Главная / ОБЖ / Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)

Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Каменская основная общеобразовательная школа»

с.Каменка Поворинский район Воронежской области


Рассмотрено на заседании

педагогического совета школы

Протокол №______

от « » _______________ 2014 г.


Согласовано:

Заместитель директора по УВР

______________/Хмырова М.А./

« » сентября 2014 г.


Утверждаю:

Директор МКОУ «Каменская ООШ»

_________________ /Яковлева Н.А./

Приказ № от « » сентября 2014 г.






Рабочая программа учителя

Словина Александра Николаевича

по основам безопасности жизнедеятельности для учащихся 8 класса



Данная программа разработана в соответствии с программой по основам безопасности жизнедеятельности для общеобразовательных школ. Основы безопасности жизнедеятельности (составитель: Б.И. Мишин «Основы безопасности жизнедеятельности», 2002г.)











2014 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В двадцать первый век человечество вошло в период новых социальных, технических и культурных перемен, которые обусловлены достижениями человечества во всех сферах его деятельности.

В то же время жизнедеятельность человека привела к появлению глобальных проблем в области безопасности жизнедеятельности. Это угроза экологической катастрофы от деградации окружающей природной среды, это демографическая обстановка в стране, рост международного терроризма.

В последнее время очевидна тенденция к снижению численности населения в России и ухудшения состояния здоровья населения страны. Это во многом связано с увеличением частоты проявления разрушительных сил природы, числа промышленных аварий и катастроф, опасных ситуаций социального характера и отрицательным влиянием «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.

Слабая подготовка населения в вопросах безопасного поведения в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, несоблюдение населением правил дорожного движения и пожарной безопасности; пренебрежение правилами личной гигиены и нормами здорового образа жизни в большинстве случаев являются причиной несчастных случаев и гибели людей.

В настоящее время в деле подготовки населения в области безопасности жизнедеятельности и выработки у граждан Российской Федерации привычек здорового образа жизни возрастает роль и ответственность системы образования. Только через образование можно обеспечить повышение общего уровня культуры всего населения страны в области безопасности жизнедеятельности и обеспечить снижение отрицательного влияния «человеческого фактора» на безопасность жизнедеятельности личности, общества и государства.


Рабочая программа по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» в 8 классе составлена в соответствии с Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования по Основам безопасности жизнедеятельности в 8-х классах; на основе программы автора Б.И. Мишина "Основы безопасности жизнедеятельности", в соответствии с учебным планом МКОУ «Каменская ООШ».

Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

  • Ильин А. «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях». М.: «Эксмо», 2003.

  • Малов-Гра А.Г. Рабочая тетрадь по ОБЖ к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» под ред. Ю.Л.Воробьёва. М.: Издательство АСТ: Астрель, 2011.

  • Малов-Гра А.Г. «Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ» к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»; М.: Астрель, 2010.

  • Мишин Б.И. «Программа по ОБЖ для 5–11-х классов», утвержденная Министерством образования Российской Федерации в 2002 году.

  • Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»; М.П.Фролов, Б.И.Мишин и др.; под ред. Ю.Л.Воробьёва. М.: Издательство АСТ: Астрель, 2011.

  • Энциклопедия для детей «Личная безопасность». М.: «Аванта+», 2003.

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).


Изучение тематики данной программы направлено на достижение следующих целей:

воспитание ответственного отношения к окружающей природной среде; к личному здоровью, как индивидуальной, так и общественной ценности; к безопасности личности, общества и государства;

развитие личных духовных и физических качеств, обеспечивающих адекватное поведение в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера; потребность соблюдать нормы здорового образа жизни;

подготовку к выполнению требований, предъявляемых к гражданину российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

освоение знаний: об опасных и чрезвычайных ситуациях, о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства; о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций; об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций; о здоровом образе жизни; об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях; о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

овладение умениями: предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным признакам их появления, а также из анализа специальной информации, получаемой из различных источников; принимать обоснованные решения и план своих действий в конкретной опасной ситуации, с учетом реальной обстановки и своих возможностей.

