Областное государственное
бюджетное образовательное учреждение
«Шегарская специальная
(коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»
УТВЕРЖДЕНО
Приказ
№ _______ от «___»________20__ г.
Рабочая
программа
по
письму и развитию речи в 7 классе
Учитель
Пицунова Наталья Михайловна,
высшая
квалификационная категория,
стаж
педагогической работы 20 лет.
Согласовано на
педагогическом совете
Протокол № _____
от «___»________ 20__ г.
Пояснительная записка.
Рабочая программа по письму и развитию речи в 7-ом классе
разработана на основе учебного плана областного государственного бюджетного
образовательного учреждения «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная
школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья VIII вида» на 2014-2015 учебный год, программы
специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой М.:
ВЛАДОС, 2000, учебника «Русский язык, 7 класс», под редакцией Н. Г.
Галунчиковой, Э.В, Якубовской, - М.: Просвещение, 2013.
Письмо и развитие речи является одним из основных предметов
в специальной (коррекционной) школе. Обучение письму и развитию речи носит
коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и
структурой учебного предмета.
Цель изучения предмета - поднять на более высокий уровень
речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.
Главные задачи изучения предмета следующие:
- на основании грамматических знаний выработать у обучающихся
практически значимые орфографические и пунктуационные навыки;
- продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией
словарного запаса;
- совершенствовать умения пользоваться связной устной и письменной речью;
-
корригировать высшие психические функции учащихся с
целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития;
- воспитывать интерес к родному языку.
На изучение программного материала по письму и развитию
речи в 7 классе по учебному плану выделено 4 часа в неделю.
1 четверть - 31 час;
2 четверть - 30 часов;
3 четверть - 38 часов;
4 четверть - 31 часа.
Всего за учебный год - 130 час. Из них:
- на проведение контрольных и проверочных работ - 14 часов;
- на проведение творческих работ - 8 часов;
- на деловое письмо - 4 часа.
Разбивка программного материала по темам.
Повторение (5
часов).
Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными
членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но.
Сложные предложения с союзами и, а, но.
Слово (94 часов). В том числе:
Состав слова (15 часов).
Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание
гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и
согласные в корне слов.
Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с
соединительными гласными о и е.
Имя существительное (11 часов).
Основные грамматические категории имени существительного — род,
число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных
в единственном и множественном числе.
Имя прилагательное (15 часов).
Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени
прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.
Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в
единственном и множественном числе.
Местоимение (15 часов).
Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.
Глагол (38 час).
Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее,
прошедшее, будущее) и числам.
Неопределенная частица не с глаголами.
Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го
лица -шь,
-шься.
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
Глаголы на -ся (-сь).
Предложение (20 часов).
Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и
сложном предложении.
Простое предложение с однородными членами. Главные и
второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространённые однородные
члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным
союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки
препинания при однородных членах.
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
Обращение. Знаки препинания при обращении.
Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются и процессе изучения
всего программного материала по письму и развитию речи).
Работа с деформированным текстом.
Изложения (с изменением лица и времени).
Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих
событий.
Продолжение рассказа по данному началу.
Составление рассказа по опорным словам.
Сочинение по личным наблюдениям, на основе экскурсий, практической
деятельности, имеющихся знаний («История нашей улицы», «Исторические места
в нашем районе», «История капельки воды» и др.).
Деловое
письмо.
Объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приёме на
работу), телеграмма, заполнение бланков по платежам за коммунальные услуги
(квартплата, плата за телефон, за свет, за газ и др.).
Повторение
пройденного за год (11 часов).
Увеличение количества
часов по теме «Глагол» связано с большим объемом изучаемого материала,
предусмотренного программой, и трудностью усвоения правописания окончаний
глаголов.
Увеличение количества
часов по теме «Предложение» связано с затруднениями учащихся в построении
простых предложений с распространёнными однородными членами, обращениями,
сложных предложений и постановкой знаков препинания в них.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны уметь:
- писать под диктовку текст, с соблюдением знаков препинания в
конце предложения;
- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью
приставок и суффиксов;
- различать части речи;
- строить простое распространённое предложение, простое
предложение с однородными членами, сложное предложение;
- писать изложение и сочинение;
- оформлять деловые бумаги;
- пользоваться словарём.
Учащиеся должны знать:
- части речи;
- наиболее распространённые правила правописания слов.
