Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по письму и развитию речи в 6 классе (коррекционная школа VIII вида)

Рабочая программа по письму и развитию речи в 6 классе (коррекционная школа VIII вида)

Областное государственное бюджетное образовательное учреждение

«Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида»



УТВЕРЖДЕНО

Приказ № _______ от «___»________20__ г.







Рабочая программа

по письму и развитию речи в 6 классе




Учитель Пицунова Наталья Михайловна,

высшая квалификационная категория,

стаж педагогической работы 20 лет.





Согласовано на педагогическом совете

Протокол № _____ от «___»________ 20__ г.







Пояснительная записка.

Рабочая программа по письму и развитию речи в 6-ом классе разработана на основе учебного плана областного государственного бюджетного образовательного учреждения «Шегарская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида», программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой М.: ВЛАДОС, 2000, учебника «Русский язык, 6 класс», под редакцией Н. Г. Галунчиковой, Э.В, Якубовской, - М.: Просвещение, 2006.

Письмо и развитие речи является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. Обучение письму и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

Главная цель изучения предмета - поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.

Задачи грамматики и правописания в старших классах следующие:

- на основании грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и навыки,

- продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса,

- учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений,

- совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью,

- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

Специальной задачей обучения письму и развитию речи в коррекционной школе является коррекция речи и мышления обучающихся.

На изучение программного материала по письму и развитию речи в 6 классе по учебному плану выделено 4 часа в неделю.

1 четверть - 34 часа;

2 четверть - 30 часов;

3 четверть - 39 часов;

4 четверть - 30 час.

Всего за учебный год - 133 часа. Из них:

- на проведение контрольных и проверочных работ - 14 часов;

- на проведение творческих работ - 9 часов;

- на деловое письмо - 4 часа.

Разбивка программного материала по темам.

Повторение (5 часов).

Главные и второстепенные члены предложения. Предложения нераспространённые и распространённые. Однородные члены предложения. Перечисление без союзов и с одиночным союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Звуки и буквы (5 часов).

Звуки и буквы. Алфавит. Звуки гласные и согласные. Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных. Слова с разделительным ь. Двойные и непроизносимые согласные.

Слово (103 часа).

Состав слова (24 часа). Однокоренные слова. Корень, приставка, суффикс и окончание. Образование слов с помощью приставок и суффиксов.

Правописание проверяемых безударных гласных, звонких и глухих согласных в корне слов.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Правописание приставок. Приставка и предлог. Разделительные ъ.

Правописание приставок с о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставка пере-, единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произношения (с-, в-, над-, под-, от-).

Имя существительное (30 часов). Значение имени существительного и его основные грамматические признаки: род, число, падеж.

Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа.

Склонение имён существительных во множественном числе. Правописание падежных окончаний. Правописание родительного падежа существительных женского и среднего рода с основой на шипящий.

Знакомство с именами существительными, употребляемыми только в единственном или только во множественном числе.

Имя прилагательное (49 часов). Понятие об имени прилагательном. Значение имени прилагательного в речи.

Умение различать род, число, падеж прилагательного по роду, числу и падежу существительного и согласовывать прилагательное с существительным в роде, числе и падеже.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.

Увеличение количества часов на изучение тем «Имя существительное» и «Имя прилагательное» связано с большим объёмом программного материала, трудностью отработки грамматических признаков и усвоения учащимися правил правописания безударных окончаний имён существительных, прилагательных в единственном и множественном числе.

Предложение (15 часов).

Простое предложение. Простые предложения с однородными членами.

Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, с союзами а, но. Знаки препинания при однородных членах.

Сложное предложение. Сложные предложения с союзами и, а, но. Знаки препинания перед союзами.

Практическое употребление обращения. Знаки препинания при обращении.

Увеличение количества часов на изучение темы «Предложение» связано с трудностями в конструировании простых предложений с однородными членами, обращением, сложных предложений и постановкой знаков препинания в них.

