Главная / Начальные классы / Рабочая программа по основам светской этики 4 класс УМК "Школа России"

Рабочая программа по основам светской этики 4 класс УМК "Школа России"


Рассмотрено Согласовано Утверждаю

на заседании МО зам. директора директор СОШ № 6

протокол №_____ ________О.А. Синюк ____С.Ю. Сорокина

___________Н.В. Викторова « » мая 2014г « » августа 2014г

« » мая 2014г









РАБОЧАЯ ПРОГРАММА



по ОРКСЭ 4 класс,

УМК «Школа России»,

Паниной Натальи Николаевны,

учителя начальных классов

высшей квалификационной категории

















2014 - 2015 учебный год














Содержание

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

Место учебного предмета в учебном плане

Ценностные ориентиры содержания учебного курса

Требования к уровню подготовки учащихся

Содержание тем учебного курса

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса















































Пояснительная записка

Рабочая программа составлена для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» обучающимися 4 класса общеобразовательной школы, в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ начального общего образования, на основе авторской программы по «Основы религиозных культур и светской этики» А.И. Шемшурина - «Программы по учебным предметам», М.: Просвещение, 2014 г.

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  4. развитие способностей младших школьников к общению в полиэтничной и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Общая характеристика учебного предмета

Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность (душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).

Новый курс призван актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина.

Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

  • общая историческая судьба народов России;

  • единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально-политического пространства.

Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам, требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей младших подростков.

Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Место комплексного учебного курса в учебном плане

В соответствии с образовательной программой учреждения, учебным планом школы на 2014/2015 учебный год на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе отведено 34 часов из расчёта 1 учебный час в неделю - 34 учебных недель.

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное представление о религиозных культурах и светской этике посредством:

  • ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного гражданина России;

  • педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в основе содержания всех модулей учебного курса;

  • системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык, литература, история и др.);

  • ориентации учебного содержания на совместное осмысление педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной ценностно-смысловой сферы младших подростков;

  • единых требований к результатам освоения содержания учебного курса.

Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может исчерпываться содержанием этого курса.

Требования к уровню подготовки обучающихся

Обучение детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Содержание тем учебного предмета

Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики» представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур», «Основы светской этики».

Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.

Учебный модуль «Основы светской этики»

Россия — наша Родина.

Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали. Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного самосовершенствования.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.









Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся

4 класса 1 часа – в неделю, 34 часа в год

Учебник «Основы светской этики»», автор: А.И. Шемшурина 2014г

п/п

Тема урока

Основные виды учебной деятельности обучающихся

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата

Примечание

Предметные

(знать, уметь)

Метапредметные УУД

план

факт

Раздел 1. Что такое этика (4ч)


1.

Россия — наша Родина.


Показывают на карте территорию России, её столицу, ареал расселения русских по территории страны,

национально-территориальные образования народов России. Описывают национальные костюмы, изделия народных промыслов, о праздниках, обычаях и традициях коренных народов России.

Расширяют свои знания о вхождении отдельных народов России в её состав. Обобщают знания о народах России, объясняют, что каждый народ России её неотъемлемая часть.

Знать/понимать:

понятия «Отечество», «нравственность», «долг», «милосердие», «миролюбие», как основы традиционной культуры многонационального народа России.

Познавательные: отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных

учителем словарей, энциклопедий,

справочников и других материалов

Регулятивные: работать по плану, сверять свои действия с целью и при

необходимости исправлять ошибки с

помощью учителя

Коммуникативные: доносить свою

позицию до других людей:

высказывать свою точку зрения и

обосновывать её, приводя аргументы

Личностные: формировать основу

российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

осознавать свою этнической и

национальной принадлежности;

становление гуманистических и

демократических ценностных ориентаций

Стр.4-5, читать




2.

Что такое светская этика.

Знакомятся с общественными

нормами нравственности и морали.

Знакомятся с историей развития

представлений человечества о

морали и нравственности.

Знакомятся с основными

определениями понятий этики,

культуры, морали. Учатся

анализировать жизненные ситуации, нравственные проблемы и

сопоставлять их с этическими

нормами.

Знать\понимать

основы светской и

религиозной морали,

понимать их значения в

выстраивании конструктивных отношений в обществе.

Стр. 6-7, вопросы




3.

Культура и мораль.

