Главная / Начальные классы / Рабочая программа курса "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс

Рабочая программа курса "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс

Пояснительная записка

Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального компонента государственного стандарта начального общего образования, Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.

В современном мире особое значение приобретают духовно-нравственное воспитание школьников, развитие у детей таких качеств как толерантность и уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах, социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер, знакомящего школьников с основами различных мировоззрений и опирающегося на нравственные ценности, гуманизм и духовные традиции.

Модуль курса «Основы православной культуры» является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Преподавание знаний об основах православной культуры призвано сыграть важную роль не только в расширении образовательного кругозора учащегося, но и в воспитательном процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина, соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее культурные традиции, готового к межкультурному и межконфессиональному диалогу во имя социального сплочения. Ознакомление с нравственными идеалами и ценностями православных духовных традиций России происходит в контексте, отражающем глубинную связь прошлого и настоящего.

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

  1. знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  2. развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

  4. формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  5. развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

Курс ОРКСЭ будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

Ценностные ориентиры содержания курса ОРКСЭ. В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.

Содержание учебного материала

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Раздел II. Православие в России.

Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).

Используемые методы, технологии, приёмы обучения и воспитания

  • Технологии диалогового взаимодействия:

-технология рефлексивного чтения;

-технология обсуждения проблем;

-технология взаимного обмена заданиями.

  • Познавательно-исследовательские методы:

-беседа-распознавание;

-диалог-сравнение;

-исследовательский проект.

  • Методы обратной связи:

-интерпретация;

-загадки-притчи;

-проблемная пресс-конференция;

- разговор с замещённым собеседником.

  • Игровые и деятельностные методы:

-игра-испытание;

- ролевая игра;

- продуктивный труд.

Формы обучения

  • Классно-урочные занятия.

  • Групповая форма обучения.

  • Внеклассные занятия – классные семейные праздники.

  • В ходе изучения курса предусмотрена презентация творческих работ учащихся на основе изученного материала и освоение материала в деятельностной, творческой форме.

  • Экскурсии.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Учебно-тематическое планирование

№ темы

Тема

Количество часов

Экскурсии

I.

Введение. Духовные ценности и нравственные идеалы в жизни человека и общества.

1

1 ч

II

Основы православной культуры

28

1 ч

III

Духовные традиции многонационального народа

5

1 ч


Всего

34


Учебно-методическое обеспечение

Литература, использованная при составлении рабочей программы

1. Кураев А. В. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. 4 класс. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений – Москва: «Просвещение», 2010.

2. Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры. Методические рекомендации для учителей. «Новое время», 2010.

3. Основы Православной культуры. Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева

Библейская история Ветхого и Нового Завета. В трех томах. Лопухин А.П. Издательство Белорусского Экзархата. При участии ООО «ХАРВЕСТ». Минск, 2005.

4. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Гюстава Доре и цветными вкладками.- М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.

5. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

6. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

7. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

8. Бородина А.В. Основы православной культуры. Москва: Издательский дом «Покров», 2003.

9. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

10. Герои русской истории: Альбом. М.: изд-во «Белый город», 2007.

11. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993г.

12. Духовно-нравственное воспитание. Научно-просветительский журнал. Издательство «Школьная пресса», подписка за 2001 – 2008 гг.

13. Духовные истоки воспитания. Учебно-методическая серия: программы, методики проведения уроков, сборники текстов. Выпуск 1. – Москва: «Славянский Дом», 2001год.

Модуль «Основы православной культуры» по авторской программе А.В. Кураева обеспечивается учебно – методическим комплектом, состоящим:

1. учебное пособие для общеобразовательных школ «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры», 4 класс, автор Кураев А.В.;

2. методических рекомендаций для учителя «Основы религиозных культур и православной этики. Основы православной культуры»;

3. электронного приложения к учебному пособию А.В. Кураева «Основы Православной культуры».

Литература для обучающихся

1. Библия в гравюрах Гюстава Доре. Российское Библейское общество. Москва, 1996.

