Главная / Русский язык и литература / Рабочая программа по письму и развитию речи по программе СКОУ 8 вида

Рабочая программа по письму и развитию речи по программе СКОУ 8 вида







Рассмотрено на МО учителей коррекционного обучения

Протокол № от « __»

_____2014г.

Руководитель МО


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР МКОУ «Охочевская СОШ»

_______ Бышкина А.Л.



«___»_________2014г.

«Утверждено»

Директор школы



____Севостьянова Л.Ю.

«Введено в действие»

Приказ №____

от «___»____2014 г



Рабочая программа учебного предмета

Письмо и развитие речи

по программе СКОУ VIII вида в 8 классе

Федосовой Галины Ивановны

( I квалификационная категория)

Год составления программы 2014/2015

Срок реализации программы 1 год

Курская область, Щигровский район, дер. 1 Семёновка



Пояснительная записка

Данная программа составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования (утвержден 05.03.2004 г. № 1089); ФБУП (утвержден 09.03.2004 г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008 г. № 241, от 30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74); программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 224 с.; календарным учебным графиком работы школы на 2014-2015 учебный год, учебным планом школы на 2014-2015 учебный год Федеральным перечнем учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/15 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2012 № 1067).

Рабочая программа ориентирована на использование УМК:

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 224 с.

2. Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 8 класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2014.

В школе для детей с нарушениями интеллектуального развития в 5-9 классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

В 5-9 классах при обучении письму решаются те же задачи, которые решаются в начальных классах, но на более сложном речевом и понятийном материале:

- сформировать и развить у учащихся навыки грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

- продолжить коррекцию речи и мышления школьников;

- научить учащихся правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- обеспечить общее развитие учащихся и сформированность у них нравственных качеств для дальнейшей успешной адаптации их в жизни.

В процессе изучения грамматики и правописания у учащихся развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.

К началу обучения в 8 классе учащиеся должны усвоить элементарные сведения по грамматике; у учащихся должны быть сформированы основные орфографические и пунктуационные навыки, достаточно осмысленное отношение к основным элементам языка. Учащиеся должны к 8-му классу овладеть умениями составлять и распространять предложения, ставить знаки препинания в конце предложения, анализировать слова по звуковому составу, различать основные части речи (по значению и главным грамматическим признакам), отличать предлоги от приставок; должны уметь списывать текст и писать под диктовку, знать алфавит, расположение слов в алфавитном порядке в словаре, состав слова, главные и второстепенные члены предложения, основные части речи (имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимениие) и служебные части речи (предлог, союзы И, А, НО; частицу НЕ). Учащиеся должны знать правописание безударных проверяемых гласных, сомнительных согласных, способы проверки написания безударных падежных окончаний прилагательных и существительных, правила написания Ь на конце слов после шипящих у существительных, кратких прилагательных; правило написания НЕ с глаголами.

В 8-м классе продолжается работа по звукобуквенному анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных частей речи. Значительное внимание уделяется фонетическому разбору. Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются навыки правописания (единообразного написания гласных и согласных в корне слова и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по написанию (разбор гнезд родственных слов).

Части речи изучаются в том объеме, который необходим учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи – обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.

Изучение предложений имеет особое значение для подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению. Тема «Предложение» включена в программу 8 класса, работа над ней организуется так, чтобы в процессе упражнений формировать у учащихся навыки построения простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения. Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.

В 8 классе, так же как и в 5-7 классах, большое внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как возможности умственно отсталых школьников выражать свои мысли в письменной форме ограничены. В 5-7 классах работа с деформированным текстом, ответы на поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, пересказ по плану и опорным словам служили созданию основы, позволяющей учащимся овладеть такими видами работ по развитию речи, как изложение и сочинение. Именно им в 8 классе будет уделено основное внимание. Продолжается работа по привитию навыков делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.), в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении автобиографии, заявления, анкеты, объявления и др.).

В ходе обучения в 8 классе по-прежнему уделяется внимание четкому и аккуратному письму.