Реализация указанных целей программы достигается в результате освоения тематики программы.


ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

«Основы безопасности жизнедеятельности» 8 класс

Наименование

кол-во часов

раздел

глава

Раздел I.

Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека.

28


Глава 1.

Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера


3

Глава 2.

Пожары и взрывы.


4

Глава 3.

Аварии с выбросом опасных химических веществ.


6

Глава 4.

Аварии с выбросом радиоактивных веществ.


5

Глава 5.

Гидродинамические аварии.


5

Глава 6.

Нарушение экологического равновесия.


5

Раздел II

Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения.

6


Глава 7.

Безопасное поведение на улицах и дорогах.


6

Резервный урок

1


Всего часов

35

Календарно-тематическое планирование по «Основам безопасности жизнедеятельности» в 8 классе


Номер

урока

Дата

Тема урока

Тип урока

Основные новые понятия

Учебно-методическое
обеспечение

Домашнее задание

Раздел I. Опасные и чрезвычайные ситуации техногенного характера. Безопасность и защита человека.

Глава 1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера

1


Введение. Аварии, катастрофы, чрезвычайные ситуации техногенного характера.

Изучение нового материала

Понятие об аварии и катастрофе. Происшествие – авария – катастрофа – ЧС. Понятие о потенциально опасных объектах. Опасности аварий и катастроф.

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§1, вопр. на стр.18

2


Источники чрезвычайных ситуаций техногенного характера и их последствия.

Комбинированный

Основные типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Учебник, рабочая тетрадь

§2, вопр. на стр.21

3


Основные причины и стадии развития техногенных происшествий.

Комбинированный

Стадии развития ЧС. Основные причины аварий и катастроф техногенного характера.

Учебник, рабочая тетрадь

§3, вопр. на стр.23

Глава 2. Пожары и взрывы.

4


Пожары.

Изучение нового материала

Общие сведения о пожаре. Понятие о пожаре. Процесс горения, условия его возникновения и прекращения. Классификация веществ и материа-лов по группам возгораемости. Классификация пожаров. Условия, способствующие распространению пожара.

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§4, вопр. на стр.37-39

5


Взрывы.

Комбинированный

Общие сведения о взрыве. Классификация взрывов. Зоны действия взрыва, разрушения при взрыве, характеристика разрушений.

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§5, вопр. на стр.43

6


Условия и причины возникновения пожаров и взрывов.

Комбинированный

Основные причины возникновения пожаров и взрывов в зданиях, на промышленных предприятиях. Основные поражающие факторы пожаров и взрывов и их воздействие на людей. Вторичные поражающие факторы пожаров и взрывов.

Учебник, рабочая тетрадь

§6, вопр. на стр.47

7


Последствия пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов.

Комбинированный

Основные и вторичные поражающие факторы пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва, при эвакуации.

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§7-8, вопр. на стр. 49, 51

Глава 3. Аварии с выбросом опасных химических веществ

8


Опасные химические вещества и объекты.

Изучение нового материала

Понятие об опасном химическом веществе. Предприятия - потребители опасных химических веществ. Понятие о химическом объекте и химической аварии.

Учебник, рабочая тетрадь

§9, вопр. на стр.55

9


Характеристика АХОВ и их поражающих факторов.

Комбинированный

Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм. Понятие о сильнодействующих ядовитых веществах. Опасность АХОВ для людей. Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека и их характеристика.

Учебник, рабочая тетрадь

§10, вопр. на стр.60

10


Причины и последствия аварий на химически опасных объектах.

Комбинированный

Причины и последствия аварий на ХОО. Понятие об очаге химического поражения и зоне химического заражения. Зоны химического заражения при авариях на ХОО.

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§11, вопр. на стр.68

11


Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО.

Комбинированный

Использование индивидуальных средств защиты. Укрытие людей в защитных сооружениях. Герметиза-ция жилых помещений, последова-тельность ее проведения. Правила эвакуации из зоны заражения.

