Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе (коррекционная школа VIII вида)

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе (коррекционная школа VIII вида)

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»



УТВЕРЖДЕНО

Приказ № _______ от «___»________20__ г.







Рабочая программа

по письму и развитию речи в 9 классе




Учитель Пицунова Наталья Михайловна,

высшая квалификационная категория,

стаж педагогической работы 20 лет.





Согласовано на педагогическом совете

Протокол № _____ от «___»________ 20__ г.







Пояснительная записка.

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе разработана на основе учебного плана областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (5-9 классы): сб. 1, под редакцией В. В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2000, учебника «Русский язык, 9 класс», авторы-составители. Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская, - М.: Просвещение, 2006.

Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Цель изучения предмета: поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.

Главными задачами изучения предмета являются:

- дать учащимся законченный курс знаний по грамматике;

- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

- научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- повысить уровень общего развития учащихся с целью более успешной их адаптации в обществе.

На изучение программного материала по письму и развитию речи в 9 классе по учебному плану отводится 4 часа в неделю.

I четверть – 34 часа,

II четверть – 30 часов,

III четверть – 39 часов,

IV четверть – 30 часов.

Всего за учебный год – 133 часа. Из них:

- на проведение контрольных и проверочных работ - 12 часов;

- на проведение творческих работ - 8 часов;

- на деловое письмо - 6 часов.

Разбивка программного материала по темам.

Повторение (5 часов).

Простое предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Звуки и буквы (10 часов).

Звуки гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь. Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и букв в слове.

Слово (93 часа).

Состав слова (15 часов). Разбор слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без- (бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).

Сложные слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без соединительных гласных. Сложносокращённые слова.

Имя существительное (10 часов). Роль существительного в речи. Основные грамматические категории имени существительного. Правописание падежных окончаний имён существительных. Несклоняемые имена существительные.

Имя прилагательное (10 часов). Роль прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.

Личные местоимения (10 часов). Роль личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.

Глагол (20 часов). Роль глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения, глаголы с –ться и –тся.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Повелительная форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

Частица не с глаголами.

Увеличение количества часов по теме «Глагол» связано с большим объемом изучаемого материала, предусмотренного программой, и трудностью усвоения данной темы учащимися.

Наречие (10 часов). Понятие о наречии. Наречия, обознаяающие время, место, способ действия.

Правописание наречий с о и а на конце.

Имя числительное (13 часов). Понятие об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.

Правописание числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900, 200, 300, 400, 90.

Части речи (5 часов). Существительное, глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.

Предложение (20 часов).

Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения распространённые и нераспространённые, с однородными членами, обращение.

Сложное предложение. Предложения с союзами и, а, но и без союзов, предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

Составление простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.

Прямая речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней; большая буква в прямой речи.

Увеличение количества часов по теме «Предложение» связано с затруднениями учащихся при построении простых предложений с распространёнными однородными членами, сложных предложений с союзными словами, предложений с прямой речью и постановкой в них знаков препинания.

Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по письму и развитию речи).

Изложение.

Сочинение творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений, практической деятельности, прочитанных книг.

Деловое письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год (5 часов).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

- писать небольшие по объёму изложения и сочинения творческого характера;

- оформлять все виды деловых бумаг;

- пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать:

- части речи, использование их в речи;

- наиболее распространённые правила правописания слов.


урока

Тема урока

Количество часов

Словарь

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6






1.


I четверть


Повторение


Простое предложение.


34


5


1




2.

Простое предложение с однородными членами.

1




3.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

1

Благодаря, благодарность



4.

Сложное предложение с союзами и, а, но.

1

Гарнизон



5.

Сложное предложение со словами что, чтобы, потому что, где, когда, который.

1

Свидетельство, профессия






6.

Звуки и буквы


Звуки гласные и согласные.


10


1




Агрессия, агрессор



7.

Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.

1

Организация



8.

Гласные ударные и безударные.

1

Восстание, воззвание



9.

Мягкий знак – показатель мягкости согласных.

1

Жюри



10.

Обозначение звонких и глухих согласных на письме.

1

Монархия



11.

Буквы е, ё, ю, я в начале слова.

1

Обязанность



12.

Разделительные мягкий и твёрдый знаки.

1

Объединённый



13.

Деловое письмо: объявление.

1




14.

Количество звуков и букв в слове.

1

Изящный



15.

Контрольная работа по теме «Звуки и буквы».



1




1

2

3

4

5

6




16.


