Областное государственное
бюджетное образовательное учреждение
«Шегарская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ № _______ от «___»________20__ г.
Рабочая
программа
по
письму и развитию речи в 9 классе
Учитель
Пицунова Наталья Михайловна,
высшая
квалификационная категория,
стаж
педагогической работы 20 лет.
Согласовано на
педагогическом совете
Протокол № _____
от «___»________ 20__ г.
Пояснительная
записка.
Рабочая
программа по письму и развитию речи в 9 классе разработана на основе учебного
плана областного государственного бюджетного образовательного учреждения
«Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для
обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII
вида», программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII
вида (5-9 классы): сб. 1, под редакцией В. В. Воронковой. – М.: ВЛАДОС, 2000,
учебника «Русский язык, 9 класс», авторы-составители. Н. Г. Галунчикова, Э. В.
Якубовская, - М.: Просвещение, 2006.
Русский
язык является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе.
Обучение русскому языку носит коррекционную и практическую направленность, что
определяется содержанием и структурой учебного предмета.
Цель
изучения предмета: поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся
за счёт осознания ими основных законов языка.
Главными
задачами изучения предмета являются:
-
дать учащимся законченный курс знаний по грамматике;
-
выработать достаточно прочные навыки грамотного письма на основе усвоения
звукового состава языка, элементарных сведений по грамматике и правописанию;
-
научить школьников последовательно и правильно излагать свои мысли в устной и
письменной форме;
-
повысить уровень общего развития учащихся с целью более успешной их адаптации
в обществе.
На
изучение программного материала по письму и развитию речи в 9 классе по
учебному плану отводится 4 часа в неделю.
I
четверть – 34 часа,
II
четверть – 30 часов,
III
четверть – 39 часов,
IV
четверть – 30 часов.
Всего
за учебный год – 133 часа. Из них:
-
на проведение контрольных и проверочных работ - 12 часов;
-
на проведение творческих работ - 8 часов;
-
на деловое письмо - 6 часов.
Разбивка программного материала по
темам.
Повторение (5 часов).
Простое
предложение. Простое предложение с однородными членами. Обращение. Сложное
предложение с союзами и, а, но, со словами который, когда, где, что,
чтобы, потому что.
Звуки и буквы (10 часов).
Звуки
гласные и согласные. Согласные твёрдые и мягкие, звонкие и глухие. Гласные
ударные и безударные. Обозначение мягкости согласных буквой ь.
Обозначение звонких и глухих согласных на письме. Буквы е, ё, ю, я в
начале слова. Разделительные ь и ъ знаки. Количество звуков и
букв в слове.
Слово (93 часа).
Состав слова (15 часов). Разбор
слов по составу. Единообразное написание ударных и безударных гласных, звонких
и глухих согласных в корнях слов. Единообразное написание ряда приставок на
согласную вне зависимости от произношения
Правописание
приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения: без-
(бес-), воз- (вос-), из- (ис-), раз- (рас-).
Сложные
слова. Образование сложных слов с помощью соединительных гласных и без
соединительных гласных. Сложносокращённые слова.
Имя существительное (10 часов). Роль
существительного в речи. Основные грамматические категории имени
существительного. Правописание падежных окончаний имён существительных.
Несклоняемые имена существительные.
Имя прилагательное (10 часов). Роль
прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем
существительным. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
Личные местоимения (10 часов). Роль
личных местоимений в речи. Правописание личных местоимений.
Глагол (20 часов). Роль
глагола в речи. Неопределённая форма глагола. Спряжение глаголов. Правописание
личных окончаний глаголов I и II
спряжения, глаголы с –ться и –тся.
Изменение
глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Повелительная
форма глагола. Правописание глаголов повелительной формы единственного и
множественного числа.
Частица
не с глаголами.
Увеличение
количества часов по теме «Глагол» связано с большим объемом изучаемого
материала, предусмотренного программой, и трудностью усвоения данной темы
учащимися.
Наречие (10 часов). Понятие
о наречии. Наречия, обознаяающие время, место, способ действия.
Правописание
наречий с о и а на конце.
Имя числительное (13 часов). Понятие
об имени числительном. Числительные количественные и порядковые.