Учебник, рабочая тетрадь

§12, вопр. на стр.77

12


Первая помощь пострадавшим от АХОВ.

Комбинированный

ПМП при поражении АХОВ. Меры предосторожности при оказании ПМП.

Учебник, рабочая тетрадь

§13, вопр. на стр.81

13


Обобщающий урок по теме «Пожары, взрывы и аварии с выбросом АХОВ».

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.


Глава 4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

14


Радиоактивность и радиационно-опасные объекты.

Изучение нового материала

Понятие о радиационно-опасном объекте. Классификация аварий на радиационно-опасных объектах.

Учебник, рабочая тетрадь

§14, вопр. на стр.84, 87

15


Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты.

Комбинированный

Природа радиоактивной опасности. Естественные и искусственные источники ионизирующих излуче-ний. Классификация возможных последствий облучения людей.

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§15, вопр. на стр.92

16


Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты

Комбинированный

Внутреннее и внешнее облучение организма.

Последствия радиационных аварий.

Учебник, рабочая тетрадь

§16, вопр. на стр.95

17


Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности


Комбинированный

Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно-опасных объектах: при эвакуации; при отсутствии убежища и средств защиты. Правила безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности. Использование средств индивидуаль-ной защиты. Проведение йодной профилактики. Защитный эффект в результате проведения йодной профилактики.

Учебник, рабочая тетрадь

§17, вопр. на стр.101

18


Обобщающий урок по главе «Аварии с выбросом радиоактивных веществ».

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.


Глава 5. Гидродинамические аварии.

19


Гидродинамические аварии и гидротехнические сооружения.


Изучение нового материала

Понятие о гидродинамической аварии. Виды гидродинамических аварий. Гидродинамически опасный объект. Классификация гидродина-мических объектов.

Учебник, рабочая тетрадь

§18, вопр. на стр.105

20


Причины и виды гидродинамических аварий.

Комбинированный

Причины аварий. Зоны катастро-фического затопления и их характеристика. Волна прорыва и ее поражающее действие.

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§19, вопр. на стр.109

21


Последствия гидродинамических аварий.

Комбинированный

Особенности поражающих факторов при гидродинамических авариях. Вторичные поражающие факторы в зоне затопления. Прямой и косвенный ущерб.

Учебник, рабочая тетрадь

§20, вопр. на стр.111

22


Меры по защите населения от последствий гидродинамических аварий. Правила поведения при угрозе и во время гидродинамических аварий.

Комбинированный

Мероприятия по защите населения от поражения при авариях на гидродинамически опасных объек-тах. Правила безопасного поведения при оповещении об опасности. Действия населения при внезапном затоплении до прибытия помощи; при вынужденной самоэвакуации.

Учебник, рабочая тетрадь

§21, вопр. на стр.114

23


Обобщающий урок по главе «Гидродинамические аварии».

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.


Глава 6. Нарушение экологического равновесия.

24


Экология и экологическая безопасность.

Изучение нового материала

Понятие об антропогенных измене-ниях в природе. Две категории антропогенных изменений в природе: преднамеренные преобра-зования, попутные изменения. Формы воздействия человека на природу.

Учебник, рабочая тетрадь

§22, вопр. на стр.124

25


Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы.

Комбинированный

Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Понятие о токсичности. Классификация загрязнений по воздействию на компоненты окружающей среды Экологические последствия хозяй-ственной деятельности человека. Влияние хозяйственной деятельнос-ти человека на различные компоненты климата. Проблема потепления климата и причины этого. Парниковый эффект. Меры по борьбе с изменением климата.

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.

§23-24, вопр. на стр.128, 131

26


Загрязнение почв. Загрязнение природных вод.

Комбинированный

Загрязнение почв и причины этого. Нерациональное использование земельных ресурсов – основная причина деградации почвы. Влияние сокращения сельхозугодий на дегра-дацию почвы. Источники загрязне-ния вод. Нормы качества воды. Токсикологические показатели, характеризующие химический состав воды. ПДК химических веществ в воде.