Состав слова


Работа над ошибками. Разбор слов по составу.


15


1




17.

Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.

1




18.

Упражнения на правописание гласных и согласных в корнях слов.

1

Авиация, аэрофлот



19.

Правописание приставок с гласными о, а, е.

1




20.

Единообразное написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.

1

Митинг, агитация



21.

Правописание приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения.

1

Окрестность, ландшафт



22.

Упражнения на правописание приставок на з, с.

1

Комиссия



23.

Проверочная работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне и приставке».

1




24.

Урок развития речи. Изложение.

1




25.

Работа над ошибками. Сложные слова.

1

Общежитие



26.

Образование сложных слов при помощи соединительных гласных и без них.

1

Совершенно

летний



27.

Сложносокращённые слова.

1

Заведующий



28.

Деловое письмо: расписка.

1

Заимообразно



29.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова».

1

Расправа, истязать



30.

Контрольная работа за I четверть.

1







31.


Имя существительное


Работа над ошибками. Имя существительное. Роль существительного в речи.


10


1




1

2

3

4

5

6


32.


Урок развития речи. Сочинение по личным наблюдениям «Поздняя осень».


1




33.

Работа над ошибками. Основные грамматические категории имени существительного.

1




34.

Имена собственные.

1







35.


II четверть


Склонение имён существительных.


30


1




36.

Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1

Планетарий



37.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

1

Иждивенец,

за счёт



38.

Несклоняемые имена существительные.

1

Бухгалтер



39.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя существительное».

1




40.

Проверочная работа по теме «Имя существительное».

1







41.


Имя прилагательное

Имя прилагательное. Роль прилагательного в речи.


10


1




Иногородний



42.

Согласование имени прилагательного с именем существительным.

1

Ежемесячный



43.

Упражнения на согласование имён прилагательных с именами существительными.

1




44.

Урок развития речи. Изложение.

1




45.

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.


1




1

2

3

4

5

6


46.


Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных.


1


Оригинальный



47.

Правописание имён прилагательных на -ий, -ья,

-ье, -ьи.

1

Адвокат



48.

Деловое письмо: объяснительная записка.

1




49.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».

1

Диагноз, инфекция, исцелять



50.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

1







51.


Личные местоимения


Работа над ошибками. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.


10


1




Отчизна



52.

Лицо и число местоимений.

1

Вентиляция



53.

Склонение личных местоимений.

1

Правонарушение



54.

Личные местоимения с предлогами.

1

Авторитет



55.

Правописание личных местоимений 3-го лица.

1

Извержение



56.

Урок развития речи. Сочинение по картине Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина в селе Михайловском».

1




57.

Работа над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Личные местоимения».

1




58.

Контрольная работа за I полугодие.

1




59.

Работа над ошибками.

1




60.

Упражнения в правописании личных местоимений в косвенных падежах.

1







61.


Глагол


Глагол. Роль глагола в речи.


20


1




62.

Грамматические признаки глагола.

1

Ликвидация



1

2

3

4

5

6


63.


Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.


1


Комиссар



64.

Неопределённая форма глагола.

1

Равенство






65.


III четверть


Правописание частицы не с глаголами.




1




66.

Изменение глагола по лицам и числам.

1

Каторга



67.

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1




68.

Правописание глаголов с

тся и –ться.

1

Обычай



69.

Упражнения в определении спряжения глаголов.

1

Избиратель



70.

Правописание личных окончаний глаголов II спряжения.

1

Досуг



71.

Урок развития речи. Изложение.

1




72.

Работа над ошибками. Правописание личных окончаний глаголов I спряжения.

1




73.

Упражнения на правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

Издательство



74.

Проверочная работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения».

1




75.

Повелительная форма глагола.

1

Автономия



76.

Правописание глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.

1

Библиография



77.

Правописание мягкого знака в глаголах.

1

Коллега



78.

Деловое письмо: автобиография, анкета.

1

Биография



79.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол».

1

Единомышлен

ник



1

2

3

4

5

6


80.


Контрольная работа по теме «Глагол».


1







81.


Наречие


Работа над ошибками. Понятие о наречии.


10


1




Обучение




82.

Упражнения в различении наречий среди других частей речи.

1




83.

Конструирование предложений с наречиями.

1




84.

Наречия, которые обозначают время, место и способ действия.

1

Парламент



85.

Упражнения в определении значений наречий.

1

Жандарм



86.

Правописание наречий с а и о на конце.