2. Библия для детей. Сост. Полянская И.Н. - М.: ООО «Изд. АСТ»: ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «ТРАНЗИТКНИГА», 2004.

3. Библия для детей. Священная история в простых рассказах для чтения в школе и дома. По тексту протоиерея Александра Соколова. Издательство Белорусского Экзархата, ХАРВЕСТ. Минск, 2005.

4. Библейская азбука. Отв. за выпуск Авадяева Е. Москва, ОЛМА-ПРЕСС Гранд, 2003.

5. Библейская энциклопедия с иллюстрациями Г.Доре и цветными вкладышами. - М.: ЛОКИД-ПРЕСС, 2002.-

6. Великие православные праздники. Авт.-сост. Глаголева О. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2001.

7. В.А. Никифоров - Волгин. Сборник рассказов.

8. Владимир святой. Алексей Карпов. – М., изд. Молодая гвардия - ЖЗЛ», 1997.

9. Волшебные картинки. Пять Библейских сюжетов. Российское Библейское общество. 2006.

10. Деревянное зодчество Руси. Лариса Александрова. М., изд. «Белый город», 2004.

11. Детская Библия. Православные праздники. Сост. Горбачева Н.Б. – М.: ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография», ООО «Изд. АСТРЕЛЬ»: ООО «Изд. АСТ», 2003.

12. Детям о православной вере. Сост. Зинченко З. – С.-Петербург, изд. «Шпиль», 2003.

13. Дмитрий Донской. Из серии «Жизнь великих людей». Изд. «Граница», Москва, 1993.

14. Евангелие для самых маленьких. По Горбовой С.Н. Изд. Белорусского Экзархата, при участии ОО «ХАРВЕСТ», Минск, 2005.

15. Жития святых: Святителя Димитрия Ростовского: в 13-ти томах. Москва: ТЕРРА – Книжный клуб, 1998.

16. Избранные жития для детей: В 2 т. Составитель Балакшин Е.А. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008.

17. Иконопись. Энциклопедия живописи для детей. Сост. Нина Орлова. Изд. «Белый город», М., 2004.

18. История Церкви для детей. Рассказы из истории Христианской Церкви 1 – 11 веков. Бахметева А.Н. Изд. Белорусского Экзархата, Минск, 2006.

19. Колесникова В.С. Православный храм. Символика и традиции. – М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2006

Материально-техническое обеспечение

Для изучения курса «Основы православной культуры» должны быть в наличии следующие объекты и средства материального обеспечения:

- технические средства;

- экранно - звуковые пособия: электронное приложение «Основы православной культуры», дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет - ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

- учебно - методические комплекты, комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя, нормативно - правовые документы, научно - популярные книги, документальные источники, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах) и д.р.

Примерные темы творческих работ

Темы сочинений:

«Как я понимаю православие»

«Что такое этика?»

«Значение религии в жизни человека и общества»

«Православный храм как произведение архитектуры»

«Экскурсия в православный храм»

«Православные святыни»

«Шедевры православной культуры»

«Православные праздники»

«Крещение Руси как начало великой русской культуры»

«Может ли христианское отношение к природе помочь решению экологической проблемы?»

«Какие особые убеждения христиан укрепляют их в делании добра?»

«Возможен ли подвиг в мирное время?»

«Мое отношение к людям»

«Мое отношение к России»

«С чего начинается Родина»

«Вклад моей семьи в благополучие и процветание Отечества»

«Мой дедушка – защитник Родины»

«Мои друзья – люди разных национальностей и вероисповеданий»

Темы исследовательских работ:

Как христианство пришло на Русь

Христианское отношение к природе.

Святые в отношении к животным.