Правописание
числительных от 5 до 20; 30; от 50 до 80 и от 500 до 900, 200, 300, 400, 90.
Части речи (5 часов). Существительное,
глагол, прилагательное, числительное, наречие, предлог. Употребление в речи.
Предложение (20 часов).
Простое
предложение. Главные и второстепенные члены предложения, предложения
распространённые и нераспространённые, с однородными членами, обращение.
Сложное
предложение. Предложения с союзами и, а, но и без союзов, предложения со
словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
Составление
простых и сложных предложений. Постановка знаков препинания в предложениях.
Прямая
речь (после слов автора). Кавычки при прямой речи и двоеточие перед ней;
большая буква в прямой речи.
Увеличение
количества часов по теме «Предложение» связано с затруднениями учащихся при
построении простых предложений с распространёнными однородными членами, сложных
предложений с союзными словами, предложений с прямой речью и постановкой в них
знаков препинания.
Связная речь (упражнения
в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного
материала по письму и развитию речи).
Изложение.
Сочинение
творческого характера с привлечением сведений из личных наблюдений,
практической деятельности, прочитанных книг.
Деловое
письмо: стандартные деловые бумаги, связанные с поступлением на работу на
конкретное предприятие; автобиография, доверенность, расписка.
Повторение пройденного за год (5 часов).
Основные
требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся
должны уметь:
-
писать небольшие по объёму изложения и сочинения творческого характера;
-
оформлять все виды деловых бумаг;
-
пользоваться словарём.
Учащиеся должны знать:
-
части речи, использование их в речи;
-
наиболее распространённые правила правописания слов.
№ урока
|
Тема
урока
|
Количество
часов
|
Словарь
|
Дата
проведения
|
План
|
Факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1.
|
I
четверть
Повторение
Простое
предложение.
|
34
5
1
|
|
|
|
2.
|
Простое
предложение с однородными членами.
|
1
|
|
|
|
3.
|
Обращение.
Знаки препинания при обращении.
|
1
|
Благодаря,
благодарность
|
|
|
4.
|
Сложное
предложение с союзами и, а, но.
|
1
|
Гарнизон
|
|
|
5.
|
Сложное
предложение со словами что, чтобы, потому что, где, когда, который.
|
1
|
Свидетельство,
профессия
|
|
|
6.
|
Звуки и буквы
Звуки
гласные и согласные.
|
10
1
|
Агрессия,
агрессор
|
|
|
7.
|
Согласные
твёрдые и мягкие, звонкие и глухие.
|
1
|
Организация
|
|
|
8.
|
Гласные
ударные и безударные.
|
1
|
Восстание,
воззвание
|
|
|
9.
|
Мягкий
знак – показатель мягкости согласных.
|
1
|
Жюри
|
|
|
10.
|
Обозначение
звонких и глухих согласных на письме.
|
1
|
Монархия
|
|
|
11.
|
Буквы е,
ё, ю, я в начале слова.
|
1
|
Обязанность
|
|
|
12.
|
Разделительные
мягкий и твёрдый знаки.
|
1
|
Объединённый
|
|
|
13.
|
Деловое
письмо: объявление.
|
1
|
|
|
|
14.
|
Количество
звуков и букв в слове.
|
1
|
Изящный
|
|
|
15.
|
Контрольная
работа по теме «Звуки и буквы».
|
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
16.
|
Состав слова
Работа
над ошибками. Разбор слов по составу.
|
15
1
|
|
|
|
17.
|
Единообразное
написание ударных и безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях
слов.
|
1
|
|
|
|
18.
|
Упражнения
на правописание гласных и согласных в корнях слов.
|
1
|
Авиация,
аэрофлот
|
|
|
19.
|
Правописание
приставок с гласными о, а, е.
|
1
|
|
|
|
20.
|
Единообразное
написание ряда приставок на согласную вне зависимости от произношения.
|
1
|
Митинг, агитация
|
|
|
21.
|
Правописание
приставок, меняющих конечную согласную, в зависимости от произношения.
|
1
|
Окрестность,
ландшафт
|
|
|
22.
|
Упражнения
на правописание приставок на з, с.
|
1
|
Комиссия
|
|
|
23.
|
Проверочная
работа по теме «Правописание гласных и согласных в корне и приставке».
