Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе (коррекционная школа VIII вида)

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе (коррекционная школа VIII вида)

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»



УТВЕРЖДЕНО

Приказ № _______ от «___»________20__ г.







Рабочая программа

по письму и развитию речи в 8 классе




Учитель Пицунова Наталья Михайловна,

высшая квалификационная категория,

стаж педагогической работы 20 лет.





Согласовано на педагогическом совете

Протокол № _____ от «___»________ 20__ г.







Пояснительная записка.


Рабочая программа по письму и развитию речи в 8-ом классе разработана на основе учебного плана областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. М.: ВЛАДОС, 2000, учебника «Русский язык, 8 класс», под редакцией Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской, - М.: Просвещение, 2004.

Письмо и развитие речи является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе.

Главная цель изучения предмета в старших классах – поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.

Задачи грамматики и правописания в старших классах следующие:

- на основе грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и навыки,

- продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса,

- учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений,

- совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью,

- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальной задачей обучения письму и развитию речи в коррекционной школе является коррекция речи и мышления обучающихся.

На изучение программного материала по письму и развитию речи в 8 классе по учебному плану выделено 4 часа в неделю.

1 четверть - 34 часа;

2 четверть - 30 часов;

3 четверть - 39 часов;

4 четверть - 30 часа.

Всего за учебный год - 133 часов. Из них:

- на проведение контрольных и проверочных работ – 13 часов;

- на проведение творческих работ - 8 часов;

- на деловое письмо - 7 часов.


Разбивка программного материала по темам.

Повторение (5 часов).

Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

Слово (98 часов).

Состав слова (15 часов). Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов.

Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

Имя существительное (14 часов). Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имён существительных.

Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные.

Имя прилагательное (15 часов). Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже, правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на -ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.

Личные местоимения (15 часов). Лицо и число местоимений. Склонение

местоимений. Правописание личных местоимений.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол (39 часов). Значение глагола.

Неопределенная форма глагола на -ть, -чь, -ти.

Изменение глаголов по временам. Изменение глаголов по лицам.

Изменение глаголов в настоящем и будущем времени по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов).

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

Увеличение количества часов на изучение темы «Глагол» связано с большим объёмом программного материала и трудностью усвоения учащимися правила правописания безударных личных окончаний глаголов I и II спряжений.

Предложение (20 часов).

Простое предложение. Предложения распространённые и нераспространённые. Главные и второстепенные члены предложений.

Простое предложение с однородными членами. Знаки препинания при однородных членах.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Виды предложений по интонации. Знаки препинания в конце предложений.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что. Постановка знаков препинания перед этими словами.

Увеличение количества часов на изучение темы «Предложение» связано с трудностями в конструировании простых предложений с распространёнными однородными членами, обращением, а также сложных предложений и постановкой знаков препинания в них.

Связная речь (Упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по русскому языку).

Изложение по рассказу с оценкой описываемых событий.

Сочинение по картинам русских и отечественных художников (в связи с прочитанными произведениями).

Сочинение по личным наблюдениям, на материале экскурсий, практической деятельности, на основе имеющихся знаний.

Сочинения творческого характера («Кем хочу быть и почему», «Чему научила меня школа»).

Отзыв о прочитанной книге.

Деловое письмо: заметка в стенгазету (об участии в общешкольных мероприятиях, о производственной практике, о выборе профессии и др.), заявление (о приеме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи и др.), автобиография, анкета, доверенность, расписка.

Повторение пройденного за год (10 часов).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

- различать части речи;

- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

- писать изложение и сочинение;

- оформлять деловые бумаги;

- пользоваться словарем.

Учащиеся должны знать:

- части речи;

- наиболее распространенные правила правописания слов.

урока

Тема урока

Количество часов

Словарь

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6






1.


I четверть


Повторение


Простое и сложное предложения.


34


5


1




2.

Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях.

1




3.

Простое предложение с однородными членами.

1




4.


Сложное предложение с союзами и, а, но и без союзов.

1


Отечество, гражданин, Конституция





5.

Деловое письмо: объяснительная записка.

1







6.

Состав слова


Однокоренные слова.


15


1




7.

Подбор однокоренных слов, относящихся к разным частям речи.

1




8.

Упражнения в разборе слов по составу.


1




1

2

3

4

5

6


9.


Единообразное написание звонких и глухих согласных в корнях слов.


1




10.

Правописание ударных и безударных гласных в корнях слов.

1

Демократия, демонстрация



11.

Урок развития речи. Изложение.

1




12.

Работа над ошибками. Образование слов при помощи приставок и суффиксов.

1




13.

Правописание гласных и согласных в приставках.

1




14.

Приставка и предлог.