№ урока
|
Тема урока
|
Количество часов
|
Словарь
|
Дата проведения
|
План
|
Факт
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
1.
|
I четверть
Повторение
Простое и сложное предложения. Главные и
второстепенные члены предложения.
|
31
5
1
|
|
|
|
2.
|
Простые предложения с однородными членами.
|
1
|
Сантиметр,
километр
|
|
|
3.
|
Простые предложения с однородными
членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а,
но.
|
1
|
|
|
|
4.
|
Сложные предложения с союзами и, а, но.
|
1
|
Мотор
|
|
|
5.
|
Деловое письмо: телеграмма.
|
1
|
|
|
|
6.
|
Состав слова
Состав слова. Корень, приставка, суффикс,
окончание.
|
15
1
|
|
|
|
7.
|
Образование однокоренных слов с помощью приставок и суффиксов.
|
1
|
Делегат,
документ
|
|
|
8.
|
Разбор слов по составу.
|
1
|
|
|
|
9.
|
Правописание безударных гласных в корнях слов.
|
1
|
|
|
|
10.
|
Правописание звонких и глухих согласных в корнях слов.
|
1
|
Насекомое
|
|
|
11.
|
Правописание непроизносимых согласных в корнях слов.
|
1
|
Государство,
население
|
|
|
12.
|
Проверочная работа по теме «Единообразное написание гласных и
согласных в корнях слов».
|
1
|
|
|
|
13.
|
Гласные и согласные в приставках.
|
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
14.
|
Урок
развития речи. Сочинение по картине В. Г. Перова «Охотники на привале» с
дополнением последующих событий.
|
1
|
|
|
|
15.
|
Работа над ошибками. Разделительный твёрдый знак после
приставок.
|
1
|
|
|
|
16.
|
Приставка и предлог.
|
1
|
Лекарство,
рецепт
|
|
|
17.
|
Сложные слова.
|
1
|
|
|
|
18.
|
Правописание сложных
слов с соединительными гласными о, е.
|
1
|
Беречь,
стеречь
|
|
|
19.
|
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Состав слова».
|
1
|
|
|
|
20.
|
Контрольная работа по теме «Состав
слова».
|
1
|
|
|
|
21.
|
Имя существительное
Работа над ошибками. Имя существительное.
|
11
1
|
|
|
|
22.
|
Основные
грамматические категории имени существительного.
|
1
|
Гастроном,
универмаг, продавец
|
|
|
23.
|
Основные
грамматические категории имени существительного.
|
1
|
Стадион,
бассейн, тренер, тренировать
|
|
|
24.
|
Урок развития речи.
Работа с деформированным текстом.
|
1
|
|
|
|
25.
|
Работа над ошибками. Правописание
падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
|
1
|
Независимость
|
|
|
26.
|
Правописание падежных окончаний имён
существительных во множественном числе.
|
1
|
Токарь,
слесарь
|
|
|
27.
|
Правописание падежных окончаний имён
существительных в единственном и множественном числе.
|
1
|
Аппарат,
тротуар
|
|
|
28.
|
Повторительно-обобщающий урок по теме
«Имя существительное».
|
1
|
Монтаж,
масштаб
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
29.
|
Контрольная работа за I четверть.
|
1
|
|
|
|
30.
|
Работа над ошибками.
|
1
|
|
|
|
31.
|
Упражнения на правописание падежных
окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.
|
1
|
|
|
|
32.
|
II четверть
Имя прилагательное
Имя прилагательное. Значение имени
прилагательного в речи.
|
30
15
1
|
|
|
|
33.
|
Согласование имени прилагательного с именем существительным в
роде, числе и падеже.
|
1
|
|
|
|
34.
|
Согласование имени прилагательного с именем существительным в
роде, числе и падеже.
|
1
|
Электричество
|
|
|
35.
|
Урок развития речи. Изложение.
|
1
|
|
|
|
36.
|
Работа над ошибками. Правописание родовых окончаний имён
прилагательных.
|
1
|
|
|
|
37.
|
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и
среднего рода.
|
1
|
Почерк
|
|
|
38.
|
Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и
среднего рода.
|
1
|
Процент
|
|
|
39.
|
Правописание падежных окончаний имён прилагательных женского
рода.
|
1
|
Платформа,
республика
|
|
|
40.
|
Правописание родовых и падежных окончаний имён прилагательных в
единственном числе.
|
1
|
Милиция
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
41.
|
Проверочная работа по теме «Правописание родовых и падежных
окончаний имён прилагательных в единственном числе».
|
1
|
|
|
|
42.
|
Правописание падежных окончаний имён прилагательных во
множественном числе.
|
1
|
|
|
|
43.
|
Правописание падежных окончаний имён прилагательных во
множественном числе.
|
1
|
Спектакль,
антракт, гардероб
|
|
|
44.
|
Правописание падежных окончаний имён прилагательных в
единственном и множественном числе.
|
1
|
|
|
|
45.
