Главная / Начальные классы / Рабочая программа по подготовке дошкольников

Рабочая программа по подготовке дошкольников



Пояснительная записка

к рабочей программе курса

«Развитие элементарных математических представлений»

Рабочая программа по подготовке дошкольников к изучению математики в образовательном учреждении представлена курсом «Развитие элементарных математических представлений». Данная программа помогает комплексно решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического здоровья через использовании здоровьесберегающих технологий.

Образовательная программа подготовки детей 5,5-6,5 лет к изучению математики имеет социально-педагогическую направленность и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Программа курса «Развитие элементарных математических представлений» учитывает возрастные и психологические особенности детей 5,5-6,5 лет, рассчитана на 18 часов в год (1 раз в неделю с момента начала функционирования групп предшкольной подготовки).

Цель программы: формирование умственных способностей и математических представлений, умений мыслить, логически рассуждать, находить скрытые для непосредственного восприятия математические взаимосвязи и взаимозависимости.

Специфика организации подготовки детей к школе заключается в том, что ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является игра – с включением игровых проблемно-практических ситуаций, совместного выполнения предлагаемых заданий, с опорой на обогащённую предметную среду. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников являются:

  • Формирование мотивации учения, ориентация на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.

  • Увеличение объема внимания и памяти.

  • Формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии).

  • Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.

  • Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

  • Выработка умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.

  • Формирование умений планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами и алгоритмами, проверять результат своих действий.

Программа включает задания, знакомящие детей с миром чисел и величин в интересной и доступной форме на разной степени трудности, с пространственными и временными ориентировками, дает возможность формирования целостного взгляда на окружающий мир.

Задания подбираются с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, с опорой на его жизненный опыт, создавая ситуацию успеха для каждого из них. Каждый ребенок должен продвигаться вперед своим темпом и с постоянным успехом. Для решения этой задачи включается материал различной степени сложности – от необходимого минимума до возможного максимума.

Работа по данной программе позволяет проводить занятия интегрированного типа, развивать мелкую моторику рук, использовать игровые формы деятельности. Дидактические игры не только являются формой усвоения знаний, но и способствуют общему развитию ребенка, его познавательных интересов и коммуникативных способностей.

В основу отбора содержания программы «Развитие элементарных математических представлений» положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя сенсорное и интеллектуальное развитие с использованием возможностей и особенностей математики.
Программа «Развитие элементарных математических представлений» направлена на развитие умений проводить наблюдения, сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики; понимать относительность свойств; делать выводы, проверять их истинность, уметь использовать эти выводы для дальнейшей работы.

В основу отбора математического содержания, его структурирования и разработки форм представления материала для математической подготовки детей к школе положен принцип ориентации на первостепенное значение общего развития ребенка, включающего в себя его сенсорное и интеллектуальное развитие, с использованием возможностей и особенностей математики.

В математическом содержании подготовительного периода объединены три основные линии:

  • арифметическая (числа от 0 до 10, цифра и число, основные свойства чисел натурального ряда и др.),

  • геометрическая (прообразы геометрических фигур в окружающей действительности, форма, размер, расположение на плоскости и в пространстве простейших геометрических фигур, изготовление их моделей из бумаги и др.),

  • содержательно-логическая, построенная в основном на математическом материале двух первых линий и обеспечивающая условия для развития внимания, восприятия, воображения, памяти, мышления у детей.

В программе курса «Развитие элементарных математических представлений» реализуется основная методическая идея — развитие познавательных процессов у детей будет более активным и эффективным, если оно осуществляется в процессе деятельности ребенка, насыщенной математическим содержанием, направляется специальным подбором и структурированием заданий, формой их представления, доступной, интересной и увлекательной для детей этого возраста.

В период развития элементарных математических представлений используются следующие методы:

  • практические ,

  • дидактических игр,

  • моделирования.

Эти методы используются в различном сочетании друг с другом, при этом ведущим остается практический метод, позволяющий детям усваивать и осмысливать математический материал, проводя эксперимент, наблюдения, выполняя действия с предметами, моделями геометрических фигур, зарисовывая, раскрашивая и т. п.

Содержание программы

Сравнение предметов (фигур), групп предметов по форме (круглый, не круглый, треугольный, прямоугольный, квадратный и др.); по размеру (длинный, короткий; узкий, широкий; высокий, низкий; длиннее, короче, такой же и др.); по расположению на плоскости и в пространстве (справа, слева, в центре, внизу, вверху, правее, левее, выше, ниже, внутри фигуры, вне фигуры и др.); по цвету, по материалу, из которого изготовлены предметы, по назначению и др.
     Числа от 0 до 10. Счет предметов. Устная нумерация чисел: названия, последовательность и обозначение чисел от 0 до 10. Цифра и число. Чтение чисел. Сравнение чисел первого десятка. Основные характеристики последовательности чисел натурального ряда: наличие первого элемента, связь предыдущего и последующего элементов, возможность продолжить последовательность дальше, на каком бы месте мы ни остановились.
       Простые геометрические фигуры: треугольник, прямоугольник (квадрат), круг.
        

