Деятельностно ориентированные принципы
Принцип обучения деятельности. Главное – не передача детям готовых знаний, а организация такой детской деятельности, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое путем решения доступных проблемных задач. Необходимо, чтобы творческий характер приобрели специфические детские виды деятельности – конструирование, рисование, лепка. Используемые в процессе обучения игровые моменты, радость познания и открытия нового формируют у детей познавательную мотивацию, а преодоление возникающих в процессе учения интеллектуальных и личностных трудностей развивает волевую сферу.
Принцип опоры на предшествующее (спонтанное) развитие. Не нужно делать вид, что того, что уже сложилось в голове ребенка до нашего появления, нет, а следует опираться на предшествующее спонтанное (или, по крайней мере, прямо не управляемое), самостоятельное, «житейское» развитие.
Креативный принцип. В соответствии со сказанным ранее необходимо учить творчеству, т.е. «выращивать» у дошкольников способность переносить ранее сформированные навыки в ситуации самостоятельной деятельности, инициировать и поощрять потребность детей самостоятельно находить решение нестандартных задач и проблемных ситуаций.


Программа базируется на следующих основных линиях развития дошкольника:

1) формирование произвольного поведения;

2) овладение средствами и эталонами познавательной деятельности;

3) переход от эгоцентризма к децентрации (способности видеть мир с точки зрения другого человека),

4) мотивационная готовность.

Эти четыре линии развития определяют содержание и дидактику дошкольного образования. При разработке предлагаемой программы был учтён накопленный позитивный опыт современного дошкольного образования, а также новые подходы в данной области.
Программа не претендует на универсальность. Однако, она, во-первых, поможет преодолению негативной тенденции упрощенного понимания содержания образования в период дошкольного детства, использования неспецифических для него форм. Поэтому игровые образовательные технологии являются ведущими во всех разделах учебно-познавательного блока программы, а предлагаемые детям знания выступают в качестве средства развития личности ребенка-дошкольника. Во-вторых, обеспечит непрерывное и поступательное развитие личности ребёнка на всех последующих этапах образования в условиях единой образовательной системы.
Комплексная программа развития и воспитания дошкольников реализована в конкретных пособиях, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, и методических рекомендациях для педагогов (см. список литературы в конце). Продолжение непрерывных курсов по всем образовательным линиям в начальной школе обеспечивается программами и учебниками тех же авторов.

Структура и содержание программы

Программа представлена следующими разделами:
1. Возрастные особенности детей.
2. Организация жизни. Охрана и укрепление здоровья дошкольников.
3. Физическое развитие.
4. Игровая деятельность.
5. Социально-личностное развитие.
6. Познавательная деятельность:
• Развитие речи и подготовка к обучению грамоте.
• Ознакомление с окружающим миром и экологическое воспитание
• Введение в математику.
• Изобразительная деятельность.
7. Воспитание и развитие личностных качеств.
Каждый из разделов программы сохраняет общую тенденцию преемственности в развитии и воспитании детей, непрерывности образования, обеспечивающих ребёнку успешное продвижение вперед на каждом из последовательных возрастных этапов его развития.
Успешность развития и воспитания дошкольника зависит от того, насколько ребёнок физически готов к нему. Поэтому важным в программе является раздел
«Физическое развитие». Здоровье рассматривается в программе не только как физическое состояние и самочувствие, но гораздо шире – и с точки зрения осознания своей телесности как способа контакта с миром и как эмоциональное, социальное, душевное и психологическое благополучие человека. Целью занятий физической культурой является приобщение ребёнка к основам здорового образа жизни, освоение им гигиенической культуры и культуры движений. Физическое развитие дошкольника предусматривает в первую очередь формирование интереса к активной двигательной деятельности и потребность в физическом самосовершенствовании, получение удовольствия от игр, движений, упражнений.
В разделе
«Игровая деятельность» описываются разнообразные игры (творческие, дидактические, подвижные и др.), обеспечивающие полноценное развитие дошкольника. В игровой деятельности ребенок активно сотрудничает со взрослыми и сверстниками, обогащая таким образом собственный жизненный опыт. Важную роль выполняет разумно организованное общение. Педагог побуждает ребенка к диалогу, направляет свои усилия на создание атмосферы доверия и взаимопонимания; содействует самовыражению эмоционально-чувственной сферы дошкольников. При переходе ребенка в школу игра сохраняет свою ценность как способ присвоения социального опыта, общения со сверстниками, формирования произвольности поведения. Не случайно игре как методу обучения отдается предпочтение в разделе «Учебно-познавательная деятельность».
Социально-личностное развитие предполагает развитие природной любознательности дошкольника, в том числе интереса к себе, к восприятию себя сверстниками и взрослыми, поддержку в поиске своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, овладение элементарными социальными навыками, в их числе трудовыми. Данный раздел рассматривается как психолого-педагогическое сопровождение процесса вхождения ребенка в мир знаний и социальных отношений.
Раздел
«Познавательная деятельность» состоит из ряда направлений, каждое из которых, сохраняя свою самостоятельную роль в содержании образования, неразрывно связано со всеми другими, последовательно реализуя выделенные ранее линии развития дошкольников.


