Главная / Начальные классы / Рабочая программа по основам православной культуры (4 класс ФГОС НОО)

Рабочая программа по основам православной культуры (4 класс ФГОС НОО)

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

основная общеобразовательная школа № 5

г. Острогожска

«Согласовано» «Утверждено»

Заместитель директора Директор

по УР МКОУ ООШ № 5 МКОУ ООШ № 5

_______ Рощупкина Л.П. _________ Анцупова Н.А.

«____» ________ 20___ г. Приказ № ___ от «___» _____ 20__ г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по основам православной культуры

(4 класс)



Иконникова Людмила Николаевна

(учитель начальных классов

I квалификационная категория)





«Рассмотрено»

Руководитель МО

________________

Протокол № ___

от «____» ______ 20____ г.









2014-2015 учебный год.



Пояснительная записка.

Программа разработана на основе:

1. Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования 2010 г., концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина РФ.

2.  Закона Российской Федерации « Об образовании» ( статья 7).

3.  Регионального базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Воронежской области (Приказ Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении регионального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Воронежской области, реализующих государственные образовательные стандарты начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» № 760 от 27.07.2012 г).

4. Учебного плана МКОУ ООШ № 5 на 2014/2015 учебный год.

5.  Примерной программы по основам православной культуры и на основе УМК «Школа России».

  1. Цель и задачи учебного курса «Основы православной культуры».

Цель курса «Основы православной культуры» – формирование российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.


Задачи учебного курса:

  1. Знакомство обучающихся с основами православной культуры;

  2. Развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

  3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе;

  4. Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы;

  5. Развитие способностей младших школьников к общению на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.


Курс «Основы православной культуры» будет содействовать интеграции всех участников образовательного процесса (школьников, родителей, учителей) в национальную мировую культуру.

В основе учебно - воспитательного процесса курса «Основы православной культуры» заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.


  1. Место предмета в базисном учебном плане

Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.


  1. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного курса.

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.


Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;

  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

  • адекватно оценивать поведение свое и окружающих.


Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;

  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;

  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;

  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Данный модуль комплексного курса ОРКСЭ - «Основы православной культуры 4 класс» - изучается обучающимся 4 классов с их согласия и по выбору его родителей. Преподавание осуществляется в 4 классе 1 урок в неделю (0,5 ч.)

Всего 34 ч за год


  1. Общая характеристика учебного предмета

Цель учебного предмета «Основы православной культуры» состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

В ходе изучения этого нового предмета учащиеся должны познакомиться с историческими и нравственными основами родной православной культуры. Федеральный

Закон «О свободе совести и о религиозных объединениях» (1997 г.) подчеркивает «особую роль православия в истории России, в становлении её духовности и культуры». Из этого законодательного признания особого значения православия в истории нашего Отечества вытекает необходимость изучения православной культуры в общеобразовательных учреждениях России.

Преподавание основ православной культуры в 4 классе общеобразовательного учреждения не ставит цели дать школьнику «теорию духовности» или «теорию нравственности». Оно направлено на то, чтобы сориентировать школьника в современной жизни общества, обеспечивая при этом интеграцию в культурную традицию общества — в глубь времен. Учащиеся начальной школы прежде всего должны ознакомиться со священными страницами родной истории, чтобы впоследствии им стало понятно, почему человек должен стремиться к добродетельной жизни.


  1. Учебно-методический комплекс

Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», А.Я. Данилюк, «Просвещение», 2012.


Для реализации программного содержания используется :

Для учеников:

1.Учебник для учащихся «Основы православной культуры» 4 класс. Просвещение. Москва. 2010г

2.Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры.


Для родителей:

«Основы религиозных культур и светской этики». Книга для родителей.

Для учителя:

1. «Основы религиозных культур и светской этики». Программы общеобразовательных учреждений.4 класс. 2010

2. «Основы религиозных культур и светской этики». Книга для учителя. Справочная литература.

3. Электронное приложение к учебному пособию А.В.Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4.

4. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса.

5. Энциклопедическая и справочная литература.
















Календарно-тематическое планирование по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики»

( модуль «Основы православной культуры) 4 класс (ФГОС НОО)

п/п

Тема


Тип урока

Планируемые результаты

Домашнее задание

Дата



предметные результаты

метапредметные

личностные


по плану


факт

1.

Россия – наша Родина

Введение


Знать основные понятия: Отечество, Родина, духовный мир, культурные традиции.

Уметь:

Объяснить, что такое духовный мир человека. Рассказать о традициях своей семьи. Рассказать, какие ценности лежат в основе своей семьи. Рассказать о празднике День народного единства (4 ноября).

Регулятивные :

учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные:

выполнение действий по алгоритму.


Коммуникативные:

выражение своих мыслей.

нравственно-эстетическое оценивание понятия Родина


Написать сочинение «С чего начинается Родина?»

12.01.15. -24.01.15.


2.

Культура и религия

Урок-познание.