Связная речь (упражнения в связной письменной речи даются в процессе изучения всего программного материала по письму и развитию речи).

Работа с деформированным текстом.

Распространение текста путём включения в него имён прилагательных.

Изложение рассказа по коллективно составленному плану (тематика: общественные дела, достойный поступок товарища и т.д.).

Составление рассказа по картине по коллективно составленному плану.

Составление рассказа по картине и данному началу с включением в рассказ имён прилагательных.

Составление рассказа по опорным словам и данному плану.

Составление рассказа с помощью учителя по предложенным темам ("Прогулка в лес", "Летом на реке", "Лес осенью", "Катание на лыжах" и др.).

Сочинение по коллективно составленному плану на материале экскурсий, личных наблюдений, практической деятельности.

Деловое письмо: письмо товарищу, заметка в стенгазету (о проведённых мероприятиях в классе, хороших и плохих поступках детей и др.), объявление (о предстоящих внеклассных и общешкольных мероприятиях).

Повторение пройденного за год (5 часов).

Основные требования к знаниям и умениям учащихся.

Учащиеся должны уметь:

- правильно обозначать звуки буквами на письме;

- подбирать группы родственных слов (несложные случаи);

- проверять написание в корне безударных гласных, звонких и глухих согласных путём подбора родственных слов;

- разбирать слово по составу;

- выделять имя существительное и имя прилагательное как части речи;

- строить простое распространённое предложение с однородными членами;

- связно высказываться устно и письменно (по плану);

- пользоваться словарём.

Учащиеся должны знать:

- способы проверки написания гласных и согласных в корне слов.

урока

Тема урока

Количество часов

Словарь

Дата проведения

План

Факт

1

2

3

4

5

6






1.


I четверть


Повторение


Предложение. Главные и второстепенные члены предложения.


34


5


1




2.

Распространённые и нераспространённые предложения.

1

Хозяин



3.

Предложения с однородными членами.

1

Фанера



4.

Перечисление без союзов и с одиночным союзом и.

1




5.

Знаки препинания при однородных членах.

1







6.


Звуки и буквы


Звуки и буквы. Алфавит.



5


1




7.

Разделительный мягкий знак.


1




8.

Правописание безударных гласных, звонких и глухих согласных в корнях слов.


1




1

2

3

4

5

6


9.


Двойные и непроизносимые согласные.


1


Телеграмма, антенна, перрон, коммунист



10.

Проверочная работа по теме "Звуки и буквы".

1







11.


Состав слова


Корень и однокоренные слова.


24


1




12.

Приставка. Образование слов при помощи приставок.

1




13.

Суффикс. Образование слов при помощи суффиксов.

1

Мужчина, женщина



14.

Урок развития речи. Составление рассказа по данному началу «История жёлтого листка».

1




15.

Работа над ошибками. Окончание слова.

1




16.

Упражнения в разборе слов по составу.

1

Семена



17.

Контрольная работа по теме «Корень, приставка, суффикс, окончание».

1




18.

Работа над ошибками. Правописание проверяемых безударных гласных в корне слова.

1




19.

Правописание парных звонких и глухих согласных в корне слова.

1

Сейчас, теперь



20.

Непроизносимые согласные в корне слова.

1




21.

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова.

1




22.

Упражнения на правописание гласных и согласных в корне слова.

1




23.

Приставка и предлог.


1




24.

Правописание приставок и предлогов.


1

Середина



25.

Разделительный твёрдый знак после приставок.

1




26.

Урок развития речи. Изложение.


1




1

2

3

4

5

6


27.


Работа над ошибками. Правописание приставок с гласными о и а (от-, до-, по-, про-, за-, на-), приставки пере.


1




28.

Упражнения на правописание гласных о, а, е в приставках.

1

Договор



29.

Единообразное написание приставок на согласные вне зависимости от произноше-

ния (с-, в-, над-, под-, от-).

1

Выкройка



30.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Состав слова».