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя прилагательное».
|
1
|
|
|
|
46.
|
Контрольная работа по теме «Имя прилагательное».
|
1
|
|
|
|
47.
|
Местоимение
Работа над ошибками. Понятие о местоимении.
|
15
1
|
|
|
|
48.
|
Значение местоимений в речи.
|
1
|
|
|
|
49.
|
Урок развития речи. Продолжение рассказа по данному началу.
|
1
|
|
|
|
50.
|
Работа над ошибками. Лицо и число местоимений.
|
1
|
|
|
|
51.
|
Лицо и число местоимений.
|
1
|
Мороженое
|
|
|
52.
|
Личные местоимения 1-го лица единственного и множественного
числа.
|
1
|
Паспорт
|
|
|
53.
|
Личные местоимения 2-го лица единственного и множественного
числа.
|
1
|
|
|
|
54.
|
Личные местоимения 3-го лица единственного и множественного
числа.
|
1
|
|
|
|
55.
|
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
|
1
|
Кабинет,
бригада
|
|
|
56.
|
Род местоимений 3-го лица единственного числа.
|
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
57.
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Личные местоимения».
|
1
|
Температура
|
|
|
58.
|
Контрольная работа за I
полугодие.
|
1
|
|
|
|
59.
|
Работа над ошибками.
|
1
|
|
|
|
60.
|
Деловое письмо: заявление.
|
1
|
|
|
|
61.
|
Лицо и число местоимений. Упражнения на
закрепление.
|
1
|
|
|
|
62.
|
III четверть
Глагол
Глагол. Значение глагола
в речи.
|
38
38
1
|
|
|
|
63.
|
Роль глагола в предложении.
|
1
|
|
|
|
64.
|
Изменение глагола по временам.
|
1
|
Патриот
|
|
|
65.
|
Настоящее время глагола.
|
1
|
|
|
|
66.
|
Прошедшее время глагола.
|
1
|
|
|
|
67.
|
Будущее время глагола.
|
1
|
Литература
|
|
|
68.
|
Урок развития речи. Изложение по рассказу В. Катаева «Сын полка»
с изменением времени происходящих событий.
|
1
|
|
|
|
69.
|
Работа над ошибками. Изменение глагола по числам.
|
1
|
|
|
|
70.
|
Изменение глагола по числам.
|
1
|
|
|
|
71.
|
Изменение глагола по временам и числам. Упражнения на
закрепление.
|
1
|
|
|
|
72.
|
Контрольная работа по теме «Изменение глагола по временам и
числам».
|
1
|
|
|
|
73.
|
Работа над ошибками. Изменение глаголов в прошедшем времени по
родам и числам.
|
1
|
|
|
|
74.
|
Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.
|
1
|
Экзамен
|
|
|
75.
|
Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
|
1
|
Велосипед
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
76.
|
Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
|
1
|
Хирург
|
|
|
77.
|
Правописание родовых окончаний глаголов прошедшего времени.
|
1
|
Мастер
|
|
|
78.
|
Проверочная работа по теме «Изменение глаголов в прошедшем
времени по родам и числам».
|
1
|
|
|
|
79.
|
Неопределённая частица не с глаголами.
|
1
|
|
|
|
80.
|
Неопределённая частица не с глаголами.
|
1
|
|
|
|
81.
|
Контрольная работа по теме «Правописание частицы не с
глаголами».
|
1
|
|
|
|
82.
|
Работа над ошибками. Изменение глаголов по лицам.
|
1
|
|
|
|
83.
|
Деловое письмо: заполнение бланков по платежам за коммунальные
услуги.
|
1
|
|
|
|
84.
|
Изменение глаголов по лицам.
|
1
|
|
|
|
85.
|
1-е лицо глаголов.
|
1
|
|
|
|
86.
|
2-е лицо глаголов.
|
1
|
|
|
|
87.
|
3-е лицо глаголов.
|
1
|
Материк,
планета
|
|
|
88.
|
Урок развития речи. Сочинение на основе имеющихся знаний «Наша
школа».
|
1
|
|
|
|
89.
|
Работа над ошибками. Упражнения в определении лица и числа
глаголов.
|
1
|
|
|
|
90.
|
Глаголы на -ся (-сь).
|
1
|
|
|
|
91.
|
Глаголы на -ся (-сь).
|
1
|
|
|
|
92.
|
Проверочная работа по теме «Изменение глаголов по лицам».
|
1
|
|
|
|
93.
|
Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь,
-шься.
|
1
|
|
|
|
94.
|
Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь,
-шься.
|
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
95.
|
Правописание окончаний глаголов в 3-м лице
|
1
|
Почтальон
|
|
|
96.