Знать: Что такое культура, и как она создаётся. Что такое религия. Что такое православие.

Уметь: Выразить слова благодарности в разнообразных формах. Понимать взаимосвязь русской культуры и православия. Рассказать о традициях русской православной культуры XVII века

Регулятивные :

саморегуляция

Познавательные:

поиск и отбор необходимой информации

Коммуникативные: выражение своих мыслей.

нравственно-эстетическое оценивание.


Подготовить рассказ

Что такое культура?

Что такое религия?



3.

Человек и Бог в правос-лавии

Урок-рассужде-ние.

Знать: Кого православная культура называет Творцом. Какие дары получили от Творца люди

Уметь: Понимать, как вера влияет на поступки человека, и рассказать об этом.

Регулятивные : саморегуляция


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: уметь договариваться, вести дискуссию

ценить и принимать ценности.


Подготовить ответ «Что значит быть православным человеком?»


26.01.15. -07.02.15.


4.

Правос-лавная молитва

Урок-исследова-ние

Знать: Что такое молитва, и чем она отличается от магии. Какие бывают виды молитв. Что значит «благодать». Кто такие святые.

Уметь: Рассказать, что значит «молиться», и чем отличается молитва от магии. Объяснить слово «искушение», и зачем людям посылаются испытания в жизни. Объяснить выражение «Знать, как «Отче наш».

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера


ценить и принимать ценности.


Подготовить рассказ

Что такое молитва




5.

Библия и Евангелие

Урок-познание

Знать: Кто такой христианин. Кто такие пророки и апостолы. Что такое Библия и Евангелие.

Что такое Откровение Божие.

Уметь: Объяснить, что такое Священное Писание, и из каких частей оно состоит. Объяснить связь слов Христос – христианство – христианин. Объяснить, как переводится слово «Евангелие», и почему оно так называется. Рассказать об апостолах Христовых.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


ценить и принимать ценности.


Подготовить сообщения на тему: «Кто такие христиане?»

09.02.15. – 21.02.15.


6.

Проповедь Христа

Урок-познание

Знать: Что такое проповедь (Нагорная проповедь). Как христиане относятся к мести, и почему.

Уметь: Объяснить, чему учил Христос. Объяснить, что является духовными сокровищами. Рассказать, какое богатство христиане считают истинным и вечным.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


нравственно-эстетическое оценивание.


Подготовить рассказ «Добро и зло в православной традиции».



7.

Христос и Его крест

Урок-размыш-

ление

Знать: Что такое «воплощение» («Боговоплоще-

ние»), Голгофа. Кто такой Богочеловек.

В чём состояла жертва Иисуса Христа.

Уметь: Рассказать о Рождестве Христове. Объяснить, что такое Боговоплощение. Объяснить, почему Христос не уклонился от распятия. Объяснить, почему крест стал символом христианства, и какой смысл христиане вкладывают в этот символ.


Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.



Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: уметь вести дискуссию

нравственно-эстетическое оценивание.


Нарисовать православный крест.

24.02.15-07.03.15.


8.

Пасха

Урок-познание и рассужде

ние.

Знать: Что такое Пасха (Воскресение).

Как празднуют Пасху.

Как звучит пасхальное приветствие. Как звучит пасхальный гимн. Что такое христианский пост.

Уметь: Объяснить, почему Иисуса Христа называют Спасителем. Объяснить, как христиане связывают свою судьбу с воскресением Христа. Рассказать, в чём состоит смысл пасхального гимна. Рассказать, в чём состоит смысл христианского поста.

Регулятивные : саморегуляция


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

нравственно-эстетическое оценивание.


Нарисовать пасхальную открытку на тему «Празднуем Пасху»


9.

Правос-лавное учение о человеке

Урок-лаборатор-ное занятие.

Знать: Чем человек отличается от животного. Что такое «внутренний мир» человека. В чём заключается свобода для христианина. Как Библия рассказывает о происхождении души. христианина.

Уметь: Объяснить выражение «внутренний мир» человека. Составить рассказ на тему «Как Бог подарил человеку душу». Объяснить выражение «болезни души». Объяснить, в чём заключается свобода для христианина.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

нравственно-эстетическое оценивание.


Написать мини-сочинение на «Когда на душе светло и радостно»

09.03.15. -21.03.15.


10.

Совесть и раскаяние

Урок-размышле-ние

Знать: Что христиане считают добром, злом, грехом, что такое совесть, раскаяние, покаяние

Уметь: Рассказать, как совесть подсказывает человеку правильный выбор в поступках.

Объяснить выражение «Человек – это животное, умеющее краснеть». Объяснить связь между выражениями «бессовестный человек» и «мёртвая душа». Рассказать, почему покаяние называют «лекарством души».

Регулятивные : – способность понимать и проявлять свои чувства посредством слов.

Познавательные: построение логической цепи рассуждений.


Коммуникативные: выражение своих мыслей.

нравственно-эстетическое оценивание.


Мини-рассказ «Как исправлять ошибки?», «Спешить делать добро»


11.