Русские святые-воины. (На примере одного святого: святых благоверных князей Александра Невского, Дмитрия Донского или других)

Православная культура как образовательная область охватывает масштабную совокупность социально-гуманитарных знаний различной направленности - культурологических, мировоззренческих, этических, эстетических, социологических, этнографических и др., существенная часть которых предъявляется учащимся в виде основ знаний по предмету или выборочной информации, доступной учащимся на соответствующем возрастном уровне. Поэтому для проверки знаний учащихся должен использоваться комплекс заданий, ориентированных на разный уровень представления учебного материала, различные виды умственной и эмоционально-оценочной деятельности школьников.

Для проверки выполнения требований содержания образования по учебному предмету «Основы православной культуры» могут использоваться следующие виды контрольных заданий.

1) Краткий вопрос типа “Как называется...?”, “Перечислите...”, “Укажите...”, “Дайте определение...”, “Что означает...?”.

2) Свободный по форме содержательный текст из 1-3 предложений с пропусками значимого слова или части предложения.

3) Описание, характеристика или изложение (1-5 предложений).

4) Задания на сопоставление, сравнение с указанием признаков, по которым следует провести сравнение.

5) Альтернативные задания с выбором одного или более правильных ответов из нескольких предложенных вариантов.


























п/п


Тема урока


Кол-во

часов


Тип урока


Цели и задачи урока


Требования к уровню

подготовки

обучающихся


Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

1

Россия - наша Родина

1

Урок изучения

нового учебного

материала.

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.



-развивать коммуникативные
компетенции;
-способствовать воспитанию
национального самосознания,
формированию интереса к
изучению предмета;
-углубить знания
(государственная символика, герои и великие люди России.

Знать: Что такое духовный

мир человека. Что такое

культурные традиции.

Уметь: Объяснить, что такое

духовный мир человека.

Рассказать о традициях своей

семьи. Рассказать, какие

ценности лежат в основе своей

семьи. Рассказать о празднике

День народного единства (4ноября)

4-5, вопросы пословицы о Родине Проведи интервью с членами семьи по вопросам: Каких героев России они знают, в чем их заслуги перед отечеством? Каких русских писателей, художников, композиторов они знают, чем они знамениты? Какие книги о России они посоветовали бы тебе прочитать? Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги?



2

Культура и религия

1

Урок изучения

нового учебного

материала.

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.

-способствовать формированию
первоначальных
представлений о православной культуре и её роли в современности России

Знать: Что такое культура,

и как она создаётся. Что

такое религия. Что такое

православие.

Уметь: Выразить слова

благодарности в разнообразных

формах. Понимать взаимосвязь

русской культуры и

православия. Рассказать о

традициях русской

православной культуры XVII

века.

6-7, вопросы

Выяснить у родителей, что они знают о православной культуре



3

Человек и Бог в православии

1

Урок изучения

нового учебного

материала.

-способствовать формированию
первоначальных
представлений о Боге и православии.

Знать: Кого православная

культура называет Творцом.

Какие дары получили от

Творца люди.

Уметь: Понимать, как вера

влияет на поступки человека, и

рассказать об этом.

8-11, вопросы

Вместе с родителями подумайте « Что значит быть православным человеком?»



4

Православная молитва

1

Урок изучения

нового учебного

материала.

-познакомить детей с понятием православная молитва

Знать: Что такое молитва, и

чем она отличается от

магии. Какие бывают виды

молитв. Что значит

«благодать». Кто такие

святые.

Уметь: Рассказать, что значит

«молиться», и чем отличается

молитва от магии. Объяснить

слово «искушение», и зачем

людям посылаются испытания в

жизни. Объяснить выражение

«Знать, как «Отче наш».

12-15, вопросы, молитва

Выяснить у родителей значение слова «искушать»



5

Библия и Евангелие

1

Урок изучения

нового учебного

материала. Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.

-познакомить детей с Библией и Евангелие

Знать: Кто такой

христианин. Кто такие

пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

Что такое Откровение

Божие.

Уметь: Объяснить, что такое

Священное Писание, и из каких

частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос –

христианство – христианин.

Объяснить, как переводится

слово «Евангелие», и почему

оно так называется. Рассказать

об апостолах Христовых.

