Рассмотрено на МО учителей коррекционного
обучения
Протокол № от « __»
_____2014г.
Руководитель МО
|
«Согласовано»
Заместитель директора по УВР МКОУ
«Охочевская СОШ»
_______ Бышкина А.Л.
«___»_________2014г.
|
«Утверждено»
Директор школы
____Севостьянова Л.Ю.
|
«Введено в действие»
Приказ №____
от «___»____2014 г
|
Рабочая
программа учебного предмета
Письмо и развитие речи
по программе СКОУ VIII
вида в 8 классе
Федосовой Галины Ивановны
( I квалификационная категория)
Год составления программы 2014/2015
Срок реализации программы 1 год
Курская область, Щигровский район, дер. 1 Семёновка
Пояснительная
записка
Данная программа
составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного
образовательного стандарта общего образования (утвержден 05.03.2004 г. № 1089);
ФБУП (утвержден 09.03.2004 г. № 1312 с изменениями от 20.08.2008 г. № 241, от
30.08.2010 г. № 889, от 03.06.2011 г. №1994, от 01.02.2012 г. №74); программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 5-9
кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС,
2011. – Сб.1. – 224 с.; календарным учебным графиком работы школы на 2014-2015
учебный год, учебным планом школы на 2014-2015 учебный год Федеральным перечнем
учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки
Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных
учреждениях, на 2014/15 учебный год (утвержден приказом Минобрнауки РФ от
19.12.2012 № 1067).
Рабочая
программа ориентирована на использование УМК:
1. Программы
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII
вида: 5-9 кл.: В 2 сб./Под ред. В.В. Воронковой. – М.: Гуманитар. Изд. центр
ВЛАДОС, 2011. – Сб.1. – 224 с.
2.
Галунчикова Н. Г., Якубовская Э. В. Русский язык. Учебник для 8 класса
специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. –
М.: Просвещение, 2014.
В школе для
детей с нарушениями интеллектуального развития в 5-9 классах осуществляются
задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном
материале.
В 5-9 классах при обучении письму решаются те же
задачи, которые решаются в начальных классах, но на более сложном речевом и
понятийном материале:
- сформировать и развить у учащихся навыки грамотного
письма на основе изучения элементарного курса грамматики;
- продолжить коррекцию речи и мышления школьников;
- научить учащихся правильно и последовательно
излагать свои мысли в устной и письменной форме;
- обеспечить общее развитие учащихся и
сформированность у них нравственных качеств для дальнейшей успешной адаптации
их в жизни.
В процессе изучения грамматики и правописания у учащихся
развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические
и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку.
К началу обучения в 8 классе учащиеся должны усвоить
элементарные сведения по грамматике; у учащихся должны быть сформированы
основные орфографические и пунктуационные навыки, достаточно осмысленное
отношение к основным элементам языка. Учащиеся должны к 8-му классу овладеть
умениями составлять и распространять предложения, ставить знаки препинания в конце
предложения, анализировать слова по звуковому составу, различать основные части
речи (по значению и главным грамматическим признакам), отличать предлоги от
приставок; должны уметь списывать текст и писать под диктовку, знать алфавит,
расположение слов в алфавитном порядке в словаре, состав слова, главные и
второстепенные члены предложения, основные части речи (имя существительное, имя
прилагательное, глагол, местоимениие) и служебные части речи (предлог, союзы И,
А, НО; частицу НЕ). Учащиеся должны знать правописание безударных проверяемых
гласных, сомнительных согласных, способы проверки написания безударных падежных
окончаний прилагательных и существительных, правила написания Ь на конце слов
после шипящих у существительных, кратких прилагательных; правило написания НЕ с
глаголами.
В 8-м классе продолжается работа по звукобуквенному
анализу. Учащиеся овладевают правописанием значимых частей слова и различных
частей речи. Значительное внимание уделяется фонетическому разбору.
Продолжается систематическое изучение элементарного курса грамматики и
правописания. Основными темами являются состав слова и части речи. Изучение
состава слова, словообразующей роли значимых частей слова направлено на
обогащение и активизацию словаря учащихся. В процессе упражнений формируются
навыки правописания (единообразного написания гласных и согласных в корне слова
и приставке). Большое значение для усвоения правописания имеет морфемный
разбор, сравнительный анализ слов, различных по произношению, сходных по
написанию (разбор гнезд родственных слов).