Заповеди

Урок-рассужде-

ние

Знать: Что такое «заповедь», «скрижали». Какие заповеди были даны людям через пророка Моисея.

Уметь: Рассказать, что такое «Десять заповедей» или «Закон Моисея». Рассказать, что общего у воровства и убийства. Рассказать, как зависть гасит радость. Отличать 10 заповедей Моисея от заповедей блаженств Иисуса Христа.


Регулятивные : саморегуляция


Познавательные:

анализировать жизненные ситуации и выбирать нравственные формы поведения.

Коммуникативные: умение согласованно выполнять совместную деятельность

ценить и принимать ценности.


Обсудить с родителями, почему нельзя лгать.

30.03.15-11.04.15.


12.

Милосер-дие и сострада-ние

Урок-рассужде-

ние

Знать: Кого христиане называют «ближним». Как христианин должен относиться к людям. Что такое «милосердие», «милостыня».

Уметь: Объяснить, можно ли за милосердную помощь брать плату, и почему. Рассказать, что нужно делать человеку, чтобы стать милосердным. Рассказать, какие существуют дела милосердия

Регулятивные : оценка нравственных норм

Познавательные: извлечение необходимой информации.

Коммуникативные: сотрудничать в совместном решении проблемы.


личностное пережива

ние

Мини-сочинение «Ближний для меня – это…»


13.

Золотое правило этики

Урок-размышле-ние

Знать: Что такое «этика». Главное правило человеческих отношений. Что такое «неосуждение».

Уметь: Объяснить, почему главное правило этики называется «золотое». Сформулировать своё мнение: как уберечься от осуждения других людей. Рассказать по картине В.Поленова «Грешница», как Христос защитил женщину.


Регулятивные : саморегуляция


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: умение и готовность вести диалог, искать решения, оказывать поддержку друг другу. 

ценить и принимать ценности.


Составить свои правила этики

13.04.15. -25.04.15.


14.

Храм

Урок-экскурсия

Знать: Для чего людям нужен храм, что они там делают. Как устроен православный храм.

Что такое «алтарь», «Царские врата», «икона», «иконостас», «канун», «поминание», «благословение». Что такое «церковно-славянский язык».

Уметь: Рассказать, как устроен православный храм. Рассказать, что такое иконостас, и какие иконы в нём присутствуют обязательно. Рассказать, может ли православный христианин молиться без иконы. Отличать на иконе изображение Иисуса Христа и Божьей Матери Объяснить значение выражения «Казанская Богоматерь».

Рассказать правила поведения в храме, и для чего они нужны.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: уважать в общении и сотрудничества партнера и самого себя

ценить и принимать ценности.


Повторить как устроен православный храм



15.

Икона

Урок-ознаком-ление

Знать: В чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины, и почему. Зачем христианам нужны иконы, и как на иконах изображается невидимый мир.

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик»


Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: выражение своих мыслей.

ценить и принимать ценности.


Подберите пары картин и икон, связанных одной темой, образом, сюжетом.


27.04.15 -08.05.15.


16.

Творчес-кие работы учащихся

Урок-ознаком-ление

Знать: Как готовится творческая работа, какие существуют виды творческих работ. Как пользоваться литературой и другими источниками информации, как правильно отобрать нужную информацию и сделать выводы. выступление.

Уметь: Искать требующуюся литературу.
Работать с книгой, со статьей и другой информацией. Свести всю найденную информацию в последовательный общий текст. Оформить работу в соответствии с требованиями. Подготовить устное выступление.


Регулятивные : саморегуляция


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные:  умение слышать, слушать и понимать партнера

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи

Подобрать иллюстративный материала к творческим работам.


17.

Как христиа-нство пришло на Русь

Урок-познание

Знать: Что такое Евангелие, Пасха, храм и икона. Кто такой Иисус Христос.

Узнать: что такое Церковь и крещение.

Как Русь стала христианской страной.

. Уметь: Отличать православный храм от других, узнавать изображение Иисуса Христа и Пасхи на иконах.

Рассказать историю проникновения христианства в древнерусские земли.

Регулятивные : учиться работать по предложенному учителем плану.


Познавательные: поиск и отбор необходимой информации


Коммуникативные: умение слышать, слушать и понимать партнера

нравственно-эстетическое оценивание

Повторить тему урока


11.05.15-23.05.15.




Рабочая программа по основам православной культуры (4 класс ФГОС НОО)
  • Начальные классы
Описание:

Цель курса "Основы православной культуры" - формирование российской, гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной религиозно-культурной традиции.

Задачи учебного курса:

1. Знакомство обучающихся с оновами православной культуры.

2. Развитие представлений младшего школьника о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества.

3. Обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, полученных обучающимися в начальной школе.

4. Формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ, обеспечивающих целостное восприятие отечественной истории и культуры при изучении гуманитарных предметов на ступени основной школы.

Автор Иконникова Людмила Николаевна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 5649
Номер материала 37712
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