16-19, вопросы, притчи из Библии

Спросить у своих родителей знают ли они какие- нибудь притчи



6

Проповедь Христа

1

Урок изучения

нового учебного

материала, а

также целевого

применения

усвоенного.

- познакомить детей с учением Иисуса Христа

-формировать умение устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей

Знать: Что такое проповедь

(Нагорная проповедь). Как

христиане относятся к

мести, и почему.

Уметь: Объяснить, чему учил

Христос. Объяснить, что

является духовными

сокровищами. Рассказать, какое

богатство христиане считают

истинным и вечным.

20-23, вопросы

Обсудить с родителями вопрос «Чего именно в мире становиться больше в результате совершённой мести: добра или зла»



7

Христос и Его Крест

1

Урок изучения

нового учебного

материала.

Раскрыть значение православного креста

Знать: Что такое

«воплощение»

(«Боговоплощение»),

Голгофа. Кто такой

Богочеловек.

В чём состояла жертва

Иисуса Христа.

Уметь: Рассказать о Рождестве

Христове. Объяснить, что такое

Боговоплощение. Объяснить,

почему Христос не уклонился

от распятия. Объяснить, почему

крест стал символом

христианства, и какой смысл

христиане вкладывают в этот

символ.

24-27, вопросы

Обсудите с родителями вопрос «Почему крест, орудие пытки и свидетельство страданий Христа, стал символом любви Бога к людям»



8

Пасха

1

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.

Изучение

нового учебного

материала, а

также целевое

применение

усвоенного.

Познакомить детей с православными праздниками и традициями

Формировать умение описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

Знать: Что такое Пасха

(Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное

приветствие. Как звучит

пасхальный гимн. Что такое

христианский пост.

Уметь: Объяснить, почему

Иисуса Христа называют

Спасителем. Объяснить, как

христиане связывают свою

судьбу с воскресением Христа.

Рассказать, в чём состоит смысл

пасхального гимна. Рассказать,

в чём состоит смысл

христианского поста.

28-31, вопросы, рис., поделки Выяснить у родителей какие обычаи они соблюдают при празднование Пасхи.

Нарисовать или слепить пасхальное яйцо.



9

Творческие работы учащихся

1

Подготовка

творческих

работ учащихся.


Знать: Как готовится

творческая работа, какие

существуют виды

творческих работ. Как

пользоваться литературой и

другими источниками

информации, как правильно

отобрать нужную

информацию и сделать

выводы.

Уметь: Искать требующуюся

литературу.

Работать с книгой, со статьей и

другой информацией. Свести

всю найденную информацию в

последовательный общий текст.

Оформить работу в

соответствии с требованиями.

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам



10

Православное учение о человеке

1

Урок-

путешествие в

историю

сотворения

мира и человека

(Библия, Ветхий

Завет).

Раскрыть понятие образ Божий в человеке, помочь понять детям значение слова душа. Познакомить с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

Знать: Чем человек

отличается от животного.

Что такое «внутренний мир»

человека. В чём заключается

свобода для христианина.

Как Библия рассказывает о

происхождении души.

Уметь: Объяснить выражение

«внутренний мир» человека.

Составить рассказ на тему «Как

Бог подарил человеку душу».

Объяснить выражение «болезни

души». Объяснить, в чём

заключается свобода для

христианина

32-35, вопросы

Выяснить:

- как Библия рассказывает о происхождении души;

- есть ли в нашем мире такое, чего нельзя потрогать и увидеть




11

Совесть и раскаяние

1

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.

Изучение

нового учебного

материала, а

также целевое

применение

усвоенного.

Дать понятие о совести и раскаяние. Через поступки людей формировать умение различать добро и зло; учить уметь прощать; уметь давать оценку своим действиям и поступкам.

Знать: Что христиане

считают добром, злом,

грехом, что такое совесть,

раскаяние, покаяние.

Уметь: Рассказать, как совесть

подсказывает человеку

правильный выбор в поступках.

