Рассмотрено
Согласовано
Утверждаю
на
заседании МО зам. директора
директор СОШ № 6
протокол
№_____ ________О.А. Синюк ____С.Ю.
Сорокина
___________Н.В.
Викторова « » мая 2014г «
» августа 2014г
«
» мая 2014г
РАБОЧАЯ
ПРОГРАММА
по ОРКСЭ 4
класс,
УМК «Школа
России»,
Паниной
Натальи Николаевны,
учителя
начальных классов
высшей
квалификационной категории
2014 - 2015 учебный год
Содержание
Пояснительная записка
Общая характеристика учебного предмета
Место учебного предмета в учебном плане
Ценностные ориентиры содержания учебного курса
Требования к уровню подготовки учащихся
Содержание тем учебного курса
Тематическое планирование с определением основных
видов учебной деятельности обучающихся
Материально-техническое обеспечение образовательного
процесса
Пояснительная записка
Рабочая
программа составлена для изучения курса «Основы религиозных культур и светской
этики» обучающимися 4 класса общеобразовательной школы, в соответствии с
требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта
начального общего образования,
Примерных программ начального общего образования, на основе авторской программы
по «Основы религиозных
культур и светской этики» А.И. Шемшурина - «Программы
по учебным предметам», М.: Просвещение, 2014 г.
Цель комплексного учебного курса «Основы
религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка
мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных
и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а
также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.
Основные задачи комплексного учебного курса:
1) знакомство
обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской
культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
2) развитие
представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для
достойной жизни личности, семьи, общества;
3) обобщение
знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных
обучающимися в начальной школе, и формирование у них ценностно-смысловых
мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной
истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной
школы;
4) развитие
способностей младших школьников к общению в полиэтничной и
многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя
общественного мира и согласия.
Общая характеристика учебного
предмета
Учебный курс является культурологическим и направлен на развитие у школьников
10—11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу
религиозных и светских традиций, на понимание их значения в жизни современного
общества, а также своей сопричастности к ним. Основные культурологические
понятия учебного курса — «культурная традиция», «мировоззрение», «духовность
(душевность)» и «нравственность» — являются объединяющим началом для всех
понятий, составляющих основу курса (религиозную или нерелигиозную).
Новый курс призван
актуализировать в содержании общего образования вопрос совершенствования
личности ребёнка на принципах гуманизма в тесной связи с религиозными и
общечеловеческими ценностями. Курс должен сыграть важную роль, как в расширении
образовательного кругозора учащегося, так и в воспитательном процессе
формирования порядочного, честного, достойного гражданина.
Основной принцип, заложенный в содержании курса, — общность в
многообразии, многоединство, поликультурность, — отражает культурную,
социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.
Общая духовная основа многонационального народа России формируется
исторически и основывается на ряде факторов:
-
общая историческая судьба народов России;
-
единое пространство современной общественной жизни, включающее
развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а
также общность социально-политического пространства.
Учебный курс является единой учебно-воспитательной системой. Все
его модули согласуются между собой по педагогическим целям, задачам,
требованиям к результатам освоения учебного содержания, достижение которых
обучающимися должен обеспечить образовательный процесс, осуществляемый в
пределах отведённого учебного времени с учётом образовательных возможностей
младших подростков.
Учебный курс имеет комплексный характер и включает 6 модулей:
«Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы буддийской
культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы мировых религиозных культур»,
«Основы светской этики».
Место комплексного учебного курса в учебном плане
В соответствии с
образовательной программой учреждения, учебным планом школы на 2014/2015
учебный год на изучение курса «Основы религиозных культур и светской этики» в 4
классе отведено 34 часов из расчёта 1 учебный час в неделю - 34 учебных недель.
Ценностные
ориентиры содержания учебного предмета
Образовательный процесс в границах учебного курса и сопутствующей
ему системы межпредметных связей формирует у обучающихся начальное
представление о религиозных культурах и светской этике посредством:
·
ориентации содержания всех модулей учебного курса на общую
педагогическую цель — воспитание нравственного, творческого, ответственного
гражданина России;
·
педагогического согласования системы базовых ценностей, лежащих в
основе содержания всех модулей учебного курса;
·
системы связей, устанавливаемых между модулями учебного курса, а
также между ними и другими учебными предметами (окружающий мир, русский язык,
литература, история и др.);
·
ориентации учебного содержания на совместное осмысление
педагогами, обучающимися и их родителями актуальных проблем развития личностной
ценностно-смысловой сферы младших подростков;
·
единых требований к результатам освоения содержания учебного
курса.
Учебно-воспитательный процесс, осуществляемый в границах учебного
курса и системы межпредметных связей, педагогически моделирует и содержательно
раскрывает основы религиозных и светских культурных традиций. Сама национальная
духовность с учётом многообразия и глубины её составляющих не может
исчерпываться содержанием этого курса.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучение
детей по программе курса «Основы религиозных культур и светской этики» должно
быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных
результатов освоения содержания.
Требования к личностным результатам:
·
формирование основ российской гражданской идентичности, чувства
гордости за свою Родину;
·
формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии
культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и
культуре всех народов;
·
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе;
·
развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
·
воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
·
развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
·
развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в
различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить
выходы из спорных ситуаций;
·
наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному
отношению к материальным и духовным ценностям.
Требования к метапредметным результатам:
·
овладение способностью принимать и сохранять
цели и задачи учебной деятельности, а также находить
средства её осуществления;
·
формирование умений планировать,
контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с
поставленной задачей и условиями её
реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом
характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
·
адекватное использование речевых средств и средств
информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных
и познавательных задач;
·
умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных
заданий;
·
овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и
жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами
коммуникации;
·
овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей,
построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
·
готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать
возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою
собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий;
·
определение общей цели и путей её достижения, умение договориться
о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.
Требования
к предметным результатам:
·
знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество,
нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций
многонационального народа России;
·
знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их
значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
·
формирование первоначальных представлений о светской этике,
религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
·
осознание ценности нравственности и духовности в человеческой
жизни.
Содержание тем учебного
предмета
Учебный курс «Основы религиозных культур и светской этики»
представляет собой единый комплекс структурно и содержательно связанных друг с
другом шести учебных модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской
культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы
мировых религиозных культур», «Основы светской этики».
Каждый учебный модуль, являясь частью курса, имеет логическую
завершённость по отношению к установленным целям и результатам обучения и
воспитания и включает в себя такой объём материала по предмету, который
позволяет использовать его как самостоятельный учебный компонент.
Учебный модуль «Основы светской этики»
Россия
— наша Родина.
Культура и мораль. Этика и её значение в жизни человека. Праздники
как одна из форм исторической памяти. Образцы нравственности в культурах разных
народов. Государство и мораль гражданина. Образцы нравственности в культуре
Отечества. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Что
значит быть нравственным в наше время? Высшие нравственные ценности, идеалы,
принципы морали. Методика создания морального кодекса в школе. Нормы морали.
Этикет. Образование как нравственная норма. Методы нравственного
самосовершенствования.
Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и
многоконфессионального народа России.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.