1




15.

Упражнения на правописание гласных и согласных в корне и приставке.

1




16.

Сложные слова.

1




17.

Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных.

1

Аэродром, типография, телеграф, электростанция



18.

Деловое письмо: автобиография.

1




19.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова».

1




20.

Контрольная работа по теме «Состав слова».

1







21.


Имя существительное


Работа над ошибками. Имя существительное как часть речи.


14


1







22.

Основные грамматические категории имени существительного.

1

Образование, квалификация



23.

Правописание имён существительных единственного числа с шипящей на конце.

1




24.

Склонение имён существительных в единственном числе.



1

Национальность территория



1

2

3

4

5

6


25.


Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.


1




26.

Склонение имён существительных во множественном числе.

1




27.

Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

1

Экскаватор, эскалатор, элеватор



28.

Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе».

1




29.

Несклоняемые существительные.

1

Фойе, кафе, пианино



30.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя существительное».

1




31.

Контрольная работа за I четверть.

1




32.

Работа над ошибками.

1




33.

Урок развития речи. Сочинение по личным наблюдениям «Деревья – долгожители планеты».

1




34.

Работа над ошибками.

1









35.


II четверть


Имя прилагательное


Имя прилагательное как часть речи.


30


15


1




36.

Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже.

1

Галантерея, кулинария



37.

Упражнения на правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1




38.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

1

Экспедиция, континент



1

2

3

4

5

6


39.


Правописание падежных окончаний имён прилагательных во множественном числе.


1




40.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.

1




41.

Имена прилагательные на

-ий, -ьи, -ье, -ья.

1




42.

Склонение и правописание имён прилагательных мужского и среднего рода на -ий, -ье.

1




43.

Склонение и правописание имён прилагательных женского рода на -ья.

1




44.

Склонение и правописание имён прилагательных во множественном числе на -ьи.

1




45.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных на -ий, -ьи,

-ье, -ья.

1

Искусство, фестиваль, абонемент



46.

Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных».

1




47.

Урок развития речи. Сочинение по картине Н. Рериха «Поход князя Игоря».

1




48.

Работа над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».

1




49.

Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».

1







50.


Личные местоимения


Работа над ошибками. Личные местоимения.


15


1




51.

Лицо и число местоимений.


1




52.

Род местоимений 3-го лица единственного числа.

1




1

2

3

4

5

6


53.


Склонение местоимений 1-го лица.


1




54.

Склонение местоимений 2-го лица.

1




55.

Склонение местоимений 3-го лица.

1




56.

Урок развития речи. Изложение.

1




57.

Работа над ошибками. Правописание местоимений с предлогами.

1




58.

Правописание личных местоимений в косвенных падежах.

1




59.

Упражнения на правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

1

Регистратура, пациент, бюллетень



60.

Деловое письмо: заявление

(о приёме на работу, об увольнении с работы, о материальной помощи).

1




61.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Личные местоимения».

1




62.

Контрольная работа за I полугодие.

1




63.

Работа над ошибками.

1




64.

Упражнения на закрепление по теме «Личные местоимения».

1









65.


III четверть


Глагол


Глагол как часть речи.


39


39


1




66.

Группы глаголов по значению.

1




67.

Неопределённая форма глагола на -ть, -чь, -ти.

1

Рентген, операция, санаторий



68.

Упражнения на правописание ь после шипящих на конце слова.

1




69.

Изменение глаголов по временам.



1




1

2

3

4

5

6


70.


Образование временных форм глагола от начальной формы.


1




71.

Урок развития речи. Сочинение «Случай на рыбалке».

1




72.

Работа над ошибками. Изменение глаголов прошедшего времени по родам и числам.

1




73.

Упражнения на правописание глаголов прошедшего времени.

1

Секретарь, швея



74.

Правописание частицы не с глаголами.

1




75.

Проверочная работа по теме «Правописание глаголов прошедшего времени и частицы не с глаголами».

1




76.

Изменение глаголов по лицам и числам.

1




77.

Упражнения в определении лица и числа глаголов.

1




78.

Окончания глаголов 2-го лица единственного числа.

1




79.

Упражнения на правописание глаголов 2-го лица единственного числа.

1




80.

Урок развития речи. Изложение.

1




81.

Работа над ошибками. Глаголы 3-го лица.

1




82.

Правописание -тся и -ться в глаголах.

1

Парашют



83.

Упражнения на закрепление по теме «Лицо и число глаголов».

1




84.

Контрольная работа по теме «Лицо и число глаголов».

1




85.

Работа над ошибками. Спряжение глаголов.

1




86.

Окончания глаголов I и II спряжения.

1




87.

Различение окончаний глаголов I и II спряжения.