|
1
|
|
|
|
24.
|
Урок
развития речи. Изложение.
|
1
|
|
|
|
25.
|
Работа
над ошибками. Сложные слова.
|
1
|
Общежитие
|
|
|
26.
|
Образование
сложных слов при помощи соединительных гласных и без них.
|
1
|
Совершенно
летний
|
|
|
27.
|
Сложносокращённые
слова.
|
1
|
Заведующий
|
|
|
28.
|
Деловое
письмо: расписка.
|
1
|
Заимообразно
|
|
|
29.
|
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Состав слова».
|
1
|
Расправа,
истязать
|
|
|
30.
|
Контрольная
работа за I
четверть.
|
1
|
|
|
|
31.
|
Имя существительное
Работа
над ошибками. Имя существительное. Роль существительного в речи.
|
10
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
32.
|
Урок
развития речи. Сочинение по личным наблюдениям «Поздняя осень».
|
1
|
|
|
|
33.
|
Работа
над ошибками. Основные грамматические категории имени существительного.
|
1
|
|
|
|
34.
|
Имена
собственные.
|
1
|
|
|
|
35.
|
II
четверть
Склонение
имён существительных.
|
30
1
|
|
|
|
36.
|
Правописание
падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
|
1
|
Планетарий
|
|
|
37.
|
Упражнения
на правописание падежных окончаний имён существительных во множественном
числе.
|
1
|
Иждивенец,
за счёт
|
|
|
38.
|
Несклоняемые
имена существительные.
|
1
|
Бухгалтер
|
|
|
39.
|
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Имя существительное».
|
1
|
|
|
|
40.
|
Проверочная
работа по теме «Имя существительное».
|
1
|
|
|
|
41.
|
Имя прилагательное
Имя
прилагательное. Роль прилагательного в речи.
|
10
1
|
Иногородний
|
|
|
42.
|
Согласование
имени прилагательного с именем существительным.
|
1
|
Ежемесячный
|
|
|
43.
|
Упражнения
на согласование имён прилагательных с именами существительными.
|
1
|
|
|
|
44.
|
Урок
развития речи. Изложение.
|
1
|
|
|
|
45.
|
Работа
над ошибками. Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
|
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
46.
|
Упражнения
на правописание падежных окончаний имён прилагательных.
|
1
|
Оригинальный
|
|
|
47.
|
Правописание
имён прилагательных на -ий, -ья,
-ье,
-ьи.
|
1
|
Адвокат
|
|
|
48.
|
Деловое
письмо: объяснительная записка.
|
1
|
|
|
|
49.
|
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Имя прилагательное».
|
1
|
Диагноз,
инфекция, исцелять
|
|
|
50.
|
Контрольная
работа по теме «Имя прилагательное».
|
1
|
|
|
|
51.
|
Личные местоимения
Работа
над ошибками. Личные местоимения. Роль личных местоимений в речи.
|
10
1
|
Отчизна
|
|
|
52.
|
Лицо и
число местоимений.
|
1
|
Вентиляция
|
|
|
53.
|
Склонение
личных местоимений.
|
1
|
Правонарушение
|
|
|
54.
|
Личные
местоимения с предлогами.
|
1
|
Авторитет
|
|
|
55.
|
Правописание
личных местоимений 3-го лица.
|
1
|
Извержение
|
|
|
56.
|
Урок
развития речи. Сочинение по картине Н. Ге «И. И. Пущин в гостях у А. С. Пушкина
в селе Михайловском».
|
1
|
|
|
|
57.
|
Работа
над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Личные местоимения».
|
1
|
|
|
|
58.
|
Контрольная
работа за I
полугодие.
|
1
|
|
|
|
59.
|
Работа
над ошибками.
|
1
|
|
|
|
60.
|
Упражнения
в правописании личных местоимений в косвенных падежах.
|
1
|
|
|
|
61.
|
Глагол
Глагол.