Учебник, рабочая тетрадь

§25-26, вопр. на стр.133-134, 138-139

27


Предельно допустимые концентрации загрязняющих веществ. Краткая характеристика экологической обстановки в России.

Изучение нового материала

Основные категории доз и концентраций: максимально допус-тимые; минимально допустимые. Негативно воздействующие физичес-кие факторы окружающей среды: шум, вибрация, электромагнитное излучение.

Учебник, рабочая тетрадь

§27, вопр. на стр.142

28


Обобщающий урок по главе «Нарушение экологического равновесия»

Учебник, рабочая тетрадь


Раздел II. Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения

Глава 7. Безопасное поведение на улицах и дорогах

29


Правила для велосипедистов.

Изучение нового материала

Группы велосипедов. Правила поведения и ПДД для велосипедиста.

Учебник, рабочая тетрадь

§28, вопр. на стр.148

30


Мотовелосипед мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения

Изучение нового материала

Механизмы и системы мотовелосипедов и мопедов. Общие правила езды.

Учебник, рабочая тетрадь

§29, вопр. на стр.153

31


Водитель – главный участник дорожного движения

Комбинированный

Обязанности водителя. Время реакции водителя.

Учебник, рабочая тетрадь

§30, вопр. на стр.156

32


Проезд перекрёстка.

Комбинированный

Перекрёстки. Правила проезда перекрёстков.

Учебник, рабочая тетрадь

§31, вопр. на стр.159-160

33


Экстремальные ситуации аварийного характера

Комбинированный

Разнообразие экстремальных ситуаций аварийного характера

Учебник, рабочая тетрадь

§32, вопр. на стр.163

34


Обобщающий урок по разделу «Опасные ситуации, возникающие в повседневной жизни, и правила безопасного поведения»

Учебник, рабочая тетрадь, компьютерная презентация.


35


Резервный урок


Содержание учебного курса

1. Основные виды и причины опасных ситуаций техногенного характера – 2ч

Введение. Понятия аварии, катастрофы, чрезвычайной ситуации техногенного характера. Их классификация. Краткая характеристика основных видов ЧС техногенного характера и их последствий. Основные причины и стадии развития техногенных происшествий. Понятие об аварии и катастрофе. Опасности аварий и катастроф и их динамика на территории Российской Федерации. Стадии развития ЧС. Понятие о потенциально опасных объектах, основные причины аварий и катастроф техногенного характера.

Основные термины по разделу:

Производственная авария. Происшествие – авария – катастрофа – ЧС. Основные типы чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

2. Пожары и взрывы – 5ч

Условия и причины возникновения пожаров и взрывов. Возможные последствия пожаров и взрывов. Правила безопасного поведения при пожарах и угрозе взрывов. Процесс горения, условия его возникновения и прекращения. Классификация веществ и материалов по группам возгораемости. Классификация пожаров и взрывов. Условия, способствующие распространению пожара. Общие сведения о взрыве. Зоны действия взрыва, разрушения при взрыве, характеристика разрушений. Основные причины возникновения пожаров и взрывов в зданиях, на промышленных предприятиях. Основные поражающие факторы пожаров и взрывов и их воздействие на людей. Вторичные поражающие факторы пожаров и взрывов. Использование первичных средств пожаротушения при небольшом загорании; правила безопасного поведения при эвакуации из горящего здания. Правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва. Правила безопасного поведения при панике во время пожара в общественном месте, в т.ч. при отсутствии видимости.

Основные термины по разделу:

Пожары. Пожароопасные и взрывоопасные объекты. Горение. Горючее вещество, окислитель, источник воспламенения. Горючие, трудногорючие и негорючие вещества. Отдельные и массовые пожары, огненный шторм. Автономный пожарный извещатель. Взрывы. Взрывное устройство. Поражающие факторы.