Педагог прививает детям элементарные учебные умения: слушать объяснения взрослого, выполнять задание, не мешая друг другу, проявлять активность и интерес к предлагаемой деятельности. Педагог поддерживает усилия детей качественно выполнить задание с помощью похвалы, положительной оценки; поощряет высказывания и суждения малышей, способствует становлению у детей положительной самооценки.
Реализация принципа преемственности, заявленного нами как основная отличительная особенность программы , проявляется в том, что помимо предметного содержания, все программы, обеспечивающие познавательную деятельность дошкольников, ориентированы на развитие не только предметных, но и общеучебных умений. Дальнейшее развитие данной группы умений осуществляется в начальной школе средствами всех учебных предметов.

Основные группы общеучебных умений:
интеллектуальные (умение отличать новое от уже известного; сравнивать и группировать предметы и их образы, находить ответы на вопросы, делать выводы);
организационные (определять цель деятельности, планировать ее, работать по предложенному плану или алгоритму, оценивать полученный результат);
коммуникативные (слушать и понимать чужую речь, грамотно оформлять свою мысль в устной речи, выполнять различные роли);
оценочные (учиться оценивать результаты своей работы).

Технология организации учебно-познавательной деятельности дошкольников

Одним из ведущих принципов, определяющих содержание, технологию, методы и приемы работы с детьми, является принцип обучения деятельности.
В соответствии с ним школьный урок открытия знаний строится с использованием
проблемно-диалогической технологии, а для занятий с дошкольниками разработана технология, специально адаптированная к возрасту детей.
Детям не только сообщаются готовые знания, но и организуется такая их деятельность, в процессе которой они сами делают открытия, узнают что-то новое и используют полученные знания и умения для решения жизненных задач. Такой подход позволяет обеспечить преемственность между дошкольным этапом и начальной школой, как на уровне содержания, так и на уровне технологии.


Общая схема организации занятия

(Продолжительность занятия 25 минут)

1. Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию (3–5 мин.).
Детям предлагается дидактическая игра, в ходе которой они вспоминают то, что поможет им познакомиться с новой темой (актуализация знаний и умений). Игра должна быть такой, чтобы в ходе её в деятельности ребёнка не возникало затруднения (дети 5–6 лет сначала фиксируют в речи свои шаги, затем выполняют действия). Каждый ребенок должен принять участие в игре.
Необходимое условие – чёткое объяснение правил игры. В результате каждый ребёнок должен:
1) понимать, что от него требуется в игре;
2) определить, может он играть в эту игру или не может;
3) определить, хочет он играть в эту игру или не хочет.
Материалы для организации дидактической игры можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).