Объяснить выражение «Человек

это животное, умеющее

краснеть». Объяснить связь

между выражениями

«бессовестный человек» и

«мёртвая душа». Рассказать,

почему покаяние называют

«лекарством души».

36-39, вопросы

Выясни у родителей почему покаяние называют лекарством для души? Как оно лечит



12

Заповеди

1

Урок изучения

нового учебного

материала, а

также целевого применения

усвоенного.

Познакомить детей с понятием «заповеди» православных, сопоставить заповеди с принятыми нормами в социуме. О заповедях как правилах жизни, которые помогают каждому стать лучше и быть счастливым. «Не гордись, не ленись, не унывай, всех с радушьем принимай» и др. 

Знать: Что такое

«заповедь», «скрижали».

Какие заповеди были даны

людям через пророка

Уметь: Рассказать, что такое

«Десять заповедей» или «Закон

Моисея». Рассказать, что

общего у воровства и убийства.

40-41, вопросы

Подберите синонимы к словосочетанию «Добросердечный человек.

-зачем нужно преодолевать зависть

Приготовить книжку- малышку «Заповеди»



13

Милосердие и сострадание

1

Актуализация

уже имеющихся

знаний

обучающихся.

Изучение

нового учебного

материала, а

также целевое

применение

усвоенного.

Показать, чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют «ближним». Формировать умение понимать, что такое милосердие, чем оно отличается от дружбы. Познакомить со значением слова милостыня.

Знать: Кого христиане

называют «ближним». Как

христианин должен

относиться к людям. Что

такое «милосердие»,

«милостыня».

Уметь: Объяснить, можно ли

за милосердную помощь брать

плату, и почему. Рассказать, что

нужно делать человеку, чтобы

стать милосердным. Рассказать,

какие существуют дела

милосердия.

42-45, вопросы, примеры из жизни

Выясните у родителей совершали ли они поступки милосердия

Нарисовать дерево добрых дел.



15

Золотое правило этики

1

Урок изучения

нового учебного

материала, а

также целевого

применения

усвоенного.

Познакомить с главным правилом человеческих отношений; что такое осуждение. Формировать умение формулировать свои правила отношений в обществе.

Знать: Что такое «этика».

Главное правило

человеческих отношений.

Что такое «неосуждение».

Уметь: Объяснить, почему

главное правило этики

называется «золотое».

Сформулировать своё мнение:

как уберечься от осуждения

других людей. Рассказать по

картине В. Поленова

«Грешница», как Христос

защитил женщину.

46-47, вопросы

Сформулируйте оформите красочно свои правила вместе с родителями «Как уберечься от осуждения»



16

Творческие работы учащихся

1

Подготовка

творческих

работ учащихся.

Формировать умение участвовать в диспутах: слушать собеседника и излагать своё мнение.

Знать: Как готовится

творческая работа, какие

существуют виды

творческих работ. Как

пользоваться литературой и

другими источниками

информации, как правильно

отобрать нужную

информацию и сделать

выводы.

Уметь: Искать требующуюся

литературу.

Работать с книгой, со статьей и

другой информацией. Свести

всю найденную информацию в

последовательный общий текст.

Оформить работу в

соответствии с требованиями.

Подготовить устное

выступление.

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам



17

Храм

1

Урок-экскурсия

(очная или

заочная, в

зависимости от

возможности).

Познакомить с архитектурным строением православного храма; дать понятие значения в жизни в людей.

Знать: Для чего людям

нужен храм, что они там

делают. Как устроен

православный храм.

Что такое «алтарь»,

«Царские врата», «икона»,

«иконостас», «канун»,

«поминание»,

«благословение».

Уметь: Рассказать, как устроен

православный храм. Рассказать,

что такое иконостас, и какие

иконы в нём присутствуют

обязательно. Рассказать, может

ли православный христианин

молиться без иконы. Отличать

на иконе изображение Иисуса

Христа и Божьей Матери.