3. Аварии с выбросом опасных химических веществ – 6ч

Опасные химические вещества и объекты. Характеристика АХОВ и их поражающих факторов. Причины и последствия аварий на химически опасных объектах. Правила поведения и защитные меры при авариях на ХОО. Первая помощь пострадавшим от АХОВ. Понятие об опасном химическом веществе. Понятие о химическом объекте. Понятие о химической аварии. Классификация опасности веществ по степени воздействия на организм. Понятие о сильнодействующих ядовитых веществах. Опасность АХОВ для людей. Классификация АХОВ по характеру воздействия на человека и их характеристика. Понятие об очаге химического поражения и зоне химического заражения. Зоны химического заражения при авариях на ХОО. Глубина и форма зон химического заражения. Использование индивидуальных средств защиты. Укрытие людей в защитных сооружениях. Использование жилых и производственных зданий для защиты от поражения химическими веществами. Герметизация жилых помещений, последовательность ее проведения. Правила эвакуации из зоны заражения. ПМП при поражении АХОВ. Меры предосторожности при оказании ПМП.

Основные термины по разделу:

Аварийно химически опасные вещества (АХОВ). Химически опасные объекты (ХОО). Стойкость, относительная плотность и скорость токсического действия АХОВ. АХОВ быстрого, замедленного и медленного действия. Зона химического заражения. Очаг поражения. Чрезвычайно опасные, высокоопасные, умеренно и малоопасные химические вещества. Пестициды. Аммиак и хлор. Инверсия, изотермия, конвекция. Индивидуальные и коллективные средства защиты.

4. Аварии с выбросом радиоактивных веществ – 6ч

Радиоактивность и радиационно-опасные объекты. Ионизирующее излучение: природа, единицы измерения, биологические эффекты. Естественная радиоактивность. Характеристика очагов поражения при радиационных авариях и принципы защиты от ионизирующего излучения. Правила поведения и действия населения при радиационных авариях и радиоактивном загрязнении местности. Классификация аварий на радиационно-опасных объектах. Природа радиоактивной опасности. Ориентировочные нормы радиационной безопасности человека. Классификация возможных последствий облучения людей. Космическое излучение, радиоактивные изотопы. Внутреннее и внешнее облучение организма. Действия населения по сигналу оповещения об аварии на радиационно-опасных объектах: при эвакуации; при отсутствии убежища и средств защиты. Правила безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности. Действия населения по прибытии в район размещения эвакуированных. Использование средств индивидуальной защиты. Элементы герметизации одежды. Проведение йодной профилактики. Защитный эффект в результате проведения йодной профилактики.

Основные термины по разделу:

Ионизирующее излучение. Радиоактивность. Радиационно опасные объекты. Радиационная авария. Период полураспада. Доза излучения. Мощность дозы. Экспозиционная и эквивалентная доза. Лучевая болезнь. Естественная радиоактивность. Радиоактивные изотопы. Зона отчуждения, временного отселения , жесткого контроля. Йодная профилактика.

5. Гидродинамические аварии – 5ч

Гидродинамически опасный объект. Причины и виды гидродинамических аварий. Последствия гидродинамических аварий. Меры по защите населения от неблагоприятных последствий гидродинамических аварий. Понятие о зоне катастрофического затопления. Классификация гидродинамических объектов. Основные поражающие факторы гидродинамических аварий. Зоны катастрофического затопления и их характеристика. Волна прорыва и ее поражающее действие. Особенности поражающих факторов при гидродинамических авариях. Вторичные поражающие факторы в зоне затопления. Правила безопасного поведения при оповещении об опасности разрушения плотины; при перемещении по местности, подвергшейся затоплению; после схода воды. Действия населения при внезапном затоплении до прибытия помощи; при вынужденной самоэвакуации.

Основные термины по разделу:

Гидродинамическая авария. Искусственные и естественные плотины. Бьеф. Гидроузел. Напорный фронт. Прорыв, проран. Волна прорыва. Катастрофическое затопление. Зона возможного затопления. Поражающие факторы гидродинамических аварий.