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Глагол».
|
1
|
|
|
|
97.
|
Контрольная работа за III
четверть.
|
1
|
|
|
|
98.
|
Работа над ошибками.
|
1
|
|
|
|
99.
|
Правописание личных окончаний глаголов.
|
1
|
|
|
|
100.
|
IV четверть
Предложение
Простое и сложное предложение.
|
31
20
1
|
|
|
|
101.
|
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.
|
1
|
|
|
|
102.
|
Простое предложение с однородными членами.
|
1
|
|
|
|
103.
|
Главные и второстепенные члены предложений в качестве
однородных.
|
1
|
Чемодан
|
|
|
104.
|
Распространённые однородные члены предложений.
|
1
|
|
|
|
105.
|
Урок развития речи. Изложение «Царевна
Лебедь».
|
1
|
|
|
|
106.
|
Работа над ошибками. Бессоюзное перечисление однородных членов.
|
1
|
|
|
|
107.
|
Однородные члены предложений с одиночным союзом и,
союзами а, но.
|
1
|
Манекен
|
|
|
108.
|
Однородные члены предложений с повторяющимся союзом и.
|
1
|
|
|
|
109.
|
Знаки препинания при однородных членах.
|
1
|
|
|
|
110.
|
Знаки препинания при однородных членах.
|
1
|
Революция
|
|
|
111.
|
Проверочная работа по теме «Простое предложение с однородными
членами».
|
1
|
|
|
|
112.
|
Сложное предложение.
|
1
|
|
|
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
113.
|
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
|
1
|
Центнер
|
|
|
114.
|
Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.
|
1
|
Бутерброд
|
|
|
115.
|
Обращение.
|
1
|
|
|
|
116.
|
Знаки препинания при обращении.
|
1
|
Программа
|
|
|
117.
|
Деловое письмо: объявление.
|
1
|
|
|
|
118.
|
Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение».
|
1
|
|
|
|
119.
|
Контрольная работа по теме «Предложение».
|
1
|
|
|
|
120.
|
Повторение
пройденного за год
Работа над ошибками. Состав слова. Корень, окончание, приставка,
суффикс.
|
11
1
|
|
|
|
121.
|
Правописание гласных и согласных в корне слова.
|
1
|
|
|
|
122.
|
Части речи.
|
1
|
|
|
|
123.
|
Урок развития речи. Сочинение по картине И. И. Шишкина «Утро в
сосновом лесу».
|
1
|
|
|
|
124.
|
Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён
существительных.
|
1
|
|
|
|
125.
|
Правописание падежных окончаний имён прилагательных.
|
1
|
|
|
|
126.
|
Контрольная работа за год.
|
1
|
|
|
|
127.
|
Работа над ошибками.
|
1
|
|
|
|
128.
|
Местоимение.
|
1
|
|
|
|
129.
|
Правописание личных окончаний глаголов.
|
1
|
|
|
|
130.
|
Правописание личных окончаний глаголов.
|
1
|
|
|
|
Список литературы:
1.
Аксёнова А. К. Методика обучения русскому
языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. – 256 стр.
2. Аксёнова
А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на
уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 142 стр.
3. Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.:
Просвещение, 1995.
4.
Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика –
в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995. – 95 стр.
5.
Василик И. А. Занятия речью в интеграционном
классе. – М.: Ковчег, 2005. – 54 стр.
6. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.
7.
Волина В. В. Весёлая
грамматика. – М.: Знание, 1995. – 335 стр.
8.
Волина В. В. Игры с буквами и словами на
уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996. – 64 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Русский язык. Учебник для 7 класса специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2013.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для
учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2003. – 125 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное
пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных)
образовательных учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие
для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2003.
- Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В.
Рабочая тетрадь № 4 по русскому языку. Глагол. Учебное пособие для
учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений VIII
вида. – М.: Просвещение, 2003.
14. Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.
15. Диктанты
по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII
вида: 5-7 классы: Пособие для учителя/ Составитель Кудрявцева Е. Я. М.: Владос,
2003. – 143 стр.
- Зикеев А. Г. Практическая грамматика
на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с
учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных
учреждений: В четырёх ч. - М.: Владос, 2003. – 239 стр.
- Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.:
ТЕРРА, 1998.
18. Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.:
Образование плюс.
19. Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая
гвардия.
20. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка:
80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944
стр.
21. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический
словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998.
22. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. - М.: Дельта, 1996.
23. Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М.:
Просвещение, 1997.
- Программы специальных (коррекционных)
общеобразовательных учреждений. VIII
вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.:
Владос, 2000. – 223 стр.
25. Программа-тренажер по русскому языку 1СD/
- Прокопьенко М. Е. Русский язык и
чтение, 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые
упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.
27.
Рик Т. Г. Здравствуй, Имя Существительное!
– М.: РИО «Самовар», 1994. – 89 стр.
28. Тарабарина
Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия
развития, 2001. – 203 стр.
29. Тикунова
Л. И., Игнатьева Т. В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по
русскому языку: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1999. – 312 стр.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.