1




31.

Контрольная работа за I четверть.

1




32.

Работа над ошибками.

1




33.

Упражнения на закрепление по теме "Правописание гласных и согласных в корне и приставке".

1




34.

Деловое письмо: объявление.

1









35.


II четверть


Имя существительное


Имя существительное. Значение имени существительного в речи.


30


30


1




36.

Имена собственные.

1

Богатство, добыча



37.

Правописание имён существительных с шипящей на конце.

1




38.

Падежи имён существительных и вопросы к ним.

1




39.

Три склонения имён существительных.

1

Смородина



40.

Урок развития речи. Работа с деформированным текстом.

1




41.

Работа над ошибками. Единообразное написание ударных и безударных окончаний имён существительных.

1




42.

Падежные окончания имён существительных в единственном числе.

1




1

2

3

4

5

6


43.


Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.


1


Медаль, солдат



44.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе.

1




45.

Деловое письмо: письмо другу (подруге).


1




46.

Упражнения на закрепление по теме «Правописание падежных окончаний существительных в единственном числе».

1




47.

Контрольная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных в единственном числе».

1




48.

Работа над ошибками. Склонение имён существительных во множественном числе.

1

Директор, инженер



49.

Именительный и винительный падежи имён существительных во множественном числе.

1




50.

Дательный падеж имён существительных во множественном числе.

1




51.

Творительный падеж имён существительных во множественном числе.

1




52.

Предложный падеж имён существительных во множественном числе.

1




53.

Родительный падеж имён существительных во множественном числе.

1




54.

Правописание имён существительных множественного числа в родительном падеже и существительных женского и мужского рода с основой на шипящий.


1




1

2

3

4

5

6


55.


Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.


1




56.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе.

1




57.

Проверочная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

1




58.

Имена существительные, имеющие форму одного числа (единственного или множественного).

1

Кефир, сметана, печенье, шоколад



59.

Имена существительные, имеющие форму одного числа (единственного или множественного).

1




60.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Имя существительное».

1

Депутат, председатель



61.

Контрольная работа за I полугодие.

1




62.

Работа над ошибками.

1




63.

Урок развития речи. Изложение.

1




64.

Работа над ошибками. Упражнения на правописание падежных окончаний имён существительных в единственном и множественном числе.

1









65.


III четверть


Имя прилагательное


Имя прилагательное как часть речи. Значение имён прилагательных в речи.


39


39


1




66.

Согласование имён прилагательных с именами существительными.

1

Командир, рапорт



67.

Изменение имён прилагательных по родам.


1




1

2

3

4

5

6


68.


Имена прилагательные мужского рода.


1


Океан



69.

Урок развития речи. Составление рассказа по плану и опорным словам «Как изменилась природа зимой».

1




70.

Работа над ошибками. Имена прилагательные женского рода.

1




71.

Имена прилагательные среднего рода.

1

Шоссе



72.

Упражнения на правописание родовых окончаний имён прилагательных.

1




73.

Проверочная работа по теме «Родовые окончания имён прилагательных».

1




74.

Изменение имён прилагательных по числам.

1




75.

Согласование имён прилагательных с именами существительными в роде и числе.

1

Соседи



76.

Деловое письмо: заметка в стенгазету.

1




77.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Изменение имён прилагательных по родам и числам».

1




78.

Контрольная работа по теме «Изменение имён прилагательных по родам и числам».

1




79.

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных мужского и среднего рода.

1




80.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

Мавзолей, трибуна



81.

Родительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

1




82.

Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в родительном падеже.

1

Прекрасный



83.

Урок развития речи. Изложение.

1




1

2

3

4

5

6


84.


Работа над ошибками. Дательный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.


1




85.

Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в дательном падеже.

1

Календарь



86.

Творительный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

1




87.

Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном падеже.

1

Интересный



88.

Предложный падеж имён прилагательных мужского и среднего рода.

1




89.