6. Нарушение экологического равновесия – 5ч

Экология и экологическая безопасность. Биосфера и человек. Загрязнение атмосферы. Загрязнение почв. Загрязнение природных вод. Понятие о ПДК загрязняющих веществ. Понятие об антропогенных изменениях в природе. Формы воздействия человека на природу. Источники загрязнения окружающей среды и их классификация. Понятие о токсичности. Классификация загрязнений по воздействию на компоненты окружающей среды Экологические последствия хозяйственной деятельности человека. Функции воздуха в жизнедеятельности человека Неблагоприятное воздействие изменения состава и свойств воздушной среды на организм человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на различные компоненты климата. Проблема потепления климата и причины этого. Парниковый эффект. Эрозия почвы, опустынивание, загрязнение тяжелыми металлами, химическими и органическими веществами, заражение почвы в результате антисанитарного состояния. Источники загрязнения вод. Нормы качества воды. Токсикологические показатели, характеризующие химический состав воды. ПДК химических веществ в воде. Основные категории доз и концентраций: максимально допустимые; минимально допустимые. Негативно воздействующие физические факторы окружающей среды: шум, вибрация, электромагнитное излучение.

Основные термины по разделу:

Экология. Биосфера, техносфера. Экосистема. Экологическая катастрофа. Экологическая безопасность. Мутагенез. Ингредиентное, энергетическое, деструкционное, биоценотическое загрязнение. Атмосфера, литосфера, Фенолы. Детергенты. Предельно допустимая концентрация (ПДК). ПДК рабочей зоны. Шумовые воздействия. Вибрация. Электромагнитное излучение.

7. Безопасное поведение на улицах и дорогах – 5ч

Правила для велосипедистов. Мотовелосипед, мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения. Водитель – главный участник дорожного движения. Проезд перекрёстка. Экстремальные ситуации аварийного характера. Группы велосипедов. Правила поведения и ПДД для велосипедиста. Механизмы и системы мотовелосипедов и мопедов. Общие правила езды. Обязанности водителя. Время реакции водителя. Перекрёстки. Правила проезда перекрёстков. Разнообразие экстремальных ситуаций аварийного характера.

Основные термины по разделу:

Мотовелосипед и мопед. Мотоцикл. Правила пользования и движения. Водитель. Экстремальные ситуации аварийного характера. Механизмы и системы мотовелосипедов и мопедов. Общие правила езды. Обязанности водителя. Время реакции водителя. Перекрёстки. Правила проезда перекрёстков. Экстремальные ситуации аварийного характера

8. Резервный урок – 1ч


В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности ученик 8 класса должен:

Знать:

  • потенциальные опасности техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

  • организацию защиты населения от чрезвычайных ситуаций техногенного характера в Российской Федерации;

  • права и обязанности граждан в области безопасности жизнедеятельности;

  • понятие об аварии и катастрофе;

  • основные типы и стадии развития чрезвычайных ситуаций техногенного характера;

  • понятие о потенциально опасных объектах, основные причины аварий и катастроф техногенного характера;

  • общие сведения о пожаре и взрыве;

  • классификацию веществ и материалов по группам возгораемости;

  • основные причины возникновения пожаров и взрывов;

  • основные поражающие факторы пожаров, взрывов и их воздействие на людей;

  • правила безопасного поведения при пожаре и угрозе взрыва;

  • понятие о химическом объекте и химической аварии;

  • классификацию АХОВ по характеру воздействия на человека и их характеристики;

  • причины и последствия аварий на ХОО, зоны химического заражения при авариях;

  • правила эвакуации из зоны заражения, ПМП при поражении АХОВ;

  • понятие о радиационно-опасном объекте;

  • классификацию аварий на радиационно-опасных объектах;

  • последствия радиационных аварий;

  • правила безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности;

  • правила использования средств индивидуальной защиты и проведения йодной профилактики;

  • гидродинамически опасные объекты, их классификацию, виды гидродинамических аварий;

  • основные и вторичные поражающие факторы гидродинамических аварий;

  • мероприятия по защите населения от поражения при авариях на гидродинамически опасных объектах;