Части речи изучаются в том объеме, который необходим
учащимся для выработки практических навыков устной и письменной речи –
обогащения и активизации словаря, формирования навыков грамотного письма.
Изучение предложений имеет особое значение для
подготовки умственно отсталого школьника к самостоятельной жизни, к общению.
Тема «Предложение» включена в программу 8 класса, работа над ней организуется
так, чтобы в процессе упражнений формировать у учащихся навыки построения
простого предложения разной степени распространенности и сложного предложения.
Одновременно закрепляются орфографические и пунктуационные навыки.
В 8 классе, так же как и в 5-7 классах, большое
внимание уделяется формированию навыков связной письменной речи, так как
возможности умственно отсталых школьников выражать свои мысли в письменной
форме ограничены. В 5-7 классах работа с деформированным текстом, ответы на
поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, пересказ по плану и опорным
словам служили созданию основы, позволяющей учащимся овладеть такими видами
работ по развитию речи, как изложение и сочинение. Именно им в 8 классе будет
уделено основное внимание. Продолжается работа по привитию навыков делового
письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы
и упражняются в оформлении деловых бумаг (бланков, квитанций и др.), в то же
время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и
достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении
автобиографии, заявления, анкеты, объявления и др.).
В ходе обучения в 8 классе по-прежнему уделяется
внимание четкому и аккуратному письму.
На уроках письма реализуются межпредметные связи,
прежде всего за счет введения в лексикон учащихся новых слов, необходимых для
изучения математики, географии, истории, биологии и др. предметов, а также
через организацию обучения с опорой на знания учащихся, полученные на уроках по
другим предметам, и формирование и развитие, помимо предметных ЗУН, также и межпредметных
ЗУН (работа с учебником, составление плана, развернутый ответ на вопрос
учителя, пересказ задания своими словами, аргументация своего мнения,
применение полученных знаний в новых ситуациях и др.).
Основная форма организации обучения письму является
урок. Специфическая особенность обучения на уроках в коррекционной школе – их
коррекционная направленность. Коррекция недостатков развития умственно отсталых
учеников проводится в условиях комплексного решения образовательных,
коррекционно-развивающих и воспитательных задач. Тип урока определяется в
зависимости от его основной дидактической цели: урок изучения нового материала,
урок закрепления знаний, обобщающий урок, урок повторения, контрольный урок,
комбинированный урок.
На уроках письма сочетаются фронтальная,
индивидуальная и групповая работа. Развитие речи учащихся осуществляется через
систематическую словарную работу (ознакомление с новыми словами, составление с
ними словосочетаний и предложений, подбор однокоренных слов и т.п.), через
проведение работы с деформированным текстом, по подбору подписей к серии
картинок, по составлению плана текста, через обучение написанию изложений и
сочинений. Значимое место в системе уроков письма в 8 классе по-прежнему
занимает работа над ошибками, которые допускают учащиеся в классных и домашних
работах, в творческих и контрольных работах. Данной работе может быть отведена
часть урока, весь урок; она может проводиться коллективно или каждым учащимся в
отдельности, самостоятельно по индивидуально для него подобранным заданиям (по
карточкам).
В конце учебного года на последних уроках, помимо
повторения за курс 8 класса, предлагаются задания занимательного характера
различного уровня сложности для привития интереса к изучаемому предмету,
развития навыков самостоятельного мышления, поиска решения нестандартных
заданий, применения имеющихся знаний в новых, сложных ситуациях.
На
обучение письму в 8 классе отводится 68часов, 2 часа в неделю.
Требования
к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.
учащиеся
должны уметь:
-
писать под диктовку текст с соблюдением знаков препинания в конце предложения;
-
разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;
-
различать части речи;
-
строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными
членами, сложное предложение;
-
писать изложение и сочинение;
-
оформлять деловые бумаги;
-
пользоваться школьным орфографическим словарем;
учащиеся
должны знать:
-
части речи;
-
наиболее распространенные правила правописания слов.
Содержание
тем учебного курса.
Повторение темы «Предложение». Повторение
изученного по теме «Предложение» в 5-7 классах. Простое и сложное предложения.
Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложениях. Простое предложение с
однородными членами. Сложное предложение с союзами И, А, НО и без союзов. Знать
строение предложения. Уметь ставить знаки препинания в конце предложения в
зависимости от цели высказывания и эмоциональной окрашенности речи. Уметь отличать
простое предложение от сложного, выделять основу предложения, находить в
предложении однородные члены. Знать правила постановки знаков препинания в
простом предложении при однородных членах и в сложном предложении. Уметь
разбирать простое предложение по членам предложения.
Развитие речи: знать, что такое деловое письмо, уметь
написать объяснительную записку; знать основные части текста (вступление,
главная часть, заключение).
Состав слова. Однокоренные
слова; подбор однокоренных слов, относящихся к различным частям речи, разбор их
по составу. Единообразное написание звонких и глухих согласных, ударных и
безударных гласных в корнях слов. Образование слов с помощью приставок и
суффиксов. Сложные слова. Образование сложных слов с соединительными гласными и
без соединительных гласных. Уметь подбирать проверочные слова при написании
проверяемых безударных гласных в корнях слов, сомнительных согласных на конце
слова, непроизносимых согласных в корнях слов. Уметь отличать предлоги от
приставок, правильно писать предлоги и приставки со словами. Знать написание
наиболее распространенных предлогов и приставок. Уметь объяснять значение слов
путем подбора однокоренных слов. Уметь разбирать слова по составу.
Развитие речи: обучение написанию сочинения по личным
впечатлениям (по опорным словам); уметь дать ответы на вопросы по картине.
Части речи. Повторение
изученного об основных частях речи в 5-7 классах – имени существительном, имени
прилагательном, глаголе, местоимении, служебных частях речи. Грамматические
признаки частей речи, их значение, роль в речи и предложении. Уметь отличать
части речи друг от друга. Обучение морфологическому разбору основных частей
речи.
Имя существительное. Основные
грамматические категории имени существительного. Склонение имен
существительных. Правописание падежных окончаний существительных единственного
и множественного числа. Несклоняемые существительные. Знать и уметь определять
склонения, род, число, падежи имен существительных. Развитие речи: умение
подробно пересказать текст по данным вопросам.
Имя прилагательное.
Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе,
падеже; правописание падежных окончаний имен прилагательных в единственном и
множественном числе. Имена прилагательные на – ий, -ья, -ье, их склонение и
правописание.
Развитие речи: обучение написанию сочинения по данному
началу на основе личного опыта; знать, что такое деловое письмо, уметь написать
автобиографию; наисание изложения по коллективно составленному плану с
творческим заданием (оценкой описываемых событий).
Местоимение. Знать личные
местоимения. Уметь отличать личные местоимения от существительных. Роль
местоимений в речи. Род местоимений 3-го лица единственного числа. Личные
местоимения единственного и множественного числа. 1, 2, 3 лицо местоимений.
Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного
числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями.
Глагол. Значение глагола в
речи, роль в предложении. Основные грамматические категории имени
глагола. Неопределенная форма глагола на –ть, -чь, -ти. Различение глаголов с
–ться и –тся. Изменение глаголов по временам, по лицам и числам (спряжение).
Различение окончаний глаголов I и II спряжения (на материале наиболее
употребительных слов). Правописание безударных личных окончаний глаголов I и II
спряжения, способы проверки. Правописание НЕ с глаголами.
Развитие речи: обучение написанию сочинения (описание)
по вопросам, данным к репродукции с картины; написание краткого изложения
текста по данным вопросам, написание изложения по коллективно составленному
плану с изменением лица; знать, что такое деловое письмо, уметь написать
заявление и заполнить анкету.
Предложение. Простое и сложное
предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении. Простое
предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложения в
качестве однородных. Распространенные однородные члены предложения. Бессоюзное
перечисление однородных членов, с одиночным союзом И, с союзами А, НО, повторяющимся
союзом И. Знаки препинания при однородных членах предложения. Сложные
предложения с союзами И, А, НО и без союзов. Обращение. Знаки препинания при
обращении.
Развитие речи: написание изложения (подробный пересказ
главной части текста по опорным словосочетаниям).
Повторение пройденного за год. Основные
орфограммы в корнях и приставках слов. Правописание сомнительных и
непроизносимых согласных. Правописание личных окончаний глаголов, безударных
падежных окончаний существительных и прилагательных. Основные правила
постановки знаков препинания в простом и сложном предложении. Занимательные
задания по русскому языку различного уровня сложности.
Список
литературы
I. Для
учащихся:
8 класс
Н.Г.Галунчикова, Э.В.Якубовская. Русский язык 8 класс.