2. Затруднение в игровой ситуации (1–3 мин.).
В конце игры должна возникнуть ситуация, вызывающая затруднение в деятельности детей, которое они фиксируют в речи (мы это не знаем, мы это ещё не умеем...). Воспитатель выявляет детские вопросы и вместе с детьми определяет тему занятия.
В результате ребятами делается вывод, что необходимо подумать, как всем вместе выйти из затруднительной ситуации.
3. Открытие нового знания или умения (5–7 мин.).
Педагог с помощью подводящего диалога на основе предметной деятельности детей приводит их к открытию нового знания или умения. Оформив в речи новое, дети возвращаются к ситуации, вызвавшей затруднение, и проходят её, используя новый способ действия.
Материалы для этого этапа работы можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (5 мин.).
На этом этапе проводятся игры, где детьми используется новое знание или умение. Выполняется работа в тетради (5 - 7 мин.). В конце создается игровая ситуация, которая фиксирует индивидуальное освоение каждым ребёнком нового материала. Происходит самооценка ребёнком своей деятельности по освоению нового: дети или убеждаются в том, что они справились с заданием, или исправляют свои ошибки.
5. Повторение и развивающие задания.
Проводятся по желанию педагога при наличии свободного времени.
Материалы для работы на этом этапе можно найти в соответствующих пособиях (тетрадях).
6. Итог занятия.
Дети фиксируют в речи:
а) что нового узнали;
б) где новое пригодится.
Примечание. Во время занятия дети работают за столами 5 - 10 минут. Всё остальное время предполагается их перемещение из одного игрового пространства в другое. Дидактические игры проводятся в движении. Физминутки снимают утомление детей средствами релаксационных упражнений.

Прогнозируемые результаты программы.


Предлагаемая программа предусматривает, что по окончании курса обучающиеся будут уметь:

  • соблюдать правила поведения в школе, осознавая свою позицию ученика;

  • понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;

  • проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;

  • видеть друг в друге сходные черты и различия;

  • свободно считать в пределах 10; сравнивать числа в пределах 10;

  • знать «соседей» числа;

  • на слух выделять звуки в слове;

  • составлять рассказ по картинке из 5-6 предложений;

  • пересказывать небольшие тексты;

  • пользоваться элементарными правилами поведения в городе и природе;

  • называть свой адрес, название страны, населённого пункта;

  • определять родственные отношения;

  • определять сезонные изменения в природе;

  • правильно пользоваться карандашом, а также другими графическими материалами;

  • выполнять на слух инструкции для обучающихся;

  • ориентироваться в пространстве и времени;

  • самостоятельно применять изобразительные умения и навыки, передавать форму, величину, пропорции и цвет предмета.


После завершения обучения в группе подготовки к школе проводится диагностика, включающая в себя следующие задания: копирование рисунка; ориентировка в межклеточном пространстве; решение простых математических задач с графическим изображением ответа; тест на развитие фонематического слуха; выделение главного признака предмета.


Механизм оценки результатов освоения программы:


  • наблюдение за детьми, беседы индивидуальные и групповые, а также беседы с родителями.

  • формирование навыка слушателя: ответы на вопросы по тексту, иллюстрирование текста.

  • взаимодействие в коллективе: игры, наблюдение, беседы с родителями, тесты.


Циклограмма

работы с родителями будущих первоклассников


Формы работы:

  • дни открытых дверей;

  • консультации;

  • устный журнал для родителей;

  • педагогический лекторий для родителей.



Тематика:

  1. Родитель – это профессия.

  2. Семейный кодекс о правах и обязанностях родителей и детей.

  3. Здоровый ребёнок – хороший ученик.

  4. Советы практического психолога.

  5. Как ребёнку помочь стать самостоятельным.

  6. Как на самом деле любить детей.

  7. Физическая подготовленность ребёнка к школе.

