Главная / Начальные классы / Рабочая программа по письму ПНШ (1 класс)

Рабочая программа по письму ПНШ (1 класс)

Пояснительная записка

Рабочая программа по письму составлена Ждановой Е.Ф. на основе авторской программы «Обучение грамоте» Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой. Программа соответствует ФГОС второго поколения 2010г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой.

Программа предназначена для учащихся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана: 113 часов – 5 уроков в неделю.


Цель - обучение первоначальному письму на основе ознакомления учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием формирования у них полноценных языковых знаний и умений.


Теоретической основой обучения письму является традиционный звуковой аналитико-синтетический принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма) и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.


Овладение графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся формируются навыки письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное обучения.

Природа письма характеризуется не только слухоартикуляционным и зрительно-двигательным звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки автоматизированности становится графическим навыком.


Обучение первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления, во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении зуковой и графической форм слова.


В обучении письму различаются три периода: подготовительный, основной звукобуквенный, заключительный.





































Основное содержание программы по письму


Подготовительный период (12 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.

Пространственная ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных, горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.

Линии-элементы как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита. Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе рисования узоров-бордюров.

Выполнение логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных букв как структурных единиц графической системы.


Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету к концу подготовительного периода


Обучающиеся научатся:


называть и различать по форме структурные единицы графической

системы — элементы письменных букв русского алфавита.

правильно сидеть за партой (столом) и пользоваться письменными

принадлежностями, правильно писать все элементы письменных букв

по алгоритмам и под счет, правильно называть их.


Основной звукобуквенный период (88 ч)

Правила посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной посадки и пользования письменными принадлежностями.

Упражнение в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных образов всех печатных букв.

Анализ и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов. Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на основе общего по форме элемента.

Формирование в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных). Отработка технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.

Знакомство с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее). Усвоение алгоритмов, трех видов соединений этих букв, изучаемых на уроке, с ранее изученными.

Упражнение в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема тактирования, то есть письма букв под счет.

Перекодирование звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.

Чтение образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.


Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету к концу основного периода

Обучающиеся научатся:

  • обозначать звуки буквами и условными значками;

  • правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями в течении всего периода выполнения отдельного графического задания;

  • писать буквы на основе двигательных элементов по определенному алгоритму;

  • выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;

  • при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с расслаблением;

  • конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов;

  • правильно записывать предложение и собственные имена при списывании и диктанте.

Заключительный период (13 ч)

Закрепление технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования). Работа по исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при условии ускорения его темпа.

Списывание слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.


Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету к концу заключительного периода:


Обучающиеся научатся:

  • правильно сидеть при письме и пользоваться письменными принадлежностями;

  • осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв и их соединений на письме;

  • применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й'];

  • связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях, а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по памяти или 3) под диктовку учителя;

  • выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чк, чн, чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися в сильной позиции, то есть под ударением;

  • анализировать письменную речь на основе сформированных у первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка (звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих символов.




























Планируемые результаты изучения программы по письму

Иллюстративный и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД, которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится следующим образом.

Личностные УУД



Самоопределение система заданий, ориентирующая младшего школьника

определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.

Смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются проблемы любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.



Регулятивные УУД


  • овладеют типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;

  • планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане);

  • контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.




Познавательные УУД


Информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации.


Логические:


анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:

* сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой;

* анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими звуками c

целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и

чередования звонких-глухих;

* обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв для

обозначения звука [й'] в начале слова и после разделительных знаков ь и ъ;

* обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков (с. 45);

* выяснение общих черт непарных согласных.


подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков:

* формирование понятия «звук» через анализ моделей;

* поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой согласный»

через систему сопоставлений;

* формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ

пар слов на цветном фоне;

* формирование понятия «буква – знак для звука» посредством

сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в

двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;


установление причинно-следственных связей:

  • между разным звучанием мягкого-твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука;

  • между использованием в именах собственных прописных букв и выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран, городов, рек, кличек животных; между обнаружением связи между словами в предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в письменной речи, чтобы можно было понять текст.


Коммуникативные УУД


  • приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнера);

  • организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

  • адекватно передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности в речи














Учебно-тематическое планирование по письму

Класс: 1 «В»

Учитель: Жданова Е.Ф.

На изучение предмета письма отводится 113 часов в учебный год (5 часов в неделю).

Планирование составлено на авторской программы «Обучение грамоте» Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой, которая является одним из структурных компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой. (см. Приложение № 1).



Программно-методическое обеспечение учебного процесса.

Учебно-методический комплекс:

Программа и учебник

Методическое и дидактическое обеспечение

учителя

ученика

Программа по русскому языку Обучение грамоте. / Н.Г.Агаркова, Ю.А Агарков // Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспекивная начальная школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011







1. Лаврова Н.М. Азбука. Поурочно – тематическое планирование. 1 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.

2. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ. 1-2 классы [Текст]: Методическое пособие: Н.М. Лаврова – 2-езд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009. – 326 с.

3.http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=84

4. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.

1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. 1 класс: Тетради по письму №1, №2 и №3. - М.: Академкнига/Учебник.

2. Лаврова Н.М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Начала формирования регулятивных УУД. 1 класс: Тетради №1, №2. - М.: Академкнига/Учебник.











Материально-техническое обеспечение:

  1. Начальная школа. Наука без скуки. Выпуск 1. Компакт-диск для компьютера: Математика. Русский язык. Чтение. Авторы-составители: Блинова И. В. / Дьячкова Г. Т. / Ракитина С. В. и др. Издательство: Учитель, 2010

  2. Начальная школа. Наука без скуки. Выпуск 2. Компакт-диск для компьютера: Математика. Русский язык. Чтение. Авторы-составители: Блинова И. В. / Дьячкова Г. Т. / Ракитина С. В. и др. Издательство: Учитель, 2010

  3. http://www.openclass.ru

  4. http://files.school-collection.edu.ru

  5. http://www.rusedu.ru

  6. http://viki.rdf.ru

  7. http://pedsovet.org

  8. http://www.prosv.ru

  9. http://festival.1september.ru

  10. http://www.4stupeni.ru

  11. http://numi.ru





Технические средства обучения:

Компьютер

Принтер

Проектор

Сканер

Интерактивная доска

Документ-камера

Цифровой микроскоп

Модульная система экспериментов

Система контроля и мониторинга качества знаний














Литература



  1. Веселая грамматика: разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Вакуленко Ю. А. – Волгоград: Учитель, 2011

  2. Занимательные материалы к урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды, загадки, шарады)/ авт.-сост. Касаткина Н. А. – Волгоград: Учитель, 2009

  3. Программы по учебным предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл. в 2 ч./ Сост. Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 – Ч. 1: 240 с. (Проект «Перспективная начальная школа»)

  4. Русский язык. 1-4 кл. Работа со словарными словами на уроках/ авт.-сост. Росланова О. В. – Влогоград: Учитель, 2006

  5. Учим играя. 1-2 классы: занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку и математике /авт.-сост. Лазуренко Л. В. – Волгоград: Учитель, 2007





























Корректировка программы

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

12


Рабочая программа по письму ПНШ (1 класс)
  • Начальные классы
Описание:

Рабочая программа по письму составлена Ждановой Е.Ф. на основе   авторской программы «Обучение грамоте» Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой. Программа соответствует ФГОС второго поколения 2010г. и базисному учебному плану общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных компонентов образовательной системы  «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г. Чураковой.

 

Программа предназначена для учащихся 1 класса общеобразовательной школы и рассчитана: 113 часов – 5 уроков в неделю.  

Автор Жданова Екатерина Федоровна
Дата добавления 02.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2015
Номер материала 20207
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