– М., «Просвещение», 2014.
II. Для
учителя:
1. Н.Н.Бабешина, Ф.Н.Самсонова. Уроки русского языка
во вспомогательной школе. 5-8 класс. – М., «Просвещение», 1970.
2. Н.М.Барская, Л.А.Нислевич. Обучение русскому языку
в 5-9 классах вспомогательной школы. – М., «Просвещение», 1992.
3. А.К.Аксенова, Н.Г.Галунчикова. Развитие речи
учащихся на уроках грамматики и правописания. – М., «Просвещение», 2002.
4. М.В.Гнездилов, Н.Н.Бабешина, В.П.Свириденков.
Развитие речи не уроках русского языка в 5-8 классах вспомогательной школы. –
М., «Просвещение», 1978.
5. Об оценке знаний, умений и навыков учащихся I-VIII(IX) классов
вспомогательных школ по русскому языку и математике (инструктивно-методическое
письмо). Москва, 1983.
6. Оценка знаний, умений и навыков учащихся по
русскому языку. Составители сборника В.И.Капинос, Т.А.Костяева. – М.,
«Просвещение», 1978.
7. М.Е.Прокопенко. Русский язык и чтение. 5-7 классы.
Речевые разминки, зрительные диктанты, игровые упражнения. – Волгоград,
«Учитель», 2009.
8. Т.П.Шабалкова. Сборник диктантов и изложений. 5-9
классы. Коррекционное обучение. – Волгоград, «Учитель», 2007.
9. Ю.А.Вакуленко. Весёлая грамматика. Разработки
занятий, задания, игры. – Волгоград, «Учитель», 2011.
Календарно-тематическое
планирование
№
|
Наименование
разделов и тем
|
Дата
по пану
|
Тип
урока
|
Вводимые
понятия
|
Примечание
|
1
|
Повторение.
Предложение. Знаки препинания в конце предложения. Главные и второстепенные
члены предложения.
|
|
Комбинированный
урок
|
Главные
и второстепенные члены предложения
|
|
2
|
Сложные
предложения с союзами и, а, но и без них.
|
|
комбинированный
|
пунктуация.
|
|
3
|
Однородные
члены предложения.
|
|
Комбинированный
урок
|
Однородные
члены предложения
|
|
4
|
Знаки
препинания в предложениях.
|
|
Комбинированный
урок
|
Простые
и сложные предложения
|
|
5
|
РР.
Деловое письмо. Объяснительная записка.
|
|
|
объяснительную
записку
|
|
|
6
|
Однокоренные
слова.
|
|
Изучение
нового материала
|
Однокоренные
слова, морфемный разбор.
|
|
7
|
Различение
звонких и глухих, непроизносимых согласных на письме.
|
|
Изучение
нового материала
|
звонкие
и глухие согласные, непроизносимые согласные
|
|
8
|
Образование
слов с помощью приставок, суффиксов
|
|
Комбинированный
урок
|
|
|
9
|
Правописание
слов с приставками и предлогами.
|
|
Комбинированный
урок
|
Приставки
и предлоги
|
|
10
|
Диктант по теме «Состав слова».
|
|
Проверка
знаний
|
|
|
11
|
РР.
Сочинение по личным впечатлениям «Золотая осень».
|
|
Развитие
речи
|
Текст
(описание)
|
|
12
|
Сложные
слова. Образование сложных слов.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Сложные
слова
|
|
13
|
Сложные
слова с соединительными гласными О и Е.
|
|
Комбинированный
урок
|
Соединительные
гласные
|
|
14
|
Написание
приставок, предлогов. Безударные гласные в корне.
|
|
Комбинированный
урок
|
|
|
15
|
Повторение
темы «Состав слова».
|
|
Обобщение
и систематизация знаний
|
|
|
16
|
Проверочная работа. Списывание.
|
|
Проверка
знаний
|
|
|
|
17
|
Различение
частей речи.
|
|
Комбинированный
урок
|
Самостоятельные
и служебные части речи
|
|
|
18
|
Имя
существительное как часть речи.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Подлежащее
и сказуемое
|
|
19
|
Собственные
и нарицательные существительные.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Собственные
и нарицательные существительные
|
|
20
|
Род
и число существительных.
|
|
Комбинированный
урок
|
|
|
21
|
Имена
существительные с шипящей на конце слова.