  8. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе.

  9. Социально - личностное развитие будущего первоклассника.

  10. Первые дни ребёнка в школе.

  11. Педагогическая диагностика готовности детей к обучению в школе и методические рекомендации по преодолению выявленных трудностей.




Познавательная деятельность включает в себя:


  1. Развитие речи

  2. Ознакомление с окружающим миром

  3. Развитие элементарных математических представлений.





Учебный план

 

Наименование курса

Кол-во часов в неделю

Кол-во часов год

1.

По дороге к Азбуке


2

56

2.

Введение в математику

2

56

3.

Здравствуй мир


2

56

4.

Логика

2

56

 

Итого:

8

224


Комплект состоит из следующих учебников:


  1. Пособие «По дороге к азбуке», «Наши прописи» (развитие речи и подготовка к обучению грамоте): комплект Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, Т.Р.Кислова.

  2. Пособие «Моя математика» (введение в математику) комплект М.И.Корепанова, С.А.Козлова, О.В.Пронина.

  3. Пособие «Здравствуй мир!» (окружающий мир для дошкольников): комплект А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, И.В.Маслова, Ю.И.Наумова

  4. Пособие «Путешествие в прекрасное» (синтез искусств): комплект О.А.Куревина, Г.Е.Селезнёва.

  5. Пособие «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» (физическое воспитание) Н.А.Фомина.



















Календарно - тематическое планирование

Развитие речи и подготовка к обучению грамоте

2 занятия в неделю. 56 занятий в год.


занятия

Тема занятия


Часы

Дата

Звуки и буквы.

1


Слова. Звуки.

1


Звук А. Рассказ по сюжетной картине.

1


Звук О.

1


Звук Э.

1


Звук И.

1


Звук Ы. Рассказ по сюжетной картине.

1


Дифференциация звуков И- Ы.

1


Звук У.

1


Гласные звуки их дифференциация.

1


Звук М. Согласные звуки. Слоги. Рассказ по сюжетной картине

1


Звук М*. Твёрдые и мягкие согласные.

1


Звук Н.

1


Звук Н*.

1


Звук П.

1


Звук П*. Рассказ по сюжетной картине.

1


Звук Т.

1


Звук Т*.

1


Звук К.

1


Звук К*.

1


Звук Х. Пересказ текста

1


Звук Х*. Пересказ текста

1


Дифференциация звуков К-Х, К*-Х*.

1


Звук Ф.

1


Звук Ф*. Пересказ текста

1


Звук Й*. Комбинированный рассказ

1


Звуки Й*О. Дружные звуки.

1


Звуки Й*У.

1


Звуки Й*А. Пересказ текста

1


Звуки Й*Э.

1


Дифференциация звуков Й*Э, Й*О, Й*У, Й*А.

1


Звук Л. Комбинированный рассказ

1


Звук Л.

1


Дифференциация звуков Л, Й.

1


Звуки В и В’. Рассказ по сюжетной картине.

1


Дифференциация звуков В-Ф, В’-Ф’.

1


Звук Ч*.

1


Звук Щ*. Рассказ по сюжетной картине.

1


Дифференциация звуков Ч*-Щ*.

1


Звуки Б и Б*.

1


Дифференциация звуков Б-П, Б*-П*.

1


Звуки Д, Д*. Рассказ по сюжетной картине.

1


Дифференциация звуков Д-Т, Д*-Т*.

1


Звук С.

1


Звук С*. Рассказ по сюжетной картине.

1


Звук Ц.

1


Дифференциация звуков Ц-С, Ц*-Ч*.

1


Звуки Г и Г*.

1


Дифференциация звуков Г-К, Г*-К*.

1


Дифференциация звуков Г-К, Г*-К*.

1


Звук З. Комбинированный рассказ

1


Звук Ш.

1


Дифференциация звуков Ш-С, Ш-Щ*.

1


Звук Ж. Пересказ текста

1


Звук Р.