1




88.

Деловое письмо: доверенность.

1




89.

Ударные и безударные личные окончания глаголов.

1




1

2

3

4

5

6


90.


Правило проверки безударных личных окончаний глаголов.


1


Промышлен

ность



91.

Правописание безударных личных окончаний глаголов II спряжения.

1




92.

Правописание безударных личных окончаний глаголов I спряжения.

1




93.

Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения.

1

Коловорот



94.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1

Капитализм



95.

Урок развития речи. Сочинение по картине К. Маковского «Дети, бегущие от грозы».

1




96.

Работа над ошибками. Упражнения на правописание безударных личных окончаний глаголов.

1




97.

Проверочная работа по теме «Спряжение глаголов».

1




98.

Способы проверки безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

1




99,

Правописание безударных окончаний существительных, прилагательных, глаголов.

1




100.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол».

1




101.

Контрольная работа за III четверть.

1




102.

Работа над ошибками.

1




103.

Деловое письмо: анкета.

1









104.


IV четверть


Предложение


Простое предложение. Главные и второстепенные члены предложения.


30


20


1




105.

Предложения распространённые и нераспространённые.

1




1

2

3

4

5

6


106.


Простое предложение с однородными членами.


1




107.

Способы соединения однородных членов в предложении.

1




108.

Знаки препинания при однородных членах.

1




109.

Распространённые и нераспространённые однородные члены предложения.

1

Гарнитур



110.

Постановка знаков препинания в предложениях с однородными членами.

1




111.

Деловое письмо: расписка.

1




112.

Обращение.

1




113.

Знаки препинания при обращении.

1

Радиоприёмник



114.

Виды предложений по интонации.

1




115.

Знаки препинания в конце предложений.

1

Бандероль, квитанция



116.

Проверочная работа по теме «Простое предложение».

1




117.

Сложное предложение.

1




118.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

1




119.

Сравнение простых предложений с однородными членами, соединёнными союзами и, а, но со сложными предложениями с теми же союзами.

1




120.

Сложные предложения со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

1




121.

Постановка знаков препинания в сложных предложениях со словами который, когда, где, что, чтобы, потому что.

1

Клиент, почтамт



122.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение».

1




123.

Контрольная работа по теме «Предложение».



1




1

2

3

4

5

6




124.


Повторение за год


Работа над ошибками. Состав слова.


10


1




125.

Правила правописания в разных частях слова.

1




126.

Упражнения в правописании орфограмм в разных частях слова.

1




127.

Урок развития речи. Изложение.

1




128.

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён существительных и прилагательных.

1




129.

Упражнения в правописании личных окончаний глаголов.

1




130.

Постановка знаков препинания в простом и сложном предложениях.

1




131.

Контрольная работа за год.

1




132.

Работа над ошибками.

1




133.

Деловое письмо: заметка в стенгазету.

1





Список литературы:

  1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. – 256 стр.

  2. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 142 стр.

  3. Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995.

  4. Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995. – 95 стр.

  5. Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. - 54 стр.

  6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.

  7. Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 335 стр.

  8. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996. – 63 стр.

  9. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006. – 263 стр.

  10. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 125 стр.

  11. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.

  12. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 149 стр.

  13. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.

  14. Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.

  15. Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений: В четырёх ч. - М.: Владос, 2003. – 239 стр.

  16. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998.

  17. Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование плюс.

  18. Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая гвардия.

  19. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.

  20. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998.

  21. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. - М.: Дельта, 1996.

  22. Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М.: Просвещение, 1997.

  23. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2000. – 223 стр.

  24. Программа-тренажер по русскому языку 1СD/

  25. Прокопьенко М. Е. Русский язык и чтение, 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.

  26. Рик Т. Г. Здравствуй, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 89 стр.

  27. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 91 стр.

  28. Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! – М.: РИО «Самовар», 1995. – 139 стр.

  29. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 203 стр.

  30. Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1999. – 312 стр.













Рабочая программа по письму и развитию речи в 8 классе (коррекционная школа VIII вида)
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по письму и развитию речи в 8-ом классе разработана на основе учебного плана школы-интерната, программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой, учебника «Русский язык, 8 класс», под редакцией Н. Г. Галунчиковой, Э. В. Якубовской.

Письмо и развитие речи является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе.

            Главная цель изучения предмета в старших классах – поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.

            Задачи грамматики и правописания следующие:

- на основе грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и навыки,

- продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса,

- учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений,

- совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью,

- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

            Специальной задачей обучения письму и развитию речи в коррекционной школе является коррекция речи и мышления обучающихся.

Автор Пицунова Наталья Михайловна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2441
Номер материала 19395
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