На уроках письма реализуются межпредметные связи, прежде всего за счет введения в лексикон учащихся новых слов, необходимых для изучения математики, географии, истории, биологии и др. предметов, а также через организацию обучения с опорой на знания учащихся, полученные на уроках по другим предметам, и формирование и развитие, помимо предметных ЗУН, также и межпредметных ЗУН (работа с учебником, составление плана, развернутый ответ на вопрос учителя, пересказ задания своими словами, аргументация своего мнения, применение полученных знаний в новых ситуациях и др.).

Основная форма организации обучения письму является урок. Специфическая особенность обучения на уроках в коррекционной школе – их коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития умственно отсталых учеников проводится в условиях комплексного решения образовательных, коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок, комбинированный урок.

На уроках письма сочетаются фронтальная, индивидуальная и групповая работа. Развитие речи учащихся осуществляется через систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии картинок, по составлению плана текста, через обучение написанию изложений и сочинений. Значимое место в системе уроков письма в 8 классе по-прежнему занимает работа над ошибками, которые допускают учащиеся в классных и домашних работах, в творческих и контрольных работах. Данной работе может быть отведена часть урока, весь урок; она может проводиться коллективно или каждым учащимся в отдельности, самостоятельно по индивидуально для него подобранным заданиям (по карточкам).

В конце учебного года на последних уроках, помимо повторения за курс 8 класса, предлагаются задания занимательного характера различного уровня сложности для привития интереса к изучаемому предмету, развития навыков самостоятельного мышления, поиска решения нестандартных заданий, применения имеющихся знаний в новых, сложных ситуациях.

На обучение письму в 8 классе отводится 68часов, 2 часа в неделю.



Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.


учащиеся должны уметь:


- писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;

- разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

- различать части речи;

- строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

- писать изложение и сочинение;

- оформлять деловые бумаги;

- пользоваться школьным орфографическим словарем;


учащиеся должны знать:

- части речи;

- наиболее распространенные правила правописания слов.






Содержание тем учебного курса.


Повторение темы «Предложение». Повторение изученного по теме «Предложение» в 5-7 классах. Простое и сложное предложения. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с однородными членами. Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. Знать строение предложения. Уметь ставить знаки препинания в конце предложения в зависимости от цели высказывания и эмоциональной окрашенности речи. Уметь отличать простое предложение от сложного, выделять основу предложения, находить в предложении однородные члены. Знать правила постановки знаков препинания в простом предложении при однородных членах и в сложном предложении. Уметь разбирать простое предложение по членам предложения.

Развитие речи: знать, что такое деловое письмо, уметь написать объяснительную записку; знать основные части текста (вступление, главная часть, заключение).


Состав слова. Однокоренные слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и суффиксов. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и без соединительных гласных. Уметь подбирать проверочные слова при написании проверяемых безударных гласных в корнях слов, сомнительных согласных на конце слова, непроизносимых согласных в корнях слов. Уметь отличать предлоги от приставок, правильно писать предлоги и приставки со словами. Знать написание наиболее распространенных предлогов и приставок. Уметь объяснять значение слов путем подбора однокоренных слов. Уметь разбирать слова по составу.

Развитие речи: обучение написанию сочинения по личным впечатлениям (по опорным словам); уметь дать ответы на вопросы по картине.


Части речи. Повторение изученного об основных частях речи в 5-7 классах – имени существительном, имени прилагательном, глаголе, местоимении, служебных частях речи. Грамматические признаки частей речи, их значение, роль в речи и предложении. Уметь отличать части речи друг от друга. Обучение морфологическому разбору основных частей речи.


Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного. Склонение имен существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного и множественного числа. Несклоняемые существительные. Знать и уметь определять склонения, род, число, падежи имен существительных. Развитие речи: умение подробно пересказать текст по данным вопросам.


Имя прилагательное. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе, падеже; правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе. Имена прилагательные на – ий, -ья, -ье, их склонение и правописание.

Развитие речи: обучение написанию сочинения по данному началу на основе личного опыта; знать, что такое деловое письмо, уметь написать автобиографию; наисание изложения по коллективно составленному плану с творческим заданием (оценкой описываемых событий).


Местоимение. Знать личные местоимения. Уметь отличать личные местоимения от существительных. Роль местоимений в речи. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3 лицо местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.


Глагол. Значение глагола в речи, роль в предложении. Основные грамматические категории имени глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Различение глаголов с –ться и –тся. Изменение глаголов по временам, по лицам и числам (спряжение). Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II спряжения, способы проверки. Правописание НЕ с глаголами.