48-51, вопросы

По желанию можно посетить храм. расскажи членам семьи и друзьям о православном храме. Подберите вместе изображения храма. Нарисуйте храм.




18

Икона

1

Урок-экскурсия

(очная или

заочная, в

зависимости от

возможности).

Познакомить детей со святынями православной культуры. Показать отличие иконы от картин. Формировать умение видеть через иконы сокровенный мир души человека.

Знать: В чём состоит

отличие иконы от обычной

живописной картины, и

почему. Зачем христианам

нужны иконы, и как на

иконах изображается

невидимый мир.

Уметь: Объяснить, как понятие

света связано с пониманием

Бога в христианстве.

Объяснить, почему христиане

считают возможным

изображать невидимого Бога.

Рассказать, кому молятся

христиане, стоя перед иконой.

Объяснить слова «нимб» и

«лик».

52-55, вопросы

Выясни «Богоматерь – это Бог или человек

Узнайте, знают ли ваши родители молитвы и для чего они предназначены



19

Как христианство пришло на Русь

1

Урок контроля

знаний, умений

и навыков

(полученных в 4

классе); урок-

путешествие в

прошлое

Познакомить с развитием православной культуры в истории России.
Формировать умение излагать своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества.

Знать: Что такое

Евангелие, Пасха, храм и

икона. Кто такой Иисус

Христос.

Узнать: что такое Церковь

и крещение.

Как Русь стала

христианской страной.

Уметь: Отличать

православный храм от других,

узнавать изображение Иисуса

Христа и Пасхи на иконах.

Рассказать историю

проникновения христианства в

древнерусские земли и

крещения Руси.

58-61, вопросы

Выяснить, как изменилась жизнь киевлян после их крещения.



20

Подвиг

1

Урок изучения

нового учебного

материала, а

также целевого

применения

усвоенного

Познакомить с понятием подвиг; дать понятие о человеческой жертвенности.

Знать: Что такое подвиг,

что такое жертвенность.

Пример подвижнической

жизни архиепископа Луки

Войно-Ясенецкого.

Уметь: Объяснить слово

«подвижник», «жертвенность»

и употреблять их в речи.

Различать ценности, ради

которых люди жертвуют своим

временем, здоровьем, даже

жизнью. Рассказать о герое.

62-63, вопросы, пример подвига

Выяснить у родителей совершали ли они подвиги ради кого- то в своей жизни. Подготовить рассказы о подвигах.



21

Заповеди блаженства

1

Урок изучения

нового учебного

материала

Формировать умение анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Знать: Что такое

«заповедь», «блаженство»,

что делает христианина

счастливым.

Уметь: Объяснить, почему

христиане благодарны Иисусу

Христу. Читать текст Заповедей

Блаженства с полным

пониманием. Приводить

примеры исполнения этих

заповедей христианами.

64-67, вопросы

Выяснить вместе с родителями, когда христиане бывают счастливы. Подготовить ответ на тему «Как я понимаю выражение «мир в душе».




22

Зачем творить добро?

1

Урок

формирования

умений и

навыков,

целевого

применения

усвоенного

Способствовать формированию у детей
представления о добре и зле; раскрыть смысл понятий «добро» и «зло»;

Знать: В чём, как и почему

христиане подражают

Христу, чему радуются

святые.

Уметь: Нарисовать кресты

Иисуса Христа, апостолов

Петра и Андрея.

Правильно употреблять в речи

слово «смирение». Объяснить

выражение «Даром приняли –

даром давайте».

68-69, вопросы

Познакомьте своих родителей с духовно-нравственными понятиями и вместе объясните слова Христа «Даром приняли – даром давайте».




23

Чудо в жизни христианина

1

Урок изучения нового учебного

материала,

а также

целевого

применения

усвоенного

Познакомить детей с православной культурой, назначением иконы.

Знать: В чём состоит христианское учение о

Святой Троице. Что такое

христианские добродетели

и в чём они проявляются.

Уметь: Отличать на иконе изображение Святой Троицы.

