Пояснительная записка
Рабочая программа по письму составлена Ждановой Е.Ф. на основе авторской
программы «Обучение грамоте» Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой. Программа
соответствует ФГОС второго поколения 2010г. и базисному учебному плану
общеобразовательных учреждений 2012 года и является одним из структурных
компонентов образовательной системы «Перспективная начальная школа» под
редакцией Р.Г. Чураковой.
Программа предназначена для учащихся 1 класса
общеобразовательной школы и рассчитана: 113 часов – 5 уроков в неделю.
Цель
- обучение первоначальному письму на основе ознакомления
учащихся с наиболее общими закономерностями устройства и функционирования
графической системы русского языка, что является важным и необходимым условием
формирования у них полноценных языковых знаний и умений.
Теоретической
основой обучения письму является традиционный звуковой аналитико-синтетический
принцип в его современной интерпретации. В учебном процессе этот принцип
реализуется через графическое действие, имеющее сложную фонемно-буквенную
природу и реализующееся через звуковой анализ произносимых и воспринимаемых на
слух слов; перекодирование их звуковой формы в графическую (в процессе письма)
и наоборот (в процессе чтения), а также понимание значения воспроизведенных
языковых единиц – слов, сочетаний слов, предложений и текста.
Овладение
графическим действием в период усвоения грамоты – важнейшая задача
обучения первоклассников, так как на основе этого действия у учащихся
формируются навыки письма, без которых невозможно их дальнейшее полноценное
обучения.
Природа письма
характеризуется не только слухоартикуляционным и зрительно-двигательным
звеньями, но и рукодвигательным компонентом, который реализуется в процессе
двигательного воспроизведения (письма) букв и их комплексов (слогов и слов) на
бумаге и представляет собой специфику письма как учебного предмета в начальной
школе. Письмо как сложное речерукодвигательное действие по мере выработки
автоматизированности становится графическим навыком.
Обучение
первоначальному письму осуществляется с учетом его особенностей, с одной
стороны, как интеллектуально-речевого, а с другой – как рукодвигательного
действия. А именно: у детей формируются дифференцированные представления,
во-первых, о звуках-фонемах, во-вторых, о зрительно-двигательных образцах
обозначающих их букв и, в-третьих, о соотношении зуковой и графической форм
слова.
В обучении письму различаются три периода:
подготовительный, основной звукобуквенный, заключительный.
Основное
содержание программы по письму
Подготовительный
период (12 ч)
Правила
посадки и пользования письменными принадлежностями во время письма.
Пространственная
ориентировка на странице тетради, ее разлиновка. Понятие о вертикальных,
горизонтальных и наклонных (вправо) линейках.
Линии-элементы
как структурные единицы графической системы письменных букв русского алфавита.
Письмо девяти элементов-линий по алгоритму. Знакомство с формами шаблонов
элементов письменных букв. Воспроизведение элементов письменных букв в процессе
рисования узоров-бордюров.
Выполнение
логических заданий на сравнение, группировку и обобщение элементов письменных
букв как структурных единиц графической системы.
Планируемые
результаты освоения учебной программы по предмету к концу подготовительного
периода
Обучающиеся научатся:
• называть и различать по
форме структурные единицы графической
системы — элементы письменных
букв русского алфавита.
• правильно сидеть за партой
(столом) и пользоваться письменными
принадлежностями,
правильно писать все элементы письменных букв
по алгоритмам и под счет,
правильно называть их.
Основной
звукобуквенный период (88 ч)
Правила
посадки и пользования письменными принадлежностями. Выработка навыка правильной
посадки и пользования письменными принадлежностями.
Упражнение
в практическом конструировании печатных букв (на уроке чтения) с помощью
элементов-шаблонов. Формирование в памяти детей дифференцированных зрительных
образов всех печатных букв.
Анализ
и конструирование письменных букв (на уроке письма) из элементов-шаблонов.
Выполнение логических заданий на сравнение букв и объединение их в группы на
основе общего по форме элемента.
Формирование
в памяти первоклассников чётко дифференцированных зрительно-двигательных
образов письменных букв (больших — заглавных и малых — строчных). Отработка
технологии начертания этих букв по алгоритму и под счет.
Знакомство
с тремя видами соединений букв при письме (верхнее, среднеплавное, нижнее).
Усвоение алгоритмов, трех видов соединений этих букв, изучаемых на уроке, с
ранее изученными.