Знать\понимать

первоначальные представления о

светской этике,

религиозной культуре и их роли в истории и

современности России.

Стр.8-9, знать понятия




4.

Особенности морали.

Знать\понимать

особенности морали

осознавать ценности

нравственности и

духовности в

человеческой жизни.

Стр.10-11, читать




Раздел 2. Добро и зло (20ч)


5.

Добро и зло.

Знакомятся со взаимосвязями

между культурой,

моральными традициями и

поведением людей.

Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в

светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных, традициях.

Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.

Сравнивают явления светской культуры, искусства и различные религиозные традиции. Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций. Осуществляют поиск необходимой информации для выполнения заданий. Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника и излагать своё мнение. Знакомятся с примерами проявления высокой нравственности в повседневной

жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные ситуации,

выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных традиций. Учатся толерантному

отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Знать\ понимать обучающимися ценности жизни. Учиться различать добро и зло. Понимать и сопереживать чувствам других людей.

Л. Осваивать личностный смысла учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «родина», «семья», «настоящий друг», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», 
П. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет). Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты. 
Р. Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Осознавать свою учебную деятельность и деятельность класса. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы. 
К. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций. Понимать точку зрения другого. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. 







Стр.12-13, вопросы




6.

Добро и зло.

Стр.14-15, вопросы




7.

Добродетель и порок.

Знать\понимать

понятия «добродетель» и «порок». Уметь уважительно относиться к иному мнению, истории и культуре других народов.

Стр.16-19, знать понятия




8.

Добродетель и порок.

Стр.20-21, читать




9.

Свобода и моральный выбор человека.

Знать\понимать

важность

соблюдения человеком

нравственных и

моральных норм.


Стр.22-23, читать




10.

Свобода и ответственность.

Знать\понимать

явления светской

культуры, искусства

и различные

религиозные традиции; нравственные формы поведения

Стр.24-25, вопросы




11.

Моральный долг.

Знать\понимать

понятие «моральный долг». Уметь осознавать ценности человеческой жизни.

Стр.26-27, читать




12.

Справедливость.

Знать\понимать

понятие «справедливость»

Стр.28-20, вопросы




13.

Альтруизм и

эгоизм.

Знать\понимать

понятие «альтруизм и эгоизм». Уметь адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Стр.30-31, читать




14.

Дружба.

Знать\понимать

какие отношения существуют между людьми;

что такое дружба;

чем дружеские отношения отличаются от других отношений.

Стр.32-33, знать основные понятия




15.

Что значит быть

моральным.

Знать:

как светская этика отвечает на вопрос: «Что значит быть моральным?»

Стр.34-35, читать




16.

Что значит быть

моральным.

Нарисовать рисунок




17.

Подведение итогов.

Знать:

основные понятия по разделу.

Творческая работа




18.

Род и семья — исток

нравственных отношений.

Знать: 

что такое род, семья;

как возникли фамилии;

что такое родословная.

Стр.38-39, читать




19.

Нравственный

поступок.

Знать:

что такое поступок в этике;

что такое нравственный поступок;

признаки нравственного поступка.

Стр.40-41, вопросы




20.

Золотое правило

нравственности.

Знать:

почему появилось золотое правило нравственности;

как формируется золотое правило нравственности;

как применять

золотое правило нравственности в жизни.

Стр.42-43, знать золотое правило.




21.

Стыд, вина и извинения.

Знать:

что такое стыд;

что такое чувство вины;

когда принято извиняться.

Стр.44-45, читать




22.

Честь.

Знать:

что такое честь;

что такое достоинство.

Стр.46-47, вопросы




23.

Совесть.

Знать:

что такое совесть;

чем различаются понятия «стыд» и «совесть».

Стр.48-49, читать




Раздел 3. Нравственность (4ч)


24.

Образцы нравственности.

Излагают своё мнение по поводу значения этических норм, норм морали и нравственности в жизни

людей, общества. Знакомятся с примерами проявления высокой

нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Учатся анализировать жизненные

ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами разных культурных

традиций. Учатся толерантному отношению к представителям разных

мировоззрений и культурных

традиций.

Знать:

о нормах-образцах нравственного поведения в культуре России – о труженике, патриоте, воине, коллективе

Л. Осваивать личностный смысла учения; выбирать дальнейший образовательный маршрут. Оценивать жизненные ситуации и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
П. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её.
Развивать познавательные инициативы
Р. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать. 

Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку. Осознавать свою учебную деятельность и деятельность класса
К. Понимать точку зрения другого Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.   Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

Стр.50-51, вопросы




25.

Образцы нравственности.

Знать:

о нормах-образцах нравственного поведения в культуре России – о труженике, патриоте, воине, коллективе.

Стр.52-53, читать




26.

Образцы нравственности в

культуре Отечества.

Стр.54-55, вопросы




27.

Этикет.

Знать:

что такое этикет;

об одежде и этикете; о значении речи для этикета;

правила этикета.

Стр.56-57, читать




Раздел 4. Повторение (7ч)


28.

Семейные

праздники.

Осуществляют поиск

необходимой информации для

выполнения заданий.

Участвуют в диспутах: учатся

слушать собеседника и излагать своё мнение. Готовят сообщения по выбранным темам (теме).

Развивают представления о нравственных и духовных ценностях.

Развивают представления о морали и нравственности. Развивают ценностное отношение к памятникам истории и культуры. Учатся проводить параллели между этическими нормами религиозных культур и светской этикой.

Знать:

как и когда появились праздники;

какое значение имеют праздники;

что такое подарок и как его выбирать.

Л. Понимать ценности семьи в жизни человека и важности заботливого, внимательного отношения между её членами; знания основных нравственных норм, ориентация на их выполнение; способность эмоционально (неравнодушно) реагировать на негативные поступки одноклассников, других людей, соотносить поступки с общероссийскими духовно-нравственными ценностями;

готовность оценивать своё, учебный труд, принимать оценки одноклассников, учителя, родителей.

П. Осуществлять поиск и анализировать необходимую информацию для решения учебных задач: из учебника (текстовой и иллюстративный материал), из наблюдений исторических и культурных памятников, общений с людьми; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной форме; уметь переводить её в словесную форму; логические действия анализа, сравнения, обобщения, установления аналогий,

построения рассуждений и выводов.

Р. Организовывать и планировать свои действия, в соответствии с поставленными учебно-познавательными задачами и

условиями их реализации, искать средства для их осуществления; контролировать процесс и результаты своей деятельности, вносить необходимые коррективы на основе учёта сделанных ошибок; сравнивать результаты своей деятельности и деятельности одноклассников.

К. Аргументировано отвечать на вопросы, обосновывать свою точку зрения, оценочное суждение, участвовать в диалоге, общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; сотрудничать с учителем и одноклассниками при решении учебных задач.

Стр.58-59, вопросы




29.

Жизнь человека —

высшая нравственная

ценность.

Знать:

что жизнь человека – высшая ценность.

Стр.60-61, читать.




30.

Любовь и уважение

к Отечеству.

Знать:

что такое любовь к Отечеству;

героев своей страны.

Стр.62-63, презентация




31.

Итоговая презентация творческих проектов

обучающихся

Уметь использовать в речи основные понятия по курсу «Основы светской этики.

 


Презентация




32.

Итоговая презентация творческих проектов

обучающихся

Презентация




33.

Итоговая презентация творческих проектов

обучающихся

Презентация




34.

Итоговая презентация творческих проектов

обучающихся









Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Автоматизированное рабочее место педагога: персональный компьютер (ЛОС) с программным обеспечением, нтерактивное оборудование, интерактивная доска (Раnasonic), проектор мультимедийный (EPSON), копировально-множительная техника: сканирующее устройство (сканер EPSON, печатное устройство (принтер Samsung)).


  1. Методическое обеспечение.

  • Шемшурина А.И., «Основы светской этики» учебник для 4 класса М.: – 2012;

  • государственные символы РФ (флаг, герб, звукозапись гимна);

  • настенные карты (России, родного края);

  1. Интернет-ресурсы:




Рабочая программа по основам светской этики 4 класс УМК "Школа России"
  • Начальные классы
Описание:

     Рабочая программа составлена для изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» обучающимися 4 класса общеобразовательной школы, в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования, Примерных программ начального общего образования, на основе авторской программы по «Основы религиозных культур и светской этики» А.И. Шемшурина - «Программы по учебным предметам», М.: Просвещение, 2014 г.  Тематическое планирование с определением основных видов деятельности обучающихся и планируемыми результатами (УУД)

 

Автор Панина Наталья Николаевна
Дата добавления 03.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 9151
Номер материала 23228
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