Правописание имён прилагательных мужского и среднего рода в предложном падеже.

1

Апельсин, мандарин



90.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода.

1

Агроном



91.

Контрольная работа по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода».

1




92.

Работа над ошибками. Склонение имён прилагательных женского рода.

1




93.

Урок развития речи. Составление рассказа по картине И. Левитана «Март».

1




94.

Работа над ошибками. Родительный, дательный, творительный и предложный падежи имён прилагательных женского рода.

1

Оборона



95.

Правописание имён прилагательных женского рода в родительном, дательном, творительном и предложных падежах.


1

Гербарий



1

2

3

4

5

6


96.


Винительный падеж имён прилагательных женского рода.


1




97.

Правописание имён прилагательных женского рода в винительном падеже.

1

Конфета



98.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных женского рода.

1

Сервиз



99.

Проверочная работа по теме «Склонение имён прилагательных женского рода».

1




100.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Склонение имён прилагательных в единственном числе».

1




101.

Контрольная работа за III четверть.


1




102.

Работа над ошибками.


1




103.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных в единственном числе.

1









104.


IV четверть


Имя прилагательное


Склонение имён прилагательных во множественном числе.


30


10


1




105.

Именительный и винительный падежи имён прилагательных во множественном числе.

1




106.

Родительный и предложный падежи имён прилагательных во множественном числе.

1




107.

Правописание имён прилагательных множественного числа в родительном и предложном падежах.

1




108.

Дательный и творительный падежи имён прилагательных во множественном числе.

1




1

2

3

4

5

6


109.


Правописание имён прилагательных множественного числа в дательном и творительном падежах.


1


Космонавт



110.

Упражнения на правописание имён прилагательных во множественном числе.

1




111.

Урок развития речи. Составление рассказа по картине В. Васнецова «Иван-царевич на Сером Волке».

1




112.

Работа над ошибками. Повторительно-обобщающий урок по теме «Склонение имён прилагательных во множественном числе».

1




113.

Проверочная работа по теме «Склонение имён прилагательных во множественном числе».

1







114.


Предложение


Простое предложение с однородными членами.


15


1




115.

Главные и второстепенные члены в качестве однородных.

1

Балкон



116.

Бессоюзное перечисление однородных членов.

1




117.

Однородные члены предложения с союзами а, но.

1

Экватор



118.

Однородные члены предложения с одиночным союзом и.

1

Материя, вытачка



119.

Постановка знаков препинания в простом предложении с однородными членами.

1




120.

Проверочная работа по теме «Простое предложение».

1




121.

Работа над ошибками. Сложное предложение.

1

Фонтан



122.

Урок развития речи. Изложение.

1




123.

Работа над ошибками. Сложные предложения с союзами и, а, но.


1




1

2

3

4

5

6


124.


Постановка знаков препинания в сложном предложении.


1




125.

Предложения с обращениями.

1




126.

Знаки препинания в предложениях с обращениями.

1

Пожалуйста



127.

Повторительно-обобщающий урок по теме «Предложение».

1




128.

Контрольная работа за год.

1








129.


Повторение

пройденного за год


Работа над ошибками.


5



1




130.

Правописание гласных и согласных в корне и приставке.

1




131.

Деловое письмо: письмо родным.

1




132.

Правописание падежных окончаний имён существительных.

1




133.

Упражнения на правописание падежных окончаний имён прилагательных.

1





Список литературы:

  1. Аксёнова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной коррекционной) школе. – М.: Владос, 1999. – 256 стр.

  2. Аксёнова А. К., Галунчикова Н. Г. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания в 5-9 классах специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: Пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2002. – 142 стр.

  3. Арсирий А. Т. Занимательные уроки по русскому языку. - М.: Просвещение, 1995.

  4. Бетенькова Н. М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. – М.: Просвещение, 1995. – 95 стр.

  5. Василик И. А. Занятия речью в интеграционном классе. – М.: Ковчег, 2005. – 54 стр.