Роль глагола в речи.
|
20
1
|
|
|
|
62.
|
Грамматические
признаки глагола.
|
1
|
Ликвидация
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
63.
|
Изменение
глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
|
1
|
Комиссар
|
|
|
64.
|
Неопределённая
форма глагола.
|
1
|
Равенство
|
|
|
65.
|
III
четверть
Правописание
частицы не с глаголами.
|
1
|
|
|
|
66.
|
Изменение
глагола по лицам и числам.
|
1
|
Каторга
|
|
|
67.
|
Правописание
глаголов 2-го лица единственного числа.
|
1
|
|
|
|
68.
|
Правописание
глаголов с
–тся и
–ться.
|
1
|
Обычай
|
|
|
69.
|
Упражнения
в определении спряжения глаголов.
|
1
|
Избиратель
|
|
|
70.
|
Правописание
личных окончаний глаголов II спряжения.
|
1
|
Досуг
|
|
|
71.
|
Урок
развития речи. Изложение.
|
1
|
|
|
|
72.
|
Работа
над ошибками. Правописание личных окончаний глаголов I
спряжения.
|
1
|
|
|
|
73.
|
Упражнения
на правописание личных окончаний глаголов I и II спряжения.
|
1
|
Издательство
|
|
|
74.
|
Проверочная
работа по теме «Правописание личных окончаний глаголов I и II
спряжения».
|
1
|
|
|
|
75.
|
Повелительная
форма глагола.
|
1
|
Автономия
|
|
|
76.
|
Правописание
глаголов повелительной формы единственного и множественного числа.
|
1
|
Библиография
|
|
|
77.
|
Правописание
мягкого знака в глаголах.
|
1
|
Коллега
|
|
|
78.
|
Деловое
письмо: автобиография, анкета.
|
1
|
Биография
|
|
|
79.
|
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Глагол».
|
1
|
Единомышлен
ник
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
80.
|
Контрольная
работа по теме «Глагол».
|
1
|
|
|
|
81.
|
Наречие
Работа
над ошибками. Понятие о наречии.
|
10
1
|
Обучение
|
|
|
82.
|
Упражнения
в различении наречий среди других частей речи.
|
1
|
|
|
|
83.
|
Конструирование
предложений с наречиями.
|
1
|
|
|
|
84.
|
Наречия,
которые обозначают время, место и способ действия.
|
1
|
Парламент
|
|
|
85.
|
Упражнения
в определении значений наречий.
|
1
|
Жандарм
|
|
|
86.
|
Правописание
наречий с а и о на конце.
|
1
|
Агент
|
|
|
87.
|
Упражнения
в правописании наречий.
|
1
|
Архив
|
|
|
88.
|
Урок
развития речи. Сочинение.
|
1
|
|
|
|
89.
|
Работа
над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Наречие».
|
1
|
|
|
|
90.
|
Проверочная
работа по теме «Наречие».
|
1
|
|
|
|
91.
|
Имя числительное
Понятие
об имени числительном.
|
13
1
|
|
|
|
92.
|
Числительные
количественные и порядковые.
|
1
|
Колония
|
|
|
93.
|
Числительные
количественные и порядковые.
|
1
|
|
|
|
94.
|
Правописание
числительных от 5 до 20 и 30.
|
1
|
Забастовка
|
|
|
95.
|
Правописание
числительных от 50 до 80.
|
1
|
Окружение
|
|
|
96.
|
Правописание
числительных от 500 до 900.
|
1
|
Катастрофа
|
|
|
97.
|
Правописание
числительных 90, 200, 300, 400.
|
1
|
Ликование
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
98.
|
Упражнения
на правописание имён числительных.
|
1
|
Бетон
|
|
|
99.
|
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Имя числительное».
|
1
|
|
|
|
100.
|
Контрольная
работа за III
четверть.
|
1
|
|
|
|
101.
|
Работа
над ошибками.
|
1
|
|
|
|
102.
|
Деловое
письмо: доверенность.
|
1
|
|
|
|
103.
|
Правописание
имён числительных. Упражнения на закрепление.
|
1
|
|
|
|
104.
|
IV
четверть
Части речи
Части
речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, числительное, наречие,
предлог.
|
30
5
1
|
|
|
|
105.
|
Различие
при употреблении в речи имени прилагательного и порядкового числительного.
|
1
|
Буржуазия,
пролетариат
|
|
|
106.
|
Различие
при употреблении в речи имени прилагательного и наречия.
|
1
|
|
|
|
107.
|
Различие
при употреблении в речи имени существительного и местоимения.