  • действия населения при внезапном затоплении до прибытия помощи; при вынужденной самоэвакуации;

  • формы воздействия человека на природу;

  • источники загрязнения окружающей среды и их классификацию;

  • классификацию загрязнений по воздействию на компоненты окружающей среды

  • экологические последствия хозяйственной деятельности человека;

  • меры по борьбе с изменением климата;

  • негативно воздействующие физические факторы окружающей среды: шум, вибрация, электромагнитное излучение;

  • правила поведения и ПДД для велосипедиста, мотовелосипедиста;

  • приемы и правила оказания первой медицинской помощи.

Уметь:

  • перечислить последовательность действий при оповещении возникновения угрозы чрезвычайной ситуации и во время ЧС;

  • использовать первичные средства пожаротушения при небольшом загорании;

  • действовать при возникновении пожара;

  • использовать правила безопасного поведения при эвакуации из горящего здания;

  • провести герметизацию жилых помещений, последовательность ее проведения;

  • классифицировать аварии на радиационно-опасных объектах;

  • действовать по сигналу оповещения об аварии на радиационно-опасных объектах;

  • пользоваться правилами безопасного поведения во время эвакуации по зараженной местности;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты; проведение йодной профилактики;

  • классифицировать гидродинамически опасные объекты и аварии на них;

  • действовать при внезапном затоплении до прибытия помощи; при вынужденной самоэвакуации;

  • классифицировать источники загрязнения окружающей среды;

  • дать краткую характеристику экологической обстановки в России;

  • использовать правила поведения и ПДД для велосипедиста;

  • соблюдать правила дорожного движения в качестве пешехода, пассажира и водителя транспортного средства (велосипеда, мопеда);

  • предвидеть опасные ситуации по их характерным признакам, принимать решение и действовать, обеспечивая личную безопасность;

  • соблюдать правила личной безопасности в криминогенных ситуациях и в местах скопления большого количества людей;

  • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни дня:

  • обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

  • безопасного пользования различными бытовыми приборами, инструментами и препаратами в повседневной жизни;

  • проявления бдительности и безопасного поведения при угрозе террористического акта или при захвате в качестве заложника;

  • оказания первой медицинской помощи пострадавшим в различных опасных или бытовых ситуациях.


Список литературы:

Ильин А. «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях». М.: «Эксмо», 2003.

Малов-Гра А.Г. «Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ» к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»; М.: Астрель, 2010.

Мишин Б.И. «Программа по ОБЖ для 5–11-х классов», утвержденная Министерством образования Российской Федерации в 2002 году.

Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»; М.П.Фролов, Б.И.Мишин и др.; под ред. Ю.Л.Воробьёва. М.: Издательство АСТ: Астрель, 2011.

Энциклопедия для детей «Личная безопасность». М.: «Аванта+», 2003.























Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся

Текущий контроль усвоения материала осуществляется путем устного (письменного опроса), практических работ. Периодически знания и умения по пройденным темам проверяются письменными тестовыми заданиями.

Оценка тестов

Оценка “5” (“отлично”) учащийся должен успешно выполнить тест, более 90% правильных ответов.

Оценка “4” (“хорошо”) ставится за – 75-89% правильных ответов.

Оценка “3” (“зачет”) – 50-74% правильных ответов из общего количества вопросов.

При выполнении практической работы:

При проверке усвоения материала выявляется полнота, прочность усвоения учащимися теории и умение применять ее на практике в знакомых и незнакомых ситуациях.

Отметка зависит также от наличия и характера погрешностей, допущенных учащимися.

грубая ошибка – полностью искажено смысловое значение понятия, определения;

погрешность отражает неточные формулировки, свидетельствующие о нечетком представлении рассматриваемого объекта;

недочет – неправильное представление об объекте, не влияющего кардинально на знания определенные программой обучения;

мелкие погрешности – неточности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Исходя из норм (пятибалльной системы), заложенных во всех предметных областях выставляете отметка:

«5» ставится при выполнении всех заданий полностью или при наличии 1-2 мелких погрешностей;

«4» ставится при наличии 1-2 недочетов или одной ошибки:

«3» ставится при выполнении 2/3 от объема предложенных заданий;

«2» ставится, если допущены существенные ошибки, показавшие, что учащийся не владеет обязательными умениями по данной теме в полной мере (незнание основного программного материала) или отказ от выполнения учебных обязанностей.