  6. Веркеенко И. В. Упражнения и проверочные задания по русскому языку: тетрадь для учащихся 6 класса специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида. – М.: Владос, 2010. – 96 стр.

  7. Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка.

  8. Волина В. В. Весёлая грамматика. – М.: Знание, 1995. – 335 стр.

  9. Волина В. В. Игры с буквами и словами на уроках и дома. – М.: АСТ - ПРЕСС, 1996. – 64 стр.

  10. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 6 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2006. – 267 стр.

  11. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 1 по русскому языку. Состав слова. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 125 стр.

  12. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 2 по русскому языку. Имя существительное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 142 стр.

  13. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Рабочая тетрадь № 3 по русскому языку. Имя прилагательное. Учебное пособие для учащихся 5-9 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2003. – 149 стр.

  14. Дефектология. Научно-методический журнал. - М.: Школа-Пресс.

  15. Диктанты по русскому языку для специальной (коррекционной) школы VIII вида: 5-7 классы: Пособие для учителя/ Составитель Кудрявцева Е. Я. М.: Владос, 2003. – 143 стр.

  16. Зикеев А. Г. Практическая грамматика на уроках русского языка. Учебно-методическое пособие для работы с учащимися 4-7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений: В четырёх ч. - М.: Владос, 2003. – 239 стр.

  17. Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998.

  18. Коррекционная педагогика. Научно-методический журнал. - М.: Образование плюс.

  19. Начальная школа. Научно-методический журнал. - М.: Молодая гвардия.

  20. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. – М.: Азбуковник, 1997. – 944 стр.

  21. Панов Б. Т., Текучев А. В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. - М.: Просвещение, 1998.

  22. Парамонова Л. Г. Говори и пиши правильно. - М.: Дельта, 1996.

  23. Потиха З. А. Школьный словарь строения слов русского языка. - М.: Просвещение, 1997.

  24. Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений. VIII вида, 5-9 классы, сборник № 1 под редакцией В. В. Воронковой. - М.: Владос, 2000. – 223 стр.

  25. Программа-тренажер по русскому языку 1СD/

  26. Прокопьенко М. Е. Русский язык и чтение, 5-7 классы: речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград: Учитель, 2009.

  27. Рик Т. Г. Здравствуй, Имя Существительное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 89 стр.

  28. Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! – М.: РИО «Самовар», 1994. – 91 стр.

  29. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 2001. – 203 стр.

  30. Тикунова Л. И., Игнатьева Т. В. Начальная школа: 1200 диктантов и творческих работ по русскому языку: пособие для учителя. – М.: Дрофа, 1999. – 312 стр.























18


Рабочая программа по письму и развитию речи в 6 классе (коррекционная школа VIII вида)
  • Русский язык и литература
Описание:

          Рабочая программа по письму и развитию речи в 6-ом классе разработана на основе учебного плана школы-интерната, программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, учебника «Русский язык, 6 класс», под редакцией Н. Г. Галунчиковой, Э.В, Якубовской.

            Письмо и развитие речи является одним из основных предметов в специальной (коррекционной) школе. Обучение письму и развитию речи носит коррекционную и практическую направленность, что определяется содержанием и структурой учебного предмета.

            Главная цель изучения предмета - поднять на более высокий уровень речевую практику учащихся за счёт осознания ими основных законов языка.

             Задачи грамматики и правописания следующие:

- на основании грамматических знаний выработать у школьников орфографические умения и навыки,

- продолжить работу над уточнением, расширением и активизацией словарного запаса,

- учить осознанно употреблять различные типы и виды предложений,

- совершенствовать умение пользоваться связной устной и письменной речью,

- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств.

            Специальной задачей обучения письму и развитию речи в коррекционной школе является коррекция речи и мышления обучающихся.

Автор Пицунова Наталья Михайловна
Дата добавления 01.01.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел
Просмотров 2529
Номер материала 19387
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