Главная / Другое / Рабочая программа по «Основам православной культуры» 4 класс

Рабочая программа по «Основам православной культуры» 4 класс


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №12»


















Рабочая программа

по «Основам православной культуры»

4 класс






























2013 – 2014 уч. год



Основы православной культуры 4 класс

(1 ч в неделю - 34 ч)


Пояснительная записка


Одна из актуальнейших в настоящее время проблем, которые решает общество, - это проблема духовно - нравственного воспитания и, в частности, тема введения курса «Основы православной культуры» в общеобразовательных учебных заведениях. Очевидно, что повышенный интерес к этой теме возник не случайно. Значительно возросло внимание к духовной стороне бытия человека и православной культуры в России.

«Основы православной культуры» - это один из шести модулей учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Основной принцип, заложенный в содержания курса, - общность в многообразии, многоединство, поликультурность, - отражает культурную, социальную, этническую, религиозную сложность нашей страны и современного мира.

Общая духовная основа многонационального народа России формируется исторически и основывается на ряде факторов:

- общая историческая судьба народов России;

- единое пространство современной общественной жизни, включающее развитую систему межличностных отношений, налаженный веками диалог культур, а также общность социально - политического пространства.

В процессе изучения курса предусмотрена подготовка и презентация творческих проектов на основе изученного материала. Проекты могут быть как индивидуальными, так и коллективными. В ходе подготовки проекта учащиеся получают возможность обобщить ранее изученный материал, освоить его в творческой, деятельной форме.

Основными задачами являются:

- знакомство обучающихся с основами православной культуры;

- развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи и общества;

- обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали и формирование у них ценностно-смысловых мировоззренческих основ.

Освоение школьниками учебного модуля «Основы православной культуры» должно обеспечить:

- понимание значения нравственности, морально ответственного поведения в жизни человека и общества;

- формирование первоначальных представлений об основах православной культуры;

- формирование уважительного отношения к различным духовным и светским традициям;

- знакомство с ценностями: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, и их понимание как основы традиционной культуры многонационального народа России;

- укрепление средствами образования преемственности поколений на основе сохранения и развитие культурных и духовных ценностей.

Обучение детей по программе курса должно быть направленно на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Таким образом, задачей курса является ознакомление детей с основными религиозными понятиями, историей, праздниками и традициями Православной Церкви, раскрытие содержания и смысла православной культуры в нашем современном обществе.

Для изучения курса «Основы православной культуры» должны быть в наличии следующие объекты и средства материального обеспечения:

- технические средства;

- экранно - звуковые пособия: электронное приложение «Основы православной культуры», дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет - ресурсы, аудиозаписи, видеофильмы, мультимедийные презентации, тематически связанные с содержанием курса;

- учебно - методические комплекты, комплексная программа, учебные пособия для учащихся, методическая/справочная литература для учителя, нормативно - правовые документы, научно - популярные книги, документальные источники, энциклопедическая и справочная литература, религиозная литература (рассказы для детей о священных книгах) и д.р.

Программа рассчитана на 34 часа.

В данный УМК входят:

А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» 4-5 классы учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендованно Министерством образования и науки Российской Федерации Москва «Просвещение» 2010 г.

- Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураев «Основы религиозных культур и светской этики» «Основы православной культуры» 4-5 классы Москва издательство «Просвещение» 2010 г.


Содержание программы

4 класс (34 ч)


Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

1 урок. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2 урок. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

3 урок. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

4 урок. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

5 урок. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

6 урок. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

7 урок. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

8 урок. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

9 урок. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

10 урок. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

11 урок. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12-13 урок. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

14 урок. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

15 урок. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

16 урок. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

17 урок. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

18 урок. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Раздел II. Православие в России.

19 урок. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

20 урок. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

21 урок. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

22 урок. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

23 урок. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

24 урок. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

25 урок. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

26 урок. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

27 урок. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

28 урок. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

29 урок. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

30 урок. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

31 урок. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

32 урок. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

33 урок. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

34 урок. Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).


Основные требования к уровню знаний и умений учащихся в 4 классе

В течение учебного года учащиеся должны знать/понимать:

Личностные

- осознание себя ответственным членом семьи, школы, общества и Российского государства;

- развитие чувства преданности и любви к Родине, её истории и культуре, её традициям и преданиям, а в дальнейшем - осознание ответственности за сохранение культурно - исторического наследия России;

- знание важнейших страниц священной истории Отечества, выдающихся имён в истории России, святынь земли Русской и знаменитых памятников православной культуры России;

- осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

- умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

- как результат преданности и уважения к традициям своего народа - уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные

- развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

- любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

- умение сравнивать и анализировать документальные и литературные источники;

Предметные

- развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

- знание достопамятных событий отечественной истории, имён и подвигов величайших просветителей, государственных деятелей, героев и святых людей России;

- умение соотносить имена выдающихся исторических личностей с основными вехами и важнейшими событиями родной истории;

- приобщение к духовно - нравственным ценностям своего народа;

- усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

- приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро - зло, правда - ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

- формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Тематический план учебного курса Тематическое планирование



Период обучения

Количество часов


п/п

Наименование раздела

Кол-во часов

1 четверть

8


1

Введение в православную духовную традицию

19

2 четверть

8


2

Православие в России

15

3 четверть

10



Итого

34 ч.