Объяснить связь слов «вера» и

«верность». Рассказать, какие

добродетели видит учащийся в

самом себе и своих

одноклассниках.

70-71, вопросы

Совместно с родителями определите какие добродетели есть у вас и ваших родителей.

подготовить сообщения на тему: «Чудеса Иисуса Христа»



24

Православие в Божием суде

1

Урок изучения

нового учебного

материала

Учить толерантности, честности , справедливости к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

Знать: В чём состоит

представление христиан о

Божием суде. Почему

христиане верят в

бессмертие.

Уметь: Рассказать, как вера в

Божий суд влияет на поступки

христиан. Перечислить мотивы,

поощряющие христиан к

творению добра.

72-75, вопросы

Вместе с родителями перечислите мотивы, поощряющие христиан к творению добра



25

Таинство Причастия

1

Урок изучения

нового учебного

материала

Познакомить детей с понятиями: Причастие; церковное таинство. Формировать умение анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

Знать: Что такое

Причастие, что такое

церковное Таинство.

Что происходит в храме во

время Литургии.

Уметь: Рассказать, чем

отличается история Ветхого

Завета от истории Нового.

Объяснить, как главная надежда

христиан связана с Литургией.

Рассказать, в чём главное

назначение Церкви.

76-79, вопросы




26

Творческие работы учащихся

1



Знать: Из чего

складывается оценка

творческой работы.

Уметь: Представить свою

творческую работу для

обсуждения. Отстаивать свою

точку зрения. Аргументировать

свой ответ.




27

Монастырь

1

Урок-

путешествие

Дать понятие кто такие монахи и от чего отказываются монахи. Формировать умение приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Знать: Кто такой монах, и

почему люди идут в монахи.

Что представляет собой

монастырь. Какие

монастыри и лавры

существуют на территории

России.

Уметь: Объяснить, что

приобретает человек, став

монахом, и от чего он

отказывается. Рассказать, какие

крупные и известные

монастыри действуют на

территории России.

80-83, вопросы

расскажи членам семьи и друзьям о православном монастыре. Подберите вместе изображения монастыря и приготовьте о нём рассказ



28

Отношение христианина к природе

1

Урок

формирования

умений и

навыков, целевого

применения

усвоенного

Прививать любовь к природе к окружающей среде. Формировать умение приводить примеры явлений православной (или другой религиозной) традиции и светской культуры и сравнивать их.

Знать: Какие качества

делают человека «выше»

природы. Какую

ответственность несёт человек за сохранение

природы. В чём проявляется

милосердное отношение к

животным.

Уметь: Вести диалог на тему

«Почему человек стал

оказывать губительное

воздействие на природу?». Рассказать о своём домашнем

питомце и о том, как ребёнок

заботится о нём.

84-85, вопросы

Подготовить сообщение об экологических кризисах или рассказ о домашних питомцах и как вы за ними ухаживаете



29

Христианская семья

1

Урок изучения

нового учебного

материала,

а также

целевого

применения

усвоенного

Дать понятие семьи, венчание, обручального кольца; культурных традиций православных.

Знать: Почему заключение

брака в церкви называется

«венчание». Что означает

венец над молодожёнами.

Что означает обручальное

кольцо.

Уметь: Рассказать, какие

традиции есть в семье

обучающегося. Объяснить,

какое поведение называется

хамским. Обсудить вопрос:

«Позволяет ли совесть бросать

постаревшего или звболевшего

супруга?»

86-87, вопросы

Рассказать членам семьи и друзьям о православных семейных ценностях, спросить, какие семейные ценности они считают главными в своей жизни.



30

Защита Отечества

1

Урок - заочная

экскурсия.

Познакомить детей с понятием справедливая война. Рассказать о святых защитниках Родины. Формировать умение различать поступки недопустимые даже на войне.

Знать: Имена и подвиг

святых защитников Родины.

Когда война бывает

справедливой. Когда против

общих недругов России

вместе сражались разные

народы.