Упражнение
в ритмичном чередовании напряжений и расслаблений мышц руки на основе приема
тактирования, то есть письма букв под счет.
Перекодирование
звуковой схемы слова в графическую с последующей записью письменными буквами.
Чтение
образцов письма: слогов, слов, предложений, зафиксированных письменными
буквами, запись по образцу, проверка учеником результатов своего письма.
Планируемые
результаты освоения учебной программы по предмету к концу основного периода
Обучающиеся научатся:
·
обозначать звуки буквами и условными значками;
·
правильно сидеть за столом и пользоваться письменными
принадлежностями в течении всего периода выполнения отдельного графического
задания;
·
писать буквы на основе двигательных элементов по определенному
алгоритму;
·
выполнять три вида соединения букв в слогах и словах;
·
при письме под счет чередовать напряжение мышц руки с
расслаблением;
·
конструировать письменные буквы из элементов-шаблонов;
·
правильно записывать предложение и собственные имена при
списывании и диктанте.
Заключительный
период (13 ч)
Закрепление
технологии написания всех письменных букв и их соединений в графических слогах
и цельных словах по алгоритмам. Умение чередовать напряжение мышц руки с расслаблением
в процессе воспроизведения букв под счет (прием тактирования). Работа по
исправлению графических ошибок и совершенствованию каллиграфического качества
письма: четкости, устойчивости и удобочитаемости его результатов. Формирование
графической грамотности, связности и каллиграфического качества письма при
условии ускорения его темпа.
Списывание
слов и предложений с печатного и письменного текстов, письмо под диктовку.
Планируемые
результаты освоения учебной программы по предмету к концу заключительного
периода:
Обучающиеся научатся:
·
правильно сидеть при письме и пользоваться письменными
принадлежностями;
·
осуществлять приемы связного и ускоренного воспроизведения букв
и их соединений на письме;
·
применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного
принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и
передачи на письме звука [й'];
·
связно, в соответствии с усвоенными алгоритмами, писать как
отдельные слова, так и слова в предложении при различных методических условиях,
а именно: 1) при списывании с печатного или письменного текста, 2) письме по
памяти или 3) под диктовку учителя;
·
выполнять правила записи предложений, слов с сочетаниями чк, чн,
чт, а также с сочетаниями букв жи, ши, ча, ща, чу, щу, же, ше, це, находящимися
в сильной позиции, то есть под ударением;
·
анализировать письменную речь на основе сформированных у
первоклассников образных представлений о структурных единицах русского языка
(звук, слово, предложение, текст) и моделировать их с помощью соответствующих
символов.
Планируемые результаты изучения программы по письму
Иллюстративный
и словарный материал позволяют решать задачи формирования всего комплекса УУД,
которые являются приоритетным направлением в содержании образования. Организация
этого процесса в учебно-методическом комплекте по «Обучению грамоте» строится
следующим образом.
Личностные УУД
Самоопределение – система
заданий, ориентирующая младшего школьника
определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а
какие нет.
Смыслообразование и
нравственно-этическая ориентация -
тексты, в которых обсуждаются проблемы
любви, уважения и взаимоотношений родителей и детей.
Регулятивные УУД
·
овладеют типами учебных действий, включая способность принимать
и сохранять учебную цель и задачу;
·
планировать ее реализацию (в том числе во внутреннем плане);
·
контролировать и оценивать свои действия, вносить
соответствующие коррективы в их выполнение.
Познавательные УУД
Информационные: поиск и выделение
необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации.
Логические:
анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков:
* сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой
буквой;
* анализ парных звонких-глухих звуков и моделей слов с этими
звуками c
целью обнаружения существенных признаков: преобладания шума и
чередования звонких-глухих;
* обнаружение особенностей букв я, ё, ю, е: использование букв
для
обозначения звука [й'] в начале слова и после
разделительных знаков ь и ъ;
* обнаружение особой роли буквы ь после букв согласных звуков
(с. 45);
* выяснение общих черт непарных согласных.
подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков:
* формирование понятия «звук» через анализ моделей;
* поэтапное формирование понятия «парный звонкий-глухой
согласный»
через систему сопоставлений;
* формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через
анализ
пар слов на цветном фоне;
* формирование понятия «буква – знак для звука» посредством
сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков
в
двухъярусных и трехъярусных схемах-моделях слов;
установление причинно-следственных связей:
·
между разным звучанием мягкого-твердого согласного и
использованием разных букв для гласного звука;
·
между использованием в именах собственных прописных букв и
выводом о том, что это особое средство обозначения имен, названий стран,
городов, рек, кличек животных; между обнаружением связи между словами в
предложении и выводом о том, что предложение нужно особым образом отмечать в
письменной речи, чтобы можно было понять текст.