4 четверть

8





Итого

34









Календарно – тематическое планирование



п/п

Дата проведения

Тема урока

Основные термины и понятия

Стр. учеб ника

Дом. задание


Россия - наша Родина

Россия. Родина. Патриот. Отечество. Столица. Президент. Государственные символы. Духовные традиции

4-5

4-5, вопросы пословицы о Родине


Культура и религия

Родина. Христианство. Православие. Культура. Религия

6-7

6-7, вопросы


Человек и Бог в православии

Православная культура. Внутренний мир человека

8-11

8-11, вопросы


Православная молитва

Священное Писание. Священное Предание. Православие. Молитва. Благодать

12-15

12-15, вопросы, молитва


Библия и Евангелие

Священное Писание. Библия. Евангелие. Ветхий Завет. Новый Завет. Христианин. Откровение.

16-19

16-19, вопросы, притчи из Библии


Проповедь Христа

Вера. Нагорная проповедь. Православие. Христиане.

20-23

20-23, вопросы


Христос и Его Крест

Бог. Творец. Мир. Культура. Православная культура. Любовь.

24-27

24-27, вопросы


Пасха

Светлое Христово Воскресение.

28-31

28-31, вопросы, рис., поделки


Творческие работы учащихся





Православное учение о человеке

Православная культура. Тело. Душа. Внутренний мир человека.

32-35

32-35, вопросы


Совесть и раскаяние

Спасение. Совесть. Быть в ладу со своей душой. Зло. Грех. Раскаяние.

36-39

36-39, вопросы


Заповеди

Добро. Зло. Традиция. Заповедь.

40-41

40-41, вопросы


Милосердие и сострадание

Добродетели. Страсти. Отношение. Милосердие. Сострадание. Близкий. Любовь к врагам. Милостыня.

42-45

42-45, вопросы, примеры из жизни


Милосердие и сострадание


Золотое правило этики

Нравственность. Ближний. Любовь. Раскаяние.

46-47

46-47, вопросы


Храм

Храм. Икона. Иконостас. Царские Врата. Алтарь.

48-51

48-51, вопросы


Икона

52-55

52-55, вопросы


Творческие работы учащихся





Как христианство пришло на Русь

Православие. Церковь. Крещение. Святая Русь.

58-61

58-61, вопросы


Подвиг

Подвиг. Жертва, жертва Богу. Подвижник.

62-63

62-63, вопросы,

пример подвига


Заповеди блаженства

Вера. Нагорная проповедь. Блаженные

64-67

64-67, вопросы


Зачем творить добро?

Святой. Самоотверженность. Радость сердца.

68-69

68-69, вопросы


Чудо в жизни христианина

Троица. Добродетель. Вера. Надежда. Любовь.

70-71

70-71, вопросы


Православие в Божием суде

Молитва. Икона. Бессмертие.

72-75

72-75, вопросы


Таинство Причастия

Тайная вечеря. Христианские таинства. Крещение. Миропомазание. Исповедь. Причастие. Литургия.

76-79

76-79, вопросы


Творческие работы учащихся





Монастырь

Монах, монахиня. Послушание. Обет.

80-83

80-83, вопросы


Отношение христианина к природе

Любовь к природе. Экология. Ковчег.

84-85

84-85, вопросы


Христианская семья

Семья. Ценности. Любовь. Венчание. Семейные традиции.

86-87

86-87, вопросы


Защита Отечества

Отечество. Любовь. Уважение. Патриотизм.

88-91

88-91, вопросы, Куликовская битва


Христианин в труде

Добродетели. Страсти. Отношение. Труд. Пост. Грех.

92-93

92-93, вопросы


Любовь и уважение к Отечеству

Отечество. Любовь. Уважение. Народ. Великая сила нравственности. Патриотизм.

94-95

94-95, вопросы, примеры из жизни


Творческие работы учащихся





Творческие работы учащихся





Рабочая программа по «Основам православной культуры» 4 класс
  • Другое
Описание:

Рабочая программа по «Основам православной культуры» 4 класс

Содержание программы

4 класс  (34 ч)

 

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

1 урок. Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

2 урок. Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

3 урок. Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

4 урок. Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

5 урок. Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

6 урок. Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

7 урок. Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

8 урок. Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

9 урок. Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

10 урок. Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

11 урок. Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12-13 урок. Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

14 урок. Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое неосуждение.

15 урок. Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм.

16 урок. Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

17 урок. Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений.

18 урок. Подведение итогов. Выполнение праздничного проекта.

Раздел II. Православие в России.

19 урок. Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

20 урок. Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

21 урок. Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

22 урок. Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

23 урок. Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

24 урок. Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

25 урок. Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

26 урок. Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

27 урок. Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

28 урок. Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

29 урок. Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

30 урок. Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

31 урок. Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

32 урок. Повторительно - обобщающий урок по второму разделу.

33 урок. Итоговая презентация творческих проектов учащихся.

 

34 урок. Итоговая презентация творческих проектов учащихся (продолжение).

Автор Александрова Юлия Павловна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Другое
Подраздел Планирования
Просмотров 1943
Номер материала 2293
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