Развитие речи: обучение написанию сочинения (описание) по вопросам, данным к репродукции с картины; написание краткого изложения текста по данным вопросам, написание изложения по коллективно составленному плану с изменением лица; знать, что такое деловое письмо, уметь написать заявление и заполнить анкету.


Предложение. Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложения. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом И, с союзами А, НО, повторяющимся союзом И. Знаки препинания при однородных членах предложения. Сложные предложения с союзами И, А, НО и без союзов. Обращение. Знаки препинания при обращении.

Развитие речи: написание изложения (подробный пересказ главной части текста по опорным словосочетаниям).


Повторение пройденного за год. Основные орфограммы в корнях и приставках слов. Правописание сомнительных и непроизносимых согласных. Правописание личных окончаний глаголов, безударных падежных окончаний существительных и прилагательных. Основные правила постановки знаков препинания в простом и сложном предложении. Занимательные задания по русскому языку различного уровня сложности.
















Список литературы

I. Для учащихся:


8 класс

Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык 8 класс. – М., «Просвещение», 2014.


II. Для учителя:


1. Н.Н.Бабешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка во вспомогательной школе. 5-8 класс. – М., «Просвещение», 1970.

2. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. Обучение русскому языку в 5-9 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1992.

3. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи учащихся на уроках грамматики и правописания. – М., «Просвещение», 2002.

4. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков. Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1978.

5. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-VIII(IX) классов вспомогательных школ по русскому языку и математике (инструктивно-методическое письмо). Москва, 1983.

6. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по русскому языку. Составители сборника В.И.Капинос, Т.А.Костяева. – М., «Просвещение», 1978.

7. М.Е.Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы. Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград, «Учитель», 2009.

8. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9 классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.

9. Ю.А.Вакуленко. Весёлая грамматика. Разработки занятий, задания, игры. – Волгоград, «Учитель», 2011.




Календарно-тематическое планирование


Наименование разделов и тем

Дата по пану

Тип урока

Вводимые понятия

Примечание

1

Повторение. Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные члены предложения.


Комбинированный урок

Главные и второстепенные члены предложения


2

Сложные предложения с союзами и, а, но и без них.


комбинированный

пунктуация.


3

Однородные члены предложения.


Комбинированный урок

Однородные члены предложения


4

Знаки препинания в предложениях.


Комбинированный урок

Простые и сложные предложения


5

РР. Деловое письмо. Объяснительная записка.



объяснительную записку



6

Однокоренные слова.


Изучение нового материала

Однокоренные слова, морфемный разбор.


7

Различение звонких и глухих, непроизносимых согласных на письме.


Изучение нового материала

звонкие и глухие согласные, непроизносимые согласные


8

Образование слов с помощью приставок, суффиксов


Комбинированный урок



9

Правописание слов с приставками и предлогами.


Комбинированный урок

Приставки и предлоги


10

Диктант по теме «Состав слова».


Проверка знаний



11

РР. Сочинение по личным впечатлениям «Золотая осень».


Развитие речи

Текст (описание)


12

Сложные слова. Образование сложных слов.


Урок изучения нового материала

Сложные слова


13

Сложные слова с соединительными гласными О и Е.


Комбинированный урок

Соединительные гласные


14

Написание приставок, предлогов. Безударные гласные в корне.


Комбинированный урок



15

Повторение темы «Состав слова».


Обобщение и систематизация знаний



16

Проверочная работа. Списывание.


Проверка знаний




17

Различение частей речи.


Комбинированный урок

Самостоятельные и служебные части речи



18

Имя существительное как часть речи.


Урок изучения нового материала

Подлежащее и сказуемое


19

Собственные и нарицательные существительные.


Урок изучения нового материала

Собственные и нарицательные существительные


20

Род и число существительных.


Комбинированный урок



21

Имена существительные с шипящей на конце слова.


Комбинированный урок



22

Склонение имен сущ. в ед. числе.


Изучение нового материала

Вопросы падежей


23

Несклоняемые существительные.


Урок изучения нового материала

Несклоняемые существительные


24

Повторение по теме «Имя существительное».


Обобщение и систематизация знаний



25

Диктант по теме «Имя существительное»


Проверка знаний









26

Имя прилагательное.