1


Дифференциация звуков Р-Л, Р*-Л*.

1

























Календарно - тематическое планирование

«Введение в математику»

2 занятия в неделю, 56 занятий в год.




Занятия

Тема занятия

Часы

Дата

1-2

Понятия «слева», «справа», «вверху», «внизу». Использование предлогов: за, над, перед, на, в, под, между.

2 ч


3-4

Число 1. Первый, последний.

2 ч


5-6

Больше, меньше, столько же. Знаки < , >, =.

2 ч


7-8

Число 2. Пара. Первый, второй.

2 ч


9-11

Решение задач, графические диктанты.

3 ч


12-13

Число 3. Состав числа 3.

2 ч


14-15

Знакомство с фигурами: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

2 ч


16-17

Число 4. Состав числа 4.

2 ч


18-19

Решение задач. Логические задания.

2 ч


20-21

Число 5. Состав числа 5.

2 ч


22-24

Отрезок. Короче. Длиннее, одинаковой длины.

3 ч


25-26

Проверочная работа.

2 ч


27-28

Число 6. Состав числа 6.

2 ч


29-30

Развивающие задания.

2 ч


31-31

Число 7. Состав числа 7.

2 ч


33-34

Занимательная математика.

2 ч


35-36

Число8. Состав числа 8.

2 ч


37-39

Решение примеров.

3 ч


40-42

Число 9. Состав числа 9.


3 ч


43-45

Ориентация в пространстве и на плоскости.


3 ч


46- 48

Знакомство с нулём.


3 ч


49-52

Число 10. Состав числа 10.


4 ч


53-55

Проверочная работа.


3 ч


56

Итоговое занятие

1 ч





Календарно-тематическое планирование

Ознакомление с окружающим миром

«Здравствуй мир!»

2 занятия в неделю, 56 занятий в год.


занятия

Тема занятия

Часы

Дата

Воспоминание о лете.

1


2-3

Береги природу.

2


3-4

Наш общий дом.

2


5-6

День непослушания.

2


7-8

Путешествие в прошлое.

2


9-10

Путешествие по улицам города.

2


11-12

Я – гражданин России.

2


13-14

Собираясь в путь.

2


15-16

Путешествие в Европу.

2


17-18

Путешествие в Азию.

2


19-20

В краю рисовых полей.

2


21-22

Путешествие в Америку.

2


23-24

В гостях у индейцев.

2


25-25

Маски на лице и в жизни.

2


27-28

Путешествие в Африку.

2


29-30

Что скрывали пирамиды.

2


31-32

Путешествие в Австралию.

2


33

Великое равновесие.

1


34-35

Полярники и метеорологи.

2


36-37

Путешествие в Антарктиду.

2


38-39

По морю, по океану.

2


40-41

Путешествие на морское дно.

2


42-43

На прогулку в зоопарк.

2


44-45

Почему люди такие разные.

2


46-47

«Орешек знаний».

2


48-49

Чудеса, да и только.

2


50-51

Космическое путешествие.

2


52-53

Путешествие в будущее.

2


54

От арабских цифр к роботам и компьютерам.

1


55

И помнит мир спасённый…

1


56

Голубая планета.

1





Рабочая программа по подготовке дошкольников к школе
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа разработана для дошкольников 5,5 - 6, 5 лет по подготовке к школе. В программе дано тематическое планирование по развитию речи, окружающему миру, логике, занимательной математике. Данная рабочая программа предназначена для проведения занятий два раза в неделю по четыре занятия ( 25 минут - одно занятие). В процессе обучения учащиеся развивают речь, обогащают словарный запас, учатся считать в пределах десяти, сранивают и квалифицируют предметы, знакомятся с окружающим миром, составляют небольшин рассказы и учат стихи, развивают логическое мышление и учатся мыслить критически.

Автор Мажарова Оксана Васильевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 8468
Номер материала 32059
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