Коммуникативные УУД
· приобретут
умения учитывать позицию собеседника (партнера);
· организовывать
и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;
· адекватно
передавать информацию и отображать предметное содержание и условия деятельности
в речи
Учебно-тематическое планирование по письму
Класс:
1 «В»
Учитель:
Жданова Е.Ф.
На
изучение предмета письма отводится 113 часов в учебный год (5 часов в неделю).
Планирование
составлено на авторской программы «Обучение грамоте» Н.Г. Агарковой, Н.М. Лавровой, которая является одним из структурных компонентов
образовательной системы «Перспективная начальная школа» под редакцией Р.Г.
Чураковой. (см. Приложение № 1).
Программно-методическое обеспечение учебного процесса.
Учебно-методический комплекс:
Программа и учебник
|
Методическое и дидактическое обеспечение
|
учителя
|
ученика
|
Программа по русскому
языку Обучение грамоте. /
Н.Г.Агаркова, Ю.А Агарков //
Программы четырехлетней начальной школы: Проект «Перспекивная начальная
школа» / Сост. Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011
|
1. Лаврова Н.М. Азбука. Поурочно – тематическое планирование.
1 класс: Методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник.
2. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и
контрольных работ. 1-2 классы [Текст]: Методическое пособие: Н.М. Лаврова –
2-езд., испр. – М.: Академкнига/Учебник, 2009. – 326 с.
3.http://www.akademkniga.ru/cgi-bin/page.cgi?node=84
4. Приложение 1. Календарно-тематическое планирование.
|
1. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. 1 класс: Тетради по письму
№1, №2 и №3. - М.: Академкнига/Учебник.
2. Лаврова Н.М. Азбука. Пишу и проверяю себя. Начала
формирования регулятивных УУД. 1 класс: Тетради №1, №2. - М.:
Академкнига/Учебник.
|
Материально-техническое обеспечение:
1. Начальная
школа. Наука без скуки. Выпуск 1. Компакт-диск для компьютера:
Математика. Русский язык. Чтение. Авторы-составители: Блинова И. В. / Дьячкова
Г. Т. / Ракитина С. В. и др. Издательство: Учитель, 2010
2. Начальная
школа. Наука без скуки. Выпуск 2. Компакт-диск для компьютера:
Математика. Русский язык. Чтение. Авторы-составители: Блинова И. В. / Дьячкова
Г. Т. / Ракитина С. В. и др. Издательство: Учитель, 2010
3. http://www.openclass.ru
4. http://files.school-collection.edu.ru
5. http://www.rusedu.ru
6. http://viki.rdf.ru
7. http://pedsovet.org
8. http://www.prosv.ru
9. http://festival.1september.ru
10. http://www.4stupeni.ru
11. http://numi.ru
Технические средства обучения:
Компьютер
Принтер
Проектор
Сканер
Интерактивная
доска
Документ-камера
Цифровой
микроскоп
Модульная
система экспериментов
Система
контроля и мониторинга качества знаний
Литература
1.
Веселая грамматика:
разработки занятий, задания, игры/ авт.-сост. Вакуленко Ю. А. – Волгоград:
Учитель, 2011
2.
Занимательные материалы к
урокам обучения грамоте и русского языка в начальной школе (стихи, кроссворды,
загадки, шарады)/ авт.-сост. Касаткина Н. А. – Волгоград: Учитель, 2009
3.
Программы по учебным
предметам. Базисный план внеурочной деятельности [Текст]: 1-4 кл. в 2 ч./ Сост.
Р.Г.Чуракова. - М.: Академкнига/Учебник, 2011 – Ч. 1: 240 с. (Проект
«Перспективная начальная школа»)
4.
Русский язык. 1-4 кл. Работа
со словарными словами на уроках/ авт.-сост. Росланова О. В. – Влогоград:
Учитель, 2006
5.
Учим играя. 1-2 классы:
занимательные и игровые задания, упражнения по русскому языку и математике
/авт.-сост. Лазуренко Л. В. – Волгоград: Учитель, 2007
Корректировка программы
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.