Планируемые результаты освоения программы

Формирование познавательных УУД:

  • знать различие между цифрой и однозначным числом; названия однозначных чисел;

  • уметь считать до 10 и в обратном порядке,

  • определять, где предметов больше (меньше),

  • определять число предметов заданной совокупности и устно обозначать результат числом; различать их, находить их прообразы в окружающей действительности;

  • проводить простейшие логические рассуждения и простейшие мыслительные операции (сравнивать объекты, указывая сходство и различие);

  • проводить классификацию предметов по заданным признакам, выявлять несложные закономерности и использовать их для выполнения заданий и др.).

К концу подготовки к обучению математике по программе «Развитие элементарных математических представлений» дошкольники научатся:

  • использовать числовой ряд для присчитывания и отсчитывания одной или несколько единиц;

  • узнавать геометрические фигуры: квадраты, треугольники, прямоугольники, круги;

  • разбивать фигуры на несколько частей, составлять целые фигуры из частей;

  • считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке, правильно пользоваться порядковыми и количественными числительными;

  • сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 10;

  • называть для каждого числа в пределах 10 предыдущее и последующее числа.

  • соотносить цифру с количеством предметов;

  • определять состав чисел первого десятка на основе предметных действий;

  • выражать словами местонахождение предмета, ориентироваться на листе бумаги в клетку;

  • называть части суток, последовательность дней в неделе, последовательность месяцев в году.

К концу подготовки дошкольник получит возможность научиться:

  • измерять длину предметов непосредственно и с помощью мерки, располагать предметы в порядке увеличения и в порядке уменьшения их длины, ширины, высоты;

  • выделять и выражать в речи признаки сходства и различия отдельных предметов и совокупностей;

  • сравнивать совокупности предметов по количеству с помощью составления пар, уравнивать совокупности предметов двумя способами;

  • объединять совокупности предметов в одно целое, выделять часть совокупности, устанавливать взаимосвязь между частью и целым;

  • проводить простейшие наблюдения;

  • сравнивать, выделять указанные и новые свойства объекта, его существенные и несущественные характеристики;

  • понимать относительность свойств объекта;

  • делать выводы по результатам наблюдений, проверять их истинность;

  • уметь использовать полученные выводы для дальнейшей работы.


Тематическое планирование


п/п

Кол-во занятий

Раздел

Тема занятия

Цели и задачи проводимого занятия

1


2




2

Доцифровой период

(3 занятия)

Понятия «Больше, меньше, столько же»

Понятия «Длиннее -короче», «выше-ниже»

Знакомство с понятиями «Больше, меньше, столько же».

Актуализация понятий «длиннее - короче», «выше - ниже». Формирование умений сравнивать предметы по размеру.

3

1

Знакомство с геометрическими фигурами

В ходе выполнения практических заданий и наблюдений научить различать различные геометрические фигуры.

4

1


Цифровой период

(13 занятий)

Много. Один.

Число и цифра 1


В ходе практической работы научить различать понятия «много» и «один»; знакомство с цифрой 1

5

1

Число и цифра 2

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 2; знакомство с цифрой 2.

6

1

Число и цифра 3

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 3; знакомство с цифрой 3.

7

1

Число и цифра 4

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 4; знакомство с цифрой 4.

8

1

Число и цифра 5

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 5; знакомство с цифрой 5.

9

1

Закрепление состава чисел 1-5

В ходе практической работы определить состав числа 5.

10

1

Число и цифра 6

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 6; знакомство с цифрой 6.

11

1

Число и цифра 7

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 7; знакомство с цифрой 7.

12

1

Число и цифра 8

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 8; знакомство с цифрой 8.

13

1

Число и цифра 9

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 9; знакомство с цифрой 9.

14

1

Число и цифра 10

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с образованием числа 10.

15

1

Год, месяц.

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с понятиями «год», «месяц».

16

1

Дни недели, сутки

В ходе практической работы и наблюдений познакомить с названиями дней недели; познакомить с понятием «сутки».

17

1


Знакомство с простейшими задачами

(2 занятия)







Простые задачи

(2 ч)

Решение простых задач с опорой на наглядность

Игра «В гостях у царицы Математики»

Формировать умение решать задачи; проверить умение знаний состава чисел.

18

1

Игра «Путешествие в страну чисел»

Обобщить знания и умения, полученные в период подготовки

ИТОГО: 18 занятий









Рабочая программа по подготовке дошкольников
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по подготовке дошкольников к изучению математики в образовательном учреждении представлена курсом «Развитие   элементарных математических представлений». Данная   программа помогает комплексно решать проблемы социальной адаптации детей старшего дошкольного возраста к новым условиям, направлена на создание комфортных условий для развития ребёнка, его мотивации к познанию, интеллектуальное развитие, укрепление его психического и физического здоровья через использовании здоровьесберегающих технологий.

 

Образовательная программа подготовки детей 5,5-6,5 лет к изучению математики имеет социально-педагогическую направленность и разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования и с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Автор Нестерова Лилия Анатольевна
Дата добавления 05.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 400
Номер материала 33888
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