Уметь: Объяснить, какие

поступки недопустимы даже на

войне. Рассказать, какие слова

вдохновили Пересвета и

Ослябю на участие в

Куликовской битве.

88-91, вопросы, Куликовская битва

Нарисовать эпизод из жизни защитника нашей Родины.



31

Христианин в труде

1

Урок

формирования

умений и

навыков,

целевого

применения

усвоенного

Дать понять о том, какой первый грех людей, какой труд напрасен.

Знать: Какие заповеди

получили первые люди от

Творца. Что такое

первородный грех. Что

такое пост, и для чего он

нужен христианину.

Уметь: Рассказать, какие

заповеди получили первые

люди от Творца. Объяснить

выражение «работать на

совесть». Составить устный

рассказ на тему «Какой труд

вреден для человека».

92-93, вопросы

Нарисовать дерево добрых дел.



32

Любовь и уважение к Отечеству

1

Урок-экскурсия.

Способствовать формированию основ российской гражданской
идентичности, чувства
гордости за свою Родину,
российский народ и
историю России,
мотивировать на личную
ответственность за свои
поступки на основе
представлений о нравственных нормах,
способствовать укреплению веры в Россию

Знать: Главные ценности

для человека, к какой бы

национальности или

религиозной культуре он

себя ни относил, – Родина, семья, жизнь, культура.

Уметь: Объяснить выражение

«жизнь положить за други

своя». Рассказать, какие дела

может совершать человек (даже

ребёнок) на благо других людей, на благо своей Родины.

94-95, вопросы, примеры из жизни

Обратившись за помощью к членам семьи, подготовьте сообщение об одной из четырех конфессий (православие, ислам, буддизм, иудаизм).





33

Выступление

обучающихся

со своими

творческими

работами.

Творческие работы учащихся

1

Конференция Подготовка

творческих

проектов

учащихся

Формировать умение определять общую цель и пути ее достижения.
Формировать умение
договариваться и распределять роли в
совместной деятельности,
способствовать развитию
способности принимать и
сохранять цели и задачи
учебной деятельности;
поиска средств ее
осуществления;

Знать: всесторонне тему,

по которой готовит

выступление обучающийся.

Уметь: Владеть красивой,

грамотной речью, уметь

отвечать на поставленные по

теме выступления вопросы,

аргументировать и отстаивать

свою точку зрения.

Редактирование, обсуждение с родителями, подбор иллюстративного материала к творческим работам



34

Презентация

творческих

проектов.

1

Смотр знаний

Способствовать развитию
умения слушать и
признавать возможность
существования различных
точек зрения и права
каждого иметь свою собственную; учить излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку
событий; обобщить знания, понятия
и представления о
ценностно-смысловых
мировоззренческих основах,
обеспечивающих целостное
восприятие отечественной
истории и культуры.

Знать: всесторонне тему,

по которой готовит

выступление обучающийся.

Уметь: Грамотно презентовать

свой творческий проект.

Владеть красивой, грамотной

речью, уметь отвечать на

поставленные по теме

выступления вопросы,

аргументировать и отстаивать

свою точку зрения.













Рабочая программа курса "Основы религиозных культур и светской этики" 4 класс
  • Начальные классы
Описание:

В современном мире особое значение приобретает духовно-нравственное воспитание школьника, развитие у него таких качеств личности как толерантность, уважение к другим культурам, готовность и способность к диалогу и сотрудничеству, что подразумевает овладение знаниями об особенностях национальных культур, культуроведческих основах и социальных явлений и традиций.

В этой связи актуальным становится включение в школьную программу курса ОРКСЭ. Модуль курса "Основы православной кльтуры" является культурологическим и направлен на развитие у школьников 10-11лет представлений о нравственных иделов и ценностях, составляющих основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России, на понимание их значения в жизни современного общества, а также своей сопричастности к ним.

Автор Вакуленко Лариса Викторовна
Дата добавления 29.12.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 265
Номер материала 16094
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