Урок изучения нового материала



27

Согласование прилагательных с существительными.


Урок изучения нового материала

Согласование прилагательных с существительными


28

Правописание безударных окончаний прилагательных.


Урок изучения нового материала



29

Склонение прилагательных во множественном числе на –ьи.


Урок изучения нового материла




30

Упражнения на закрепление.


обобщение и систематизация изученного



31

Контрольный диктант по теме «Имя прилагательное».


Проверка знаний




32

Личные местоимения.


Урок изучения нового материала

Личные местоимения


33

Лицо и число местоимений.


Урок изучения нового материала



34

Местоимения 3-го лица.


Урок изучения нового материала




35

Склонение местоимений 1-го лица.


Урок изучения нового материала



36

Склонение местоимений 2-го лица.


Урок изучения нового материала



37

Склонение местоимений 3-го лица.


Урок изучения нового материала



38

Упражнения на закрепление.


повторение



39

Деловое письмо. Заявление.




Деловое письмо. Заявление.




















40

Глагол.


Урок изучения нового материала

Глагол как часть речи



41

Неопределенная форма глагола.


Урок изучения нового материала

Неопределённая форма глагола.


42

Изменение глаголов по временам.


Урок изучения нового материала



.

43

Не с глаголами.


Комбинированный урок



44

Изменение глаголов по лицам и числам.


Урок изучения нового материала



45

Правописание глаголов 2-го лица единственного числа.


Комбинированный урок



46

Правописание глаголов на –тся, -ться.


Комбинированный урок



47


Упражнения на закрепление.



Урок обобщения и систематизации знаний





48

Изложение « Шоколадный торт».


Урок развития речи



49

Правописание безударных личных окончаний глаголов.


Урок изучения нового материала



50

Глаголы 1 и 2-го спряжения.




.

51

Упражнения на закрепление.


Обобщение и систематизация изученного


52

Упражнения на закрепление.


Обобщение и систематизация изученного





53

Контрольный диктант по теме «Глагол».



Проверка знаний



54

Деловое письмо. Анкета.



Развитие речи

анкета


















55

Синтаксис. Предложение.


комбинированный

Двусоставные и односоставные предложения.


56

Простое предложение нераспространенное и распространенное.


Комбинированный урок

Распространённые и нераспространённые предложения


57

Запятая при однородных членах предложения.


Комбинированный урок

Однородные члены


58-59

Обращение.


Изучение нового материала

Обращение, распространённое обращение


60

Сложные предложения.


Урок изучения нового материала

Союзные и бессоюзные предложения


61

Упражнения на закрепление.






Комбинированный урок



62

Сочинение по картине.


Развитие речи

Композиция картины


63

Объявление.


Развитие речи

Официально-деловой стиль. Объявление.



64-65

Повторение.


Обобщение и систематизация изученного



66


67

Итоговый контрольный диктант.


Анализ диктанта


Проверка знаний


.

68



Словарный диктант.





Проверка знаний






















































Рабочая программа по письму и развитию речи по программе СКОУ 8 вида
  • Русский язык и литература
Описание:

Рабочая программа по письму и развитию речи по программе СКОУ 8 вида рассчитана на занятия с учащимися, которые обучаются по индивидуальному учебному плану. Перед учителем стоит задача вместить материал в отведённое в школьном учебном плане время. Это 2 часа в неделю. В восьмом классе необходимо научить детей нписанию деловых бумаг.  В учебнике достаточно примеров правильного оформления деловых бумаг. Отводится время на отработку практических навыков.

В начале учебного года программа ориентирует на повторение простого предложения, знаков препинания  перед союзами а, но, и. На дидактическом материале идёт закрепление навыка различать простое и сложное предложение.  

В 8 классе изучаются  следующие части речи: имя существительное, имя прилагательное, местоимение, наречие, глагол. Эти темы изучались и ранее, но добавлен уже более сложный материал. 

Учебник  содержит репродукции картин, поэтому необходимо уделить внимание  развитию речи учащихся.

Много упражнений, которые рассчианы на составление текстов по картинкам или на какую-либо предложенную тему. 

Автор Федосова Галина Ивановна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Планирования
Просмотров 1052
Номер материала 2951
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