В тех случаях, когда учащийся показал оригинальный и наиболее рациональный подход к выполнению работы и в процессе работы, но не избежал тех или иных недостатков, оценка за выполнение работы по усмотрению учителя может быть повышена по сравнению с указанными выше нормами.

Устный опрос

Осуществляется на каждом уроке (эвристическая беседа, опрос). Задачей устного опроса является не столько оценивание знаний учащихся, сколько определение проблемных мест в усвоении учебного материала и фиксирование внимания учеников на сложных понятиях, явлениях, процессе.

Оценка устных ответов учащихся

Ответ оценивается отметкой «5», если ученик:

полно раскрыл содержание материала в объеме, предусмотренном программой;

изложил материал грамотным языком в определенной логической последовательности, точно используя терминологию учебной дисциплины;

правильно выполнил рисунки, схемы, сопутствующие ответу;

показал умение иллюстрировать теоретические положения конкретными примерами;

продемонстрировал усвоение ранее изученных сопутствующих вопросов, сформированность и устойчивость используемых при ответе умений и навыков;

отвечал самостоятельно без наводящих вопросов учителя.

Возможны одна-две неточности при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, которые ученик легко исправил по замечанию учителя.

Ответ оценивается отметкой «4», если ответ удовлетворяет в основном требованиям на отметку «5», но при этом имеет один из недостатков:

допущены один-два недочета при освещении основного содержания ответа, исправленные по замечанию учителя:

допущены ошибка или более двух недочетов при освещении второстепенных вопросов или в выкладках, легко исправленные по замечанию учителя.

Отметка «3» ставится в следующих случаях:

неполно или непоследовательно раскрыто содержание материала, но показано общее понимание вопроса и продемонстрированы умения, достаточные для дальнейшего усвоения программного материала определенные настоящей программой;

Отметка «2» ставится в следующих случаях:

не раскрыто основное содержание учебного материала;

обнаружено незнание или неполное понимание учеником большей или наиболее важной части учебного материала;

допущены ошибки в определении понятий, при использовании специальной терминологии, в рисунках, схемах, в выкладках, которые не исправлены после нескольких наводящих вопросов учителя.

ученик обнаружил полное незнание и непонимание изучаемого учебного материала;

не смог ответить ни на один из поставленных вопросов по изучаемому материалу;

отказался отвечать на вопросы учителя.



Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (8 класс)
  • ОБЖ
Описание:
Преподавание курса ориентировано на использование учебного и программно-методического комплекса, в который входят:

ØИльин А. «Школа выживания при авариях и стихийных бедствиях». М.: «Эксмо», 2003.

ØМалов-Гра А.Г. Рабочая тетрадь по ОБЖ к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс» под ред. Ю.Л.Воробьёва. М.: Издательство АСТ: Астрель, 2011.

ØМалов-Гра А.Г. «Тематическое и поурочное планирование по ОБЖ» к учебнику «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»; М.: Астрель, 2010.

ØМишин Б.И. «Программа по ОБЖ для 5–11-х классов», утвержденная Министерством образования Российской Федерации в 2002 году.

ØУчебник «Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс»; М.П.Фролов, Б.И.Мишин и др.; под ред. Ю.Л.Воробьёва. М.: Издательство АСТ: Астрель, 2011.

ØЭнциклопедия для детей «Личная безопасность». М.: «Аванта+», 2003.

Рабочая программа «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана на 35 учебных часов (1 час в неделю).

Автор Словин Александр Николаевич
Дата добавления 31.12.2014
Раздел ОБЖ
Подраздел
Просмотров 1430
Номер материала 19047
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