|
|
Комбинированный
урок
|
|
|
22
|
Склонение
имен сущ. в ед. числе.
|
|
Изучение
нового материала
|
Вопросы
падежей
|
|
23
|
Несклоняемые
существительные.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Несклоняемые
существительные
|
|
24
|
Повторение
по теме «Имя существительное».
|
|
Обобщение
и систематизация знаний
|
|
|
25
|
Диктант по теме «Имя существительное»
|
|
Проверка
знаний
|
|
|
|
|
|
|
|
|
26
|
Имя
прилагательное.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
|
|
27
|
Согласование
прилагательных с существительными.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Согласование
прилагательных с существительными
|
|
28
|
Правописание
безударных окончаний прилагательных.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
|
|
29
|
Склонение
прилагательных во множественном числе на –ьи.
|
|
Урок
изучения нового материла
|
|
|
30
|
Упражнения
на закрепление.
|
|
обобщение
и систематизация изученного
|
|
|
31
|
Контрольный
диктант по теме «Имя прилагательное».
|
|
Проверка
знаний
|
|
|
32
|
Личные
местоимения.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Личные
местоимения
|
|
33
|
Лицо
и число местоимений.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
|
|
34
|
Местоимения
3-го лица.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
|
|
35
|
Склонение
местоимений 1-го лица.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
|
|
36
|
Склонение
местоимений 2-го лица.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
|
|
37
|
Склонение
местоимений 3-го лица.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
|
|
38
|
Упражнения
на закрепление.
|
|
повторение
|
|
|
39
|
Деловое
письмо. Заявление.
|
|
|
Деловое
письмо. Заявление.
|
|
|
|
|
|
|
|
40
|
Глагол.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Глагол
как часть речи
|
|
41
|
Неопределенная
форма глагола.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Неопределённая
форма глагола.
|
|
42
|
Изменение
глаголов по временам.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
|
.
|
43
|
Не
с глаголами.
|
|
Комбинированный
урок
|
|
|
44
|
Изменение
глаголов по лицам и числам.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
|
|
45
|
Правописание
глаголов 2-го лица единственного числа.
|
|
Комбинированный
урок
|
|
|
46
|
Правописание
глаголов на –тся, -ться.
|
|
Комбинированный
урок
|
|
|
47
|
Упражнения
на закрепление.
|
|
Урок
обобщения и систематизации знаний
|
|
|
48
|
Изложение
« Шоколадный торт».
|
|
Урок
развития речи
|
|
|
49
|
Правописание
безударных личных окончаний глаголов.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
|
|
50
|
Глаголы
1 и 2-го спряжения.
|
|
|
|
.
|
51
|
Упражнения
на закрепление.
|
|
Обобщение
и систематизация изученного
|
|
|
52
|
Упражнения
на закрепление.
|
|
Обобщение
и систематизация изученного
|
|
|
53
|
Контрольный
диктант по теме «Глагол».
|
|
Проверка
знаний
|
|
|
54
|
Деловое
письмо. Анкета.
|
|
Развитие
речи
|
анкета
|
|
|
|
|
|
|
|
55
|
Синтаксис.
Предложение.
|
|
комбинированный
|
Двусоставные
и односоставные предложения.
|
|
56
|
Простое
предложение нераспространенное и распространенное.
|
|
Комбинированный
урок
|
Распространённые
и нераспространённые предложения
|
|
57
|
Запятая
при однородных членах предложения.
|
|
Комбинированный
урок
|
Однородные
члены
|
|
58-59
|
Обращение.
|
|
Изучение
нового материала
|
Обращение,
распространённое обращение
|
|
60
|
Сложные
предложения.
|
|
Урок
изучения нового материала
|
Союзные
и бессоюзные предложения
|
|
61
|
Упражнения
на закрепление.
|
|
Комбинированный
урок
|
|
|
62
|
Сочинение
по картине.
|
|
Развитие
речи
|
Композиция
картины
|
|
63
|
Объявление.
|
|
Развитие
речи
|
Официально-деловой
стиль. Объявление.
|
|
64-65
|
Повторение.
|
|
Обобщение
и систематизация изученного
|
|
|
66
67
|
Итоговый
контрольный диктант.
Анализ
диктанта
|
|
Проверка
знаний
|
|
.
|
68
|
Словарный
диктант.
|
|
Проверка
знаний
|
|
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.