1

Агент



87.

Упражнения в правописании наречий.

1

Архив



88.

Урок развития речи. Сочинение.

1




89.

Работа над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Наречие».

1




90.

Проверочная работа по теме «Наречие».

1







91.


Имя числительное


Понятие об имени числительном.


13


1







92.

Числительные количественные и порядковые.

1

Колония



93.

Числительные количественные и порядковые.

1




94.

Правописание числительных от 5 до 20 и 30.

1

Забастовка



95.

Правописание числительных от 50 до 80.

1

Окружение



96.

Правописание числительных от 500 до 900.

1

Катастрофа



97.

Правописание числительных 90, 200, 300, 400.

1

Ликование



1

2

3

4

5

6


98.


Упражнения на правописание имён числительных.


1

Бетон



99.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя числительное».

1




100.

Контрольная работа за III четверть.

1




101.

Работа над ошибками.

1




102.

Деловое письмо: доверенность.

1




103.

Правописание имён числительных. Упражнения на закрепление.

1









104.


IV четверть


Части речи


Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие, предлог.


30


5


1




105.

Различие при употреблении в речи имени прилагательного и порядкового числительного.

1

Буржуазия, пролетариат



106.

Различие при употреблении в речи имени прилагательного и наречия.

1




107.

Различие при употреблении в речи имени существительного и местоимения.

1

Агрегат



108.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Части речи».

1







109.


Предложение


Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.


20


1







110.

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

Былина,

легенда



111.

Предложения с однородными членами.

1

Компенсация



1

2

3

4

5

6


112.


Предложения с распространёнными и

нераспространёнными однородными членами.


1


Малодушие



113.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

1

Дубликат



114.

Обращение.

1

Прогрессивный



115.

Знаки препинания в предложениях с обращением.

1

Правительство



116.

Проверочная работа по теме «Простое предложение».

1




117.

Урок развития речи. Изложение.

1




118.

Работа над ошибками. Сложное предложение.

1

Администратор



119.

Предложения с союзами и, а, но и без союзов.

1

Сознательность



120.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

1

Сберкасса



121.

Составление простых и сложных предложений.

1

Излишество



122.

Постановка знаков препинания в предложениях.

1




123.

Прямая речь (после слов автора).

1




124.

Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней.

1

Коллективиза

ция



125.

Большая буква в прямой речи.

1

Кооператив



126.

Урок развития речи. Сочинение «Чему научила меня школа».

1




127.

Работа над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение».

1




128.

Контрольная работа за год.

1







129.


Повторение


Работа над ошибками. Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке.



5


1




1

2

3

4

5

6


130.


Деловое письмо: заявление о приёме в учебное заведение.


1




131.

Правописание мягкого знака в разных частях речи.

1




132.

Правописание падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний глаголов.

1




133.

Упражнения в постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях.

1





Список литературы:

  1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. - 256 стр.

  2. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 142 стр.

  3. Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995.

  4. Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. – 54 стр.

  5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.

  6. Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 335 стр.

  7. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996. – 63 стр.

  8. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006. – 263 стр.

  9. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 125 стр.

  10. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.

  11. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 149 стр.

  12. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 143 стр.

  13. Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.

  14. Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений: В четырёх ч. - М.: Владос, 2003. – 239 стр.

  15. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998.

  16. Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование плюс.

  17. Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая гвардия.

  18. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.

  19. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998.

  20. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. - М.: Дельта, 1996.

  21. Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М.: Просвещение, 1997.

  22. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2000. – 223 стр.

  23. Программа-тренажер по русскому языку 1СD/

  24. Рик Т. Г. Здравствуй, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 89 стр.

  25. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 91 стр.

  26. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: РИО «Самовар», 1995. – 139 стр.

  27. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 203 стр.

  28. Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1999. – 238 стр.



Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе (коррекционная школа VIII вида)
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по письму и развитию речи в 9 классе разработана на основе учебного плана школы-интерната,  программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида (5-9 классы): сб. 1,  под редакцией В. В. Воронковой, учебника «Русский язык, 9 класс», авторы-составители. Н. Г. Галунчикова, Э. В. Якубовская.

Русский язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Цель изучения предмета: поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.

Главными задачами изучения предмета являются:

- дать учащимся законченный курс знаний по грамматике;

- выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;

- научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- повысить уровень общего развития учащихся  с целью более успешной их адаптации в обществе.

Автор Пицунова Наталья Михайловна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 1746
Номер материала 19398
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