|
1
|
Агрегат
|
|
|
108.
|
Повторительно-обобщающий
урок по теме «Части речи».
|
1
|
|
|
|
109.
|
Предложение
Простое
предложение. Главные и второстепенные члены предложения.
|
20
1
|
|
|
|
110.
|
Распространённые
и нераспространённые предложения.
|
1
|
Былина,
легенда
|
|
|
111.
|
Предложения
с однородными членами.
|
1
|
Компенсация
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
112.
|
Предложения
с распространёнными и
нераспространёнными
однородными членами.
|
1
|
Малодушие
|
|
|
113.
|
Постановка
знаков препинания в предложениях с однородными членами.
|
1
|
Дубликат
|
|
|
114.
|
Обращение.
|
1
|
Прогрессивный
|
|
|
115.
|
Знаки
препинания в предложениях с обращением.
|
1
|
Правительство
|
|
|
116.
|
Проверочная
работа по теме «Простое предложение».
|
1
|
|
|
|
117.
|
Урок
развития речи. Изложение.
|
1
|
|
|
|
118.
|
Работа
над ошибками. Сложное предложение.
|
1
|
Администратор
|
|
|
119.
|
Предложения
с союзами и, а, но и без союзов.
|
1
|
Сознательность
|
|
|
120.
|
Сложные
предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.
|
1
|
Сберкасса
|
|
|
121.
|
Составление
простых и сложных предложений.
|
1
|
Излишество
|
|
|
122.
|
Постановка
знаков препинания в предложениях.
|
1
|
|
|
|
123.
|
Прямая
речь (после слов автора).
|
1
|
|
|
|
124.
|
Кавычки
при прямой речи и двоеточие перед ней.
|
1
|
Коллективиза
ция
|
|
|
125.
|
Большая
буква в прямой речи.
|
1
|
Кооператив
|
|
|
126.
|
Урок
развития речи. Сочинение «Чему научила меня школа».
|
1
|
|
|
|
127.
|
Работа
над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение».
|
1
|
|
|
|
128.
|
Контрольная
работа за год.
|
1
|
|
|
|
129.
|
Повторение
Работа
над ошибками. Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке.
|
5
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
130.
|
Деловое
письмо: заявление о приёме в учебное заведение.
|
1
|
|
|
|
131.
|
Правописание
мягкого знака в разных частях речи.
|
1
|
|
|
|
132.
|
Правописание
падежных окончаний существительных и прилагательных, личных окончаний
глаголов.
|
1
|
|
|
|
133.
|
Упражнения
в постановке знаков препинания в простом и сложном предложениях.
|
1
|
|
|
|
Список литературы:
1.
Аксёнова А. К. Методика обучения русскому
языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. - 256 стр.
2. Аксёнова
А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на
уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 142 стр.
3. Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.:
Просвещение, 1995.
4.
Василик И. А. Занятия речью в
интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. – 54 стр.
5. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.
6.
Волина В. В. Весёлая
грамматика. – М.: Знание, 1995. – 335 стр.
7.
Волина В. В. Игры с буквами и словами на
уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996. – 63 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Русский язык. Учебник для 9 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2006. – 263 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для
учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2003. – 125 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное
пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие
для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2003. – 149 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь № 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для
учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2003. – 143 стр.
13. Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.
- Зикеев А. Г. Практическая грамматика
на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с
учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений: В четырёх ч. - М.: Владос, 2003. – 239 стр.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.:
ТЕРРА, 1998.
16. Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование
плюс.
17. Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая
гвардия.
18. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:
80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944
стр.
19. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический
словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998.
20. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. - М.: Дельта, 1996.
21. Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М.:
Просвещение, 1997.
- Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений. VIII
вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос,
2000. – 223 стр.
23. Программа-тренажер по русскому языку 1СD/
24.
Рик Т. Г. Здравствуй, Имя Существительное!
– М.: РИО «Самовар», 1994. – 89 стр.
25.
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное!
– М.: РИО «Самовар», 1994. – 91 стр.
26.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! –
М.: РИО «Самовар», 1995. – 139 стр.
27.
Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба,
и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 203 стр.
28.
Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В. Начальная
школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для
учителя. – М.: Дрофа, 1999. – 238 стр.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.